Сколько времени продолжится царствование антихриста?

Источник

Мы показали, что в библейских изречениях о мерзости запустения заключаются предсказания об антихристе. В частности, в них есть указания на время явления его и срок его царствования, на характер его личности и его деятельности и на результаты последней, и в особенности на отношении его к религии. Может показаться, что мы в своем труде уделили уже слишком много места разъяснению смысла и значения этих изречений, особенно того из них, которое находится в пророчестве о седьминах; но мы вынуждены были к тому достаточными причинами. Эти изречения кратки по букве, но глубоки и широки по мысли. Заключающиеся в них учение выражено слишком сжато и прикровенно. Толкования их многочисленны и крайне разнообразны; трудно изъяснить эти таинственные изречения и не легко увериться самому и убедить других в правильности своего изъяснения; для основательности и без пристрастия толкования требовались изучение и оценка толкований, сделанных другими богословами. Так как из древних и из новых толкователей только немногие находят в изречениях о мерзости запустения предсказания и об антихристе, то нужно было пространно разъяснять и доказывать, что в них действительно содержится учение и об антихристе. Так как, притом, это учение дано в них прикровенно, то пришлось доходить до него длинными, окольными путями, раскрывать его, например, через подробное изъяснение контекста речи, или через сопоставление с другими, более ясными, местами Писания, ссылаться на авторитетным мнения одних толкователей и опровергать несогласных с ними мнения других богословов. С другой стороны несомненно, что в тех же изречениях находятся указания на события и эпохи, далеко отстоящие от антихриста по времени и только имеющие с его эпохою некоторое сходство по характеру. Поэтому приходилось отмечать и разъяснять указания и на эти эпохи и события, – разумеем гонение Антиохово, отвержение и умерщвление Христа и следовавшие затем открытие нового завета и прекращение ветхого, опустошение Иерусалима, осквернение и разрушение храма, падение Иудеи и рассеяние Иудеев. Тем более нужно было говорить об этих событиях, иногда и не кратко, что очень многие богословы, начиная с некоторых отцов Церкви и кончая многими новейшими толкователями, в изречениях о мерзости запустения находили указания только на какое либо одно из этих событий и не поставляли их в какое либо отношение к эпохе антихриста, или и прямо отрицали таковое отношение. Особенно пространно вышло толкование того изречения о мерзости запустения, которое находится в пророчестве о седьминах. Это по той причине, что оно тесно связано целым пророчеством о седьминах и поэтому для ясности и убедительности необходимо было дать толкование всего пророчества. А кто хотя поверхностно знаком с литературой толкования этого пророчества, тот знает, сколько трудных и сложных вопросов входит, так сказать, в программу изъяснения его. Достаточно напомнить, какую сложную задачу представляет разсчисление седьмин, и как труден и сложен связанный с этою задачей вопрос о годе рождения Иисуса Христа.

Пройдя длинный, извилистый и, несмотря на многих предшественников, не вполне еще проторенный путь и возвращаясь, после исследования предсказания о мерзости запустения книги Даниила, к тому, с чего начали, т.е., к предсказанию Иисуса Христа о мерзости запустения, стоящей на святом месте, мы можем теперь с уверенностью и не с чужого голоса сказать, что Иисус Христос словами: и тогда придет конец (Мф. 24, 14), предсказал, с одной стороны, конец Иудеи и Иерусалима, а с другой, предвозвестил о конце мира. Равным образом и поставленным в непосредственной связи с этими словами пророчеством о мерзости запустения, предвозвещенной раньше пророком Даниилом, Иисус Христос отчасти предсказал имевшие вскоре наступить поругания святыни в Иерусалиме и опустошение этого священного города и всей Иудеи, а отчасти, простирая взор в даль веков, предрек то, более ужасное, осквернение святыни и истребительное гонение против всего святого, которое осуществится пред концом мира в лице антихриста и чрез его безбожную деятельность, которое, в связи со всеобщим упадком веры в Бога и развращением нравов, широко распространится по земле. Этот конец – последняя эпоха существования человеческого рода на земле и теперешнего видимого мира, краткая, но самая злосчастная година во всемирной истории, время царствования антихриста на земле.

В Священном Писании точно определено, сколько времени продолжится и когда кончится эта страшная година; предсказаны в нем и признаки приближения и наступления ее, хотя они не очень определенны, а предсказания о них не все для нас вразумительны; предречено в нем также и то, что совершится в эту годину, и какова будет тогда жизнь людей, их материальное положение и их религиозное и нравственное состояние; можно найти в нем указания и на те причины, от которых произойдет тогда страшный упадок веры и добра на земле и чрезмерное усиление и распространение зла и бедствий; наконец, в нем отмечены черты личности, характера и деятельности того человека, который будет тогда властелином на земле, и описаны его отношения к Богу и Христу, к религии и добру, к людям и к темным силам ада. Кратким и большею частью прикровенным указаниям на эти предметы Священного Писания даны разъяснения у отцов и учителей Церкви и у богословов.

При трудности достигнуть истинных взглядов на эти предметы, при краткости, таинственности и невразумительности предсказаний о них Писания, в исследовании и изображении их необходимо постоянно руководствоваться свято – отеческим учением. Когда же мерзость запустения станет на святом месте, станет, где не должно? И сколько времени она будет стоять на святом месте? Иначе, когда придет антихрист, и сколько времени протечет от его пришествия до его смерти? При этом под пришествием или явлением антихриста мы разумеем, и должно разуметь, не рождение его, не явление его на свет, а явление его именно в качестве антихриста, публичное объявление им себя антихристом, или, что то же, начало его царствования. Спрашивается, в какие времена наступит, сколько времени продолжится и когда кончится царствование антихриста?

Определенные, твердые и решительные ответы можно дать только на два последних вопроса.

Сколь продолжительно будет царствование антихриста?

Священное Писание и святые отцы дают на этот вопрос точный ответ: царствование антихриста продолжится три года с половиною. Когда оно кончится? И при решении этого вопроса мы находим в Священном Писании и в святоотеческом учении определенный и ясный ответ, что царствование антихриста кончится с пришествием Иисуса Христа и пред кончиною мира, или за самый краткий срок пред пришествием Христа и кончиною мира.

В какие времена наступит царствование антихриста?

Из ответов на вопросы о конце и продолжительности царствования антихриста ясно видно, что оно начнется за три с половиною года, или немного более, до второго пришествия Христа и кончины мира. Таким образом мы знаем, когда придет антихрист, если считать с конца мира. Но это знание давало бы нам возможность определить время пришествия антихриста по отношению к началу мира и любому историческому моменту, например, по отношен к нашему веку, лишь в том случае, если бы мы знали, когда будет второе пришествие Христово, когда наступить конец мира. Но никто из людей никогда не знал и теперь не знает, когда совершатся эти два величайших события. По времени наступления их определить время пришествия антихриста не возможно. С другой стороны, и без отношения к пришествию Христову и кончине мира, прямо и непосредственно определить когда явится антихрист, тоже не возможно.

Следуя естественному порядку, надлежало бы сначала рассмотреть вопрос о том, когда явится антихрист, когда наступит его царствование; затем решить вопрос о том, сколько времени оно продолжится; а в заключении исследовать вопрос о том, когда оно кончится.

Но есть достаточные основания начать рассмотрение этих вопросов не с первого, а со второго, среднего, с вопроса о продолжительности царствования антихриста. Священное Писание и отцы Церкви дают твердые указания для определенного и окончательного решения этого вопроса; а решение этого вопроса дает возможность если не решить, то по крайней мере правильно поставить вопрос о том, когда явится антихрист, найти правильный путь для рассмотрения его и решения. Напротив, исследование вопроса о времени явления антихриста, при невозможности дать определенный ответь на него, ни мало не служит подготовкою к решению вопроса о продолжительности царствования антихриста. Скажем более: домогающиеся решить вопрос о времени, в которое наступить царствование антихриста, без предварительная решения вопроса о продолжительности его царствования, находятся в опасности потерять настоящий путь к решению как этого, так и того вопроса, и даже утратить истинный взгляд на антихриста. Говоря это, не отрицаем того, что, в свою очередь, неправильные воззрения на существо и личность антихриста запутывают вопросы о времени явления антихриста и продолжительности его царствования и полагают препоны к правильной постановке и верному решению их. Здесь, как и везде в науке и в жизни, при исследовании и решении вопросов правильный путь тот, чтобы идти от известного к неизвестному, от более известного к менее известному.

Это не теоретические только соображения: они нашли оправдание в практике, в самой жизни. Первые русские расколоучители, по невежеству и фанатической ненависти к православию и православным, стали говорить, что пришел антихрист в лице патриарха Никона, и уверились в приближении кончины мира. Значит, эти расколоучители имели совершенно правильный взгляд на антихриста в тех отношениях, что считали его одним определенным лицом, одним человеком и что были уверены в кратковременности его царствования и в наступлении в след за ним кончины мира. Но ошибка их была в том, что антихрист еще не пришел, а они думали, что он пришел. Очень скоро сама собой обнаружилась ошибочность их мнения, будто антихрист уже явился. Никон умер, а между тем второго пришествия Христова не последовало, кончина мира не наступило, мир стоял по–прежнему. Должно было отказаться от мнения, раз лживость его обнаружилась воочию. Но раскольники, как и всякие вообще еретики и фанатики, жалки, несчастны и в то же время глубоко преступны именно тем, что они, видя, не видят и, слыша, не слышат, что с ожесточенным сердцем и упорствующим в заблуждении умом они идут против очевидной истины и защищают явную ложь, лишь бы она была их ложь. При этом тщательно измышляется все, что только может прикрыть ложь, оправдать заблуждение и затмить истину. Раскольники не оставили своего сумасбродного мнения о Никоне, как явившемся антихристе, несмотря на обнаружившуюся лживость этого мнения; а, напротив, стали извращать само учение о лице и продолжительности царствования антихриста, с целью доказать, что мнение их о Никоне истинно, что Никон действительно – антихрист. А именно, они стали утверждать, что если кончина мира не наступает, то это не значит, что Никон не антихрист, и что царствование антихриста еще не началось; потому что, будто бы, царствование антихриста будет продолжаться не три года с половиною, а неопределенно–долгий период времени, и что антихрист есть не одно определенное лицо, которое явится пред самою кончиною мира, а дух неверия и нечестия и целый ряд лиц, проникнутых этим духом. Никон, будто бы, один из множества таких людей. Конечно, главная причина столь грубого извращения учения о лице антихриста и продолжительности его царствования лежит не в том, что расколоучители ошибочно приняли Никона за антихриста, а в изуверстве их и в их ожесточенной вражде против Православной Церкви. Ведь и в Наполеоне, когда он опустошал Европу огнем и мечом, очень многие видели антихриста. Но лишь только он попал в заточении, и прекратились войны, так никто уже не считал его антихристом. Ошибка осталась без всяких последствий. Но хотя главным источником заблуждений раскольников в учении об антихристе служит их невежественный фанатизм, тем не менее поводом и исходным пунктом этих заблуждений, несомненно, было их ошибочное мнение, будто антихрист явился в лице Никона, и будто бы царствование антихриста началось. Не будь этой первоначальной ошибки, последующим раскольникам не было бы надобности измышлять новые и новые небылицы, и все более и более удаляться от истинного, библейского и святоотеческого, учения об антихристе.

Прямые указания на то, сколько времени продолжится царствование антихриста, находятся в книгах двух тайнозрителей, ветхозаветного и новозаветного: в книгё пророка Даниила и в Апокалипсисе Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

По книге Даниила, выросшему на четвертом звере малому рогу (Дан. 7, 7. 8), который означает антихриста, святые будут отданы во власть до времени и времен и полувремени (Дан. 7:25; ср. 12:7). Но можно также это место перевести: до истечения года, двух годов (поставлено двойственное число) и полугода; потому что еврейское слово עדנ значит и время и год. „Что временем, временами и полувременем обозначается, по словам Блаж. Августина, год, два года и полгода, следовательно три с половиною года, это видно и из приводимого несколько ниже числа дней1 и поясняется иногда в Писаниях числом месяцев. На латинском языке выражение – времена, представляется в этом месте неопределенным; но оно употреблено в двойственном числе, которого у латинян нет. Как есть оно у Греков, так, говорят, имеют его и Евреи. Выражение – времена, употреблено следовательно так, как если бы было сказано два времени»2. По Апокалипсису, жене, означающей Церковь, были даны два крыла, чтобы она летела в пустыню от лица змея, т.е., диавола, и там питалась в продолжении времени, времен и полвремени (12, 14). Тут предуказано время антихриста, когда Церковь подвергнется страшному гонению в мире, так что ей придется бежать из него и спасаться в местах необитаемых. Человекоубийственная и боговраждебная деятельность малого рога (Дан.7, 7–26) очень напоминает то, что произойдет во вторую половину последней, семидесятой, седьмины (Дан.9, 27). Так, малый рог возмечтает отменить праздничные времена и закон (7, 25): и в половину седьмины прекратится жертва и приношение (9, 27); малый рог против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего (7, 25 и 21): и в половине седьмины на крыле святилища будет мерзость запустенья (9, 27); зверь, на котором был малый рог, будет убит, и тело его будет сокрушено и предано на сожжете огню (7, 11), а у самого рога будет отнята власть губить и истреблять до конца (7, 26): и в половине седьмины окончательная предопределенная гибель постигнешь опустошителя (9, 27). Ясно, что во вторую половину семидесятой седьмины будет действовать антихрист, что раньше нами было доказано и иными способами. Следовательно, он будет действовать три с половиной года. Наконец , в Апокалипсисе прямо сказано, что зверю, выходящему из моря, будет дана власть действовать сорок два месяца, т. е., три с половиной года (13, 1.5); а зверь из моря – это антихрист. В Апокалипсисе же предсказано, что язычники будут попирать святый город сорок два месяца (11, 2).

Начнется сорока двух-месячное мучительское господство антихриста, или третий, совершенно антихристианский, период последних времен поставлением мерзости запустения на святом месте. Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения, открыто было Даниилу, пройдет тысяча девяносто дней (12, 11). Быть может, этот же момент начала царствования антихриста указывает Апостол Павел, когда говорит, что человек греха сядет в храме Божием, как Бог, выдавал себя за Бога (2 Фесс. 2:4). Этим действием антихрист наглядно покажет людям, что храмы Божии – его храмы, что в храмах, как и вне храмов, люди должны покланяться ему, ибо он – бог. Он сядет на трон или на престол в важнейшем из храмов на земле и повелит принести себе божеское поклонение. В тоже время он издаст повеление: прекратить принесение жертв и молитв и всякое служение Богу и богам во всех храмах, на всех жертвенниках, в домах и на улицах, и вообще на всей земле, а вместо того в храмах, на жертвенниках и в других приличных местах поставить его изображения, или иные знаки его лица и заставить всех людей воздавать им божеское поклонение. Это будет, так сказать, торжественное вступление антихриста в права боговластия и все – мирного владычества; антихрист всенародно объявит, что он, и только он один, есть бог и всемирный властелин, что во всем мире по должно быть и нет иной власти и силы, ни религиозной, ни светской, кроме его власти, что всякая власть на земле должна исходить от него и от него зависеть, что все люди должны покланяться и служить ему, как Богу, потому что нет Бога, кроме него, и все должны подчиняться ему, как всемирному царю.

Без сомнения, для того, чтобы иметь дерзость сесть в храме и объявить себя Богом, чтобы иметь власть прекратить принесение жертв Богу и богам, т. е., упразднить все религиозные культы, или, но крайней мере, запретить публичное совершение их, нужна огромная сила, нужно такое чрезвычайное могущество одного человека, какой во всемирной истории не было. Ясно, что для приобретения такой силы и для достижения такой власти нужна продолжительная подготовительная деятельность. Антихрист и будет вести ее раньше, в течение неизвестного числа лет. И эта предварительная его деятельность будет вполне антихристианская и безбожная и, конечно, будет иметь широкие размеры, большие и быстрые успехи, благодаря частью тому, что развращение и неверие тогдашнего человечества дадут благоприятную почву для роста и распространения его влияния, частью тому, что диавол, избравши его своим особенным орудием, сосредоточит в нем всю силу зла и коварства и сделает его столько искусным и могущественным в обольщении и уловлении людей, сколько могуществен во зле и во власти над людьми сам. Но в этот предварительный период антихрист не будет объявлять себя прямо и явно Богом и антихристом, не будет объявлять себя врагом и гонителем всякой религии. Известно, что антихрист будет подражать Христу, подражать лживо и коварно, примет личину Христа и этим многих прельстит. Эта коварная, обольщающая, лицемерная, лжехристианская, скрытная, благонамеренная по виду, но злотворная по существу деятельность проявится преимущественно в предварительный период жизни антихриста. Сначала, не имея еще силы, он будет льстиво, незаметно и коварно привлекать к себе людей и внедрять в них свое лжеучение; под личиной заботы об их благе будет коварно отторгать их от истинного христианства, от религии и благочестия; сначала он не только не будет восставать против Христа и Его последователей, но, быть может, станет подделываться под Его учение и святость жизни. Этим способом он привлечет к себе христиан, как бы ровнитель христианства. С другой стороны, успеет внушить мысль Иуде- ям, что он есть ожидаемый ими мессия. А когда он, обольстительным учением, коварством и вкрадчивыми словами, мнимою святостью жизни и кажущимся подражанием Христу, чудесами и силой диавола, действуя преимущественно на людей колеблющихся, заблуждающихся и лжеверующих, которых тогда будет очень много, привлечет к себе сердца людей и войдет в силу; тогда он сбросит личину вкрадчивого обольстителя, оставить вид мнимой святости, перестанет льстить и угождать людям, дерзко восстанет против всего святого, отвергнет Бога и Христа, не признает и языческих богов, а только себя одного объявить Богом, себе одному потребует божеского поклонения от всех людей, свою волю поставит вместо всяких законов, не подчиняющихся же и не поклоняющихся ему он станет мучить, и с особенной злобой восстанет против христиан и людей святых. Таким образом, деятельность антихриста распадается на два периода: скрытый или подготовительный и явный или окончательный. Деятельность антихриста в том и другом периоде будет одинакова по внутренним побуждениям, сущности и цели, но различна по способам и наружному виду и характеру.

Указания на эти два периода в деятельности антихриста мы находим у святых отцов. «Придет всескверный, говорит Св. Ефрем Сирин об антихристе, как тать, в таком образе, чтобы прельстить всех, придет смиренный, кроткий, ненавистник, как скажет о себе, неправды, отвращающийся идолов, предпочитающей благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени благообразный, постоянный, ко всем ласковый, уважающий особенно народ Иудейский, потому что иудеи будут ожидать его пришествия. А при всем этом с великою властию совершит он знамения, чудеса и страхования, и примет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его народ. Не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но благочинною наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится. Поэтому, когда многие сословия и народы увидят такие добродетели и силы, все вдруг возимеют одну мысль, и с великого радостью провозгласят его царем, говоря друг другу: «найдется ли еще человек столько добрый и правдивый?» И скоро утвердится царство его, и в гневе поразит он трех великих царей. Потом вознесется сердцем и изрыгнет горечь свою этот змей, сметет вселенную, подвигнет концы ся, всех притеснит и станет осквернять души»3... По учению Св. Иоанна Дамаскина антихрист «будет воспитан тайно, потом внезапно возстанет, возмутится и воцарится... В начале своего царствования, или лучше, мучительства, антихрист прикроет себя личиною святости, а когда утвердится, тогда будет гнать Церковь Божью и обнаружит всю свою злобу»4. «Если, говорит Св. Кирилл Иерусалимский, антихрист придет к иудеям, как Христос, и от иудеев пожелает поклонения, то, чтобы более обольстить их, покажет великое усердие ко храму, внушая о себе ту мысль, что он из рода Давидова, и что ему должно создать храм, сооруженный Соломоном»5. Действительно, иудеи примут антихриста за ожидаемого ими мессию. Я пришел во имя Отца Моего, сказал их предкам Иисус Христос, и не принимаете меня; а если иной придет во имя свое, ею примете (Ин. 5:43), «под иным разумея антихриста, который чужд Господа»6.

Спрашивается, оба ли эти периода обнимают три с половиной года, или только один второй период продолжится этот срок времени?

Хотя Св. Кирилл Иерусалимский о времени, или первом годе власти антихриста, указываемом в книге пророка Даниила (7, 25 и 12, 7) отдельно от времен и полувремени, говорит, что это – год, «в который приходит пока в силу его появление»; однако не может быть сомнения в том, что три с половиной года обнимают один второй период деятельности антихриста. По книге Даниила святые будут преданы во власть антихриста на три с половиной года (7, 25). Очевидно, что тут разумеется господство его над ними насильственное, состоящее в борьбе с ними и в мучительском преследовании их. Он вел брань со святыми и превозмогал их (7, 21); а такого рода власть антихрист будет иметь только во второй период своей деятельности. По Апокалипсису язычники будут попирать святой город сорок два месяца (11, 2), и жена,7 или Церковь убежала от яростного нападения змея, т. е. диавола, который будет действовать чрез антихриста, в пустыню, чтобы продолжать там свое существование в течение трех с половиною лет (12, 9. 13. 14. 15). Ясно, что в течение трех с половиною лет будет явное и яростное попраниe и преследование Церкви, а такое преследование и попрание ее антихрист произведет только во второй период своей деятельности. По книге Даниила жертва прекратится и мерзость запустения станет на крыло святилища в половине последней седьмины (9, 27; ср. 7, 25); и, как можно предполагать, то и другое продолжится во всю вторую половину седьмины, – тем более, что в другом месте книги (12, 11) со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения определяется срок в тысячу двести девяносто дней, т. е., только немного больше трех с половиной лет. Но прекращение ежедневной жертвы и поставление мерзости запустения в святилище, очевидно, означают начало явного, дерзкого и, притом, всемирного владычества антихриста,– начало второго периода его деятельности, когда, по «предсказанию Апостола, откроется беззаконник (2 Фесс. 2:8), т. е., всенародно объявить себя антихристом и Богом (2, 4), отвергнет служение Богу и богам и потребует от всех божеского поклонения только себе одному.

Также и святые отцы учили, что царствование антихриста, следовательно вполне открытое действование его, продолжится три с половиной года. Так, Св. Ириней, изъясняя слова Даниилова пророчества: дано будет в его руки до времени, времен и половины времени, говорит: «т. е. на три года и шесть месяцев, в продолжение которых он, пришедши, будет царствовать на земле»8. Андрей Кесарийский, истолковывая слова: дана ему (зверю) власть действовать сорок два месяца (Апок. 13:5), говорит: «Сорок два месяца показывают, что, по попущению Божию, три с половиною года будет иметь власть хулить Бога и озлоблять святых»9, т.е., приписывает антихристу такие действия, которые он будет производить во время своего владычества, когда будет открыто действовать как антихрист. Св. Ипполит, изъясняя слова Апокалипсиса (12, 14) о пребывании в пустыне жены, убежавшей туда от преследования змея и питающейся там время, времена и полувремя, говорит: «Это суть тысяча двести и шестьдесят дней, половина седьмицы, в которые будет властвовать тиран, преследуя Церковь»10 Сорок два месяца предполагаются равными тысяче двумстам шестидесяти дням потому, что имеются в виду месяцы древнего иудейского счисления, т.е., лунные, заключавшее в себе приблизительно по 30 дней, а точнее – по двадцати девяти дней с половиною. Св. Кирилл Иерусалимский говорит, что антихрист «три года и шесть месяцев будет предаваться таким дерзостям»11. Эти слова особенно важны, так как непосредственно пред ними Кирилл различает два периода в деятельности антихриста: начальный, когда «он притворно покажет скромность, целомудрие и человеколюбие» и знамениями и чудесами обманет иудеев, представляя себя ожидаемым ими Христом, и дальнейший период, когда он «запечатлеет это всякого рода бесславными и беззаконными злодеяниями». И дальше в том же Слове святой отец, основываясь на изречениях из книги пророка Данила, утверждает; «антихрист будет царствовать только три года с половиною»12. Блаженный Феодорит, изъясняя слова книги пророка Даниила о малом роге, т.е., антихристе, что святые „преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени, (Дан. 7:25), говорит: «Это составляет три года с половиною»13. Блаж. Августин, по поводу тех же слов книги Даниила, говорит, что «речь идет о царстве антихриста, по отношение к Церкви весьма жестоком, хотя имеющем продержаться небольшой период времени» и, и далее этот период определяет в три с половиною года14. Св. Ефрем Сирин говорить о периоде властвования антихриста: «По исполнении трех с половиною лет15 власти и действия нечистого..., придет, наконец, по сказанному, Господь»16. Эти слова Св. Ефрема мы находим в русском переводе, и они совершенно согласны с греческим и латинским переводами (Сочинения Святого Ефрема в подлиннике написаны на недоступном нам сирском языке). В греческом переводе творений Ефрема мы читаем: Μετὰ γοῦν τὸ πλυρωθῦναι τοὺσ τρεῖς xαιροὺσ καὶ ἥμισυ τῆς τοῦ μιαροῦ ἐξουσίασ καὶ πράξεων.17, в латинском поставлено: Postquam ergo tria tcmpora cum semi impleta fuerint potestatis et operationis scelesti illius antichristi18 ... Мы потому приводим точные слова этого места из разных переводов, что в старинном славянском переводе почему – то поставлено: «По скончании же трех времен и по области скверного владычества антихристова»19, вместо: «по скончании же трех времен с половиною власти и действий скверного антихриста». Это перевод неверный и с важным пропуском. А между тем на это место ссылается профессор Нильский и, по незнанию о неверности перевода, приписывает святому отцу мнение, которого он не имел и которое противоречит учению прочих святых отцов. «Святой Ефрем Сирин, говорит Нильский, упоминает только о трех временах или годах царства антихристова; между тем как другие святые отцы полагают для этого три года с половиною; причиною этого было то мнение святого отца, что милосердый Бог ради избранных сократить даже это небольшое время, назначенное для царства антихристова: «да поставит кождо ум свой опасно в словеса святая, Господу Спасителю, како убо за беду и скорбь ту (имеющую быть при антихристе) превеликую прекратить дни своим милосердием»20.

Как мы показали, Святой Ефрем говорит не о трех, а о трех с половиною временах. А под сокращением дней великой скорби, имеющей быть пред кончиной мира, о чем предсказано Иисусом Христом (Мф. 24:21. 22; Мар. 13, 19. 20), святой отец разумеет не то, что из предопределенных трех с половиною лет владычества антихриста будет убавлено полгода: потому что откуда он мог узнать, что те дни сократятся на полгода, ни больше, ни меньше? И может ли быть сокращен срок времени, если он заранее точно предречен и, следовательно, предопределен на основании предвидения всеведущим Богом? Если Бог предсказал, что антихрист будет владычествовать и тиранствовать, а Церковь страдать три с половиной года, то это так и будет и не может быть иначе. Иисус Христос, предрекая сокращение дней великой скорби пред кончиной мира, разумел то, что протяжение времени вообще будет не велико, всего три с половиной года, что антихристу не дано будет мучить людей во всю его жизнь, до естественной смерти его, что по благости Своей Господь убьет его и чрез это сократит дни его мучительства и страданий людей, – сократит в том смысле, что если бы предоставить антихристу жить до его естественной смерти, то дни его владычества были бы гораздо продолжительнее трех с половиной лет, и в таком случае не спаслась бы никакая плоть. Что Св. Ефрем Сирин, равно как и прочие отцы, понимали рассматриваемое предсказание Иисуса Христа именно в таком смысла, а не в том, о каком говорит профессор Нильский, это видно из того, что все они без исключения учили, что царствование, или мучительство антихриста продолжится три с половиной года и в то же время говорили о сокращении дней скорби. Да и не могли они под сокращением дней разуметь убавление срока трех с половиною лет, потому что это значило бы противоречить неоднократно высказанным и в книге Даниила и в Апокалипсисе изречениям, в которых единогласно и с точностью время мучительства антихристова определено в три с половиной года, или в сорок два месяца, или в тысячу двести шестьдесят дней. С особенной ясностью указываемый нами смысл слов Иисуса Христа о сокращении дней скорби выражен Св. Кириллом Иерусалимским, который так говорит: «Благодарение Богу, который великость скорби ограничит немногими днями! Ибо говорит: ради избранных сократятся те дни (Мф. 24:22). Антихрист будет царствовать только три года с половиною»21. Профессор Нильский из неправильности славянского перевода извлекает даже пользу для полемики с раскольниками, но совершенно не удачно. «Несправедлива, говорит он, мысль раскольников, будто нельзя разуметь три года с половиною царства антихристова в собственном смысле потому, что тогда сделается известным, вопреки учению Слова Божия, время второго пришествия Христова и кончины мира, – по крайней мере тем, кои доживут до пришествия сына погибели. Господь, как говорить Св. Ефрем Сирин, с чем согласны и другие отцы церкви, сократить по благости своей краткое время царства человека беззакония; значит о дне том и часе, в который придет Спаситель, все–таки не будет известно никому из современников антихриста, хотя бы они и знали время, с которого начнется царство сына беззакония»22. Такое опровержение раскольников не годилось бы даже и в том случае, если бы Ефрем Сирин на самом деле полагал, что время мучительства антихристова сократится до трех лет; потому что три года столь же определенная величина времени, как и три года с половиною, и потому знающий начало ее будет наперед знать, когда наступить конец. Люди не предузнают дня пришествия Господа не потому, что не будут знать, сколько времени продолжится мучительство антихристово, а потому, что огромное большинство их в антихристе не признают антихриста. Это те, которые будут верить лжи (2 Фесс. 2:11), имена которых не написаны в книге жизни у Агнца (Апок. 13:8), которые будут столь же беспечны и так же глубоко погружены исключительно в земные интересы, как это было во дни Ноя и Лота (Лук. 17:26–29). Это говорит и Св. Ефрем в том же Слове. По его мнению, святым «без труда сделается известным пришествие антихриста, а кто имеет ум на дела житейские и любит земное, тому не будет сие ясно; ибо привязанный всегда к делам житейским, хотя и услышит, но будет верить, и погнушается тем, кто говорит».

Что срок в три с половиной года нужно понимать в буквальном смысле, это видно и из той точности, с какою он еще иначе обозначается числом месяцев и даже числом дней. Далее, при Антиохе Епифане Иерусалимский храм быль оскверняем идольскими жертвами и в нем не были приносимы жертвы истинному Богу ровно три года, и несколько более продолжалась мучительская тирания Антиоха в Иудее; а Антиох – прообраз антихриста. Затем, нет никакого достаточного основания понимать слова книги Даниила и Апокалипсиса о времени действования антихриста не буквально. Наконец, святые отцы придавали им буквальный смысл. Так, Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Антихрист будет царствовать только три года с половиной. Заимствуем это не из апокрифов, но у Даниила. Ибо он говорить: они (святые) будут преданы в руку его до времени и времен и полувремени (7, 25). Время – один год, в который приходит пока в силу его пришествие, времена – два остальные года беззакония, включаемые в три года, и полувремя – шесть месяцев»23. Андрей Кесарийский говори: «Три с половиной года, обозначаемые тысяча двумястами шестидесятью днями, есть время, в которое будет владычествовать отступление». «Сорок два месяца показывают, что, по попущению Божию, три с половиною года будет иметь власть хулить Бога и оскорблять святых24. Св. Ефрем Сирин говорит: «Никто да не повинуется богоборцу; никто из вас да не приходит в страх; потому что он скоро будет приведен в бездействие. Вот, Святый Господь идет с неба судить всех, поверивших знамениям его»... «По исполнении трех с половиною лет власти и действия нечистого, и когда исполнятся все соблазны всей земли, придет, наконец, по сказанному, Господь»25... По учению Св. Иринея Лионского , время, времена и полувремя означают три года и шесть месяцев. А в другом месте святой отец прямо говорит, что антихрист «процарствует три года и шесть месяцев»26.

В виду всего этого оказывается совершенно неосновательным и безрассудным учение, которого сначала держались все наши старообрядцы–раскольники, а теперь проповедуют его только безпоповцы, будто Православная Церковь есть царство антихриста, пастыри ее – слуги антихриста, чада ее – чада диавола, храмы ее – простые храмины и конские стойлища, тайны, совершаемые в ней– скверна, будто ныне в Церкви вместо правой веры – вера антихристова, и все в ней скверна, и церкви– не церкви, и тайны служат не к освящению, а на осквернение; будто Церковь, отпадши от Христа с 1666 г ., начала с тех пор веровать в антихриста, покланяться ему и служить; будто Иисус есть имя антихриста, троеперстие и четверо- конечный крест – печать его, агнец с изображением четырехугольной печати – сам антихрист; будто антихрист уже явился на земле и царствует во всем мире, преимущественно же в Русской Церкви, и потому в настоящее время даже и не может быть нигде священства и таинств. Дерзко обозвавши антихристом сначала патриарха Никона (первый назвал его так протопоп Аввакум), а затем Петра Великого, раскольники вынуждены были убедиться, что это ложь, потому что и Никон и Петр Первый умерли, а кончина мира не наступила. Тогда они, упорствуя в заблуждении, допустили другую ложь, будто антихрист – не одно лицо, а последовательный ряд многих лиц, следующих противохристианскому учению, и будто первым антихристом был патриарх Никон, а после него и каждый из русских архиереев; а другие раскольники стали утверждать, что антихрист – не человек, но дух общества, еретическое состояние Церкви, отвержение христиан от Христовой истины, дух богомерзкого зловерия и вечной погибели, и что три с половиной года царствования антихриста означают время неопределенное27.

Как известно, подобных же учений об антихристе, как целом ряде лиц противохристианского образа мыслей, или как о противохристианском духе общества, держатся и многие протестантские богословы, напр., Филиппи. Нечего и распространяться о том, как эти учения явно противоречат Священному Писанию и учению святых отцов. Еретиков и других противников Бога и Христа можно называть антихристами, как и называет их так Св. Иоанн Богослов; можно, пожалуй, применить это наименование и к противохристианскому духу общества. Но и этот дух, и выразителей его можно назвать антихристами только в значении предтечей того антихриста, который в качестве одного лица придет пред кончиной мира и будет владычествовать три года с половиной. Так понимаемые, антихристы были уже и во времена Иоанна Богослова, а вовсе не с Никона явились; они всегда были в Церкви, и это не препятствовало ей быть истинной Церковно Христа. Этих, несобственных, антихристов отнюдь нельзя отождествлять с антихристом в собственном смысле. И то, что Священное Писание говорит о собственном антихристе, отнюдь нельзя применять во всей силе к предшественникам его, как это показывает и исторический опыт. Одним словом, антихристы были, есть и будут; но это не сам антихрист, имеющий придти пред кончиной мира, а только предшественники его. Он – не тоже, что эти антихристы, и они не то, что он. Даже и прообразом – то антихриста называется только один из них, самый злейший, Антиох Епифан. Заблуждение безпоповцев и протестантов в том, что они, относя к предшественникам антихриста все, что говорится о нем в Писании, отрицают бытие антихриста, имеющего придти пред кончиной мира в качестве определенного лица; они сливают в одно два различных предмета и через это отрицают один из них и притом главнейший. Подставляя, вопреки Писанию и учению святых отцов, вместо собственного антихриста его предшественников, безпоповцы и протестанты противоречат Писанию и святым отцам и в том, что срок царствования полагают не три с половиной года, а неопределенное время.

Но мы не считаем еще вполне исчерпанным вопрос о продолжительности царствования антихриста: требуется подробное рассмотрение вопроса о том, как понимать числовые выражения: время, времена и полувремя, сорок два месяца, тысяча двести шестьдесят дней,– буквально, или не буквально. Говоря иначе, означают ли эти выражения действительно три с половиною года, или какой иной период времени.

Понятно, этот вопрос не мог бы и возникнуть, если бы эти выражения находились в исторических, или учительных, или законоположительных книгах Священного Писания. Но они находятся в книгах пророческих, да таких пророческих, которые таинственностью далеко превосходят все прочие пророческие книги, которые преисполнены символами, образами, иносказаниями, таинственными и малопонятными, или и совсем непонятными изречениями. Поэтому не удивительно, что эти числовые выражения книги Даниила и Апокалипсиса понимаются не буквально не одними нашими раскольниками – изуверами, но и некоторыми серьезными учеными богословами, которые, по-видимому, не заражены сектантским фанатизмом, а стоят на почве чистой науки, свободного исследования, безпристрастного образа мыслей. Правда, это – богословы все таки неправославные, западные. Но хотя мы и не можем придавать большой важности их мнениям, как неправославным, однако нельзя иногда не считаться собственно с ученою стороной этих мнений. Наш взгляд на значение обсуждаемых чисел таков, что нет достаточных оснований приписывать этим числам символическое значение и обозначающие их формулы понимать не буквально, а, с другой стороны, есть веские основания для буквального понимания их.

Что книга Даниила и Апокалипсис преисполнены таинственности и изобилуют образами, символами и иносказаниями, в этом нет еще основания рассматриваемые числа принимать за символы, т.е., видеть в них не то, что выражается буквой, или, сверх и кроме буквального смысла, находить еще смысл иносказательный, аллегорический. Ведь не каждое же изречение, не каждое слово в этих книгах содержите в себе иносказание. При изъяснении изречений этих книг нужно в каждом частном случае особо обсудить, достаточно ли одного буквального понимания изречения, или нужно придавать ему еще и таинственный смысл, или даже нужно совсем отказаться от буквального истолкования его и изъяснять его только аллегорически. При этом толкователь не должен упускать из вида, что буквальное толкование вообще должно быть на первом плане и применяется несравненно чаще всякого иного способа толкования. Затем, когда оно оказывается недостаточным, не исчерпывающим содержания изречения, можно и должно восполнять буквальное изъяснение аллегорическим, соблюдая, разумеется, должную меру и осторожность при применении этого способа толкования. Наконец, совсем нужно отказаться от буквального изъяснения, когда оно само в себе, или по вытекающим из него выводам не удовлетворяет требованиям догматическим, или экзегетическим, или нравственным, или не согласно с церковным преданием, или не соответствует исторической действительности, равно как законам природы и духа28), или противоречит здравому смыслу и заключает в себе заметные несообразности и нелепости. Напр., никакой толкователь 13-й главы Апокалипсиса и не подумает утверждать или предполагать, что некогда на самом деле выйдет зверь из моря, и именно такого вида, каков виденный и описанный Иоанном Богословом. И наоборот, не следует ни восполнять буквальное изъяснение аллегорическим, ни заменять первое вторым, когда в этом не чувствуется надобности, и когда аллегорическое толкование приводит к неустранимым несообразностям, какого бы рода они ни были.

Применяя эти общие положения к рассматриваемым числовым выражениям книги Даниила и Апокалипсиса, мы легко можем заметить, что буквальное изъяснение их имеет важные преимущества пред небуквальным. При буквальном объяснении эти выражения не только не стоят в противоречии с каким либо местом Писания, но и находят в некоторых местах его подтверждение; буквальное изъяснение этих выражений сообразно с контекстом речи; оно опирается на авторитет древне–церковного предания. Напротив, аллегорическое понимание этих чисел не только не имеет ни одного из этих важных преимуществ буквального изъяснения, но и страдает крупными недостатками.

Укажем вкратце на основание для буквального изъяснения рассматриваемых числовых выражений, а потом представим и подвергнем разбору один из образцов аллегорического толкования их.

Совершенно определенно сказано новозаветным Тайнозрителем, что жена, т.е., Церковь, убежала, или улетела в пустыню от преследований змея, т.е., диавола, и питалась там, по одному изречению, в продолжении времени, времен и полвремени (Апок. 12:14), а по другому, еще более ясному, тысячу двести шестьдесят дней (Апок. 12:6). Сказано также тем же Тайнозрителем, что хотя змей и не мог поглотить жену (2:13,15,16), но, тем не менее, вступил в брань с чадами ея (12, 17). У него же написано, что зверю из моря дана власть действовать сорок два месяца ..., и дано было ему вести войну со святыми и победить их (13, 6. 7). Равно и ветхозаветный Тайнозритель ясно написал, что у четвертого зверя напоследок вырос малый рог (Дан. 7:8), что этот рог вел брань со святыми и превозмогал их (7, 21), что этот зверь есть четвертое царство, а малый рог есть последний по времени и самый страшный и сильный из царей этого царства (7, 8. 23. 24), и что святые будут преданы в руку его до времени, и времен, и полувремени (7, 25). Тому же ветхозаветному Тайнозрителю было открыто, что наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор как существуют люди (12, 1), и что спящие в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (12, 2); и открывавшей ему тайны будущего клялся Живущим во веки, что к концу времени, и времен, и полувремени и по совершенном низложении силы народа святого все это совершится (12, 7). В другом, бывшем Даниилу, откровении прекращение жертвы и приношения, пребывание мерзости запустения на святом месте и гибель опустошителя отнесены к последней полуседьмице, которая есть полуседьмица лет (9, 27). Время, времена и полувремя, полуседьмица, сорок два месяца, тысяча двести шестьдесят дней – самое разнообразие этих выражений, а также и то, что все они обозначают одно и то же, точно определенное, количество времени и встречаются не у одного, а у двух писателей, в двух разных книгах, дает основание считать эти числа не символическими, а понимать их буквально. Эти числа лет, месяцев и дней – не круглые, в чем заключается новое основание придавать им буквальное значение. Наконец, ни в Священном Писании, ни в общенародном употреблении числа: три с половиною, сорок два, тысяча двести шестьдесят, не имеют значения небуквального. Ни в одной библейской книге, ни у какого из известных народов, ни у иудеев, ни у христиан, ни у язычников, не придается ни одному из этих чисел значения числа священного, таинственного, или символического; ни одно из них не употребляется в смысле переносном, фигуральном, иносказательном. Не уверяет ли нас все это, что и в книге Даниила, равно как и в Апокалипсисе, они имеют простое значение, и их нужно принимать в буквальном смысле?

С другой стороны, малый рог, выросший на четвертом звере, как повествует книга Даниила, и зверь из моря, как изображает его Апокалипсис, по наиболее принятому толкованию означают антихриста, как особую личность. А антихрист, как особая личность, по общепринятому верованию и учению, придет пред самым вторым пришествием Христа, которое почти всеми толкователями признается имеющим быть перед самою кончиною мира, и, как человек, он будет иметь возможность действовать только краткое время. Если малый рог и зверь из моря означают антихриста, а антихрист есть человек, если в то же время малому рогу определяется действование в течение времени, времен и полувремени, а зверю из моря сорок два месяца; то ясно, что этими терминами означается такой срок, который не может превышать времени действования какого бы то ни было человека, т.е., ни в каком случае не может быть длинным, напр., многовековым периодом времени. Так как, кроме того, антихрист явится пред вторым пришествием Христовым и кончиною мира, то очевидно и то, что у него не будет преемников, которые могли бы продолжать его дело. Да и Иисус Христос предсказал, что ради избранных сократятся те дни (Мф. 24:22; Мк. 13:20), что Бог подаст защиту избранным вскоре (Лук. 18:8). А под этими, сокращенными определением Божием, днями разумеются почти всеми толкователями дни антихриста. Наконец, из книги Даниила (7, 26) видно, что владычественное и разрушительное действование антихриста будет прервано, и именно умерщвлением его, как предсказано во Втором Послании Апостола Павла к Фессалоникийцам (2, 8). Следовательно, оно продолжится меньше, нежели деятельность людей, умирающих естественною смертью, в старости. Если, таким образом, владычественное действование или царствование антихриста продолжится краткое время, если сказано, что ему, как малому рогу четвертого зверя, это действование будет принадлежать в течение времени, времен и полувремени, и как зверю из моря – сорок два месяца, если дело его и царствование его по смерти его не может продолжаться; то есть ли какое-нибудь основание протяжение времени, обозначаемое этими выражениями, считать не за три с половиною года, а за более или менее длинный период времени? есть ли какая либо надобность понимать эти выражения не буквально?

И однако, есть богословы, которые в рассматриваемых числовых выражениях книги Даниила и Апокалипсиса находят указание на длинный период времени.

Рассмотрим для примера мнение о значении занимающих нас апокалипсических чисел одного из таких богословов Оберлена.

Сказавши о том, что бегство жены от диавола в пустыню означает удаление Церкви от неверующих иудеев, от Иерусалима к Риму, в среду четвертой Даниловой монархии, к языческим народам, в мире, Оберлен полагает, что Церковь находит в мире убежище, а с другой стороны, для нее здесь наступили времена тяжкие, в продолжение которых верные свидетели должны пророчествовать, облекшись во вретище (Апок. 11:3; сн. Мк. 1:4,6). «Мысль эта, продолжает Оберлен, равным образом вытекает из самой определенности времени для пребывания жены в пустыне. Эти 1260 дней, без сомнения, имеют хронологическое значение, и наступит день, когда каждый может проверить верность этого сказания. Однако и теперь эта определенность времени весьма полезна для Церкви, как утешение, показывая ей, что время унижения ее определено со всею точностью и предусмотрено Богом. Нам еще невозможно теперь судить о продолжительности этого времени, потому что в одних только исполнениях пророчества может быть найден ключ к хронологии Апокалипсиса, как нашелся он для многих пророчеств Даниила, и позволительно только обратить внимание на символическое значение апокалипсических чисел. Из книги Даниила (7, 25; 12, 6. 7; 9, 27) мы уже знаем свойство числа нас занимающего: три года с половиною или 1260 дней составляют там время, в продолжение которого земные царства будут преобладать над царством Божиим. Тем же самым числом пользуется Апокалипсис для охарактеризования времени язычников, – тех долгих веков, в продолжение которых Иерусалим будет попираем ногами языческих народов, и царство Божие на земле перестанет быть видимым, что будет продолжаться со времени разрушения Иерусалима Римлянами до второго пришествия Господа. С этой точки зрения можно также сравнивать у Евангелиста Луки главы 21-й стих 24-й со стихом вторым главы 11-й Апокалипсиса. В первом из этих мест сказано, что Иерусалим будет попираем язычниками. доколе не окончатся времена язычников, а во втором – что язычники будут попирать святой город сорок два месяца. Из этого видно, что 42 месяца, или 3 1/2 года, или 1260 дней, означают продолжительность времен язычников. Тоже подтверждает и стих пятый в главе тринадцатой, где мы читаем, что зверь, т.е., земное могущество, должен преобладать 42 месяца. Эти три года с половиною встречаются еще раз в стихе третьем 11-й апокалипсической (!) главы, под формою 1260 дней, и мы могли бы объяснить это место уже указанными нами местами, но это слишком удалило бы нас от нашего предмета29. Скажем вкратце: Церковь будет существовать под владычеством земных государств, которые будут покровительствовать ей и вместе с тем порабощать ее; она будет воинствовать под знаменем креста. И в самом деле, в течение 18-ти веков положение, принятое государством относительно Церкви, может быть выражено столько же словом: благоволение, сколько и словом: порабощение30.

Изложенный в приведенных словах взгляд Оберлена совершенно не состоятелен, как в целом, так и в частностях.

Мы не говорим уже о том, что Оберлен, подобно большинству протестантских богословов, совершенно пренебрегает учением святых отцов древней вселенской Церкви и даже не упоминает о нем и о них, как будто ни отцов Церкви, ни учения их совсем и не было; поговорим и о том, что его объяснения прямо противоречат их учению, и он не считает нужным хотя бы кратко сказать, почему их учение нужно признать неверным, или недостаточными. Не будем распространяться об этом потому, что пренебрежение к древнеотеческому учению есть родовой грех почти всего протестантского богословия, а не личная вина Оберлена. Но воззрение Оберлена и само по себе не соответствуем содержанию библейских текстов, которыми он мнит обосновать его; не согласно с здравым пониманием этих текстов; допускает толкование их произвольное, искусственное и натянутое; не только не находит опоры в исторической действительности, но и решительно опровергается бесспорными фактами ее; заключает в себе многие несообразности и даже бессмыслицы. Укажем главнейшее недостатки его взгляда. По объяснению Оберлена, Церковь бежит от диавола, преследующего ее чрез Ирода и Иудеев, уходит из Иерусалима и от неуверовавшего в Христа иудейского народа, приходит в Рим или в пределы четвертой Данииловой монархии и у язычников находит убежище. Это и есть бегство ее в пустыню, где она пребудет три с половиною года, т.е., по мнению Оберлена, от первого пришествия Христа до второго Его пришествия.

Но христианская Церковь вовсе не бежала из иудеи, а, напротив, в ней то она и была основана. Все Апостолы были из Иудеев; значительная часть Иудеев приняла христианство; церковь Иерусалимская, начавшая свое существование с дней земной жизни Христа, пребывает и доселе и даже называется матерью прочих христианских церквей, как основанная прежде их и родившая их чрез вышедших из нее благовестников31). Конечно, неуверовавшие Иудеи гнали Церковь; но она и не думала бежать от их преследования, а мужественно переносила его. С другой стороны, и язычество вовсе не дало ей убежища у себя, а, напротив, три века яростно преследовало ее

Если период времени в три с половиною года начался с первого пришествия Христа, то окажется, что яростное и губительное преследование Церкви со стороны диавола и разрушительная брань против святых малого рога или зверя из моря началась с пришествия Христа на землю.

Но это решительная неправда. Чрез явление Христа князь мира сего изгнан вон (Ин. 12:31) и осужден (Ин. 16:11). Правда, кровавые гонения, воздвигнутые язычниками против христиан, отчасти были действием его наущений. Но ведь в этих гонениях не язычники поразили Церковь, а, напротив, она поразила язычество и одержала над ним повсюду решительную победу. А малый рог, по предсказанию книги Даниила, и зверь из моря, по предсказанию Апокалипсиса, будет угнетать и одолевать святых и будет властвовать над всеми народами (Дан. 7:21–27; Апок. 13:1–8). Ясно, что сорока двух месячное царствование зверя из моря не могло начаться со времени первого пришествия Христа. Не сам ли Оберлен в других местах своего сочинения в образе малого рога видит антихриста, а антихриста называет последним монархом последней монархии?32 Но если он есть последний царь, следовательно, есть человек, и если срок владычества его определяется в три с половиною года, то не ясно ли, что этот период со- стоит из обыкновенных трех с половиною лет и никак не мог начаться с первого пришествия Христа и продолжаться до второго Его пришествия.

По мнению Оберлена, указываемый в книге Даниила период в 126033) дней есть время, в продолжение которого земные царства будут преобладать над царством Божиим.

Но это совершенная неправда. Книга Даниила назначает этот срок для владычества над царством Божиим малого рога (Дан. 7, 25); а малый рог только вырастает из четвертого, Римского, царства, но не тождествен с ним, и еще менее имеет отношения к предшествующим царствам. Не земные царства, а малый рог будет владычествовать в течение указанного периода времени над царством Божиим. А малый рог и по сознанию Оберлена есть антихрист, человек, имеющий царствовать пред самым вторым пришествием Христовым. Об этом столь прямо сказано в 7-й гл. книги Даниила и притом там на столько раздельно и особо сказано о времени владычества трех первых зверей или царств (12 ст.), о страшном владычестве четвертого зверя или царства и о гибели его (7, 11) и о всепогубляющем владычестве малого рога (21–25 ст.), что мы положительно недоумеваем, каким образом Оберлен находит в этой. главе подтверждение своего взгляда, между тем как в ней содержится решительное опровержение его. Прибавим, что если три с половиною года означают период владычества земных царств над царством Божиим, то в таком случае нужно начинать этот период не с пришествия Христа, а гораздо раньше; потому что за долго до него царства Вавилонское, Персидское, Македонское и Римское владычествовали над Иудеею, в которой тогда сосредоточивалось царство Божие на земле.

Период от первого до второго пришествия Христа Оберлен не задумывается обозвать временами тяжкими для Церкви34.

Но в этой мысли заключается несправедливое унижение дела Христова, и она решительно опровергается историей и Писанием. Неужели Иисус Христос принес человечеству и верующим в Него только одни несчастия? Напротив, не Он ли разрушил дела диавола (1Ин. 3:8; Колос. 2:15; Евр. 2:14) и дал возможность и силы и людям побеждать его (Иак. 4:7; 1Ин. 2:13. 14; Лук. 10, 19)? Не Он ли для них есть путь, истина и жизнь (Ин. 14:6; 16, 7.13), дает им мир и освящение (Ин. 14:27; 17, 17. 19)? Не Его ли благовествование есть сила Божия во спасение всякому верующему (Рим. 1:16)? Не Он ли сделал верующих детьми и наследниками Божиими (Рим, 8:16. 17)? Не Он ли спасает их благодатию (Еф. 2, 8; Евр. 5, 9; 7, 25), прощая и очищая грехи (1Ин. 2:12; Евр. 10 гл.; Еф. 5:25–27)? Не Он ли сострадает и помогает нам в немощах наших и при искушениях (Евр. 2:17. 18; 4, 15. 16)? Бог с Ним не дарует ли нам и всего (Рим. 8, 32)? Не Он ли, оживотворяя человека (Еф. 1–5 гл.), дает силы к благочестию, которое на все полезно, имел обетование жизни настоящей и будущей (1Тим. 4:8)? Не с Его ли пришествия началось истинное царство Божие на земле (Мф. 3:2; 4:17)? а ищущим царства Божия прежде всего все прилагается (Мф. 6:33); любящим Бога все содействуешь ко благу (Рим. 8:28).

История подтвердила это учение. Какие народы и государства в течение последних полутора тысяч лет были и теперь есть самые просвещенные, богатые, сильные и благоденствующее? Не христианские ли?

Неужели Оберлен не знает, что, по учению Апостола Павла, времена тяжкие наступят в последние дни (2Тим. 3:1). Апостол писал эти слова тогда, когда новозаветная Церковь уже существовала, когда, следовательно, если принять мнение Оберлена, период трех с половиною лет уже начался; и однако Апостол не говорит, что времена тяжкие наступили, а говорит, что наступят, и притом наступят – в последние дни. Когда Апостол писал эти слова, Церковь претерпевала жестокое гонения от Нерона, и все таки Апостол но назвал этого времени тяжким для Церкви. Ибо хотя христиане подвергались мучениям и умирали за Христа, но мученичество не обессиливало, а, напротив, возвращало, укрепляло и распространяло Церковь. Из дальнейших слов Апостола видно, что последние дни будут тяжкими временами потому, что тогда люди будут нечестивы, порочны, нерелигиозны. Но этого нельзя сказать ни о христианах, живших во время разгрома Иудеи, ни о всех вообще временах нового завета. Да и почему бы Апостол времена нового завета назвал последними днями? Без всякого сомнения, последними днями он назвал конец новозаветного периода, времена, предшествующая кончине мира.

Пребывание в течение трех с половиною лет Церкви в пустыне, т.е., по объяснению Оберлена, в мире, среди язычников, под властью государства, будто бы отчасти благотворно для нее, так как она все таки нашла убежище в этой пустыне, отчасти опасно и вредно, так как она находится во враждебной для себя среде; государство благоволит к ней и в тоже время порабощает ее.

Но и малый рог, по книге Даниила, и зверь из моря и дракон по Апокалипсису, в течение трех с половиною лет будут исключительно только порабощать и преследовать Церковь, и преследовать с такою ненасытною яростью, что они желали, если бы то было можно, сразу поглотить ее, погубить, уничтожить. Не только о благоволении, но даже и о малейшем сострадании к Церкви со стороны этих чудовищ нет и речи. Это ясно и сильно выражено, как в книге Даниила, так и в Апокалипсисе. Это сорока двух-месячное гонение на Церковь и порабощение ее совсем не похоже на порабощение Церкви государству, о котором говорить Оберлен и которое, по его мнению, началось с пришествия Христа на землю и будет продолжаться до второго пришествия Его. А если так, то можно ли под тремя с половиною годами, в которые будет беспощадное и губительное гонение на Церковь, разуметь весь новозаветный период существования Церкви, когда, и по мнению Оберлена, Церковь имеет «убежище у языческих народов, чтобы люди могли проводить жизнь мирную и покойную» (1Тим. 2:2)?35. Можно ли зверя из моря отожествлять с земным могуществом, как это делает Оберлен36, когда зверь из моря будет губить и губить, а земное могущество, по мнению Оберлена же, относится к Церкви не без благоволения?

Если 1260 дней означают весь новозаветный период существования Церкви, то придется и пророческое проповедание двух свидетелей Божиих протянуть на все продолжение этого периода, так как оно измеряется тоже сроком в 1260 дней (Апок. 11:3). Оберлен действительно так и думает о времени их проповедания. Но в таком случае возникает вопрос: кто же эти два свидетеля? Этого вопроса Оберлен не решает; да с его точки зрения и решить его нельзя, и он уклоняется от решения его пустою отговоркою, что исследование этого предмета не уместно. Именно не уместно, потому что правильное решение этого вопроса подрывает взгляд Оберлена на значение апокалипсического числа, о котором у нас речь. С самых древних. времен христианства и до настоящего времени Церковь имеет предание, что эти свидетели суть два пророка, которые жили на земле прежде и которые явятся на ней опять при антихристе. Что они будут при антихристе, это прямо сказано в Апокалипсисе, если только под зверем из бездны, который убьет их, нужно разуметь антихриста. Кто суть эти свидетели: Енох ли и Илия, или Илия и Моисей, или Илия и Иоанн Богослов – это в настоящем случае безразлично. Для опровержения взгляда Оберлена достаточно того, что доселе эти свидетели – пророки не явились и что по общепринятому преданию, основанному на Священном Писании, они явятся при антихристе. Очевидно, они будут посланы для противодействуя антихристу и антихристианству. Владычественное действование антихриста продолжится три с половиною года: и их проповедание продолжится три с половиною года. Так как их действование представляет противовес действованию антихриста, то можно заключать, что 1260 дней их пророчествования совершенно равны сроку действования зверя из моря в течение сорока двух месяцев, или сроку действования малого рога в течение времени, времен и полувремени, т.е., что числа и там и здесь употребляются в одном и том же значении. Это признает и Оберлен. Но так как действование этих свидетелей и доселе не начиналось, то и действование зверя из моря, или малого рога, или дракона нельзя признать начавшимся с пришествия Христа на землю, – то действование их, которое определяется сроком в три с половиною года, – нельзя начинать с этой эпохи период трех с половиною лет, в которые Церковь пребывает в пустыне, гонимая драконом и малым рогом или зверем из моря.

Остается только один довод в пользу взгляда Оберлена, имеюший, по–видимому, некоторую силу; это – сходство слов Апокалипсиса: они (язычники) будут попирать святый город сорок два месяца (11, 2), с изречением. Евангелия от Луки: Иерусалим будет попиравм язычниками, доколе не окончатся времена язычников (21, 24). Из сходства этих двух мест Оберлен выводит заключение, что 42 месяца или три с половиною года означают продолжительность времен язычников. А под термином: времена язычников, многие богословы разумеют период обращения язычников ко Христу, пока не войдет полное число их, что продолжится до последних времен (Римл. 11-я глава, особенно ст. 25. Ср. Мф. 24:14; Мк. 13:10).

Взгляд Оберлена был бы доказан сопоставлением этих двух изречений, если бы был доказан полный параллелизм их, т.е., что в обоих них речь идет об одном и том же. Но доказать это очень трудно.

Во-первых, оба изречения столь не ясны, что никто не может сказать с несомненною уверенностью, какой смысл содержится в том и другом изречении. Поэтому каждое из них истолковывается очень различно. «Доколе не окончатся времена язычников – выражение затруднительное для объяснения и потому вызвавшее нисколько различных объяснений», говорит Архимандрит Михаил37. Оберлен темное изречение Апокалипсиса домогается уяснить почти столь же темным изречением Евангелиста Луки. Надежен ли такой способ толкования? Принятое им изъяснение изречения Апокалипсиса он подтверждает таким местом библейским, смысл которого в точности не известен и допускает изъяснения и не подтверждающие, а даже опровергающие взгляд Оберлена. Какую имеет силу доказательство, построенное на толковании текста не бесспорном?

Во-вторых, доказать полный параллелизма этих изречений затруднительно еще и потому, что они и по букве и по мысли значительно различаются. Правда, в обоих изречениях употреблены одинаковые слова для означения язычников (ἔθνος) и попрания (πατέω). Но о тех ли самых язычниках говорится у Луки, о каких речь в Апокалипсисе, или нет, это не известно. Притом, ἔθνος имеет значение не только языческого народа, но и народа, или племени вообще. А остальные слова в обоих изречениях уже совсем не одинаковы. У Евангелиста Луки говорится об Иерусалиме, каковым именем у него, без сомнения, называется столица Иудеи; а в Апокалипсисе речь о святом городе. Под святым же городом хотя можно разуметь и столицу Иудеи, но можно придавать этому выражению и иное значение. Напр., Андрей Кесарийский говорит об этом следующее: «А что святый город, будет ли то новый Иерусалим, или вселенская Церковь, будет сорок два месяца попираем язычниками, сие, думаю, означает то, что в пришествие антихриста три с половиною года будут попираемы и преследуемы верные и честные»38. Но пусть «святой город» означает в Апокалипсисе Иерусалим, этим еще не предрешается вопрос, об Иерусалиме какого времени идет здесь речь, – о том ли, который был раньше разрушения его Римлянами, или о находившемся под владычеством Римлян, или об Иерусалиме последующих веков, находившемся и доселе находящемся во власти Турок, или об Иерусалиме будущего времени, или, наконец, о том Иерусалиме, который будет при антихристе, и который, быть может, будет столицей, или одною из столиц его царства. Еще менее сходства, а лучше сказать нет никакого сходства, в обозначении времени, в течение которого по одному изречению будет попираем Иерусалим, а по другому – святой город. У Луки хотя и определяется период времени концом времен язычников, но самый термин: времена язычников, крайне загадочен. В Апокалипсисе, напротив, дается самое точное определение протяжения времени. Времена язычников по наиболее принятому и наилучшему толкованию означают неопределенно–длинный период времени обращения язычников ко Христу, пока в Церковь не войдет полное число язычников; напротив, сорок два месяца, по крайней мере по букве, означают период очень краткий. А утверждать, что этой определенной и краткой мерою времени означается длинный период обращения язычников ко Христу, столь же произвольно, сколько произвольно делать обратное заключение, что времена язычников продолжатся сорок два месяца.

Разбор взгляда Оберлена и доводов в пользу его показывает, что ни самый взгляд, ни доказательства его не отличаются основательностью, серьезностью и научностью.

Кстати и в заключение разбора должно сказать, что в книге Оберлена не мало взглядов, не согласных с православным учением. Переводчик его книги на русский язык протоирей Романов в Предисловии к своему переводу говорит: «В книге Оберлена, при всей оригинальности некоторых взглядов, мы не нашли ничего противного христианской истине, даже с точки зрения Православия»39). Но это суд не беспристрастный и оценка не верная. Взгляды Оберлена на Церковь, на антихриста и на тысячелетнее царство Христово не православны. Да и можно ли ждать вполне истинных и строго православных взглядов от реформата и мистика? Посмотрите, какими пособиями он руководствовался при составлении своей книги. Это исключительно протестантские книги. Во всей книге нет ссылок не только на восточных, но даже и на западных отцов и учителей Церкви, учение которых имеет некоторый авторитет даже и для протестантских богословов церковного направления (ортодоксальных). Правда, на Иеронима Оберлен ссылается не однократно, но и то в вопросах не догматических, а исторических, при решении которых он принимает во внимание и языческих писателей. А в богословии вообще, в догматике в частности, и в особенности в учении о последних временах мира можно ли обойтись без учения отцов и учителей Церкви без крупного ущерба для полноты и истинности учета о таинственной будущности мира и человеческого рода? Впрочем, справедливость требует сказать, что книга Оберлена проникнута религиозным духом, написана общедоступно и для чтения приятна.

* * *

1

Намекает на одиннадцатый стих двенадцатой главы книги Даниила, где, однако, от времени прекращения жертвы, которое настанет вместе с явлением антихриста, полагается срок в 1290 дней, т.е., три с половиной года с небольшим. Впрочем в этом месте не сказано, до смерти ли антихриста, или до какого иного момента определено 1290 дней.

2

О граде Божьем. Кн. 20, гл. 23

3

Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово, в русском переводе 39-е в 3-й ч., стр. 30.

4

Точное изложение православной веры. Кн. 4, гл. 26.

5

Огласительное слово 15-е, § 15.

6

Mygne. Patr. Curs. Compl. Sor. gr. T. 7, Col. 1191. S. Irinaei Contra haereses. Lib. 5, cap. 25, №.4.

7

«Под женою, облеченною в солнце, говорит Андрей Кесарийский, (Толкование на Апокалипсис, гл. 33), некоторые всецело разумели Пресвятую Богородицу». Но Мсеодий Патарский опровергает это мнение и доказывает, что жена – Церковь. Мнение Мсеодия принимает и Андрей Кесарийский (Гл. 33). Того же мнения держался и Св. Ипполит, говоря: „Под образом жены, облеченной в солнце, весьма ясно показывает Иоанн Церковь» (Сказание о Христе и антихристе, § 61). Действительно, это мнение – наилучшее и наиболее сообразное с содержанием 12-й гл. Апокалипсиса.

8

Contra haereses. Lib. 5, cap, 25, № 3.

9

Толкование на Апокалипсис. Гл. 36.

10

Сказание о Христе и антихристе § 61.

11

15-е Огласительное слово § 12.

12

15-е Огласительное слово § 16.

13

Толкование на видения пророка Даниила. Гл. 12, стих 7.

14

О Граде Божием. Кн. 20, гл. 23.

15

Точнее: времен.

16

Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово. В русск. перев. 39-е. Ч. 3, стр. 35.

17

S. Ephraim Syrus, graece. Е codicibus manuscriptis Bodleianis. Oxonia. 709 an. Pag. 364.

18

Opera omnia, latin. donata Gerardo Vossio. Ed. tert. An. 1675. T. 1., pag. 225.

19

Издание 1701 г. Лист172 об.

20

Об антихристе против раскольников. Стр. 178.

21

15-е Огласительное слово. § 16

22

Цитов. сочинение. Стр. 178, 179, примечание.

23

Mygne. Patrologiae Cursus Completus. Ser. Graeca. T. 33, col. 892. Catechesis 15, № 16.

24

Толкование на Апокалипсис. Гл. 33 36.

25

39-е Слово, на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово. Русск. пер Ч. 3, стр. 34 и 35.

26

Пять книг против ересей. Кн. 5, гл. 25, § 3 и гл. 30, § 4.

27

Об антихристе против раскольников. И. Нильского. Вступление. Особенно стр. I =XXX.

28

Чудеса не согласны с законами природы, превышают их, как, например, рождение человека девою. Однако и их нельзя назвать противоестественными: они вышеестественны; потому что, не соответствуя законам низшим, природным, они вполне согласны с законами высшими, каковы законы разума и нравственные законы. Истинный чудеса всегда разумны, как но существу своему, так и но цели своей; потому что они совершаются силою Божию, а Бог не может делать ничего неразумного, незаконосообразного, вообще недостойного Себя. Этим истинные чудеса существенно отличаются от ложных , обманных или мнимых чудес.

29

В подлиннике, в первом издании сочинения, мысль выражена иначе, а именно следующим образом: «Единственное еще остающееся место, в котором в нашей книге (11, 3) встречается выражение 1260 дней, точно также могло бы быть объяснено из этого понимания числа; но рассматривать это здесь не уместно». Der Prophet Daniel und die Offenbarung Iohannis in ihrem gegenseitigen νerliältnisz betrachtet und in ihren Hauptstellen erläutert von Carl August Auberlen, Dr. d. Philos., Lie. und Prof. d. Theol. zu Basel. 1854. S. 253.

30

Пророк Даниил и Апокалипсис Святого Иоанна. Перевод протоиерея А. Романова. Тула. 1882 г. 267–286 стр., особенно 283–286. Ср. 253–256 стр. первого и здания этого сочинения на подлинном (немецком) языке, вышедшего в Базеле в 1854 г. Сличение перевода с подлинником показывает, что переводчик не очень заботился о буквальной точности перевода, переводил вольно. Впрочем мы сличали перевод с первым изданием подлинника, а не со вторым, которого у нас под руками не было, с которого, по-видимому, и сделан перевод и который, кажется, полнее первого издания, как видно из предисловия к переводу

31

Радуйся, Сионе святый, мати церквей, Вожие жилище! Воскресная стихира на Господи воззвах осьмого гласа.

32

Стр. 66 и 223.

33

У Даниила срок этот выражен иначе; сказано: до времени, и временю, и полувремени (7, 25).

34

284 стр. «Во все время пребывания своего в пустыне она (Церковь) не должна мечтать о славе; это для ней времена тяжкие.

35

Стр. 284.

36

Стр. 285

37

Толковое Евангелие. Книга вторая. Евангелие от Марка и от Луки. Москва. 1871 года. Стр. 543.

Научное и здравое изъяснение этого изречения Евангелиста дано современным французским толкователем Нового Завета Годэ. Опровергнувши мнение Мейера и Блэка, будто времена язычников означают время владычества язычников над Иерусалимом, Годэ следующим образом изъясняет это изречение: «В 44 стих 19-й главы (Евангелия от Луки) временем Израиля, порою его (son καιρός) называется момент, когда Бог посещает этот народ, принося спасение. По этой аналогии времена язычников должны означать весь период, в течение которого Бог будет близок своею благодатию к язычникам, до этого времени чуждым Его царства. Ср. 2Кор. 6, 2 выражения καιρός δεκτός, ἡμερα σωτηρίας (время благоприятное, день спасения). Множественное χαιροί, времена, имеет отношение к множественному народы: народы языческие призываются один за другим; отсюда в этом одном периоде множество фаз». Сommentaire sur l’Evangile de Saint Luc. Tome second. Seconde edition. 1872. Pag. 335–336.

38

Толкование на Апокалипсис. Гл. 29, к концу. 454.

39

Стр. X и XI.


Источник: Беляев А.Д. Сколько времени продолжится царствование антихриста? // Богословский вестник. 1894. Т. 4. № 12. С. 419–455.

Комментарии для сайта Cackle