Источник

Главнейшие христианские церкви

Иерусалимская церковь

Прежде всего, значительной церковью была церковь Иерусалимская. Это была вначале самая важная и самая значительная из всех церквей. Здесь жил, проповедовал, умер, воскрес и вознесся Иисус Христос. Здесь оставались памятники Его жизни и страданий. Можно сказать, Сам Иисус Христос основал Иерусалимскую церковь. Здесь жили в первые годы по Вознесении Христовом апостолы. Потом до конца 60-х годов здесь оставался апостол Иаков, брат Иисуса Христа по плоти, которому, по преданию, Сам Иисус Христос заповедовал быть главой Иерусалимской Церкви и утвердить здесь христианство. Сюда сходились проповедники христианские с отчетами об успехах своей проповеди, сюда обращались они за советом, за разрешением взаимных недоумений. Так в 51–52 году сошлись сюда для решения вопроса о том, нужно ли или не нужно лицам, обращавшимся в христианство из язычников, соблюдать ветхозаветные иудейские обряды.

Таково было вначале значение Иерусалимской Церкви, но с течением времени это значение начинает падать. Здесь возникло не совсем правильно понимание ветхозаветных обрядов. Между иудеями, обращавшимися в христианство, явилась излишняя ревность к соблюдению древних иудейских обрядов. Стали требовать, чтобы эти обряды соблюдали и христиане из язычников. Произошло волнение, и некоторая часть христиан отделилась от общества. Вскоре затем постигшие Иерусалим политические события заставили проживавших здесь христиан удалиться отсюда. В 67-м году, после восстания иудеев против римского владычества, христиане еще раньше разрушения города удалились в горы, в город Пеллу и там спаслись от участи иудеев, т.е. от рассеяния. Во II-м в., при Адриане, когда уничтожены были последние остатки Иерусалима, и на месте его был выстроен новый город Элия-Капитолина, христиане возвратились в Элию. Но в это время Иерусалимская Церковь уже не имела прежнего значения. С III-го в. ее значение начинает восстанавливаться и было восстановлено главным образом в IV-м в., при Константине Великом.

Кесарийская церковь

Кесарийская церковь образовалась в Палестинской Кесарии еще во времена апостолов. Здесь впервые положено было начало христианства между язычниками, здесь Петр обратил сотника Корнилия. Здесь проповедовал ап. Петр и Павел. После падения Иерусалима Кесарийская церковь начинает приобретать особенное значение. В III-м и до конца IV-го века Кесарийские епископы в административно-церковном отношении имеют значение выше Иерусалимских. Здесь главой церкви были митрополиты, а в Иерусалиме – епископы. В V в. Иерусалимская церковь опять занимает прежнее значение, и здесь учрежден был патриархат. Но вообще с распространением христианства в других странах Палестинские церкви уже не имеют преобладающего значения.

Антиохийская церковь

Вслед за основанием церквей в Палестине начинают возникать церкви в Малой Азии, в Сирии. Сюда христианство занесено было из Палестины еще в 30-х годах, когда в Иерусалиме открыто было гонение против христиан. Спасаясь от гонений, христиане явились в столицу Сирии и насадили здесь христианство. Здесь в первый раз явилось название «христиане». До этого времени последователи Иисуса Христа не имели определенного названия. Они назывались «верующими», «учениками Иисуса Христа», «назарянами», «галилеянами» и др. Полагают, что название христиан дано верующим врагами христианства в насмешку, но верующие не отказались от этого и с этого времени усвоили себе это название.

В Антиохии христианство распространялось как между иудеями, так и язычниками, и здесь впервые явилась церковь с обоими элементами: иудеями и язычниками. Уже в 40-х годах здесь была значительная христианская церковь. В Антиохии христианство утвердили ап. Павел с Варнавой. По преданию, сохранившемуся со времени Иоанна Златоуста, сюда приходил и ап. Петр и прожил здесь семь лет. Антиохийская церковь отличалась высокими духовными дарованиями: здесь было много вдохновенных учителей и проповедников христианства, много пророков. Она отличалась проявлением христианской любви, благотворительности. Так, она послала милостыню в Иерусалимскую церковь, когда в Палестине сделался голод. Это была первая церковь после Иерусалимской.

Эфесская церковь

Эфесская церковь – в главном городе Асийского проконсульства, в Эфесе. Здесь проповедовал ап. Павел, затем его преемник, поставленный Павлом в епископы, Тимофей и Анисим. К концу I века здесь утвердил свое пребывание Евангелист Иоанн Богослов. Когда он сделался стар и не мог путешествовать с миссионерскими целями, то он остался в Эфесе, учил на одном месте, занимался обучением учеников и следил за церквями в Малой Азии. Во II веке Эфесские епископы являются самыми значительными епископами Малой Азии и руководителями других соседних церквей.

Смирнская церковь

Смирнская церковь получила значение рядом с церковью Эфесской. Во II веке, когда главой ее являлся епископ Поликарп, ученик Иоанна Богослова, она становится очень значительной церковью среди других церквей Малой Азии. Епископ Смирнский вместе с Антиохийским епископом Игнатием во II веке пользуется большим авторитетом.

Не упоминая о других церквях Малой Азии, мы должны обратить внимание на церкви в Македонии. Здесь первая церковь образовалась в Филиппах; здесь насадил христианство ап. Павел. Он очень любил эту церковь. В послании к Филиппийцам он очень хвалит их за любовь, ставит их как пример любви и благотворительности. К ней писал послание епископ Поликарп. Во II веке это была очень известная церковь.

Из Филипп ап. Павел перешел несколько на юг и основал церковь Солунскую. Сюда ап. Павел писал два послания. Эта церковь была метрополией для всей округи.

Коринфская церковь

По переходе в Грецию мы встречаем самую значительную церковь в Коринфе. Коринф – это большой, богатый, торговый город, занимавший очень выгодное географическое положение. Насколько этот город славился своим богатством, настолько же роскошью и развратом, так что «жить по Коринфски» вошло в пословицу. Очевидно при этих условиях, здесь было неудобно приняться христианству, но оно здесь было. Ап. Павел основал здесь церковь и имел о ней особенное попечение, так как языческая распущенная жизнь в Коринфе могла оказывать на христиан вредное влияние, представляла много соблазнов.

Далее славился в Греции город Афины. И здесь проповедовал и утвердил христианство ап. Павел. Сначала проповедь его не имела успеха. Ученым и гордым афинянам показалось странным, что их учит какой-то странник из непопулярной Палестины, они даже смеялись над ним. Но нашлись немногие, которые приняли христианство; прежде всего, обратился Дионисий Ареопагит, член Афинского Ареопага, который был здесь первым епископом. Во II веке замечателен здесь епископ Кодрат, один из учеников апостольских.

Римская церковь

Трудно сказать, когда проникло сюда христианство, кем оно было проповедано. Это один из неясных вопросов. Едва ли насадил здесь христианство ап. Петр, едва ли ап. Павел, потому что Павел еще раньше своего прибытия в Рим встретился в Коринфе с Акилой и Прискиллой, иудеями, переселившимися из Рима. Из послания ап. Павла к римлянам видно, что в Риме, еще до прибытия его туда, была знаменитая церковь, славившаяся своим богатством и многолюдством. Несомненно, что ап. Петр был здесь несколько раз. Историк IV века Евсевий говорит, что он был два раза: при императорах Клавдии и Нероне, незадолго до своей кончины. Римское сказание о том, что ап. Петр был епископом Римским 25 лет, представляет позднейшее изобретение, изобретение IV и особенно IX века. Ап. Петр епископом здесь не был. Представления с резиденциями, монархизмом были чужды духу первоначального христианства, – но, во всяком случае, Римская церковь, как самая богатая, самая многолюдная, имевшая в своей среде много знатных, скоро заняла выдающееся положение в западном христианском мире. Как самая богатая, она посылала милостыни другим церквям. Епископ Дионисий (II век) свидетельствует, что она посылала пособие в Тавриду. Вообще это была очень значительная церковь, но особого авторитета она не имела ни во II, ни в III веке. В ней самой едва ли не преобладающее большинство составляли пришлые сюда иудеи и греки. Так большинство епископов Римской церкви в это время носят греческие имена.

В древних римских литургиях мы встречаем следы греческих песнопений. К концу II и III вв. епископы Римские – некоторые из них – начинают присвоять себе особенное значение в христианской церкви, даже принимают название «епископов епископов». Но вначале это показалось таким странным, так не соответствовало духу христианского братства и свободы, что христианские писатели этого времени (напр. Тертуллиан) смеялись над этим названием и притязаниями. А св. Киприан Карфагенский на местном соборе сделал постановление, чтобы никто не мешался в дела других церквей и не принимал название «епископа епископов». Бывали случаи, что епископы Римские вмешивались не в свое дело. Так еп. Виктор хочет сделать «предписание» Малоазийским церквям, чтобы они праздновали Пасху в одно время с Римской церковью. Другой епископ Римский Стефан хочет сделать «предписание» Карфагенской церкви, как та должна поступать в том случае, когда возвращаются в православие еретики. Но эти примеры вмешательства Римских епископов в дела других церквей встречали отпор, потому что в то время был еще очень жив дух христианского братства, равенства и свободы.

В Галлии славилась Лионская церковь.

Между церквами Африки к III веку становится очень известной Карфагенская церковь. Уже к концу II века при Тертуллиане, а затем при Киприане, эта церковь созывала на соборы целые сотни епископов. Из этого можно видеть ее обширность.

Александрийская церковь

В Египте очень значительной церковью была Александрийская, основанная еще в I веке. Есть предание, что здесь проповедовал Варнава и даже ап. Петр. Главное основание положил евангелист Марк. Первоначально эта церковь была незначительна. Но со второй половины II века и в III веке ее значение начинает быстро возрастать благодаря распространению образования в среде ее членов. Во II и III веке в Александрии существовала знаменитая философская школа. Здесь христианство вошло в соприкосновение с языческой ученостью, и здесь образовалась первая значительная христианская школа. Вначале эта школа была «огласительная», т.е. элементарная; она была основана, по преданию, еще евангелистом Марком. Со второй половины II века эта школа становится высшим христианским философским училищем. Здесь учили знаменитейшие христианские ученые: Пантен, Климент, Ориген. Эта церковь потом пользовалась обширным влиянием на другие церкви.

Вот перечень известных христианских церквей I, II и III веков нашей эры.


Источник: Древняя церковная история: Лекции орд. проф. Ал. Мих. Иванцова-Платонова: [Рукопись] / [Ст. Петров]. [М.], 1888. - 523, VII с.

Комментарии для сайта Cackle