профессор Александр Васильевич Иванов

Пастырские Послания

Значение их.

Три Послания Апостола Павла к ближайшим ученикам и сотрудникам своим, Тимофею (два) и к Титу (одно), обыкновенно носят название Пастырских. Так названы они потому, что в них Апостол Павел главным обра­зом говорит о звании и особенностях Христианского пастыря и преподаёт правила пастырского служения. Нельзя, конечно, искать в этих Посланиях обширных и подробных наставлений, приспособительно к самым разнооб­разным положениям и случаям пастырской деятельности, тем не менее эти Послания представляют такой богатый источник, рисуют такую полную кар­тину пастырской жизни и деятельности, что из них – и главным образом только из них – до скончания веков будет почерпаемо здравое и святое учение для руководства Христианских пастырей. Не одному Тимофею надлежало ведать, како подобает в дому Божию жити (1Тим. 3:15): это долг каждого пастыря Церкви во-первых, и каждого Христианина во-вторых. Особенно же важны эти Послания для готовящихся к пастырскому служению; они и напи­саны были для учеников Апостольских: юных и только что вступивших на поприще пастырской деятельности.

Подлинность.

Древние еретики отвергали подлинность Пастырских Посланий апостола Павла. Известно, по крайней мере, что Маркион и его последователи, при­знавая подлинными десять Павловых Посланий, не признавали только Пас­тырских. Но Тациан принимал Послание к Титу. При отвержении пастырских Посланий из своего канона еретики, очевидно, руководились своими дог­матическими соображениями.

Против сомнений еретиков можно поставить ясныя свидетельства о под­линности этих Посланий, заимствованных из творений самых древних учите­лей Церкви и мужей Апостольских: Климент Римский (1Кор. 2:29), Игнатий Богоносец (Еф. 2), Поликарп Смирнский (Флп. 4), далее Ириней (Adv. haer. 1:1), Феофил Антиохийский (Ad Autol. 3:14), Климент Александрийский (Strom. 2, р. 393), Тертуллиан (С. Маrc. 4:42) и других или упоминают об этих Посланиях, или выражаются словами их.

Они есть в Пешито и Итале, в Каталоге Муратория и όμολούμενα Евсевия. И вообще Церковь с глубокой древности признавала и принимала их, как несомненныя произведения Апостольския. Но в начале ХIХ-го столетия отри­цательная критика, опираясь на внешния сомнения еретиков, старалась сама подорвать веру в подлинность Пастырских Посланий и стала приискивать внутренния основания для своих сомнений.

Впрочем, все возражения отрицательной критики сводятся к трём глав­ным положениям: а) Пастырския Послания, по образу выражения, по способу развития мыслей и по характеру и тону изложения, представляют большое различие с известными подлинными Посланиями Апостола Павла. Здесь осо­бенно обращают внимание на употребление некоторых отдельных слов и обо­ротов, которыя вовсе не встречаются в других Посланиях или встречаются в другом значении; б) Некоторые места означенных Посланий указывают на такое состояние дел и лиц, какое не свойственно Апостольскому времени. В этом отношении данными служат перечисления членов Церковной иерархии в таком составе, в каком она устроилась только в начале II-го века. Сюда при­соединяют указание на борьбу с Гностицизмом, который представляется на такой степени развития, какой он достиг лишь не скоро после Апостолов; в) Наконец, считают трудным и даже невозможным приурочить происхождение Посланий к исторически известным обстоятельствам жизни Апостола.

Слабость всех этих возражений очевидна.

аа) Всякому понятно, что изменение в образе выражения, в употреблении тех или других слов, в расположении мыслей зависит от различия предметов Посланий, обстоятельств времени, назначения Послания и прочего. Употребление особых слов и оборотов встречается в Пастырских Посланиях не чаще, как и в других Посланиях. Тон речи так же должен был отличаться от других Посланий, потому что в этих Посланиях Апостол обращается к своим ближайшим ученикам с дружеским и отеческим чувством.

бб) Мнимые анахронизмы Посланий оказываются вымыслами критики. Послания называют не больше степеней иерархии, сколько их было и в на­чале Апостольского века. То же нужно сказать и о гносисе. В начале II-го века он, действительно, является уже очень развитым; но, судя по указаниям Посланий к Колоссянам, он был уже довольно развит и в последние годы жизни Апостола Павла, то есть, ко времени появления Пастырских Посланий – а потому нет и никаких оснований то состояние гносиса, каким оно изображается в этих Посланиях, считать анахронизмом.

вв) Наконец, о приноровлении Посланий к историческим обстоятель­ствам жизни Апостола Павла не следует и говорить. Жизнь Апостола не настолько известна нам, чтобы можно было с уверенностью сказать, что в такой-то период возможно было одно Послание, а в такой-то невозможно другое. Притом же не нужно забывать, что пастырския Послания были преж­де всего письмами отца к своим чадам возлюбленным и вызывались как обстоятельствами времени и положения самого Апостола и его учеников, так и, главным образом, постоянною заботливостью Апостола об успехе дела, к которому были приставлены эти ученики, и заботами даже о их личном положении среди той паствы, в которой они находились, о их здо­ровье и подобное.


Вам может быть интересно:

1. Руководство к изучению Нового Завета. Апостол – Послание к Филимону. профессор Александр Васильевич Иванов

2. Толкование на послание к Евреям – Глава 3 блаженный Феодорит Кирский

3. Толкование на послание к Филимону – Беседа 3 святитель Иоанн Златоуст

4. Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла – Глава пятая Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

5. Толковый Апостол. Соборные послания – ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИУДЫ епископ Михаил (Лузин)

6. Новый Завет (перевод под ред. еп. Кассиана [Безобразова]) – Послание Апостола Павла к Филимону епископ Кассиан (Безобразов)

7. Толкование на послание к Галатам – Защитительная часть (Гал. 1:11 – 24; Гал. 2:1 – 21) святитель Феофан Затворник

8. Послания – Послание 200(388). Чаду Геннадию преподобный Феодор Студит

9. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол – Пастырские послания святого апостола Павла архиепископ Аверкий (Таушев)

10. Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла преподобный Иустин (Попович), Челийский

Комментарии для сайта Cackle