Пастырские Послания
Значение их
Три Послания апостола Павла к ближайшим ученикам и сотрудникам своим, Тимофею (два) и Титу (одно), обыкновенно носят название Пастырских. Так названы они потому, что в них апостол Павел главным образом говорит о звании и особенностях христианского пастыря и преподаёт правила пастырского служения. Нельзя, конечно, искать в этих Посланиях обширных и подробных наставлений, приспособительно к самым разнообразным положениям и случаям пастырской деятельности, тем не менее эти Послания представляют такой богатый источник, рисуют такую полную картину пастырской жизни и деятельности, что из них – и главным образом только из них – до скончания веков будет почерпаемо здравое и святое учение для руководства христианских пастырей. Не одному Тимофею надлежало ведать, како подобает в дому Божию жити (1Тим.3:15): это долг каждого пастыря Церкви во-первых, и каждого христианина во-вторых. Особенно же важны эти Послания для готовящихся к пастырскому служению; они и написаны были для учеников апостольских: юных и только что вступивших на поприще пастырской деятельности.
Подлинность
Древние еретики отвергали подлинность Пастырских Посланий апостола Павла. Известно, по крайней мере, что Маркион и его последователи, признавая подлинными десять павловых Посланий, не признавали только Пастырских. Но Тациан принимал Послание к Титу. При отвержении пастырских Посланий из своего канона еретики, очевидно, руководились своими догматическими соображениями.
Против сомнений еретиков можно поставить ясные свидетельства о подлинности этих Посланий, заимствованных из творений самых древних учителей Церкви и мужей апостольских: Климент римский (1Кор.2:29), Игнатий Богоносец (Еф.2), Поликарп Смирнский (Флп.4), далее Ириней (Adv. haer. 1:1), Феофил антиохийский (Ad Autol. 3:14), Климент александрийский (Strom. 2, р. 393), Тертуллиан (С. Marc. 4:42) и других или упоминают об этих Посланиях, или выражаются словами их.
Они есть в Пешито и Итале, в Каталоге Муратория и όμολούμενα Евсевия. И вообще Церковь с глубокой древности признавала и принимала их, как несомненные произведения апостольские. Но в начале ХIХ-го столетия отрицательная критика, опираясь на внешние сомнения еретиков, старалась сама подорвать веру в подлинность Пастырских Посланий и стала приискивать внутренние основания для своих сомнений.
Впрочем, все возражения отрицательной критики сводятся к трём главным положениям: а) Пастырские Послания, по образу выражения, по способу развития мыслей и по характеру и тону изложения, представляют большое различие с известными подлинными Посланиями апостола Павла. Здесь особенно обращают внимание на употребление некоторых отдельных слов и оборотов, которые вовсе не встречаются в других Посланиях или встречаются в другом значении; б) Некоторые места означенных Посланий указывают на такое состояние дел и лиц, какое не свойственно апостольскому времени. В этом отношении данными служат перечисления членов церковной иерархии в таком составе, в каком она устроилась только в начале II-го века. Сюда присоединяют указание на борьбу с гностицизмом, который представляется на такой степени развития, какой он достиг лишь не скоро после апостолов; в) Наконец, считают трудным и даже невозможным приурочить происхождение Посланий к исторически известным обстоятельствам жизни апостола.
Слабость всех этих возражений очевидна.
аа) Всякому понятно, что изменение в образе выражения, в употреблении тех или других слов, в расположении мыслей зависит от различия предметов Посланий, обстоятельств времени, назначения Послания и прочего. Употребление особых слов и оборотов встречается в Пастырских Посланиях не чаще, как и в других Посланиях. Тон речи так же должен был отличаться от других Посланий, потому что в этих Посланиях апостол обращается к своим ближайшим ученикам с дружеским и отеческим чувством.
бб) Мнимые анахронизмы Посланий оказываются вымыслами критики. Послания называют не больше степеней иерархии, сколько их было и в начале апостольского века. То же нужно сказать и о гносисе. В начале II-го века он, действительно, является уже очень развитым; но, судя по указаниям Посланий к колоссянам, он был уже довольно развит и в последние годы жизни апостола Павла, то есть, ко времени появления Пастырских Посланий – а потому нет и никаких оснований то состояние гносиса, каким оно изображается в этих Посланиях, считать анахронизмом.
вв) Наконец, о приноровлении Посланий к историческим обстоятельствам жизни апостола Павла не следует и говорить. Жизнь апостола не настолько известна нам, чтобы можно было с уверенностью сказать, что в такой-то период возможно было одно Послание, а в такой-то невозможно другое. Притом же не нужно забывать, что пастырские Послания были прежде всего письмами отца к своим чадам возлюбленным и вызывались как обстоятельствами времени и положения самого апостола и его учеников, так и, главным образом, постоянной заботливостью апостола об успехе дела, к которому были приставлены эти ученики, и заботами даже о их личном положении среди той паствы, в которой они находились, о их здоровье и подобное.