Свидетельствует Пасхальная ночь

Свидетельствует Пасхальная ночь

(29 голосов4.4 из 5)

Более трид­цати лет — с марта 1953 года почти до самой кон­чины в декабре 1983 года — отец Алек­сандр Шме­ман еже­не­дельно высту­пал на радио «Сво­бода». Его беседы были посвя­щены самому глав­ному, цен­траль­ному в хри­сти­ан­ской вере — отно­ше­ниям Бога и чело­века, мира и Церкви, веры и куль­туры, сво­боды и ответственности.

Труды про­то­пре­сви­тера Алек­сандра Шмемана

Ска­чать плей­лист в фор­мате M3U
Ска­чать всю книгу в фор­мате M4B
Как слу­шать книги офлайн?

В пас­халь­ную ночь, когда крест­ный ход, обойдя цер­ковь, оста­нав­ли­ва­ется у запер­тых две­рей ее и насту­пает послед­няя минута перед взры­вом пас­халь­ной радо­сти, мы в глу­бине сердца задаем себе тот же вопрос, что был в серд­цах жен­щин, при­шед­ших рано утром, едва воз­си­явшу солнцу (Мк. 16:2), ко гробу Хри­ста. Вопрос этот: Кто отва­лит нам камень от двери гроба? (Мк. 16:3). Совер­шится ли это чудо, ста­нет ли еще раз ночь свет­лее дня, напол­нит ли нас еще раз эта ничем не объ­яс­ни­мая, ни от чего в мiре не зави­ся­щая радость, кото­рая всю эту ночь и еще столько дней будет зву­чать пас­халь­ным при­вет­ствием: «Хри­стос Вос­кресе! Воис­тину Воскресе!»

Минута эта все­гда при­хо­дит. Двери откры­ва­ются. Мы вхо­дим в зали­тый све­том храм, мы всту­паем в лику­ю­щую пас­халь­ную заут­реню, но где-то в душе вопрос оста­ется. Что все это зна­чит? Что зна­чит празд­но­вать Пасху в мiре, напол­нен­ном стра­да­нием, враж­дой, нена­ви­стью, вой­нами? Что зна­чит вос­пе­вать «смер­тию смерть поправ» и слы­шать, что «мерт­вый ни един во гробе», когда смерть все еще оста­ется един­ствен­ной зем­ной досто­вер­но­стью? Неужели Пасха, вся эта свет­лая ночь, все лико­ва­ние — лишь минут­ный уход от реаль­но­сти, лишь на крат­кое время дару­е­мая нам воз­мож­ность духов­ного забы­тья, за кото­рым насту­пают те же будни, та же серая дей­стви­тель­ность, тот же счет неумо­лимо убе­га­ю­щих дней, меся­цев, лет, та же гонка к смерти и небытию?

Ведь нам давно уже твер­дят, что рели­гия — это выдумка, само­об­ман, опиум, при­ми­ря­ю­щие чело­века с его труд­ной судь­бой, мираж, кото­рый все время рас­се­и­ва­ется. И не более ли достойно чело­века от миража этого отка­заться и трезво взгля­нуть в лицо действительности?

Что ска­зать на это? Быть может, при­мерно сле­ду­ю­щее: «Не может все это быть про­сто выдум­кой! Неве­ро­ятно, чтобы столько веры, столько радо­сти, столько света целых две тысячи лет было всего лишь опи­умом, бег­ством от дей­стви­тель­но­сти, мира­жом! Может ли мираж длиться веками?»

Ответ этот, конечно, вес­кий, но все же еще не окон­ча­тель­ный. И надо прямо ска­зать, что такого окон­ча­тель­ного и все­объ­ем­лю­щего ответа, какой можно было бы напе­ча­тать в виде «науч­ного объ­яс­не­ния» пас­халь­ной веры, — такого ответа нет. Здесь каж­дый может сви­детельствовать только о соб­ствен­ном опыте, гово­рить только за себя. Но вот, всмат­ри­ва­ясь в этот опыт, когда вдруг нахо­дишь в нем то, на чем зиждется все осталь­ное, — нечто такое, что осве­щает все осле­пи­тель­ным све­том, в кото­ром, дей­стви­тельно, как воск от лица огня (Пс. 67:3), тают все сомне­ния, все вопросы.

Что же это за опыт? Я не могу его иначе опи­сать, иначе опре­де­лить, как опыт живого Хри­ста. Не потому я верю в Хри­ста, что мне с дет­ских лет дано было раз в году участ­во­вать в пас­халь­ном тор­же­стве, нет! Но потому и воз­можна Пасха, потому и напол­ня­ется све­том и радо­стью эта един­ствен­ная ночь, потому и зву­чит с такой побед­ной силой это при­вет­ствие «Хри­стос Вос­кресе! Воис­тину Вос­кресе!», что сама вера моя роди­лась и вечно рож­да­ется из опыта живого Хри­ста. Как и когда роди­лась она? Не знаю, не помню. Знаю только, что вся­кий раз, откры­вая Еван­ге­лие и читая слова Хри­ста, я мыс­ленно, но от всего сердца, от всего суще­ства сво­его повто­ряю то, что ска­зали слуги фари­сеев, послан­ные аре­сто­вать Его и не сде­лав­шие этого: Нико­гда чело­век не гово­рил так, как этот Чело­век (Ин. 7:46).

Итак, пер­вое, что я знаю, — это то, что уче­ние Хри­ста живо и нет в мiре ничего с ним срав­ни­мого. Но уче­ние это о Нем, о жизни веч­ной, о победе над смер­тью, о любви, побеж­да­ю­щей и пре­одо­ле­ва­ю­щей смерть. И я знаю также, что в жизни, где все кажется таким труд­ным, нико­гда не изме­нит, нико­гда не под­ве­дет одно — внут­рен­нее убеж­де­ние, что Хри­стос со мной. Не оставлю вас сиро­тами; приду к вам (Ин. 14:18), — гово­рит Он и при­хо­дит, и при­ход этот знает сердце. В молитве, — в этом тре­пете души, в ее несо­мнен­ной радо­сти о таинст­венном при­сут­ствии Хри­сто­вом и в храме, и в моей жизни — все время рас­тет этот опыт, это зна­ние, эта оче­вид­ность: Хри­стос здесь. В радо­сти и печали, в толпе и оди­но­че­стве эта несо­мнен­ность Его при­сут­ствия, эта сила Его слова, эта радость веры в Него — един­ствен­ное дока­за­тель­ство. «Что ищете Живаго с мерт­выми? Что пла­чете Нетлен­наго во тли?» И потому все хри­сти­ан­ство есть не что иное, как все новое пере­жи­ва­ние этой веры, ее вопло­ще­ние в сло­вах, зву­ках, красках.

Неве­ру­ю­щему все это может пока­заться и вправду мира­жом. Он слы­шит только слова, видит только «непо­нят­ные цере­мо­нии» и пыта­ется объ­яс­нить их извне. Но для веру­ю­щих они све­тятся изнутри — не как дока­за­тель­ство, но как плод их веры и ее жизни в душе, в мiре, в исто­рии. Пасха — не вос­по­ми­на­ние о собы­тии дале­кого про­шлого, а реаль­ная встреча в сча­стье и радо­сти с Тем, в Ком сердце наше узнало и все­гда узнает, встре­тило и все­гда встре­чает Жизнь всей жизни, Свет вся­кого света. Вся пас­халь­ная ночь — это сви­де­тель­ство о том, что Хри­стос жив и пре­бы­вает с нами, что мы живы и пре­бы­ваем с Ним. Вся она — при­зыв уви­деть, пере­жить, при­нять «зарю таин­ствен­ного дня», Цар­ства любви и света. «Днесь весна бла­го­ухает и новая тварь ликует…» — поет Цер­ковь, лику­ю­щая в вере, надежде и любви.

Хри­стос Воскресе!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

1 Комментарий

  • Елена, 20.09.2013

    Я готов­люсь к испо­веди, поэтому открыла “Азбуку веры”, а потом и Алек­сандра Шме­мана, слова кото­рого все­гда вызы­вают во мне тре­пет души. Вот и сей­час мне стыдно, что я поз­во­лила повсе­днев­ным забо­там и сво­ему дур­ному харак­теру закрыть свет Пас­халь­ной радости.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки