Источник

Часть 1. Преподобный Амвросий Оптинский. Наставления пословицами и поговорками, духовные поучения и размышления, примеры из жизни старца Амвросия, приводимые по воспоминаниям учеников и очевидцев

Старинные люди хоть и очень простые были, но поговорки их очень мудрые и основательные

Преп. Амвросий Оптинский

Вместо предисловия

Еще писала ты, что видела сон, в котором представлялось тебе, что будто бы ты находишься на Афонской горе и нарвала целый букет благоуханных цветов. Под такими цветами можно разуметь святоотеческие писания тех преподобных мужей, которые, живя на Афоне и в других местах, делом исполняли Божественные заповеди и словеси и по любви духовной к нам оставили свои спасительные наставления, чтобы и мы, слабые, черпали из них и собирали, как благовонные цветы, и услаждали оными духовную свою гортань от горести, ею же сопротивник наш нас напои.

Из письма преподобного Амвросия Оптинского духовному чаду

 

Наставление пословицами (из письма к духовному чаду)

Слышу, что желала бы ты слышать от меня что-либо человеческое, а тексты Св. Писания и сама знаешь.

Ежели Сын Божий ничего от Себя не говорил, но якоже приях заповедь от Отца, что реку и что возглаголю, после этого что может сказать тебе от себя человек грешный и недугующий телом и душою. Но, пожалуй, по желанию твоему, слушай.

Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех и беда с кем не бывают.

Если бы на хмель не мороз, то он бы и дуб перерос.

Иное дело сливки и сметана, и особенно из них хорошо сбитое масло − хорошо очищенное и хорошо соблюденное.

За битого двух небитых дают, да еще и не берут.

Чего недосмотришь, карманом доплатишь.

Что стерпится, то после слюбится.

Адамовы лета с начала света. Сделал Адам ошибку, и пришлось ему после много потерпеть; так бывает и со всеми, делающими ошибки.

Слово не воробей, вылетит ̶ не поймаешь.

Нередко от неосторожных слов бывает больше бед, нежели от самих дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные.

Вот я тебе наговорил целую кучу человеческих слов. Не знаю, выберешь ли ты из них что-либо толковое и пригодное к делу.

Не живи, как хочется, а как Бог приведет

Старинные люди хоть и очень простые были, но поговорки их очень мудрые и основательные. Не живи, как хочется, а как Бог приведет. Эту маленькую поговорку не скоро кто переедет без труда. Как-то на деле все выходит постой, да погоди, да еще немного подожди, да осмотрись, да соберись с умом и вместе с кошельком.

С год назад я слышал от одного торговца: часто не душа может, а мошна1. Говорил же это человек добросовестный и весьма правдивый, а обстоятельства его плоховаты и тесноваты. А все это сходится к тому, что тесен и прискорбен путь вводяй в живот2 и что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное.

Человек предполагает, а Бог располагает

...Все полезнее нам предавать суду Божию и во всем полагаться на всеблагий Промысл Божий. В Православной Церкви обносится мудрое слово: человек предполагает, а Бог располагает. Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, яко же [как] угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле.

 

Само дело лучше укажет, как нужно действовать

Хорошо бы, новая матушка ...ина, если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина3, и при этом душевная тишина хранима.

Хотя это и нелегко, и претрудно, и не всегда удобно, но зато и нам и другим полезно.

Полезное редко сходится с приятным, и чаще неприятное скорее приносит пользу, нежели приятное, потому что от приятного люди скоро забываются. Ежели и сладкого меду лишнее поесть, то стошнит. Тогда потребуется лечиться холодным полынным настоем... И простая человеческая поговорка есть: само дело лучше укажет, как нужно действовать.

Толкач4 муку покажет

На днях пришел С., сын некоей старицы вашей, с письмом от вас. Наш отец игумен, хотя неохотно, а согласился, чтобы мы приняли его в скит на усмотрение. Если С. будет вести себя порядочно, то и может жить у нас; только что-то волосы на голове его такие мудреные, какие редко можно увидеть. Впрочем, самое дело лучше покажет, что и как. Ливенские жители привыкли говорить: толкач муку покажет.

Схиархимандрит о. Агапит писал: «И сам старец Амвросий... восхвалять человека и прямо определять ему какое-либо назначение не имел обыкновения, а повторял старинную русскую пословицу: толкач муку покажет, то есть время и обстоятельства покажут, каков человек и достоин ли он своего назначения»5.

Бабушка надвое сказала

О начальственном избрании оставь это на волю Божию. А кто станет лукаво тебе говорить об этом, отвечай: «Есть пословица: бабушка надвое сказала, либо будет это, либо нет». А искренно толкующим об этом отвечай: «что будет, то будет; а будет, что Бог даст».

Без помощи Божией человек как человек, ничто же более

Может быть, духоносные слова Св. Писания потребны тебе в настоящую пору к духовному твоему подкреплению и утверждению. Бывают такие минуты и с праведниками Божиими, т.е. требующие подкрепления.

Пророк Илия, заклавший6 безбоязненно несколько сотен студных7 жрецов пред лицом всего Израиля, вскоре убоялся угроз одной бесстудной женщины и бежал в пустыню, умоляя Бога о принятии души его. Без помощи Божией человек как человек, ничто же более, а человек, яко [как] трава (Пс.102, 15). А с помощью Божиею один человек, как пророк Илия, воюет против целого народа.

«Отчего человек бывает плох?» − «Оттого, что забывает, что над ним Бог».

Своя воля царя боле

Своя воля и учит и мучит

Слово опытных: «своя воля и учит и мучит; сперва помучит, а потом чему-нибудь научит». Ты прежде не хотела покоряться и как должно относиться к дельной и благословенной наставнице, а теперь нужда научила и возбудила в тебе желание относиться к какой-нибудь старице или иметь собеседником дельную сестру...

А своя воля лишь мучит

...Не умолчу и о неполезной и душевредной четверице, яже [которая] есть: уныние, малодушие, нетерпение и уклонение, которые лишают нас полной власти, могут лишить и благой части, если будем им поддаваться, хотя бы и под благовидным предлогом. Благо только то, что делается по воле Божией и за святое послушание. А своя воля лишь мучит; и тогда только научит, когда будем оставлять оную.

Уксус и молоко порознь хороши

Духовное отношение к кому-либо нельзя соединить со своей волею − выбирай любое, одно из двух. Уксус и молоко порознь хороши и на своем месте полезны, а слить их вместе ̶ выйдет бурда, ни к чему не годная. Так и самочиние и своеволие с духовным отношением и послушанием не совместимы, а надо держаться одного из двух.

Посиди у моря, подожди погоды

В третий раз в письме этом говорю о старице (в которой ты теперь чувствуешь нужду, а когда имела ее, тогда не осознавала потребности в ней). Всегда так бывает: когда обладаем добром, то его не ценим. А теперь по пословице: посиди у моря, подожди погоды − умнее и смиреннее будешь.

Своя воля царя боле

...Ты оскорбилась до болезни..., что одну сестру нужно было выслать из вашей общины. Хотя и прискорбно это, очень прискорбно, но ведь насильно никого не приведешь ко спасению. Земной царь велик, и почти все ему покоряются. Но есть пословица: своя воля царя боле.

Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет. По силе своей позаботимся о других, а все остальное предоставим Господу Богу.

Некоторые толкователи Св. Писания объясняют, что Господь в Гефсиманском саду в последнюю ночь много плакал особенно потому, что знал, что немногие воспользуются Его крестными страданиями, а большая часть по неразумению и по злой и упорной своей воле уклонится в противную сторону.

Покойный Оптинский старец архимандрит Моисей, муж мудрый и духовно опытный, в подобных случаях говаривал: «Наше дело предоставить человеку средства ко спасению, а спасается он или не спасается ̶ сам смотри».

Вольному воля, а спасенному рай

По причине недостоинства своего не должно отказываться от принятия монашеского образа...

Если не желаешь принять пострижения8, то зачем поступала в монастырь? Впрочем, вольному воля, а спасенному рай.

Не было печали, но лукавые накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки, и наводят неохоту принять пострижение в мантию9.

Стыд не дым, в глаза не лезет

«Один скитский монах пришел к Старцу Амвросию за благословением на отъезд на родину и только хотел начать говорить, а Старец уже отвечает на его мысли: «Ты пришел решать насчет своей поездки. Вот что, брат, не возвещается мне тебя отпустить. Как ты хочешь, смотри сам, чтобы после не раскаиваться, когда будет поздно». А монах и говорит: «Простите, Батюшка, за мою откровенность: пред братиями мне будет неловко. Совестно, что столько времени собирался, ходил к о. Игумену проситься, и потом остаюсь». На что Батюшка сказал: «Что за беда? Стыд не дым, в глаза не лезет. Монаху, брат, стыдно исполнять свою волю, так что лучше быть учеником ученика, нежели жить по своей воле. Об этом и в отеческих писаниях сказано. Стыдно не только перед другими, но перед Богом и своею совестью ̶ она судья неподкупный, бескорыстный. А послушаться совета своего отца духовного не стыдно, но душеспасительно и необходимо. И кто не слушает доброго совета, тот бывает наказан»5.

Обычай10 бычий, а ум телячий

Одержим11 есмь слабостию душевною и телесною и не могу круто поступать, а для некоторых это требовалось бы, к которым очень идет русская поговорка: обычай бычий, а ум телячий.

«Преподавая советы, Старец (о. Амвросий) не имел обыкновения настойчиво требовать, чтобы они непременно исполнялись, и никогда не связывал относящихся к нему каким-нибудь запрещением... Однако прибавлял в назидание просившим у него советов: «Когда говорю, надобно слушать с первого слова, тогда будет послушание по воле Божией. Я мягкого характера − уступлю, но не будет пользы для души».

Но так как по пословице ̶ своя воля царя боле, и для всех она одинаково дорога, то Старцу, понятно, приходилось уступать. В таком случае он говорил: «Как хочешь» или «Можешь так поступить». Но никогда не давал на дело благословения. Находились же такие люди, которые и дело желали вести по своей воле, и вместе просили на это у Старца благословения...

Старец с огорчением в шутливом тоне отвечал иногда так: «Что реку́ человеку чудаку или что возглаголю творящему свою волю?» Такими и подобными шуточными ответами он кое-как отделывался от настойчивых неуместных требований от него благословения. А иному настойчивому своевольнику скажет: «Так-то, брат, обычай-то у нас бычий, а ум телячий». Тут он и сам посмеется, и посетитель вместе с ним, может быть, даже не замечая того, что получил от Старца и выговор, и наставление. И только уже после поймет Старческие слова и не оскорбится на Старца.

К сему присовокупить здесь можно, что просившие от Старца и получившие в делах своих советы за неисполнение их нередко терпели несчастия»5.

Бедность не порок…

Бедность не порок…

Если кто присылает тебе что-либо, принимай это как от руки Божией, и бедности не стыдись. Бедность не порок, а главное средство к смирению и спасению. Сам воплотившийся Сын Божий благоизволил в бедности пожити на земле. Помни это и не стыдись.

Напрасно ты думаешь, что богатство, или изобилие, или, по крайней мере, достаточество было бы для тебя полезно и успокоительно. Богатые еще более тревожатся, нежели бедные или недостаточествующие. Бедность и недостаточество ближе к смирению и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать, а с верою и упованием возложится на всеблагий Промысл Божий. Доселе питал нас Господь − и впредь силен сотворить сие. Посему возверзим печаль свою на Господа.

Не в богатстве дело, а в нас самих. Человеку сколько ни давай, не удовлетворишь его.

Нужда научит, как калачи есть

Объясняешь, что никогда не была попрошайкой, а нужда заставила тебя просить! Прежде за тебя другие просили, а теперь нужда и самую заставила просить.

Не без причины повторяется поговорка: нужда мудрена! Нужда научит, как калачи есть. Мне случилось слышать от одного опытного человека, который говорил, что все вещи человеческие, которые видим, изобрела или нужда, или прихоть. Что делается по нужде, то бывает или одобрительно, или, по крайней мере, извинительно; а что делается по прихоти, то не всегда бывает извинительно, кольми паче [тем более] одобрительно.

Нужда всему научит (Назидательный рассказ Старца Амвросия)

Отец посылает сына в лес за делом, а сын говорит ему: «Батюшка, как же я там буду один? Я ничего не знаю». ̶ «Ничего, ступай, − отвечает ему отец, – нужда всему научит».

Он поехал, но вот в лесу сломались у него сани. Вспомнил он слова отца «нужда всему научит» и давай кричать: «Нужда!» А она отвечает ему «А...» (эхо). Ждал − ждал он, кричал-кричал, но никто не пришел к нему на помощь. Тогда он слез, сам кое-как поправил сани, приехал к отцу и говорит: «Обманул ты меня, батюшка, ведь нужда не пришла мне на помощь». ̶ «Да как же ты справился то?» − «Да так уж, кое-как» ̶ «Вот это-то самое, что ты кое-как справился, и означает, что нужда научила тебя, как поступить».5

Вред не от денег, а от безрассудной жадности

Пишешь: «Я не люблю так денег, что у меня никогда долго не держатся, потому и бываю всегда без денег, а после занимаю». Но ведь это бестолковщина, и в этом нужно не оправдываться, а лучше укорять себя и постараться исправиться. Если бы мог человек питаться и одеваться воздухом, тогда бы он справедливо пренебрегал деньгами, которые ему, как кажется, иногда надоедают. А как во время холода и голода нельзя пренебрегать потребною одеждою и пищею, так нельзя пренебрегать теми средствами, чрез которые пища и одежда приобретаются.

У св. отцов говорится, что «краи бесовския суть», т.е. что крайности происходят от подущения душевных врагов. Безрассудно быть пристрастну к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими. То и другое худо и ведет не только к смущению, но и даже ко вреду душевному чрез разные путаницы от неправильного пренебрежения.

Деньги сами по себе, или, вернее, по цели, назначенной от Бога, вещь весьма полезная. Они заменяют недостаток простоты и любви между людьми. Без денег кто бы расчел людей? Были бы вечные споры и ссоры и даже драки до убийства, а малыми монетами и даже ничтожными бумажками люди от всего этого избавляются, сами не понимая того. Вред не от денег, а от безрассудной жадности или скупости, или от злоупотребления. Пользуйся употреблением денег правильно, и будешь покойна. Мир тебе и Божие благословение.

Горе, как море: чем более человек в него входит, тем более погружается

Горе, как море…

...Ты не перестаешь унывать с тех пор, как начала горевать, получивши весть о пострижении. Знай, что горе, как море: чем более человек в него входит, тем более погружается.

Подумай сама, какой безопаснее воин − вооруженный или невооруженный? И какой крепче монах ̶ постриженный или непостриженный?

Искуситель имеет обычай все извращать и в настоящее время стал всех обольщать какой-то мнимою свободой. А безвременная свобода, по слову св. Исаака Сирина, приводит к горькому рабству. Враг не хочет, чтобы мы повиновались Богу и по воле Божией служителям Божиим, а добивается чрез мрачные и тонкие внушения того, чтобы хоть не явно и не ясно, а повиноваться ему. А какого ожидать добра от врага всякого добра, ищущего погибели всех?

Волки в овечьих шкурах

Впредь будь осторожна и осмотрительна при внушениях благовидных помыслов от врагов душевных. Как бы благовидны помыслы эти ни были, но ежели они приносят смущение и отчаяние, то это − волки вовчих кожах [в овечьих шкурах], как говорит Варсонофий Великий.

Без струмента12 и вошь не убьешь

Молитвы молящихся о нас да помогут тебе принять пострижение в мире и утешении духовном. Знай и твердо веруй, что безопаснее воин вооруженный, хотя последнему и кажется, что ему легче так быть. На земле все делается и совершается при посредстве какого-либо орудия. Есть смешная, но верная пословица: без струмента и вошь не убьешь. Потребен ноготь. Вот я серьезное и заключил смешным, чтобы тебя, серьезную, сколько-нибудь развеселить.

Помни кулеш13, когда неприятную похлебку ешь

Молитвы великих странников [святых] покроют нас. Они милостивы и сострадательны и сбившимся с пути могут указать настоящую дорогу, да еще молочным кулешом подкармливают14, хотя ложки их и не совсем аккуратны. Помни этот кулеш, когда неприятную похлебку ешь15.

Терпел Моисей16...

Хвороба к тебе опять пристала, и спина болит, и внутренность не в порядке... Древних христиан враг искушал разными мучениями, а христиан настоящего времени враг искушает разными помыслами и разными недугами телесными...

Есть и поговорка, которою обыкновенно утешают себя скорбящие в затруднительном положении: терпел Моисей, терпел Елисей17, терпел Илия18, потерплю и я.

Не помню, где сказано, что и благочестиво живущему человеку, ежели [если] он не имеет скорбей, считается год за день, а если благочестивый человек переносит большие скорби, тогда вменяется ему день за год.

Спросил бы зимой у гуся, не зябнут ли у него ноги?

Поздравляю тебя с возвращением восвояси. Сердечно желаю тебе жить-поживать да добра наживать. При этой жизни не раз придется вспомнить поговорку: спросил бы зимой у гуся, не зябнут ли у него ноги? А гусь, хотя и нередко ноги, поджимая, переменяет, а все-таки так или сяк зиму переживает. Зато уж, когда придет весна, с самодовольством по озеру плавает.

Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех и беда с кем не бывают

Да помилует тебя Всеблагий Господь и всех живущих с тобою и да поможет тебе вперед не принимать так горячо к сердцу встречающиеся скорби и неприятности, которые едва тебя не приближают к смерти…

Не буду тебя убеждать к благодушию и великодушию словами Писания, которые я многократно тебе повторял, а только приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: «Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех и беда с кем не бывают». И этот человек, как помню, при многих переменах и переворотах его жизни оставался всегда благодушен и весел, и он был мирской а мы – монахи, обрекшие себя на всякую скорбь.

Зло всегда забегает вперед, но не одолевает

Каин19 родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова20, но победа осталась на стороне последних, хотя Исав и гнал Иакова, и Каин убил Авеля, но гонимые блаженствуют, а гонители отвержены Богом. Будем верить и надеяться, что и нас Господь не оставит, только нужно со смирением потерпеть и не роптать.

Ложь всегда останется ложью и никогда правдою быть не может, а оклеветанные рано или поздно всячески оправданы будут.

Зло всегда забегает вперед, но не одолевает. И в числе избранных учеников Христа Спасителя нашелся предатель. Но только противляющиеся истине получили свое достойное воздаяние, а другим повредить нисколько не могли.

Бог не попустит, свинья не съест

Письмо твое получил, содержание которого – продолжение искушений и наветов через о. К. Но есть старинная мудрая поговорка: Бог не попустит, свинья не съест. И в Псалтири сказано: солга неправда себе (Пс. 26,12). К. хочет одолеть тебя неправдою, но обманется в неправде своей по псаломским словам. Неправда эта солжет ему и самого может подвергнуть великому бедствию не только в будущей жизни, но и в настоящей. Фараон притеснял израильтян, но сказано, что погряз в воде, как олово.

Много вещей есть, да многое нельзя есть

«Старец Амвросий не только никогда не скорбел о своей болезненности, но, напротив, всегда был в веселом настроении духа и даже шутил. В одном из своих писем он писал:

«Болезненные прижимки во всем теле есть, и от холоду, и от невольного голоду. Много вещей есть, да многое нельзя есть. Слабый желудок и неисправные кишки не дозволяют. Впрочем, по старой привычке я все-таки понуждаюсь есть, хотя после и приходится большую тяготу понесть от головной боли и от рвотной доли. А кроме того, и приезжие, и приходящие докучают, сидеть подолгу в хибарке скучают. Вот так мы день за днем и живем, и несправедливыми слывем в приеме приходящих и приезжающих. А виновата моя немощь перед Богом и людьми».5

Повинной головы ни секут, ни рубят

Елико21 отстоят востоцы от запад, толико22 дело от слова

Блаженный Екдикт пишет: «Дом души – терпение; пища души – смирение. Когда пищи в доме недостает, тогда душа выходит вон, то есть из терпения...» На словах об этом рассуждать легко, а на деле исполнить не всегда легко и не для всех. Козельский гражданин имел обычай при случае говорить: «Елико отстоят востоцы от запад (Пс. 102, 12), толико дело от слова».

Хоть сзади, но в том же стаде

Никакая добродетель так не приятна Богу, как смирение. А смиряться удобнее неисправимому подвижнику23, нежели строгому и исправному, чему ясный пример мытарь и фарисей (Лк. 18, 9–14). Правда, не все строгие подвижники подражают фарисею. Благоразумные из них и смиренные занимают у Бога первое место, а уж позади стоят слабые, кающиеся и смиряющиеся. Но обносится мудрое слово: хоть сзади, но в том же стаде, о котором Пастыреначальник и Спас душ наших глаголет: не бойся, малое стадо, яко [так как] благоизволи Отец ваш Небесный дати вам Царство (Лк. 12, 32).

Бела овца, сера овца – один дух овечий

Благожелательно приветствую всех гусенят беловатых и сероватых. Есть простая пословица: бела овца, сера овца – один дух овечий. Плохо бывает, когда овца избалуется, то бывает по проказам не хуже козы, а козлищам назначение шуия24, от чего да избавит нас Всеблагий Господь.

О смирении

«Батюшка о. Амвросий поучительно объяснял слова Спасителя: когда ударят тебя в десную ланиту25, подставь другую26, Ведь обыкновенным порядком, когда ударяют в лицо, ударяют правою рукой в левую щеку, а не в десную (правою). Но Господь хотел представить десную ланитою оскорбление, унижение, обиду за правое дело, в котором ты не виновата. Подставить же левую – значит: в то время, когда без вины оскорбляют, помяни пред Господом свои грехи, которыми ты оскорбляешь Его, и чрез это сознание смирись и прими несправедливое поношение, как уже должно».5

Не заплативши долга, нельзя затевать подарки

Ты пишешь: «Господь для меня все сделал, а я для Него ничего. Легко ли это?» Если кто кому должен, то, не заплативши долга, нельзя затевать подарки. Так и мы, прежде всего должны заботиться об уплате греховного долга посредством смиренного покаяния, которое совершается до самого гроба.

Людям, много согрешившим, не об угождении Господу надо думать, а сперва о покаянии и получении прощения и помилования.

Искушения ходят не по лесу, а по людям

Давно старинные люди решили, что искушения ходят не по лесу, а по людям. Впрочем, унывать и малодушествовать паче [больше] меры не должно. Силен Господь исправить и наше дело, как исправил царя – пророка Давида, когда восстал на него естественный27 сын его. Будем подражать св. Давиду смирении не только во внутреннем, но и во внешнем. Он не отверг несправедливых обвинений и укоризн от Семея, до проклятия, и за то возвратил ему Господь и милость Свою и царство.

Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеваешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением, и весь человек ослабевает.

Келия высит, люди искушают

...Относительно других выражаешься так: «Редко-редко слышится речь о Боге, все какое-то пустое и намеренное хитросплетение или лесть...»

На то скажу тебе, что между такими людьми жить полезнее, нежели в одиночестве и удалении, считая это безопасным. Лот, когда жил в Содоме28, был праведен, а когда удалился в Сигар, считая это место безопасным, то тяжко согрешил. Не напрасно написано в Отечнике: келия29 высит, а люди искушают. Чрез претерпение же искушений человек делается искусным.

Повинной головы ни секут, ни рубят

Св. Лествичник пишет, что, если кто преткнулся о камень неверия в своих духовных отцах, тот, без сомнения, пал. Тем горестнее это падение, что ты не только подверглась сама душевредному неверию, но и в этой слепоте отравляла души юных и неопытных неуместными толками и зловредными рассказами.

...Понудься смириться и сознай пред Богом и пред матерями свою вину, и не постыдись это сделать, зная, что повинной головы ни секут, ни рубят и что, смирившись и покаявшись, мытарь предвосхитил праведность фарисея. В покаянии и смирении ошибки не будет, а без них ̶ сомнительно наше спасение.

Осуждать не нужно потому уже, что не знаешь чужой души. На себя больше смотри и, читая святые книги, к себе применяй, и себя исправляй, а не других.

На одном месте и камень обрастет

...Весной собираешься уехать куда-то из обители. ...Вернее и лучше терпеть на одном месте. Есть русская пословица: на одном месте и камень обрастает. А в старчестве сказано: сиди в келии своей, и келия тя всему научит.

Чтобы умиротвориться, незачем в дальний путь пускаться, а лучше смириться дома ̶ это будет прочнее. Одни царственные особы, ради умиротворения, уезжают в дальнюю сторону.

Одна внешность без внутреннего содержания что тело без души

«У Старца Амвросия был и граф Л. Н. Толстой. Пришел он в Оптину, кажется, в конце семидесятых годов, пешком, в крестьянской одежде, в лаптях и с котомкой за плечами. Вскоре, впрочем, открылось его графское достоинство. Пришел он купить что-то в монастырскую лавку и начал при всех раскрывать свой туго набитый деньгами портмоне, и потому все вскоре узнали, кто он таков.

Как по виду крестьянин, он приютился в простонародной гостинице. Одного бедного дьячка спросил Старец Амвросий, где он остановился. «Да там, ̶ отвечает тот, ̶ с графом, в простонародной».

Этот, представлявший из себя какого-то особенного человека, лично был у Старца и сказал ему, указав на свою одежду, как он живет. «Да что ж из этого?» ̶ воскликнул Старец, с улыбкой поглядывая на него. Неизвестен подлинный ответ Старца графу, но смысл его таков: одна внешность без внутреннего содержания что тело без души. Все труды и подвиги телесные, и даже самоумерщвления, если они не направлены к исполнению заповедей Евангельских, к приобретению добродетелей, и в особенности смирения, не только не приносят пользы душе человека, но, наоборот, приносят ей величайший вред ̶ совершенно ее погубляют».5

Со своим уставом в чужой монастырь не входят

Со своим уставом в чужой монастырь не входят

Со своим уставам в чужой монастырь не входят; со своим уставом и в монастырь не приходят. Главное для тебя: слушаться, разумно по Бозе, монастырского начальства и прилаживаться к общим порядкам; келейно30 же совершать в простоте, что можешь, и Господь примет и малое правильце, со смирением исполняемое. Не в том важность, какие правила исполняем, а как их исполняем.

Ты все скорбишь в недоумении, что, может быть, не так делаешь. Св. Лествичник говорит, что сомневаться и долго пребывать в недоумении в чем-либо ̶ есть признак гордой и славолюбивой души.

Жить просто – значит не осуждать, не зазирать31 никого.

Сядь пониже, а то угоришь

Пишешь, что тебе поручено в монастыре письмоводство и что вследствие этого ты отстала от молитвы, а тебе хотелось бы быть всегда в молитве или в богомыслии.

Высоко берешь, очень высоко! Есть пословица: сядь пониже, а то угоришь. Я уже писал тебе, что когда будешь занята делом, то меньше будет мысленной путаницы...

Уши выше лба не бывают

Всеблагий Господь да помилует всех нас, и да вразумит, и да наставит на душеполезное и спасительное. Есть старинная пословица: уши выше лба не бывают. Поговорка эта пригодна везде, кольми паче [тем более] в новоустрояющейся обители. Значение этих слов такое: кто должен слушаться, тот не должен забегать вперед со своим мнением и предложением.

Учить ̶ это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять ̶ большие камни на колокольню таскать.

Воду толочь ̶ вода и будет

...Толкусь от утра до вечера, как ты сама видела, а что будет, Бог весть.

Думаю, что ты и сама слыхала пословицу: воду толочь ̶ вода и будет.

Вот о камнях другое написал св. Лествичник. Говорит, что остроугольные камни, друг с другом соударяясь, округляются и лишаются своей угловатости и остроты.

Как ты замечаешь в этом отношении около себя? Стерли хоть уголка два у тебя, которые ты думала сама стирать во мнимом безмолвии? Да у самой ведь руки не наляжут.

Себя-то как жаль! Ведь от себялюбия32 и самолюбия33 вся беда. Они не любят, когда и другие нас затрагивают, и так расшевелятся, что от помыслов и не оберешься. От них плодятся противные помыслы, словно саранча, поедающая не только плоды духовные, но листья и саму кору. Сделай наблюдение, и сама согласишься с этим.

Где мир да любовь, там и Бог, там и всякое благо

Где мир да любовь, там и Бог, там и всякое благо

Господь наш Иисус Христос две исходные заповеди изрек ученикам Своим: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин, 14, 27). И паки [еще]: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» (Ин. 13, 34). Не вотще [недаром] повторяется мудрое слово старинных людей: где мир да любовь, там и Бог, там всякое благо.

Нескладно, да ладно

По-пасхальному приветствую В... многовещанную и матушку казначею, иногда аки рыбу безгласную, а иногда поющую и возвышающую глас. ...Есть нескладная пословица: гусь да гагара ̶ неладная пара, а часто в озере вместе плавают. Есть и другая пословица: нескладно, да ладно.

Худой мир лучше хорошей войны

«Где мир, там и Бог, а с Ним и вся уготованная человеку благая. Поэтому Старец всеми силами старался водворить мир между враждующими. И как рад бывал Старец, когда удавалось ему привлечь враждующих к миру.

Раз как-то, по козням вражиим, два из старших иеромонахов завраждовали друг на друга. После долгих усилий и, без сомнения, усердной молитвы ко Господу, ему, наконец, удалось примирить их. Со светящимся на лице восторгом Старец повторял всем и каждому: «Ну, слава Богу! Хоть как-нибудь, да примирились. Худой мир лучше хорошей войны».5

Чужие крыши покрывал, а своя раскрыта стоит

«Восьмого октября 1879 года исполнилось сорок лет с поступления Батюшки Амвросия в монастырь. После обедни пришли к нему с поздравлениями и с просфорами... Благословляя всех, Батюшка сказал: «Прожил я здесь 40 лет и не выжил34 40 реп. Истинно ̶ чужие крыши покрывал, а своя раскрыта, а вот мне доходит 67-ой rод».

В письме к одной особе Старец писал: «…Я, по недостатку истинного рассуждения, презрев свою душу, и собственное спасение оставил на произвол судьбы, милея [думая] заботиться о душевной пользе ближнего. Не знаю, есть ли кто неразумнее меня. Будучи немощен крайне телом и душой, берусь за дело сильных и здоровых душевно и телесно...»5

Мышка и маленькая, да пойди, поймай ее

«Говорил как-то Старец со своей духовной дочерью. Приехала в это время почетная женщина, о которой сочли нужным немедленно доложить ему. «У меня все равны, ̶ сказал Старец ̶ мышка и маленькая, да пойди, поймай ее».5

А вот что говорил об отношении Старца к своим посетителям иеромонах Григорий Борисоглебский: «Сравните вы отношение пасомых к любому священнику и приходящих к покойному Старцу. Там они ̶ каждый ̶ твердо помнят свое положение и звание: мужик подходит после барина, богатый прежде бедняка... Не так у Старца. Пред ним всякий человек чувствовал себя только мирянином; княжеские титулы и графские достоинства, слава, и богатства, и знатности, преимущество образования − все осталось за порогом его келии: все видели в нем только Христова пастыря и становились на колена».5

Как ни кинь, все выходит клин

Как ни кинь, все выходит клин

О здоровье своем не знаю, как и сказать тебе. Писал тебе о тяготах. И я, особенно последние три недели, чувствую какую-то тяготу в теле, так что по утрам с трудом разламываюсь, чтобы взяться за обычное многоглаголание с посетителями. А потом так наглаголешься, что едва доберешься до кровати, в час и более.

Вот ты суди и рассуди прю35 мою (Пс. 42, 1) с человеки праведными36 и неправедными. На лбу ни у кого не написано, кто он таков, а говорит, что ему потолковать нужно, и не хочет знать, что мне недосужно. Да и от немощи и усталости это очень натужно. Есть пословица: как ни кинь, все выходит клин. Не принимать нельзя, а всех принять нет возможности, и сил недостает.

Бей в решето, когда в сито37 не пошло

...И переменчивая у нас погода. То очень тепло, то вдруг очень холодно, а чрез это я и захватываю простуды. Но никто не хочет и слушать, что мне нездоровится. А почти все толкуют, почему их не принимают скоро. Вот тут и управляйся, как хочешь и как знаешь. Не раз и вспомнишь простую русскую пословицу: бей в решето, когда в сито не пошло. А пословицу эту не мешает заметить и запомнить и тебе, мать, когда придется в деле не успевать, когда думаем сделать так, а выходит иначе. Тогда пословица эта пригодна наипаче38.

А вот как о. Амвросий претворял эту пословицу в жизнь:

«По окончании обеда Старец, если был слаб, тут же, лежа на койке, принимал кого понужнее или вдруг принимал всех на общее благословение: сначала мужской пол, а потом и женский. Набьется полная келья. На этих общих приемах Старец вразумлял нуждающихся метким словом, нередко пословицами, понятными тому, к кому они относились. Или рассказывал что-нибудь такое, что служило ответом на сокровенную мысль кого-либо из присутствовавших. Иногда заставлял какую-нибудь из посетительниц прочитать более подходящую к делу басню Крылова. Затем скажет несколько назидательных слов в шутливом тоне и преподаст каждому благословение...»5

Толкуй больной с подлекарем39

Старость, слабость, бессилие, многозаботливость и многозабвение, и многие бесполезные толки не дают мне опомниться. Один толкует, что у него слабы голова и ноги, другой жалуется, что у него скорби многи, а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге. А ты все слушай, да еще ответ давай, а молчанием не отделаешься − обижаются и оскорбляются. Недаром повторяется иногда поговорка: толкуй больной с подлекарем. Больному желается объяснить свое положение, а подлекарю скучно слушать. А делать нечего − слушает, не желает еще более раздражить и растревожить больного толкуна.

От простой людской поговорки перейдем к апостольской заповеди св. Петра: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия» (1Пет. 5, 2).

Тише едешь − дальше будешь

Тише едешь − дальше будешь

...Еще бывает уныние от рвения непосильного. Мера во всем хороша. Есть возраст духовный, как и наружный возраст. Как девятилетние не могут браться за то, что впору двадцатилетним, так бывает и в духовной жизни: непосильным и неразумным рвением можно себе духовно живот надорвать. А если Господь кого и сохранит от сего, то, по крайней мере, всуе40 примет труд и скорбь. Тише едешь − дальше будешь, сказано опытными.

Вредно не радеть о должном, но не безопасно ретиться41 выше своей меры. Трех более держись: страха Божия, смирения и всегдашнего покаяния.

Поспешишь − людей насмешишь

Ты преждевременно заботишься избавиться от В... особы. Есть старинная русская пословица: поспешишь ̶ людей насмешишь.

...Собственный твой опыт должен научить тебя, что не следует скоро доверять тому, что люди говорят, равно как и вдруг родившемуся чувству, по этой или иной причине; а следует проверить это, во-первых, рассмотрением, а во-вторых, и молитвою. Представляя и то лицо, должно молиться: Господи Иисусе Христе, помилуй нас и устрой о нас полезное и спасительное. После и видно будет, что и как.

Побежишь от волка, нападешь на медведя

«Старец часто приводил пословицу: Побежишь от волка, нападешь на медведя. Остается одно − потерпеть и подождать, внимая42 себе, и не осуждать других, и, молясь Господу и Царице Небесной, да устрояют о тебе полезное, якоже [как] Им угодно»5

Всякую вещь называй своим именем

Всякую вещь называй своим именем

В прежнем письме писала ты мне, что имеешь к одному лицу залог*43 несближения... Вперед называй всякую вещь своим именем. Проще и прямее сказать, что ты имела залог памятозлобия, доходящий до ненависти. Зачем безобразие страстей прикрывать благовидными именами? Умудряйся во спасение. И прежде всего никого не вини.

Лицемерие хуже неверия

«Старец Амвросий рассказывал: «Некоторые отреклись от веры в Бога из подражания другим и по ложному стыду. И вот случай: один как-то не верил в Бога. А когда во время войны на Кавказе пришлось ему драться, он в самый разгар сражения, когда летели мимо него пули, пригнулся, обнял лошадь и все время читал: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

А потом, когда, вспоминая об этом, товарищи смеялись над ним, он отрекся от своих слов. Да, лицемерие хуже неверия».5

Не пища имеет значение, а заповедь

«Одной своей духовной дочери Старец Амвросий велел соблюдать пост по средам и пятницам и объяснил, в чем состоит пост. А на ее вопрос: «Не все ли равно Богу − какая пища?» Старец ответил: «Не пища имеет значение, а заповедь: Адам изгнан из рая не за объядение, а за вкушение только запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это. А за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность».5

Славны бубны44 за горами

«Одна приезжая посетительница сказала Старцу: «Батюшка! Мы о Вас очень много хорошего слышали». А он ей в ответ: «Славны бубны за горами, а подойдешь – лукошко45».5

Гори, гори жарко...

Слава и благодарение Господу Богу, что начавшееся возгорание трапезной было скоро погашено.

Дай Бог, чтобы и всякое другое возгорание неприятное скоро погашалось, чтобы не подавать деревенским ребятишкам повода повторять старинную песенку: гори, гори жарко, едет Захарка, сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках...

По-видимому, песенка эта глупенькая, но не без причины же и повода какого-либо она сложена. А я вам написал это после духовного утешения для простого рассмешения.

Ум − хорошо, а два − лучше, а три хоть брось

Ум − хорошо, а два − лучше, а три хоть брось

Сама смотри, как лучше и полезнее. Есть старинная пословица: ум хорошо, а два − лучше, а три хоть брось. Но это человеческое замечание. Господь же глаголет в Евангелии: идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их46. Посмотри на свое чувство внутреннее повнимательнее: как будет покойнее и ближе к твоему устроению, так и сотвори.

По приходу держи расход

Живи и старайся наживать ум да разум, не кое-какой, а дельный, основательный, монашеский, не упрямый, а твердый. И во внешнем, по приходу держи расход, и о себе суди по тому, что делаешь, а не по тому, что думаешь. Надумать можно многое, но недостаток в исполнении обличает нас.

Мудрость змиина и кротость голубина

Во святом Евангелии Сам Господь глаголет: будите мудры, яко змии, и цели, яко голубие47. Мудрость змиина, по изречению толковников, состоит в том, что она более всего хранит голову, так и христианин в напастях и трудных обстоятельствах должен более всего хранить веру. Во-вторых, мудрость змиина состоит в том, что когда змия хочет скинуть с себя старую кожу, то пролазит сквозь тесную скважину, а иначе с себя старую кожу скинуть не может. Так и христианин, если желает совлещися48 ветхого человека, то должен проходить тесный путь по Евангельскому учению. Целость (кротость) же голубиная состоит в незлобии и прощении обид или досад и подобного.

Как поживешь, так и умрешь

Лучше начать телегой, а кончить каретой

«На замечание одной знакомой, что Е. в первый раз делает такое дальнее путешествие (в Оптину Пустынь) и что ее привезли в телеге на почтовых, Батюшка ответил: «Что же? Лучше начать телегой, потом повозкой, а кончить каретой, чем наоборот, − начать каретой, а кончить телегой».

Как поживешь, так и умрешь

«При разговоре о Дарьюшке страннице Старец, вздохнув, сказал: «Да, Господь почивает в простых сердцах. Золото везде видно и везде проглянет, несмотря на угловатость. А другой, как не кудрявься, все золотом не будет».

На замечание, что Дарьюшка хорошо умерла, Батюшка сказал: «Оттого и кончина была хорошая, что хорошо жила. Как поживешь, так и умрешь».

Смерть-то не за горами, а за плечами

«По поводу внезапной смерти С. и отношения к ней окружающих, об их нечувствии и бесстрашии49, Батюшка сказал: «Вот смерть-то не за горами, а за плечами», а нам хоть кол на голове теши».

Еще говорил: «Если на одном конце деревни будут вешать, то на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут».

Что сеем, то и пожнем

Что сеем, то и пожнем

На что ты жалуешься, на то самое жаловались прежде на тебя: что ты много без надобности передавала М-м, что видишь или слышишь, и иногда неверно, а как тебе показалось. За это на тебя скорбели, и теперь исполняется слово: что сеем, то и пожнем.

Чужие дела не передавай.

О зависти

Зависть вреднее всего. Св. Исаак Сирин пишет: обретый зависть, обрете с нею диавола. Кто допустит диавола к душе своей, то какого он смущения, мятежа и крамолы50 не наделает? Да избавит нас Господь от сей [этой] пагубной страсти, также и от осуждения других, которое делает нас лицемерами пред Богом.

...Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастьем, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливой обидой.

Боже-то поможи, и сам мужик не лежи

«Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, Старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи».

А одной женщине, просившей его молитвенной помощи, он сказал: «И сама проси. Ты вспомни: двенадцать апостолов просили Спасителя за жену Хананеянку, но Он не услышал их. А сама стала просить – упросила».

Как ни мерекай51 туда и сюда, а нигде не избежишь труда.

Чего не видишь, того и не бредишь

В прежние времена и в пещерах жили люди толковые: знали и твердо помнили, зачем они там жили, то есть чтобы удержать язык от зла, а ум от лукавых скаредных помышлений. Везде обносится слово опытных: чего не видишь, того и не бредишь.

Жить можно и в миру, только не на юру52, а жить тихо.

По делам вору и мука

«Послал однажды Старец о. Макарий о. Амвросия в гостиницу к какой-то приезжей богатой госпоже, которая готовилась к причащению Св. Таин. Наслышавшись об о. Амвросии много хорошего, она стала говорить ему о своих каких-то неудачах, вызывавших в ней чувство огорчения, в надежде услышать от него сочувствие к себе. Но он, выслушав ее речь, спокойно сказал: «По делам вору и мука».

Не понравились эти слова госпоже, и она прекратила с о. Амвросием разговор, а он медленно удалился в свою келью.

На следующий день после обедни Старец о. Макарий пошел в гостиницу поздравить оную госпожу с принятием Св. Таин, взяв с собой и о. Амвросия. Увидев его, она сказала: «Ну уж, батюшка, повозилась я с вашим словечком − чуть-чуть причастия не отложила. Всю вечерню об этом продумала и утреню. Пришла к обедне, а сама все никак не успокоюсь. Только уж во время Херувимской согласилась, что вы правду сказали».

Прямое, правдивое слово возымело свое действие, а богатая знатная госпожа, хотя с трудом, но согласилась, что достойно терпит неудачи, и от простых слов о. Амвросия получила великую душевную пользу».

Гусь да гагара − неладная пара

Гусь да гагара − неладная пара

...Скорбишь о своем излишнем глаголании и ревнуешь о благоразумном молчании. А с компаньонкой и поневоле должна будешь лишнее говорить...

Один мудреный юродивый53 толкует: «Гусь да гагара − неладная пара». Впрочем, у нас на скотном дворе умер столетний старец Пахомий, который и среди множества людей умел сохранять глубокое молчание.

Благое говорить − серебро рассыпать, а благоразумное молчание − золото.

Царствие Божие не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, большее молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение.

Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться.

На безрыбье и рак рыба, а на безлюдье и Фома дворянин

Повторяю тебе: бойся осуждать и ревновать не по разуму. А что тебя назначают в казначеи, сам ты виноват, потому что избрал неудобное место; разве тут только дело Промысла Божия, чего не постигаю... Ты, кажется, сам повторяешь русскую пословицу: на безрыбье и рак рыба, а на безлюдье и Фома дворянин.

Ты засел в многолюдном городе безмолвствовать, забыв слова св. Ефрема Сирина, который говорит, что если орел совьет гнездо на жилом доме, то не только не получит успокоения, но и лишится зоркого зрения от дыма. Что тебя понуждает идти к бесчинствующим и стоя на коленях, упрашивать их и увещевать к благочинию, как не дым, разъедающий и раздражающий твои душевные очи.

От грошовой свечи Москва сгорела

От грошовой свечи Москва сгорела

Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов) писал: «Старец Амвросий тщательно вникал во все духовные нужды преданных ему лиц, не упуская из внимания, по-видимому, самых маловажных обстоятельств, нередко повторяя в таких случаях старинную мудрую поговорку: от грошовой свечи Москва сгорела, давая этим разумевать, что все великое, и доброе и злое, начинается всегда с малого, и даже едва приметного».

«...Мелочей для Старца не существовало. Он знал, что все в жизни имеет свою цену и свои последствия».

Батюшка также говорил: «Из мелочей составляется крупное». «С малого начнешь, привыкнешь к большему».

Обращение к духовным чадам и чадцам преп. Амвросия Оптинского

Батюшка Амвросий очень любил своих духовных детей, называя их чадами и чадцами, помогал им духовно и материально, но и часто, для их же пользы, обличал их недостатки. Причем делал он это очень метко, остроумно и с большой любовью к чадам и чадцам. Ниже мы приводим фрагменты из его писем.

Многопопечительное чадце N! Поздравляю тебя с приближающимся днем твоего Ангела!

Чадце недоумевающее, Мать N!

Мать N! Чадце двоедушное и храмлющее на обе плесни [ступни]! Презри вражие внушение касательно представляющегося начальства...

Чадце мое нетолковитое, Мать N!

Удивляюсь тебе немало, как ты, при твоем природном уме, мало имеешь дельного соображения...

Мать N! Чадце мудреное и постоянства не имущее!

То уже горе́ ты паче [больше] меры простираешься, то паки [снова] долу паче меры

нисходиши.

Мать N! Чадце парящее, мечтающее и увлекающееся!

Мать N! Чадо мое неудобопонятное, паче же планы свои и предложения свои скоро изменяющая!

Мать N! Чадце болезнующее! Ты жалуешься на какую-то боль во внутренностях...

Сестры о Господе и чадца труждающиеся!

Мать N! Чадце многозаботливое и уклонившееся во многое попечение! Сама теперь видишь, насколько это неполезно, особенно тому, кто добровольно отрекся от излишней попечительности.

Мать N! Чадце, приснонедоумевающее54 то о том, то о другом, то о третьем! И конца нет недоумениям. И все это от двоедушия, потому что иногда зрим в путь Божий, а иногда опять зрим вспять55!

Советы и поучения преподобного Амвросия Оптинского

Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, − чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх.

Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.

Всякий сам кузнец своей судьбы (т.е. каждый человек сам бывает причиной своих скорбей).

Напрошенный крест трудно нести, а лучше в простоте сердца предаваться воле Божией.

Когда проснешься, сначала перекрестись. В каком состоянии будешь с утра, так и на целый день пойдешь.

К службе церковной непременно должна ходить. А то больна будешь. Господь за это болезнью наказывает. А будешь ходить, здорова и трезвенна будешь.

В церкви не должно говорить. Эта злая привычка. За это посылаются скорби.

К образам прикладываться, как все делают: прежде положить перед иконой два поклона и приложиться, а потом еще один поклон.

Хорошо помолившегося враг старается после подвигнуть на гнев под благовидными предлогами. Помни это и будь осторожнее.

Когда усердно молишься, то так и смотри, что искушение будет. Это со всеми случается.

После приобщения (Св. Даров) надо просить Господа, чтобы Дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, т.е. на прежние грехи.

Просфору можно стоя есть − это дело благочестия, а кто сидя ест − того не осуждай.

Если что представится − перекрестись.

Горе тому человеку, которого хвалят больше его дел.

Похвала не на пользу. Ужасно трудна похвала. За прославление, за то, что здесь все кланяются, тело по смерти испортится.

Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадет.

Когда чувствуешь, что преисполняешься гордостью, то знай, что это похвалы других тебя надмевают.

Если будут тебя хвалить, должно молчать − ничего не говорить.

Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью. Это происходит от гордости.

Сама не юли, и другим не вели.

Бога и своей совести нужно бояться, а не Матушки Игуменьи. Страх Божий есть начало очищения совести.

Если делаешь добро, то должно делать его только лишь для Бога. Посему на неблагодарных людей и не должно обращать никакого внимания. Награду ожидай не здесь, а от Господа на небесах, а если ждешь здесь, то напрасно и лишения терпишь.

Награду жди от Господа, а не от людей.

Грехи, как грецкие орехи, − скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно.

В праздности грех время проводить. И службу церковную и правило для работы упускать − грех.

Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.

Не надо верить приметам, и не будут исполняться.

Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех.

Кто уступает, тот больше приобретает.

Смиряйся, и все дела твои пойдут.

Литература и основные источники

1) Схиархимандрит Агапит (Беловидов). Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

2) Собрание писем преподобного Оптинского Старца Амвросия к монашествующим. Введенская Оптина Пустынь, 1995.

3) Письма игумена Антония (Оптинского). М., 1869.

4) Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. Моск. Патриархии, М., 1992.

5) В. Даль. Толковый словарь (в четырех томах). М., 1956.

6) Словарь малопонятных слов, встречающихся при чтении Псалтири и молитв.

7) Краткий словарь церковно-славянских слов. М., 2000.

8) Советы Оптинских Старцев христианам, живущим в миру. М., Московский Сретенский монастырь, 1996.

9) Библия в пословицах и поговорках. М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Троицкое слово», 2000.

10) Библейская энциклопедия (в двух томах). М., 1991.

Житие преподобного Оптинского старца Амвросия

Великий Оптинский старец преподобный Амвросий (в миру Александр Гренков), родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии.

В 1836 году после окончании училища и духовной семинарии Александр некоторое время был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища.

В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет: если выздоровеет, то пострижется в монахи. По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение. В той же Тамбовской губернии, в селе Троекурове, проживал известный в то время подвижник Иларион. Александр пришел к нему за советом, и старец сказал ему: «Иди в Оптину − ты там нужен».

8 октября 1839 года Александр прибыл в обитель. В апреле 1840 года Александр был зачислен в число братства. Некоторое время был келейником преподобного Льва и его чтецом. Работал в хлебне, варил хмелины (дрожжи), пек булки. В ноябре 1840 года его перевели в скит. Откуда молодой послушник не переставал ходить к преподобному Льву для назидания.

После кончины преподобного Льва послушник Александр стал келейником старца Макария.

29 ноября 1842 года Александр был пострижен в мантию и наречен Амвросием (в честь святителя Амвросия Медиоланского), а 9 декабря 1845 года был рукоположен в иеромонаха.

Здоровье преподобного Амвросия в эти годы сильно пошатнулось. В декабре 1845 года он сильно простудился и заболел и с тех пор уже никогда не смог по-настоящему поправиться.

7 сентября 1860 года преставился преподобный Макарий. К этому времени о. Амвросий настолько преуспел в жизни духовной, что уже старчествовал в течение двенадцати лет по благословению старца Макария, успешно руководствуя своими духовными советами и наставлениями обращавшихся к нему в деле спасения.

Среди благодатных духовных дарований преподобного, привлекавших к нему тысячи людей, следует в первую очередь упомянуть о прозорливости и даре духовного рассуждения.

Любовь и мудрость притягивали к преподобному сотни людей. C утра до вечера шли к нему с самыми наболевшими вопросами. Со всех концов России стекались к хибарке преподобного богатые и бедные, аристократы и простолюдины. Его посещали известные общественные деятели и писатели: Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, А. П. Толстой, В. С. Соловьев, К Н. Леонтьев, М. Н. Погодин, Н. М. Страхов и другие. И он принимал всех с одинаковой любовью и благорасположением.

В последние годы жизни старца в 12 верстах от Оптиной, в деревне Шамордино, по его благословению была устроена женская Казанская пустынь, в которую, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин.

Именно в Шамордино суждено было старцу Амвросию встретить час своей кончины.

2 июня 1890 года он, по обыкновению, выехал туда на лето. В конце лета преподобный три раза пытался вернуться в Оптину, но не смог по причине нездоровья. Время шло, а болезнь все усиливалась. 10 октября 1891 года, в половине двенадцатого, великий оптинский старец мирно отошел ко Господу.

Память преподобного Амвросия Церковь совершает 27 июня/10 июля − обретения мощей, 10/23 октября − преставление, а также 11/24 октября в Соборе преподобных Оптинских старцев.

* * *

1

Мошна (мошня) – кошель, сумка, мешочек денежный; частная казна, деньги, богатство (В. Даль).

2

Путь, вводящий в жизнь вечную.

3

Мина – выражение лица (В. Даль).

4

Толкач: 1) пест для толчения или растирки в ступе;

2) кто приставлен толочь что-либо (В. Даль).

5

здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

6

Заклать кого-то или закалывать, заколоть – колоть до смерти, убивать уколом, ножом или другим подобным орудием (В. Даль).

7

Студный (стыдный) – постыдный, позорный, посрамляющий, наводящий стыд (В. Даль).

8

Постригать, постричь кого-то во что-то − посвящать, рукополагать в монахи либо в духовное звание; причем, по обряду сему, выстригают немного волос (В. Даль).

9

Мантия – широкая верхняя монашеская одежда.

5

здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

10

Обычай − здесь: норов, нрав, характер (В. Даль).

11

Одерживать ̶ победить, побороть, подчинить себе силою, одолеть (В. Даль).

5

здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

5

здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

12

Струмент (лат.) ̶ инструмент, снаряд, орудие (В. Даль).

13

Кулеш – кашица, жидкая размазня, завара разного рода (В. Даль).

14

Молочным кулешом подкармливают − здесь: утешают, наставляют (ред.).

15

Неприятную похлебку ешь ̶ здесь: имеешь неприятности, горести, скорби (ред.).

16

Моисей − вождь и законодатель народа Еврейского, пророк и первый священный бытописатель.

17

Елисей ̶ известный пророк во Израиле, ученик и преемник пророка Илии в пророческом служении.

18

Илия – замечательнейший после Исайи из ветхозаветных пророков и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском (Библейская энциклопедия).

19

Каин – старший сын Адама и Евы, брат Авеля; из зависти убил брата, став первым убийцей и братоубийцей на земле.

20

Иаков – патриарх, родоначальник народа израильского, брат Исава. Его история излагается в Книге Бытия.

5

здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

21

Елико – как, сколько.

22

Толико – столько, так много, столь много.

23

Подвижник – подвизающийся на пути веры и праведничества. Подвизать, подвигнуть кого-либо на что-то – побудить, заставить сделать что-либо (В. Даль).

24

Шуия − здесь: стоять слева; шуйство – кривда неправда, обида, ложь (В. Даль).

25

Десная ланита – правая щека (В. Даль).

26

«…Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5, 39).

5

здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

27

Естественный – здесь: родной.

28

Содом – древний город, находился в долине Иорданской, которая была в то время очень плодородной, поэтому и поселился в ней Лот, племянник Авраама, хотя жители Содома «были злы и весьма грешны пред Господом». «Сей же праведник, живя между ними (людьми неистово развратными), замечает апостол Петр, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2Пет. 2, 8).

29

Келия (келья) – комната инока, покойчик монаха (В. Даль).

5

здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

30

Келейно, т.е. в своей келии. (Ред.).

31

3азирать ̶ заглядывать, наблюдать скрытное, замечать чьи-то проступки; порицать, хулить, осуждать (В. Даль).

32

Себялюбие более относится к корысти; забота о самом себе и равнодушие ко благу ближнего, эгоизм.

33

Самолюбие ̶ пристрастие к себе, суетность и тщеславие во всем, что касается своей личности, желание первенства, почета, отличия, преимуществ перед другими (В. Даль).

5

здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

34

Выжить ̶ выслужить, заработать что-то (В. Даль).

5

здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

5

здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

5

здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

35

Пря − спор, тяжба (В. Даль).

36

Праведный − оправданный житием, правдивый на деле, безгрешный (В. Даль).

37

Сито − частое решето, в которое сеют, бьют, протирают и цедят; самое крупное − грохот, среднее − решето (В. Даль).

38

Наипаче − в особенности, пуще; более всего, особенно же, наиболее, преимущественно (В. Даль).

5

здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

39

Подлекарь − помощник лекаря, из фельдшеров и недоучек (В. Даль).

40

Всуе примет − здесь: не примет.

41

Ретиться − горячиться, горячо и смело браться за что-то (В. Даль).

42

Внимать ̶ усваивать себе слышанное или читанное, устремлять на это мысли и волю свою; применять наставления к делу (В. Даль).

5

здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

43

Залог ̶ здесь: клятва, обещание не общаться с кем-то. (Ред.).

5

здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

5

здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

44

Бубен (бубны) ̶ музыкальное орудие вроде барабана.

45

Лукошко ̶ обечайка (широкий плоский обруч) с донышком из дранки или бересты (В. Даль).

5

здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

46

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).

47

«...Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10,16).

48

Совлещи или совлекать, совлечь − стягивать, стаскивать, сымать таща, разоблачать, обнажать, раздевать; совлещися (совлекаться чего) − отрешаться (В. Даль).

49

Бесстрашие − здесь: отсутствие страха перед Богом. (Ред.).

50

Крамола − возмущение, мятеж, смута, восстание, измена, лукавые помыслы (В. Даль).

51

Мерекать − думать, гадать, смекать, соображать, придумывать, угадывать (В. Даль).

52

Юр − бойкое открытое место, где всегда толкотня (торг, базар, шумный рынок) (В. Даль).

53

Юродивый − человек, представляющийся миру по наружным поступкам безумным, а на самом деле исполненный истинной мудрости (В. Даль).

54

Присно − всегда, непрестанно, беспрерывно.

55

Вспять − назад, обратно.


Источник: Преподобные оптинские старцы Амвросий и Антоний : Наставления пословицами и поговорками, духовные поучения и размышления / Изд.: Сретенского монастыря Сестричество святителя Петра, митр. Московского. – Москва ; Сергиев Пасад : Патриарший изд.-полиграф. центр, 2003. – 127 с. ISBN 5-7533-0232-7.

Комментарии для сайта Cackle