Азбука веры Православная библиотека протоиерей Андрей Хойнацкий Повесть историческая о святой чудотворной иконе Божией Матери Почаевской
Распечатать

протоиерей Андрей Хойнацкий

Повесть историческая о святой чудотворной иконе Божией Матери Почаевской

Содержание

Введение

Период первый. О чудотворной иконе Почаевской Божией Матери, от явления её до поступления Почаевской Лавры под власть униятов (1559–1720 г.) Период второй. Судьба чудотворной иконы Почаевской во время господства униятов на горе Почаевской (1720–1731 года) Период третий. От возвращения Почаевской Лавры на лоно православия (1831 г.) до наших времен  

 

Андрей Федорович Хойнацкий (1836–1888) – церковный писатель, протоиерей, профессором богословия в Нежинском историко-филологическом институте. Главным предметом исследований Хойнацкого были униатские богослужебные книги и вопросы об искажениях, внесенных унией в богослужебные обряды Православной Церкви. Предлагаемый вниманию читателя труд посвящен истории Почаевской иконы Божией Матери. Для всех интересующихся историей Церкви.

Введение

«Кто бо не исповесть, яко (Матерь Божия) весь мир христианский благодатьми своими на гору Почаевскую, аще не коегождо личне на семь мест присутствием, то всеславными толикими чудесами, к себе привлекает» (Гора Почаевская, стр. 6).

Святая чудотворная икона Почаевской Божией Матери составляет главнейшую и самую замечательную святыню на Волыни. Кто в обширных пределах нашего отечества ей знает об этой иконе от Почаева и до Камчатки, и от Соловок до Арарата и т. д.? Не менее также известна эта святая икона и между многими единоверными нам Славянами, особенно в Галиции, Боснии, Сербии н Болгарии. Этого мало. В чудотворной иконе Почаевской отечественная Церковь наша имеет, так- сказать, единственную главнейшую святыню, равно общую как нам православным н православным нашим единоплеменникам, так и иноверным латинянам и униятам, и притом не в одной только России, но и за границею на западе Европы. Как увидим далее (смотр. ниже глав. 2-я), святая икона Почаевская, вследствие необычайного множества чудес и различных знамений, совершаемых от неё на горе Почаевской, признается чудотворною не только православными, но и римско – католиками, вследствие чего, между прочим, в 1773 году она была коронована особыми золотыми диадемами или венцами, присланными от римского папы Климента XIV. А известно, что, по смыслу латино-церковной практики, коронация чудотворных икон в западной церкви значит тоже самое, что канонизация святых, т. е. окончательное, каноническое признание чудодейственной силы той или другой святой иконы, вследствие чего она становится общей святыней для всей церкви римско-католической. Поэтому к иконе Почаевской и доселе за благодатною помощью обращаются не только православные, но и многие латинствующие обитатели Польши и западной России, все галицкие, холмские и другие западнорусские унияты и весьма многие латиняне как у нас, в отечестве, так и заграницей. И изображение чудотворной иконы Почаевской Божией Матери в разных местах одинаково и можно встретить и в православных. храмах и часовнях, и в католических костелах н каплицах и т. п.

Нечего и говорить после этого, какой особенный интерес представляет изучение истории этой иконы не только в разработке исторических судеб православной церкви на Волыни, но и в истории православной Церкви нашей отечественной – всероссийской вообще. Кто знает, – может быть, промыслу Божию нарочито благоугодно было прославить эту святую икону у нас, на границе с западною Европою, с высот Почаевских видимою даже простому невооруженному глазу, для того, дабы некогда послужить для сей последней путеводною звездою к тому благодатному единению, о котором так усердно ежедневно молит св. Церковь наша православная, и задатки которого так поразительно и поныне открываются на горе Почаевской – в общении с нами в молитвах пред чудотворной иконой Почаевской всех латинствующих и олатинизированных собратий наших, исповедующих её воистину чудотворную и потому неложно прибегающих к ней за помощью н благодатными дарованиями.

Hе менее того необходимо ознакомление с историческими судьбами чудотворной иконы Почаевской, в особенности по местным нуждам западного края России, в видах уяснения этой истории для некоторых из тех латинствующих. обитателей Польши и западной России, которые, под влиянием старинных иезуитских сказаний и аргументов, и доселе готовы еще считать, и действительно почитают св. икону Почаевскую исключительным достоянием церкви латинской, которым будто бы незаконно овладели православные. Не говорим уже о том, что заблуждение это существует между католиками; оно нередко проникает даже в среду народа православного, подобно тому, как досель во всех почти пределах привислянского края и западной России существуют подобные заблуждения касательно древле-православных чудотворных икон, каковы, напр., Ченстоховсная, Бердичевская, Холмская, Остробрамская и пр. и пр. К счастью, история давно уже сказала свое правдивое слово об этих иконах1. Но что касается чудотворной иконы Почаевской, то об ней мы не имеем почти никаких специальных исследований, за исключением общих сведений, сообщаемых об ней в исторических сказаниях о Почаевской Лавре и некоторых сведениях о чудотворных иконах православной Церкви и т. п.

Между тем если, когда, то особенно в настоящее время особенно необходимы эти исследования, сколько, с одной стороны, для окончательного поражения латино-польской пропаганды, так неразумно посягающей на нашу родную святыню, столько, с другой, для возбуждения истинно-православного русского духа в среде православного населения западно – русского. Прошли те грустные времена, когда мы боялись открыто заявлять о своем православии и его исконной святыне. Пора торжественно, пред лицом всего мира, заявить, что мы недаром берегли это сокровище среди всех невзгод и искушений. Чем же лучше, ближе и основательнее можем мы сделать это, как не раскрытием исторических судеб своей святыни, на которую мы имеем все права церковные, национальные и исторические? Не говорим уже о том, сколько важно, дорого и необходимо ознакомление с действительною историей Почаевской чудотворной иконы для православного русского народа вообще, искони почитающего ее своею родною святынею и вследствие этого спокон веков и от всех стран обширного отечества нашего притекающего к ней для молитвы, поклонения и прославления.

По самому характеру своему, история чудотворной иконы Почаевской разделяется на три периода: I) от явления ее до завладения Почаевской обители униятами, с 1556 до 20-х годов XVIII века; II) судьба сей иконы во времена господства униятов в Почаевской Лавре, с 1720 до 1831 года, и III) от воссоединения униятов 1831 года до наших времен.

Главные источники, которые для этой цели представляет история, суть: 1) «Гора Почаевская стопою чудесна из неё истекающую чудодейственную воду имущею, и иконой чудотворной Пресвятой Девы Матери Божия Марии почтена, всему миру ясна u явна, типам привилегиями его королевской милости утвержденным, во светлой обители Почаевской чина св. Василя Великого, провинции польской изображения лета Господня 1793».

– Книга эта, как видно из ее заглавия, издана униятами в самый разгар латиноунитского преобладания на Волыни; но в ней же самой, в разрешении к ее напечатанию от униятского епископа Сильвестра Лубинецкого-Рудницкого, говорится между прочим, что она перепечатана из другой книги, прежде изданной, и в 1793 году Базилианами Почаевскими только «типом обновлена с приложением, уже в прочие лета содеянных чудес и благодатей Пресвятые Девы Богородицы, в иконе Почаевской чудотворной». Из этого видно само собой, что книга эта перепечатана из другой такой же древнейшей книги, изданной, как догадываются, еще до завладения Почаевской обители униятами (1720 г.), следовательно, православными, по православным документам, хранившимся в свое время в обители Почаевской. Но, как справедливо замечает автор «Сказания о Почаевской Лавре», ученый архимандрит Амвросий, книга эта, «как напечатанная во время прежде существовавшего в этом монастыре православия, вероятно, уничтожена Базилианами»2. Потому нам остается довольствоваться униятской «Горою Почаевскою 1793 года», в особенности для первоначальной истории чудотворной иконы Почаевской Божией Матери, которая, без сомнения, униятами буквально перепечатана из. старейшей древле-православной Горы Почаевской, а потому конечно содержит в себе и несомненную историю этой иконы во всей начальной ее простоте, полноте и определенности3

2) Przeslawna gora Poczajowska..., – по-русски: «Преславная гора Почаевская, блистающая древностью чудес Пресвятой Девы Богородицы, истекающих от чудотворной её иконы, с изложением некоторых ее чудес, равно как и торжественного венчаная той же чудотворной иконы, бывшего в 1773 году, с разрешения святейшего отца Климента XIV, в царствование в королевстве Польском и Великом княжестве Литовском Станислава Августа, 8 дня месяца сентября, изданная с разрешения начальства в кратком описании для всеобщего сведения. Напечатана в Почаеве, в типографии его императорского величества вельможных отцов Базилиан, 1807 года». В существе дела книга эта есть таже «Гора Почаевская», только переделанная па польский язык. Но, кроме этого, в ней есть и особые свои прибавления, которые особенно важны для нас потому, что в них с надлежайшею полнотой описывается история коронации чудотворной иконы Почаевской, с дополнением разных чудес, совершившихся после появления «Горы Почаевской», также указаний на некоторые лаврские документы и т. п. «Гора Почаевская» оканчивается описанием чуда, бывшего 5 июля 1783 г.; между тем «Преславная Гора» доводит описание чудес до самого 1807 года (июля 20 дня).

3) Разные рукописные документы из. архива Почаевской Лавры, и в особенности так называемая книга чудес Почаевской иконы, заведенная в Почаевской Лавре с разрешения святейшего Синода, по распоряжению преосвященнейшего Никанора, архиепископа варшавского и новогеоргиевского, управлявшего волынскою епархией, и священно-архимандрита Почаевской лавры, от 26 января 1841 года. В этой книге записаны все чудеса, явленные на горе Почаевской с 1831 года до наших времён, и по обилию материала, в ней заключающегося, и в особенности по важности чудес, изложенных на её страницах, как совершившихся па лоне православия, и записанных православными, она, по справедливости, может быть считаема одним из важнейших документов в особенности для истории последнего периода в судьбах чудотворной иконы Почаевской от воссоединения Почаевской лавры до последнего времени.

4) Есть еще в архиве Почаевской Лавры особая рукописная книга под заглавием: Xiеga Сudow obrazu Poczajowskiego N. Mariy Panny y Stopki (Книга чудес иконы Почаевской Пресвятой Марии Девы и Стопки). В книге этой находятся два отдела: 1) «Известие об иконе чудотворной Почаевской и о знамении Стопы Пресвятой Богородицы» и 2) «Житие блаженного отца нашего Иова Железа, бывшего Игумена святые чудотворные общежительные лавры Почаевские».... Каждый из этих отделов начинается историческими сказаниями на славянском языке, писанными полууставом, из коих первое заканчивается чудом, бывшим 1735 г. месяца июня 29 дня. Затем в составе того же отдела следуют чудеса, изложенные вперемежку на польском и русском языках до 29 мая 1750 г., и наконец остальные чудеса, записанные по-польски (за исключением одного чуда 1764 года июля 5 дня), до 1827 года. Такие же чудеса находим потом и во втором отделе с 1780 по 1828 год. Судя по тому, что в этой книге почти все чудеса записаны за подлинными подписями лиц, удостоившихся оных, нередко даже с приложением их собственных печатей. как, напр., при чудесах 1 октября 1737 года, 10 февраля 1763 года и пр., можно думать со всей вероятностью, что это та самая книга, которая еще до поступления Почаевской лавры в унию была заведена православными, по распоряжению луцкого епископа Дионисия Жабокрицкого, от 30 августа 1695 года, для записывания чудес «при иконе чудотворной Пресвятой Богородицы, и мощах блаженного старца Иова Железа», игумена Почаевского4. Это мнение тем более заслуживает. вероятия, что на первых страницах названной книги всё идёт по православному. Особенно это усматривается в. истории явления Божией Матери во время войны Збаражской 1675 года. По сказанию «Книги чудес», в этом явлении также принимал участие преп. Иов, игумен Почаевский, как этому и доселе верит наша Церковь православная5. Между тем, следуя своим тенденциям, унияты не говорят об участии его ни слова ни в «Горе Почаевской» (стр. 9, 10), ни в «Преславной Горе» (стр. 21–22) и т. п. Впрочем, как оказывается из сравнения, в «Книге чудес» записаны все те же чудеса, какие в последствии перепечатаны в «Горе Почаевской», и «Преславной Горе». Иначе сказать, это, без сомнения, оригинал, из которого обе помянутые книги составлены. А потому мы не будем особенно обращаться к этой книге, за исключением тех случаев, где окажется к тому надобность, вследствие особых разностей и других выдающихся особенностей, каковы, напр., грамматические ошибки, допущенные в печатных изданиях, продолжение ненапечатанных чудес во время унии с 1807 до 1828 г., и т. п.

Из других источников, упоминающих о чудотворной иконе Почаевской, следует указать: а) Сказание ο Почаевской Успенской Лавре архимандрита Амвросия, составленное на основании документов, хранящихся в лаврском архиве, добросовестное и богатое историческими данными исследование, составленное почтеннейшим учёным автором в бытность его наместником лавры Почаевской; б) Слова Божией Матери; в) Дни богослужения православной церкви, Прот. Григ. Дебольского, и г) народные песни, воспеваемые в Почаеве и вообще на Волыни каликами-кобзарями и т. п.

Празднование чудотворной иконы Почаевской Божией Матери совершается в православной Церкви 8-го сентября в день Рождества Пресвятой Богородицы.

* * *

1

О разных православных иконах, а теперь. католических или униатских святынях, мы находим несколько замечательных указаний в сочинении о Холмской иконе Божией Матери известного ревнителя унии в XVII веке, холмского униатского епископа Иакова Суши, который об этом, между прочим, говорит следующее: «Хорошо известно польскому народу, что часть Божественного Древа Креста Господня, которая по величине больше той, какая находятся в Риме, во время войны Русских с Поляками, взята была последними из Киева и перенесена была в Люблин к отцам Доминиканского ордена. Из Львова также перенес в Краков Казимир Великий, польский король, Божественный Крест, единственный в своем роде и драгоценный по своим украшениям (et portione singularеm et ornatu praetiosam») «Опровергнувши затем ходившую молву, будто Ченстоховская икона Божией Матери получена была около 800 года от Карла Великого каким-то русским князем Львом, основателем Львова, Суша продолжает: эта святейшая и знаменитейшая между другими, по своим чудесам, икона первоначально находилась в Бельске; этому городу посвящена она была русским князем. Владимиром, который получил её от греческих императоров вместе с другими приданными дарами (за царевной Анной). Затем эта икона из Бельска взята была Поляками и перенесена на Ченстоховскую гору, где она остается и до сих пор…. Я не буду упоминать о чудотворных иконах Пресвятой Девы, отнятых (demptis) католиками у Русских в. Бельне (Остробрамская), Минске, Гродно, Дермане, Жировицах; – скажу, что Смоленск, Новогрудок, Пинск славятся древом Креста Господня, мощами Иоанна Крестителя, Василия Великого, мученика Феодора и других. святых» – (Phenix terciatio redivivus, sive imago longe vetustissima Virginis Matris Cheimensis gloria graciarum et miraculorum illustrata 1684 I an. Zamosci typis). – Сравн. таrже «Холмский Грекоунитский календарь на 1867 г. Варшава» (стр. 88–89).

2

«Сказание о Почаевской Лавре, Почаев. 1870 г.» стр. 27, 272.

3

Автор этого же «Сказания» говорит, между прочим, что в рукописной книге Почаевских монастырских актов 1661 г. упоминается о существовавшей до того времени в Почаевском монастыре книг под названием: «Памятник монастыря Почаевского». Но эта книга, также как и древле- православная «Гора Почаевская», не дошла до нашего времени (Сказание о Почаевской лавре стр. 12). См. там же о близости униятской «Горы Почаевской» к помянутой «Горе» древле-правселавной (стр. 13)

4

Архив Почаевской лавры, дело № 7 – 769.

5

См. в этой книге стр. 9 – 10.


Источник: Издание Почаевской Лавры третье, исправленное и дополненное. Почаев. Типография Почаевской Лавры. 1893 г.

Комментарии для сайта Cackle