святитель Андрей Кесарийский

Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова

 ОглавлениеГлава 1Глава 2 

Глава 1

Статья первая

Откр.1:1. Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.

Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарений ума или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи Божественного осияния. Если апостол говорит, что это Откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражение применительно к природе человеческой, ибо в своем Евангелии он более всех других евангелистов изображает Его в чертах возвышенных и выражениях Божественных. Также и здесь чрез служащего Ангела и именем учащихся «рабов» указывает нам на величие Божества Христова, ибо Ему «работна всяческая» (Пс. 118:91).

Выражение «быти вскоре» обозначает, что некоторое из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками, да и относящееся к концу не замедлит исполниться, «ибо у Господа тысяча лет, яко день вчерашний, иже мимо иде» (Пс. 89:5; 2Пет. 3:8).

И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,

Откр.1:2. который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.

Христос, как Владыка, явил мне это чрез Ангела, мне, Своему рабу, свидетельствовавшему в него исповедание, чтобы чрез виденное я засвидетельствовал и проповедал для обращения слушающих как о том, что хотя и существует, но сокрыто от людей, так и о том, что имеет быть. Ибо тайновидец пророчески видел то и другое; это же ясно и из слов «яже суть» и «имже подобает быти», указывают на настоящее и будущее время.

Откр.1:3. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.

Прославляет тех, которые читают и слушают, чтобы исполнять, потому что назначенное людям время для делания и получения блаженства кратко. «Делайте, дондеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати», – говорит Господь (Ин. 9:4). Иначе: по сравнению этой кратковременной жизни с будущею, вечною, близко время воздаяния «коемуждо по делом его» (Откр. 22:12).

Откр.1:4. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,

Откр.1:5. и от Иисуса Христа,

Хотя много было местных церквей, но он послал только «седмим церквам». Это сделал ради седмеричного числа, означающего таинственно все церкви, а также и по соответствию этого числа настоящей жизни, в которой принят седмеричный круг дней. По той же причине он упоминает только о семи Ангелах и семи церквах, которым шлет свое приветствие: благодать вам и мир от Триипостасного Божества. Словом «Сый» означается Отец, сказавший Моисею: «Аз есмь Сый» (Исх. 3:14); выражением «иже бе» – Слово, которое «в начале бе к Богу» (Ин. 1:1); словом грядый – Утешитель, всегда во святом крещении нисходящий на верующих чад Церкви и имеющий излиться на них во всей полноте в будущем веке (Деян. 2). Под семью духами можно разуметь семь Ангелов (получивших управление церквами), не поставляемых вместе с Богоначальною и Царственною Троицею, но воспоминаемых с Нею, как рабов ее, как и божественный апостол говорит подобным же образом: «Засвидетельствую пред Богом, и Господом Иисусом Христом, и избранными [его] Ангелы» (1Тим. 5:21). Но можно понимать это и в другом смысле: под выражением Сый, в «иже бе, и иже есть грядый» – разуметь Отца, Который содержит в Себе Самом начало, средину и конец бытия всего существующего; под «семью духами» – дары Животворящего Духа; под имеющим следовать затем – Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшегося Человеком. Ибо и у апостола Божественные Ипостаси поставляются прежде и после без всякого различия, поэтому и здесь говорит «и от Иисуса Христа» и т. д.

Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею,

Ибо Он, свидетельствовавший пред Понтием Пилатом, «верен во всех словесех своих» (Пс. 144:13), как жизнь и воскресение; Он «перворожден из мертвых» (Кол. 1:18; 1Кор. 15:20), и над кем начальствует Он, те не увидят смерти, подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно. Он – Владыка царей, как «Царь царствующих и Господь господствующих» (Пс. 2:6; Кол. 2:10; 1Тим. 6:15), равномощный Отцу и Единосущный Ему (Ин. 10:30, 14:20). Иначе: Он Царь царей земных, царей над земными страстями. И если блаженный Григорий Богослов относит ко Христу выражение Сый, и иже бе, и грядый, Вседержитель, то нисколько не будет неуместным отнести к Нему и нижеприведенные изречения. К этим словам и добавлено Вседержитель и не упоминается о другом лице. Этот смысл вышеизложенного подтверждают и дальнейшие слова: а «от Иисуса Христа», потому что, если б говорилось только об одном Боге Слове и Сыновней Ипостаси, то было бы совершенно лишним словами в «от Иисуса Христа» отделять Его от иного другого. Боголепные слова приличествуют одинаково как каждой в отдельности Ипостаси, так и всем вместе, за исключением разве, по словам Григория Богослова, отличий и свойств особенных и личных, и относящихся к воплощению Бога Слова. Это подтверждается еще и тем, что Трисвятую песнь Серафимов мы поучаемся в Евангелии относить к Сыну, в Деяниях, в проповеди апостола Павла – к Духу Святому, а в приношении Святых Тайн – к Отцу, к Которому мы обращаем молитву эту, как говорит о сем блаженный Епифаний в слове о Святом Духе. Все это мы приводим как доказательство того, что наше изъяснение не противоречит мнению отцов церкви, а теперь с Божьей помощью перейдем к следующему.

Откр.1:6. и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

Подобает, говорит, слава Ему, разрешившему нас по любви Своей от уз смертных и омывшему нас излиянием Своей Животворящей Крови и воды от скверн греховных и соделавшему нас царским священством, приносящим Отцу живую жертву – словесную службу вместо жертв бессловесных животных.

Откр.1:7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.

Здесь Он, закланный как агнец, приидет во славе Отчей как Судия, на облаках, или силах бесплотных, или подобных тому облаку, которое на горе Фавор осенило Его с апостолами. «Грядущаго со славою» Его увидит всякое око; распинатели же Его и неверующие в Него племена земные «восплачутся» (Мф. 24:29, 30). «Ей, аминь» значит: совершенно, так. Этими словами обозначается одно и то же как на греческом, так и на еврейском языке. Аминь – да будет.

Откр.1:8. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Словами «Альфа и Омега» означается Христос, как Бог, все содержащий, безначальный и бесконечный: «Сый», и прежде сый, и конца не имый, соприсносущный Отцу, и потому имеющий «воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12).

Откр.1:9. Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.

Я же, как брат ваш и соучастник в скорбях Христа ради, вполне заслужил ваше доверие, ибо, осужденный за исповедание Христа на остров Патмос, возвещаю о тайнах, которые я на нем видел.

Статья вторая

Видение, в котором видел Одеянного в подир посреди семи златых светильников

Откр.1:10. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;

Откр.1:11. то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.

Объятый Святым Духом и получив духовный слух, я услышал в чтимый более других воскресный день голос Господа, подобный трубе по своей звучности, ибо «во всю землю изыде вещание их» (Пс. 18:5). Указав словами «Альфа и Омега» на Божию безначальность и бесконечность, Он мне повелел поведать о виденном «семи церквам», обозначая числом семь, оканчивающимся в субботу, субботствование, то есть покой века будущего. Потому же, пишет великий Ириней, созданы Богом семь небес и семь Ангелов, которые начальствуют над другими.

Откр.1:12. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников

Откр.1:13. и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом.

Голос, слышанный апостолом, не был чувственный; на это он указывает словом «обратихся», то есть оборотился не за тем, чтобы слышать, но «видети» его, потому что слышание духовное и видение означают одно и то же. А обратившись, говорит он затем, увидел семь златых светильников (ниже они называются у него церквами) и среди них Христа, «подобна Сыну человечу» (не простой человек, но вместе и Бог!) и облеченного в подир, как вышнего Архиерея, «по чину Мелхиседекову» (Пс. 109:4). Препоясан Он был поясом золотым не по бедру, как препоясываются люди для укрощения похотей (от них свободна Божественная плоть), но «при сосцу» – по груди, чтобы показать этим, что и крайние меры гнева Божественного удерживаются человеколюбием и что заветы, эти сосцы Владычнии, которыми питаются верные, препоясует истина. «Златым» пояс назван для обозначения высшего превосходства, чистоты и нескверности.

Откр.1:14. глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;

Хотя для нас Он и новый, но Он же и древний, или вернее – предвечный; об этом свидетельствуют Его «власи белы». Очи Его, как пламень огненный, просвещают святых и опаляют нечестивых.

Откр.1:15. и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи.

Григорий Назианин разумеет под ногами домостроительство Божие, ибо ноги Его плоть суть, которою явившееся на землю Божество соделало наше спасение. Но под ногами можно разуметь и апостолов, как утверждение Церкви. Халколиваном врачи считают особый благовонный фимиам, который они называют сильным и мужеским. Иначе: халк (халкос – медь) означает человеческое естество, ливан (ливанос – ладан) – Божеское, а соединенные вместе в одно слово «халколиван» – благоухание веры и неслиянное единство естеств. Еще халк означает благоухание Христова учения, а ливан – обращение язычников к Нему, поэтому и повелевается прийти Невесте (Песн. 4:8). Ноги Христа – апостолы, в пещи искушений разжженные для подражания Христу.

и голос Его, как шум вод многих.

Откр.1:16. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч, и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.

Совершенно правильно говорит, что голос Его как глас вод многих, ибо он один и тот же у Него и у Духа, чрез Которого из чрева верующих истекают реки воды живы (Ин. 7:38) и проповедуют вслух всей земли. «Семь звезд» ниже называются Ангелами церквей. Обоюдоострым мечем указывает или на отлучение нечестивых, острейше всякого меча обоюду остра (Евр. 4:12), или на меч духовный, поражающий внутреннего человека. Лицо Его сияет, «якоже солнце», светом духовным, а не чувственным: как Солнце правды, собственною силою и властию сияет Он, а не как чувственное солнце, сотворенное и светящее лишь по Божию велению и Богодарованною силою.

Откр.1:17. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,

Откр.1:18. и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.

А когда апостол «падох к ногами Его яко мертв», по свойственной человеческому естеству немощи, подобно Иисусу Навину (Нав. 5:14) и Даниилу (Дан. 10:9, 10), Христос укрепил его словами: Не бойся, потому что Я, безначальный и бесконечный, пришел не умертвить тебя, но Сам был мертв ради вас и имею ключи ада и смерти, то есть смерти телесной и душевной.

Откр.1:19. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.

Откр.1:20.   Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Истинный свет есть Христос (Ин. 1:9), и обогатившиеся Его просвещением подобны светильнику, просвещающему тьму настоящей жизни. Но собственно светильниками здесь называются церкви, ибо они обладают светилами, содержащими «слово животно», по апостолу (Флп. 2:15, 16). Название светильников и Свешников золотыми указывает на честность и непорочность их веры. У каждой из церквей, говорит Господь, предстоит Ангел-хранитель. По Григорию Богослову, в данной главе церкви названы звездами образно, за их чистоту и светлость.


 ОглавлениеГлава 1Глава 2