Андрей Николаевич Муравьёв

LVIII. Отрочество Даниила, сон Навуходоносора. Сусанна

Еще одного великого Пророка восставил Господь, для утешения пленников Вавилонских, в семидесятилетнее продолжение их плена, и Пророк сей был Даниил. В третье лето правления Иоакима, Царя Иудейского, когда впервые подступил к Иерусалиму Царь Вавилонский, Навуходоносор, и увел с собой многих пленников Еврейских, поручил он старейшине евнухов своих, избрать из детей княжеских, прекрасных и разумных отроков, для служения в доме царском и научить их языку Халдейскому. Избраны были, из сынов Иудиных, благообразные отроки Даниил, Анания, Мисаил и Азария, которым и наречены были Халдейские имена: Валтасар, Седрах, Мисрах и Авденаго. Но Даниил, вместе с юными товарищами, положил в сердце своем, не употреблять языческой пищи от трапезы царской. Он приобрел милость старейшины евнухов, и умолил его, не принуждать их вкушать нечистой пищи, заменив для них роскошные яства и питье, хлебными семенами и водой. Когда же старейшина опасался навлечь на себя гнев Царя, если заметит истощение их, Даниил предложил ему испытать прежде себя и троих отроков, избранной ими пищей, в продолжении десяти дней, и лица их явились, после сего поста, более цветущими, нежели у других царских отроков. Тогда исполнил евнух благочестивое их желание, и Господь дал сим отрокам премудрость книжную, Даниил же особенно разумен был в толковании сновидений; Царь, беседуя с ними, нашел их гораздо мудрее всех волхвов и гадателей, какие только находились в его областях.

Во второй год своего правления, видел сон Навуходоносор и ужаснулся, и в смятении духа позабыл сон; он велел созвать всех гадателей и волхвов Халдейских, и требовал от них, чтобы возвестили ему виденный и позабытый им сон. Изумились Халдеи: «расскажи нам сон твой и мы истолкуем его» говорили они; но Царь неотступно требовал от них, чтобы вспомнили ему забытое видение, грозя им смертью, если не исполнят воли его, и обещая многие почести и дары, за её исполнение. «Нет человека на земле, который мог бы удовлетворить желанию царскому, отвечали опять волхвы, ибо это могут одни только боги, чуждые плоти.» – Разгневался Царь и велел исполнить жестокий приговор свой над волхвами; жребий сей должен был постигнуть и отроков Еврейских. Даниил, услышав от исполнителя казни, Архимагира, о угрожавшей им смерти, просил Царя дать ему время, для возвещения сна, и вместе с тремя друзьями своими, молил Бога небесного открыть ему тайну сию, чтобы не погибнуть с прочими мудрецами Вавилонскими.

В ночном видении открылась тайна Даниилу, и благословил он Господа Бога отцов своих, которому принадлежат разум и сила, который сообщает премудрость мудрым, и открывает тайное и глубокое, переменяет времена и Царей, по своему произволу. Архимагир ввел отрока пред лицо Навуходоносора, и на вопрос царский: «может ли он возвестить ему виденный сон?» отвечал Даниил: «не могут волхвы и гадатели Халдейские открыть Царю желаемые тайны, но есть Бог на небесах, открывающий тайное; Он возвестил тебе то, что надлежит быть в последние дни: ибо ты засыпая помышлял о грядущем, и мне открылась тайна твоя, не человеческой премудростью, но данной мне свыше, для объяснения Царю виденного им. – Таков был сон твой: ты видел великий истукан, воздвигнутый прел лицом твоим; голова его была из чистого золота, руки, перси и мышцы серебряные, чрево и бедра медные, колена железные, ноги же отчасти железные, отчасти глиняные. Ты смотрел, доколе не отторгся, как бы сам собой, камень от горы, и ударив в полужелезные, полускудельные ноги, сокрушил истукан; вместе смешались глина, железо, медь, серебро и золото, и все обратилось в прах, подобный возметаемому на гумне; ветер развеял прах сей, камень же, поразивший истукан, сделался горой великой и наполнил всю землю; таков сон твой, и вот его истолкование:

Ты сам, о Царь Царей, которому дал Бог небесный крепкое царство, ты сам сия златая глава; после тебя восстанет другое меньшее царство, предзнаменуемое серебром, и третье медное одолеет всю землю; четвертое же, крепкое как железо, истребит все, но в нем, как в ногах истукана, будет часть глиняная, которая сокрушится; смешаны будут в нем племена человеческие, как глина с железом, но не прилепятся они друг к другу. В те дни восставит Бог небесное царство, которое никогда не рассыпется и пребудет во веки, истребив и рассеяв все прочие царства, подобно как ты видел, что без рук отсекшийся от горы камень, стер вместе глину, железо, медь, серебро и золото; истинен сон и верно его истолкование.»

Таким образом, в тесных размерах одного сновидения, представил Даниил всемирные события царств, сменявших и поглощавших друг друга: Вавилонского, Персидского, Греческого и наконец Римского, железного сперва по силе своей и потом полускудельного, по смешению всяких народов, в котором открылось наконец царство благодати; оно началось от таинственного камня, сокрушившего древнее и основавшего новое, камень же был Христос. Тогда Навуходоносор поклонился Даниилу, воскликнув: «поистине Бог твой есть Бог богов и Царь царей, открывающий тайны!» и возвеличил его и отроков Еврейских над всеми мудрецами Халдейскими.

К отроческим годам Даниила, во дни пленения, относится сказание о Сусанне, которая решилась пожертвовать жизнью, чтобы сохранить непорочность, хотя сказание сие и не находится в тексте Еврейском, а только в Греческом. Был человек богатый в Вавилоне, именем Иоаким; он взял себе в супруги прекрасную Сусанну, воспитанную благочестивыми родителями, во всех заповедях Моисеевых. В дом Иоакима приходили два старца, избранные в тот год судьями своего народа. Они, часто видевшие из окон Сусанну, которая около полудня всегда прохлаждалась в саду своего супруга, пленились её красотой, и принуждены были доверить друг другу свой преступный замысел, для получения желаемого успеха. Однажды, оба они скрылись в саду, и когда Сусанна послала рабынь своих, чтобы принести ей все нужное для купания, обольстители внезапно предстали одинокой женщине с угрозой, что, при малейшем вопле, они сами обвинят её пред народом, будто бы застали с ней юношу в саду. Бесчестие или смерть угрожали Сусанне; она предпочла смерть, чтобы не согрешить пред Богом, и подняла вопль, на который сбежались все домашние; но один из старцев уже успел отворить двери сада, и оба стали обличать её в беззаконии с юношей; никто однако из домашних им не поверил, зная добродетель госпожи своей.

На другой день, когда собрались старейшины к Иоакиму, оба старца, домогаясь умертвить Сусанну, велели призвать её на суд. Она пришла, в сопровождении родителей, детей и всех близких; нечестивые судьи велели снять с нее покрывало; плакали все; она же уповая на Бога, смиренно возвела взоры свои к небу. Став посреди сонма, обвинители положили руки на её голову и оклеветали её, в преступном свидании с юношей, который будто бы успел бежать от них, в открытые двери сада; поверил сонм судьям своим и осудил на смерть обвиненную ими. «Боже вечный! Воскликнула Сусанна, ведущий все сокровенное, Ты знаешь, что на меня свидетельствовали ложное и я умираю невинно.» Услышал Господь голос невинности; уже вели её на казнь, когда внезапно воскликнул из толпы отрок Даниил, движимый Духом Святым: «чист я от крови сей!» и став посреди народа, обратившего на него внимание, сказал: «до того ли обезумели сыны Израилевы, что не испытав прежде истины, осудили одну из дочерей своих? – возвратитесь на судилище; она оклеветана.»

Возвратился народ и старцы посадили отрока между собой, ибо ему дал старейшинство Господь. Даниил велел развести неправедных судей, и приступив к каждому наедине, спросил одного: «скажи мне, убивающий невинных, вопреки заповеди Божией, под каким деревом видел ты беседующих?» – «под мастиковым» отвечал смятенный неожиданным вопросом. – «Ты солгал на свою голову, возразил отрок, и вот Ангел Божий рассечет тебя надвое,» и к другому старцу обратился, с таким же обличением, богодухновенный отрок: «племя Ханааново, а не Иудино, прельстившийся красотой невинной жены, скажи под каким деревом видел ты её с юношей?» и смущенный отвечал: «под ясеневым.» – Тогда обличил клевету их Даниил, и народ громко благословил Господа, который спасает надеющихся на него; над обоими старцами совершили казнь, какая положена была, по закону Моисееву, лжесвидетелям, и прославился Даниил в народе своем; событие сие случилось, вероятно, прежде нежели возвеличил его Царь Навуходоносор, за истолкование сна.


Источник: С.П.Б. В типогр. А. Бородина и К. 1842г.

Комментарии для сайта Cackle