Источник

О восьми вопросах Дульциция в одной книге

Пролог

Как мне кажется, возлюбленный сын Дульциций, я не замедлил ответить на твои вопросы. Ибо я получил посланные мне из Карфагена письма твоей милости на Пасху сего года, в воскресенье третьих календ апреля 2. После этих святых дней я немедленно отправился в Карфаген, где диктовать [ответы] мне не позволяло огромное множество безотлагательных дел. Но после того, как я вернулся оттуда, по прошествии у нас пятнадцати дней, в течение которых я был вынужден по причине долгого отсутствия заниматься другими вещами (ведь я смог вернуться лишь по прошествии трех месяцев), я не стал откладывать написание этих [ответов] и [не замедлил] предложить на присланные тобой вопросы (которые были уже исследованы мною в различных моих сочинениях) ответ или, по крайней мере, какое-либо суждение. Наконец, только относительно того места, где ты спрашиваешь, почему Господь, Который, несомненно, знает будущее, сказал: «Я избрал Давида по сердцу Моему» (3Цар. 8:16, 1Цар.13:14; Пс.88:21), хотя он совершил столь многие и великие грехи, я не сумел найти место, где я рассматривал этот вопрос и каким образом я излагал его, и есть ли он в какой-нибудь из моих книг или писем – не знаю. По этой причине (так как ты уже заставил меня [осознать] необходимость нового обсуждения этого), в моем ответном письме я поставил его последним, желая расположить прежде те [ответы], которые уже исследованы мною в других моих сочинениях; с тем, чтобы я не был лишен расположения твоей святости, которое для меня очень приятно, и чтобы мне не пришлось говорить о том же самом другим способом, что для меня было бы слишком тяжело, а тебе не принесло бы более никакой пользы.

Вопрос 1

Действительно ли крещеные грешники выйдут из геенны? (§ 1)

1. Итак, твой первый вопрос звучит как: «Выйдут ли когда-либо из геенны те, кто согрешали после крещения?» Ты говоришь, что по этому вопросу существуют различные мнения, ведь некоторые отвечают, что как для праведных будет бесконечна награда, так для грешных – мучения. И действительно, они желают утверждать, что будет вечным как наказание, так и награда. Но им противоречат следующие евангельские слова: «Не выйдешь оттуда, пока не отдашь последнего кодранта» (Мф.5:26). Итак, получается, что тот, кто вернет долг, сможет выйти. Мы полагаем, что об этом говорит и апостол: «Сам же спасется, но так, как бы из огня» (1Кор 3:15). Но ты говоришь: «Поскольку мы в другом месте читаем: «не знал Ее до тех пор, пока Она не родила» (Мф.1:25), что мы не можем понимать так же, (как и в предыдущем случае); по этой причине мы хотим достичь большей ясности в этом вопросе». Таков твой [первый] вопрос.

Одной веры без дел недостаточно для спасения (§ 2)

2. На этот вопрос я привожу ответ из моей книги, называющейся «О вере и делах», где по этому поводу я сказал следующее: «Сколь угрожающе звучат слова апостола Иакова для тех, кто полагает, что вера без дел способна привести к спасению, ибо он уподобляет таких людей бесам, говоря: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). Это можно было сказать еще короче, точнее и выразительнее, поскольку и в Евангелии мы читаем, что так говорили бесы, когда они исповедали Христа Сыном Божиим и были Им порицаемы (Мк.1:24, 25), а Петр за такое же исповедание удостоился от Господа похвалы (Мф.16:16–17). «Что пользы, братия мои, – восклицает апостол Иаков, – если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» Он также говорит: «Ибо вера без дел мертва» (Иак.2:14, 20). Итак, до каких пор будут обманываться те, кто на основании мертвой веры сулят себе вечную жизнь?

Сложные для понимания слова апостола Павла (§ 3)

3. По этой причине необходимо тщательно исследовать то, каким образом следует понимать слова апостола Павла, довольно сложные для понимания, когда он говорит: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор.3:11–15). Некоторые полагают, что [эти слова] следует понимать так, что строящие на этом основании из золота, серебра или драгоценных камней – это те, кто к вере во Христа добавляют добрые дела; а строящие из дерева, сена или соломы – это те, кто, имея ту же веру, совершают дурные дела. Поэтому считается, что они могут очиститься некими огненными наказаниями, чтобы достичь спасения благодаря этому основанию.

Опровержение мнения тех, кто полагает, что вера без дел приводит к спасению (§ 4–6)

4. Если дело обстоит так, мы признаем, что те, [кто так считает], движимые похвальной любовью, стремятся [к тому], чтобы все без различия допускались ко крещению, не только прелюбодеи и прелюбодеицы, которые вопреки слову Господа прикрываются ложным браком, но даже и публичные блудницы, упорствующие в постыднейшей профессии, которых Церковь, никого не оставляющая без попечения, обычно допускает [ко крещению] только в том случае, если они прежде прекратят заниматься проституцией. Но на этом основании я совершенно не понимаю, почему они не допускаются в любом случае. Ибо кто же не предпочтет, чтобы они, построив на положенном основании пусть даже из дерева, сена или соломы, подвергались очищению огнем хотя бы и довольно длительное время, а не погибли бы навечно? Но в таком случае окажутся ложью те слова, в которых нет ни неясности, ни двойственности: "Если я имею... всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я – ничто» (1Кор.13:2), и: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» (Иак.2:14). Ложью будут и эти слова: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9–10); ложными и эти: «Дела плоти известны: они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царства Божия не наследуют» (Гал.5:19–21). Ложью будут эти слова, если они только веруют и принимают крещение и хотя и упорствуют в подобных грехах, но все равно спасутся через огонь. Однако в таком случае крещеные во Христа, даже если они совершают подобные грехи, также унаследуют Царство Божие. Но тогда напрасно говорится: «И такими были некоторые из вас; но омылись» (1Кор.6:11), когда и омытые продолжают оставаться таковыми. Тщетным также окажется сказанное Петром: «Так и вас спасает подобное сему образу крещение; не плотской нечистоты омытие, но обещание доброй совести» (1Пет.3:21), если крещение все-таки спасает имеющих нечистую совесть, полную всяческих мерзостей и злодеяний и не избавленную покаянием от этих зол; ведь в таком случае благодаря основанию, положенному в этом крещении, они будут спасены, хотя и через огонь.

Я также не понимаю, почему Господь сказал: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф.19:17), и перечислил то, что относится к добрым нравам, если человек, даже не сохранив эти [заповеди], может войти в [вечную] жизнь одной лишь верой, которая без дел мертва. Далее, как будет истинным то, что Он скажет поставленным Им по левую сторону: «Идите от Меня... в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Ведь Он укорит их не в том, что они в Него не верили, а в том, что они не творили добрых дел. В самом деле, чтобы кто-нибудь не надеялся на вечную жизнь, имея веру, которая без дел мертва, Он сказал, что разделит все народы, которые сообща пользовались одними и теми же пастбищами, на две части, чтобы обнаружились те, кто скажет Ему: «Господи, когда видели Тебя страждущим, и не послужили Тебе?» (Мф.25:44), те, кто верили в Него, но не заботились о том, чтобы творить добро, как будто возможно с помощью такой мертвой веры достичь вечной жизни. Неужели в вечный огонь пойдут те, кто не сотворил дел милосердия, но не пойдут те, кто присваивал чужое, или, растлив в себе храм Божий, были немилосердны к самим себе? Как будто дела милосердия могут принести какую-нибудь пользу без любви, о чем сказал апостол: «Если я раздам все имение мое... а любви не имею, то нет мне в этом никакой пользы!» (1Кор.13:3) Или как будто кто-нибудь мог возлюбить ближнего своего, как самого себя, если он не любит самого себя! Ибо «любящий неправду ненавидит свою душу» (Пс.10:5). Относительно этого вопроса нельзя сказать то, чем многие вводят в заблуждение самих себя, утверждая, что здесь сказано о вечном огне, а не о вечном наказании. Ведь они считают, что через огонь, который будет вечным, суждено пройти тем, кому по причине мертвой веры они сулят спасение через огонь. То есть огонь, конечно, вечен, но горение, то есть действие огня, не будет в отношении их вечным. Однако Господь, предвидя это как Господь, заключил Свою речь так: «И пойдут сии в горение вечное, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46). Итак, горение будет такое же вечное, как и огонь; и сама Истина сказала, что в него пойдут те, о которых Она объявила, что у них отсутствует не вера, а добрые дела.

5. Итак, если все эти и прочие недвусмысленные свидетельства, бесчисленное множество которых можно найти во всех Писаниях, будут ложными, только тогда может быть истинным то толкование слов о дереве, сене и соломе, что те будут спасены через огонь, которые, сохраняя только веру во Христа, пренебрегали добрыми делами. Но если эти свидетельства и истинны, и ясны, то, без сомнения, в изречении апостола следует искать другой смысл, и это изречение следует соотносить с теми словами, о которых Петр говорит, что они в его писаниях трудны для понимания, и это изречение люди не должны «обращать к собственной гибели» (2Пет 3:16), чтобы вопреки очевиднейшим свидетельствам Писаний не сделать порочнейших людей беспечными в достижении спасения, ибо они крепко привязаны к своей порочности и неспособны к исправлению или покаянию.

6. Может быть, кто-нибудь спросит у меня, что я думаю об этих словах апостола Павла, и каким именно образом, на мой взгляд, следует их понимать. Признаюсь, я предпочел бы в этом случае послушать более сведущих и ученых [мужей], которые так истолковали бы эти слова, чтобы осталось истинным и неколебимым все, что я упомянул выше, и многое иное, чего я еще не упомянул и чем очевиднейшим образом свидетельствует Писание, что никакая вера не принесет пользы, кроме той, которую определил апостол, то есть той, которая «действует любовью» (Гал.5:6). А без дел спастись невозможно ни помимо огня, ни через огонь, поскольку если вера [без дел] спасает через огонь, значит, она спасает в любых обстоятельствах. Ведь совершенно ясно сказано: «Что пользы, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» (Иак.2:14). Однако я скажу, насколько это возможно, короче, что я сам думаю об этих трудных для понимания словах апостола Павла; что же касается моего признания, то по большей части сохраняется то, что я сказал об этом: я предпочел бы послушать лучших.

Итак, в постройке мудрого строителя основанием является Христос. Это не нуждается в объяснении, ведь ясно сказано: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор 3:11). Если же Христос, то, без сомнения, вера Христова, поскольку, как говорит апостол, верою обитает Христос в сердцах наших (Еф.3:17). Затем, если вера Христова, то она может быть только той, которую апостол определил как «действующую любовью». Ибо вера бесов (поскольку и они веруют и трепещут и исповедуют Иисуса Сыном Божиим) не может быть принята за основание. Почему? Не потому ли, что она не есть вера, действующая любовью, но вера, вынуждаемая страхом? Таким образом, вера Христова, вера христианской милости, есть та вера, которая действует любовью и, положенная в основание, никому не позволит погибнуть. Однако если я попытаюсь более основательно поразмыслить о том, что значит строить на этом основании из золота, серебра и драгоценных камней и из дерева, сена и соломы, то опасаюсь, что мое объяснение будет трудно для понимания. Впрочем, я постараюсь, насколько поможет Господь, вкратце и, насколько смогу, понятно изложить то, что я думаю.

Итак, человек, спросивший у Благого Учителя, что он должен делать доброго, чтобы иметь жизнь вечную, услышал в ответ, что если он хочет достичь [вечной] жизни, он должен соблюдать заповеди; и когда он спросил, какие это заповеди, ему было сказано: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца твоего и мать твою; и люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19:16–20). Тот, кто исполняет эти заповеди, пребывая в вере Христовой, без сомнения, имеет веру, действующую любовью. И он не возлюбил бы ближнего, как самого себя, если бы не воспринял любовь Божию, без которой он не смог бы любить и себя самого. Итак, если он будет делать то, о чем далее сказал Господь: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21), то будет строить на этом основании из золота, серебра и драгоценных камней, ибо он ни о чем другом не будет помышлять, как только угодить Богу, и эти помышления, как я полагаю, суть золото, серебро и драгоценные камни. Далее, если он удерживается неким плотским пристрастием около своего богатства, – даже если он творит благодаря ему щедрые милостыни и не предпринимает для умножения этого богатства никакого обмана или грабежа и не стремится, опасаясь уменьшения или лишения своего богатства, совершить какое-либо преступление или бесчестный поступок (в противном случае он таким образом уже лишил бы себя этого прочного основания), – тем не менее, по причине плотского к этому богатству пристрастия, о котором я уже говорил и из-за которого он не может без скорби лишиться столь великих благ, он строит на этом основании из дерева, сена и соломы. Особенно это происходит, если он так обладает женой, что из-за нее помышляет о мирском – о том, как угодить жене. Таким образом, поскольку такие люди не без скорби лишаются этих любимых плотским пристрастием [вещей], по этой причине те, кто этими вещами обладает так, что в основании [этого] лежит вера, действующая любовью, и кто не предпочитает вере эти вещи по какому-нибудь соображению или пристрастию, терпя урон от их лишения, достигают спасения через некий огонь скорби. И настолько более безмятежным будет кто-либо в этой скорби или от этого урона, насколько менее он любил это богатство или обладал им, как бы не обладая. А кто для обладания этими сокровищами или для их приобретения совершит убийство, прелюбодеяние, блуд, идолослужение и тому подобное, тот не спасется через огонь благодаря основанию, но, лишившись его, будет мучиться в вечном огне.

Другие слова апостола, напрасно приводимые теми, кто полагает, что вера спасительна без дел (§ 7–8)

7. Поэтому некоторые, словно бы желая подтвердить, насколько сильна одна вера [без дел], указывают на то место у апостола, где он говорит: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны» (1Кор 7:15), то есть чтобы ради веры Христовой даже жена, состоящая в законном союзе [с мужем], без всякой вины оставлялась бы [мужем], если она не хочет оставаться с мужем-христианином по той причине, что он христианин. Но они не принимают во внимание то, что она только в том случае по справедливости может развестись, если скажет своему мужу: «Я не буду твоей женой, если ты не будешь добывать мне богатство разбоем или, хотя ты и христианин, не будешь заниматься обычным сводничеством, благодаря которому ты проник в нашу семью». Или если [она будет заставлять его делать] что-то иное дурное или преступное, что она знала [ранее] за своим мужем и благодаря чему предавалась удовольствиям и удовлетворяла свои прихоти, или вела легкий образ жизни, или же совершала пышные выезды. Ведь в таком случае, если тот муж, которому жена говорит [подобные речи], сотворил истинное покаяние, [отрекшись] от дел смерти, когда приступил ко крещению, и имеет в основании веру, действующую любовью, то он, без сомнения, будет более охвачен любовью Божественной благодати, чем плотской любовью к жене, и мужественно отсечет член, который его соблазняет. И какую бы сердечную скорбь ему ни пришлось выдерживать при этом разделении из-за плотского пристрастия к супруге, это тот урон, который он будет претерпевать, это тот огонь, который сожжет сено, но которым сам он спасется. Если же он уже так имеет жену, как не имеющий, – не из-за похоти, но по милосердию, стремясь спасти также и ее и скорее воздавая супружеский долг, чем требуя его, – то, скорее всего, он не будет скорбеть плотски, когда лишится такого брака, ибо в этом он заботился «о Господнем, как угодить Господу» (1Кор.7:29, 34). И поэтому, чем больше он благодаря этим заботам строил из золота, серебра или драгоценных камней, тем меньший он потерпит урон и тем меньше будет [возможность] того, что его строение, которое не было сделано из сена, сгорит в пожаре.

8. Таким образом, или только в этой жизни люди потерпят такое, или даже после нее исполняется над ними подобный приговор, в любом случае то толкование, которое я предлагаю по этому поводу, как мне кажется, не противоречит истине. Однако даже если какое-то другое толкование, которое мне не известно, должно быть скорее предпочтено, то, пока мы придерживаемся вышеизложенного толкования, [ничто] не вынуждает нас говорить «беззаконным и непокорным... развратным и оскверненным, оскорбителям отца и матери, человекоубийцам, блудникам, мужеложникам, человекохищникам, лжецам, клятвопреступникам, и всему, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога» (1Тим 1:9–11): «Если вы только поверите во Христа и примете таинство Его крещения, даже если не измените свою негодную жизнь, спасетесь».

Какая вера хананеянки вызвала похвалу Господа?» (§ 9)

9. Поэтому не должна нас смущать и женщина хананеянка из-за того, что Господь дал ей то, что она просила. Ведь потому Он прежде сказал: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам», что, будучи Сердцеведцем, увидел, что она изменилась, когда похвалил ее. И поэтому Он не сказал: «О собака! Велика вера твоя», но: «О, женщина! Велика вера твоя» (Мф.15:26, 28). Он изменил обращение к ней, поскольку увидел, что ее душевное состояние изменилось, и понял, что этот Его укор уже принес плод. Было бы удивительно, если бы Он похвалил в ней веру без дел, то есть не ту, которая способна действовать любовью, а мертвую веру, которую апостол Иаков, нисколько не сомневаясь, назвал верой не христиан, но бесов. Наконец, если они не хотят понять, что эта хананеянка изменила свои гибельные нравы, когда Христос изобличил ее презрением и порицанием кого бы они ни нашли из тех, кто только верят, а свою порочнейшую жизнь не только не скрывают, но откровенно признаются в ней и не хотят исправить ее, – то пусть они, если смогут, исцелят их детей, как была исцелена дочь женщины хананеянки, но пусть не делают их членами Христовыми, поскольку сами не перестали быть членами блудницы (1Кор.6:15).

Мнение некоторых о том, что верующие и крещеные христиане, даже если будут продолжать жить во грехах, спасутся через огонь (§ 10)

10. Также и в еще одной моей книге под названием «О вере, надежде и любви», которую я написал для моего [духовного] сына и твоего брата Лаврентия, я написал относительно этого вопроса следующее: «Некоторые люди полагают, что те, кто не оставляют имени Христова и, будучи крещены в Церкви Его крещением, не отсекаются от нее каким-либо расколом или ересью, в каких бы пороках они ни жили, которые не смывают покаянием и не искупают милостыней, но весьма упорно пребывают в них до самого последнего дня это жизни, спасутся через огонь. [Таким образом], несмотря на то, что они будут наказываться сообразно с величиной их нечестия и пороков продолжительным огнем, этот огонь все же не будет вечным. Однако мне кажется, что те, кто так полагают и при этом остаются православными, обманываются какой-то человеческой благожелательностью, поскольку Священное Писание, если обратиться к нему, дает другой ответ. По этому вопросу я написал книгу под названием «О вере и делах», где в согласии со Священным Писанием, насколько мог, с Божией помощью показал, что спасает та вера, которую с достаточной ясностью выразил апостол Павел, говоря: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5:6). Если же вера действует плохо, а не хорошо, то, несомненно, по слову апостола Иакова, она «мертва сама по себе» (Иак.2:17). Он же говорит: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» (Иак.2:14). Далее, если порочный человек спасется через огонь благодаря одной только вере, и именно так следует понимать то, что говорит блаженный Павел: «Впрочем, сам спасется, но так, как бы через огонь» (1Кор 3:15), то, следовательно, вера может спасать и без дел, и ложным будет то, что сказал его собрат по апостольству Иаков. Ложным будет и то, что сказал сам же Павел: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (1Кор 6:9–10) Ведь если даже пребывающие в таких пороках спасутся благодаря вере во Христа, то почему они не будут в Царстве Божием?

Какой огонь испытывает дело каждого в этой жизни? (§ 11–12)

11. Но поскольку эти очевидные и ясные свидетельства апостолов не могут быть ложными, то сказанное прикровенно о строящих на основании, которое есть Христос, не из золота, серебра или драгоценных камней, но из дерева, сена и соломы (ведь про них сказано, что они спасутся через огонь, потому что не погибнут благодаря основанию), следует понимать так, чтобы не было противоречия с теми ясными [свидетельствами]. Итак, дерево, сено и солому не без основания можно понимать как такие пристрастия к мирским вещам, хотя и дозволенным, что без душевной скорби расстаться с ними невозможно. И хотя эта скорбь будет жечь, если Христос занимает в сердце место основания (то есть Ему ничто другое не предпочитается, но человек, сжигаемый такой скорбью, скорее согласится лишиться вещей, которые он так любит, чем Христа), то такой человек спасется через огонь. Если же во время искушений он предпочтет обладать временным и мирским более, чем Христом, то он не имеет Христа в основании, поскольку на первое место он поставил мирские вещи, тогда как в здании не может быть ничего прежде основания. Ибо огонь, о котором в этом месте говорит апостол Павел, следует понимать так, что через него пройдут и строящий на этом основании из золота, серебра и драгоценных камней, и строящий из дерева, сена и соломы. Ведь когда апостол это сказал, он добавил: «И огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1Кор 3:13). Следовательно, огонь испытает дело не одного из них, но обоих.

12. Некоторым огнем является и искушение напастей, о чем ясно написано в другом месте: «И сосуды горшечника испытывает печь, а людей праведных – искушение напастей» (Сир.27:5). Этот огонь уже в этой жизни совершает то, о чем говорит апостол, если охватит двух верующих: одного, который «заботится о Господнем, как угодить Господу» (1Кор 7:32), то есть строящего на Христовом основании из золота, серебра, драгоценных камней, и другого, который «заботится о мирском, как угодить» жене (1Кор.7:34), то есть строящего на том же основании из дерева, сена и соломы. Ведь дело первого не сгорит, поскольку он любил не то, лишившись чего он стал бы страдать, а сгорит дело второго, ибо невозможно без скорби расстаться с тем, что приобретено с любовью. Но поскольку, рассмотрев оба случая [следует признать], что [даже второй] скорее предпочтет лишиться этого, чем Христа, и не оставит Его из-за страха потерять подобные блага (хотя он и будет скорбеть, когда лишится их), он спасется, но так, как бы из огня, ибо его будет жечь скорбь от потери любимых им вещей, но она не ниспровергнет и не уничтожит его, поскольку он будет защищен прочностью и неповрежденностью основания.

Очистительный огонь после этой жизни (§ 13–14)

13. Весьма вероятно, что нечто подобное может быть и после этой жизни; и можно [попытаться] исследовать, так ли это, и [может ли] быть найдено, или неизвестно, спасутся ли некоторые верующие через некий очистительный огонь настолько медленнее или быстрее, насколько больше или меньше они возлюбили преходящие блага. Однако [это будут] не те, о которых сказано, что они Царства Божия не наследуют (1Кор.6:9–10), если только не отпустятся им грехи после подобающего покаяния. Я сказал «подобающего», имея в виду, что они не должны быть бесплодны в отношении милостыни, которой Божественное Писание потому придает столь важное значение, что, как возвестил Господь, лишь ее плод будет поставлен в заслугу тем, кто стоит по правую сторону, а тем, кто стоит по левую сторону, будет зачтено лишь ее бесплодие, когда Он скажет первым: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство», а вторым: «Идите в огонь вечный» (Мф.25:34, 41). Итак, я полагаю, что этих [цитат] из двух моих произведений достаточно для ответа на твой вопрос.

14. Что же касается слов Господа: «Ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь последнего кодранта» (Мф.5:26), то мне не было необходимости отвечать, поскольку ты сам решил этот вопрос, приведя подобные слова из Евангелия, где написано: «Не знал Ее, пока Она не родила" (Мф.1:25). Действительно, чтобы не скрыть от тебя моих соображений по этому вопросу, я хотел бы, если бы было возможно, – а скорее хочу, если возможно, – в этом вопросе быть побежденным истиной. Ведь то, что говорят иногда, что даже по прошествии многого времени те, кто умирают в общении с кафолической [Церковью], несмотря на то, что они до самого конца этой жизни жили весьма дурно и порочно, избегнут отмстительных наказаний, будит во мне знакомое чувство, которое бывает у нас по отношению к тем, кто вместе с нами причащается Таинств Тела и Крови Христовых. Хотя мы и ненавидим развращенный образ жизни тех, кого мы не можем с помощью церковной дисциплины исправить или отлучить от Трапезы Господней, все же я желаю быть побежденным той истиной, которая не противоречит очевидным [свидетельствам] Священного Писания. Ибо истину, которая противоречит [им], никоим образом не следует высказывать или обдумывать. Но пока мы не услышим или не прочитаем что-либо подобное, мы будем внимать тому, кто говорит: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители» и тому подобные «Царства Божия не наследуют». Поскольку даже если есть нечто такое, что говорится вопреки [этому], но не может придать другой смысл этим очевиднейшим словам апостола, то тот же самый апостол вооружил нас против этого и хотел, чтобы мы были готовы, говоря: «Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога; никто да не обольщает вас пустыми словами» (Еф.5:5–6). Таким образом, когда мы услышим, что какие-нибудь блудники, нечистые или любостяжатели спасаются через огонь, чтобы иметь наследие в Царстве Христа и Бога, мы не будем глухими к тому, кто против этого восклицает и говорит: «Никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель... не имеет наследия в Царстве Христа и Бога», и, чтобы мы не соглашались с теми словами, тут же добавляет: «Никто да не обольщает вас пустыми словами».

Вопрос 2

Помогает ли умершим жертва, приносимая за них их родными? (§ 1–3)

1. Твой второй вопрос таков: «Приносит ли какую-нибудь пользу душам почивших жертва, приносимая за них, когда ясно, что облегчение или усугубление нашей [загробной участи] зависит от наших дел? Ведь мы читаем, что в аду никто уже не сможет исповедоваться Господу (Пс.6:6). На что многие отвечают, что если бы там (т. е. после смерти) было возможно совершить какое-либо благодеяние, то насколько большее облегчение могла бы принести сама себе душа, сама исповедуя там свои грехи, чем жертва, приносимая за упокоение усопших другими».

2. Я высказал некоторые мысли по этому вопросу в книге, которую я недавно написал святому Павлину, епископу Ноланскому, спросившему меня о том, приносит ли какую-нибудь пользу душам умерших, когда их хоронят возле надгробий мучеников. Вот то, что я оттуда включаю в письмо к тебе: «Я долго был должником твоей святости в том, что касается ответа на твои письма, досточтимый собрат по епископству Павлин, пока, наконец, ты не написал мне через домочадцев нашей благочестивейшей дочери Флоры, спрашивая у меня, принесет ли пользу для кого-либо из умерших, если его тело будет захоронено возле надгробия какого-нибудь святого. Ведь тебя об этом просила вышеупомянутая вдова за умершего в тех краях своего сына, и ты написал ей ответ, утешая ее, и сообщил, что то, чего она желала по своему материнскому и благочестивому чувству, было исполнено, а именно – что тело верующего юноши Кинегия было похоронено в базилике блаженнейшего Феликса Исповедника. По этому случаю вышло так, что через тех же людей, передавших твои письма, ты написал также и мне, обратившись с подобным вопросом, прося, чтобы я ответил то, что я думаю по этому поводу, но и не скрывая в то же время своего мнения. Итак, ты говоришь, что, на твой взгляд, небесполезны душевные побуждения благочестивых и верующих людей, заботящихся о своих умерших родственниках. Ты также добавляешь, что не может быть тщетной молитва, которую обычно совершает за почивших Вселенская Церковь, из чего можно предположить, что человеку после смерти принесет пользу, если по вере его родственников погребение его тела будет совершено в таком месте, где будет присутствовать столь желаемая помощь святых.

3. Но ты отмечаешь, что ты не вполне понимаешь, если все это так, то как может не противоречить этому мнению то, что говорит апостол: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор 5:10). Ведь эти апостольские слова напоминают нам прежде смерти то, что может быть полезным после смерти, а не тогда, когда уже каждый будет получать [воздаяние] соответственно тому, что он делал до смерти. Тем не менее этот вопрос решается так. Поскольку пока люди живут в этом теле, с помощью определенного образа жизни приобретается, чтобы эти [благочестивые действия] в чем-то помогли [им], когда они умрут; и вследствие этого сообразно тому, что они делали, живя в теле, им придет помощь от того, что будет благочестиво сделано за них уже после [их исхода из] тела. Впрочем, есть те, кому это в любом случае ни в чем уже не поможет, если оно будет делаться либо ради тех, чьи поступки были так плохи, что они недостойны сподобиться такой помощи, либо ради тех, чьи поступки были столь хороши, что они вовсе не нуждаются в такой помощи. Следовательно, от образа жизни, который каждый вел, живя в теле, зависит, принесет ли ему пользу или нет то, что благочестиво делается ради него, когда он покинет свое тело. Ибо если в этой жизни не приобретены никакие заслуги, благодаря которым это может принести пользу, то тщетно искать их после этой жизни. Бывает так, что не впустую и Церковь, и родственники совершают какие только возможно религиозные действия за умерших, но несмотря на это каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое, когда Господь «воздаст каждому по делам его» (Мф.16:27; Рим.2:6). Ведь чтобы то, что совершается [ради него], могло принести ему пользу после [выхода из] тела, оно должно быть приобретено уже в этой жизни, которую он вел, [живя] в теле».

Местонахождение душ до всеобщего воскресения (§ 4)

4. Я также сказал нечто подобное Лаврентию следующим образом: «В течение времени, которое лежит между смертью человека и последним воскресением, души содержатся в сокрытых местах, смотря по тому, чего каждая из них достойна: или в покое, или в мучении, соответственно тому, чего она заслужила, живя во плоти. Но не следует также отрицать, что души умерших могут получить облегчение благочестием остающихся в живых своих родственников, когда за них приносится жертва Ходатая или творятся в Церкви милостыни. Но эти [религиозные действия] приносят пользу только тем [почившим], которые еще при жизни заслужили то, чтобы потом они могли быть им полезны. Ведь есть такой образ жизни, который и не столь хороший, чтобы человек не нуждался в этом после смерти, и не столь дурной, чтобы это не могло принести ему никакой пользы после смерти. Но бывает образ жизни столь хороший, что человек не нуждается в этом; и наоборот, столь дурной, что этого уже недостаточно для оказания ему помощи, когда он отойдет из этой жизни. Поэтому именно в этой жизни приобретаются все заслуги, по которым кто-нибудь сможет после этой жизни получить либо облегчение, либо усугубление. И пусть никто не надеется после смерти получить у Бога награду за то, чем он в земной жизни пренебрег. Таким образом, то, что Церковь часто совершает ради умерших, не противоречит вышеупомянутым апостольским словам: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор 5:10). Потому что каждый, живя в теле, приготовил себе ту заслугу, чтобы жертва и милостыня могли быть полезными ему [за гробом]. Ибо это помогает не всем. Но почему же не всем, как не по причине различия жизни, которую каждый провел в теле? Следовательно, когда приносятся жертвы алтаря или в виде какой-либо милостыни за всех крещеных умерших, то за весьма хороших людей они служат выражением благодарности, за не очень дурных – умилостивлением, а за совершенно дурных, хотя нисколько не помогают почившим, служат хоть каким-то утешением для живых. Тем же, кому они приносят пользу, они способствуют или полному отпущению [грехов] или более снисходительному осуждению».

Вопрос 3

Состоится ли будущий суд сразу же после Второго Пришествия Господа и умрут ли те, кто будет восхищен на облаках в сретение Господу? (§ 1–6)

1. Твой третий вопрос таков: «Следует ли считать, что будущий Суд состоится сразу же после Пришествия Господа или же через некоторый промежуток времени? Поскольку мы читаем, – говоришь ты, – что в дни Его Пришествия «оставшиеся в живых... восхищены» будут «на облаках в сретение Христу на воздухе, и так всегда с Господом» будут (1Фес.4:17), то я желаю знать, будет ли Суд сразу же сопутствовать Пришествию и умрут ли те, кто будут восхищены на облаках, если только мы не должны считать подобием смерти их «изменение»? (1Кор.15:52)».

2. Я думаю, что для ответа на твой вопрос о том, следует ли думать, что грядущий Суд будет сразу же после Пришествия Господа, достаточно Символа веры, в котором мы исповедуем, что Христос, [сидящий] одесную Отца, придет судить живых и мертвых. Ведь если поводом для Его Пришествия является [Суд], то что другое Он будет делать, когда придет, как не то, ради чего пришел? А о тех, кто будет восхищен на облаках, я рассуждал в одном письме, написанном мною моему [духовному] чаду по имени Меркатор, который, без сомнения, тебе знаком, когда он спросил моего мнения по некоторым вопросам, касающимся пелагиан, отрицающих, что смерть является наказанием за грех. [Поэтому] прочитай помещенное ниже мое рассуждение [по этому вопросу]: «Те же, о которых сказал апостол, когда рассуждал о воскресении мертвых: «Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес.4:17), ставят некоторые вопросы, но сами по себе, а не ради этих [наших противников]. Ибо если даже этим людям не придется умереть, то я вообще не знаю, как это может помочь этим [нашим противникам], когда об этих людях можно сказать то же самое, что сказано о тех двоих, то есть Енохе и Илии. Что же касается слов блаженного апостола, то он, по-видимому, имеет в виду что некоторые в конце веков, во время Пришествия Господа, когда произойдет воскресение мертвых, не умрут, но живыми достигнут того бессмертия, которое даровано и прочим святым, и, внезапно изменившись, одновременно с этими последними, как говорит [апостол], «будут восхищены на облаках». Больше ничего я не могу сказать относительно этих слов, сколько бы мне ни хотелось о них размышлять.

3. Но по этому вопросу я хотел бы услышать более сведущих, чтобы не получилось, что слова апостола: «Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1Кор 15:36), обращены к тем, кто считает, что некоторые будут оживотворены, не испытав смерти, и перейдут в вечную жизнь. Ибо разве может произойти то, что мы читаем в большинстве списков: «Все мы воскреснем» (1Кор 15:51), если мы все не умрем? Ведь никакое воскресение невозможно, если ему не предшествует смерть. И то, что в некоторых списках встречается: «Все мы уснем», приводит нас к намного более легкому и ясному пониманию. И если еще что-то подобное встречается в Священном Писании, кажется, что это вынуждает нас полагать, что ни один из людей не достигнет бессмертия, если прежде не умрет. Поэтому и относительно следующих слов апостола: «Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес 4:15–17), я бы хотел, как я уже говорил, услышать, что скажут более ученые. И если они смогут объяснить их для меня так, что из этого можно будет понять, что все ныне живущие люди или те, которые будут жить после нас, умрут, то я исправил бы то, что я когда-либо об этом думал иначе. Ибо мы не должны быть не приемлющими научение учителями. И, конечно же, гораздо легче исправить заблуждающегося человека, чем переубедить упрямого! Ведь в том, что мы пишем, выражается наша или чужая беспомощность [в этих вопросах], а отнюдь не утверждается какая-либо общеобязательная норма.

4. Если же в этих словах апостола невозможно обнаружить никакой другой смысл, и ясно, что [апостол] хотел, чтобы его понимать так, как, кажется, провозглашают сами слова, – то есть что в конце веков и в Пришествие Господа некоторые люди не лишатся тела, но облекутся в бессмертие, «чтобы смертное поглощено было жизнью» (2Кор 5:4), – то с этими словами, несомненно, согласуется то, что мы исповедуем в Символе веры: что Господь грядет судить живых и мертвых. В данном случае не следует понимать под живыми праведных, а под мертвыми – неправедных, хотя суду будут подлежать и праведные, и неправедные. Но Его Пришествие застанет как живых, то есть еще не покинувших тело, так и мертвых, то есть тех, кто уже покинул тело. Если это так и будет, необходимо рассмотреть, как мы могли бы понимать следующие слова: «То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1Кор. 15:36); и: «Все мы воскреснем» (или: «Все мы уснем» (1Кор 15:51), чтобы они не противоречили другим словам, основываясь на которых полагают, что некоторые люди, не вкусив смерти, вместе со своими телами перейдут в вечную жизнь.

5. Однако, возможно, будет найдено более верное и очевидное понимание какого-либо из этих двух высказываний относительно причины того, все ли подвергнутся неизбежной смерти, или некоторые будут избавлены от этой участи. Поскольку же очевидно, что не последовало бы не только смерти души, но также и тела, если бы этому не предшествовал грех, то сколь более удивительной силой благодати [совершится то, что] праведные воскреснут от смерти к вечному блаженству, чем то, что они не испытают смерти? Уже достаточно сказано для тех, о ком ты мне написал, хотя я и не считаю, что они не будут говорить, что Адам должен был бы умереть телом, даже если бы не согрешил.

6. Прочее, что относится к вопросу о воскресении, требует более тщательного исследования из-за тех, кто полагает, что они не умрут, но из этого смертного состояния без посредства смерти достигнут бессмертия. Если же с тех пор ты услышал, прочитал или сам смог измыслить что-то окончательное или определенное разумным и совершенным рассуждением, или же сможешь по этому вопросу еще что-то услышать, прочитать или измыслить, прошу – не замедли мне прислать. Ибо следует признаться твоей милости, что я более люблю учиться, чем учить, о чем нам напоминает апостол Иаков, говоря: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова» (Иак.1:19). Итак, чтобы мы учились, нас должна привлекать сладость истины, а чтобы мы учили, должна принуждать необходимость любви. Поэтому лучше следует желать, чтобы миновала та необходимость, когда один человек учит чему-либо другого, и чтобы мы все были «научены Богом» (Ин.6:45), хотя это и происходит с нами, когда мы учимся тому, что относится к истинному благочестию, а также когда кажется, что человек этому учит. «Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все – Бог возращающий» (1Кор.3:7). Поэтому, если бы Бог не взрастил, то апостолы были бы ничтожными насаждающими и поливающими. Насколько же более [ничтожными] являемся я, ты или какие угодно люди нашего времени, когда мы воображаем себя учителями?»

Вопрос 4

Каким образом над сынами праведных в псалме исполняется благословение? (§1–3)

1. Вот твой четвертый вопрос: «Как мог Давид сказать: «Сильно будет на земле семя его; род правых благословится» (Пс.111:2), когда мы знаем, что сыны праведных и были, и бывают хулимы, а потомки неправедных и были, и есть хвалимы?»

2. На этот вопрос о псалме я отвечу, используя толкование, которое я произнес, когда беседовал с народом: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его» (Пс. 111:1). Увидит Бог, Единственный праведный и милосердный Судия, насколько тот преуспел в заповедях Его. Ибо, как сказал святой Иов: «Жизнь человека на земле есть испытание» (Иов.7:1). И еще написано: «Тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум» (Прем.9:15). Господь – это Тот, Кто судит нас, и нам не следует судить прежде времени, «пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор 4:4–5). Таким образом, Бог увидит, насколько каждый преуспел в исполнении Его заповедей, однако «крепко любит» их тот, кто также возлюбил мир (pacem) той совместной храмины, и он уже не должен отчаиваться, ибо "крепко любит заповеди Его», и «на земле мир, в человеках благоволения» (Лк.2:14).

3. Поэтому «сильно на земле будет семя его». Семенем будущей жатвы являются дела милосердия, о чем свидетельствует апостол, говоря: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем» (Гал.6:9), а также: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет» (2Кор 9:6). Что же, братья, сильнее, чем то, что не только Закхей приобрел Царство Небесное, раздав нищим половину своего имения (Лк.19:8), но и вдова своими двумя лептами (Мк.12:42), и что каждый из них одинаково много там приобрел? И что сильнее, чем то, что для одного и того же Царства имеют силу и сокровища богатого, и чаша студеной воды бедняка? Есть же те, кто делают это, но вместе с тем собирают себе земные [сокровища], надеясь получить награду от Господа уже здесь или стремясь угодить людям. Но «род правых благословится», то есть дела тех, к кому «благ Бог, к Израилю, к правым сердцем» (а иметь правое сердце значит не противиться Отцу, когда Он исправляет тебя, и верить Ему, когда Он обещает), но не [дела] тех, у кого «пошатываются ноги и поскальзываются и падают стопы», как говорится в другом псалме, когда они завидуют «беззаконным, видя благоденствие грешных», и полагают, что их старания тщетны, поскольку они не получают временную награду (Пс.72:1–14). Напротив, тот муж, который боится Господа и обращением правого сердца стремится в святой храм Божий, не ищет человеческой славы и не желает земных богатств, однако «слава и богатство в доме его» (Пс.111:3). Ибо его дом – это его сердце, где он, получая хвалу от Бога, живет в большем изобилии с надеждой на вечную жизнь, чем со страхом вечной смерти под лесть людей в домах из мрамора и с роскошными потолками. «И правда его пребывает вовек» (Пс.111:3) – вот его слава и богатство. А порфира, виссон и блистательные пиры [богача] проходят в тот же момент, когда и начинаются; когда же они подойдут к концу, он, жаждая, чтобы хоть капля воды стекла в [его уста] с [чьего-либо] перста, с пылающим языком возопит (Лк.16:19–24).

На пятое место ты поставил вопрос, который я обещал обсудить после всех остальных.

Вопрос 6

Действительно ли Самуил был вызван волшебницей из преисподней? (§1–2)

1. Твой шестой вопрос таков: «Правда ли, что, согласно книге Царств, волшебница вызвала из преисподней самого пророка Самуила?» (1Цар. 28:7–19)

2. Этот же вопрос мне задавал некогда блаженной памяти Симплициан, епископ Медиоланский. Вот что я ему ответил: «Ты также спрашиваешь, неужели нечистый дух, бывший в волшебнице, мог сделать так, что Саул видел Самуила, и тот говорил с ним?» (1Цар 28:7–19) Но куда большего удивления заслуживает то, что сам сатана, князь всех нечистых духов, мог беседовать с Богом и просить дозволения искушать праведнейшего мужа Иова (Иов 1:11) и что он просил предать ему апостолов для искушения (Лк.22:31). И если здесь потому нет никакого сложного вопроса, что вездесущая Истина говорит с каким угодно творением посредством какого угодно творения, и по этой причине вовсе не стоит возвеличивать того, к кому обращается Бог, так как все дело в том, что именно говорится, – ведь и император не говорит со многими невинными, о счастье которых он неусыпно заботится, и говорит со многими виновными, которых повелевает казнить, – итак, если из-за этого не возникает никакого недоумения, то нет никакого вопроса также и в том, как мог нечистый дух говорить с душой святого мужа. Ведь понятно, что Бог, Творец и Освятитель всего, куда больше всякого святого. И если смущает то, что было дозволено злобному духу вызвать душу праведника и как бы извлечь ее из сокровенных обителей умерших, то разве не больше надо удивляться тому, что сатана взял Самого Господа и поставил Его на крыле храма? (Мф.4:5) Каким бы способом ни сделал он этого, точно так же сокрыт и тот способ, каким он сделал так, что Самуил был вызван; если только не скажет вдруг кто-либо, что диаволу куда легче было получить дозволение на то, чтобы взять живого Господа, откуда хотел, и поставить, куда хотел, чем на то, чтобы призвать дух мертвого Самуила из его селений. Так что, если описанное в Евангелии потому не приводит нас в смущение, что Господь без всякого умаления Его власти и Божества захотел и дозволил, чтобы это произошло, подобно тому, как и от иудеев, хотя и порочных, нечистых и делающих дела диавола, Он все же претерпел и взятие, и пленение, и осмеяние, и распятие, и убиение, то не будет нелепым поверить, что по некому домостроительству Божественной воли было дозволено, чтобы не невольно и не под властью или бременем магической силы, но по собственному желанию и из повиновения тайному распоряжению Божию, сокрытому от волшебницы и Саула, согласился дух святого пророка предстать перед взором царя, чтобы высказать тому изволение Божие. Итак, почему должно казаться, что душа доброго человека, когда пришла она, будучи вызвана живыми нечестивцами, лишается своего достоинства, если зачастую и живые добрые люди, будучи призваны, приходят к злым и говорят с ними о том, чего требует обязанность справедливости, по необходимости или с пользой для настоящего момента выводя на свет их пороки, и при этом красота добродетели добрых сохраняется незыблемой?

Возможно, вызван был не дух Самуила, а призрак (§ 3)

3. Хотя для этого случая можно обнаружить более легкий выход и более удобное объяснение, если мы признаем, что на самом деле не дух Самуила был пробужден от своего покоя, но посредством диавольских хитростей был явлен некий призрак и воображаемое привидение, которое Писание из-за того называет именем Самуила, что обычно образы вещей называются именами того, образами чего являются. Так все, что рисуют или ваяют из некоего металлического или деревянного материала или из чего другого, пригодного для такого рода творчества, а также то, что мы видим во сне, и вообще почти все образы обычно называются именами тех вещей, образами которых являются. Ибо кто усомнится назвать нарисованного человека человеком? Ведь когда мы рассматриваем изображения некоторых конкретных людей, мы точно так же тотчас прилагаем к ним собственные имена [этих людей], к примеру, когда, разглядывая картину или фреску, мы говорим: «Это – Цицерон, это – Саллюстий, это – Ахилл, это – Гектор, это – река Симоэнт, это – Рим», тогда как в действительности все это – ни что иное, как нарисованные образы. Поэтому также и изваяния херувимов, являющихся небесными силами, когда они были изготовлены из металла по повелению Божию и помещены над ковчегом завета для обозначения величия этой вещи, назывались не иначе как херувимами (Исх.25:18). Точно так же всякий, кто видит сон, не говорит: «Я видел образ Августина или Симплициана», но скажет: «Я видел Августина или Симплициана», хотя, когда он видел нечто подобное, мы не были [этому] свидетелями, что вполне ясно показывает, что видел он образы людей, а не самих людей. И фараон сказал, что видел во сне колосья и коров (Быт.41:17–28), а не образы колосьев и коров. Итак, если хорошо известно, что образы вещей называются именами тех вещей, образами которых являются, то не удивителен рассказ Писания о том, что видели Самуила, хотя на самом деле, возможно, явился лишь образ Самуила вследствие ухищрений того, кто принимает вид ангела света и слуг своих представляет как слуг правды (2Кор 11:14–15).

Каким образом бесы знают будущее? (§ 4)

4. А если смущает то, каким образом злобным духом Саулу была предсказана истина, то может показаться удивительным и то, как демоны узнали Христа (Мф.8:29), Которого не узнали иудеи. Ибо если угодно Богу, чтобы даже при помощи низших и подземных духов кто-либо познал нечто истинное, пусть даже временное и относящееся к этой смертности, тогда очень легко и вовсе не несообразно [происходит так], что Всемогущий и Праведный уделяет, в соответствии со скрытым распределением Его служений, некий дар предвидения даже и подобным духам, дабы они возвестили людям услышанное от ангелов. [И совершается это] как некая кара для тех, кому подобное предрекается, чтобы они мучились, зная о грозящем им зле прежде, чем оно произойдет. А слышат [злые духи] лишь настолько, насколько повелевает или дозволяет им Господь и Управитель всего. Поэтому также и прорицательный дух в Деяниях Апостолов узнал апостола Павла и намеревался быть провозвестником Евангелия (Деян.16:17). Однако они примешивают [к истине] обман, и нечто истинное, что удалось им узнать, возвещают скорее с целью обмануть, чем с целью научить. Возможно, нечто подобное произошло и здесь, когда этот образ Самуила, предсказывая, что Саул умрет (1Цар.28:19), сказал также, что последний будет с ним [в одном месте], что является очевидной ложью. Ведь мы читаем в Евангелии, что после смерти добрые отделены от злых большим промежутком, и Сам Господь засвидетельствовал, что великая пропасть располагается между гордым богачом, уже претерпевающим ныне адские муки, и тем, кто лежал изъязвленным у его дверей, а теперь унаследовал покой (Лк.16:26). А, может быть, потому сказал Самуил Саулу: «Со мною будешь» (1Цар 28:19), что относится это не к равенству блаженства, а к одинаковому состоянию смерти, ибо оба они были люди, и оба могли умереть, так что уже мертвый возвестил смерть пока что живому. Видит, как я полагаю, твое благочестие, что в соответствии с обоими предложенными способами понимания это чтение имеет толкование, не противоречащее вере; если только посредством более глубокого и замысловатого изыскания, которое превосходит пределы и сил моих, и времени, не обнаружится с очевидностью, может или не может человеческая душа, после того как удалилась из этой жизни, будучи вызвана магическими заклинаниями, являться взорам живых, нося очертания [своего бывшего] тела, так что может быть не только увидена, но и узнана, – и если может, то правда ли, что душа праведного не принуждается магическими обрядами, но удостаивает своего явления, повинуясь более сокровенным велениям высшего закона, – итак, если будет выяснено, что подобное невозможно, то не оба смысла будут упущены в рассмотрении и разъяснении этого места Писания, но, исключив первый, нужно будет думать, что диавольской хитростью было создано воображаемое подобие Самуила. Но поскольку, может ли случиться вышеупомянутое или не может, обман сатаны и хитрое производство подражательных образов многообразно заботятся о том, чтобы ввести в заблуждение человеческие чувства, то мы с осторожностью, не осуждая более тщательных исследований, пока не дано нам придумать и изложить нечто лучшее, сочтем более вероятным, что нечто подобное (а именно явление всего лишь призрака) было сделано посредством злобного служения этой волшебницы».

Свидетельство из книги Иисуса, сына Сирахова (§5)

5. Вот что я написал тогда о волшебнице и Самуиле. Но я не зря сказал, что мы в этом случае с осторожностью должны считать, что призрак, похожий на Самуила, появился с помощью злобного служения волшебницы, чтобы не преградить себе путь к более тщательному исследованию. В самом деле, это подтвердило мое последующее исследование, когда я нашел, что в книге, где по порядку прославляются Праотцы, говорится, что Самуил был прославлен за то, что пророчествовал уже после своей смерти (Сир.46:23).

Вопрос 7

Как Сарра избежала бесчестия со стороны Авимелеха и фараона? (§1–4)

1. Твой седьмой вопрос таков: «Как нужно убеждать тех, кто утверждает, что Сарра не избежала бесчестия, когда они говорят, что Авимелех был во сне удержан от сочетания с ней (Быт.20:3–4), а фараон допущен до совокупления с ней?» (Быт.12:15–19)

2. Я не знаю, как они могут говорить, что фараон был допущен до связи с Саррой, когда Писание не дает оснований так считать. Ибо он «взял было ее в жену» (Быт.12:19) и Авраам благодаря ей тотчас же был одарен различными подарками египтян, но там не написано, что фараон спал и совокуплялся с ней, так как Бог, поразив его множеством великих бедствий, не позволил фараону сделать это. В самом деле, женщины, приглянувшиеся царям для брака, не сразу совокупляются с ними плотски. Но, как мы читаем в книге, которая называется Есфирь, в течение нескольких месяцев, даже в течение целого года тела девушек умащивались маслами, притираниями и благовониями, прежде чем они соединялись с телом царя (Есф.2:12). В этот промежуток времени фараона как раз поразили те [бедствия], о которых сказано в Писании, пока он, сокрушенный и устрашенный, не вернул жену ее мужу. Авимелеху же во сне было запрещено соединяться с Саррой, поэтому те, кто настаивают, что Сарра [и здесь] не избежала бесчестия, полагают, что царь, когда видел сон, мог спать уже после совокупления с ней. Но если даже оставить без внимания время, в течение которого, как я сказал выше, тела женщин приготовлялись для царского наслаждения, разве не мог Бог до того, как они сочетались, погрузить Авимелеха в сон и предупредить его в сонном видении?

3. Я расскажу, что произошло в Мавритании Ситифской, ведь Бог святых Праотцев является также и нашим Богом. Некий оглашенный юноша по имени Кельтиций похитил вдову, намеревавшуюся жить в воздержании, чтобы та стала его женой. Но прежде, чем они совокупились, он был охвачен сном и, испугавшись видения, бывшего ему во сне, вернул женщину нетронутой Ситифскому епископу, который весьма усердно ее разыскивал. Те, о ком я рассказываю, живы до сих пор. Юноша принял крещение и, под влиянием этого чуда обратившись к Господу, достойно и честно достиг епископского сана. Женщина же продолжает пребывать в святом вдовстве.

4. Вот мои аргументы против манихея Фавста, когда он клеветал на праотца Авраама, утверждая что тот продал свою жену для сожительства двум царям: «Когда Фавст обвиняет праведного и верного мужа в том, что он стал позорнейшим продавцом своего брака и из-за жадности и чревоугодия два раза солгал царям Авимелеху и фараону, назвав свою супругу Сарру сестрой, так как она была очень красива, и продав ее [им] для сожительства, – он не правдивыми устами разделяет честь от позора, но хульными устами все обращает в обвинение. Ведь содеянное Авраамом может показаться подобным сводничеству только тем, кто не способен в свете вечного закона отличать праведные дела от грехов; ведь они могут и постоянство принимать за упрямство, и в добродетели верности видеть порок дерзости, и многие другие подобные обвинения теми, кто неспособен судить верно, предъявляются тем, кто якобы поступает неправедно. Ибо и Авраам не согласился на бесчестие жены и не продал ее для прелюбодеяния. Ведь подобно тому, как она отдала свою служанку не для похоти мужа, но из-за необходимости продолжения рода добровольно ввела [в дом], никоим образом не нарушая естественный порядок вещей, поскольку она была вправе скорее требовать от мужа повиновения, чем уступать его похоти, так и Авраам свою целомудренную, от чистого сердца привязанную к нему супругу, нисколько не сомневаясь в ее душе, исполненной добродетели целомудрия, не назвал своей женой, но назвал своей сестрой, чтобы в случае, если он будет убит, она не оказалась плененной нечестивыми иноплеменниками. При этом он был уверен, что его Бог не допустит, чтобы с ней случилось что-либо позорное или дурное. И его вера и надежда не обманули его. Ибо когда фараон, испугавшийся чудесных знамений и пораженный за Сарру многочисленными бедствиями, узнал через откровение свыше, что она жена Авраама, то невредимой вернул ее с честью. И Авимелех, также предупрежденный и наученный сновидением, поступил подобным образом».

Вопрос 8

Был ли Дух Божий, носившийся над водой, Святым Духом? (§1–3)

1. Напоследок ты просишь рассказать о Духе Божием, носившемся над водой (Быт.1:2). «Ибо некоторые, – говоришь ты, – утверждают, что это был Святой Дух, другие же видят в нем мировую душу, говоря, что бытописатель не мог поставить Творца в один ряд с тварью и ограничивать каким-либо местом Того, Кто всюду целостно пребывает со Отцом и Сыном».

2. Все мои мысли по этому поводу для настоящего сочинения я взял из первой книги моих толкований на книгу Бытия (всего их двенадцать), которые я старался писать не аллегорически, но в соответствии с верой в реальные события: «Богу присуща высшая благость и святая и праведная любовь к Своим творениям, проистекающая не из-за того, что Он в них нуждается, а из-за Его благоволения к ним. Поэтому, прежде чем было написано: «И сказал Бог: да будет свет» (Быт. 1:3), Писание говорит: «И Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Ведь [бытописатель] хотел понятием «вода» обозначить всю телесную материю, чтобы таким образом показать, из чего было создано и образовано все, что мы теперь можем различать – каждое в своем роде. Он назвал [эту материю] водой, потому что на земле, как это мы видим, все в своих различных видах образуется из влажной природы. Или же он [назвал водой] некоторую духовную жизнь, как бы текучую до обретения своей формы. Так или иначе, «Дух Божий носился», поскольку от благой воли Творца зависело все, что должно было обрести форму и совершенство. Так что когда Бог сказал Своим Словом: «Да будет свет», сотворенное согласно степени своего рода пребывало в благой воле, то есть в благоволении. Потому, конечно, оно было угодно Богу, как говорит Писание: «И стал свет, и увидел Бог свет, что он хорош» (Быт.1:3–4) Таким образом, подобно тому, как в самом начале только что созданного творения, которое было упомянуто под именем неба и земли по причине того, что должно было из него совершиться, указывается творящая Троица (ибо когда Писание говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), под словом «Бог» мы понимаем Отца, под словом «Начало» – Сына, Который есть Начало не для Отца, но для созданной через Него первичным и главным образом духовной твари, а затем и всякой твари вообще; и [наконец] в словах Писания: «Дух Божий носился над водой», мы видим упоминание всей полноты Троицы), точно так же и в последующем развитии и совершенствовании творения при появлении отдельных видов вещей дается указание на Ту же Троицу, а именно – на «Слово Божие» и «Родителя» Слова, когда говорится: «Сказал Бог», и на «Святую Благость», в Которой Богу было угодно все, что угодно Ему как совершенное по мере своей природы, когда говорится: «Увидел Бог, что это хорошо».

3. Но почему сначала упоминается еще несовершенное творение, а потом говорится о Святом Духе, когда Писание сначала говорит: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною», а затем присовокупляет: «И Дух Божий носился над водою?» (Быт.1, 2). Не потому ли, что скудная и недостаточная любовь так любит, что подчиняется тем вещам, которые любит; по этой причине, когда упоминается Дух Божий, Который понимается как «Святое Благоволение и Любовь Божия» к ним, добавляется, что Он «носился над» [ними], чтобы никто не подумал, что Бог любит Свои будущие творения скорее по необходимой нужде [в них], чем по изобилию Своего благодеяния [к ним]? Помня об этом, апостол говорит о любви, что она «покажет вам путь превосходнейший» (1Кор 12:31), и в другом месте говорит о «превосходящей разумение любви Христовой» (Еф.3:19). Следовательно, когда нужно было внушить такую мысль о Духе Божием, которую и передают слова: «Носился над», то целесообразнее было указать сначала нечто только что созданное, над чем, как сказано, Он «носился» – носился, конечно, не [перемещаясь] в пространстве, но Своим превосходящим и превышающим все могуществом».

Вопрос 5, который обсуждается в последнюю очередь

Как Давид мог быть избран Господом по сердцу Его? (§1–2)

1. Теперь ненадолго обрати свое внимание на отложенное мной для объяснения. Итак, ты спрашиваешь: «Почему Бог, несомненно знающий будущее, сказал: «Я избрал Давида по сердцу Моему» (Пс.88:21, 1Цар.13:14, 3Цар 8:16), когда этот человек совершил столь много грехов?»

2. Но что если мы будем понимать сказанное о том самом Давиде, который стал царем Израильским после того, как был отвергнут и убит Саул, скорее так, что Бог, знающий будущее, предвидел в Давиде столь великое благочестие и столь истинное покаяние, что тот оказался в числе тех, о которых сам сказал: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Пс.31:1–2). Итак, если Бог знал заранее, что Давид согрешит, но изгладит свои грехи благочестивым смирением и искренним покаянием, то почему бы Ему не сказать: «Я нашел Давида по сердцу Моему»? Ведь Он не вменит ему греха, поскольку он сотворит столь много благих дел, и будет жить в столь великом благочестии, и этим самым благочестием принесет в жертву за свои грехи сокрушенное сердце? По всем этим причинам весьма верно сказано: «Нашел Давида по сердцу Моему». Ибо, хотя он не был по сердцу Богу из-за своих грехов, однако был Ему по сердцу потому, что принес в удовлетворение за свои грехи соответствующее покаяние. Таким образом, в нем не было по сердцу Богу только то, что ему Бог не вменил (т. е. грехи). Таким образом, поскольку эти грехи были устранены или, вернее сказать, не вменены, что другое остается, как то, что весьма верно сказано: «Нашел Я Давида по сердцу Моему»?

Почему Христа называли Давидом? (§3)

3. Если же мы хотим понять это выражение как пророчество о Христе, то нет никакого затруднения в [ответе] на этот вопрос, разве что мы можем спросить, как может Христос в собственном смысле называться этим именем. Но мы ответим: потому что Христос воспринял плоть из семени Давидова. И мы подкрепим примерами наш ответ об имени Христа. Действительно, мы видим, что пророк Иезекииль ясно и прямо называет Иисуса Христа Давидом там, где говорится от лица Бога Отца: «И поставлю над Моим стадом одного Пастыря, Который будет пасти их, Раба Моего Давида; Он будет пасти их и Он будет у них Пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и Раб Мой Давид будет Князем среди них. Я, Господь, сказал это» (Иез.34:23–24). И в другом месте [у него же]: «И один Царь будет Царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства. И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом. А Раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их» (Иез.37:22–24). Также и пророк Осия, предрекая иудеям время, в которое они сейчас живут, и то, что они впоследствии уверуют в Христа, пророчествует о Том же Христе под именем Давида: «Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без священства и без знамений» (Ос.3:4). Полагаю, никто не усомнится в том, что с иудеями в нынешнее время так и произошло. Но то, что сказал апостол Павел, обращаясь к язычникам: «Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы» (Рим.11:30–31) – это самое было предсказано намного раньше тем же пророком Осией, который прибавляет [к вышесказанному]: «После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни» (Ос.3:5). Вот и здесь под именем Давида изречено пророчество о Христе, поскольку когда это пророчество было изречено, Давид, царь Израильский, уже прежде почил, а Господу Иисусу предстояло в будущем воплотиться из его семени, поэтому Он пророчески и назывался Давидом. Однако кажется, что апостол Павел привел такое свидетельство в Деяниях Апостолов, которое невозможно соотнести ни с кем другим, кроме царя Давида, преемника Саула. Ибо он среди прочего говорит: «Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок. Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (Деян.13:21–22). Но поскольку далее он прибавил: «Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса» (Деян.13:23), то вышесказанным он дал понять, что это свидетельство лучше понимать как относящееся скорее к Господу Иисусу, Который действительно исполнил «все хотения» Бога Отца, чем к царю Давиду. Ведь хотя согласно приведенному выше рассуждению можно сказать, что, поскольку благодаря благочестивому покаянию, ему были отпущены и не вменены грехи, он вполне заслуженно был «найден по сердцу Господу», однако как он мог исполнить «все хотения» Господа? И хотя он весьма превосходно восхваляется, когда в Писании рассказывается о его временах и деяниях, тем не менее известно, что он не разрушил «высоты», на которых приносил жертвы народ Божий вопреки заповеди Божией, ибо Бог повелел приносить Себе жертвы только в скинии свидетельства (хотя на тех же самых высотах приносились жертвы Тому же Богу), а разрушил эти высоты впоследствии царь Езекия, происшедший от семени того же Давида, чем заслужил себе великую похвалу (4Цар.18:1–8).

3аключение

Итак, я, как смог, ответил на твои вопросы. Однако если ты нашел или сможешь найти относительно обсуждаемых нами вопросов что-либо лучшее, то мы будем тебе очень благодарны, если ты сообщишь нам об этом. Ведь я, как уже сказал выше, больше люблю учиться, нежели учить.

* * *

2

Т.е. 30 марта.


Источник: Трактаты о различных вопросах : богословие, экзегетика, этика / Блаженный Августин. - М. : Империум Пресс [и др.], 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 347 с. / О различных вопросах к Симплициану. 203-291 с. ISBN 5-9622-0006-3

Комментарии для сайта Cackle