священник Николай Рудинский

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Толкование апостольских посланий святителем Феофаном Затворником

Издание второе, дополненное и переработанное

Содержание

От издателей

Введение

Жизнь Савла Тарсянина до обращения его ко Христу

Обращение Савла 34 год (Деян. 9:1–19:22, 4:11–26, 12:19).Первая проповедь его о Христе в Дамаске, Иерусалиме и Антиохии (Деян. 9:20–31:11, 25:30)

Апостольские труды святого Апостола Павла в Антиохии 41–42 годы (Деян. 11:19–30)

Первое благовестническое путешествие святого Апостола Павла с Варнавой и Иоанном-Марком 45–46 годы (Деян.13, 14) Собор святых апостолов в Иерусалиме 51 год (Деян. 15:1–34) Второе благовестническое путешествие святого Апостола Павла с Силой и Тимофеем 52–55 годы (Деян. 15:36–18:22) Первое послание святого Апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам) Второе послание святого Апостола к Солунянам (Фессалоникийцам) Третье благовестническое путешествие святого Апостола Павла 55–60 годы (Деян. 18:23–21:16) Послание святого Апостола Павла к Галатам Первое послание святого Апостола Павла к Коринфянам Второе послание святого Апостола Павла к Коринфянам Послание святого Апостола Павла к Римлянам Первые узы святого Апостола Павла в Иерусалиме, Кесарии, Риме и его послания из уз Послание святого Апостола Павла к Ефесянам Послание святого Апостола Павла к Филимону Послание святого Апостола Павла к Колоссянам Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам Послание святого Апостола Павла к Евреям Четвертое благовестническое путешествие святого Апостола Павла. Вторые узы и мученическая смерть в Риме. Пастырские послания 65–68 годы Послание святого Апостола Павла к Титу Первое Послание святого Апостола Павла к Тимофею Второе Послание святого Апостола Павла к Тимофею Приложение Развернутое содержание толкования апостольских посланий Предметный указатель к творениям святого Апостола Павла  

 
От издателей

Перед вами книга, повествующая, по словам святителя Феофана Затворника, «о высоте христианского откровения, или Евангельской истины, с изложением и того, как она водворяется на земле». В ней последовательно, по трудам святого Апостола Павла, обозревается все домостроительство Божье по спасению падшего человечества.

Собранные воедино и выстроенные в хронологическом порядке, житие святого Апостола, его послания, толкования их, исторический комментарий о жизни, нравах и обычаях тех мест, которые посещал Апостол, проповедуя Евангелие, разъяснение поводов к написанию посланий и обстоятельств, сопутствующих этому, позволяют читателю во всей полноте воспринять путь становления Церкви Христовой на земле, и соотнести его с сегодняшним днем.

Книга, составленная священником Н. Рудинским, по сути, сжатое изложение трудов святителя Феофана Затворника по истолкованию апостольских посланий. Развернутое содержание толкования каждого послания и тематический указатель, позволяют читателю быстро найти разъяснение интересующих его мест из Апостола.

Сам святитель Феофан называл свои толкования беседовательными. Он выстраивал их, как пространную беседу с читателем, и не только. Стих за стихом следовал за Апостолом, но ясными и точными формулировками разделял текст на части, разделы, главы. Толкование во многом строится на выписках из творений святых отцов. Необходимость этого святитель Феофан объяснял так: « Что выписок много, так это затем, что по закону у нас в православии то и твердо, что стоит на святых отцах».

Показывая богодухновенность апостольских посланий, святитель подчеркивал в благовестии святого Павла, сугубое действие благодати Божьей, к примеру, так: « Апостол взят был Духом в созерцание силы, славы, светлости и чудных действий Евангельской истины, и начал излагать свои созерцания текучею и воодушевительной речью, пока не излил всего, что Дух давал ему провещевать в это время».

Говоря о своих трудах по истолкованию Священного Писания, святитель Феофан сообщал духовному чаду: «Что так написалось, это милость Божья. Кто со вниманием прочитает, у того соберется много мыслей, обнимающих с разных сторон настоящую христианскую жизнь, и подкрепляющих на нее Благодарение Господу, что дал так написать».

Настоящее издание подготовлено по книге «Жизнь и труды святого Апостола Павла». Последовательный комментарий апостольских посланий, составленный по трудам епископа Феофана Затворника (составитель священник Н. Рудинский, СПб, 1912). Текст значительно дополнен и частично переработан, в соответствии с изданием «Святитель Феофан Затворник».

Толкование посланий Апостола Павла в 8 т. М. Изд-во Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря, 1890–1895.

Издание дополнено указателем, составленным отцами Псково-Печерского монастыря, в котором приведены ежедневные чтения на литургии посланий Апостола Павла в течение года. Пользуясь этим указателем, можно легко найти в книге и текст послания, и его толкование. По замыслу составителей, это даст возможность православным христианам, вместе с Церковью, ежедневно назидаться глубиной мудрости Апостола Павла, которая, благодаря толкованиям святителя Феофана Затворника, раскрывается во всей полноте и становится доступна всем.

В приложении даны карты благовестнических путешествий святого Апостола.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, а также может быть рекомендована учащимся семинарий и духовных школ, при изучении курса по толкованию Священного Писания Нового Завета.

С горячей любовью посвящается православному русскому народу.

Священник Н. Рудинский.

Введение

Поистине неизмеримы те услуги, которые оказаны были христианству святым Апостолом Павлом. Этот в высшей степени, самоотверженный деятель, не без основания указывал на то, что потрудился более других Апостолов (1Кор. 15:10). И то уже великое дело его, что он «от Иерусалима до Иллирии, от Иллирии до Рима, и быть может, даже до Испании, проповедовал Евангелие, которое вдохнуло новую жизнь в одряхлевший и растленный мир. Но еще неизмеримо большим благом для духовной жизни человечества, были его знаменитые послания, представляющие собой не только самые ранние проявления христианской литературы, но и богатейшие сокровища поэзии и красноречия, нравоучительной мудрости и духовного утешения. Именно его уму, воспламеняемому любовью и озаряемому Духом Святым, мы обязаны первым систематическим изложением, во взаимной связи и причинном сочетании, великих истин той тайны бытия», которая, будучи сокрыта от вечности, открылась в Евангелии Иисуса Христа. Что Он – есть Судия живых и мертвых (в Послании к Солунянам [Фессалоникийцам]). Что Он – невидимый Глава и Правитель Церкви (в Послании к Коринфянам). Что Он – виновник всякой духовной свободы от рабства обряду, и Искупитель мира от ига греха и смерти (в Посланиях к Римлянам и Галатам). Что Он – Спаситель, воскрешающий из мертвых, Жизнь всякой жизни, Источник всякой радости и мира (в Послании к Филиппийцам). Что Он есть полнота Божественных совершенств. Что Он есть единый Владыка, единый Посредник, единый Спаситель, Глава тела, которое есть Церковь, и Источник ее жизни во всяком члене (в Посланиях к Ефесянам, Колоссянам и Евреям).

«Его, именно, безбоязненной решимости, его ясному взгляду, его нравственной возвышенности, мы обязаны освобождением христианской религии от невыносимого ига подзаконности, отделением живого тела христианства от трупа отмененного левитства (Гал. 4:9; Рим. 8:3; Евр. 7:18). Он был избранным орудием Божьим, для всеобщего распространения христианства. Как Апостол народов, он был, по преимуществу, Апостолом духовной свободы, просвещения, разума. Но кроме этого, он был еще тем Апостолом, который яснее всех показал, для религиозной совести человечества, значение веры. И во все времена, в бесчисленных христианах, возбуждал чувство их собственной беспомощности, убедительно и неотразимо указывая, вместе с тем, на величие и всеобщность того искупления, которое совершил Спаситель Христос. И поэтому, когда вера Христова наиболее помрачалась в сердцах людей, когда ее чистейшее пламя подвергалось крайней опасности погашения, под мертвым ли пеплом чувственности, или от леденящих веяний скептицизма, религиозная жизнь большей частью оживала вновь именно под влиянием его посланий, и именно в его учении. Душа всякого христианина может находить путь к высшей ступени святой христианской свободы – в единении со Христом», как писал Ф. В. Фаррар.

«Послания святого Апостола Павла, нас духовно питают. Это неисчерпаемая сокровищница истин веры и христианской жизни. Святой Павел дает наставления всем рабам и господам, начальникам и подчиненным, мужьям и женам, родителям и детям, супружеству и безбрачию, мудрости и невежеству» (Г. Богослов). «Послания его содержат в себе блага Царствия Небесного» (Златоуст).

Жизнь и благовестнические труды святого Апостола Павла, можно сказать, неотделимы от его посланий. Он сам жил и трудился так, как учил в посланиях. Он сам жил по учению своих посланий. Для назидания других, он часто ссылается в своих посланиях на свой пример жизни, часто пишет христианам: «Подражайте мне, как я подражаю Христу! » (1Кор 4:16; Флп. 3:17). Живой же образец жизни христианской более привлекает к следованию ему, чем одно голое учение. С другой стороны, и самое содержание его посланий, поставленное в тесную связь с его собственной жизнью, и с обстоятельствами написания их, уясняется и запоминается гораздо лучше, нагляднее, чем оторванное от них. Вот почему мы и решились послания святого Апостола Павла изложить и протолковать здесь, в связи с самой жизнью Апостола.

В Деяниях апостольских изложены три благовестнические путешествия Апостола Павла, для проповеди Евангелия о Христе в Малой Азии, Македонии, Греции и Риме. А из Рима он свершил, можно предполагать, и четвертое путешествие с той же целью. Во время этих путешествий, он в течение 20-ти лет возвещал Христа Распятого простодушным язычникам Ликаонии, ветреным фанатикам Галатии, мечтательным мистикам Фригии, мужественным колонистам Македонии, поверхностным дилетантам Афин, чувственным и самодовольным промышленникам Коринфа, полуварварским жителям Далматии, пользующимся худой славою островитянам Крита, рабам, воинам и необъятной массе населения Рима. Везде основывал и организовывал Церкви, и поставлял блюстителей-епископов, пресвитеров и вообще, клир. Сам же, как Апостол, руководил их, то устным словом и примером своей жизни, то посланиями, в которых изложил учение Христово о вере, спасении и нравственной жизни, и решал их недоуменные вопросы.

Для толкования посланий, главным пособием были «Толкования посланий святого Апостола Павла» епископа Феофана Затворника.

Для исторической части пособием служил труд Ф. В. Фаррара «Жизнь и труды святого Апостола Павла» (С-Петербург, 1887 г.).

Жизнь Савла Тарсянина до обращения его ко Христу

«В Промышлении Божьем нередко случалось, что разрушитель известной системы, воспитывался в самом лоне той системы, которую он предназначен был потрясти или разрушить. Так было и с Апостолом Павлом. Победоносный враг языческой философии и языческого идолопоклонства провел свое детство в языческой среде философского города. Непримиримый противник иудейской исключительности по своему происхождению был еврей из евреев. Человек, нанесший смертельную рану духу фарисейства, был фарисей, сын фарисея, с самой юности своей был воспитан в Иерусалиме у ног Гамалиила (см. Деян. 22:3, 24:4). До совершенства изучил закон отцов, и жил по строжайшему, в иудейском вероисповедании, учению (Деян. 26:5). Как его деятельность во многих отношениях отличалась от деятельности других Апостолов, так и его воспитание было совершенно не похоже на их воспитание. Их ранние годы проведены были в селениях Геннисарета, его детство прошло в людном иудейском квартале языческого города. Они были неучены и невежественны, незнакомы с систематической ученостью, неопытны в методах, которые, главным образом, и шли среди иудеев за богословскую ученость. Он же в качестве ученика мудрецов, сидел у ног знаменитейших из раввинов, и избран был инквизиционным агентом Синедриона потому именно, что всех своих современников превосходил пылкой ревностью о преданиях отцов (ср. Гал. 1:14)». (Фаррар. Указ. соч. С. 3–4).

Святой Апостол Павел до своего обращения ко Христу, и некоторое время после своего обращения, назывался Саулом или Савлом. Это было еврейское имя, полученное им от родителей-евреев. Хотя он был еврей от евреев, но родился в языческом городе Тарсе Киликийском. О его родителях ничего неизвестно, кроме того только, что отец его происходил из колена Вениаминова (см. Флп. 3:5) и был фарисей (см. Деян. 23:6). Что он, неизвестно как и за что, приобрел римское гражданство и передал его Савлу (см. Деян. 23:28), и что он жил в Тарсе Киликийском. «Я Иуденянин, тарсянин, гражданин небезызвестного киликийского города», – говорит о себе святой Апостол Павел (Деян. 23:39).

Тарс был главным киликийским городом, населен греками, славился богатством, учеными школами наравне с Афинами, и низкой нравственностью. В юные свои годы Савл научился здесь и говорить, и писать по-гречески, хотя мыслил и рассуждал чисто по-еврейски. Но мудрость языческая и особенно нравы, возбуждали отвращение в его чистой душе, которая находила себе усладу в законе Господнем и священной литературе своего народа, мечтами о судьбе которого, была всегда полна его душа (см. Рим. 9:1). С юных лет по обычаю евреев, он начал изучать Библию и ее толкования. В Тарсе же он научился делать палатки для путешественников и войска (см. Деян. 18:3). Между 10-ю и 15-ю годами, он свезен был родителями в Иерусалим, где тщательно наставлен был в отеческом законе, при ногах Гамалиила (Деян. 22:3), известного в то время ученого раввина, и стал ревнителем по Боге, и неумеренным ревнителем отеческих преданий (Гал. 1:14). Ревность эта состояла в том, чтобы строго соблюдать букву закона, согласно отеческому преданию, преследовать и гнать нарушителей его.

В то время, когда Христово Евангелие, проповедуемое Апостолами, быстро распространялось, и умножались ученики, верующие во Христа, и когда для служения при столах, в качестве попечителей бедных, избраны были семь диаконов, в том числе и Стефан, Савл был еще юношей (Деян. 6:1–5). Но при спорах о вере Христовой иудеев со Стефаном, между некоторыми из Киликии (Деян. 6:9), вероятно разумеется, был и Савл, ибо он был и при побиении камнями святого Первомученика (см. Деян. 7:58). Обличительная речь Стефана, сказанная им пред смертью народу иудейскому о том, что они гнали и убивали пророков, и не сохранили закона Божия, сильно их раздражила. Слушая сие, они рвались сердцами своими, и скрежетали на него зубами (Деян. 7:54). «Я многих святых заключал в темницы, и когда убивали их, я подавал на то голос свой по всем синагогам. Я многократно мучил их и принуждал их хулить Иисуса, и в чрезмерной против них ярости преследовал даже и в чужих городах» (Деян. 26:10–11). Так говорит о себе сам святой Апостол Павел.

Обращение Савла 34 год (Деян. 9:1–19:22, 4:11–26, 12:19).Первая проповедь его о Христе в Дамаске, Иерусалиме и Антиохии (Деян. 9:20–31:11, 25:30)

В те дни(после убиения Стефана) произошло великое гонение на Церковь в Иерусалиме, и все (христиане), кроме святых Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи, Самарии (Деян. 8:1). Савл же, дыша угрозами и убийством на учеников Господа (Деян. 9:1), и не находя, должно быть, жертв в Иерусалиме, выпросил у первосвященников письма в Дамаск, многолюдный город, к начальникам синагог, чтобы они содействовали ему здесь в преследовании христиан. С этими письмами, и с подобными себе ревнителями отеческих преданий, Савл отправился к Дамаску. Но здесь под стенами его, около полудня, осиял их внезапно с неба ослепительный свет, превосходящий солнечное сияние. Все упали на землю. Спутники Савла скоро поднялись на ноги, а сам Савл, ослепленный светом небесным, лежал на земле. Потом все они услышали голос с неба. Спутники Савла слышали только звук голоса, а Савл услышал и слова его: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна (Деян. 26:14). Савл спросил: « Кто Ты, Господи? Господь ответил: Я – Иисус, Которого ты гонишь. Савл в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать? Господь сказал ему: встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян. 9:5–6). Савл встал, и спутники слепым повели его за руки в Дамаск. Здесь он три дня был слеп, не ел и не пил, а молился, и «видел в видении мужа, именем Анания, пришедшего к нему, и возложившего на него руку, чтоб он прозрел» (Деян. 9:12). Между тем, Господь в видении повелел Анании, ученику Христову, жившему в Дамаске, найти Савла, исцелить его от слепоты и крестить. При этом Господь сказал Анании о Савле, что «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями, и сынами Израилевыми» (Деян. 9:15). Анания нашел Савла, и возложив на него руки, сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас, как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел» (Деян. 9:17–18). Тогда Анания сказал ему: « Бог отцов наших предизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника (Иисуса Христа), и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи свои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:14–16). И Савл встал и крестился (Деян. 9:18).

После крещения Савл был принят в общество учеников Христовых, и тотчас стал проповедовать в синагогах (иудейских) об Иисусе, что Он есть Сын Божий, доказывая иудеям, что Он есть Христос, ожидаемый Мессия (Деян. 9:20–22). Долго ли Савл пробыл в Дамаске, неизвестно. Сам святой Павел в Послании к Галатам (1:16–17) пишет, что он после призвания не стал советоваться с плотью и кровью – с людьми, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим Апостолам, чтобы научиться от них учению Христову, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. И в этом прошло три года. Вероятно, он готовился вдали от людей к тому апостольскому служению, к которому был предназначен и призван Господом, в духовной беседе с Господом Иисусом Христом. Он сам говорит в Послании к Галатам, что он принял Евангелие, которое благовествует людям, не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа (Гал. 1:12). Поэтому, по возвращении в Дамаск из Аравии, он укрепился более и приводил в замешательство иудеев, доказывая, что Сей (Иисус Распятый) есть Христос (Деян. 9:22).

Проповедь святого Павла в Дамаске сильно ожесточила иудеев, и они сговорились убить его. Для этого подговорили и областного правителя царя Ареты (см. 2Кор. 11:32). День и ночь стерегли его у ворот дома, в котором он жил, чтобы схватить и убить. Но ученики Савла ночью взяв его, спустили по стене за город в корзине (см. Деян. 9:25), так как дом, в котором жил Савл, находился у городской стены. Из Дамаска затем Савл отправился в Иерусалим, главным образом, чтобы повидаться с Апостолом Петром (см. Гал. 1:18), как первым из Апостолов Христовых, не за тем, чтобы у него научиться Евангелию, потому что и сам имел того же преподавателя Евангелия, но чтобы воздать честь первому Апостолу (блаж. Иероним). В Иерусалиме Савл старался пристать к ученикам Христовым, но все боялись его, не веря, что он ученик (Деян. 9:26). Варнава, вероятно, слышавший об его обращении в Дамаске, привел его к Апостолам и рассказал им, как на пути в Дамаск Савл видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он смело проповедовал в Дамаске во имя Иисуса (Деян. 9:27). Савл нашел в Иерусалиме только двух Апостолов – Иакова, брата Господня, и Петра, у которого он пробыл дней 15 (см. Гал. 1:18–19). Живя в Иерусалиме в дружбе и любви с Апостолом Петром, Савл, пылая ревностью к Иисусу Христу, смело проповедовал во имя Господа Иисуса и состязался с эллинистами (евреями рассеяния, усвоившими греческий, эллинский, язык), но своими доказательствами, что Иисус есть Христос, Сын Божий, так ожесточил их, что они покушались убить его (Деян. 9:29). Тяжелое состояние души своей, Савл изливает Господу в молитве. И вот однажды, когда он молясь в храме, пришел в исступление (экстаз, восхищение духа), Господь явился ему и сказал: «поспеши, и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне» (Деян. 22:17–18). Но Савлу казалось невероятным, чтобы могли противостоять его свидетельству. Ему казалось, что узнав его умственную силу, и сопоставив его теперешнюю преданность христианству с его прежним гонительством на него, иудеи не могли не слушать такого учителя, как он. Он старался также загладить, сколько от него зависело, те бедствия и ужасы, которые им свершены были в прошлом. Но как ни глубоки были его желания в этом отношении, как ни пылки были его надежды, Божественный голос кратко и повелительно сказал ему: «Иди, Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22:17–21). Он покорился воле Божьей, и братья-христиане, узнав о заговоре против него иудеев, проводили его для безопасности в прибрежный город Кесарию Стратонову, откуда он отправился в свой родной город Тарс (см. Деян. 9:30). Сам Апостол Павел говорит, что он из Кесарии отошел в страны Сирии и Киликии (см. Гал. 1:21), и здесь проповедовал Евангелие о Христе, и основывал Церкви, которые во второе свое путешествие утвердил (Деян. 15:41).

Апостольские труды святого Апостола Павла в Антиохии 41–42 годы (Деян. 11:19–30)

Пока Савл был, и проповедовал слово Божие в Киликии и Тарсе, началось религиозное возбуждение в Антиохии Сирийской, которое возвысило этот город до высоты, чуть не равной самому Иерусалиму, в ранней истории христианства. В жизни и деятельности Апостола языков, Антиохия имела особенно важное значение. Здесь положено начало проповеди евангельской между язычниками-эллинами, и из них образовалась первая Церковь верующих, свободных от обрядового закона иудеев, общество которых получило (от кого бы это ни произошло) новое название – христиан (Деян. 9:26).

Город Антиохия, с его полумиллионным населением, считался царицей Востока, третьей митрополией мира, был резиденцией императорского легата Сирии. Это была греческая столица, обогащенная и увеличенная римскою щедростью. Антиохия лежит в пункте соединения гор, между хребтами Ливана и Тавра, орошается историческою рекою Оронтом. Большинство обитателей ее, были язычники – сирийцы, греки, римляне, немало было и иудеев, конечно, занимающихся торговлей. Но в религиозно-нравственном отношении это был город почти безбожный, в высшей степени безнравственный, небывалое сборище паяцев, шарлатанов, магов, чародеев, кудесников и жрецов-обманщиков. Город скачек, игр, плясок, процессий, праздников, вакханалий, необузданной роскоши, всех излишеств Востока, безобразнейших суеверий, фантастических оргий (Фаррар. Указ. соч. С. 197–200). Первыми вестниками Евангелия здесь были христиане из иудеев, рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана. Но они никому не проповедовали слова, кроме иудеев.

Сюда же пришли и другие христиане – кипряне и киринейцы, вероятно эллинисты, которые говорили эллинам (язычникам), «благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Деян. 9:19–21). Когда дошла весть до Иерусалима, что язычники-эллины обращаются к Господу Иисусу, Апостолы послали в Антиохию проповедником Евангелия, более опытного и сильного в слове и в деле, Варнаву, одного из 70-ти Апостолов. Вследствие проповеди Варнавы, число верующих начало сильно умножаться, так что Варнава нашел нужным пригласить к себе в помощники Савла из Тарса в Антиохию, и оба они целый год собирались в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами (Деян. 9:26).

Варнава и Савл проповедовали Евангелие иудеям, что Иисус есть Христос, Сын Божий, что Он был распят за грехи людей и воскрес. Эту же проповедь слышали и язычники, веровали, крестились и принимали благодать Святого Духа. Под ее влиянием верующие из иудеев и язычников слились, как бы в одно тело Церкви на равных правах веры и благодати, и стали называться одним именем христиан – учениками Христа. Но, вероятно, были ревнители иудеи, которые роптали на такую равноправность с ними язычников. Этот вопрос еще не был решен Апостолами, а потому затруднял и самих проповедников. Началом же к решению его, послужило такое обстоятельство. В Антиохию пришли пророки, вероятно, из Иерусалима, и один из них, по имени Агав, провозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод. Тогда христиане антиохийские из иудеев и язычников, положили каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к иерусалимским пресвитерам чрез Варнаву и Савла (Деян. 9:28–30). Собранное пособие могло бы быть, конечно, отправлено и с кем-нибудь другим, тем более, что Варнава и Савл, как главные руководители христиан, нужны были и в Антиохии, но они пошли сами в Иерусалим, чтобы объяснить тамошним, что в пособии принимали участие и уверовавшие из язычников, наравне с христианами из иудеев, и главное, выяснить отношение первых к Церкви Христовой. Здесь же они могли услышать об обращении Апостолом Петром, язычника Корнилия сотника, и об откровении Петру, что Бог очистил и язычников, считавшихся доселе нечистыми. И действительно, на уверовавших и крестившихся сходит Дух Святой также, как и на иудеев. Итак, очевидно, есть Божье определение принимать в Церковь Христову и язычников уверовавших, также как и иудеев.

Исполнив возложенное на них поручение, а главное, узнав волю Божью относительно язычников, Варнава и Савл возвратились в Антиохию, взяв с собою еще помощника Иоанна Марка, сына сестры Варнавы. Дело проповеди среди язычников пошло с большей уверенностью. Антиохия находилась в живом общении с Киликией, Кипром и другими соседними странами. У антиохийской братии невольно мог зародиться вопрос: ужели Царство Сына Божия, проповедуемое им, может ограничиться одной только Иудеей? Ужели живущие вне Иудеи не услышат проповеди Евангелия, и не войдут в состав этого Царства? Как бы в ответ на эти думы последовало повеление Святого Духа: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). Дело же, к которому был призван Савл, заключалось в том, чтобы возвещать имя Иисуса Христа Господа пред народами и царями, и сынами Израилевыми (Деян. 9:15). Поэтому братья-христиане антиохийские, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13:3).


Источник: Жизнь и труды святого Апостола Павла / [Священник Н. Рудинский]. Толкование апостольских посланий святителем Феофаном Затворником. – 2. изд., доп. и перераб. – М. : Правило веры : Моск. Срет. монастырь, 2002. – 887, [8] c.

Комментарии для сайта Cackle