Источник

Второй год служения Христова

27. Вторая пасха. Иисус в Иерусалиме. Исцеление расслабленного. Ин. 5:1–18

На праздник пасхи Иисус Христос пошел в Иерусалим. В Иерусалиме одни из ворот городской стены назывались овечьими, потому что через них прогонялись в храм овцы для жертвоприношений. У этих ворот была купальня, к которой вели пять крытых ходов или галерей. По временам вода в этой купальне возмущалась, становилась мутною; и кто первый погружался в нее, тот получал исцеление от всякой болезни, какою бы ни страдал. Купальня эта называлась домом милосердия или милости Божией: только по милости Божией к народу она могла иметь такое чудесно-целебное свойство. И все объясняли это свойство тем, что, по повелению Божию, Ангел сходил иногда в нее и возмущал воду. В галереях этой купальни всегда лежало много больных, ожидавших возмущения воды. Лежал тут же и один несчастный, страдавший уже тридцать восемь лет. Увидя его, Господь спросил: Хочешь ли быть здоров? Хочу, Господи отвечал <….>, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».

Сострадая беспомощному положению несчастного, Господь сказал: Встань! возьми постель свою и ходи. Исцеление произошло мгновенно: больной встал, взял постель, на которой лежал, и пошел. Навстречу ему шли начальники иудейские, остановили его и сказали: «Сегодня суббота; в субботу нельзя нести постель» – Исцеленный отвечал: «Кто меня исцелил, Тот сказал мне: возьми постель твою и ходи». – Его спросили: «Кто тот Человек, который сказал тебе это?» – Но исцеленный не знал своего Благодетеля, потому что Христос, совершив это чудо, вмешался в толпу народа.

Исцеленный пошел в храм благодарить Бога за дарованную милость. Там встретил его Господь и сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».

Узнав своего Исцелителя, бывший расслабленный пошел к начальникам и объявил, что исцелил его Иисус. И стали они упрекать Иисуса в нарушении субботы. А Он ответил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. Эти слова надо понимать так: Бог действует постоянно, непрерывно; и никто не смеет упрекать Его в нарушении субботнего покоя. Поэтому нельзя упрекать и Иисуса Христа, потому что Он делает то, что и Отец Его.

Недолго пробыл Господь в Иудее и пошел опять в Галилею.

28. Учение о значении субботы. Мф. 12:1–9; Мк. 2:23–28; Лк. 6:1–5

Иисус Христос возвращался с учениками Своими из Иудеи в Галилею. За Ним, как и всегда, шла толпа народа; с толпою неотступно за Ним следовали и фарисеи. Проходили они в субботу засеянными полями. Ученики Иисуса проголодались; и стали срывать созревшие колосья, растирать их руками и есть зерна. Фарисеи тотчас же заметили это; и некоторые из них сказали ученикам: «Зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботу?» Потом все находившиеся тут фарисеи обратились к Иисусу Христу с упреком: «Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?» – Господь ответил им: «Неужели вы никогда не читали, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?»

Мучения голода, которые испытывал Давид и его спутники, вынудили первосвященника нарушить закон о хлебах предложения, потому что помощь ближнему в нужде выше соблюдения буквы закона; поэтому Ученики Христовы, срывавшие колосья для утоления голода, неповинны в нарушении субботнего покоя. А чтобы доказать фарисеям, что закон о субботе вовсе не содержит безусловного воспрещения что-либо делать, Христос указал им на священников; священники в храме по субботам совершают священнодействия и, однако, невиновны в нарушении субботнего покоя? Если служители храма невиновны в том, то тем более невиновны служители Того, Кто больше храма.

Говорю вам (сказал Христос), что здесь Тот Кто больше храма. И сказал им еще: Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть Господин и субботы.

Фарисеи перестали понимать, что суббота дана была человеку для достижения высших нравственных целей. Они забыли, что человек выше субботы. Но в данном случае перед ними стоял Тот, Который, властен был и отменить ветхозаветную субботу. Который есть Господин и субботы.

29. Исцеление сухорукого. Мф. 12:9–14; Мк. 3:1–7; Лк. 6:6–11

В субботу Христос вошел в синагогу; в синагоге находился сухорукий. Фарисеи и книжники 6ыли уверены, что Спаситель исцелит сухорукого тут же в синагоге, несмотря на субботу; но, по-видимому прошло некоторое время, потому что фарисеи не вытерпели и спросили Господа: «Можно ли исцелять в субботы?» Они не сомневались, что, после такого вопроса, Иисус обратит внимание на сухорукого и непременно исцелит его, то есть нарушит закон о субботе; а этого только они и добивались.

Зная, с какою целью они предложили этот вопрос, Господь приказывает сухорукому стать посреди синагоги, чтобы все могли видеть его; потом спрашивает фарисеев: Что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу или погубить?

Они молчали; а Он сказал им: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет её и не вытащит?» – Они молчали; они сознавали, что каждый из них нарушит субботний покой, чтобы вытащить из ямы упавшую овцу. А если так, то (спросил Христос) сколько же лучше человек овцы? Итак, можно в субботу делать добро. Обращаясь затем к сухорукому, Он сказал: Протяни руку твою! Тот протянул, и стала рука его здорова. Фарисеи пришли в бешенство, немедленно вышли из синагоги и устроили совещание, как бы погубить Иисуса.

30. Избрание двенадцати Апостолов. Лк. 6:12–16; Мк. 3:13–19; Мф. 10:1–4

Господь наш Иисус Христос пришел спасти не одних евреев, но всех людей. Слово Его должно было быть проповедано всем народам земли; а для этого необходимы были проповедники; они должны были усвоить все Его учение и с верою в Него, как Сына Божия, пронести это учение по всему миру. Поэтому, надо было выбрать таких проповедников, научить их и послать на проповедь.

Пред таким избранием, Христос удалился на гору, где и провел всю ночь в молитве; а когда настал день, призвал к Себе на гору Своих учеников, но не всех, а кого Сам захотел. Из призванных на гору Он выбрал двенадцать и назвал их Апостолами. Апостол – слово греческое, в переводе на русский язык – Посланник. Назначение избранных быть посланными на проповедь; поэтому Иисус Христос и назвал их Посланниками.

Избраны были: Симон, названный Петром; бpaт его Андрей, Иаков Зеведеев и Иоанн брат Иакова (они же Воанергес, то есть «сыны громовы»), Филипп, Варфоломей (он же Нафанаил), Матфей (он же Левий), Фома, Иаков Алфеев (младший), Симон Зилот или Кананит, Иуда Иаковлев (он же Леввей, прозванный Фаддеем) и Иуда Искариот. Второй Симон назван Зилотом по принадлежности к секте зилотов, признававших зависимость еврейского народа только от Бога; он же назван и Кананитом. Слово зилот греческое, а кананит еврейское; оба они по-русски означают – ревнитель. Слово Искариот считают составленным из двух слов: иш – человек и Кериот – название города. Варфоломей, значит, сын Фоломея. Иакова и Иоанна Зеведеевых, или сыновей Зеведея, Христос назвал сынами грома, определяя этим силу и стремительность их характеров.

Некоторые из избранных были раньше того призваны Самим Спасителем следовать за Ним. Это были: Симон и брат его Андрей; Иоанн и брат его Иаков; Филипп, Нафанаил (он же Варфоломей) и Матфей.

31. Нагорная проповедь. Мф. 5, 6 и 7 главы; Лк. 6:20–49

Избрав двенадцать Апостолов, Иисус Христос взошел на гору; там Он сел, окруженный Апостолами, учениками и народом, и произнес Свою проповедь, известную под названием нагорной. В ней содержится почти все учение Господа нашего Иисуса Христа. В ней Господь учит, как надо жить, чтобы удостоиться блаженства вечной жизни в Царстве Небесном.

Чтобы грешнику удостоиться этого блаженства, надо исправиться и сделаться хорошим человеком; надо духовно переродиться. <...> самоисправлению – сознать свое нравственное ничтожество в сравнении с тем совершенством, к какому надо стремиться, то есть сознать свою духовную нищету. Только смирение и скромность заставляют человека поработать над собою; а это открывает ему путь к Царству Небесному. Поэтому Господь и начал Свою проповедь словами:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (1).

Кто сознает свою духовную нищету, тот видит все грехи свои; он сокрушается о них, плачет и решается больше не грешить; и в этой решимости он получает истинное утешение. И Господь говорит:

Блаженны плачущие, ибо они утешатся (2).

Кто сознает свою духовную нищету и плачет о своих грехах, тот не раздражается, не гневается ни на кого, становится кротким; эта кротость крайне необходима для дальнейшего самоисправления, самосовершенствования. И когда Царство Божие распространится по всей земле, когда любовь и добро будут царствовать всюду, тогда кротким будет принадлежать вся земля. Поэтому Господь сказал:

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (3).

Чтобы достигнуть Царства Небесного, надо знать, чего от нас требует Бог; надо знать Его волю, то есть правду. До пришествия Христа люди не знали правды Божией. Но вот, Сам Бог, в лице Иисуса Христа, открывает нам Свою волю, учит нас Своей правде. Отныне всякий желающий знать правду может удовлетворить свой духовный голод и свою духовную жажду. Указывая на это, Господь говорит:

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (4).

Нищие духом, оплакивающие свои и чужие грехи, сделавшиеся через это кроткими, познавшие, к тому же, волю Божию, будут жалеть всех людей, будут любить их; они будут строги только к себе; к другим же будут добры, снисходительны, милостивы. За это Господь простит и их грехи, помилует их. Поэтому, говорит Христос:

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (5).

Милостивый к другим и строгий к самому себе будет и мысли греховные гнать от себя; и достигнет он той степени совершенства, которая называется чистотою сердца. И Господь обещает таким людям высшую награду:

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (6).

Человек, достигший уже такой степени нравственного совершенства, стремится к водворению мира среди окружающих его; он показывает им пример дружеского, сердечного отношения ко всем людям; он предотвращает все несогласия между ними и мирит враждующих. Таким людям Господь говорит:

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (7).

Обещая Царство Небесное людям, достигшим такого совершенства, Господь предупреждает их, что им придется за правду и пострадать; но эти страдания не должны останавливать их на пути к блаженству вечной жизни: лучше пострадать за правду, чем отречься от нее! и будут

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (8).

Эту правду принес нам Господь наш Иисус Христос <...> вать последователей Его, будут оскорблять их, злословить и гнать даже за одно только имя Христово. Но они не должны унывать или отчаиваться; напротив, должны радоваться, если стойко, непоколебимо выдерживают все гонения; ибо за эту верность Богу их ждет награда на небесах. Итак, говорит Господь:

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь! ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (9).

Озлобленный против учения Христова мир будет хвалить, говорить хорошо только о тех проповедниках, которые потворствуют людским слабостям. Берегитесь таких похвал! Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их.

С этим последним предостережением Господь обратился к Своим Апостолам, которые должны были проповедовать Его учение по всей земле. Излагая Свои заповеди в последовательном порядке, Христос вразумлял их, что если они исполнят их, то не устрашатся ни злословия, ни гонения, ни мучений; и сделаются они лучшими из людей; и будут они отличаться от других, как соль отличается от земли. Вы – соль земли, сказал Господь. Но если они не устоят в заповедях, то достойны будут презрения; и уподобятся тогда соли, потерявшей силу, которая ни на что уже не годна, которую выбрасывают на попрание людям. Вы – свет мира! Не может укрыться город, стоящий на верху горы; и, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного!

***

В девяти заповедях блаженства Господь высказал, какими люди должны быть, чтобы войти в Царство Небесное. В дальнейшем изложении Своего учения Он говорит, какими люди не должны быть, чего они должны не делать, чтобы избегнуть осуждения на предстоящем суде Его. Зная, что заповеди Его могут показаться книжникам и фарисеям несогласными с законом Моисея, Он сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить; ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все».

Вечный и неизменяемый закон Божий уже был известен евреям. Закон этот краток, но в нем вся правда Божия: люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим! люби ближнего твоего, как самого себя! Этот закон и все происходящие из него заповеди Божии останутся для людей постоянными и неизменными, пока существует род людской; скорее земля и небо, как творения Бога, уничтожатся, чем Его воля, выраженная в этом законе. Кроме этого закона Божия, в книгах Моисея записаны еще законы военные, гражданские, уголовные и пр.; но не о них говорил теперь Господь.

Объяснив, таким образом, значение ветхозаветного закона Божия, Спаситель продолжал Свою прерванную этим отступлением проповедь.

***

Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай! Кто же убьет подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

Слово «рака» – трудно переводимое. Переводят его на русский язык словами «пустой человек»; но, по мнению Св. Иоанна Златоуста, оно выражает собою презрение или неуважение со стороны того, кто его произносит; говорившие сирским языком употребляли слово «рака» в смысле нашего «ты». – Суды обыкновенные были в каждой еврейской общине, где бы она ни находилась; верховным же судом для особо важных преступлений, главным образом, религиозных, был Синедрион. – Геенною огненной называлась долина Генномова, находившаяся близ Иерусалима. В этой долине евреи, во времена идолопоклонства, приносили живых детей в жертву идолу молоху; когда же они отстали от идолопоклонства, то обратили эту долину в свалочное место для вывозимых из Иерусалима нечистот; воздух в этой долине был так заражен зловониями, что, для уничтожения их, там поддерживался постоянный огонь; поэтому она и называлась «огненной».

Прибегая к удобопонятным для слушателей сравнениям, Господь сказал: кто из вас гневается на брата своего, ничем даже не проявляя своего гнева, тот уже нарушает заповедь Бога о любви к ближним, и за это подлежит осуждению (суду); а кто гнев свой выразит презрительным отношением к ближнему, тот подлежит более строгой ответственности перед Богом, как и вы за более тяжкие преступления подлежите высшему судилищу вашему (Си<…> подлежит такому тяжкому наказанию от Бога, какое вы можете сравнить с пребыванием в вашей огненной долине.

Дальнейшими словами Своими Господь пояснил, что всякий гнев, даже и ненапрасный, всякая обида, нанесенная ближнему, делают нас недостойными общения с Богом. Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, – оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. – Эти слова означают вот что: Не откладывай примирения с обиженным братом! Помни, что ты не знаешь ни дня, ни часа, когда ты или он будете отозваны из этого мира! Спеши же мириться с обиженным тобою, пока вы оба живы, пока путь ваш к вечной жизни еще не пройден! Тогда уже поздно будет мириться с обиженным; тогда тебе нечем будет искупить свой грех; и ты навек останешься там, куда пойдут осужденные грешники.

***

Еще слышали вы, что сказано древним: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы Твои». А Я говорю вам: не клянись вовсе! Но да будет слово ваше «да» – да, «нет» – нет.

В третьей заповеди, данной на горе Синае, сказано: «Не произноси имени Господа бога твоего напрасно <…> этому, после, по снисхождению к ним, Моисей требовал, чтобы они не клялись ложно. Христос же требовал от Своих последователей такой любви к правде, при какой никто бы даже и не посмел заподозрить их во лжи; поэтому Он и говорит: «Не клянись вовсе!» будь настолько правдив, чтобы никто не требовал от тебя иного подтверждения твоих слов, кроме обыкновенных «да» и «нет».

Да будет слово ваше «да» – да «нет» – нет. Всякое же требование или желание подтвердить свою правдивость чем либо иным, происходят от лживости вашей, от недоверия к вам, от того духа зла, который овладел вами; поэтому знайте, что всякие уверения сверх этих слов, все, что сверх этого, то от лукавого.

Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому; но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

В древности месть была освящена обычаем. Обычай этот был и у евреев. Моисей снисходительно смотрел на него, но нашел необходимым ограничить мстительность; поэтому, он установил закон, чтобы мститель воздавал обидчику не иначе, как такою же обидою: отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, и так далее.

Но этот обычай мести противоречил основному закону Бога о любви к ближнему. Поэтому, Христос запретил месть безусловно. Что же касается слов о непротивлении злому и подставлению левой щеки <…>

Господь запретил противиться злу злом же, ибо такое сопротивление несовместимо с законом любви; но тот же закон любви обязывает нас бороться со злом добрым словом, добрым делом. Подставление другой щеки, отдача и верхней одежды отнимающему рубашку, а также готовность сделать вдвое против требования (напр., идти два поприща), – все это только примеры противления злу добром, но не заповеди. Как поступать в каждом отдельном случае при противлении злому добром, подскажет каждому любовь к ближним, а следовательно и к нападающему злому.

***

Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Мы постоянно обращаемся к Богу с мольбами и просьбами; поэтому и сами должны исполнять просьбы просящих у нас. Если же мы когда-либо спросим себя: следует ли дать просящему то, чего он просит, то ответит на это не холодный рассудок, а сердце, согретое любовью к ближним.

Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного.

Заповедь Божия о любви к ближним была известна евреям; но они считали своими ближними только евреев, а всех прочих людей признавали врагами своими; и думали, что должны ненавидеть их. Христос же учил, что все люди равны перед Богом, следовательно, все наши ближние; и потому любить надо не только людей близких к нам, как-то: родных, друзей, знакомых, но всех вообще, даже врагов. Заповедь о любви к врагам может показаться кому-либо трудно-исполнимою; да, если человек начнет самоисправление и самоусовершенствование прямо с этой заповеди, то она может показаться ему совсем неисполнимою. Кто привык гневаться по всякому поводу; кто никому не прощает; кто воздает злом не только за зло, но даже и за добро, – тот, конечно, не может любить своего личного врага, а может только ненавидеть. Но ведь Христос не с этой заповеди начал Свою нагорную проповедь. Начал Он ее другими, более легкими, заповедями; Он требовал смирения, сокрушения о грехах, кротости, стремления к познанию воли Божией, милосердия, чистоты даже помыслов, умиротворения враждующих, терпения в перенесении страданий и гонений за правду. Он требовал не только не причинять никому никаких страданий, но даже не гневаться ни на кого, – быть безусловно правдивым и не нуждаться в подтверждении слов своих клятвой, – не мстить, но воздавать добром за зло, – и просящему не отказывать в помощи. Понятно, что человек, исполнивший все эти заповеди и достигший такого высокого нравственного совершенства, будет непременно сокрушаться о грехах своего врага, будет искренно жалеть его; жалость же есть не что иное, как основа любви; кто жалеет врага, кто желает ему добра, тот несомненно и любит его; любовь вызывает на добрые дела. Таким-то людям Господь и говорит: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас.

Если враги ваши проклинают вас, причиняют вам зло, обижают и преследуют вас, то не воздавайте им тем же злом; благословляйте их, благотворите им и молитесь за них, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд! Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный!

По поводу стремления к совершенству, Блаженный Августин сказал: «Не будь доволен тою степенью нравственного достоинства, на которой ты находишься; Но стремись к той, которой еще не достиг; ибо, как только ты смотришь на себя с самодовольством, то уже не пойдешь далее; если же скажешь: довольно! то ты погиб. Все прибавляй, все иди вперед, все совершенствуйся!»

***

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтоб они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Этими словами Христос не запрещает творить милостыню и вообще добрые дела пред людьми, в присутствии посторонних людей; отказ просящему из-за того только, что люди могут заметить дающего и похвалить его за это, нарушил бы заповедь – просящему у тебя дай. Христос говорит не об обстановке, в которой совершаются добрые дела, а о намерении, с каким они совершаются. Если доброе дело совершается единственно во имя любви к ближним, то надо совершить его хотя бы и всенародно. Но если доброе дело делается с тем, чтобы обратить на себя внимание, то за такое благотворение не будет никакой награды от Отца Небесного: тщеславие такого благотворителя уже награждено людьми.

Но иногда человек, творящий добрые дела, может сам возвеличить себя и возмечтать о своих добродетелях. От этого греха предостерегает Христос, заповедуя творить добрые дела как бы втайне от самого себя: Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая; то есть: сотворивши доброе дело, старайся скорее забыть его, не говори и не вспоминай о нем·

***

И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Этими словами Христос не запрещает молиться в храмах и других молитвенных собраниях: но Он запрещает молиться на виду у всех с т е м , чтобы показаться пред людьми молящимся. Если кто может молиться, не обращая внимания на окружающих, то молитве его помешают сторонние люди. Но если окружающие отвлекают его мысли от Бога, то ему лучше войти в комнату свою, затворить за собою дверь и там молиться втайне; и Бог, видящий тайную молитву, вознаградить за нее явно.

***

А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить; ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

<...>молитвах; поэтому, Он не мог запретить продолжительные моления вообще; если молящийся забывает все окружающее, отрешается временно от всего земного и несется к Богу всеми силами своей души, то ни многословие, ни продолжительность моления нисколько не повредят ему. Но если кто, по привычке, произносит слова молитвы, а мысли и чувства его заняты в это время чем-нибудь другим, то как бы продолжительна ни была его молитва и как бы многословен он ни был в своих молениях, Бог не обратит внимания на него.

Господь заповедует нам не говорить лишнего в молитвах. Лишним же Он называет моления о пище, одежде и вообще о всем, в чем так нуждается наше тело. Заботы об этих потребностях тела Он не осуждает; не осуждает и труд для приобретения всего необходимого. Бог повелел человеку трудиться и в поте лица своего зарабатывать себе хлеб; да и Сам Иисус Христос, до выступления Своего на проповедь, зарабатывал средства к жизни ремеслом плотника. Не осуждая, таким образом, ни труда, ни забот о приобретении житейских благ, Христос назвал л и ш н и м только многословное моление о даровании этих благ. Если вы будете стремиться к водворению на земле Царства Божия, то Бог пошлет вам все необходимые блага житейские и без вашей просьбы; ибо знает, в чем вы нуждаетесь. Если Он питает птиц и так роскошно одевает полевые лилии, как даже Соломон не мог одеваться, то, конечно, позаботится и о вас: ведь вы бесконечно выше для Бога всех этих птиц и лилий. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое! да приидет Царство Твое! да будет воля Твоя и на земле, как на небе! хлеб наш насущный дай нам на сей день! и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим! и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого! ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

В этой молитве Бог назван Отцом Небесным в отличие от отца земного. Если Он назван сущим на небесах, то не потому, чтобы так называемые небеса были Его местопребыванием (Он вездесущ); а потому, что во все времена и все люди, при мысли о Боге, обращали свои взоры к небу, и все божественное называли небесным, в отличие от всего человеческого, земного.

Словами – д а святится имя Твое – мы молим не о том, Чтобы имя Бога было свято: оно свято и без нашей мольбы; мы молим, чтобы оно свято было для всех людей так же, как оно свято для нас, произносящих эти слова.

Да приидет Царство Твое! Иисус Христос говорил о двух Царствах: о Царстве Божием и о Царстве Небесном. Царством Небесным Он называл неземную жизнь вечного блаженства, которая обещана праведным людям после окончательного суда Божия над родом человеческим; оно придет в свое время независимо от желаний и молитв людей; следовательно, здесь речь идет не о наступлении Царства Небесного. Царством же Божиим Христос называл Царство земное, совокупность всех людей, творящих волю Божию, как высший и без <...> не ограниченное никакими границами: оно везде, где люди творят волю Божию. Вот, о скорейшем наступлении этого Царства для всех людей мы и молимся, когда говорим: да приидет Царство Твое.

Словами – да будет воляТвоя и на земле, как на небе – мы молим, чтобы воля Божия руководила людьми во всех их действиях так же, как она руководит всем миром.

Хлеб наш насущный дай нам на с е й д е н ь! Этими словами Христос заповедал просить только того, что составляет насущную потребность нашу. Под словом хлеб насущный подразумевается не один только хлеб, но и другие предметы, без которых человек не может обойтись для поддержания своей жизни.

Мы просим Бога простить нас так же, как и мы сами прощаем всех обидевших нас. Поэтому, если мы сами не прощаем согрешившим против нас, и все-таки говорим: прости нам долги наши, как и мы прощаем должников наших, то, в сущности, мы просим, чтобы Бог не прощал и нас.

Словами – и не введи нас в искушение – мы молим не о том, чтобы вовсе не подвергаться искушениям (испытаниям), а о том, чтобы не пасть в борьбе с ними. Все люди бывают искушаемы, но не все бывают введены в искушение. Следовательно, этими словами мы просим о даровании нам сил выйти победителями из борьбы с искушениями.

Молясь же об избавлении нас от лукавого, то есть диавола и его соблазнов, мы молимся об избавлении нас вообще от всякого зла, об ограждении <...>

В этой молитве ни разу не употреблены слова: я, меня, мне; и это потому, что мы должны любить всех людей, и молиться о всех, а не только о себе. Молитва оканчивается исповеданием веры в Бога, Которому принадлежит Ц а р с т в о, то есть власть над всем миром, с и л а всемогущества и с л а в а вечная. Называется эта молитва молитвою Господнею, потому что дал нам ее Сам Господь.

***

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Фарисеи того времени особенно старались казаться постящимися: в дни поста они не умывались, не чесали волос на голове и не мазали их маслом; надевали старые одежды и посыпали головы пеплом; они заботились, чтобы все, даже издали, принимали их за постящихся. Обманутый ими народ хвалил их за такое кажущееся благочестие; и они этою хвалою вполне удовлетворялись, так как только для этого и лицемерили.

От Своих же последователей Христос требовал иного поста. Не будьте унылыми, мрачными, когда поститесь; не изменяйте своей внешности ничем; и вообще старайтесь не обращать на себя внимание людей; ведь вы поститесь не для них, а для себя, и не пред ними, а пред Отцом вашим Небесным;

<...>

Пост состоит в полном воздержании от пищи, или же в употреблении ее в количествах, едва необходимых для поддержания жизни. Обильное питание вообще, а также употребление некоторых видов пищи (напр., мяса, вина) сильно возбуждает страсти и делает человека глухим к голосу совести; поэтому, для подчинения своего тела духу, прибегали прежде, прибегают и теперь к посту.

***

Не судите, да не судимы будете; не осуждайте, и не будете осуждены. И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучек из глаза твоего;» а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего.

Порицание, осуждение ближних, злоязычие, – грех весьма распространенный. Ослепление зараженного этим грехом поразительно: он с наслаждением и злорадством перебирает все поступки своих знакомых; он видит в них самые малейшие грехи или оплошности, своих же совсем не замечает; вместо того, чтобы пожалеть согрешившего брата, он осуждает его, злословит; он, как человек обладающий дальнозоркостью, прекрасно видит все вдали, чужое, и ничего не замечает вблизи, своего, на самом себе. Таких-то людей и предостерегает Господь: вынь бревно из своего глаза, то есть освободись от своих грехов, очистись от них; тогда ты научишься, как вынуть сучек из глаза брата твоего. Напоминая об этой заповеди в покаянные дни Церковь молится:<....>

Господи! д a p y й мне зреть мои прегрешения, и не осуждать брата моего.

Но и таких людей, которые сумели вынуть бревно из своего глаза, Христос предостерегает против обличения всякого грешника. Не все (говорит Он) в состоянии понять вас и оценить вашу любовь к ним; иные так погрязли в пороках и злодеяниях, что всякий луч света, проникающий в их темное царство, принимают с страшным озлоблением. Не трогайте таких людей! Пользы им не принесете, себе же повредите. То слово истины, с которым вы обратитесь к ним, останется непонятым ими; они будут издеваться над ним, они осквернят его; попрут его своими ногами и всею своею злобою обрушатся на вас. Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

***

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Многим из слушателей могло показаться трудным, непосильным исполнение всего сказанного Господом. Зная это, Господь говорит о настойчивости, какая необходима при искании Царства Небесного: ищите и найдете;стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Не забывайте, что без помощи Божией не обойдетесь; и потому молитесь, просите, и дано будет вам. Если никто из вас, даже злобных людей, не подаст сыну своему камень вместо просимого им хлеба, или змею вместо рыбы, то как же вы можете думать, что Бог не подаст Своим чадам тο, о чем они просят?

Оканчивая Свою нагорную проповедь, Господь все Свои заповеди выразил в одной, составляющей свод всего сказанного: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки. В этой последней заповеди вмещаются все обязанности, возлагаемые на нас Иисусом Христом для водворения на земле Царства Божия и для достижения Царства Небесного В этом все, к чему стремился ветхозаветный закон, и о чем проповедовали пророки.

Нагорная проповедь произвела на многих сильное впечатление: когда Христос окончил ее и сошел с горы, то толпы народа двинулись за Ним.

32. Исцеление слуги сотника. Мф. 8:5–13; Лк. 7:1–10

Окончив нагорную проповедь, Христос пришел в Капернаум. К Нему подошли старейшины города; они попросили Его пойти к римскому сотнику и исцелить его больного слугу, которым он очень дорожил; при этом, старейшины сказали, что сотник этот очень любит евреев и построил здесь синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! Ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди!» и идет; и другому, «приди!» и приходит; и слуге моему: «сделай то!» и делает. – Услыша это, Господь воскликнул: И в Израиле не нашел Я такой веры! Затем, обращаясь к окружавшим Его, пророчески сказал: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». – Когда же Христос приближался к дому сотника, хозяин дома сам вышел навстречу и уже лично просил об исцелении его слуги. Господь сказал ему: Иди! И как ты веровал, да будет тебе! – И тотчас же выздоровел больной.

33. Иисус Христос в доме Симона-фарисея. Лк. 7:36–50

Один из фарисеев, именем Симон, пригласил к себе Иисуса Христа на обед. Он не оказал Господу в своем доме самой обычной в то время вежливости: не облобызал Его, и не велел омыть запыленные ноги Его и помазать голову Его маслом.

Когда Господь, по восточному обычаю, возлег за обеденным столом, в дом Симона вошла известная в том городе грешница. Евангелист Лука не называет ее по имени; но предание гласит, что это была Мария Магдалина. Несомненно, что эта женщина полюбопытствовала послушать нового Пророка, когда<...> несомненно также, что учение Его произвело на нее сильное, потрясающие впечатление; и она решила оставить свой порочный образ жизни и идти по новому пути туда, куда зовет Христос. И вот, когда Господь вошел в дом Симона, она входит за Ним туда же, держа в руках сосуд из тонкого, хрупкого мрамора, наполненный благовонным и драгоценным миром; она останавливается у ног Спасителя и припадает к ним; она рыдает и так обильно проливает слезы покаяния, что омывает ими запыленные ноги Господа; вытирает их разметавшимися волосами головы своей; целует их и мажет принесенным ею миром.

Нравственный переворот, совершившийся в душе блудницы, слезы покаяния и безмолвное исповедание грехов не тронули заскорузлое сердце фарисея Симона. По его понятиям, прикосновение грешницы оскверняло человека; и потому благочестивый еврей не позволил бы грешнице даже дотронуться до своих ног, Е с л и бы Он был Пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему (рассуждал Симон) и не допустил бы Себя до осквернения; а как Он, очевидно, не знает, что к Нему прикасается грешница, то, значит, Он не Пророк.

Всеведущий Господь знал, о чем думал фарисей. Обратившись к нему, Он сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Тот говорит: «Скажи, Учитель!» – У одного заимодавца, сказал Господь, было два должника; один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят; но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: Думаю тот, которому более простил . Он сказал ему: Правильно ты рассудил; и, обратившись к женщине, сказал Симону: Видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги, и волосами головы своей отерла их; ты не приветствовал Меня обычным целованием, а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много! а кому мало прощается, тот мало любит. Кто, как ты, считает себя праведником, не нуждающимся в прощении, тот и не любит никого.

Обращаясь к женщине, Господь сказал: Прощаются тебе грехи! Возлежавшие с Ним фарисеи стали переговариваться между собою: «Кто это, что и грехи прощает?»

Не желая подвергать раскаявшуюся грешницу издевательствам со стороны фарисеев, Господь дает ей понять, что ей следует уйти от этих бессердечных людей: Иди с миром! вера твоя спасла тебя.

34. Притча о сеятеле. Мф. 13:1–23; Мк. 4:1–20; Лк. 8:4–15

Путешествуя по Галилее, Господь часто возвращался в Капернаум. Во время пребывания Своего в этом городе, Он любил выходить к берегу Галилейского озера и поучать народ там, на просторе, где могли поместиться все желавшие слушать Его. В один из таких дней, к Нему на берег собралось множество народа, и Он вынужден был войти в лодку и отделившись таким образом от толпы, поучать ее. И поучал их много притчами».

Свои поучения Христос облекал всегда в форму, доступную для Своих слушателей. Он знал, что народ увлекался Его чудесами, но сразу понять Его учение едва ли мог; поэтому, чтобы слушатели не забыли этих поучений, чтобы легче могли вспоминать их и потом вдумываться в их смысл, Он облекал их в иносказательную форму; и брал Он для этого примеры из обыденной жизни народа и окружавшей его природы, то есть говорил притчами3.

Так и теперь. Он своею притчею напомнил им их родные поля, местами заросшие колючим кустарником, тернием, местами же каменистые, покрытые тонким слоем рыхлой почвы. Сравнивая с таким полем стоявшую пред Ним толпу, Он сказал: «Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выроло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».

После того, Апостолы попросили Иисуса Христа разъяснить им смысл этой притчи, и Он объяснил. Под сеятелем Он подразумевал Себя; под зерном – проповедуемое Им слово Божие; а под землею, на которой сеют, – слушателей Своих. Посеянное при дороге, на твердой, невспаханной почве, не может дать даже и ростка: оно лежит нетронутым, пока птицы не поклюют его. Так и слово Божие; услышанное человеком невосприимчивым, неподготовленным к усвоению его, оно не оставляет в нем никакого следа; люди же неверующие внушают ему, что все слышанное им не стоит ни малейшего внимания; и такими уверениями как бы похищают у него слово Божие. – Посеянное на каменистой почве, лишь слегка прикрытой плодородной землей, означает слово Божие, услышанное такими людьми, которые скоро и с радостью принимают его; но они непостоянны, не обладают достаточной силой воли: при первом же испытании или гонении они оказываются бессильными в борьбе и падают духом; вера их сначала ослабевает, а затем и совсем глохнет; и как гибнет под палящими лучами солнца неукоренившееся растение, так гибнут и надежды их на Царство Небесное. – Посеянное в тернии означает слово Божие, услышанное такими людьми, в которых заботы житейские заглушают его. Такие люди сознают, что хорошо было бы достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном; но вместе с тем они думают, что еще успеют позаботиться об этом, успеют покаяться и жить по заповедям Божиим; и не замечают они, что тощему стеблю посеянного в них слова Божия становится от терний все теснее и теснее, – что, наконец, приходит такое время, когда для них становится почти невозможно вырвать сильно разросшееся терние. Посеянное в добрую землю означает слово Божие, которое западает в сердца людей, принимающих его всеми силами души своей и исполняющих все заповеди Христовы; такие люди, познав волю Божию, любят всех и творят добрые дела, кто большие, а кто меньше; и эти-то добрые дела составляют плоды посеянного в них слова Божия.

35. Притча о плевелах и о горчичном зерне. Мф. 13:24–32; 36–43; Мк. 4, 31 и 32; Лк. 13, 18 и 19

Продолжая поучать народ, стоявший перед Ним на берегу, Господь сказал: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же, рабы домовладыки сказали ему: «Господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?» Он же сказал им: «Враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» Но он сказал: «Нет; чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою».

После, когда Иисус Христос вошел с Апостолами в дом, они попросили объяснить им и эту притчу; и Господь объяснил им ее. По этому объяснению, человек, посеявший доброе семя (пшеницу) – Сам Иисус Христос; поле, это – мир; враг – диавол; доброе семя – сыны Царства Божия; плевелы – сыны лукавого. Учение Христа предлагается всем, сеется по всему миру; но и диавол своими соблазнами сеет зло среди людей; поэтому, на обширной ниве мира вместе с достойными сынами Отца Небесного (пшеницею) живут и сыны лукавого (плевелы). – Часто, при виде возмутительных поступков безнравственных, злых людей, говорят: «О, Господи, почему Ты не наказываешь теперь же злых людей? зачем Ты даешь им возможность пользоваться всеми благами мира? зачем они теснят, угнетают добрых?» На все эти вопросы Христос отвечает: Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; настанет время жатвы, день страшного суда, и Я скажу Ангелам Своим: соберите прежде плевелы, чтобы сжечь их; соберите всех злых, нераскаянных грешников и отведите их туда, где они должны мучиться вечно; а пшеницу уберите в житницу Мою, достойных сынов Отца Моего Небесного введите в приготовленное для них Царство вечной блаженной жизни.

Продолжая поучать народ о Царстве Божием и Царстве Небесном, Господь сказал, что слово Божие, которое Он сеет, подобно горчичному зерну4 самому мелкому из всех семян; горчичное зерно кажется таким мелким только тогда, когда его сеют; когда же взойдет и вырастает, оно становится большим ветвистым растением, под тенью которого могут укрываться птицы небесные; так и слово Божие, посеянное в сердцах людей, вырастет в обширное Царство Божие, которое со временем вместит в себе все народы земли.

И еще многими такими притчами поучал Господь стоявший на берегу народ.

36. Укрощение бури. Мф. 8: 23–27; Мк. 4:35–41. Лк. 8:22–25

Однажды Господь подошел к берегу Галилейского озера, вошел с Апостолами в лодку и велел плыть к противоположному восточному берегу. Они поплыли. Утомленный Христос заснул на корме. Поднялась страшная буря; волны били в лодку и стали заливать ее; но Он спокойно спал. Апостолы, почти все рыбаки этого самого озера, привыкшие бороться с его бурями и непогодами, выбились из сил и разбудили Господа. Одни из них в отчаянии кричали: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?« – другие же кричали: »Наставник!Наставник! погибаем!» – а третьи молили Его: «Господи! спаси нас! погибаем». – Выслушав всех, Господь сказал: Что вы так боязливы, маловерные? Поднявшись затем и став на корме, Он обратился к бушевавшему урагану и разъяренному морю, и повелительным голосом сказал: Умолкни! перестань! Мгновенно ветер утих и сделалась великая тишина. Радость Апостолов, что избавились от опасности, сменилась скоро страхом; и они в недоумении спрашивали друг друга: Кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

37. Исцеление бесноватых в стране Гадаринской. Мф. 8:28–34; Мк. 5:1–20; Лк. 8:26–39

Доплыв благополучно до восточного берега oзера до страны Гадаринской, Иисус Христос и Апостолы вышли на берег. Навстречу им шли вышедшие из пещер два бесноватых. Один из них был чрезвычайно свиреп; он обладал необычайной, нечеловеческой силой: много раз его заковывали в цепи, но он каждый раз разбивал их. В страшных мучениях, он днем и ночью кричал, и с отчаяния бился о камни; своими неистовыми криками он наводил такой страх на всех окрестных жителей, что никто не решался проходить тем путем, на котором мог встретиться с ним. Другой же бесноватый, по-видимому, был по сравнительно с первым настолько тих, что не обратил на себя особого внимания; и о нем особенно Евангелисты ничего не говорят. Увидя Иисуса Христа, бесноватые издали закричали: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас!» -Затем один из них, тот, которого никто не в силах был укротить, подбежал к Иисусу, пал пред Ним и поклонился Ему. Господь, обращаясь к бесу, который овладел этим несчастным, сказал: Выйди дух нечистый, из ceгo человека! Потом спросил злого духа: Как тебе имя? – Тот отвечал: «Легион имя мне, потому что нас много5 . Злые духи просили Господа разрешить им вселиться в большое стадо свиней, которое паслось тут же, при горе. Господь разрешил им; они вышли из бесноватого человека и вошли в свиней. Тотчас же все стадо свиней бросилось с крутизны и потонуло в море. Испуганные пастухи побежали в ближайшие деревни и город, и рассказали обо всем. Пришли жители города и деревень посмотреть, что случилось; подошли к Иисусу Христу и увидели известного им свирепого человека сидящим у ног Иисуса, одетым и вполне здоровым, в здравом уме. Они вступили в разговор с самим исцеленным и с пастухами, и узнали все подробности происшедшего. Но это были люди грубые; они не способны были понять смысл всего случившегося, и на них напал страх; и просили они Господа удалиться от них. Удаляясь от них Сам, Господь оставил им освобожденного от власти злых духов. Благодарный за свое спасение человек хотел следовать за своим Благодетелем; но ему надлежало быть в этой стране свидетелем совершившегося над ним чуда; поэтому Христос не взял его с Собою, а сказал: Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И пошел он и начал проповедовать во всей стране Десятиградия (десяти городов), и все дивились.

Этим намерением послать исцеленного на проповедь и объясняется разрешение бесам войти в стадо свиней, и потопление всего стада. Исцеленный должен был идти проповедовать о совершенном над ним чуде; а для этого ему самому надо было наглядно убедиться, что бесы действительно вышли из него; наглядным же доказательством этого было внезапное потопление стада.

38. Исцеление страдавшей кровотечением. Воскрешение дочери Иаира. Мф. 9:18 – 26; Мк. 5:21–43; Лк. 8:40–56

Исцелив бесноватых в стране Гадаринской, Иисус Христос вошел в лодку с Апостолами и поплыл обратно в Капернаум. Его ожидала на берегу толпа народа; и в ней находился начальник местной синагоги Иаир, двенадцатилетняя, единственная дочь которого была при смерти. Когда Христос вышел из лодки, Иаир подошел к Нему, припал к ногам Его и умолял идти возложить руки на умирающую дочь его, чтобы исцелить ее.

Христос пошел к Иаиру; за ними двинулась вся толпа, собравшаяся на берегу. В толпе была женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет; она пролечила все свое состояние и потеряла уже всякую надежду когда-либо вылечиться; услышав же, что к Иаиру идет Иисус, она уверовала, что только Он один может исцелить ее. Протеснясь сквозь окружавшую Его толпу и, подойдя сзади, она прикоснулась к Его одежде, и тотчас же исцелилась. Вера ее была настолько сильна, что о ней надлежало знать и другим. Поэтому, Господь спросил: Кто прикоснулся ко Мне? Все окружавшие Его отвечали отрицательно; а Петр и другие Апостолы вообразили, что Господь поручает им разузнать и обнаружить прикоснувшегося; поэтому они и отвечают Ему, что в такой толпе, теснящейся к Нему со всех сторон невозможно узнать, кто именно прикоснулся. Но Господь сказал: Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Сказав это, Христос посмотрел вокруг Себя; исцеленная женщина поняла, что не может утаиться от Того, Кто исцелил ее; она подошла, пала к ногам Его и всенародно рассказала всю правду. По понятиям евреев, она совершила преступление: будучи нечистою, осмелилась войти в толпу народа и через это сделала нечистыми всех, кто соприкасался с нею. Народ, вероятно, ждал, что Иисус Христос осудит ее за это; да и сама она с трепетом ждала осуждения. Но Господь сказал ей: Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром и будь здорова от болезни твоей.

Дерзай! так говорит Господь всем верующим. Проси у Бога; и если ты сам не отказываешь просящим твоей помощи, то, по в е р е твоей, и тебе Богом дано будет.

Исцеление этой женщины остановило на время шествие Иисуса. В это время умерла дочь Иаира; кто-то пришел сказать ему, чтобы не утруждал Учителя. Видя отчаяние удрученного горем отца, Господь сказал ему: Не бойся! только веруй, и спасена будет. Подойдя затем к дому Иаира и увидя плачущих, Он сказал: Не плачьте! она не умерла, но спит. Услыша это, некоторые из находившихся в доме Иаира стали смеяться над словами Иисуса Христа, так как знали, что девочка действительно умерла. Не обращая внимания на их смех, Он взял с Собою отца и мать умершей и трех Апостолов, Петра, Иоанна и Иакова; с ними вошел в дом; а всем находившимся в нем велел выйти. Подойдя к умершей, Он взял ее за руку и сказал: Девица! тебе говорю, встань! Достаточно было этого слова Господа, и умершая воскресла, встала и начала ходить; следовательно, она была не только воскрешена, но и исцелена от болезни. Присутствовавшие при этом пришли в изумление; чтобы убедить их, что пред ними ходит не призрак, а сама воскрешенная, Господь приказал дать ей есть.

Это было первое воскрешение умершего человека; и разнесся слух об этом небывалом чуде по всей окрестной земле.

39. Исцеление двух слепых. Воскрешение сына вдовы Наинской. Мф. 9:27–34; Лк. 7:11–17

Воскрешение умершей дочери Иаира произвело сильное впечатление на громадную толпу народа, стоявшую у ворот его дома. Когда Христос вышел, вся эта толпа двинулась за Ним; а из нее раздавались крики: «Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!» Христос продолжал идти, как бы не обращая внимания на эти крики; в сущности же, Он хотел испытать силу веры кричавших и, очевидно, просивших исцеления. Когда Он вошел в дом, вошли за Ним кричавшие в толпе; оказалось, что это были двое слепых, просивших о даровании им зрения. Господь спросил их: Веруете ли, что Я могу это сделать? Они отвечали: «Да, Господи, веруем». – Тогда Он коснулся глаз их и сказал: По вере вашей да будет вам! И тотчас открылись глаза их.

Иисус Христос исцелял больных, бесноватых и одержимых разными недугами не для того, чтобы прославиться, а единственно из любви к страждущим; поэтому, Он приказал прозревшим слепцам не рассказывать об этом никому. Приказывал Он также другим исцеленным молчать, дабы разглашением совершаемых Им чудес не усиливать вражду к Нему фарисеев и начальников еврейских; но как эти бывшие слепые, так и другие исцеленные не могли сдержать своей радости и всем рассказывали о совершенных над ними чудесах.

После того Господь пошел в город Наин; за Ним последовало много учеников Его и множество народа. У городских ворот Он встретил похоронное шествие: выносили из города для погребения умершего юношу, единственного сына матери-вдовы. Увидя, удрученную горем вдову, Господь сжалился над нею и сказал ей: Не плачь! потом прикоснулся рукою к носилкам, на которых несли труп умершего; несшие остановились. Тогда Он сказал: Юноша! тебе говорю, встань! Мгновенно мертвый поднялся, сел и стал говорить. И все присутствовавшие славили Бога и говорили: Великий Пророк восстал между нами. Такое мнение об Иисусе Христе распространилось не только в Галилее, где было совершено это чудо, но и по всей Иудее.

40. Призыв труждающихся и обремененных. Мф. 11:25–30

Однажды Господь проповедовал, и видел как простые, бесхитростные люди жадно ловили каждое слово Его; стоявшие же тут книжники и фарисеи с презрением смотрели на этот жалкий, по их мнению, народ. Тогда Господь сказал: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам! ибо таково было Твое благоволение.

Мудрые люди, основательно знающие Писание, скорее и легче познали бы Христа и Его учение, чем люди, равняющиеся по простоте своей младенцам; но таких мудрецов не было среди современных Иисусу евреев. Вот почему Господь, не видя вокруг Себя истинных мудрецов, окруженный простыми людьми, жаждавшими спасения, сказал: Славлю Тебя, Отче, что Ты открыл младенцам то, что мудрецы сии сами утаили от себя.

Обращаясь затем к этим простым, как младенцы, людям, Господь сказал: Прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Это означает: идите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас! Возьмите на себя иго Моих заповедей; и не думайте, что они трудны или неудобоисполнимы; берите пример с Меня; будьте так же кротки и смиренны, как Я; и тогда вы поймете, что иго Мое, возлагаемое Мною на вас, составляет благо для тех, которые несут ero; а если это иго – благо, то и бремя несения его должно быть легко.

Все иго Христовых заповедей вмещается в следующих словах Его: Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Это иго дает истинное душевное спокойствие всем несущим его.

41. Отправление Апостолов на проповедь. Мф. 10:5–42; Мк. 6:7–13; Лк. 9:1–6

Иисус Христос ходил по городам и селениям, проповедуя слово Божие; за Ним постоянно следовала толпа людей, приходивших издалека, чтобы послушать Его и исцелиться от разных недугов.

Сожалея приходивших к Нему из тех мест, где Он еще не был, Он посылает Своих Апостолов проповедовать и исцелять больных; посылает их по два, для того, чтобы евреи скорее поверили им, так как по закону Моисея для засвидетельствования истины необходимо было показание не менее двух свидетелей.

В будущем Апостолам предстояло проповедовать всему миру; но теперь Господь посылал их только к евреям; даже запретил им заходить в языческие и самарянские города. А чтобы люди верили их посланничеству, Он даровал им власть исцелять больных, воскрешать мертвых и изгонять бесов. Затем Он обратился к ним с таким напутствием: Идите и проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; этот дар чудотворения вы от Меня даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни денег, ни запасных одежд и обуви, ни сумы с хлебом; ибо трудящийся достоин пропитания. В какой бы город или селение вы ни вошли, узнавайте, кто в нем достоин принять вас; и живите в доме такого человека, пока не уйдете. Входя же в дом, приветствуйте живущих в нем, говоря: Мир дому сему! А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах (пыль), приставший к вашим ногам; этим вы покажете, что между вами и ими нет ничего общего; и за такое пренебрежение к Посланникам Моим городу тому будет хуже в день страшного суда, нежели земле Содомской и Гоморрской.

Не скрывал Господь от Апостолов и тех испытаний и страданий, какие предстоят им. Я посылаю вас, как овец среди волков; но не бойтесь предстоящей вам борьбы с Моими врагами: мудростью и кротостью вы победите их; будьте мудры, как змии, и просты (кротки), как голуби. Не подвергайте себя опасности, без крайней надобности; и если вас будут гнать из одного города, не оставайтесь в нем, а бегите в другой. А когда вас возьмут и поведут в судилища или к царям и правителям, то не заботьтесь о том, что и как отвечать им; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, а Дух Отца вашего будет говорить в вас. Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить. Не две ли малые птицы продаются за ассарий?6 И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же! вы лучше многих малых птиц.

С таким напутствием Апостолы пошли проповедовать.

42. Смерть Иоанна Крестителя. Мф. 14:6–12; Мк. 6:21–29

Законною женою Ирода Антипы была дочь аравийского царя Ареты; она бросила мужа и бежала к отцу, когда узнала, что ее муж вступил в незаконную связь с Иродиадой. Оскорбленный Арета начал войну против Ирода; поэтому Ирод со всем своим двором переехал в Махеру, где был заточен им в темницу Иоанн Креститель; и жил он там в своем дворце.

По случаю дня своего рождения, он сделал пир своим вельможам, тысяченачальникам и галилейским старейшинам. По обычаям востока, женщины не смели присутствовать на пиршествах мужчин; присутствие их считалось неприличным, зазорным; только рабыням позволялось плясать во время пиров. Но Саломия, дочь Иродиады и Филиппа, пренебрегла обычаями и женскою стыдливостью; она вошла к пирующим и начала плясать. Своею пляскою она так воспламенила отуманенного вином Ирода, что он с клятвою сказал ей: «Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; даже до половины моего царства».

Саломия вышла и спросила у своей матери: «Чего просить?» Та ни минуты не колебалась: самым драгоценным для нее подарком была бы смерть ее неумолимого обличителя, Иоанна Крестителя. Но она боялась, что Ирод и на этот раз ограничится одним лишь обещанием казнить Иоанна; поэтому она дает дочери блюдо и говорит: «Проси голову Иоанна Крестителя».

Саломия взяла блюдо, вошла к пирующим и сказала царю: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь делает вид, что колеблется; он смотрит на своих вельмож и старейшин, как бы вызывая их ответ на занимавший его вопрос. И, вероятно, полупьяные участники пира решили, что лучше убить человека, чем нарушить клятву; ибо Ирод, ради клятвы и возлежавших с ним, не захотел отказать Саломии. И повелел Ирод своему оруженосцу принести голову Иоанна. Оруженосец-палач быстро исполнил приказание: отсек Иоанну голову и принес ее к пирующим на блюде; а затем, по повелению Ирода, передал ее Саломии; а та понесла к матери.

Ученики Иоанна взяли обезглавленное тело своего учителя и похоронили его.

43. Возвращение Апостолов. Насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Мф. 14:13–23; Мк. 6:30–46; Лк. 9: 10–17; Ин. 6: 1–16

Совершив погребение тела Иоанна Крестителя, ученики его пошли к Иисусу Христу; и возвестили Ему о смерти их учителя. В то же время собрались к Нему и Апостолы, исполнив возложенное на них поручение. Между тем, в то же время вокруг Иисуса были громадные толпы народа, так что и есть им было некогда.

Весть о смерти последнего Пророка не могла не опечалить Спасителя. Он всегда в минуты скорби искал уединения от шумной толпы; и теперь захотел уйти куда-нибудь. К тому же, надо было и с Апостолами побеседовать наедине. Вот почему Господь удалился с Апостолами Один, без толпы, в пустынное место; они сели в лодку и поехали по озеру Галилейскому. Оставшаяся на берегу толпа увидела уплывавшего Иисуса; и пошла она по берегу к тому месту, где лодка с Иисусом и Апостолами должна была пристать; толпа шла и постепенно увеличивалась выходившими из попутных городов людьми; и опередила Господа, прибыла ранее Его туда, куда Он направился.

Пристав к пустынному берегу озера, где не было никакого жилья, Апостолы, с наступлением вечера просили Господа отпустить народ, чтобы он мог пойти в ближайшие селения и купить себе хлеба. Но Господь, сказав – не нужно им идти, вы дадите им есть – взошел с ними на гору и сел. Народ пошел за Ним. Тогда, указывая на идущие к ним толпы, Господь спросил Филиппа: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» Филипп отвечал: Да у нас и средств нет, чтобы купить хлеба для такой толпы; и двухсот динариев будет мало, чтобы досталось всем, хотя по не многу хлеба. – А Апостол Андрей сказал: «Здесь есть у одного мальчика пять ячменных хлебов и две рыбки; но что это для такого множества?»

Тогда Господь приказал Апостолам рассадить всех на зеленой траве по пятидесяти и по сто человек, и сосчитать всех. Оказалось около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. Когда все расселись, Господь взял пять хлебов и две рыбы, благословил их, преломил и дал Апостолам, чтобы они раздали народу. Апостолы понесли куски хлеба и рыб возлежавшему народу; и увидели они свершающееся в их руках великое чудо: по мере раздачи народу, количество кусков хлеба не уменьшалось, а увеличивалось; ели все, сколько кто хотел, и насытились; и собрали потом Апостолы двенадцать коробов остатков.

Тогда все заговорили: Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир; это – Мессия, Царь Израилев. Что же Он медлит объявить Себя Царем? Вот, приближается праздник Пасхи, и соберутся в Иерусалим евреи со всех стран мира; возьмем Его, и поведем в Иерусалим на праздник: там объявим Его Царем и свергнем ненавистное иго римлян! – Так рассуждали в толпе, окружавшей Иисуса Христа. Толпа была так восторженно настроена, что готова уже была приступить к осуществлению этого плана. Но Господь, зная, что хотят объявить его Царем, поспешил отослать от Себя Апостолов: велел им скорее сесть в лодку и плыть на другую сторону; а Сам пошел к толпе, успокоил и отпустил ее; и тогда уже взошел на гору помолиться в уединении.

Господь отказался от признания Его Мессией потому, что народ не таким Мессией хотел объявить Его, каким Он в действительности был; а так как и Апостолы могли увлечься чувствами толпы, то Он поспешил скорее удалить их.

44. Хождение Иисуса Христа по воде. Мф. 14: 24–83; Мк. 6: 47–52; Ин. 6: 16–21

Апостолы сели в лодку, по повелению Господа, и поплыли в Капернаум. Становилось темно; дул сильный ветер, и море волновалось; ветер был противный, и лодку било волнами. Апостолы должны были вспомнить, как они погибали на том же море, и как буря мгновенно утихла по одному лишь могучему слову их Учителя; они должны были пожалеть, что остались одни, без своего Спасителя. А Он не приходил к ним; Он оставался Один на горе и молился; а в четвертую стражу7 ночи увидел их бедствующих в плавании, и пошел к ним, идя по морю.

Тем временем, Апостолы отплыли уже около 25 или 30 стадий8 от берега; плыли они все время против ветра; усиленно гребли веслами не менее шести часов; и окончательно выбились из сил, когда увидели идущего к ним по морю Господа; и приняли Его за призрак, привидение. В древности существовало поверие, что души умерших могут являться людям и бывают видимы, как призраки или тени. За такой-то призрак Апостолы приняли шедшего к ним Иисуса. Приняв это привидение за дурное предзнаменование, они, в страхе за Свою жизнь, закричали. Им даже показалось, что этот призрак идет мимо их, хочет миновать их. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: Ободритесь! это Я; не бойтесь! Пылкий Петр, услышав голос своего Учителя, рвется к Нему и молит Его: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Говоря так, Петр высказал уверенность, что если Христос повелит, то Он, Петр, дойдет до Него по воде. Господь ответил ему: Иди! то есть: если вера твоя в Меня сильна, то иди, не бойся, ты придешь ко Мне. – Петр вышел из лодки; сила веры свершила над ним чудо: он пошел по воде. Но бушующие волны отвлекли внимание Петра от ожидавшего его Иисуса; он испугался, и вера его поколебалась; он стал погружаться в воду и утопать. В отчаянии он закричал: Господи! спаси меня! Христос не остановил ни ветра, ни волн, но протянул руку Свою к Петру, поддержал его и сказал: Маловерный! зачем ты усомнился? Не усмирил Господь тотчас же бушующее море преднамеренно, желая показать Петру, что он, восстановив в себе поколебавшуюся веру, может вновь идти по воде.

Когда Господь вошел с Петром в лодку, ветер мгновенно утих. Изумление Апостолов сменилось благоговением; они, пав пред Ним, поклонились Ему и сказали: Истинно, Ты – Сын Б о ж и й! Продолжая плыть, Христос и Апостолы скоро пристали к берегу.

45. Беседа о хлебе жизни. Ин. 6: 22–71

Когда Господь вышел на берег, после хождения Своего по воде, то находившиеся на берегу люди узнали Его; они поспешили оповестить об этом жителей окрестных селений. И принесли к Нему всех больных, и просили позволения больным прикоснуться к Его одежде; и кто прикасался, исцелялся, исцелялся, конечно, не от одного только прикосновения, но по вере своей и по воле Того к Кому прикасался.

Между тем, насыщенная и успокоенная Господом многотысячная толпа народа осталась ночевать на том же пустынном берегу. Все видели, что у берега стояла одна только лодка, и что в эту лодку вошли Апостолы и отплыли; все видели, что Иисус, не входя даже в нее, ушел на гору. Утром они искали Иисуса, но не нашли; когда же пристали к тому берегу лодки, пришедшие из Тивериады, то на поиск Его отправились в Капернаум. Увидя Его в Капернауме, они с изумлением спросили: Учитель!когда Ты сюда пришел?

Понимая настроение искавшей Его толпы, Господь сказал: Вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели и насытились. Старайтесь не об этой тленной пище, питающей лишь тело, но о той, которая питает душу и вводит в жизнь вечную. Господь говорил это тем, которых вчера накормил пятью хлебами и двумя рыбами. Но этого чуда для них было мало. Они вспомнили, как Моисей кормил манною весь народ в пустыне в продолжение сорока лет; и сказали они Господу: Отцы наши верили, и мы верим, что Моисей был послан от Бога, потому что он низвел манну с неба, которую отцы наши ели в пустыне; а Ты какое дашь нам знамение? что Ты делаешь, чтобы мы поверили Тебе, что и Ты послан от Бога?

На этот вопрос Иисус кротко ответил: Та манна, которую, чрез Моисея, даровал отцам вашим Бог, питала только тела их; Я же говорю о хлебе небесном, который питает душу и подготовляет к жизни вечной; этот-то хлеб и дает вам теперь Отец Мой; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру. На просьбу же слушателей давать им всегда такой хлеб, Господь ответил: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Я – хлеб живой сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя (то есть тело), которую Я отдам за жизнь мира.

Слыша эти слова многие стали переспрашивать друг друга: «Как Он может дать нам есть Свою плоть?» На это Христос ответил: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческаго и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

Тогда многие из учеников (не Апостолов) стали перешептываться, говоря: «Какие странные слова! кто может это слушать?»

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Господь спросил Апостолов: Не хотите ли и вы отойти? Этим вопросом Он предоставлял им полную свободу. От имени всех Апостолов ответил Петр: Г осподи! к кому нам идти? другого учителя, к которому мы могли бы перейти, нет; Ты и только Один Ты преподаешь такое учение, которое верующих в Тебя приведет к вечной жизни; Ты имеешь глаголы вечной жизни! Нет, мы не отойдем от Тебя, мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога Ж и в о г о!

***


Источник: Священная история Нового Завета / Б.И. Гладков. - 4-е изд., (без изм.) с изображениями богоматери и Иисуса Христа, карт. Палестины и 26 картинами. - Санкт-Петербург : Стереотип. изд. авт., 1912. - VI, [2], 256 с. : ил., карт.

Комментарии для сайта Cackle