Источник

Глава двадцать первая

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1).

После того как апостол Иоанн увидел великий Суд последнего дня, Господь показывает ему, что будет после Суда. Евангелист видит новое небо и новую землю, и святой город Иерусалим. Священное Писание говорит, что, с одной стороны, этот мир в нынешнем своем виде не сохранится, потому что он тленный, смертный, но, с другой стороны, «тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие» (1Кор. 15:54). Мы читаем в Книге псалмов: «Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103, 30). Бог обновит в конце времен лицо всей земли. Святитель Амвросий Медиоланский, рассуждая об этом, говорил, что будет Воскресение не только нашей плоти, но будет Воскресение всей вселенной. Как наше тело умрет, а потом будет воскрешено Творцом, так и небо и земля сгорят в огне мирового пожара. Сам Господь сказал: «Небо и земля прейдут» (Лк. 21:33), то есть исчезнут в нынешнем виде, но потом будут воссозданы силой Бога, дыханием Святого Духа, Который восстановит и изменит все.

Об этом же пишет апостол Петр во Втором своем Послании: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда»(2Петр. 3:3–13). Итак, все Писание свидетельствует о том, что нынешний мир в современном его виде не будет существовать вечно, мы знаем, что он изменится. Смерть – это порог, и тление вошло в этот мир из-за грехопадения первых людей. Когда же грех исправлен, исцелен, то должен быть изменен и этот порог. Весь мир переплавляется как бы в огромной плавильной печи Божиего Суда, из мира выжигается смерть, выжигается тление, выжигается всякая нечистота, и Господь творит все новое. Он обновляет все творение.

Об этом говорят многие древние святые, например, пророк Исаия дважды пишет о новой вселенной: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих» (Ис. 65, 17–20). Господь творит новую землю и новое небо необыкновенно прекрасными. Он обещает, что мы будем жить в новом мире, созданном рукою Бога, под новым небом и на новой земле, ибо Творец обновляет вселенную Своим могуществом, Своей красотою. Дальше Исаия говорит: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается» (Ис. 66, 13–14). Как понять слова«расцветут кости, как молодая зелень»? Это значит, что люди воскреснут. Можно представить себе: лежат сгнившие, разломанные кости в земле, и вдруг они, по гласу Божиему, начинают срастаться и расцветать, точно молодая зелень, обрастать мышцами и кожей. Затем Господь душу каждого человека возвращает в его тело. Это подробно описано у другого пророка – Иезекииля.

И дальше Господь говорит через пророка Исаию: «И откроется рука Господа рабам его» (Ис. 66, 14), то есть Бог откроет все Свои планы, весь Свой замысел об управлении миром Своим рабам. Все люди поймут, почему Бог так управлял; раскроются все загадки, все удивительные тонкие замыслы, реализуемые Богом сегодня, будут раскрыты во всей полноте. Почему Бог сейчас их не открывает? Потому что только плохой художник показывает недорисованную картину, а настоящий представляет на суд зрителей работу только после ее завершения. Бог творит вселенную, и сейчас она не завершена, картина мира не закончена. Мы живем в динамическом мире, он изменяется, так как Бог продолжает писать Свою летопись, книга судеб Божиих все еще пишется, и именно поэтому планы Божии до конца еще не ясны. К тому же идет война, поэтому стратегические планы Господа пока сокрыты.

Пророк Исаия продолжает: «Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом. Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все погибнут, говорит Господь» (Ис. 66:15–17). Здесь речь идет о ритуальных жертвах, жертвах бесам. Люди, совершающие такие мерзости, погибнут. «Ибо Я [знаю] деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою» (Ис. 66:18–19). Бог говорит, что перед наступлением конца посланники Его отправятся к дальним народам. Фарсис – город в Испании, поэтому речь может идти о народах этой страны. Пул и Луд, по мнению исследователей, некие населенные пункты на юге. Тубал и Яван, как предполагают, население северной части Малоазийского полуострова или жители современного Закавказья, родственные грузинам и сванетам. Дальние острова – отдаленные и еще неизвестные в то время народности. Бог всюду разошлет Своих послов по всей земле, чтобы собрать Себе поклонников. «И представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, – подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь» (Ис. 66:20–21). Господь говорит, что создаст новое священство из всех народов, которые соберет. Уже сейчас это пророчество исполняется: Бог сегодня ставит священниками и левитами людей не только из еврейского народа, как раньше, но и из всех народов планеты.

Исаия продолжает: «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.150 Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис. 66, 22–24). Все народы будут приходить на поклонение Богу, все спасенные увидят возмездие злодеям, которое совершит Господь. А новая жизнь никогда не кончится – она вечная. Произойдет процесс завершения творения. Сейчас многие люди чувствуют полную ненормальность своего положения, на себе ощущают незавершенность творения.151 Как писал апостол Павел: «Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8, 22). Так вот, когда все христиане, все призванные и спасенные из всех народов, наконец-то, войдут в славу Бога, тогда все творения сделаются обновленными и исцеленными на века. Как говорит апостол Иоанн: «Ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21, 1). Море исчезает, как свидетельствует пророк Исаия: «„Иссохни!,, и реки твои Я иссушу» (Ис. 44, 27). Бог говорит, что иссушит океанические течения, уничтожит моря. Житейское море, суета исчезнут.

«И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:2). Священное Писание рассказывает о неком удивительном месте, сердцевине мира. Причем оно упоминается во всем Писании, начиная с первой Книги Бытия и до последней – Книги Апокалипсиса. Этим центром мира является Иерусалим. Его история начинается с поразительного послушания Авраама, когда он в земле Мориа готов был принести в жертву своего единственного сына Исаака. И еще до этого в городе Салиме, будущем Иерусалиме, жил удивительный царь и священник по имени Мелхиседек. Он является прообразом Иисуса Христа – Царя, Священника, не имеющего ни начала, ни конца, пребывающего Первосвященником всегда.

Итак, когда Иерусалим зарождается, то становится центром Божиих действий в этом мире. При исходе евреев из Египта Бог обещает им, что создаст место Своего покоя на некой Святой Горе. Когда же евреи вошли в Святую Землю, Господь в течение 450 лет управлял их судьбами, пока они не захотели иметь царя, как все прочие народы. Во времена царя Давида Бог назначил Себе место покоя, на холме Мориа – том самом, на котором Авраам был готов принести в жертву своего сына. И вот в это самое время рождается восприятие Иерусалима как вечного города, поскольку с ним связаны вечные обещания Бога. Иерусалим строится как город, в котором люди вместе приобщаются к Богу, откуда выйдет Закон, слава Господня, где Бог поселится навсегда и будет вечно царствовать. Однако земной город Иерусалим Бог отвергает: еще во времена Вавилонского плена Божия слава покинула город, и он был сожжен. Слава Божия покидает Иерусалим и в день казни Христа. Как и сказал Господь в Евангелии: «Оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38; Лк. 13:35). Таким образом, Иерусалим из города Бога стал новым Содомом, городом, где распинают нашего Господа, как об этом и говорит книга Апокалипсиса.

Но, тем не менее, Иерусалим остался в центре замысла Божиего – как духовная сердцевина мира, вокруг которой продолжают решаться судьбы мироздания. И в самом конце мира Иерусалим снова станет абсолютным воплощением зла. Антихрист будет править там, тогда и совершится великое очищение: зло, собранное воедино, будет выжжено. И в Иерусалиме наступит Судный День. Недалеко от этого города находится долина Иосафатова, описанная у пророка Иоиля, и вот именно туда при преображении мира спустится с неба от Бога новый Иерусалим. Настоящий Иерусалим, «подлинник», находится на небе, и об этом говорит большое количество текстов Священного Писания. Например, у пророка Исаии находим: «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис. 51:17). «Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый. Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона! Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего. Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни! ибо вы выйдете неторопливо, и не побежите; потому что впереди вас пойдет Господь, и Бог Израилев будет стражем позади вас» (Ис. 52:1–2; 9–12).

«Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои – из жемчужин, и всю ограду твою – из драгоценных камней. И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих. Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе. Вот, будут вооружаться [против тебя], но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя, падет. Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребления. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь» (Ис. 54:11–17). Речь идет о городе, в котором будет абсолютный мир, и Бог явит Себя там во всей полноте. И одно, может быть, из самых удивительных предсказаний о Святой Горе Бога тоже дано через пророка Исаию: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 25:6–9). Это гора, где является святость Бога, где навсегда уничтожается смерть. Люди будут жить вечно и не увидят зла больше никогда. Это будет город абсолютного мира. «Иерусалим» так и переводится – «город мира».

Итак, Иоанн увидел «сходящий от Бога с неба» город, «приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:2). Этот город приготовлен Христом, сказавшим: «Пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:3). И вот Господь исполняет Свое обещание: Он возвращается, приготовив для нас жилище, чтобы мы жили с Ним всегда. Писание говорит, что мы приступаем к этому городу тогда, когда надеемся на Господа. В Послании к Евреям апостола Павла есть такие слова: «Все сии (праведники – ред.) умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр. 11:13–16). Бог приготовил город для странников и пришельцев на земле, для тех, кто знает, что родины его на земле нет – она на небе. Такие люди, люди, ищущие этот город, его и находят. Как и дальше сказано в Писании: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:22–24). Этого самого города, к которому мы преступаем с верою, достигают те, кто идет вместе с Иисусом. По словам апостола,«Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:12–14). Какого будущего мы ищем? Вот именно этого вечного города Иерусалима, сходящего с неба от Бога, «как невеста украшенная для мужа своего» (Откр. 21:2). Это день соединения Бога и людей. Мы здесь видим, что Церковь Божия называется Невестой, а чуть позже будет называться Женой, потому что соединится с Богом.

«И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21:3). Надежда, которую имели еще древние израильтяне, исполняется. Помните, чем было удивительно странствование евреев по пустыне? Во время этих странствований кто руководил евреями? Перед глазами их всегда стоял огненно-солнечный столб, то есть Бог сорок лет непосредственно стоял перед их глазами. И хотя евреи очень часто роптали, но Господь хранит до сих пор слово, данное Аврааму. Мы сразу же вспоминаем Скинию, которую Бог повелел сделать пророку Моисею. Причем пророк должен был просто сделать копию Скинии по образцу, который он увидел на небе, когда был на вершине Синая. Ему был показан прообраз небесных вещей, и вот по этому образу и была сделана Скиния Моисея. Иоанн Богослов увидел то же самое, что и Моисей – новый Иерусалим. По образцу нового, будущего Иерусалима и была построена Скиния, а позже по этому примеру возвели Храм Соломона, так же строятся и все православные храмы.152 Поэтому при возведении церкви можно менять архитектурные стили и формы, но схему храма менять запрещается, потому что она восходит к описанию небесной реальности.

«И Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21:3). Если мы внимательно будем читать Писание, то увидим очень интересную вещь: как только люди отходили от Бога, они начинали Его считать чужим. Посмотрите, например, как в Книге Бытия Лаван говорит: «Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака» (Быт. 31:53). Дальше Саул, сделав грех, обращается к Самуилу: «Я согрешил, но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем и воротись со мною, и я поклонюсь Господу Богу твоему» (1Цар. 15:30). Понимаете, не «моему Богу», не «нашему Богу», а «Богу твоему», потому что для Саула, не осознавшего своего греха и считавшего себя абсолютно правым, Бог стал чужим. Так и в Откровении сказано, что Бог «будет обитать с ними» и «они будут его народом» (Откр. 21:3). «Обитать» можно перевести как «раскинуть шатер», «жить в одной палатке». Бог будет жить вместе с ними в одном шатре, в одной палатке. Так же сказано и в Послании апостола Павла Коринфянам: «Вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор. 6:16). Это обещание сбудется. Бог поселится вместе с людьми и внутри людей. Бог будет прекраснейшим венцом для увенчанных. Господь покроет прекраснейшей ризой Своего света спасенных. Он будет питьем животворящим, пищей сладчайшей, славой и величием для людей. Всякая земная красота по сравнению с красотой Иисуса меркнет, делается ничтожной. Не потому, что Бог запрещает что-то, а потому, что тленное само «выгорает» перед нетленным. Господь будет жить с людьми, «и Бог будет Богом их», то есть их собственным Богом, они будут для Него своими.

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21: 4). Господь уже говорил об этом в Откровении: Он действительно утолит все печали, Бог Сам отрет слезу с каждого плачущего лица. Когда мы просим Богородицу, чтобы Она утолила все наши печали, мы, естественно, надеемся, что это сделает не Сама Дева Мария, а Ее молитва к Богу привлечет к нам руку Божию, которая и утешит нас. Третья личность Бога зовется Утешителем. Он утешает нас в скорбях и утешит окончательно во всяком несчастье, которое только может быть у людей. В Царстве Бога исцелимо всякое горе, Спаситель сотрет слезу со всякого плачущего ока. Как раз об этом говорит удивительный псалом, читаемый перед Причастием: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни» (Пс. 22:1–6). Милость Господа будет преследовать меня во все дни жизни моей, чтобы вселиться мне в Дом Господень в долготу дней. Дом Господень – это как раз тот самый дом, скиния с людьми, где смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезней. Ибо прежнее прошло. Как и предсказано у пророка Исаии:«И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35:10). Это та самая обещанная Господом радость, которую никто и никогда не отнимет. И она будет дана. Ни плачу, ни воздыханию, ни болезни там места не будет. Причем процесс этот уже начался – изгнание болезни началось. Почему Господь уже сейчас изгоняет болезни? Чтобы показать людям, что никаких болезней больше у них не будет. Чтобы люди не думали, что болезнь – это нормальное состояние человека. И поэтому не правы люди, утверждающие, что болезни будут всегда и что нужно с этим смириться. Это неправославный подход. На это нужно всегда отвечать, что всегда болеть не будешь, максимум – до смерти, а может, и меньше, если Бог исцелит, но, когда будешь воскрешен, точно выздоровеешь.

Господь продолжает совершать бесчисленное море чудес, как поется в акафисте святому Николаю Угоднику: «И неисчерпаемых чудес море». В Православной Церкви безмерное, немыслимое количество чудес. Именно о том, что болезней больше не будет, мы убеждаемся, читая в Новом Завете о чудесных исцелениях. Не будет слепых – Господь исцелял слепых, не будет больше хромых – мы знаем, что исцелялись хромые. Христос исцелял глухих, немых, прокаженных, кровоточивых (См.: Мк. 5), расслабленных (парализованных) и т. д. Господь восстановит всякого человека в совершенном виде. Почему в Евангелии описывается столько чудес? Для того чтобы убедить людей в реальности обновления. Ведь Евангелие – это Благая Весть. Новая Вселенная уже зародилась, Царство Божие началось с момента появления на земле Царя – Иисуса Христа. И вестниками этого Царства являются чудеса. Господь отправляет своих посланников – апостолов, дает им первый дар: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Это как раз весть о восстановлении вселенной, и этот процесс изменения уже сейчас идет. Причем он виден даже невооруженным глазом: например, нетление мощей, от которых происходят чудеса. Процесс переплавки вселенной уже запущен. Заговор Троицы действует, и с каждым годом он все явственнее и явственнее.

«Ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). Здесь идет речь о том, что закончится великое угнетение этого мира. Одно из проявлений христианства в мире заключается в том, что притеснения смягчились. Демократия имеет какие-то свои формы защиты от угнетения, но это результат ничего иного, как Евангелия. Даже среди неверующих Евангелие продолжает свою работу. Мы часто не задумываемся, почему возник так называемый гуманизм. Из гуманных отношений никаким образом нельзя вывести гуманное отношение к людям: если человек – животное, то к нему не надо гуманно относиться, к нему нужно относиться как к животному. Поэтому последовательные гуманисты были человеконенавистниками.153 Так, современные «гуманисты», якобы заботясь об экологии, вместо, например, строительства очистных сооружений или снижения потребления ресурсов предлагают очищать планету от людей – убивать их. А как еще называть детоубийства – аборты? Но постепенно происходит так называемое смягчение нравов, и происходит не само по себе154, а потому, что моральные нормы совершенствуются. Взгляды и представления людей постепенно смягчаются. И нам уже кажется ненормальным то, что еще недавно считалось нормой. Эти перемены – показатель внутреннего тайного процесса переплавки человечества, который уже идет и воздействует даже на людей, отказывающихся служить Богу и почитать Его. Отблеск христианства есть везде, он всем бьет в глаза.155 За этой переплавкой стоит Бог, а не человек. Мы видим масонские проекты, но не замечаем проектов Бога, потому что они происходят органично, прямо у нас на глазах. А зло имеет тенденцию рекламировать себя, Бог же в рекламе не нуждается.

И вот Откровение говорит, что в результате переплавки, обновления мира, наконец-то, исчезнут тираны, издевающиеся над людьми, никакая болезнь не будет мучить людей, никакое животное не будет терзать человека. Все это исчезнет. Бог обновит животный мир – воскресения животных не будет, поскольку у животных нет духа, нет личности. Весь мир изменится, прежнее отойдет, наступит Царство Божие. И все чистые станут жить в чистоте, а все злодеи получат воздаяние по делам своим.

«И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откр. 21:5). Бог Отец провозглашает наступление нового, восьмого дня этого мира. Наступает нечто новое, небывалое. Недаром в Книге пророка Исаии сказано: «Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Ис. 65:17). В еврейском оригинале стоит слово «бара» – то самое слово «сотворил» (сделал из ничего), которое Бог произносил в самом начале творения. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). То есть Господь, возобновляя этот мир, творит его как бы из небытия, в абсолютно новом виде.

Бог творит все новое и «говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откр. 21:5), то есть слова Бога – единственные истинные и достойные доверия, все остальные слова, слова людей, могут быть изменчивы. Человек может свои слова и мысли изменить, Бог же Своих слов не меняет. Как бы нам ни казалось, что зло всегда будет существовать, что тление будет владычествовать, что смерть вековечна, но Бог Отец говорит: «Запиши Мои слова, они истинны и верны». И в Книге пророка Исаии то же: «Вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете. Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне» (Ис. 43:18–19).

«И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой» (Откр. 21:6). Господь уже однажды сказал: «Совершилось!»156 «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин. 19, 30). Искупление совершено, выкуп заплачен, а теперь Бог Отец говорит, что то, ради чего был заплачен выкуп, тоже совершилось. Семя, посеянное с Крестного древа, выросло, оно стало великим деревом, покрывающим теперь своей сенью (покровом, тенью) всю землю. Завершилось все, ибо Бог говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец». Бог – первая и последняя буква алфавита. Иисус – начало творения Божиего, Он запускает процесс творения мира, а теперь его же и «ловит» в конце. Христос сотворил мир, Он же ставит точку в его истории. Совершилось! Время мира закончилось, наступает новое время – время вечности. Бог через пророка Исаию так же говорил: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне [все] с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее» (Ис. 44:6). Итак, Он вечный Бог, великий, неизменный Властелин, Тот, Кто встречает мир в конце.

«Жаждущему дам даром от источника воды живой» (Откр. 21:6), то есть Господь обещает через пророков напитать людей живой водой. Пророк Исаия передает следующие слова Бога: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком» (Ис. 55:1–2). Эта жажда и эта вода живая приходят уже в этот мир. Живая вода – это Святой Дух. Как и сказал Господь: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7, 39). И вот жаждущий – тот, кто жаждет Бога – насыщается. Помните, как обещано было Христом: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6). Жаждущие и алчущие праведности насыщаются, так как пьют из реки Святого Духа и напиваются этой живой водой святости. Дух Святой приводит их к покою, и они благополучно достигают цели, получают то, чего хотели.

«Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр. 21, 7). Бог Отец говорит: «Сражайтесь и помните, что вам нужно победить. А если не победите, то все потеряете». Все или ничего. Кто остановился, тот не поднимется на вершину лестницы, поэтому только побеждающий получает награду. Вот как рассуждает апостол: «Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий» (1Кор. 3:22–23). То есть побеждающий получает абсолютно все. Если вы вступили в сражение с демонами, вы должны их победить. А обещание сражаться с демонами вы уже дали в момент Крещения, когда присягали на верность Христу как Царю и Богу.

«И буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр. 21:7). Человек достигнет усыновления, обожения – той самой благодати, которая была обещана нам и на которую мы надеемся. Люди станут подобными Богу во всем, кроме единственного – сущности. Как сказал преподобный Максим Исповедник, мы получим абсолютно все, получим все Божественные качества, кроме единосущия. Потому что единосущие предполагает несотворенность. Но люди получат вечность, поэтому станут безначальными. Парадокс. Представляете?

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21, 8). Бог ясно предупреждает, что людям, которые боятся или из-за ложного стыда не хотят исповедовать Христа, уготована смерть. Например, мусульманину, чья совесть требует отказываться от тех злодейств, которые предписываются исламом, однако он не отказывается. Если он последователен и желает найти истину, то должен искать встречи с Богом, должен искать Бога, а не удовлетворяться словами «Бог един». Он должен искать встречи с Ним. Если же такой человек не ищет личной встречи с Богом, то он и не найдет Его никогда, потому что ислам этой встречи ему не дает.

«И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» (Откр. 21:9–10). Приходит один из семи Ангелов, которые изливали страшные кары на мир. Почему именно один из этих семи приходит? Для того чтобы Иоанн понял: речь идет не о какой-то злой воле или желании помучить людей, а о справедливости правосудия Божия. И вот Ангел говорит: «Пойдем, я тебе покажу жену и невесту Агнца одновременно», то есть Церковь Божию, которая есть и Жена, и Невеста Христа, Агнца, умершего за наши грехи. Иоанн, чтобы увидеть новый Иерусалим, возносится в Святом Духе на великую и высокую гору. Нечто похожее происходило и с пророком Иезекиилем, но он видел все неотчетливо, неясно, потому что жил еще в те времена, когда человечество не было оправдано Кровью Христа: «В двадцать пятом году по переселении нашем, в начале года, в десятый [день] месяца, в четырнадцатом году по разрушении города, в тот самый день была на мне рука Господа, и Он повел меня туда. В видениях Божиих привел Он меня в землю Израилеву и поставил меня на весьма высокой горе, и на ней, с южной стороны, были как бы городские здания; и привел меня туда. И вот муж, которого вид как бы вид блестящей меди, и льняная вервь в руке его и трость измерения, и стоял он у ворот. И сказал мне этот муж: „сын человеческий! смотри глазами твоими и слушай ушами твоими, и прилагай сердце твое ко всему, что я буду показывать тебе, ибо ты для того и приведен сюда, чтоб я показал тебе [это]; все, что увидишь, возвести дому Израилеву"» (Иез. 40:1–4). И дальше он видит уже некий священный Храм, образ Храма.

Здесь же видит Иоанн новый Иерусалим, сходящий с неба от Бога, – это жилище, в котором обитает Церковь. Сейчас одни говорят, что новый мир будет только материальным, другие – что только духовным. Причем второе мнение более распространено, в результате чего люди доходят до некоего символизма духовности, до идеи абсолютного уничтожения материального мира после конца времен. Нужно понимать, что такое утверждение противоречит Священному Писанию и нашей надежде на воскресение плоти. Воскресшее тело будет жить в материальном мире, а не иначе. «И показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» (Откр. 21:10). Приготовлен этот город Богом, сходит он с неба, то есть он и сейчас находится у Бога, выше космоса, выше мира Ангелов.

«Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному» (Откр. 21:11). Первое, что говорится об этом городе, – что он имеет славу Божию, то есть он будет сиять славой Бога. Слава Божия – это свет торжества и могущества. Новый Иерусалим переполнен сиянием, наполнен светом без теней. Ведь свет Божий – это свет без теней, совершенно особый свет, который как бы обволакивает все. Есть параллель этому описанию у пророка Исаии: «Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут157. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе. Множество верблюдов покроет тебя – дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа. Все овцы Кидарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе: взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною, и Я прославлю дом славы Моей. Кто это летят, как облака, и как голуби – к голубятням своим? Так, Меня ждут острова и впереди их – корабли Фарсисские, чтобы перевезти сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святаго Израилева, потому что Он прославил тебя. Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут, и такие народы совершенно истребятся. Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60, 1–13).

Собираются все народы и приносят все лучшее. Они идут со своими великими дарами, подготовленными, наработанными за все время земных лет. Верблюды – это символ богатства. Главное украшение города – кедр, ливан и кипарис. Они символизируют Крест – главное украшение святого города. При наступлении великого сбора в новый Иерусалим произойдет явление Креста на небе. Как увидите, что небо сворачивается в свиток, и увидите Крест, знайте, что время сбора в новый Иерусалим пришло. «Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному» (Откр. 21:11). Зеленая, прозрачная, кристалловидная яшма с красивыми прожилками158 – таким будет светило города, излучающее славу Божию. Это Сам Бог. Чуть дальше будет сказано, что светить будет Сам Бог. Но почему Он светит, как зеленый кристалл? Потому что переполнен жизнью, по этой же причине и в день Святого Духа священнослужители Православной Церкви обязательно переоблачаются в зеленые одежды – как знак будущей славы.

«Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот» (Откр. 21:12–13). Город имеет большую и высокую стену, то есть он великолепно защищен, чтобы никакое зло никогда в него не проникло. Стены означают великое ограждение Богом. Когда мы говорим о новом Иерусалиме, то подразумеваем реальность материальную и символическую, связанные между собой непосредственно. Охрана Бога будет проявлять себя как видимые стены, однако эти видимые стены одновременно являются отражением того, как Бог управляет миром. Это как икона: она тот же самый материальный предмет, который выражает некие духовные реальности. И здесь то же самое. Высокая стена означает полную защиту Бога, а двенадцать ворот означают, что есть двенадцать путей, чтобы войти в город. Раньше были одни ворота в рай, а здесь их уже двенадцать. Почему? Двенадцать апостолов – это двенадцать ворот, ведущих в новый Иерусалим. Через апостолов и их преемников мы входим в этот город. К тому же двенадцать апостолов символизируют собой единство Церкви.

Ворота есть на всех четырех сторонах города, чтобы показать, что народы собираются со всех краев земли. Новый Иерусалим – город для всех народов. У каждых из двенадцати ворот стоит по одному Ангелу. Святой Андрей Кесарийский объясняет, что это те самые Ангелы, которые помогали в миссионерстве двенадцати апостолам – Ангелы Хранители апостолов. Если у каждого христианина есть Ангел Хранитель, то насколько же велики Ангелы Хранители апостолов. Например, мы знаем Ангела Хранителя Богородицы, его звали Архангел Гавриил.

«На воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых» (Откр. 21:12), то есть здесь подчеркивается, что этот город – исполнение той самой надежды, которая была у Авраама, Исаака и Иакова. То, чего они ждали, на что надеялись, наконец, сбылось. Кроме того, на двенадцати воротах написаны двенадцать имен колен Израилевых в знак того, что этот город – собрание христиан из иудеев и христиан из язычников, они собраны вместе во имя Христа.

«Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны» (Откр. 21:14–16). Церковь Божия основана на одном камне – Христе, а на Нем двенадцать других камней – апостолов. Эти драгоценные камни, лежащие в основании стен, – святые апостолы, на которых основан город, так как их труды, их служение породили новый Иерусалим. Мы видим, что реальный материальный мир является выражением видимых вещей.

«Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его» (Откр. 21:15). Как и пророку Иезекиилю, так и апостолу Иоанну Ангел показывает меру города, чтобы продемонстрировать, что этот город задуман и спроектирован Богом. Бог все делает «мерою, числом и весом» (Прем. 11:21), как свидетельствует Книга Премудрости Соломона. Действительно, Бог спроектировал город и знает всех его жителей, поэтому и весь город измерен. Золотой же трость называется потому, что она нетленна.

«Город расположен четыреугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны» (Откр. 21:16). Город описывается здесь как куб. Куб – правильный многогранник, каждая грань которого представляет собой квадрат (четырехугольник, у которого все углы прямые и все стороны равны). Устройство города в виде куба означает его твердость и прочность, потому что он равен по ширине, высоте и длине. То есть город абсолютно устойчив. Поэтому все престолы в алтарях православных храмов делаются квадратными. Четырехугольная форма престола символически изображает то, что на нем приносится жертва для всех четырех сторон света, что все концы земли призываются ко вкушению Тела и Крови Христовой. Стадия – это мера длины, равная 185 м. 12 000 стадий – 2 220 000 метров, или 2 220 километров. То есть небесный город, новый Иерусалим, представляет собой куб ребром в 2 220 километров. Важно помнить, что город – не единственное место для обитания в вечности: некоторые будут жить в возвращенном раю, некоторые – на небе, а город станет центром, столицей вселенной.

«И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист» (Откр. 21, 17–20). Что значит высота в 144 локтя? Поскольку указано, что мера Ангела совпадает с мерой человеческой, то можно использовать приблизительную цифру – полметра. Получается, что высота стены примерно 72 метра. Почему именно 144 локтя? Это двенадцать в квадрате – символическое обозначение полноты спасенных через проповедь двенадцати апостолов. Цифровые выражения использованы еще и для обозначения совершенства, твердости и симметрии целостного здания Божией Церкви. Вот интересное наблюдение: Ангел измерил стены мерой локтя. Значит, это мера, с одной стороны, человеческая, а с другой – мера и Ангела. Это говорит и о своеобразии, и о сходстве человека и Ангела. И человек, и Ангел сотворены по образу Божиему, хотя человек в одном отношении больше, в другом – меньше Ангела. Мышление у них похожее. Поэтому указание на то, что у них мера общая, говорит о наличии некоего подобия между людьми и Ангелами.

Стены города построены из зеленой кристалловидной яшмы. Город – чистое золото, он подобен чистому стеклу, потому что жители его светлы и чисты. Основание стены его украшено всякими драгоценными камнями. Основание первое – яспис, то есть яшма, зеленый прозрачный кристалл. Основание второе – небесно-синий сапфир. Третье – полупрозрачный разноцветный халкидон (халцедон). Четвертое основание – смарагд (изумруд). Пятое

– камень сардоникс, с шелковистым блеском и коричневыми, черными и белыми тонкими полосами. Шестое

– оранжевый и красно-оранжевый самоцвет сердолик. Седьмое – золотисто-зеленый хризолит. Восьмое основание – зеленоватые, золотистые, розовые, малиновые прозрачные вириллы (бериллы). Девятое основание – белые, светло-голубые, желтоватые, винно-желтые, розовые топазы. Десятое – это полупрозрачный голубовато-зеленый и зеленый хризопрас (хризопраз). Одиннадцатое

– прозрачный красный гиацинт. И двенадцатое основание – фиолетовый аметист.

«А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло» (Откр. 21:21). У пророка Исаии есть похожее описание: «Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров» (Ис. 54:11). И у пророка Моисея было сказано, что Бог положит на алмазах, сапфирах и рубинах основание города. Почему именно на этих материалах? Дело в том, что когда Бог открывал Моисею подробности устройства нового Иерусалима, он, в частности, повелел сделать священное облачение для первосвященника. И одним из главных элементов этого облачения был так называемый наперсник – квадратный платок, надеваемый на грудь, с двенадцатью драгоценными камнями. Вот как сказано об этом в Писании: «Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти] и из крученого виссона сделай его; он должен быть четыреугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною; и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд, – это один ряд; второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз; третий ряд: яхонт, агат и аметист; четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они. Сих камней должно быть двенадцать, по числу [двенадцати имен] сынов Израилевых, по именам их [и по рождению их]; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен. К наперснику сделай цепочки витые плетеною работою из чистого золота; и сделай к наперснику два кольца из золота и прикрепи два [золотых] кольца к двум концам наперсника; и вдень две плетеные цепочки из золота в оба кольца по [обоим] концам наперсника, а два конца двух цепочек прикрепи к двум гнездам и прикрепи к нарамникам ефода с лицевой стороны его; еще сделай два кольца золотых и прикрепи их к двум [другим] концам наперсника, на той стороне, которая лежит к ефоду внутрь; также сделай два кольца золотых и прикрепи их к двум нарамникам ефода снизу, с лицевой стороны его, у соединения его, над поясом ефода; и прикрепят наперсник кольцами его к кольцам ефода шнуром из голубой шерсти, чтобы он был над поясом ефода, и чтоб не спадал наперсник с ефода. И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом. [И положи на наперсник судный витые цепочки, положи на оба конца наперсника, и положи оба гнезда на обоих плечах на нарамнике с лица.] На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить [во святилище] пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним» (Ис. 28:15–30).

Почему наперсник называется судным? На этот вопрос известный теолог Д. В. Щедровицкий в книге «Введение в Ветхий Завет» отвечает так: «Урим и туммим

– таинственное устройство, связанное с двенадцатью камнями в наперснике и подробно в Библии не описанное,

– давало первосвященнику возможность непосредственно вопрошать Господа о воле Его по отношению к народу и получать прямые, дарующие „совершенный свет», ответы на конкретные вопросы. Ответы давались посредством драгоценных камней наперсника. В совокупности имена двенадцати колен Израиля содержат все 22 буквы древнееврейского алфавита. Из букв и складывались слова ответа. При этом на каждом камне имя соответствующего колена было написано по кругу, каждая буква – на отдельной грани, и каждая грань закрывалась отдельным подвижным золотым „лепестком» оправы. Каждый из „лепестков» в свою очередь мог подниматься, открывая находящуюся под ним букву, или опускаться, покрывая ее. После специальной молитвы и возглашаемого во всеуслышание вопроса, обращенного к Господу, отдельные „лепестки» чудесным образом поднимались, из открытых граней драгоценных камней исходили разноцветные лучи, и буквы становились ясно видны. Из этих-то букв и составлялись слова, содержащие ответ свыше. Поскольку камни в наперснике были расположены в четыре ряда, соответственно и ответы разделялись на четыре категории. Камни первого, верхнего ряда давали ответы на вопросы, относящиеся к Богослужению, исполнению заповедей, нуждам священников и левитов; камни второго ряда – на вопросы, связанные с жизнью всего народа в целом (вопросы войны и мира, политики и экономики и т. п.); камни третьего ряда – на вопросы, относящиеся к жизни отдельных колен; наконец, камни четвертого ряда открывали волю Всевышнего по отношению к отдельным людям. Так, например, о преемнике Моисея – Иисусе Навине, который в определенном смысле имел статус царя, Господь дал такое указание: „И будет он обращаться к Елеазару священнику и спрашивать его о решении посредством урима пред Господом; и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним и все общество» (Числ. 27:21). Во времена первого Храма от лица всего народа к первосвященнику за ответом от Господа через урим и туммим обращался царь. Например, о царе Сауле, после того как Бог отверг его за тяжкие грехи, говорится: „И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков» (1Цар. 28:6). В эпоху второго Храма, после вавилонского пленения, урим и туммим были утрачены, как и многие другие священные предметы первого Храма. Поэтому первосвященник уже не мог прямо вопрошать Господа через урим и туммим. В Книге Ездры рассказывается о священниках, родословие которых вызывало сомнения в связи с тем, что генеалогические списки были утрачены после разрушения первого Храма. Они искали своей записи родословной и не нашлось ее, а потому исключены из священства. „И Тиршафа сказал им, чтоб они не ели великой святыни, доколе не восстанет священник с уримом и туммимом» (Ездр. 2:62–63). Такие важные вопросы как вопрос о священстве могли решаться только путем откровения свыше – через урим и туммим».

Итак, согласно толкованию святителя Андрея Кеса-рийского, двенадцать оснований города – это «двенадцать дорогих камней, восемь из них были носимы на нарамнике древнего первосвященника, а четыре – новые, дабы показать согласие Нового Завета с Ветхим и преимущество в нем просиявших». Значение этих двенадцати камней таково: «Основание первое – яспис – камень зеленоватого цвета, означает верховного апостола Петра, носившего в теле мертвость Христову и показавшего цветущую и неувядаемую любовь к Нему; второе – сапфир – из которого бывает и лазурь, обозначает блаженного Павла, восхищенного даже до третьего неба; третье – халкидон – видимо, то же, что и анеракс, который был в первосвященниче-ском нарамнике, означает блаженного Андрея Апостола, подобно углю, возженного Духом; четвертое – смарагд

– имеющий зеленый цвет, питающийся елеем и от него получающий блеск и красоту, означает святого евангелиста Иоанна, Божественным елеем умягчающего происходящее в нас от грехов сожаление и уныние и драгоценным дарованием Богословия дарующего нам никогда не ослабевающую веру; пятое – сардоникс, камень, имеющий цвет блестящего человеческого ногтя, означает Иакова, прежде других претерпевшего за Христа телесное умерщвление; шестое – сардий – оранжевый по цвету и блестящий камень этот, целебный при опухолях и язвах от железа, обозначает красоту добродетелей блаженного Филиппа, просвещаемую огнем Божественного Духа и врачующую душевные язвы прельщенных; седьмое – хризолиф

– блестящий подобно золоту, обозначает, быть может, Варфоломея, блистающего многоценными добродетелями и Божественною проповедью; осьмое – вирилл – имеющий цвет моря и воздуха, обозначает Фому, совершившего дальнее путешествие для спасения индийцев; девятое

– топазий – черный камень, источающий, как говорят, млекообразный сок, целебный для страждущих глазными болезнями, обозначает блаженного Матфея, который врачует Евангелием слепых сердцем и напояет млеком новорожденных в вере; десятое – хрисопрас – превосходящий по блеску самое золото, обозначает блаженного Фаддея, который Авгарю, царю эдесскому, благовестил означаемое золотом Царство Христово и мертвость в нем, знаменуемую прасом159; первоенадесять – иакинф – лазоревый или небовидный гиацинт, правдоподобно обозначает Симона, как ревнителя Христовых дарований, имеющего небесное мудрование; второенадесять – амефист – багряный по цвету камень, обозначает Матфия, удостоившегося Божественного огня при разделении языков и за пламенное влечение благоугождать Избравшему заменивший место отпадшего». Двенадцать ворот города были устроены из двенадцати цельных жемчужин. «Двенадцать ворот,

– объясняет святой Андрей, – очевидно суть двенадцать учеников Христовых, через которых мы узнали дверь и путь жизни. Они же и двенадцать бисеров, как получившие просвещение и блеск от единственного многоценного бисера – Христа. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло. Все эти подробности выражают одну и ту же мысль, что в небесной Церкви Божией все свято, чисто, прекрасно и устойчиво, все величественно, духовно и драгоценно». Двенадцать апостолов – двенадцать жемчужин – получили свою красоту от великой небесной жемчужины, ибо Царство Небесное подобно человеку купцу, который собирает хорошие жемчужины.

«Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Откр. 21:22). Город без храма, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его и Агнец. Агнец, закланный за грехи мира на земле, Сам становится Храмом. Видимых церквей больше не будет, ведь наши земные храмы нужны для того, чтобы можно было попасть «в Самого Бога», Который является Храмом во всех нас. А тут благодать Отца Небесного и Святого Духа становятся Храмом. Люди живут уже в Боге: Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой – это Храм, в котором все они будут жить. Господь говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный» (Мк. 14:58). Он говорил о храме тела Своего. Храм тела Христова достигает полноты, и он покрыт Богом Отцом и Святым Духом.

«И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21:23–27). Ни солнца, ни луны в новом Иерусалиме не будет. В Писании есть такие слова: «Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью» (Пс. 120:6); «Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек» (Пс. 120:8). В этих псалмах говорится как раз об этом городе, где уже нет ни солнца, ни луны, потому что слава Господня осветила его. Светильник его – Агнец, то есть Сам Иисус Христос, Который будет светить и покрывать Своим сиянием всех спасенных.

Люди будут смотреть в лицо Христа, и Христос будет смотреть на каждого. Ночи не будет потому, что она останется в геенне – во тьме кромешной. Ночь уйдет для жителей огненного озера, праведники будут жить в новом городе вечного мира, мира, который никогда не сменится войной. Сна в новом Иерусалиме тоже не будет, потому что отпадет нужда в нем. Человек будет переполнен жизнью и не будет утомляться. Как говорил пророк Исаия:«Надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся» (Ис. 40:31). Праведники обретут крылья и будут летать, не нуждаясь ни в сне, ни в отдыхе. «Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет» (Откр. 21:25). Ворота небесного города не будут запираться, потому что днем и нет их нужды запирать. Враг уничтожен – некому омрачать блаженную жизнь спасенных. Никакое зло не пройдет и не проползет в город, больше не будет ни грехопадений, ни злых помыслов.

«И принесут в него славу и честь народов» (Откр. 21:26). К воскресшему Христу, в Его Фаворский свет принесут свою славу и честь все народы. Вся обновленная вселенная будет стекаться к престолу Бога и Агнца. Уже сейчас мы видим начало этого процесса. Каждый народ старается в Церковь принести всю свою красоту: величественные храмы, украшенные традиционными национальными орнаментами, прекрасные иконы, роскошные облачения. Люди молятся на разных языках: татарском, румынском, греческом и так далее. Все это – отблески той славы и пышности, которые ожидают спасенных в новом Иерусалиме. В этот город войдет все лучшее, что создало человечество. Произойдет глобализация, но «по Святой Троице» – на фундаменте, на основании, на камне, имя которому Иисус Христос. Глобализация земная – это вавилонская блудница, которую ждет сожжение, а глобализация в городе Бога – это вечное единство всех народов, поющих гимн радости перед воскресшим Иисусом Христом.

«И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21:27). Только те, кто записан в Книге Жизни Бога, войдут в этот город, только крещенные в православной вере имеют шансы на спасение, на вход в новый Иерусалим. Выбор будет всеми сделан, и после Крещения этого выбора уже не будет. Свобода выбора кончится. Что такое действие Божие в мире? Это так называемая теория вероятности, теория относительности, теория неопределенности. Бог никого не неволит. Но даже Крещение не означает автоматического спасения, ведь мир не сводим ни к каким механическим законам, им правит несколько свобод: свобода Бога, свобода людей и свобода Ангелов.

* * *

150

Господь обещает, что не только небо и земля будут вечными и уже не подвергнутся тлению и распаду, но и люди тоже будут вечными.

151

Ощущение незавершенности творения возникает из-за конкретного действия Адамы и Евы – грехопадения. Господь изначально сотворил людей идеальными. Но по своей свободной воле они, отпав от Творца, запустили механизм самоуничтожения – не только в людях, но и во всей вселенной. Весь мир медленно начал умирать. Но Воплощением Бога Сына, Его крестной смертью и Воскресением было положено начало обновлению человека и мира. Первым рождением будет Крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа. Вторым, и окончательным, – перерождение вселенной в конце мира.

152

Еврейские синагоги к храмам не относятся, потому что Храм, по законам Ветхого Завета, у евреев может быть только один. Евреи будут безответны перед Судом Божиим. Четыре ветхозаветных пророка прямо и четко говорили, что Мессия должен прийти во времена Второго Храма. Именно второго, а не третьего. Первый Храм был построен Соломоном и сожжен Навуходоносором. Второй Храм был построен Зоровавелем, сожжен римлянами в 70-м году после Рождества Христова. Про него пророк Аггей сказал, что в нем явится «Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:7); «слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:9). И пророк Даниил говорит, что во времена Второго Храма «предан будет смерти Христос, и не будет» (Дан. 9:26) Его для них (для евреев). В исследовании иеромонаха Иова (Гумерова) «Суд над Иисусом Христом» читаем: «В еврейском летоисчислении использовалось понятие „седмеричное время» (шевуа), которое могло заключать в себе как неделю, так и семилетие. Такая седмина завершается „субботним» (седьмым) днем или годом. Если под седминой разуметь год, семьдесят седмин составят 490 лет. Это срок для „окончания преступления». Речь здесь идет об искуплении Христом Спасителем людей, нарушивших волю Божию и совершивших грехопадение. В пророчестве прямо указан Мессия („помазан был Святый святых»). Чтобы вычислить указанные здесь сроки, обратимся к историческим источникам, сообщающим о восстановлении города Иерусалима, павшего в результате вавилонского разорения (586 г. до Р.Х.; по другой хронологии – 587 г. до Р.Х.). Отсчет семидесяти седмин (490 лет) начинается с даты восстановления Иерусалима. Указ о восстановлении дан был Артаксерксом Долгоруким в 20-й год его царствования. Последний вступил на престол между 18 декабря 465 года и 18 декабря 464 года до Р.Х. Седьмой год его царствования, с которого начинается отсчет седмин, приходится на 458 или 457 год до Р.Х.. От этого срока до времени явления Христа Владыки должно было пройти 69 седмин (483 года). Иисус Христос начал проповедовать в возрасте около 30 лет (Лк. 3, 23), то есть примерно в 25 году. Следовательно, от указа Артаксеркса о восстановлении города и до пришествия Мессии прошло 483 года».

Мы должны знать, что нынешняя дата Рождества Христова – неточная. Она была ошибочно высчитана римским монахом Дионисием Малым в VI веке. А на самом деле Христос родился на несколько лет раньше. И вот Он выходит на проповедь в 27 году новой эры (30 год от Рождества Христова). Это как раз тот год, когда исполняется шестьдесят девять седмин, о которых говорил пророк Даниил. И по истечении этих шестидесяти девяти седмин Христос предается смерти, и пророк даже указывает точно – когда. «И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение» (Дан. 9, 27), то есть последняя седмина, последнее семилетие разделено пополам. В середине последней седмины прекратится жертвоприношение, потому что вместо всех жертв будет принесена жертва Христа Спасителя. Христос проповедовал три с половиной года. Как и предсказывал Даниил, Он в середине последней семидесятой седмины прекратил жертвоприношение, быв предан смерти, и народ еврейский потерял свое Богоизбранничество.

Выражение «и не будет Христос» (Дан. 9:26) означает, что не будет Христос для еврейского народа Мессией – евреи отвергнут Его. А «город и святилище разрушены будут народом вождя» (Дан. 9, 26): как следствие убийства Мессии и город Иерусалим, и святилище – Храм – будут разрушены. Причем сказано не «вождем», а «народом вождя». Дело в том, что император Тит, который в семидесятом году после Рождества Христова во исполнение этого пророчества сжег Иерусалим, приказал ни в коем случае не трогать Иерусалимский Храм, но его подожгли римские солдаты. «Храм давно уже был обречен Богом огню, – пишет историк Иосиф Флавий. – Один из солдат, не ожидая приказа или не подумав о тяжких последствиях своего поступка, точно по внушению свыше, схватил пылающую головню и, приподнятый товарищем вверх, бросил ее через золотое окно, которое с севера вело в окружавшие храм помещения». Так что город и святилище действительно были уничтожены народом вождя, то есть римлянами. Не самим правителем, который был против сожжения Храма, а солдатами. Так исполнилось древнее пророчество, данное через пророка Даниила.

Третий Храм, который некоторые иудейские раввины хотят построить на Храмовой горе (мы знаем, что его построит антихрист и воссядет в нем как Бог), согласно ветхозаветным пророчествам, не может быть местом истинного Мессии.

153

Например, национал-социалисты, интернационал-социалисты, мусульмане и другие.

154

Не потому, что люди стали лучше. Нет, они стали во многом хуже: менее благородными, менее мужественными и так далее.

155

Простейший пример, даже в религиозном ракурсе: если сейчас любого человека спросить, сколько богов, что он ответит? Бог один. А вот представьте, что вы тот же самый вопрос задали бы русскому человеку в 1007 году. Однозначного ответа явно не было бы, хотя христианин смог бы правильно ответить, но христиан в то время было меньшинство. Подтверждение того, что Бог один, появилось именно из-за Креста. Святитель Григорий Палама говорил, что «даже мусульманский правитель, вероятно, и сам благосклонно отнесется к почитающим его символ и в высшей степени будет недоволен теми, кто оскорбляет его; трофеем же и символом Христа является крест».

156

На Кресте.

157

Здесь речь идет о том, что город спустился и к нему сбегаются воскресшие.

158

В древности под яшмами подразумевали прозрачные цветные (большей частью зеленые) халцедоны. Яшма – непрозрачный поделочный камень пестрой окраски (обычно с вкраплениями красного, желтого, зеленого или серого цвета). – Ред.

159

Прас от греческого слова πράσινη – зеленый. Святитель Андрей сравнивает апостола Фаддея с хризопразом (χρυσόπρασος: χρυσός – золото, πράσινη– зеленый) – камнем зеленого цвета. Зеленый цвет ассоциируется с мертвым телом. Апостол Фаддей мертв ко греху, то есть избегает всего греховного, не грешит. – Ред.


Источник: М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. - 384 с. ISBN 978-5-4279-0021-8

Комментарии для сайта Cackle