протопресвитер Димитрий Владыков

Крестное знамение

Понятие о крестном знамении

По примеру апостола Павла (1Кор.2:2) православные христиане должны постоянно памятовать о Распятом Иисусе Христе, своем Искупителе, и «пред их глазами» должен быть «предначертан» образ Его (Гал.3:1). Таким напоминанием и образом Распятого является крестное знамение. Оно есть священный символ нашей веры, в нем сокращенно изображается вся сущность христианства: Бог Сын по любви к человеку воплотился и для спасения его умер на кресте. Сопровождая молитву крестным знамением, мы исповедуем свою веру в искупительные заслуги Господа Иисуса Христа и уповаем, что Бог Отец услышит нас, просящих во имя Его Сына (Ин.14:13, 16:23) – Ходатая пред Ним (1Тим.2:5–6). Так как в деле спасения человека участвуют все Лица Пресвятой Троицы: по благоволению Бога Отца, Бог Сын со Духом Святым совершил все потребное для нашего спасения, а Дух Святой по благоволению Бога Отца, с Господом Иисусом Христом соделывает спасение каждого из нас, – то троеперстным сложением выражаем веру в Триединого Бога.

Воздевание рук во время молитвы

«Благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои» (Пс.62:5, ср. Пс.27:2, 133:2). «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» (Пс.140:2). «И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу» (3Цар.8:22). «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8).

«Когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисея отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем. Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны» (Исх.17:11–12). «Воздвизая руки, представлял он, – говорит блаженный Феодорит, – образ Распятого за нас. Посему и в образе оказывалась сила прообразуемой истины. Ибо, как падал Амалик, когда воздвигал руки Божий раб, так же, когда воздвиг руки Владыка, рассыпалось полчище диавольское».

Свидетельства древних отцов

Святого Ефрема Сирина: «знаменуем животворящий крест на дверях своих и на челе и на персях и на устах и на всяком члене своем, и вооружимся сим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждою верных, светом для концов земли, сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, сим утверждением веры, великим хранилищем и спасительною похвалою православных... Без него не делай ничего... украшай все члены свои животворящим крестом. Супротивные силы, видя крест, отступают с трепетом».

Святого Василия Великого: «из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, прияли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хоть несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо, если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например (напомню сначала о первом и самом общем), кто возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением?.. Описав на себе образ креста, пошел он (святой мученик Гордий) под удар, не переменившись в цвете тела и нимало не изменив светлости лица».

Святого Кирилла Иерусалимского: «не стыдимся исповедывать Распятого; с дерзновением да будет налагаема перстами печать, то есть крест, на челе и на всем: на вкушаемом хлебе, на чашах с питием, на входах и исходах, перед сном, когда ложимся, и когда встаем, бываем в пути и покоимся... Это – великое предохранение, доставляемое бедным даром, немощным – без труда, потому что от Бога благодать сия, знамение верных, страх демонам. На кресте победил их, властно подверг их позору (Кол.2:15). Как скоро видят крест, воспоминают Распятого; страшатся Сокрушившего главы змиев».

Святого Епифания, епископа Кипрского: «женщина клала на себе печать во имя Христово, как христианка... и не возмогла сила чародейства, где имя Христово и печать креста... Иосиф берет бесноватого в дом и, закрыв двери, взял в руку воды, положив на ней крестное знамение, окропил бесноватого, сказав: именем Иисуса Назорея распятого повелеваю тебе, бес, выйди из него, и да будет он здрав... Выздоровевший воздал великую благодарность Иосифу и Богу».

Святого Иоанна Иоанна Златоуста: «никто не стыдись достопоклоняемых знаков нашего спасения, которыми мы живем, и начала всех благ, которыми существуем. Но, как венец, будем носить крест Христов... Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце. Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки, Который, «как овца, веден был на заклание» (Ис.53:7). Потому, когда знаменуешься крестом, то представляй все значение креста, погашай гнев и все прочие страсти... Не просто перстом должно его изображать, но должны этому предшествовать сердечное расположение и полная вера. Если так изобразишь его на лице твоем, то ни один из нечистых духов не сможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану. Если и мы с трепетом взираем на те места, где казнят преступников, то представь, как ужасается диавол, видя оружие, которым Христос разрушил всю его силу и отсек главу змию. Итак, не стыдись столь великого блага, да не постыдит и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самых лучей солнечных».

Опровержение возражений

Сектанты говорят:

1) Слово Божие запрещает совершать крестное знамение: Бог «не требует служения рук человеческих» (Деян.17:25).

В указанном месте апостол говорит не о крестном знамении, которого афиняне-язычники (Деян.17:16) не совершали и не знали, а обличает заблуждение их, как идолопоклонников, думавших, что Бог нуждается, подобно человеку, в пище, почему они своим идолам приносили ее (ср. Дан.14:3–23). Апостол утверждает, что Бог, им проповедуемый, есть Творец мира и всего, что в нем (Деян.17:24), Сам подает всему жизнь и дыхание и все, не имеет ни в чем нужды, а поэтому и не требует служения рук человеческих, имевшего в виду удовлетворить будто бы нужду Божию. Когда мы совершаем крестное знамение, то не думаем удовлетворить нужду Божию, так как веруем, что Бог есть всеблаженный (1Тим.1:11, 6:15), а сами нуждаемся в милости Божией, испрашиваемой нами ради крестной жертвы. Веру в Искупителя мы и исповедуем крестным знамением.

2) Православные, совершая крестное знамение, «снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6:6).

Апостол говорит об «отпадших», т.е. об отступниках от веры, хулителях Сына Божия. Православные, совершая крестное знамение, не глумятся над Христом, не «ругаются Ему», а выражают свое благоговение пред Ним и, смиренно сознавая свое недостоинство, молят Бога о даровании благодатной помощи, освящения, благословения ради крестных заслуг Его Сына.

3) Крестное знамение есть обман в правой руке (Ис.44:20).

Когда жил пророк Исаия, крестного знамени никто не совершал, так как оно есть новозаветное установление. Пророк говорит об идолопоклоннике, который часть дерева сжигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, а из остатков от того (дерева) делает бога, идола своего, поклоняется ему (Ис.44:16–17). И не поймет язычник (Ис.44:19), продолжает пророк, что, поклоняясь куску дерева как богу, он гоняется за пылью и не может освободиться от заблуждения и сказать: не обман ли (идол) в правой руке моей?

4) Крестное знамение есть печать антихриста (Откр.13:16–17).

Так хулить могут только сектанты (ср. 2Пет.2:10; Иуд.1:18). Крестное знамение совершается от дней апостольских во имя Господа Иисуса Христа, а в Откровении (Откр.13:16–17) говорится о начертании имени зверя – антихриста, который явится пред вторым пришествием Иисуса Христа. Лжепророк антихриста сделает тогда, что всем положено будет начертание (χάραγμα – соб. начертанное, черта, знак, мета) имени зверя, подобно тому, как римские солдаты имели на руках выжженное свое имя, а рабы – имя господина.

5) Где в Писании сказано, чтобы креститься рукой?

Сравни 1Тим.2:8; Исх.17:11–12; Иез.9:4. Кроме того, все, что выражаем мы крестным знамением, записано в Священном Писании: три перста сложенные означают Триединого Бога (Мф.28:19), изображаемый крест – веру в Господа Иисуса Христа, искупившего нас Своею крестною смертью (1Тим.2:6; Кол.1:14, 20; Еф.1:7, ср. 1Кор.2:2) и разрушившего всю силу вражью (Кол.2:15; Евр.2:14).


Источник: Православная Церковь и сектанты / Д.И. Владыков ; Обращение Сильвестра, Архиепископа Монреальского и Канадского ; биограф. очерк О. Болдырева. – Репринт. воспроизв. изд. 1913 г. – Ottawa : Canadian Diocese of the Orthodox Church in America, 1981 . – VI, 195, 122, 160 с. : На III с. портрет Д.И. Владыкова.

Комментарии для сайта Cackle