протоиерей Димитрий Боголюбов

(17.02.1869–22.06.1953)

Миссия

Сектоведение

протоиерей Димитрий Боголюбов
протоиерей Димитрий Боголюбов

Профессор Московской духовной академии, миссионер, проповедник, церковно-общественный деятель. В годы гонений на Церковь неоднократно подвергался арестам и ссылкам.

Биография

Родился 17 февраля 1869 года в селе Барабановке Бузулукского уезда Самарской губернии в семье псаломщика.

В 1884 году окончил Бугурусланское духовное училище по I разряду, в 1890 году - Самарскую духовную семинарию, в 1894 году - Московскую духовную академию шестым магистрантом.

В 1894-1898 годах служил по должности Тамбовского епархиального противосектантского миссионера.

В 1897 году участвовал во Всероссийском миссионерском съезде в Казани.

В 1898 году Харьковским епархиальным миссионером.

Вступил с брак с Евдокией Трофимовной.

С 1903 года - Санкт-Петербургский епархиальный миссионер.

Выступал против полицейских мер по отношению к сектантам и старообрядцам, с воодушевлением воспринял императорский манифест о веротерпимости от 17 апреля 1905 года (статьи Б. в «Церковном голосе» в 1906). Призывал к «народно-органической миссии Церкви», в которой наряду с духовенством должен участвовать православный народ. В своих работах уделял основное внимание разбору вероучения сектантов; опираясь на личный опыт, давал методические советы начинающим миссионерам. В конце 1911-1912 годов раз в 2 недели выпускал брошюры для народного чтения «Дело веры».

13 сентября 1913 года стал инспектором Ставропольской духовной семинарии.

12 августа 1914 года перемещён на ту же должность в Воронежскую духовную семинарию, где и служил до самого её закрытия.

Чрезвычайным съездом воронежского духовенства делегирован на Всероссийский съезд духовенства и мирян в Москву. Съездом был командирован в Петроград в качестве члена Предсоборного Присутствия.

Был участником Всероссийского Поместного Собора 1917-1918.

После революции проповедовал в деревнях Воронежской губернии и в Краснодаре.

С 1918 года служил в государственных учреждениях Харькова. В 1921 году арестован и осуждён трибуналом ВЧК. Приговорён к 1 году ссылки в Архангельскую губернию. По амнистии срок был сокращен наполовину.

В 1922 году переехал в Москву и сразу рукоположен во священника.

После освобождения патриарха Тихона из-под ареста в 1923 году стал одним из его помощников по управлению Московской епархией и был назначен благочинным Пречистенского «сорока». В это время он выступил непримиримым противником обновленчества в частности против идеи примирения патриарха Тихона со свящ. В. Д. Красницким. Активно участвовал в диспутах на религиозные темы, в которых отстаивал религиозное мировоззрение. Святителем Тихоном возведён в сан протоиерея.

5 сентября 1924 года был арестован по обвинению в "активной реакционной деятельности в тихоновской церкви" вместе с о. Александром Хотовицким, по списку, составленному Е.А.Тучковым, начальником 6-го отдела СООГПУ, и заключён в Бутырский изолятор. Проходил по групповому делу "Дело протоиерея Александра Хотовицкого и других. Москва, 1924г." Справки о реабилитации в деле 1924 году нет.

19 сентября 1924 года осуждён как "социально вредный элемент" и приговорён к трем годам ссылки в Туркестанский край. В ссылку за ним последовали жена Евдокия Трофимовна и дочь Наталия Дмитриевна. По постановлению Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 27 марта 1925 года после пересмотра дела был освобожден от ссылки и ему было разрешено свободное проживание на территории СССР, и он вернулся в Москву с семьей в апреле 1925 года.

В 1926 году был осужден по административному приговору и сослан на три года в Томскую область. В 1929 году был освобожден.

В 1930 году вновь арестован, приговорен к 10 годам заключения в лагерях.

В 1944 году написал письмо патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому) с просьбой дать ему работу в духовном учебном заведении. Патриарх Сергий хотел назначить его ректором вновь открывавшегося Богословского института, но председатель Совета по делам религии Г. Г. Карпов воспротивился, сославшись на его антисоветские выступления на Соборе 1917-1918 гг.

Был включён в корпорацию преподавателей православного богословского института. Назначен заведующим кафедрой истории обличения раскола и сектантства. 7 июня 1944 года ученым собранием богословского института на заседании утверждён в ученом звании доцента.

В 1946 году написал две статьи для «Журнала Московской Патриархии», в которых доказывал, что между православными и старообрядцами, приемлющими священство, не существует догматических расхождений. При этом он указал на антиканоничность и безблагодатность Белокриницкой иерархии и призвал членов белокриницкого согласия «позабыть прежние взаимные обиды» и вернуться в лоно Церкви. В то время существовали надежды, что раскол старообрядчества удастся ликвидировать в ближайшее время, как был ликвидирован незадолго до этого обновленческий раскол. Однако этот призыв не был услышан старообрядцами.

24 января 1947 года на заседании совета Московской духовной академии присвоена степень магистра и звания профессора, с 1950 года - заслуженный профессор. По воспоминаниям Волоколамского и Юрьевского митр. Питирима (Нечаева), его уроки в академии во многом основывались на собственном опыте противосектантской деятельности.

4 сентября 1951 года освобождён от преподавательской работы в академии и семинарии по состоянию здоровья.

15 сентября 1951 года был назначен духовником академии.

3 февраля 1953 года освобожден от должности духовника из-за слабого здоровья.

Скончался 22 июня 1953 года от воспаления лёгких, на 85-м году жизни. Похоронен на новом Загорском кладбище.