Азбука веры Православная библиотека протоиерей Дмитрий Боголюбов О крещении младенцев: Беседа со штундо-баптистами
Распечатать

протоиерей Дмитрий Боголюбов

О крещении младенцев: Беседа со штундо-баптистами

Содержание

ІІІІІІIVV

«Миссионерское обозрение». (Ежемесячный противо-расколо-сектантский журнал)

 

 

«Иисус вознегодовал и сказал:

«пустите детей приходить ко Мне,

и не препятствуйте им; ибо таковых есть

Царствие Божие» (Мк.10:14)

І

Староста деревни Нагорной еще с вечера прислал сказать нам, что переправа через речку готова. Народ уведомлен о предстоящей беседе с сектантами. Все радуются нашему приезду. Время теперь свободное. Весна в полном разгаре. Снег быстро тает. Речки и овражки залиты водой. Дороги испортились. Мужики сидят дома и скучают от безделья...

О.Герасим, приходской священник, благодарно осенил себя крестным знамением. «Слава Богу! – сказал он. – Наконец-то, услышат наши простецы, как не правы сектанты, смущающие их своими ложными учениями. А то в Нагорной только и толкуют о новой вере. Бог знает, откуда взяли, что мы «еще не приняли Христа», «не родились от Него», потому что крещены в детстве, «без понятия». Много раз выяснял я народу законность и необходимость православного крещения младенцев – не успокаиваются. Побеседуйте об этом предмете вы еще. Авось, вас, в новинку-то, лучше послушают"…

Я обещал исполнить просьбу о. Герасима, и мы разошлись для подготовки к завтрашней беседе.

На утро поднялись мы рано. Нам хотелось «по морозцу» добраться до Нагорной. Там нас уже поджидали. Около переправы через речку толпилась кучка любопытных. Среди них был и староста «при знаке». Едва мы подъехали к переправе, он быстро перешел на нашу сторону. Предупредительно он начал показывать нам, как надо было сперва пойти по льду, потом «прыгнуть» через шумевшую воду на доски, а оттуда – «рукой подать до берега». Так мы и сделали, и благополучно перебрались через речку.

Православные встретили нас радушно. Толпой повалили они за нами в училище, где должна была произойти беседа со штундистами. Училище сразу переполнилось слушателями. Между тем, не было еще сектантов. В ожидании их, о. Герасим заботливо расставлял народ, чтобы очистить для них место подле стола. Скоро пришли и штундисты, во главе со своим «старшим братом» Поликарпом. Это был не особенно начитанный, но спокойный и рассудительный человек. Он любил побеседовать о Слове Божием и умел выслушивать чужие доказательства.

Помощник Поликарпа, солдат Авдей, был противоположного характера. Он был горяч, вспыльчив и страстно предан штунде, которой научился в бытность свою на юге России, в Николаеве. Разумностью Авдей не отличался. Зато он мог с силой выкрикивать разные возражения против Православной Церкви, – чем и покорял сердца своих неразборчивых «братьев».

Подойдя к столу, сектанты поклонились нам и стали вынимать из карманов маленькие евангельица. Народ притих. О. Герасим пригласил всех пропеть «Царю небесный». Пели и сектанты. Потом он объявил, что беседа будет о крещении младенцев. Просил православных слушать внимательней, а сектантов умолял быть кроткими, терпеливыми и безпристрастными, – без чего нельзя рассуждать о предметах веры (1Пет.3:15, ср. 2Тим.2:24–25).

Беседу начал я речью о всеобщей греховности людей пред Богом. «Дорогие братья! – сказал я. – Бывают минуты, когда страсти плотские утихают в нас и голос совести раздается особенно громко в душах наших. Что мы тогда чувствуем? Не поражает ли сердце наше скорбь о своей нечистоте и греховности пред Богом? Не готовы ли мы бываем в такие святые минуты воскликнуть вместе с блудным сыном: «Отче! Согрешили мы против неба и пред тобою, и уже недостойны называться сынами твоими"… (Лк.15:18–19). И если нас – христиан, порою, зазирает так совесть, – что сказать о древних, необлагодатствованных людях? Они, бедные, погибали во грехах своих. По свидетельству кн. Бытия, уже в допотопном мире «велико было развращение человеков... все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5). От этой греховности не омыли людей и волны всемирного потопа. После жертвоприношения Ноя, Сам Господь сказал: "не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческаго – зло от юности его» (Быт.8:21). В позднейшее время, св. царь Давид исповедал, что пред очами Всевидящего Бога люди все «равно непотребны; нет делающаго добро, нет ни одного» (Пс.13:2–3, ср. 142:2 и др.). То же слышим из уст Премудрого Соломона: «нет человека на земле, который не грешил бы» (3Цар.8:46), или по другому его выражению: «нет человека праведнаго на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20, ср. Притч.20:9; Сир.31:11). Эту истину признает и страдалец Иов. Он восклицает: "кто бо чист будет от скверны ни кто же. аще и един день житие его на земли» (Иов.14:1–5). А пр. Иеремия так описывает развращенность своих современников: «каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» (Иер.9:5). Отсюда он заключает: «лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его?" (Иер.17:9 ср. Дан.9:5, 20).

В Новом Завете греховность человеческой природы изображается в чертах еще более ярких. Господь проповедь Свою начал призывом людей к покаянию (Мф.4:17; Мр.1:5). Раньше И. Христа, о покаянии же во грехах учил Иоанн Предтеча (Мф.3:5–10). Он говорил людям, что все «неверующие в Сына» уже осуждены и «гнев Божий» пребывает на них (Ин.3:36 ср. Еф.2:3; Рим.2:5). Почему это? – Потому что люди все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:9–23), все под клятвою закона (Гал. 3:10). Они «проданы греху» и делают лишь то, к чему влечет их порочное сердце (Рим. 7:14, 19, 20, 23). По этой причине Апостолы, ходя в мире, прежде всего благовестили всем народам покаяние и прощение грехов ради крестных заслуг Сына Божия (Лк. 24:47; Ин. 20:23 ср. Деян. 2:38; Рим. 6:6; Гал. 5:24 и др.).

Нам скажут, что после смерти Христовой мы – уже не рабы греха (Рим. 6:19; Тит.3:3) и живем под благодатью (Рим. 6:14). – Верно. Однако послушайте, что пишут Апостолы облагодатствованным христианам. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что... все мы много согрешаем» (Иак. 3:1–2). Ап. Иоанн еще сильнее выражает ту же мысль: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его (Христа) лживым, и Слова Его нет в нас» (1Ин. 1:8,10). – Смотрите: кто настаивает на своей непорочности пред Богом, тот забывает «слово» самого Господа. А «слово» это гласит, что «никто не благ, как только один Бог» (Мк. 10:18). И в Откровении написано: " кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит Имени Твоего? Ибо Ты един Свят» (Откр.15:4 ср. Мф. 27:24; Иов. 8:46; 2Кор. 5:21; Евр. 4:15; 1Петр. 2:22). Если же Господь «един свят», значит – люди все с недостатками и пороками (Ср. Иов. 9: 30,31; 15:14–16).

Но откуда же в нас эта страшная сила греха, которая, по учению Ап. Павла, постоянно противится добрым желаниям нашим и делает необлагодатствованных людей «пленниками закона греховнаго?» (Рим.7:15–23).

Слово Божие отвечает нам, что порочные склонности мы получаем наследственно, путем плотского рождения от Адама. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, – пишет апостол, – так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12 ср. 1Кор. 15:21, 22, 48, 49).

«Одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть"… Из кн. Бытия мы знаем, как это случилось. Первозданный Адам не устоял в своей праведности. По наущению жены, обольщенной диаволом (Быт. 3:1–5,13; ср. 1Тим. 2:14; 2Кор. 11:3), он преслушал заповедь Божию, – захотел сделаться равным Богу, через что впал в грех гордости и своеволия. За этот грех Бог изгнал мятежных людей из рая и лишил их бессмертия (Быт. 3:23,24; ср. Прем. Сол. 3:23,24). Вот происхождение в мир греха и наказания за него -смерти.

«И смерть перешла во всех человеков, потому, что в нем все согрешили». – До Адама на земле не было людей. Он был нашим родоначальником (Быт. 5:1–2; ср. 1Кор. 15:45). В нем все мы заключались, как ветви в своем корне. А так как Адам стал рождать детей по изгнании из рая, то, естественно, рождал их похожими на себя, с теми же склонностями, какие имел сам. Поэтому в Библии и говорится: «и родил Адам сына по подобию своему и по образу своему» (Быт.5:3). Но образ Адама в указанное время был уже испорчен грехом; по необходимости потомки его, вместе с плотью и кровью, принимали в себя греховную заразу, греховные наклонности. Это можно пояснить житейскими примерами. Вообразим себе источник воды; если возмутить его в верховьях, – и дальнейшее течение этого источника будет грязным. Или: чахоточный человек рождает детей чахоточных же. Так и в роде людском... Потому-то смерть, как наказание Божие за грех, обладала над всеми без исключения людьми (1Кор.15:21–22). Она царствовала в мире еще до Моисея, когда не было у людей писанного закона и, следовательно, не было сознательных грехов, потому что, по сло- вам апостола, «грех не вменяется, когда нет закона» (Рим. 5:13). Если же так, за что умирали лично неповинные пред Богом люди? Остается один ответ: За грех Адамский, который жил во плоти их и навлекал на них наказание Божие- смерть.

Об этом общем причастии людей греху Адама знала ветхозаветная еврейская церковь. Уже в кн. Бытия засвидетельствовано, что «помышления сердца человеческаго – зло от юности», т. е. с детства. Праведный Иов яснее указывает на ту же истину: «кто родится чистым от нечистаго? Ни один» (Иов.14:4). И в другом месте: «что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиной быть праведным»? (Иов.15:14). А св. царь Давид о самом себе исповедал в слух всего мира: «вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7 ср. 3Ездр. 7:48).

Из представленных доказателъств, таким образом, легко усмотреть, что зло и грех свойственны природе человека от самой утробы матерней. Потому-то люди настолько склонны к греховным поступкам в зрелом возрасте. И эти греховные поступки, эта «тяга» ко злу и преступлению воли Божией вечно держали бы людей в отчуждении от Бога, – «ибо какое общение праведности с беззаконием? что общаго у света со тьмою»? (2Кор. 6:14). Но Милосердый Бог сжалился над своим падшим творением. «В определенное время» Он послал в мир Сына своего (Рим. 5:6; Гал. 4:4), для избавления людей от царства греха и смерти. И Спаситель наш Своей земной жизнью, полной лишений и скорбей, Своими страданиями и смертью на кресте, Своим воскресением и славным вознесением на небо, действительно, принес за нас великую умилостивительную жертву Богу и «осудил грех во плоти» (Рим. 8:2–3; 3:25; 2Кор. 5:21; Евр. 9:25, 26). Средостение вражды, отделявшее людей от Бога, пало со смертью Христовой (Еф. 2:15,16; Кол. 2:13–15; 2Кор. 5:19). Отныне тем, «кто во Христе», открыт свободный доступ к Отцу Небесному (Рим. 8:15; 2Петр. 1:10,11; Евр. 4:16; 9:12,14,24; 12:22–24). Этим людям нет уже «никакого осуждения» за грех адамский (Рим. 8:1; 5:1; Лк. 2:14; Еф. 2:16).

«Этим людям» – верующим во Христа нет ныне осуждения... Да разве Господь не весь мир искупил от греха кровию Своею?

Господь Иисус Христос, пострадал за всех людей (1Ин.2:2). Он принес с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией (Ин. 1:15; Рим. 5:14). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «перваго» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо придти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь (1Кор. 15:45, 48–49). Кто не придет ко Христу, не «омоется» в крови Его (Откр. 1:5), того не касается и благодать искупления (Ср. Зах. 1:3; Флп. 2:12; Еф. 2:1–9; Рим. 11:17–23). Для таких людей эта благодать- все то же, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, и жаждут, и наготуют (Откр. 3:17). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученые, не откопают сокровища и не разделят его между собою... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто может, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:37–38 ср. Ис.55:1; 12:3;Иоил. 3:18).– Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке (Ин. 4:10–14), а только «жаждущие», почерпающие ее из источников спасения (Ис. 55:1; Сн. 21:3; 40:29–31).

Ту же истину выразил Господь наш в Евангелии от Иоанна, в гл.15, ст. 1–7. Он назвал себя там «виноградной лозой», а учеников Своих "ветвями". И сказал Господь: «пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (ст. 4). Ясно, что людям необходимо быть в теснейшем единении с своим небесным Учителем, чтобы преуспевать в добре. Кто же «не пребудет» со Христом, «извергнется вон, как ветвь, и засохнет» (Ин. 15:6), не смотря на то, что Господь пролил кровь свою «во оставление грехов» всего мира (Мф. 26:28).

Подобным образом Ап. Павел сравнивает людей в их естественном, безблагодатном состоянии с «дикою маслиной». Как дикую маслину для того, чтобы она приносила вкусные плоды, прививают к «хорошей маслине», – так и люди тогда только становятся "святыми", когда «прививаются» к «корню святому» и пользуются благодатными «соками» Его (Рим. 11:16–24). Без привития же ко Христу, люди, как сухие ветви, годны лишь на сожжение (Ин.15:6 ср. Мф. 3:10): оставаясь сами нечистыми «чадами гнева», они порождают таких же нечистых детей (Еф. 2:3 ср. 1Кор. 7:14).

На этом основании церковь православная всегда матерински заботилась прививать ко Христу всех детей своих не только взрослых, но и младенцев. А «привиться» ко Христу, «родиться» духовно от Него- что другое значит, как не «облечься» в Его спасительную благодать? «Облекаются» же люди во Христа во св. крещении (Гал. 3:27). Посему крещение младенцев есть не только здравое, церковное учение, подтверждаемое всею прошлою жизнью христиан, но и несомненная истина, проповедуемая Словом Божиим. Пусть же люди, не признающие этой истины, покажут нам, где в Св. Писании нашли опи запрещение крестить младенцев?..

ІІ

Сектанты не ожидали такой постановки беседы. Мой вопрос привел их в замешательство. Они усиленно начали перешептываться друг с другом; что-то на перебой говорили Поликарпу...

О. Герасим воспользовался наступившим перерывом. «Для отдыха» он предложил собранию пропеть: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи» и «Елицы во Христа крестистеся»...

Во время пения, сектанты успокоились и пришли к какому-то решению. Едва в училище наступила тишина, как Авдей громко сказал:

– Позвольте намъ начать беседу. Мы первые зададим вам вопрос!..

– Для чего же хочется вам непременно начинать уже начатую мной беседу? – спросил я Авдея. Должно быть, вы намереваетесь «уловить» меня какими-нибудь хитрыми словами? Но подумайте: по рассказу Евангелия, так поступали только «лукавые люди» (Лк. 20:20; Мф. 22:18); а христианам стыдно подражать им. Поэтому прошу вас не прибегать к «хитро- сплетениям» (2Петр. 1:16) и отвечать мне на предложенный вопрос со всею «кротостью и благоговением» (1Пет. 3:15): где в Слове Божием нашли вы запрещение крестить младенцев?

Сектанты продолжали упорствовать. Авдей с горячностью настаивал на своем требовании. Но я заявил, что от принятого плана беседы не отступлю, потому что не вижу для того разумных оснований. Тогда сектанты волей-неволей сдались. «Отвечать» мне они уполномочили Поликарпа с Авдеем. Поликарп, при общем напряженном внимании, заговорил:

– Детей своих мы не крестим и крещение их в Православной Церкви признаем противным заповедям Божиим. В Ев. от Матфея Господь сказал ученикам своим: «идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). То же повторил Он в Ев. от Марка: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мр.16:16). Из этих свидетельств Слова Божия мы усматриваем, что Господь приказал Апостолам крестить лишь наученых и верующих людей, а у младенцев нет веры; их и крестить нельзя...

Отвечая Поликарпу, я сказал:- помните, братия, какой вопрос предложил я сектантам?

– Помним, помним!– послышалось из толпы.

– Да. Я спрашивал: где в Слове Божием запрещается крестить детей? А нам, вместо того, читают из Евангелий повеления, как крестить взрослых. Этих повелений не отметает и Церковь Православная. И она, посылая проповедников, напр., в Сибирь, к язычникам, требует, чтобы они прежде всего благовестили там Христа и допускали бы потом до крещения тех из язычников, которые хорошо усвоят веру Евангельскую. Так зачем же сектанты напоминают нам то, что мы твердо знаем и без них, и чего Церковь наша никогда не нарушала? – Другое дело, если бы в Евангелиях от Матфея и Марка возбранялось крещение детей. Но о них в прочитанных главах не сказано ни слова: Господь не к младенцам посылал учеников своих на проповедь, а к тем, которые могли слушать ее. Если же в Ев. от Марка разуметь и детей, тогда надобно признать, что они уже осуждены, потому что «не имеют веры». Но кто не восстанет против такого предположения?.. Посему пусть сектанты не от своего вымысла, а из книг Св. Писания покажут нам, что детей без веры крестит нельзя.

Поликарп удивился, что я не придал «силы» его доказательству. Сказано ведь Христом: "кто будет веровать и креститься, спасет будет»... Куда же «яснее», что крестить можно только одних верующих? Это подтверждает и кн. Деяний. Там написано, что люди, слушавшие проповедь Апостолов в день первой христханской пятидесятницы, «умилились сердцем» и спрашивали их: «что нам делать, мужи и братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа"( Деян.2:37–38)

– Вот какой порядок указывает Слово Божие для крещения, – закончил свою речь Поликарп. Сначала надо «умилиться сердцем» от слушания проповеди Евангельской, потом «покаяться» – и тогда уж креститься. А дети разве могут каяться? Значит, и крещение их не законно…

Я ответил: – «Напрасно, брать Поликарп, ты удивляешься, что я не придал «силы» твоим доказательствам. Насколько было в них истины, – я принял их. Я не отвергаю и, Боже, сохрани меня от этого! – что Господь «во всем мире» велел ученикам Своим крестить только верующих. Но я еще раз прошу тебя подумать, о каком «мире» говорит Господь. Ведь не о детях же и грудных младенцах, а о взрослых и сознателъных людях, способных слушать Евангельскую проповедь. Таких людей, без веры, он не велит крестить, ибо никого насильно не влечет к себе в церковь (Мф.22:2–14; ср.Рим.8:21; Ин. 8:32). В этом мы все согласны. Да и о том ли у нас речь?..

Мне странным кажется после того твое последнее доказательство. Ты прочитал нам из кн. Деяний рассказ об обращении ко Христу, в день Пятидесятницы, трех тысячь человек. В пояснение прочитанного, ты добавил, что вот и Апостолы, подобно Христу, требовали от приступающих к крещению, «сердечнаго умиления» и раскаяния во грехах.– Что же? Разве церковь православная оспаривает порядок крещения, указанный Ап. Петром для «мужей иудейских», слушавших Его проповедь? (Деян. 2:14,29)? Нет: и она учит, что никто из взрослых, способных принимать евангельское благовестие (Деян. 2:38,41), не может сочетаться со Христом в крещении без предварительного сердечного и искреннего раскаяния во грехах своих. Но как применить этот порядок крещения к младенцам? Личных преступлений пред Богом на них нет: они не нарушили ни одной заповеди Божией. Значит, и каяться им не в чем, и они без покаяния могут быть крещены для очищения от Адамской скверны…

Последние слова мои произвели сильное волнение в народе. Православные радостно ухватились за них и кричали:

-Видишь ты, детям и каяться-то не в чем, а нам сектанты все уши прожужжали, что мы крестим младенцев не по Слову – без покаяния. А какое покаяние детям?..

Сектанты огорчались, что я «извращаю» будто бы Писание и проповедую народу «чуждое учение». Особенно волновался Авдей. У него «душа горела» оттого, что ему приходилось молчать. Один Поликарп не терял спокойствия. Он хладнокровно выждал, когда народ затих, и сказал:

– Вот это вы лишнее прибавили, что детей надобно через крещение очищать от адамской скверны. Из первого послания Иоанна Богослова мы знаем, что они уже и так очищены кровию Христовой. Им без крещения прощены грехи ради имени Иисуса (1Ин. 2:12). Потому Ап. Павел и называет христианских детей святыми. Почитайте-ка, что пишет он к Коринфянам: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1Кор. 7:14). Видите: святы дети наши, а вы, Бог знает, что толкуете!..

– Нет, друг мой, не «Бог знает, что» я вам толкую, а «говорю слова истины и здраваго смысла» (Деян. 26:25). Сообрази сам. Ты указываешь на Ап. Иоанна в доказательство того, что «детям» без крещения прощены грехи. Но ты лишь по недоразумению говоришь это. Прочтем подлинные слова Апостола: "пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его» (Иисуса). Под «детьми» ты предполагаешь здесь младенцев. Между тем, это не верно. «Детьми» Ап. Иоанн называет веруюших во Христа, взрослых людей. «Дети мои! – говорит он – сие пишу вам, чтобы вы не согрешали»... (1Ин. 2:1 ст.). Разве младенцы по своему возрасту могут грешить? Ясно, что не о них речь у Апостола. Это видно и из ст. 12-го, на который ты указываешь: «пишу вам, дети»... Младенцы не в состоянии читать послания Апостольского; значит, не к ним оно направлялось и не их в данном случае Иоанн Богослов называл «детьми».

Но оставим эту невольную твою ошибку. Перейдем к другому твоему положению. Ты говоришь, что младенцы без крещения чисты от адамского греха: они искуплены от него кровию Спасителя. Но ведь этой кровью искуплен и мир весь от грехов. (Мф. 26:28; Еф. 1:7; Тит. 2:14; Евр. 1:3; Откр. 1:5 и др.). А скажешь ли ты, что тем самым он уже свят и спасен? – Нет ты не можешь так говорить. Слово Божие учит нас, что спасутся и оправдаются кровию Христовой только верующие и крестящиеся в Сына Божия (Деян. 10:43; 26:18; 2:37; Рим. 3:24; Мр. 16:16). Неверующие в Него уже осуждены (Ин. 3:18) и умрут во грехах своих (Ин. 8:21; 9:41). Отчего это? Оттого, что кровь Христова омывает лишь погружающихся в нее, – тех, которые духовно прививаются ко Христу, становятся благодатными детьми Его через крещение (Гал. 3:27; Рим. 8: 9). Припомни, брат, ведь я довольно подробно изъяснил вам эту истину в начала беседы. Ужели ты меня не понял?– А если понял, то «не противоречь истине», по заповеди премудрого Сираха, и стыдись своего упорства (Сир. 4,:29): признай, что без крещения кровь Христова никого не очищает от грехов (Деян. 2:38; 1Кор. 6:11).

– Но как же Ап. Павел называет христанских детей «святыми» без крещения? – перебил меня Поликарп.

Кто тебе сказал, что именно некрещеных детей Апостол именует святыми? – спросил я его в свою очередь.

– Вот еще вопрос! Известно, что при апостолах детей не крестили; обычай этот завелся в церкви с 5-го века, с Карфагенского собора, что-ли…

И Поликарп, отираясь платком, повернулся к своим, «братьям», как бы ища у них поддержки. Он, видимо, смущен был моим вопросом и лишь притворялся по прежнему равнодушным. «Братья» не оказали, однако, ему существенной помощи. Они ограничились бессвязным гуденьем…

Я повторил вопрос: – укажите нам точно, где в Новом Завете некрещеные люди называются святыми, а голые слова, будто «при апостолах детей не крестили», – не доказательство. – Что же касается вашей попытки оправдаться от церковной истории, то я должен сказать вам, что не с 5-го века в Христовой церкви начали крестить детей. Карфагенский собор, – о котором вы слышали, очевидно, краем одного уха, – лишь подтвердил бывший задолго до него обычай крещения младенцев. Об этом обычае, идущем от времен апостольских, свидетельствует, напр., Тертуллиан, писатель 2-го века по рождестве Христовом. Жаль, что не знаете вы прошлых судеб святой церкви нашей. Вы не восставали бы тогда против ее божественных порядков...

Поликарп о чем-то посоветовался с Авдеем, порылся в своем Евангельице- и закрыл его.

В толпе пронесся веселый шепот. Лица всех оживились.

– Я жду ответа, сказал я. Можете думать и совещаться между собой, сколько угодно. Только, пожалуйста, не забывайте моего вопроса.

ІІІ

Наступило долгое молчанье. Среди сектантов поднимается глухой ропот. Наконец, один из них произносит громко.

– Что вы затрудняете братьев наших пустыми вопросами, которых нет в Писании? Нешто это беседа? Вы капканы и сети расставляете нам, а не истину выказываете...

– Напрасно, друзья мои, заподозриваете вы меня в таких нехристианских намерениях. Я не запутать стараюсь вас, а распутать из сетей, в которые вы уже попали. – Вот вы говорили, что дети христианские святы по одному плотскому рожденио, а доказать этого не можете. Да и никто того не докажет. Прочтите хорошенько место из посл. к Коринфянам, на которое вы ссылаетесь в свое оправдание, – вы сами согласитесь со мной. "Неверующий муж освящается женою верующею и жена неверующая освящается мужем верующим", пишет апостол. Что это значит? То-ли, что язычница- жена, чрез сожительство с христианином мужем, становится чистою по природе, и ей не нужно уже крещение? – Ни в каком случае: перерождение плотского человека в «сына света» (Ср. 1Петр. 2: 9; 2Кор. 4:6) совершает один Господь в крещении (Ин. 3:5–9 ср. 1Кор. 6:11; 2Кор. 5:17, 18; 1Ин. 2:29; Иез. 36:25,26; Ин. 1:13). Человек же человека переродить не может. Он может молиться о нем Богу, может своею любовью и кротостью постепенно привести его к познанию истины, – и только в этом смысле христханин освящает или спасает своего ближнего (1Кор. 7:16, 17)...

Вникните же и в дальнейшие слова Апостола: «иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы».

«Иначе»... Если бы родители оставались язычниками, – природа их была бы не очищенной действием благодати Божией. Естественно, что и детей они рождали бы нечистых (Пс. 50:7). Но "теперь – говорит апостол – дети ваши святы». – Когда это «теперь»? Когда один из родителей, напр., муж – христианин, верующий в Господа. Такой муж, по толкованию сектан- тов, от жены язычницы, грешной по природе, может будто бы породить чистое и безгрешное дитя. Как же, однако, возможно, чтобы из горького источника потекла сладкая вода, или от гнилого корня выросли здоровые ветви (Ср. Иак. 3:11,12)? – Это остается загадкой и для сектантов. Слово же Божие ясно учит нас, что нечистая мать не может родить чистое дитя: «кто родится чистым от нечистаго? – спрашивает прав. Иов, и отвечает: ни один" (Иов. 14:4).

В виду сказанного, очевидно, что ап. Павел не мог только за плотское рождение от смешанных браков называть детей святыми. Если же он именовал их так, явно, – это были крещеные дети, омытые и освященные благодатию Христовой (1Кор. 6:11 сн. Иез. 36:25,26). И предположить это весьма естественно. В самом деле: допустите, что отец, хозяин дома – христианин. Разве он утерпит, чтобы не привести ко Христу всех детей своих? Это не возможно. – То же надобно сказать и относительно матери христианки: она бы тихонько от мужа язычника окрестила свое дитя, – как и бывает теперь в семьях, где муж – штундист, а жена – православная.

И так, 14-й ст. 7 гл. 1 посл. Коринф. ясно свидетельствует нам, что при апостолах христианские дети были крещены, ибо некрещеных людей ап. Павел нигде не именует святыми. Вот и подумайте об этом, и скажите мне по совести: запутываю ли я вас своими вопросами?

Сектанты были в недоумении. Они не знали, что им делать – соглашаться со мной или утверждать свое. Их выручил Поликарп. Он ска- зал.

– Ну, пусть будет по вашему. Пускай от смешанных браков дети родятся по плоти нечистыми. А от обоих христианских родителей – ужели дети нарождаются также с нечистотой? Этой нечистоте, по нашему, не откуда взяться. Ведь христиане омыты и освящены именем Господа нашего Иисуса Христа (1Кор. 6:11). Им все грехи прощены. С них снята и Адамская скверна (Рим. 5:17–19). Мы веруем, что от таких родителей дети происходят на свет чистыми и святыми без крещения...

– Веровать вы можете по своему, – ответил я Поликарпу – но верование ваше не согласно с Словом Божиим. Христианам, конечно, в крещении прощаются все грехи. Но откуда же в них постоянная греховность после крещения (Иак. 3:2; 1Ин.1:8; Лк.11:4)? Зачем это даже такой праведник, как ап. Павел, "усмирял и порабощал" свое возрожденное благодатию Божией «тело», боясь, как бы через него ему «не оказаться не достойным" (1Кор.9:27 ср. 2Кор.5:2–3)? Что значит и следующее предостережете ап. Павла: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12)?

Если вы вникните глубже в приведенные свидетельства Слова Божия, – вы поймете, что хотя через крещение люди омываются от грехов своих и перестают быть «чадами гнева» (1Кор. 6:11 сн. Еф. 2:3–5; Кол. 1:21–22 и др.), однако склонность ко греху в них остается. Эта склонность не замедляет переходить у христиан в греховные поступки (Иак. 3:2; 1Ин.1:8,10). Вследствие того, она растравляет их залеченные благодатию Божиею греховные раны, – делает эти раны не только болезненными, ио и заразительными (1Кор. 5:6 ср. ст. 13; Иов. 16:14,15). С такою живою, растравленною склонностью ко греху родятся и христианские дети (Ин. 3:6). Их, потому, нельзя считать чистыми и безусловно неповинными пред Богом (Иов. 15:14,15). Рожденные от «хотения плоти» (Ин. 1:13), во время страстных движений в крови родителей, – дети лишь не обнаруживают, на первых порах, скрытых в их сердце греховных влечений. Но как скоро пробуждается у них сознание, они тотчас же дают знать о своей греховности (Сн. Рим. 7:8,9). Они капризничают, упрямствуют, завидуют, сердятся даже, когда мать сделает что нибудь не по их желанно. Ужели сектанты не наблюдали этих общеизвестных явлений? И как объяснят они их без мысли о врожденности всем людям греховных влечений?..

Если ж так, – никто не говори, что христианские дети – святы без крещения, что они могут благополучно возрастать без благодатных соков «хорошей маслины» – Христа (Рим.11:17,24). Это – одно самооболъщение. Пусть от слова Божия покажут нам, что православная церковь поступает незаконно и безцельно, крестя детей.

– Довольно уже мы доказывали вамъ это, – сказал Поликарп.– Вы не вмещаете наших доказательств. Для братий же наших давно ясно, что крестить детей не возможно... Крещение – великое дело. Как говорит ап. Петр, оно есть «не плотской нечистоты омытие, а обещание Богу доброй совести» (1Пет. 3:21). Какую же совесть, да еще добрую, могут обещать дети Господу? Они ничего не понимают, приступая к крещению. В это время, они – просто кусок мяса. И выходит после, что крещеные-то люди делаются пьяницами, ворами, разбойниками. Все остроги переполнены ими. Разве это порядок и разве такое крещение имеет какую либо силу?..

Поликарп произнес свою речь с глубоким чувством и искренностью. Лицо его выражало утомление и грусть. О чем скорбел он? Жаль ли ему было православных, или он понимал, что сам-то стоит на довольно шаткой почве?..

Я ответили: – Ты насказал нам, брат Поликарп, столько, что всего сразу и не разберешь. Будем по частям судить, правду ли ты говорил нам. Ты, во 1), утверждаешь, что крещение детей «не возможно», так как дети не могут давать «обещания Богу доброй совести»... Да кто же и требует от них лично этого обещания? – Ты указываешь на ап. Петра. Посмотрим, однако, что пишет св. апостол. Как «во время строения ковчега – читаем мы в его послании – ... немногие, то есть, восемь душ спаслись от воды, так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет. 3:20–21).

В приведенных словах ап. Петр сравнивает спасение Ноя с семейством от потопа с подобным же спасением «нас» в крещении. Как Ной, войдя с детьми своими в ковчег или корабль, был сокрыт благодатию Божией от погибели в пучине водной, так и нас сила Божия спасает от потопления в волнах «житейского моря» через крещение. И как, во дни Ноя, людей на свете было много, а спаслись от потопа «немногие», которые вошли в ковчег, – так и «ныне» мир земной велик, но спасаются от грехов те, которые крестятся во Христа, «погребаясь с ним крещением в смерть» (Рим. 6:2–4). Крещение же, говорит первоверховный апостол, состоит не в плотском омовении нечистот наших, а в обещании доброй совести. Это- со стороны человеческой. С Божеской стороны – крещение спасает нас воскресением Христовым. – Вот что находим мы по вопросу о крещении в Послании ап. Петра. Здесь и речи нет о том, будто только одни взрослые и сами за себя могут давать Богу обещание доброй совести. Напротив: раз в крещении люди спасаются воскресением Христовым, то, надобно думать, что спасаются они все – большие и малые. Христос умер и воскрес для оправдания не одних ведь взрослых, а всех людей, без различия их возраста (1Ин.2:2; Рим.5:18; 1Кор.15:17). Следовательно, от крещения нельзя удалять младенцев, ибо и они нуждаются в сочетании со Христом для своего духовного возрастания ( Ин.15:4–6 сн. Гал.3:27). Необходимо лишь, чтобы при этом исполнялись слова ап. Петра, – чтобы крещение детей совершалось не без обещания Богу доброй совести их. – Но оно именно так и совершается в православной церкви. «Приносители» младенцев ко Христу, или воспреемники их, дают торжественное обещание Богу и людям позаботиться о воспитании своих духовных детей в страхе Божием и в послушании Евангелию Христову. Если же эти «воспреемники» вознерадят после о своих священных обязанностях, – их для детей заменяют пастыри церкви (Деян.20:28; 1Пет. 5:2). Они, в школах и при посещении домов верующих, стараются научить детей правильному понятию о Боге и о всем, что нужно христианину для благочестивой и святой жизни (Сн. Тит. 2:4–8)...

– Все это ваши выдумки и хитрости! – резко перебил меня невытерпевший Авдей. Его стали было удерживать «братья», просили «молчать» и «слушать», но он еще резче заговорил: – Нигде в Слове Божием не видно, чтобы при крещении были ваши «кумовья» и чтобы они имели право давать за детей разные обещания.

Мыслимо ли это?..

IV

Я спокойно выслушал Авдея. Потом сказал, когда он замолк:

– Ты не укорял бы меня небылицами, друг, если бы больше вчитывался в свящ. Писание. Правда, слов: «кум», «воспреемник», «на букве», ты не нашел бы там, зато встретил бы равнозначущее им слово – «приносящие» (Мк. 10:14). Если, при жизни Христа, к Нему «приносили» детей и Он не возбранял «приносящим», значит, также не осудил бы Он и наших «приносителей» или – по просту – кумовъев. Они делают ведь то же дело. Они приносят к Господу новорожденных младенцев, чтобы Он «коснулся» их в крещении Своею всесильною благодатию и «благословил бы их быть чадами Божиими, «оживив смертные тела» их Духом Своим Святым (Рим. 8:11,15–17)...

Вторая половина твоего возражеия, Авдей, совпадает с тем, что раньше сказал Поликарп. Вы оба недоумеваете: как это можно за младенцев, не имеющих веры, давать Богу «обещание доброй совести?» «Мыслимо ли это?» – спрашиваешь ты. – Да, мыслимо, отвечаю я. Слово Божие представляет нам для того непоколебимые основания. Мы знаем, что в Ветхом Завете был закон, по которому новорожденные первенцы мужскаго пола должны были «посвящаться» Господу (Исх. 13: 2, 22: 29, 34: 20; Лев. 24: 29; ср. Лк. 2:22–23). Посвятить дитя Господу – это значило отдать его «служить Господу, во все дни жизни его» (1Цар. 1:28), или, что то же, произнести за такое дитя известные обеты пред Богом. – Как это возможно было, спрошу я вас, без личной веры посвящаемых Богу первенцев?

А вот еще доказательство подобного же рода. – Кн. Бытия повествует нам, что, когда Аврааму исполнилось 90 лет (Быт. 17:1), Бог явился ему, повторил прежние свои обетования и заключил с ним «завет вечный (ст. 7), «знамением» которого положил обрезание. «Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое – говорит Господь Аврааму – и будет завет мой на теле вашем заветом вечным» ( – ст. 13). В силу такого повеления Божия, были обрезаны 90-летний Авраам, 13-летний Измаил, сын его, «и с ним обрезан был весь мужской пол дома его»... ( – ст. 26–27), начиная от восьмидневных младенцев ( – ст. 12).

Без сомнения, старец Авраам с твердой верой в Бога принял на себя знак обрезания, как «печать» оправдания своего пред Господом (Рим. 411). Пожалуй, понимал отчасти Измаил значение обрезания и содержание завета, объявленного Богом отцу его. Но что разумели во всем этом осьмодневные младенцы? Как они могли вступать в договор или завет с Богом, не имея об этом завете ни малейшего понятия? – Ясно, что поручались за них в данном случае родители, они обязывались воспитать детей своих в преданности Закону Божию (сн. Еф. 6:4), – и Господь, по вере родителей, преклонялся милостью к сынам их, не лишая их, по причине младенчества, печати завета с собою.

Вот прекрасный библейский ответ на ваше недоумение, братья, относительно того, как «воспреемники», при православном крещении, могут произносить за детей «обещание Богу доброй совести!» Ответ этот для нас христиан имеет тем большее значение, что Ап. Павел считает крещение прямою заменой обрезания. Во Христе – говорит он – «вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении»... (Кол. 2:11, 12).

Итак, в крещении христиане благодатью Божией духовно обрезывают «крайнюю плоть с сердца» своего (Сн. Иер. 4:4) и делаются для Господа «народом святым», «царством священников» (1Петр. 2:9), подобно древнему богоизбранному Израилю (Ср. Исх. 19:6).

Если же крещение заменило собой древнее обрезание, а еврейские дети обрезывались без личной веры в Бога, то ясно, что и христианских детей возможно крестить без их личной и сознательной веры в Господа нашего Иисуса Христа. Эту веру детям заменяет их сердечное соуслаждение Закону Божию (Рим. 7:22), которое имеют все люди по природе и которого, в младенчестве, они не могут лишь выразить словами. Но то, чего не в силах сделать сами за себя христианские дети, по немощи своей плоти, восполняют за них их верующие родители и восиреемиики, как это было при обрезании.

Перехожу теперь ко второму возражению Поликарпа. Он сказал, что младенцы при крещении бывают безчувственны, как «кусок мяса». Поэтому они не могут будто-бы воспринимать благодать Божию...

Откуда заимствуются такие удивительные речи? Во всем Св. Писании нет ни одного текста, который бы оправдывал подобное мудрование сектантов. Напротив, Слово Божие чрезвычайно выразительно говорит, что младенцы, еще в утробе матерней, имеют уже «душу живу», способную чувствовать и обнаруживать свои чувства. В Ев. от Луки, напр., читаем: Ангел сказал Захарии: «не бойся, услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн;... он будет велик пред Господом;... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1:13–15). Немного далее тот-же Евангелист Лука повествует: «когда Елизавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ея» (ст. 41:44).

Таким образом, Иоанн Предтеча еще во чреве матери именуется «младенцем», тогда-же он получает Духа Божия и радуется наитию Его. Возможно ли после того называть младенцев (у которых души по природе все, одинаковы) «кусками мяса» и безчувственными (ср. Мф. 21:16; Иер. 1:5)? Хотя бы побоялись Бога и устыдились житейского опыта!.. Кто не знает, что, при первом появлении своем на свет, дети кричат и плачут. Разве без живой души они могли бы это делать и заявлять так громко о своем существовании? – Если же дети родятся с живою душой, значит, они способны воспринимать благодать Божию в крещении, и сектанты, утверждая противное, заблуждаются, не ведуще писания (Мф. 22:29).

Нам остается разобрать третье и последнее возражение Поликарпа. Он назвал крещение детей бездейственным, потому что православные, крещенные в детстве, не помнят будто-бы своих обетов Богу и после живут дурно – пьянствуют, воруют, а иные попадают в остроги...

Это возражение, при всей своей внешней правдоподобности, страдает однако полной внутренней неправдой. – Конечно, не подлежит сомнению, что многие из наших братий, забывая свое святое звание, живут не так, как учит слово Божие. Но между их греховностью и крещением в детстве нет связи. Это – неправда, будто они грешат оттого, что не знают обетов, данных за них при крещении. Закон Божий и заповеди евангельские известны ныне всем, даже неграмотным. И не от незнания закона, также не от времени крещения зависит греховность человека. Если вы хотите убедиться в этом, припомните случаи подходящие из евангельской истории. – Вот Анания с Сапфирой – люди наставленные в Законе Божием самими Апостолами. Крещены они были в зрелых летах, знали, какие давали Богу обещания при крещении, – и однако после жестоко согрешили против Св. Духа, желая утаить от Апостолов часть денег, вырученных ими от продажи имения (Деян.5:1–10). Вот Коринфский кровосмесник, ученик Ап. Павла (ср. 1Кор. 4:15), крещенный также в совершенном возрасте, – а и он сделал такое «блудодеяние, какого не слышно даже у язычников» (1Кор. 5:1). – И что нам останавливаться на случаях грехопадений христиан, о которых мы читаем в Апостольских посланиях? Обратим против сектантов их собственное оружие. Посмотрим на их внутреннюю жизнь. Мало ли у них пороков и зла? Появились они на свет недавно, а уж довольно попадается среди них пьяниц, воров, ругателей и даже острожников. Мне лично известны такие случаи. Чем и как объяснят их сектанты? «Грешники» их крещены были в сознательном возрасте, сами за себя давали «обещание Богу доброй совести», каялись пред крещением. Откуда же грех в них?..

Пусть серьезней задумаются сектанты над указанным явлением. Они тогда не будут говорить, что православные грешат оттого, что крестятся в детстве. Мы видели, что причина греха лежит не здесь. Где же? – В исконном враге людей – диаволе (1Ин. 3: 8, Ио. 8:44). Он, как лев, рыщет подле них, ища, кого поглотить (1Петр. 5: 8). От его соблазнов не избавлены и христиане. Благодать Божия очищает их в крещении, но – как было сказано – не истребляет в них склонности ко греху, возможности нарушить волю Божию. Потому-то Апостолы непрестанно увещевали христхан «трезвиться и бодрствовать», «противостоять» диаволу «твердой верой» (1Петр. 5:8,9) и благочестивой жизнью во Христе Иисусе (2Тим. 3:12).

К сожалению, не все христиане умели беречь себя от греха, не все умерщвляли и распинали свои страсти и чувственные пожелания (Рим.6:6, 8:13; 1Кор.9:27, Гал.5:24), – и многие из них падали от стрел лукавого (Еф.6:16), как падают теперь. – Что же? Станем ли мы, вследствие того, отрицать важность и необходимость для людей крещения? – Да не будет сего: мы были бы тогда противниками Самого новозаветного Законодателя Господа Нашего Иисуса Христа (Мк.16:16, Мф.28:19, Ин.3:5). Мы похулили бы благодать Божию и остались без нее, как совершенно сухие и безплодные ветви, годные лишь на сожжение (Ин.15:6). А теперь христиане падают, но силен Господь восставить их (Рим.14:4). Нам надобно лишь

больше молиться и крепче утверждать себя в заповедях Божиих (Мф. 26:41, Мк.13:33, 1Пет.1:14; 1Ин.2:3–5, 3:24; Еф.6:18; Откр.14:12), чтобы «не тщетно была принята нами благодать» во св. крещении (2Кор.6:1).

Итак, все выслушанные нами возражения сектантов против православного крещения младенцев оказываются пред судом Слова Божия бездоказательными. Наши собеседники поэтому должны выбрать одно из двух: или сознаться, что в свящ. Писании нет запрещения крестить детей, или указать нам такое запрещение и обличить нас в нарушении заповедей Божиих. Решайтесь на что нибудь. Мы будем ждать»...

Вместо определенного ответа, заговорили все сектанты. Они утверждали, что крещение детей их начетчиками уже опровергнуто. Напрасно они стали бы еще что нибудь прибавлять. Я все равно «перевернул бы» и это. Лучше, стало быть, «кончать» беседу и уходить «ко дворам».

Но Поликарп, к чести его, не шумел вместе с толпой. Он даже внушительно заметил, что «истину Христову» никто «перевернуть» не силен: «что зря говорить»?..

Тогда я спросил Поликарпа:

– Скажи по совести, друг, нашел ли ты, как думают твои братья, ясное запрещение в Слове Божием крестить младенцев?

Поликарп не сразу ответил мне. Он, видимо, колебался. Потом сказал: – если говорить по правде, то в священном Писании нет ни запрещения, ни повеления крестить детей. Вы сами это давно знаете. Только испытываете меня...

– Да, я знал, что в Слове Божием нет запрещения крестить детей, как знают это и все твои грамотные «братья». Но вот что удивительно: отчего вы сразу не ответили на мой вопрос этим признаньем?

– Какъ же, признаются «они»!– зашумели православные.– Это вы «силой» заставили их сказать правду. Нам они «в жисть» не сказали бы, что Слово Божие не запрещает крестить детей!..

– И не скажем... Чего вы понимаете? – обиженно обратился Поликарп к народу.– Вам одно – пошуметь бы. А того не берете в толк, что и позволения на крещение детей нет в Писании. Если же нет позволения, – откуда возьмется запрещение?..

Я остановил Поликарпа:

– Подожди, брат, я ничего еще почти не говорил тебе прямо про повеление Господне крестить детей. Очереди на то не было. Я все время занимался разбором твоих доказательств...

– Ну, так показывайте же, где Господь велел крестить детей? – настойчиво и с некоторым нетерпением обратился ко мне Поликарп.

V

Беседа наша затянулась. В училище стало душно. Для освежения воздуха, мы объявили опять перерыв. Народ вышел на двор. Скоро оттуда послышался оживленный говор. Все обсуждали содержание беседы. Находили, что сектанты «не опровергли» крещения детей, хотя «и старались же, бедняги»!..

Мы отдыхали в комнате учителя. Из окна нам удобно было следить за настроением народа. Это настроение нас ободряло: оно было светлое, радостное. Минут через 15, с верой в благополучный исход дела, мы возвратились продолжать прерванную беседу. Пропели великопостное – «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем»... Потом я стал говорить:

– Возлюбленные братья! До сих пор мы терпеливо шли по следам сектантов, разбирая их неправые суждения о крещении детей. Мы не оставили без ответа ни одного их слова. Теперь очередь за нами доказывать, что Господь не только не запрещал, но велел крестить детей. Вооружимся же надеждой на помощь Божию и с прежним «терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр.12:1). – Начнем с кн. Деяний, – с той самой главы, о которой у нас отчасти уже была речь. Ап. Петр, в день Пятидесятницы, проповедывал «умилившемуся» народу: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа, ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:38, 39).

И так, по учению Ап. Петра, «обетование» о прощении грехов и получении Св. Духа через крещение принадлежит «всем, кого ни призовет Господь Бог наш». Кого же зовет к Себе Господь? Он призывает к Себе трудящихся и обременных, из какого бы народа они ни были. Он говорит им: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28 ср. Ин.10:16; Гал.3:28). Но не одним верующим труженикам Господь обещает в своем царстве «покой» и спасение (Мк. 16:16, Мф.25:34–40). Он зовет к Себе и детей их. В Ев. от Марка мы читаем: «приносили ко Христу детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:13–14; Мф. 19:13–14; Лк.18:15–16).

Из приведенных слов Евангелиста видим, что пока ученики Христовы были не просветлены благодатию Божией, они считали «младенцев» (Лк. 18: 15) недостойными и неспособными «приходить» ко Христу. «Что дети могут чувствовать и понимать?» – как бы так думали про себя Апостолы – и «возбраняли приносящим». Увидев то, Господь «вознегодовал» на них: – такова была Его жалость к детям. Он сказал: «пустите детей приходить ко Мне»... Дети – тоже ведь живые души. И они нуждаются в благодати Божией, как молодые – деревья в воде. Кроме того, по своему сравнительному незлобию и кротости, дети служат образцом для взрослых (Мф.18: 1–4). Кто же может удалять их от Милосердаго Господа? Господь «приходящих к нему не изгоняет вон» (Ин.6:37). «Толкущим» Он отворяет двери Своего Царства, – особенно тем из «малых сих верующих», которые душою уподобляются детям (Сн. Мф. 7:7; 18: 6).

Какой же путь указывает Господь для входа в Его благодатное Царство?

Путь одинъ для всех: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). "Кто не родится», т. е. всякий человек без исключения – большой и малый, богатый и бедный, знатный в народе своем, как Никодим, и грешный мытарь, – все обязаны духовно переродиться для вступления в благодатное Царство Божие. Почему же так? Потому что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:6).

По природе своей люди все родятся плотскими. А «плоть», на языке Свящ. Писания, означает греховное начало в человеке, средоточие всех дурных его свойств. "Знаю, говорит Апостол, что не живет во мне, то есть, во плоти моей доброе»... (Рим. 7:18). «Помышления плотския суть смерть, вражда против Бога» (Рим. 8:5–8 ср. ст. 12:13; 7:5, 25; 2Кор.7:1).

Такие помышления, обыкновенно, проявляются в соответствующих злых делах. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри..., ереси, ненависть, убийства, пьянство, безчинство и тому подобное... Поступающие так, говорит Апостол, Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19–21; 1Кор.6:9; Еф.5:3; Кол.2–11, Иуд. 23 ст. и др.): «ибо какое общение праведности с беззаконием» (2Кор.6:14 ср. Откр. 21:27)?

Посему желающие «наследовать» Царство Христа и Бога нашего должны очистить свою греховную плотскую природу, обновить ее вторым благодатным рождением «от воды и Духа». А для сего людям необходимо креститься. В крещении водном они умрут для греха (Рим. 6:2), омоются от всех скверн плоти Своей (Иез.36:25 ср. Деян. 2:38; 1Кор.6:4), получат «начаток Духа» (Рим. 8:23), а с ним – и залог вечного спасения (Тит. 3:4–7 ср. Мк.16:16). Вот непреложный закон, указанный Господом для вступления в Его Царство или Церковь. И так как мы видели, что в это Царство призываются дети, то ясно – они должны быть крещены наравне со взрослыми. Ибо другого пути в Царство Христово нет. Признаете ли вы все и ты, братъ Авдей, что крестить младенцев заповедал сам Господь наш?

– Заповедать-то заповедал, – ответил Авдей, – да не больно ясно. Христос ведь говорил о рождении от воды и Духа с Никодимом, а Никодим был старик. Стало быть, к одним взрослым нужно относить и слова Христовы о духовном рождении...

– Если рассуждать по твоему, Авдей, то надобно сказать, что закон Моисеев дан был только для одних стариков. Почему? Потому что закон этот принял Моисей – старец из рук Божиих. Народ израильсктй не беседовал лично с Богом. Он в трепете и страхе стоял в отдалении от горы Синая (Исх. 19:12–16; 20:18–21). А кто же не знает, что Господь, открывая волю свою Моисею, в то же время имел в виду всех израильтян и, в частности, детей их (Сн. Исх. 20 ст.12 и др). То же надобно сказать о беседе Христа с Никодимом. Конечно, Никодим был «стар» (Ин.3:4). Но отсюда нельзя заключать, будто учение о возрождении дано одним старикам. Оно относится ко всем людям без различия их возраста (ср.-ст.7). Иначе Апостолы не крестили бы детей христиан (сн. 2Ин.1ст. ср.1Ин. 2:13 и 1Кор. 7:14).

Это во-первых.

Во-вторых: всеобщность закона о возрождении от воды и Духа, как благодатного средства для вступления в церковь Христову, открывается из сравнения в свящ. Писании крещения с обрезанием (Кол. 2:11–12). Как в Ветхом завете обрезанию подлежали люди разных возрастов, в каком кого призывал Господь (Быт, гл. 17), так и в новом Завете крестить надобно всех приходящих ко крещению. И как у евреев, после Авраама, стало законом обрезывать детей непременно осьмодневных (Быт.17:12), так и христиане, сами просвещенные благодатию Божией, должны крестить своих новорожденных младенцев, не дожидаясь их совершенного возраста. Побудительным основанием для того служит внутреннее значение обрезания и крещения. Для евреев обрезание было печатью или знамением их Завета с Богом (Быт.17:11 ср. Рим.4:11). Эта печать была настолько необходима, что без нее Господь грозил «истребить» необрезанную душу из народа израильского. «Необрезанный мужескаго пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), – читаем мы в кн. Бытия, – истребится душа та из народа своего» (Быт.17:14; ст. Исх.4:25).

Подобную же силу для новозаветных людей имеет крещение: «если кто не родится от воды и Духа, – говорит Господь Никодиму, – не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5 сн. Еф.1:13). Значит: как необрезанные не были в завете с Богом, не составляли Его Царства, – так и некрещеные не входят в единение с Господом (Гал. 3:27), не делаются членами Его Церкви (Рим. 8:9 ср. Деян. 2:37,38; 8:12, 10:47,48 и др.) и по необходимости гибнут в отчуждении от Источника всякой жизни и добра (Ср. Ин. 6:53, 10:9, 11:25–26; 15:4–6; Мк.16:16; Кол.1:13–14).Такая печальная участь постигает одинаково и взрослых и младенцев.

– Что вы говорите? – возмутился Авдей. Да дети и без крещения получают благодать Божию. Получили же ее спутники Корнилия до водного погружения?..

Я обратил внимание слушателей на взаимное противоречие сектантов. Раньше Поликарп настойчиво утверждал, что младенцы не способны принимать благодать Божию: они безчувстненны будто бы, как кусок мяса. Теперь Авдей отвергает эту опровергнутую нами мысль и говорит, что младенцы без крещения получают Духа Божия. Можно ли ему верить? Нет: и он ошибается. Пример спутников Корнилия, получивших дар Духа Святого до крещения, не должен служить для него основанием. Там был исключительный случай, – было чудо, нужное для того, чтобы убедить Ап. Петра не пренебрегать язычниками и приводить их в Церковь Христову (Деян.11:15–18). Обычный же порядок при Апостолах был таков, что Дух Божий сходил лишь на крещеных христиан (Деян.2:38, 8:14–16 сн. ст. 38:39, 19:5–5 и др.). Этот порядок и для нас остается неизменным правилом веры.

Кроме того, из указания на чудесное событие в доме Корнилия Авдей не извлекает для себя пользы и по другим соображениям. Допустим, что спутники Корнилия получили Духа Св. до крещения. Что из того? Мы знаем, что дары Духа Божия различны (1Кор.12:4–11). Дар «сказания языком» Бог посылал, напр., ослице Валаамовой (Числ. 22:28–30; 2Петр.2:16; Иуд. ст. 11). У нас же речь не о таких дарах, а о благодати усыновления и примирения нас с Богом (Рим.8:3,15; 2Кор.5:21; Евр.7:18). Пусть покажут нам из свящ. Писания, что эти дары Господь посылает людям без крещения (Сн. Гал.3:27).

В школе водворилась замечательная тишина. Глаза всех устремились на сектантов. Но ни Авдей, ни Поликарп не могли найти в Писании того, чего там нет. Они молчали...

Тогда я сказал:

– Итак, без крещения никто не имеет Духа Христа. Следовательно, сектантские дети, оставаясь, по вине родителей, не крещенными, находятся не у Христа (Рим. 8:9), не в Его Св. Церкви, а во власти и в царстве «князя воздушнаго», с которым христиане должны вести неустанную брань (Еф. 6:10–13). Почему же такой брани не ведут с ним сектанты и безжалостно губят детей своих?

– Чем мы их губим? – ответил Поликарп. Дети, коли помрут, и так будут в Царстве Божием. Христос сказал ведь, что их есть Царствие Божие» (Мк. 10:14), – напрасно вы нас запугиваете...

– Запугивать вас мне нет нужды. Я излагаю одну истину, как бы горька она ни была. Христос не говорил о детях, что «их есть Царствие Божие». Он сказал: «таковых есть Царствие Божие» т. е. похожих на детей по своей душевной простоте. Под «таковыми», значит, Господь разумел не младенцев по плоти, а взрослых христиан, верующих смиренно в Евангелие (Мф.18:5–6) и избегающих всякого рода зла (ср. 1Кор.14:20). Таким людям, – «младенцам на злое, по уму же совершеннолетним», – Господь обещает Царствие Божие. Но, обещая, велит им входить в него одной указанной дверью – чрез возрождение от воды и Духа (Ин.3:5). Этой двери не могут миновать и младенцы по плоти (Ин.3:6).

Да, наконец, если бы Господь про детей сказал, что «их есть царствие Божие», – и то сектантам не было бы от того легче. Ведь ко Христу приводили иудейских детей (сн. Мк.10:1). А дети иудеев обрезывались. Обрезание, как мы говорили, заменяло им наше крещение и, ради будущих заслуг Иисуса Христа, привлекало на них милосердную любовь Божию (ср. Евр. 10:1; 3:5–9; Рим.4:11–13). Следовательно, «крестить детей опять таки нужно, как надобно было в древности их обрезывать для того, чтобы они имели право на вход в Царствие Божие. – Не упорствуйте же, друзья мои, и не боритесь с Господом. Поймите, что без крещения дети нечисты, а "ничто нечистое, по словам Тайнозрителя Иоанна, не войдет в царство Господа Вседержителя» (Откр. 21:22,27). Попомните это и «пустите детей» ваших «приходить» ко Христу – сначала в Его земную Церковь через крещение, а после – и в царство небесное. Кто не допускает младенцев до Христа, тот совершает тяжкий грех детоубийства, за который Господь строго взыщет с виновных (Мф. 18:6, 10)...

На этом беседа наша закончилась. Я кратко повторил слушателям учение Слова Божия о крещении детей, – и они, радостные, стали расходиться.

Сектанты дольше других оставались в училище. Они охотно приняли от нас «листки» и радушно приглашали к себе «в гости» «подкрепиться, чем Бог послал». Мы исполнили их желание и в доме Поликарпа, «за трапезой», много разсуждали по поводу бывшей беседы. Домой мы возратились вечером, прославляя Бога за смягчение сердец у сектантов и за религиозный подъем в душах православных…

«Миссионерское обозрение». (Ежемесячный противо-расколо-сектантский журнал)

служит органом внутренней миссии и посвящено всестороннему исследованию и обличению русского рационалистического сектантства (духоборчества, молоканства, жидовства, субботства, штундобаптизма, пашковщины, толстовства и др.) и мистического (хлыстовства, скопчества, мормонства и шалопутства), а также и расколо-старообрядчества. Последний отдел значительно расширен в объеме и программе.

«Миссионерское обозрение» издается ежемесячными книжками (12 в год), с Приложением 4 книг (трехмесячники) и повременных выпусков Миссионерских листков, в форме «Ответы из Слова Божия» и рассказов.

Условия подписки

За подписную плату в шесть рублей с пересылкою высылается подписчикам полное издание «Миссион. Обозр.», в количестве 12 ежемесячных книг и 4 книг Приложения с повременными Миссионерскими листками; за 5 рублей – 12 выпусков журнала; заграничные же подписчики вносят восемь руб. Отдельно от журнала

Комментарии для сайта Cackle