Азбука веры Православная библиотека протоиерей Дмитрий Боголюбов Слово жизни (Филип. 2:16) в беседе с сектантами о крещении младенцев


протоиерей Дмитрий Боголюбов

Слово жизни (Флп. 2:16) в беседе с сектантами о крещении младенцев

Параграф I II

 

§ I.

Беседовать с баптистами мы собрались весной, в саду одного богатого православного христианина. День был праздничный. На дворе тепло. Слушателей сошлось много.

Стол, покрытый белою скатертью, мне поставили на возвышении, в тени большого, развесистого дерева. Кругом меня разместилась сельская «знать», а против – баптисты. Их было немного. «Отвечать» мне они уполномочили своего «брата» Михаила. Это был малограмотный, но хитрый и пронырливый баптист. Он, улыбаясь, посматривал на народ, видимо, желая показать людям, что «не сробел».

Пропели молитву. Народ притих. Тесным полукругом он придвинулся к столу. – Я объявил, что, по желанию батюшки и православных, беседовать будем а крещении младенцев. По тому же желанию, беседовать станем покороче, без взаимных перебивок и от Слова Божия. Баптисты согласились с этими условиями и выразили свое удовольствие «потолковать» именно о крещении младенцев.

Я начал говорить:

– Господь Иисус Христос явился – Савлу, шедшему в Дамаск, и сказал ему: «встань и стань на ноги твои: ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел, и что я открою тебе избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников к которым Я теперь посылаю тебя, открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными » (Деян. 26, 16 – 18 ст.).

Из этих слов Господа ясно следует, что и после страданий Христовых в мире осталось два царства: «власть сатаны» и «власть Божия», – «тьма» и «свет». Также об этом свидетельствует Ап. Павел. Он говорит, что Бог Отец избавила нас «от власти тьмы» и ввел «в царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1, 13).

«Царство возлюбленного Сына Божия» на земле осуществляется по мере возможности истинною Церковью Христовой. Это вытекает из учения Самого Спасителя, Который царство небесное уподобляет то полю, засеянному пшеницей и на котором выросли плевелы, то неводу, закинутому в море, то десяти девам – (Mф. гл. 13 и 25). Ясно, что плевелы могут расти и девы дремать лишь в Церкви земной, а не в небесном царстве, где не может быть никакой нечистоты (Откр. 21 – 27). – Согласны вы с изложенным учением Господа и Его Апостолов? спросил я Михаила.

– Да, веруем, что на земле существует только два царства – царство Божие или Церковь и царство сатаны. Третьего промежуточного царства нет.

– А веруете ли вы, что состоите именно членами благодатной Христовой Церкви?

– Веруем и радуемся этому, и укрепляемся своей верой в печалях и скорбях земной жизни.

– Прибавьте мне и еще одно разъяснение, продолжал я спрашивать: состоят ли ваши младенцы в Церкви Христовой, или они еще во «власти тьмы»?

– Как во власти тьмы? загорячились баптисты. Младенцы у Христа, в Церкви Его...

Я успокоил собеседников; сказал им, что люблю всяких младенцев, чьи бы они ни были, и с нежностью говорю о них в настоящее время. И потом опять спросил.

– Каким образом вы вошли в Церковь Христову?

– Чрез веру и крещение, – спокойно ответил мне Михаил.

– А ваши младенцы как туда попали за вами? Сектанты зашептались между собой, ободрили друг друга и Михаил сказал:

– Младенцы наши находятся у Христа в Церкви по Вере нашей. Это понятно само собой... Кажется, вы и без ответа нашего то сообразить можете.

– Представьте, друг, мне совершенно непонятно, о чем вы говорите; а потому я попрошу вас всех указать мне от Слова Божие, – где сказано, чтобы кто нибудь мог приходить в Церковь Христову чрез одну только чужую Веру?

И я опустил голову, собираясь долго ждать ответа.

Михаил не терял мужества. Голосом несколько крикливым он прочитал: «приносили ко Христу детей, чтобы Он прикоснулся к ним: ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им: ибо таковых есть царство Божие» (Мф. 10, 13, 14). Вот сказано, что «таковых есть царство Божие»; значить, и так у Христа.

Я возразил:

– Действительно, в Евангелие сказано: таковых есть царство Божие. «Таковых», т. е. по невинности и простоте похожих на младенцев. Но ведь всем этим невинным и простым взрослым людям надобно войти в Церковь Христову. Иначе Церковь будет существовать сама по себе, а люди – сами по себе. Научитесь пониманию этой истины от жизни: посмотрите, сколько кругом яблочных, грушевых и сливных деревьев. Все они принадлежат, нашему любезному хозяину. Но если хозяин, по болезни или небрежности, во время не соберет добрых плодов из своего сада, – эти плоды переспеют и пропадут, или их расхитят воры. Так-ли я говорю?

Слушатели дружно согласились со мной. Сектанты молчали. И я еще раз поставил перед ними вопрос:

– Как же младенцы ваши за взрослыми попали в Церковь Христову?

Михаил молчал; безмолвствовали и его «браты». Я хотел привести сектантов еще в сильнейшее раздумье. И я сказал:

– Если, как вы говорите, младенцы ваши уже по одной вере нашей – в Церкви Христовой, то зачем вы их после крестите?

Выражение глаз у Михаила прояснилось. Он ответил:

– Крестим взрослых людей для того, чтобы приложить их к Церкви.

– Значит, до крещения младенцы ваши – не в Церкви Христовой, если вы сознаете нужду в известное время «прилагать» их ко Христу, к Церкви Его? Иначе однажды приложенных к Церкви Христовой без крещения, по вере вашей, зачем опять «прилагать» после чрез крещение? Это – ненужное повторение...

– Туман вы на нас нагоняете! мрачно заметил мне один старый баптист. И баки забиваете.

– Нет, друзья, не туман я на вас нагоняю, а cвет Христов, и не баки вам забиваю, а глаза прочищаю. Мне хочется разъяснить вам, что без водного крещения младенцы ваши не могут прийти в Церковь Христову. – Затем я открыл Евангелие и прочитал слова Христа Никодиму: «истинно, истинно говорю тe6е: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух» (Иоан. 3, 5, 6).

Смотрите, как ясно учит Христос; без рождения «от воды и Духа» никто не может войти в царство Божие: А что это за рождение от воды и Духа? О какой воде поучает нас Христос?

Об этой воде пишет Ев. Иоанн в той же 3-й гл., когда говорит: « Иоанн крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (ст. 23). Очевидно, Господь убеждает всех нас, что без водного крещеная и без благодати Духа Божия никто из людей, живых и здоровых, не может войти в Царство Божие. А вы говорите, что младенцы ваши, рожденные от плоти, без крещения в Церкви Христовой. Чем это вы можете доказать?

– Да попал же разбойник, уверовавший во Христа на кресте, без крещения в царство небесное? Так без крещения и наши младенцы будут со Христом, если умрут.

Замечание Михаила дружно поддержали все баптисты. Когда они успокоились, я ответил:

– Разбойник благоразумный спасся на кресте без крещения водного потому, что он не мог пройти благодатным путем, обязательным для христиан живущим, на земле. Он умирал, страдая, повешенный на древе, но умирал с горячей верой в Спасителя, которая очистила его для царства Божия и без вводного крещения (1 Петр, 4, 12 – 13). Таким образом «страдания» по плоти – это крещение кровью – заменили разбойнику крещение водное. И потому, за свою пламенную веру, духовно переродившую его, он прямо вошел в царство небесное. А мы с вами ведь толкуем о средстве «приложения» к земной Церкви Христовой. В нее то кто без вводного крещения входить? – Господь Иисус Христос сказал Апостолам: «идите по всему Миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мф. 16, 16) Тоже и в Евангелие от Иоанна говорит Он: никто без рождения от воды и Духа не войдет в Царствие Божие (Иоан. 3, 5). Как же ваши-то младенцы и по какому закону Бога входят в Церковь Христову без крещеная?

Баптисты пошумели; пробовали говорить опять старое, а потом притихли. Они стали печальны и задумчивы. Некоторые робко и тихо произносили: «без крещения водного никто в Церковь войти не может"". Но я видя, что баптисты еще не вполне понимают печальную участь своих не крещеных детей. Потому я продолжил вопрос:

– Если ваши некрещеные младенцы – не в Церкви Христовой, то где они?

– Когда вырастут, будут в Церкви, – уныло ответил мне Михаил.

– Когда вырастут... А прежде вы говорили, что младенцы ваши и так без крещения, в Церкви Христовой. Явно, что вы уходите от своих слов. Но до возраста-то, до со-вершенных лет где, ваши младенцы, в чьей власти – Ведь мы уговорились, что на свете существует только два царства – Царство Божие и царство сатаны. Ясно отсюда, что если ваши младенцы – не в Церкви, то они, по необходимости, у сатаны. Так у сатаны ваши младенцы?

-Нет, нет, нет! зашумели сектанты.

– А если нет, то как, без водного крещения, они ушли от него?

-Ну, прижимка! махнув рукой, сердито и мрачно проворчал баптист – кузнец.

– Другие сектанты безнадежно пожимали плечами. Наконец Михаил, собравшись с духом, сказал:

– Мы не знаем где; наши некрещеный дети – у Христа, или у сатаны...

– А... не знаете! зашумели слушатели. А нас путаете?

– Своим, незнанием в вере никто оправдываться не может, ответил я. Ап. Павел заповедует христианам: «не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5, 17). Стремитесь же исполнить эту заповедь Апостола и вы, а потому «рассудите» сами и нам дайте определенный ответ: в каком царстве находятся ваши некрещёные дети?

– Мы уже сказали вам, что не знаем, осветлил Михаил. А насчет воли Божией вы не торопитесь говорить. Воля Божия, объявленная Самим Господом, требует, чтобы крестили только по вере. Господь завещал Апостолам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Mф. 28, 19). Видите: сначала надо учить, потом крестить, а у вас наоборот делают. Это – не по Евангелию.

Я заставил Михаила еще раз и реже прочитать Евангельские слова о крещении. Мы остановились на них. Скоро же все согласились, что Христос посылал Апостолов к взрослым людям, которые могли слушать проповедь. Этих взрослых людей, действительно, надо сначала учить, а потом крестить. Так и верует, сватая Церковь Православная. Но ведь у нас речь о младенцах: разве в Евангелие Матвея, в 28 гл. 19 ст., упоминается о них? Нет. Значит и сектанты бездельно читают вам это место, которое мы, не искажая, принимаем от всего сердца. – Поэтому пусть нам покажут: каким образом некрещеные-то младенцы могут придти ко Христу, в Его Церковь?

Михаил рассеянно слушал мои доказательства и вопросы. Он рылся в Евангелие. Потом сказал:

– Крестить младенцев... Да их и крестить-то нельзя! Вон у Ап. Петра написано: «..нас ныне... крещение, не плотской нечистоты омытое, но обещание Богу доброй совести спасает» (1Петр. 3, 21). А какое у грудных, младенцев может быть «обещание» Богу?

Я ответил:

– Ап. Петр не говорит, что крещение есть «обещание Богу доброй совести» каждым человеком за себя. Он учит только, что при крещении человека дается Богу обещание доброй совести. Этот порядок храним и мы. В Православной Церкви, при крещении всяких младенцев есть приносящие (Мр. 10, 13). Они дают за крещаемых обет Богу воспитать их в доброй совести. Поэтому усерднейше прошу вас еще – покажите нам путь, каким ваши младенцы, без крещения, приходят в Христову Церковь?

Сектанты молчали, обливаясь потом.

– Если некрещеные дети, продолжала я, не в Церкви, то они – у сатаны... И как вы ни обижайтесь на нас, но мы скажем вам, что вы поступаете с ними варварски... Вы возмущаетесь? Так покажите нам от Слова Божия, что ваши младенцы в Церкви Христовой без крещения. Сектанты стояли, понурясь, и – видно было – безнадежно.

Мы все отдыхали, наслаждаясь теплой весенней погодой и благоуханием сада. Отдаленные слушатели усиленно старались заглянуть в лица сектантам. Наши собеседники чувствовали себя дурно. – Тогда Михаил, очевидно, решив – всеми мерами выпутаться из своего неловкого положения, громко сказал, что его «браты» «не умеют'' мне показать, от Слова Божия, в каком царстве; находятся их некрещеный дети; не знают они и таких Евангельских изречений, в которых прямо запрещалось бы крещение детей. Они недоумевают, «все испытывают»; а потому искренно просят меня показать народу, где сказано в Евангелие, что крестить младенцев нужно?

§ II.

Так прошла первая и самая трудная часть нашей беседы. Настроение у слушателей православных, сложилось бодрое, уверенное. Они весело перешептывались между собой. Иные громко выкрикивали:

– Вот, как потребовали к ответу,– баптисты путаются и ничего путем не понимают. А нас они доходят. Кричат: «крестить младенцев не нужно». А почему?...

Я успокоил слушателей, и мы все умиленно запели: « Под твою милость прибегаем, Богородице Девó'.

Когда пение смолкло, Михаил довольно развязно повторил свой вопрос.

– Так укажите, где в Писании повелевается крестить младенцев? То вы нас теснили; теперь мы вам пощады не дадим.

Кругом установилась мертвая тишина.

Я заговорил:

– Братья! Я постараюсь перед вами изобразить совокупность библейских данных, откуда вы сами без меня сделаете заключение о необходимости для христиан крещения младенцев. К этому заключению вы устремитесь тогда даже без понуждения вас «библейскою строкой».

В самом деле, размыслите, братья, над такими священными данными:

– Ап. Павел учит вас, что по рождению мы все, – «чада гнева» (Еф. 2, 3), или «плоть», как сказал Христос Спаситель. А «чада гнева» или «плоть» не могут быть в царстве Божием; ибо в это царство «не войдёт ничто нечистое» (Апок. 21, 27; ср. Пс. 50, 7; Гад. 5, 19 – 21). Между тем дети не виноваты, что они по природе родятся только «от плоти» (Иоан. 3, 6); жалость обязывает вас скорее родить их и от Духа. А родить кого-либо от Духа – значить прежде всего крестить того человека, как мы говорили. Ибо, по обычному порядку, Дух Божий сходит на людей только после крещения (Деян. 8, 39). И вот главная наша опора, на которой мы утверждаемся, крестя детей. Господь сказал: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Иоан. 3, 5). Это значить, что без водного крещения никто, – ни мужчина, ни женщина; ни старик, ни младенец, – не будут со Христом в Церкви Его. Значить, крестить нужно всякого человека и, стало быть, грудных детей для того, чтобы сочетать их со Христом (Гал. 3, 27).

Но сам собою возникает вопрос крестили-ли младенцев при Апостолах? Приобщали-ли их тогда ко Христу?

Отвечаем, не обинуясь: крестили. Это видно до известной степени уже из 1Кор. 7, 14 ст. Здесь мы читаем: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы́'.

Михаил хотел было что-то возразить, а народ дружно закричал:

– Молчи! Дайте нам послушать!..

И я спокойно продолжал:

– У Апостола в приведенном месте одни Дети называются нечистыми, а другие – святыми. Что это значить? – Может быть речь Апостола тут можно раскрыть и не прибегая к учению о крещении младенцев?

Я убежден, что в словах Апостола содержится, прикровенно твердая опора для этого учения. Сообразите сами. В Писании Нового Завета «святыми» называются только крещеные люди. Пересмотрите все Апостольские послания – и вы убедитесь в этом. – Если так, то ясно, что при Апостолах младенцев христианских крестили. Иначе Павел называл бы всех детей нечистыми т. е. неосвященными после плотского рождения Божией духовно-возрождающей благодатью. Сектанты заволновались.

Я спросил:

– Вы недовольны моим выводом? Так найдите по всему Новому Завету одно хоть место, где бы христиане без крещения назывались святыми?..

На мой вопрос ответа не последовало. И я сказал: – значит, я говорю правду. И, значить, спокойно я могу продолжать речь мою.

Решим еще один недоуменный для наших сектантов вопрос: каким родом можно крестить младенцев без их личной веры?

– Таким родом, отвечу я, каким можно было в древности их обрезывать. Апостол Павел, сказав, что во Христе пребывает всякая полнота Божества телесно, написал: «в Нем вы и обрезаны обрезанием, нерукотворным. совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, бывши погребены с Ним в крещении» (Кол. 2, 11 – 12 ст.).

В приведенных словах ап. Павел сравнивает «обрезание Христово» или крещение с древним обрезанием. Значить, между ними есть сходство: и обрезание было, и крещение есть для верующих печать Божия (Еф. 4, 30; Быт. 17, 11). А как обрезовали и стариков, и младенцев (Быт. 17, 13 – 14), – то и крестить нужно людей всяких возрастов – и младенцев. Поручителями за них бывают при этом, «приносящие» (Мф. 10, 13), по – русски – кумовья. Они дают «обещание» Богу воспитать своих духовных детей в «доброй совести», – и через то выводят их из «власти тьмы» в чудной свет Божий, где царствует Христос. – А если сектанты не согласны с изложенным здравым учением, – пусть скажут: каким образом без крещения можно перевести младенцев из власти сатаны ко Христу, в Его Церковь?...

Когда я кончил свою речь, меня поразили сдержанные всхлипывания одной старухи. Она стоя в кругу баб, крестилась и что-то приговаривала. Женщины, в окно смотря из хаты, целовали своих грудных детей н благодарно смотрели в мою сторону. Я растрогался и сосредоточенно замолчал.

Молчали и баптисты. Михаил побледнел. Кажется, больше по обязанности перед своей братией он, наконец, заговорил:

– Всё-таки прямо на строке, вы не указали нам, что надобно крестить младенцев..

– Да я и не собирался делать вам таких указаний!..

– А без строки, без прямого повеления, – крестить младенцев, по нашему, нельзя; что хотите теперь говорите. Все будут одни наведения и подобия, а не заповедь.

Слова Михаила дружно поддержали прочие баптисты. Они уцепились за них, как за якорь своего спасения. С трудом удалось нам установить тишину. И я спросил:

– а вы друзья, в своем обществе все совершаете по одним только прямым и пространно-выраженным заповедям Божиим?

– Да, твердо ответил Михаил.

– Скажите же нам, по какой прямой заповеди Божией вы причащаете женщин?

– Это совсем другой вопрос! не без достоинства ответил мне Михаил. О причащении мы не желаем беседовать ныне...

– Да и я не хочу; а только мимоходом думаю проверить справедливость вашего утверждения, будто вы делаете все по прямым заповедям Божиим. Итак, скажите: вследствие чьего приказания вы причащаете женщин?

Вместо ответа Михаил в свою очередь спросил:

– Да разве мужчины и женщины не все равно пред Богом? И он прочитал при этом из посл. Ап. Павла к Галат.: во Христе «нет уже ни иудея ни язычника: нет раба, ни свободного: нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы- одно во Христе Иисусе» (гл. 3. 28).

– Так, значить, переспросил я, мужчины и женщины по своим правам – одно и тоже у Христа?

– Да, все равны.

– А женщин вы избираете в пресвитеры?

– Нет. Им Апостол запретил учить в Церквах. И Михаил внятно прочитал из 1 Кор. гл. 14, ст. 34.

– Если же, продолжал я, женщин нельзя избирать в пресвитеры, значить они по правам не равны мужчинам. А если так, то можно-ли их допускать и до причастия? Где на это прямая заповедь Христова? Особливо на евангельской строке?

Михаил искренно удивился, когда понял, в какое положение я поставил его своим вопросом. Он тревожно обернулся к своей братии. Они только плечами пожали. – Наконец старик кузнец спросил: – так, по вашему, не надо что-ли причащать женщин?

– Нет, надо, – ответил я.

– А где на то заповедь Господня? Хором спросили меня из толпы.

– Читайте Евангелие Иоанна гл. 6. ст. 53: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть от плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную». (- ст. 54). Здесь, видимо, Господь говорит, что люди без вкушения Его Плоти и пития Его Крови, не будут иметь жизни вечной. А кто должен вкушать Плоть Господа и пить Кровь Его? – Все; люди – и мужчины и женщины; потому что всех Господь призывает в свое благодатное царство. А на строки нигде не написано прямо, что женщины причащались. Это мы только правильное наведение делаем из разных мест Библии на счет их причащения.

Тоже должно сказать и о крещении младенцев. Написано: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ио. 3, о), – и веруем, что это сказано для всех людей – и для мужчин и женщин, и для взрослых и для младенцев. Потому что всех Господь призывает в Свое царство (Деян. 2, 38–39 ст.).

Таким образом, друзья мои, вы сами видите, как ложно ваше требование, чтобы православные для всякого священного действия в своей Церкви подыскивали бы вам точные заповеди Божии: иное дано нам в заповеди, «на строке», а иное вытекает необходимо из других истин. Таково ученье христиан о причащении женщин; таково же точно учение Евангельское о крещении младенцев. Это последнее учение прямо следует из заповеди Христовой о рождении от воды и Духа, без какового рождения христиане не могут вступить в Его Церковь. – Что же дельного и значительного вы можете возразить против крещения младенцев?

Из толпы баптистов послышался один глухой голос:

– Вот вы крещение сравниваете с обрезанием, а у Апостола написано: «обрезание – ничто» (1Кор. 7, 19). Стало быть, нам христианам обрезанием нечего и прикрываться.

– Да я и не прикрываюсь Моисеевым обрезанием, ответил я. Православная Церковь верует, что ныне дли христиан древнее обрезание – ничто. Мы обрезываемся, по слову Апостола, «обрезанием Христовым». При этом, подражая Апостолу, мы лишь сравниваем, а не отождествляем крещение с обрезанием... И вы, братцы, не мучьте нас, а укажите: как без крещения можно приводить младенцев в Христову Церковь?

Наступило всеобщее молчание...

Я добавил:

– А без Церкви Христовой, в которую сами собой младенцы попасть не могут, люди – во власти тьмы. Поэтому вы тяжко согрешаете, не крестя своих младенцев...

Вопрос для беседы был исчерпан. Пропели молитву. Люди стали расходиться. Впереди уходили сектанты. Вдруг из, кустов послышался резкий звук, как бы от пощечины. Сектанты закричали:

– Нас, бьют, бьют, бьют!

Я испугался. «Все пропало», подумал я. Потом громко произнес:

– Остановитесь все.

Люди остановились. Стали разбирать, кто кого бил?

Оказалось, никто никого не трогал. Михаил, зайдя в кусты, ударил ладонью о ладонь и первый закричал: «бьют, бьют»! Это видели православные старики и батюшка, которые шли следом за сектантами.

В доказательство того, что действительно никто никого не бил, говорило и то, что Михаил поспешно скрылся из сада. Мы не могли обловить его, при всем желании народа...

Я обличил сектантов в лукавстве. Православные сокрушенно и негодующе говорили:

– К чему это ехидство? Ну, христиане! Ну, народец!

– Как в балаган заметил хозяин сада, – и мы с грустью пошли с места беседы.


Источник: Издание Сампсоновскаго Христианского Братства в С.-Петербурге.

Вам может быть интересно:

1. О так называемых иоаннитах в русском народе протоиерей Дмитрий Боголюбов

2. Новые труды в области Палестиноведения профессор Иван Николаевич Корсунский

3. Введение Первородного во вселенную протоиерей Евгений Воронцов

4. О Слове Божием или об источниках христианского вероучения Иван Георгиевич Айвазов

5. Великое русское дело в Сибири Евстафий Николаевич Воронец

6. Против думской отрыжки протопресвитер Евгений Аквилонов

7. Априорная природа нравственного суждения профессор Николай Гаврилович Городенский

8. Государь, церковь и народ профессор Николай Александрович Заозерский

9. Памяти профессора Ивана Николаевича Корсунского профессор Анатолий Алексеевич Спасский

10. Критико-библиографическая заметка о книге Вл. Троицкого: "Очерки из истории догмата о Церкви. - Сергиев Посад, 1912 г." профессор Митрофан Дмитриевич Муретов

Комментарии для сайта Cackle