архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис)

Беседа четвертая. «Едино же есть на потребу» (о спасении души)73

Дорогие мои дети, Из Святого Евангелия мы все знаем о четверодневном Лазаре74. У Лазаря было две сестры, Марфа и Мария75. Как-то они пригласили к себе в дом Иисуса Христа. Господь пришёл. Марфа заботилась о том, чтобы приготовить стол, а Мария, её сестра, села в ногах у Иисуса и слушала Его Божественное Учение. Марфа стала просить Марию помочь и обратилась к Господу, чтобы он разрешил Марии встать и прийти ей на помощь. Тогда Христос, желая вразумить Марфу, чтобы она знала меру в житейских попечениях, сказал: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мариа же благую часть избра, яже не отимется от нея».

Эти слова Христа касаются всех нас, чтобы и мы знали меру в своих житейских попечениях. А «единое на потребу» – это то, что согласно христианскому учению имеет действительную ценность, – это попечение о том, чтобы угодить Богу, попечение о спасении своей бессмертной души.

Марфа озаботилась, как материально угодить Господу. Мария же, более мудрая, более рассудительная, решила, что теперь удобный случай услышать Божественные Словеса, дескать: «Сколько-то Господь ещё будет с нами?» Она села рядом, и Господь сказал, что эта участь – внимание к Божественным Словесам и услаждение учением Христа и созерцанием Его – уже не отнимется от нея.

Мы тоже имеем житейские попечения, неизбежные в нашей жизни, потому что по природе мы и вещественны, и духовны, а, значит, не можем жить без заботы о материальных вещах. Тело имеет нужду в пище, одежде и т.д. Но превыше всего – это «единая на потребу» нужда нашей бессмертной души во спасении. Настоящая наша забота должна состоять в том, как очистить свою душу, как соединить её с Богом, как согласовать нашу волю с волей Божией и сделать так, чтобы наша душа не погибла. Спасение души – это не игра! Мы не можем играть вечной жизнью, потому что знаем прекрасно, что смертны, что мы гости, мы – странники; на земле мы в гостях. Придёт день, и каждый из нас перестанет гостить и отправится домой. А домой – это значит, что душа вернется туда, откуда изошла. «И дунул, – говорит Писание, – в ноздри мёртвого тела Адама, и стал Адам душою живою». Живая сущность человека – душа – сотворена Богом дуновением, Его энергией, и она возвратится туда, откуда изошла.

Поэтому, если мы не имеем Божественного утешения, то ощущаем пустоту в душе, так как душа не удовлетворяется ничем материальным, ибо все материальные вещи чужды её природе. Но когда душа человека соединится с Богом посредством молитвы и добродетельной жизни, тогда она веселится, тогда она ощущает уверенность, чувствуя в себе Бога.

Не следует к вопросу вечной жизни подходить легкомысленно, ведь если через какое-то время мы уйдём из жизни, то окажемся определённо и неизбежно перед лицом вечности. Разве шутка – оказаться лицом к лицу со смертью? с демонами? увидеть ясно перед глазами лист своего обвинения перед Богом, который есть у каждого человека, где перечислены во всех тонкостях все наши прегрешения, то есть нашу собственную греховность, масштабы которой мы даже не представляем? Шутка ли – видеть своё восхождение к Судии, проходить по мытарствам? Как мы посмотрим в глаза Господу? Хватит ли у нас духа? Наша совесть разве вдохновляет нас? прибавляет нам мужества, извещает? – Нет. И я первый не имею этого доброго извещения!

Мы не сможем посмотреть Господу прямо в глаза, мы опустим взгляд долу от стыда, потому что не творили волю Божию, и светлый хитон, данный нам во Святом Крещении, осквернили. Может быть мы омыли его слезами, пролили слёзы покаяния, изменили нашу жизнь, стали жить в чистоте? Нисколько. Как только хотим сказать, что стараемся что-то делать, так опять падаем в грязь!

Мы должны собрать все силы нашей души и размыслить: «Как быть? Что такое спасение? Что такое моя душа? Моя душа бессмертна, я могу в любой момент умереть, а что потом? А потом – Суд. Какой приговор мне вынесет Бог на Суде? Во свет или во тьму? Или вечно с Богом, или навечно с диаволом. Или в Рай, или в ад? И всё решится во мгновение ока!»

Теперь мы живы, но если что-то случится вдруг и мы умрём, то столкнёмся с тем, о чём только что сказали. Конец. Никак нельзя будет изменить ход вещей, всё будет решено «окончательно и бесповоротно». У нас перед глазами – и смерть, и Суд. Почему же мы так пренебрежительно ко всему относимся: грешим, не обращаем на это внимания, пренебрегаем молитвой, заповедями Божиими, не исправляем свою совесть, свою жизнь, хотя и знаем, что можем скоро умереть, и всё, что мы в этом дольнем мире созидаем: богатство, семья, дипломы, слава, почёт, – всё исчезнет? «Прииде смерть и вся исчезоша»7677.

Диавол обманывает человека, прокручивает перед ним разные смутительные картины, и человек всё своё внимание устремляет на них. Под ногами у него разверзается временная пропасть (два червя: один чёрный и один белый – ночь и день – пожирают под ним почву). Но человек смотрит на «экран», где «идёт фильм», а у него из под ног уходит почва – время. И в какой-то момент, когда он заворожено смотрит на картинки мира, на то, чем он бывает обычно занят, всё вдруг разрушается как карточный домик. Человек испуганно оглядывается по сторонам: «Как это я оказался здесь внизу? Куда делась почва?» – и не на что ему опереться.

Один грешный человек, который никогда не думал о Боге, когда жизнь его склонилась к закату и настали последние дни, вдруг заволновался и при последнем издыхании взыскал Бога. Тогда Ангел возгласил ему: «Где ты был, когда солнце стояло высоко, где ходил? Теперь же, когда солнце заходит, ты вдруг вспомнил о Боге! А столько-то лет ты где пропадал?» На месте этого человека может оказаться каждый из нас, если не будет своевременно пещись о Боге и о своей душе!

Именно поэтому нам нужно заботиться о своей душе, о «едином на потребу», заботиться постоянно о том, как очистить сердце, как очистить ум, как очистить тело, как освободить свою совесть от невидимых уз греха, и тогда Благодатью Божией мы получим «единое на потребу», тогда действительно через смерть перейдём на Небо. Человека, который заботится о спасении души, о соединении с Богом, не увидишь на танцах и в клубах. Он не станет пещись о многих вещах. Нет, он будет внимателен во всём, разумен, серьёзен, сосредоточен, будет просчитывать всё, чтобы избежать опасности греха. Нас, и в первую очередь меня, видно по нашим делам: насколько мы заботимся о «едином на потребу», насколько верим в Бога, в бессмертие души и в реальность Царствия Божия. Нам нужно поразмыслить обо всём этом очень серьёзно: «Я – бессмертная душа, у меня есть сознание, есть Бог, я пойду на Суд и там услышу вечный приговор над собой. Чего Бог хочет от меня? Чтобы я исправил себя, покаялся, перестал грешить, исповедался, оплакал свои грехи, вступил на новый путь, правильный, позитивный, светлый, чтобы я не озирался по сторонам, а шёл прямо к Небу, и тогда смерть, когда придёт, не сможет меня испугать.

Писание говорит: «Уготовихся и не смутихся». Вот: когда человек готов, он не смущается. А кто смущается? Тот, кто не готов.

Не знаю, доводилось ли вам видеть человека перед смертью: как он кричит, как смотрит на Ангелов, на бесов, на Архангела Михаила с мечом, как вращает глазами, как испивает «горькую чашу»? Всё, что содержится в Последовании отпевания усопших, всё, что говорят Святые отцы о смерти, – всё это правда, и даже больше чем правда. Это ждёт каждого человека и уж тем более христианина. Мы многое повидали, видели много смертей и кровью сердца клянёмся, что всё это совершенная правда!

Так что позаботимся о себе пока не настал этот час, пока мы не увидели бесов, окружающих наше ложе чтобы исторгнуть душу и ввергнуть нас в ад. Божие Ангелы, наши старшие братья, эти святые и блаженные существа, помогают нам, стараются вырвать душу из рук бесов – вот какую любовь имеют к нам эти старшие братья и Ангел Хранитель, защитник нашей души!

Поэтому мы должны молить своего Ангела Хранителя, чтобы он помогал нам, защищал нас. Когда мы молимся, он тоже молится вместе с нами. Когда же грешим – он сидит и плачет. Расскажу вам одну интересную историю из «Отечника».

Один святой отшельник78 пришёл однажды в город, чтобы повидаться с епископом по делу, касавшемуся его скита. Там он увидел юношу, который сидел у порога некоего дома и горько плакал. Внутренним оком души подвижник узрел, что перед ним не юноша, но Ангел Божий. Он подошёл к тому и спросил:

-Именем Божиим! Скажи мне, кто ты такой?

И Ангел отвечал:

-Я не человек, раб Божий, я – Ангел Хранитель души, которая сейчас находится в этом доме и предаётся блуду, а я сижу здесь, потому что не могу зайти внутрь, в эту нечистоту и зловоние. Поэтому я сижу у порога и плачу, и прошу Бога, чтобы Он просветил сию душу, чтобы её хозяин покаялся и перестал грешить.79

Ангел плакал из-за того, что человек продал диаволу свою бессмертную душу за тарелку «чечевичной похлёбки», как говорится в Писании80!

Все мы, и я первый, должны об этом серьёзно подумать. Пусть не обманывают нас диавол и грех. Мы должны заботиться о своей бессмертной душе, исправляться, быть внимательными, так как прекрасно знаем, что бесы, искушая и подталкивая нас ко греху, сами при этом наблюдают за нашим падением и в тот же самый момент запечатлевают его во всей точности: место, время, лица. Это не выдумки и не ложь. Смерть – это не шутки, с ней нам неотвратимо придётся столкнуться!

Мы не знаем, что будет завтра. Может быть, мы предстанем на Суд Божий и станем тщетно «биться головой о стену» и «рвать на себе волосы». Но сейчас мы наделены жизнью благословением Божиим, и пока мы не ушли в иной мир, у нас ещё есть право покаяться, есть возможность исправить составленное на нас обвинение, да и сделать свою жизнь светлой. Поблагодарим Бога – ведь мы дышим, и каждый вздох наш ещё может стать словом покаяния. Исправим себя сегодня, сейчас, пока мы дышим, пока ходим, пока есть время, пока не пришла смерть. Первым начну исправляться я, а вы идите за мной, и так все вместе, исправляя каждый сам себя, мы удостоимся вечной жизни.

Нет ничего, что было бы в нашей власти; мы не властны ни над собой, ни над женой, ни над детьми, ни над богатством, ни над здоровьем – ни над чем. Всё зыбко, всё висит на волоске, ведь всё это можно потерять, а потом – смерть. Ты знаешь, куда ты пойдёшь? Нет! Знаешь дорогу? Не знаешь! И кто тебя поведёт? Бог, Он Один поведёт тебя. Ну, так и старайся же примириться с Ним, ведь если у тебя не будет мира с Господом, то тебя поведёт другой, но уже во тьму адскую – туда, где уже ничего не исправить.

Человек может идти по дороге, авария – и он умирает на месте. Сколько таких несчастных случаев! В одно мгновение: человек идёт, поёт, его сбивает машина – и он умирает на месте. С песенкой на устах человек отходит на Суд Божий! Вот что такое человек! Сердце его работает, как часы, но сломалась пружинка в часах – и они остановились, т. е. перестало биться сердце – всё, конец! Недаром в Писании сказано: «Всяк же человек ложь»8182, – не потому, что он излагает лживое, а потому, что сам он как ложь: кажется большим и страшным – а вдруг в один момент падает и умирает.

Поэтому надо более всего заботиться о том, как угодить Богу. Бог смотрит на душу, а не на внешнее в человеке. На внешнее смотрит диавол. Нужно думать о покаянии и слезах, а вместо этого мы болтаемся туда и сюда, веселимся, танцуем, наряжаемся, чтобы выглядеть не такими, как нас сотворил Бог. Но душу надо украшать добродетелями, а не внешними средствами, которые изменяют до неузнаваемости природную красоту. Чем больше мы внешне украшаем себя, тем больше внутренне уродуем душу. Хоть раз сказали ли мы на исповеди, что одеваемся вызывающе и своим видом предаём искушению свои бессмертные души? Ни разу! Задумывались ли мы над тем, что своей невнимательной жизнью вводим в смущение людей? исповедовались ли в том, что не сделали добра, хотя могли бы сделать? Нет! А ведь это тоже грех. За всё Господь потребует у нас ответа, потому что ничто наше не проходит незамеченным: допустили прегрешение – и «на компьютере» у Бога записывается эта вина, и наоборот: покаялись – и долг стирается. Всё это происходит во мгновение ока, потому что Бог есть Дух, Он вездесущ, и Ему вовсе не сложно ведать в реальном времени даже самыми тонкими помыслами всех живущих.

Небо, Царствие Божие, вечная жизнь открыты для нас. В момент, когда Христос испустил дух на Кресте, с Его последним вздохом двери Рая распахнулись. До этого времени Небесные врата, двери Рая, Горнего Иерусалима, были закрыты. Спаситель распростёр Свои Пречистые руки на Кресте, раскрыл Свои объятия и заключил в них весь человеческий род, дабы даровать всем вечную жизнь.

Вы знаете, что такое вечная жизнь? Это жизнь рядом с Богом. Это несметное богатство и счастье, непостижимое человеческим умом. Люди, удостоившиеся взойти на Небеса и возвратиться на землю, многое нам поведали. Но самое удивительное и сильное свидетельство – святого апостола Павла, который взошёл до Третьего Неба83. Он говорит, что Бог уготовал нам такие блага, что ум человеческий не может этого постигнуть: «Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его». Вот какая жизнь ожидает человека – счастье, которое ни ум не может постичь, ни сердце прочувствовать. Значит, нам есть за что бороться. Нынешние наши страдания ничего не стоят в сравнении с будущей славой, которая откроется в чадах Божиих84. И каждый спасённый человек станет чадом Божиим и наследником Его Царствия.

Не любим мы жертвенно Христа, и я первый, потому что, если бы любили – не согрешали бы. Мы пренебрегаем Им, но Он никогда не пренебрегает нами. Он Единственный, Кто возлюбил человека даже до смерти, смерти же Крестной! Он постоянно посещает нас, когда болезнью, когда скорбью,8586 когда разными испытаниями. Христос стучится в дверь каждого человека и говорит: «Отвори Мне, благоволи Мне войти, Я сделаю тебя счастливым, сделаю тебя Своим наследником». А мы же крепко-накрепко затворяем все двери и не слышим спасительный призыв Христа. Как просто прощает Бог! – человеку достаточно просто открыться Ему и через покаяние возвратиться к Отцу. Бог не хочет от человека вознаграждения и платы за Свой вечный дар. Пусть у нас будут миллионы, миллиарды грехов – для Бога это ничто. Что такое горсть песка в океане? Для Него – былинкой в океане грехи всего человечества. Нет греха, который победил бы милосердие Божие. Значит, грехи одного человека – это ничто: едва чадо покаянием возвратится в объятия Отца, как для милосердия Божия никаких препятствий не остаётся.

Так если перед нами открыто такое безграничное милосердие, тогда чего мы ждём? Надо скорее бежать в эти объятия и получить прощение! Диавол тянет нас назад, а Бог и Ангел Хранитель подталкивают вперёд. Этому учат нас Евангелие и Святые отцы. А мы – кого слушаемся, за тем и идём. Не станем же этим пренебрегать, победим своё равнодушие, будем стараться, чтобы житейские попечения не поглотили нас.

Христос сказал ясно: «Едино же есть на потребу». Оставим наши житейские попечения и сосредоточимся на том, чтобы пещись о душе, дабы она принесла плод пред Богом. Смерть придёт, хотим мы того или не хотим, мы предстанем пред её чёрными вратами, войдём в воды её и переправимся на противоположный берег – другой дороги или тропинки ни для кого не существует. Мы со стопроцентной уверенностью можем сказать, что каждый из нас умрёт, а, значит, будет подвержен Суду, и потому от нас о нём требуется попечение.

Когда человеку предстоит суд, тем более, если положение его очень серьёзно, мы знаем, как он старается, какие предпринимает усилия, чтобы избежать тюремного заключения, а то и смертного приговора: он находит адвокатов, вникает, какой из них лучше, где, у кого и какие есть знакомые, выясняет, кому можно заплатить, ищет подходящих свидетелей, хороших защитников, – делает всё, чтобы добиться освобождения. Столько трудов и переживаний ради одного временного дела! А Суд Божий, которого нам не избежать, мы вроде бы не принимаем во внимание, но сплошь и рядом легкомысленно пренебрегаем им. Доказательством тому – наша жизнь и наши дела.

Да подаст же нам Бог Благодать и помощь, да пошлёт нам просвещение и силу, дабы удостоиться стяжать это Блаженное попечение, которое успешно направит нас на путь, ведущий в Рай, и избавит от ада!

Ад – это нечто очень-очень страшное! Это не только мучения совести. Согласно отцам Церкви ад с догматической стороны – это нечто духовное, так же как и Рай. Духовна душа, духовно существо демонов. Христос во Второе Своё Пришествие скажет: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его»8788. Для бесов уготован вечный ад. Туда во Второе Пришествие будут отосланы и те из людей, которые творят дела диавола. Бесы чувствуют себя словно в аду, если не творят дела, противные Богу, потому что самое приятное для них – это противиться Богу. Потому они и не мучатся угрызениями совести, как человек, хотя прекрасно осознают, что делают. Человек же, когда согрешает пред Богом, страдает и мучится, потому что у него есть душа, есть совесть, потому что он – дыхание Божие. А диавол не страдает, он торжествует. Значит, ад ему необходим не просто как мучение грешной совести, а вообще для всего существа грешника, которому он и уготован навек. В ад отсылаются и люди, которые к смерти приходят нераскаявшимися.

Святоотеческое аскетическое Предание богато бесчисленными примерами, показывающими духовную сущность как адских мучений, так и райского блаженства в иной жизни, и бесконечность этих состояний.

Святые отцы догматически изъяснили, что как Рай, так и ад – это не материальные, но духовные состояния, соответствующие состоянию души, когда чистые видят Бога как Свет, а нечистые ощущают Его как огонь.

Сегодня многие, в том числе и люди, имеющие богословское образование, говорят, что ад – это мучительные угрызения совести и другие подобные вещи. Такого рода рассуждениями уничтожается всякая польза от мысли об адских мучениях. Ведь если бы дело обстояло только так, то можно было б сказать: «Прекрасно. Вот я заглушу голос совести, вообще убью всякую совесть в себе, и тогда ада для меня не станет». Нет, всё совсем не так! Ад – это не просто угрызения совести, которые точат меня, как червь, и помрачают ум за мои грехи перед Богом. Нет, кроме мук совести существует ещё и ад духовный! что значит, что ад реален – это тьма, огонь, червь неусыпающий и всё остальное, о чём говорит Писание.

Итак, известившись на деле, что такое ад и Рай, потщимся избегнуть ада. Зачем нам туда попадать?! Это не место для человеческой души! Душа должна вернуться в объятия Божии и жить вечно с Небесным Отцом. Диавол, который первый восстал на Бога, совершил преступление и не раскаялся, вот он пусть туда и идёт.

А потому, будучи христианами, давайте покаемся, прольём слёзы, обратимся сегодня же, сейчас, потому что, может статься, наш завтрашний день будет скорбным. Обратим же сейчас наше сердце ко Господу и скажем: «Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой: сотвори мя яко единаго от наемник Твоих». Возвратимся прямо во объятия Отца! И Бог тут же омоет нас, очистит, оденет Своей Благодатью и даст нам «тельца упитанна», приведёт нас к престолу Церковному, даст нам Свои Тело и Кровь, и так станем одно со Христом. И тогда у диавола не будет уже никаких на нас прав. Это истина, и никто не может противиться ей, этой истине нашей Православной Церкви!

В молитве своей будем просить: да подаст нам Бог покаяние, обращение, благую кончину, христианскую, безболезненную, непостыдную, добрый ответ перед Праведным Судиёй, и да удостоит Он нас Своего Царствия. Аминь. Лк.15:18–19.

* * *

73

Произнесено в собрании христиан в Америке в 1985 году.

74

*Праведный Лазарь Четверодневный, Лазарь из Вифании (Λάζαρος, букв. Бог мне помог) – житель Вифании, брат Марфы и Марии, которого Иисус Христос воскресил через четыре дня после смерти (см. Ин.11:1–45; 12:1– 17). После своего воскресения прожил ещё 30 лет и был рукоположен ап. Варнавой во епископа Китийского на Кипре, где проповедовал учение Христа и скончался. На Кипре Лазаря посетила Богородица и вручила ему омофор, сделанный Её руками. Сохранилось два места захоронения праведного Лазаря: в Вифании (Аль-Азария в Палестине) и в Ларнаке (о. Кипр). Память – в субботу Шестой седмицы Великого поста (Лазарева суббота) и 17 октября по ст. ст.

75

*Праведные Марфа и Мария (Μάρθα, Μαρία) – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос (Лк.10:38–42; Ин.11:1–39, 12:1–8). Марфа и Мария уверовали во Христа ещё до воскрешения Им их брата Лазаря. Кроме гостеприимства, оказанного Спасителю, обе женщины были свидетельницами воскрешения своего брата, совершённого Иисусом по их просьбе. У ев. Иоанна Мария упоминается как женщина, омывшая ноги Иисусу благовониями. Священное Предание включает сестёр в число жен-мироносиц. По наступлении гонений на Церковь Иерусалимскую и изгнании прав. Лазаря из Иерусалима, Марфа и Мария помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их кончины сведений не сохранилось. Память – 4 июня по ст. ст.

76

Тропарь последования на исход души.

77

*Ср. Погребальные стихиры Иоанна Дамаскина: «Вся суета человеческая, елика не пребывают по смерти: не пребывает богатство, ни сшествует слава: пришедшей бо смерти, сия вся потребишася».

78

*Сведения взяты из жития святого Нифонта, еп. Кипрского (IV в.). Память – 23 декабря по ст. ст.

79

*Отечник или отеческая книга (πατεριχόν βιβλίον), а также старческая книга (Γγεροντιχόν βιβλίον), патерик (πατεριχόν), вертоград (λειμωνάριον) – жанр аскетической литературы, сборник изречений святых отцов-подвижников или рассказов о них. Здесь и далее данное наименование употребляется как общее для всех подобных источников.

80

*Библейская история о том, как проголодавшийся Исав, старший из сыновей патриарха Исаака, уступил за чечевичную похлёбку младшему брату Иакову своё право первородства, т.е. право наследования родительского имущества, которые по обычаю получал мальчик-первенец. – См. Быт.25:30–34. Продать (продаться) за чечевичную похлёбку – поступиться чем-то важным ради ничтожной выгоды, фактически отдать его даром, растранжирить.

82

*Полный текст: «Да будет же Бог истинен, всяк же чело век ложь, якоже есть писано: яко да оправдишися во словесех Твоих, и победишь, внегда судити Ти» (Рим.3:4). – Ср.: Пс.50:6,61:10,115:2.

83

Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12:2–4). Данное место послужило основанием ряда поздних сочинений, в т.ч. Хождения апостола Павла по мукам, восходящее к греческому оригиналу и известное как «Слово и видение апостола Павла».

84

*«Ибо думаю, что нынешние временные страдания ни чего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18). – Ср. 1Пет.4:13.

88

*Ср. Лк.13:27.



Источник: Старец Ефрем, игум. монастыря Филофей на Святой Горе Афон / Переводчик: иерей Антон Данилин. М.: Святая Гора. ISBN: 978-5-902315-14-8

Вам может быть интересно:

1. Ватопедские оглашения. Беседы о монашеской жизни – БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Верные управители духовных и материальных благ схимонах Иосиф Ватопедский

2. Беседа с Л.С. Чаковской. 1992–1993 схимонахиня Игнатия (Пузик, Петровская)

3. Беседа архимандрита Павла с старообрядцем о власти антихриста архимандрит Павел Прусский

4. Жемчужины подвижнической мудрости. Главы о молитве и послушании – Три слова о послушании архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис)

5. Полное собрание творений – Письма. Часть вторая преподобный Иосиф Исихаст

6. Трезвенная жизнь и аскетические правила – Текст правил схиархимандрит Эмилиан (Вафидис)

7. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

8. 11 неизданных писем свт. Нектария Эгинского святитель Нектарий Эгинский

9. Тысяча двести вопросов сельских прихожан о разных душеполезных предметах с ответами на оные. Часть 1 иеромонах Евстратий (Голованский)

10. В поисках Живого Бога священномученик Игнатий (Садковский)

Комментарии для сайта Cackle