Источник

Беседа вторая. «Чертог Твой вижду» (о Рае)21

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя»22, – воспевает Церковь.

Душа христианина, живущая в покаянии, которая осознает свою греховность и обладает чувством ответственности, обращает свой взор к Небесному Жениху и скорбно возглашает: «Спаситель мой, Благодетель мой, претерпевший распятие ради меня, грешной души, нет у меня чистой одежды, просвещённой слезами и покаянием, нет непорочного одеяния. Как мне предстать перед Тобой, Небесный Жених всякой раскаявшейся и чистой души? Чертог Твой украшен, чудесно убран и сияет великолепием. У меня же нет одежды, чтобы войти и вечно в нём обитать. Прошу Тебя, умоляю, Небесный Жених души моей, просвети меня, очисти одеяние души моея, подай мне средства необходимые к очищению, дабы убелилась одежда моя, дабы удостоиться и мне иметь часть, удостоиться обитать в Небесном и вечном чертоге Твоём».

Царствие Небесное, Горний Иерусалим, Небесный мир, вечный и неизменный, – есть чертог Божий, где Бог обитает во Свете, где Ангелы немолчно воспевают: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш»23. В этом Небесном мире обретается Божественное блаженство, счастье, великолепие и красота. Души чистые, слезами очищенные, чувствуют этот Небесный чертог, уже здесь, на земле, приобщаются его сладости, видят его очами души, страстно желают, стремятся в него и с нетерпением ожидают дня и часа своего отшествия и водворения в нём.

Мы же, несчастные люди, не получаем извещения совести, потому что душа наша нечиста и вместе с ней тело. Вот потому-то и не открываются очи нашей души, чтобы увидеть великолепие Небесного мира.

Апостол Павел, видевший недолго эту красоту, воскликнул в изумлении: «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его!»24. И в другом месте: «Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его»2526.

И мы призваны обитать в этом Небесном чертоге вместе с Ангелами, со святыми, в Небесных покоях, в Горнем Иерусалиме, в великолепии Небесного Царствия, в недоступном свете, в пресветлой тьме неведения Божия, но только после того, как очистим одеяние нашей души.

В очищении одежд нашей души, которое мы призваны совершить, нам много способствует Церковь. Поэтому в период Поста, в который мы снова вступаем в этом году, в эти святые дни, когда нужно воздерживаться не только от пищи, но, главное, от злых похотей, всякий христианин, желающий достигнуть спасения, должен собрать свои мысли и употребить решимость к тому, чтобы жить проще, скромнее, направить усердие не к внешнему, а к внутреннему украшению. Внешний сосуд разрушается, распадается, становится добычей червей, подвергается тлению. А красота души не только не подвержена тлению, но наоборот, благоукрашаемая Духом Божиим она облагораживается всё больше и больше.

Времени остаётся всё меньше и меньше. Каждый новый день – это ещё один шаг к смерти. Но знайте, что даже одна слеза покаяния равносильна очистительной бане. Как баня приносит облегчение телу, а стирка очищает одежду, так и слёзы покаяния очищают сердце, ум, тело, очищают жизнь, слово, они изменяют даже выражение лица человека.

Будем же стоять на коленях и с большим смирением молиться. Всякой раскаявшейся душе даётся слово, даётся просвещённая молитва. Это видно на примере евангельской блудницы в Великий Вторник27. Откуда могла знать эта уличная женщина, что такое молитва? Но когда она решилась покаяться, стала склоняться к Свету и к Истине, то ей был дан дух молитвы. Как прекрасны слова, которые она сказала Спасителю! Она встала перед Ним на колени и повела с Ним внутренний разговор. Всем сердцем выразила своё покаяние, потому что ей открылось, что это её настоящий Спаситель, а все остальные – обманщики. Она увидела, что только Христос даст ей свет, облегчение, радость и оставление грехов.

«Прими меня, грешную, – сказала она, – прими множество моих согрешений». Видите: слёз у неё было так много, что она омыла ими пречистые ноги Христа и должна была потом вытереть их своими волосами. Христу не нужно было другого помазания28. Самое драгоценное миро были её слёзы, они стали дороже любых сокровищ. Ими она смогла искупить весь свой долг перед Богом. И хотя она и погрязла в нечистоте и зловонии, но драгоценные слёзы её помогли ей просветить одеяние души и войти в общение со Спасителем. А когда же мы просветим одеяние нашей души?

Точно так же любая грешная душа, которая плачет и мысленно омывает слезами ноги Христа, слышит от Него тот же ответ, который услышала блудница2930. Дело не только в том, что она сама получила спасение, но ведь она ещё и показала светлый пример для всякого сбившегося с пути человека: как ему вернуться на правильную дорогу. Если бы можно было заглянуть в душу этой женщины в тот момент, когда она стенала и плакала, и омывала слезами пречистые ноги Христа, то мы увидели бы, какое облегчение получила её совесть и какая тяжесть пала с её сердца! За эти слёзы Господь даровал ей полное оставление всех грехов.

Так Господь подаёт совершенное прощение всякому человеку, который возвращается к Нему, только бы было искреннее покаяние. После покаяния все препятствия исчезают. «Хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитеся и жити ему»31, – говорит Господь. Сам Бог клянётся Собой и говорит: «Не желаю погибели ни одного человека, ни единой души, но буду ждать. Истощу всякий предел ожидания, но буду до конца ждать её обращения!»

Последуем же светлым путём покаяния; если покаемся искренне – Бог примет наше покаяние и уже не попомнит прежних грехов. Часто человек под тяжестью греха начинает думать так: «Неужели Бог может простить мне всё, что я совершил?» С одной стороны, он прав: ощущая греховную тяжесть, человек задаётся вопросом, возможно ли Богу понести этакую тяжесть. Но послушайте ради Бога! Неужели не может Бог, Христос – океан милости и сострадания, – понести тяжесть одной грешной души?! Заметна ли будет горсть песка, если бросить её в океан? Нет, конечно! Будет ли видно что-нибудь на поверхности воды? Ничего! Так и грехи всего человечества, они – ничто перед бездной милосердия Божия, тем более грехи какой-то одной души!

Но ведь приступает одесную32 враг человеческого спасения – бес – и начинает напевать душе: «Нет тебе никакого прощения!» Начинает давить и угнетать, желая довести человека до самоубийства. Поэтому никогда не будем верить таким наущениям, даже если бы каждый день совершали преступление! Не будем никогда терять надежды, чего бы ни делали и как бы низко ни падали; как бы ни было больно и тяжело – нет безнадёжности и отчаянию!

Помысел может сказать и так: «Сколько ещё Бог будет меня ждать?» Если Бог даёт тебе жизнь, то, значит, что Он тебя ждёт. Ты не можешь отказать Богу в праве ждать. Так, с надеждой, упованием и дерзновением приступим к Престолу Божественной Благодати. У нас есть светлые примеры покаяния людей, которые далеко отстояли от Бога, но обратились к Богу и тем не только спаслись, но даже достигли высокой степени святости.

Кем была преподобная Мария Египетская33 ? Сколько было других людей, которые подобно преподобной Марии вначале были грешниками, но потом стали святыми! Глядя на их пример, никто не должен отчаиваться, но с покаянным сердцем идти к духовнику, который имеет силу словом своим соединить человека с Богом и в один момент оправдать. «Что разрешите на земле, то будет разрешено на Небе»3435. Благодать Пресвятого Духа прощает тебя и разрешает в этом веке и в будущем. Одновременно прощаются все долги человека пред Богом и отверзаются врата в Царство Небесное. В Небесный чертог Христов входит человек, прежде не имевший светлой одежды, чтобы облечь в неё свою душу.

Возблагодарим Бога за такое Его великое милосердие, поклонимся Ему со всем чувством сердца: если бы не был Бог столь бесконечно благ, никто не мог бы спастись. Никто не мог бы спастись, потому что никогда на земле не было человека, во всём безукоризненного, безгрешного и абсолютно чистого. Никто не может похвалиться, что сохранил своё сердце неосквернённым и чистым. Но благоутробие Божие настолько эффективное, действенное, великое и страшное лекарство, что изглаживает всё, производит такие вмешательства, такие невероятные операции, что спасает человека даже от верной душевной смерти.

Есть случаи, когда люди уходили из жизни без покаяния, но Божественным вмешательством и Божественным попечением, по молитвам Святых людей возвращались к жизни и затем получали спасение. «По смерти нет покаяния»36; сама грешная душа уже не может покаяться. Чтобы покаяться, ей было бы нужно вернуться к телесной жизни. Подобное случалось – вот какие чудеса совершал Промысел Божий ради спасения человека!

Чертог открыт, Христос нас ждёт; не нужно медлить. Мы уже вступили на поприще поста и очищения, баня покаяния нас ждёт. Воспользуемся же с пользой для себя этим временем, когда всё располагает к покаянию, а все богослужебные тексты исполнены умиления и сокрушения, надо только вдумываться в их смысл. Будем преклонять свои колена, вознося днём и ночью молитвы и прося у Бога духа сокрушения и слёз.

А когда Бог коснётся очей наших, возблагодарим Его, смиримся и откроем перед Ним нашу немощь: что только благодаря исключительно Его милосердию мы можем покаяться, а не потому, что сами способны к покаянию. И то, что мы верим в Бога, и то, что осознаём собственную греховность, – всё это дар Благодати Божией, Его милосердие. Если Благодать не осенит человека, он никогда не изменится.

То, что мы размышляем об обращении, то, что каемся, изменяемся, – всё это Благодать Божия...

Будем же каяться всё время, которое нам осталось. Бог настолько благ, у Небесного Отца такое необъятное Сердце, что всем в Нём находится место; главное, чтобы мы приступили к Нему в покаянии и исповедании, особенно теперь.

Будем ходить на литургии Преждеосвященных Даров, потому что они исполнены сокрушения и благодати. Какая красивая «Херувимская» поётся там! А «Херувимская» Великой Субботы – какое содержит она богатое догматическое и богословское содержание!

Понудим же себя, чтобы оказаться бдящими и трезвящимися; будем бороться с нерадением и расслабленностью, потому что они мешают человеку воспринять блага Божии.

Приходит бес и приносит нам усталость и слабость, а потом нашёптывает: «Не делай поклоны, не вставай на молитву, ты устал, поспи ещё, ведь у тебя работа и ещё столько дел». Не станем его слушать, будем спешить, потому что не знаем, что произойдёт в следующее мгновение. «В чем застану, в том и сужу»37. Если Бог застанет нас принуждающими себя, то сопричислит нас к «нудящим» Царствие Божие3839. Если же застанет нас в нерадении и расслабленности, тогда сопричтёт нас к нерадивым и проигравшим...

Поможем нашим ближним, будем говорить им о Боге, о любви Небесного Отца, укрепим их дерзновением и надеждой.

Помочь страждущей душе – вот самая большая милостыня. Ведь и нам другие люди оказали когда-то помощь, потому и мы теперь должны делать то же самое. Понудим же себя во всём, дабы войти в чертог Христов, ведь «нужницы восхищают Царствие Небесное»4041. Аминь.

* * *

21

Произнесено на встрече с соотечественниками в Америке.

22

Ексапостиларий (Светилен) Страстной Седмицы.

23

Из песен Троичных.

26

*Ср.: Ис.64:4.

28

*Евангельские сюжеты (Мф.26:6–16) повествуют о помазании Иисуса Христа миром. Ориген считал, что всего было 3 помазания и 3 помазавших, в хронологической последовательности: а) безымянной блудницей в доме Симона, фарисея, в Галилее, о котором говорится только в Евангелии от Луки; б) Марией, сестрой Лазаря, в их доме в Вифании, после воскрешения Лазаря, но до входа в Иерусалим, то есть в субботу (Евангелие от Иоанна); в) другой женщиной в доме Симона прокажённого в Вифании в Страстную среду (Евангелия от Матфея и Марка). Этой же точки зрения придерживался Феофилакт Болгарский. Свт. Иоанн Златоуст допускал, что у Матфея, Марка и Луки речь может идти об одной и той же женщине, но отличал её от Марии, сестры Лазаря. – Ср.: Мк.14:3–9; Лк.7:37–48; Ин.12:1–8.

30

* «А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи.... Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк.7:47–48,50).

31

Из Последования исповеди. – Ср.: Иез.33:11. – Ред.

32

*В русской народной традиции принято считать, что бес находится и действует не справа (одесную), а слева – ошую (от «шуйца» – левая рука, в отличие от «десницы» – правой руки).

33

*Преподобная Мария Египетская († 522 г.) – христианская святая. Христианское вероучение рассматривает пример Марии Египетской как образец совершенного покаяния. Родилась в Египте в середине V в. и в 12 лет покинула родителей. Осознав своё падение, по указанию гласа от иконы Божией Матери Мария поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Единственным человеком, который увидел Марию после её ухода в пустыню, стал иером. Зосима, свидетельство которого послужило основанием для жития преподобной, написанного Софронием Иерусалимским. В храме Гроба Господня в Иерусалиме имеется часовня в честь святой Марии Египетской, построенная на месте её обращения. Православное богослужение утрени четверга Пятой седмицы Великого поста получило в народе название «Мариино стояние». Память совершается 1 апреля по ст. ст. и пятую Неделю (воскресение) Великого поста.

34

См. Μф.18:18.

35

*«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18). – Ср.: Мф.16:19; Ин.20:23.

36

*См., например: «Нужно знать, что падение для ангелов то же, что смерть для людей. Ибо после падения для них нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти» (Прп. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры», кн. 2, гл. IV/18/). На это указывает Святое Евангелие, когда называет жизнь на земле сеянием, а жизнь в загробном мире – жатвою. – Ср.: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:7–8).

37

*Аграфа – изречение Господа нашего Иисуса Христа, дошедшее через творения древних авторов. Приведённые слова встречаются у св. мч. Иустина Философа (II в.) в «Разговоре с Трифоном иудеем»: «Но никаким образом, по моему мнению, не спасутся те, которые, уверовавши и признавши Его Христом, по какой-нибудь причине обратились к иудейскому закону, отвергли Христа и не покаялись прежде смерти. Не спасутся также и те, которые, происходя от семени Авраама, живут по закону и прежде кончины своей не уверовали в этого Христа, особенно же те, которые проклинали и проклинают верующих в этого Самого Христа, чтобы достигнуть спасения и освободиться от наказания огнём. Милосердие, человеколюбие и неизмеримое богатство милости Божией, по словам Иезекииля, кающегося во грехах принимает как праведного и безгрешного; а того, кто от благочестия или праведности впадает в нечестие и беззаконие, признает грешником, неправедным и нечестивым. Поэтому-то наш Господь Иисус Христос сказал: «В чем Я найду вас, в том и буду судить»» (гл. 47). Мысль эта находится в полном смысловом согласии со словами Евангелия: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42).

39

*Григорий Синаит (ХIII-ХIV в.): «Всячески принуждай себя на делание сие, ибо Царство Божие есть достояние нудящих себя и нуждницы восхищают его».

41

* «От дний же Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф.11:12).


Источник: Искусство спасения / Старец Ефрем, игумен монастыря Филофей на Святой горе Афон ; [пер. с новогреч. А.Л. Данилин]. - Москва : Святая гора, 2012-. / Т. 1: Беседы. - 2012. - 479 с., [8] л. цв. ил.

Комментарии для сайта Cackle