профессор Константин Петрович Победоносцев

К Тимофею второе послание Апостола Павла

1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа,

по обетованию жизни во Христе Иисусе, Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса Господа нашего.

Наставление в вере Тимофею

Благодарю, Бога, Коему служу, от прародителей моих, с чистою совестью, что непрестанно поминаю тебя в молитвах моих днем и ночью,

и желаю видеть тебя, помня твои слезы,

чтоб исполниться мне радости, ныне, когда привожу на память нелицемерную твою веру. И прежде обитала та вера в бабке твоей Лоиде и в матери твоей Евнике; уверен я, что и в тебе обитает.

Потому и напоминаю тебе: возгревай дар Божий, данный тебе чрез возложение рук моих.

Дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.

Итак не стыдись ни свидетельства о Господе нашем Иисусе Христе, ни меня, узника Его, но сострадай (со мною) о благовестии, помощию Божией силы.

Спас нас Бог, и от Бога нам было призвание святое, не по делам нашим, но по Его изволению и благодати, нам дарованной прежде лет вечных во Христе Иисусе.

Открылась же ныне та благодать явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление – в благовестии,

для коего и поставлен я проповедником и Апостолом и учителем язычников.

От сего и нынешнее мое страдание; но не стыжусь. Знаю, в Ком положил я веру мою, и уверен, что силен Он сохранить, что́ я положил в Него, до дня оного.

Имей всегда перед собою образ здравого учения, что ты от меня слышал, с верою и любовию о Христе Иисусе.

Помощию Духа Святого, живущего в нас, храни доброе предание, порученное тебе.

Ты знаешь, что все наши из Азии оставили меня; в числе их Фигел и Гермоген.

Пошли, Господи, милость дому Онисифорову: он много раз успокаивал меня и не стыдился уз моих;

и когда был в Риме, с великой заботой искал меня и нашел.

Да даст ему Господь обрести милость от Господа в день оный. А сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.

2. Служение проповеди Евангельской

Ты же, сын мой, укрепляйся в благодати сущей во Христе Иисусе.

И что́ слышал от меня при многих слышавших, то передавай верным людям, какие способны и других научить.

А ты терпи страдание, как добрый воин Иисуса Христа.

Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угоден был военачальнику.

И кто борец на состязании, не получит победного венца, если не по закону боролся.

Трудящемуся земледельцу достойно первому вкусить от плода.

Рассуди о том, что́ я говорю, и да даст тебе Господь разумение во всем.

Всегда содержи пред собою в памяти Господа Иисуса Христа, воскресшего из мертвых, бывшего от семени Давидова, как учит благовествование мое;

в том и труждусь, за то и страдаю даже до уз, как злодей; но слово Божие узами связать невозможно.

И потому я все терплю ради избранных, чтоб и они получили спасение во Христе Иисусе, с вечною славой.

Верное слово: «если умерли мы с Ним, с Ним и жить будем».

Если (с Ним) терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас.

Если и мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

Опасность от пустых состязаний о вере

О всем этом повторяй людям. Заклинай, как пред лицем Господнем, не вступать в словопрения, что́ нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.

Старайся достойным поставить себя пред Богом, делателем непостыдным, верно сказующим слово истины.

А от негодного пустословия удаляйся: кто ему предался, те будут дальше преуспевать в нечестии

и учение их распространяться станет подобно раку (гангрене).

Таковы Именей и Филит. Они отступили от истины – говорят, что уже было воскресение, и у некоторых разрушают веру.

Но твердое основание Божие стоит, и лежит на нем печать сия: «познал Господь сущих Своих» и «да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне» (Чис.16).

В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные, и одни в почетном, а другие в низком употреблении.

Итак, кто будет чист от сего (от таких заблуждений), тот будет сосудом в чести, освящен и благопотребен Владыке, годен на всякое дело благое. –

Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры,

а рабу Господню не должно ссориться. Он должен, напротив, быть приветлив ко всем, учителен, незлобив;

с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины –

и освободятся тогда от сети диавола, уловившего их в свою волю.

3. Грядущие бедствия и искушения веры

Знай, что в последние дни наступят времена тяжкие.

Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, надменны, горды, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, любить неспособны;

непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, к добру несклонны,

предатели, наглы, напыщенны, сластям преданы более, нежели Богу;

имеют только вид благочестия, а силу его отвергли.

От таких удаляйся. Между ними и те, что вкрадываются в домы и обольщают пустых женщин, утопающих в грехах, водимых разными похотями,

всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и эти противляются истине, люди развращенного ума, невежды в вере.

Но они не много успеют, ибо безумие их обнаружится пред всеми, как было и с теми (с Ианнием и Иамврием). –

Ты же последовал мне в учении, в образе жизни и распоряжении, в вере, великодушии, любви, терпении;

в гонениях и страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, в Листрах. Все те гонения перенес я, и от всех избавил меня Господь.

Да и все, хотящие благочестно жить о Христе Иисусе, гонимы будут.

Лукавые же люди и обманщики преуспеют на горшее, прельщая других и сами прельщаясь.

Ты же пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем научен ты.

Священные же писания, кои знаешь ты из детства, могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Все Писание богодухновенно и полезно для учения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, –

да будет совершен Божий человек, на всякое дело благое уготован.

4. Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом Иисусом Христом, грядущим судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его.

Проповедуй слово, настой благовременно и безвременно, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

Ибо придет время, когда не станут слушать здравого учения, но по своим похотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;

и от истины отвратят слух, а обратятся к басням.

Но ты, Тимофей, будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй все служение твое.

А я стал уже жертвою, и время отшествия моего настало.

Подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил.

И ныне соблюдается мне венец правды, егоже воздаст мне в день оный Господь, праведный Судия, и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его.

Прощальные речи

Постарайся придти ко мне вскоре.

Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Солун, Крискент в Галатию, Тит в Далматию: один Лука со мною.

Марка возьми и приведи с собою: он мне нужен для служения.

Тихика я послал в Ефес.

Когда пойдешь, принеси фелон, которую оставил я в Троаде, у Карпа, и книги, особенно кожаные.

Александр медник много сделал мне зла: да воздаст ему Господь по делам его.

Берегись его и ты: он сильно противился нашим словам.

При первом моем оправдании никого со мною не было, но все меня оставили.

Да не вменится им. Господь же предстал на помощь и укрепил меня, так что распространилось мое благовестие и услышали все язычники, и я избавлен был от челюстей львиных.

И избавит меня Господь от всякого злого дела и спасет в Царствие Свое небесное. Емуже слава во веки веков. Аминь.

Привет мой Прискилле и Акиле и дому Онисифорову.

Ераст остался в Коринфе, Трофима же я оставил больного в Милете.

Постарайся придти до зимы. Привет тебе от Еввула и Пуда и Лина и Клавдии и от всех братий.

Господь Иисус Христос со духом твоим. Буди благодать с вами. Аминь.


Источник: Печатается с дозволения Святейшего Синода. С.-Петербург. Синодальная типография. 1906

Комментарии для сайта Cackle