ПРАВОСЛАВНОЕ МИССИОНЕРСТВО*********
Старцу Фаддею восемьдесят лет; вот уже семнадцать лет я приезжаю к нему в монастырь для молитвы и разговора. Когда я вижу старца, идущего мне навстречу, мне кажется, что с момента нашей первой встречи в монастыре Туман он не изменился. Поцелуй в лоб, приветливая улыбка, освобождающая человека от всего лишнего, мелкого, дурного.
Моим вопросам, обращенным к этому дивному православному духовнику, вопросам, иногда ненужным и тяжелым, нет конца. Он никогда не упрекал меня за них, никогда не смеялся над ними, но отвечал ревностно, без раздумий и паузы, как будто ждал их. Это придавало мне смелости задавать ему все более «тяжелые» вопросы, ответы на которые успокаивали меня, иногда окончательно, иногда временно. Вот несколько таких вопросов-ответов.
Может ли человек спастись вне Церкви?
Без Церкви Небесной не может, но вне земной Церкви (как института) может. Но все-таки быть членами Православной Церкви – наш долг, ибо Господь создал нас принадлежащими к определенному народу и к христианской вере.
Спасутся ли нехристиане, те, кто чисты сердцем, даже если они не знают о Христе?
Спасен будет каждый, кто был праведным и милосердным, кто имел чистое сердце. Об этом сказано еще в книге Товита, об этом говорит и святой Иоанн Златоуст. Небесная Церковь – одна для всех, поэтому спасение открыто для всех праведных и милосердных.
К кому обращены слова Христа: «А у вас и волосы на голове все сочтены», к святым апостолам или ко всем людям?
Ко всем людям. Эти слова не противоречат свободе воли человека. Человеку дана возможность совершенства, и от его свободного решения зависит, обретет ли он спасение.
Как понимать слова Христа: «...не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне...»?
Эти слова Господь произнес накануне крестных страданий, когда молитва за тех, кто распространит по миру Его учение, была важнее всего. А это были апостолы, те, которых Ему, действительно, послал Бог Отец.
Как толковать слова из Евангелия от Иоанна «Ибо Отец Мой более Меня»?
Хотя Богочеловек Христос и был совершенным, эти слова Господь произнес как совершенный человек, над которым – Бог.
Как решить спор о равенстве (Ориген) и неравенстве (Дионисий Ареопагит) изначально созданной Небесной иерархии?
Вначале ангелы были созданы равными, но с возможностью совершенствования, которое зависит от свободы их воли.
Что такое «среднее состояние» умерших в связи с идеей «чистилища»?
Души, которые упокоились в надежде на воскресение, ждут молитв святой Церкви и своих родных, чтобы Господь освободил их от уз тех адских качеств, от которых они не смогли освободиться на земле. Это «среднее состояние» западная церковь называет «чистилищем».
Позволительно ли говорить о Пресвятой Богородице как о Матери Церкви?
Если Пресвятая Богородица вознесена над всем творением и удостоена быть Матерью Создателя мира, а Церковь – Невеста Христа Спасителя, то Она является и Матерью Невесты Своего Сына, Святой Церкви.
Кто это – Яхве? Почему Он иногда так сурово наказывает («И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана. И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею» (Чис. 15:35–36), или «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45:7))?
Яхве – имя Божие, которым в Ветхом Завете призывали Бога. Бог есть Абсолютное Добро, и в Нем нет никакого зла. Зло и страдание испытывают разумные существа, которые в своей гордости, непослушании, зависти и зле отпали от благодати Божией и от полноты руководства Духа Святого, низвели себя до низкого мудрования, из-за которого страдают. Зло – это злоупотребление добром разумными существами, которые создают вокруг себя хаос своими мыслями и желаниями. Наш народ мудро говорит: «Ты можешь делать, что хочешь и как хочешь, но не можешь, сколько хочешь» или «И доброе дело в недобрых руках становится злом».
Существует ли противоречие между словами псалма 138 (Пс.138:1), где говориться: «Господи! Ты испытал меня и знаешь» и словами из послания апостола Иакова (Иак.1:13) «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого...»?
Святой апостол верно говорит, что Бог никого не искушает, но попускает искушение, чтобы создание отрезвилось от зла и вернулось в объятия к своему Родителю, снова почувствовало радость жизни.
Какую позицию занимает христианство к ветхозаветной мысли «в чем застану, в том и сужу»? Если человек всю жизнь был добрым, христианином, а в предсмертный час нет (например, из-за тяжелых последствий болезни, интоксикации и т. д.), что тогда?
Только гордость и хула на Духа Святого перед смертью уводят душу и самого большого праведника в ад, так же как искреннее покаяние в смертный час и самого большого грешника ведет в рай. Смертельная болезнь меняет человека, делает его раздражительным, но без ропота и хулы тяжелых последствий для души нет.
Если на работе христианин часто конфликтует с руководством, и, по его мнению, поступает так по объективным причинам, например, из-за плохого характера начальника, что нужно делать?
Он постоянно должен знать, что он там находится по Божией воле и работает не ради начальства, а ради Бога. Когда он это уяснит, то работа пойдет мирно и без бунта, потому что это был бы бунт не против начальника, а против Бога.
Отец Фаддей, Вы говорите, что нельзя идти в монастырь против воли родителей. Но Святой Иоанн Синайский в «Лествице» пишет, что лучше причинить боль родителям, чем Богу. Он нас создал, а родители часто губили своих любимых детей и предавали их вечному мучению.
Не следует идти в монастырь без благословения родителей, потому что непослушание создаст серьезное препятствие послушнику из-за родительского гнева и скорби. Но это правило не распространяется на родителей-богоборцев. Совет святого Иоанна относится к таким родителям, это был период воинствующего ислама.
Батюшка, что Вы думаете о сербском народе, о православном сербском народе?
До Балканской войны сербы еще держали в руках четки и молились Богу. С тех пор и до начала Второй мировой войны четки все реже оказывались в руках сербов и все меньше было тех, кто умел ими пользоваться. Сегодня, в 1994 году, православных бывает трудно отличить, есть люди, которые словно из ада вышли. ПОСЛЕ КАЖДОГО ПАДЕНИЯ НУЖНО ВСТАВАТЬ И ПРОДОЛЖАТЬ СВОЙ ПУТЬ К БОГУ.
Будет ли время до Страшного Суда для истинного православного миссионерства в мире?
Нет, после большевистской революции семя православия посеяно по всему миру, и оно приносит плоды и умножается. Этого достаточно.
* * *
Беседы в монастыре Витовница. 1994 год. (Прим. изд.)