блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Аввакума

Глава 1 2 3

 

 

Есть люди, которые весьма огорчаются, видя благоденствие делающих неправду. И одни сомне­ваются в том, что Бог всяческих промышляет о людях; а другие веруют, правда, учению о Промысле, но недоумевают, почему так устраиваются дела человеческие. Приняв на себя лице последних чудный Пророк Аввакум и недоумение изъявляет, как бы сам желая дознать причину того, что бывает в мире, и предлагает решение недоумения, какое преподала ему благодать Духа. Ибо не сам Пророк, как предполагали некото­рые, страдал сомнением; но вводит он вопро­сы других, и предлагает учение о том, чего они доискиваются. Тоже самое сделал и боже­ственный Давид; ибо вводит лицо огорченное благоуспешностью людей порочных, и говорит: мои же вмале не подвижатся нозе: вмале не пролияшася стопы моя. Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря (Псал. 72, 2. 3.). И высказав много сему подобного, указал он и решение недоумений. Ибо говорит: сие труд есть предо мною, дóндеже вниду во свя­тило Божие: и разумью в последняя их (Авв.1:17). Дознав же сие по благодати Духа, присовокупил: обаче за льщения их положил еси имя злая. Низложил еси я, енегда разгордишися. Како быша в запустение? внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое. Яко соние востающих (18–20). И чрез несколько слов, уча не изведывать с пытливостью божественных домостроительств, но в простоте веровать словесам Божиим, го­ворит: скотен бых у Тебе: и аз выну с То­бою (22. 23.); то есть, как скот идет вслед за тем, кто впереди, и идет не допытываясь, куда его путь, так и мне надлежит веровать словесам Твоим, и последовать законам Твоим; потому что, делая это, не буду оставлен без Твоего попечения. А что Давид не сам сом­неваясь, но изображая людские помыслы, предложил сказанные выше вопросы, сие дает видеть самое начало псалма; ибо сказано: коль благ Бог Израилев правым сердцем (1). Но кто исповедал Бога благим, тот, очевидно, исповедует вместе, что Он и благий Попечитель. Много по­добного находим и в других псалмах и у других Пророков. Сходно с сим и пророчество богомудрого Аввакума. По-видимому, недоумевает он, почему люди дерзкие благоуспешнее в делах людей благонравных, и почему наказание не преследует беззаконных по стопам их. Но что не собственные помыслы предложил он нам, но, уготовлял предохранительное врачевство недугующим, представил пророчество в виде недоумения и решения на оное, об этом свиде­тельствует самое начало пророчества.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Наума блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу пророка Аввакума святитель Кирилл Александрийский

3. Толкование на пророка Аггея блаженный Иероним Стридонский

4. Толкование на книгу святого пророка Авдия епископ Палладий (Пьянков)

5. Толкование на пророка Иеремию святитель Иоанн Златоуст

6. Книга пророка Авдия преподобный Ефрем Сирин

7. Толкование на книгу Песнь песней I, 4 и VIII, 5 священномученик Дионисий Александрийский

8. Книга пророка Аввакума профессор Павел Александрович Юнгеров

9. Толкование на паремии из 1-й книги Паралипоменон епископ Виссарион (Нечаев)

10. Точное истолкование Екклезиаста Соломонова святитель Григорий Нисский

Комментарии для сайта Cackle