Толкование на пророка Аввакума

Источник

Глава 1 2 3

 

 

Есть люди, которые весьма огорчаются, видя благоденствие делающих неправду. И одни сомне­ваются в том, что Бог всяческих промышляет о людях; а другие веруют, правда, учению о Промысле, но недоумевают, почему так устраиваются дела человеческие. Приняв на себя лице последних чудный Пророк Аввакум и недоумение изъявляет, как бы сам желая дознать причину того, что бывает в мире, и предлагает решение недоумения, какое преподала ему благодать Духа. Ибо не сам Пророк, как предполагали некото­рые, страдал сомнением; но вводит он вопро­сы других, и предлагает учение о том, чего они доискиваются. Тоже самое сделал и боже­ственный Давид; ибо вводит лицо огорченное благоуспешностью людей порочных, и говорит: мои же вмале не подвижатся нозе: вмале не пролияшася стопы моя. Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря (Псал. 72:2, 3). И высказав много сему подобного, указал он и решение недоумений. Ибо говорит: сие труд есть предо мною, дóндеже вниду во свя­тило Божие: и разумью в последняя их (Пс.72:17). Дознав же сие по благодати Духа, присовокупил: обаче за льщения их положил еси имя злая. Низложил еси я, енегда разгордишися. Како быша в запустение? внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое. Яко соние востающих (Пс.72:18–20). И чрез несколько слов, уча не изведывать с пытливостью божественных домостроительств, но в простоте веровать словесам Божиим, го­ворит: скотен бых у Тебе: и аз выну с То­бою (Пс.72:22, 23); то есть, как скот идет вслед за тем, кто впереди, и идет не допытываясь, куда его путь, так и мне надлежит веровать словесам Твоим, и последовать законам Твоим; потому что, делая это, не буду оставлен без Твоего попечения. А что Давид не сам сом­неваясь, но изображая людские помыслы, предложил сказанные выше вопросы, сие дает видеть самое начало псалма; ибо сказано: коль благ Бог Израилев правым сердце (Пс.72:1). Но кто исповедал Бога благим, тот, очевидно, исповедует вместе, что Он и благий Попечитель. Много по­добного находим и в других псалмах и у других Пророков. Сходно с сим и пророчество богомудрого Аввакума. По-видимому, недоумевает он, почему люди дерзкие благоуспешнее в делах людей благонравных, и почему наказание не преследует беззаконных по стопам их. Но что не собственные помыслы предложил он нам, но, уготовлял предохранительное врачевство недугующим, представил пророчество в виде недоумения и решения на оное, об этом свиде­тельствует самое начало пророчества.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 5. - В типографии В. Готье, 1857. - 394 с. / Толкование на пророка Аввакума. 21-45 с.

Комментарии для сайта Cackle