блаженный Феодорит Кирский

Глава 3

(Авв.3:1) Господи услышах слух Твой, и убояхся. (Авв.3:2) Господи разумех дела Твоя, и ужасохся. Страха исполнился я, Владыка, услышав Твои глаголы; увидев же справедливость Твоего опреде­ления; увидев, как всем, что ни делается, распо­ряжаешься Ты правдиво, пребываю в крайнем удивлении.

Посреде двою животну познан будеши. Это иными понимается различно. Одни под двумя жи­вотными разумели ангелов и человеков; другие же те – из бесплотных Сил, которые приближе­ны к Божией славе, – Херувимов и Серафимов; а некоторые – Иудеев и Вавилонян. Но мне ка­жется, что Пророк говорит не о двух животных, но о двух жизнях, настоящей и будущей, посреди которых является праведный Судия.

Внегда приближитися летом, познаешыся: внегда npиumu времени, явишися. Ибо с течением времени и явлением самых событий оказы­вается нелживость Твоих предречений.

Внегда смутитися души моей во гневе, ми­лость помянеши. Когда и наказаниями смущаешь ду­ши людей, и тогда, водясь милостью, изменяешь опять бедственное их состояние.

(Авв.3:3) Бог от Фемана приидет, и Святый из горы приосененныя чащи. Слово: Феман, одни перевели: лив, другие: юг. Пророк же предрекает и предвозвещает вочеловечение Бога и Спасителя нашего, совершившееся в Вифлееме, кото­рый лежит к югу, или ливу, от Иерусалима. А горою приосененною называет самый Иерусалим, обиловавший древле многоразличными дарованиями, осеняемый облаком и пребывавший под кровом Бога небесного.

Покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля. Сие изрек и блаженный Давид: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превы­ше небес (Псал. 8, 1.). Ибо единородное Божие Сло­во вочеловечившись рассеяло мрак неведения, просветило же человеков лучами Боговедения, и всех научило, что Бог -Творец неба, земли и всего.

(Авв.3:4) И сияние Его яко свет будет; потому что издал самый светлый луч, которым оза­рил вселенную.

Рози в руках Его: и положи любовь державну крепости Своея. Не только, распространив свет учения, показал тем истину, но и силою чудотворения всякий язык подвиг к уди­влению. Сделал же то и другое по великой лю­бви к естеству человеческому. И Сам Господь сказал это в священном евангелии: Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою по­лагает за овцы (Иоан. 10, 11,); и: больши сея любве никто же может показать, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. 15, 13.). А рогами Пророк назвал силу, потому что рога составляют оружие снабженных ими животных. Таков смысл сказанного блаженным Давидом: о Тебе враги наша избодем роги (Псал. 43, 6).

(Авв.3:5) Пред лицем Его предыдет слово, и изыдет в наказание (1) при ногу Его: потому что делам предшествует слово, и, предрекая буду­щее, ведет оно за собою и события, весьма согласные со словами. Слово: είς παιδείαν (в наказание), в некоторых списках имеет на конце букву и и дает видеть, что Бог всяческих к вразумлению и научению людей употребляет как слова, так и дела; а в некоторых списках слово сие не имеет на конце буквы и, и означает, что с великим удобством, как на ристалищном поле, за пророчествами следуют согласные с ними события.

(Авв.3:6) Ста, и подвижеся земля: призре, и растаяша язы́цы: стрышася горы нуждею, и растаяша холми вечнии , шествиями вечными Его. Всем сказанным Пророк показал нам неизреченное Божие могущество; потому что за преднамерением Божиим следует и самое дело; восхотев только (сие выразил Пророк словами: ста и призре), колеблет Он землю, сокрушает род человеческий, расторгает горы, делает, что холмы тают, как воск. Сие же и подобное сему соделывает Бог на пользу людям. Ибо шествиями называет Пророк дела; означает же сказанным и источивший всем людям спасение крест. На нем стал Владыка Христос, и поколебал зем­лю, привел в движение и расторг горы, поразил ужасом демонов, разрушил капища на горах и холмах, определив сие из начала и до устроения мира, исполнив же напоследок дней.

(Авв.3:7) За труды, какие видел, селения Ефиопская убоятся , и кровы земли Мадиамския . Но по спасительных страданиях увидел я падшими демо­нов, которые, по своему произволению уподобляя се­бя естественному цвету Ефиопов, обольщают души людей. Если же кому угодно разуметь сие и о людях, то не удалится он от цели божественного писания; потому что после спасительного креста и страдания и по воскресении Владычнем, божественный лик Апостолов, исполнившись духовной благо­дати, увидел и кровы мадиамския, и жилища эфиопские, и целую вселенную исполнил Боговидения.

(Авв.3:8) Еда в реках прогневаешися Господи? еда в реках ярость Твоя ? или в мори устремле­нье Твое ? То есть, колебля землю и горы стирая с лица земли, ужели Ты, Владыка, гневаешься на все народы, и всем человекам готовишь ко­нечную гибель ? Ибо реками и морем Пророк назвал народы.

Яко всядеши на кони Твоя, и яждение Твое спасение . (Авв.3:9). Наляцая налячеши лук Твой на скиптры, глаголет Господь . Но очевидно, что, промышляя о спасении человеческом, приял Ты сии страдания. Посему, как на неких конях восседая на священных Апостолах, всем верующим дарует спасение, а карательные орудия упо­требляет на прекословящих, между которыми первенствуют колена Израилевы; потому сии ко­лена назвал Пророк скиптрами. Сходно с сим и сказанное Господом в Дамаске Анании о блаженном Павле: иди, яко сосуд избран Ми есть сей, пронести имя Мое пред языки и царми, и сынми Израилевыми (Деян. 9, 15.). А сие: наляцая налячеши лук Твой , весьма согласно с тем, что сказано блаженным Давидом: наляцы, и успевай, и царствуй (Псал. 44, 5); и чрез несколько слов: стрелы Твоя изощрены Силне: людие под Тобою падут в сердцы враг царевых (Авв.3:6).

Реками разсядется земля . Как земледельцы, умудряясь для орошения земли, отводят реки в ископанные ими рвы, так и Ты, подобно неким рекам, разделишь божественных Апостолов и их последователей, и доставишь людям духовное орошение.

(Авв.3:10). Узрят Тя, и поболят людие. В сем заключается двоякий смысл. Уверовавшие, видя явленною силу Твою, возлюбят оную, и станут как бы болезновать, желая увидеть вечное цар­ство; одержимые же неверием ощутят болезни жены рождающей от зависти и ненависти к сла­ве Твоей.

Расточая воды шествия Его . И это согласно со сказанным; потому что воды Божественного учения Своего чрез божественных Апостолов излиял на все народы.

Даде бездна глас свой, высота привидения своя, воздвиже (2). (Авв.3:11) Солнце и луна ста в чине своем . Пророк продолжил иносказание, и соблюл последовательность представлений. Ибо, священных Апостолов нарекши реками, морем именует народы, погрязшие в горечи нечестия. Но как при впадении рек в море происходит великий шум от противоборства морских волн, препятствующих впадению, так, когда боже­ственные Апостолы, обходя народы, приносили спа­сительную проповедь, воздвигались против них волнения и мятежи у прекословивших им неверных и покушавшихся угасить пламень учения. И сие ясно показывает нам история Деяний. Ибо в Ефесе воздвиг против Апостолов мятеж среброковачь Димитрий (Деян. 19, 23–29.). Другие же в Коринфе вопияли: иже развратиша вселенную, сии и зде приидоша (Деян. 17, 6.); а в Иерусалиме Иудеи, подвигнув весь город на Богомудрого Павла, напоследок предали его Римлянам. Можно найти тысячи и других подобных примеров.

Во свете стрелы Твоя пойдут, в блистании молний оружий Твоих. (Авв.3:12). Прещением ума лиши землю , и яростию низложиши языки . И при сих восстаниях на посланных Тобою к народам проповедников, Ты, говорит Пророк, имея неизреченное могущество, изобилуя всякими карательными орудиями, хотя одним прещением можешь растлить всю землю с ее обитателями, однакоже пребудешь долготерпеливым. Будешь же оказывать сие долготерпение, потому что

(Авв.3:13) Изшел еси во спасение людей Твоих, спасти помазанныя Твоя . И сие сходно с тем, что Спасителем нашим сказано в священном евангелии: Сын человеческий пришел в мир, не да судит мирови, но да спасется им мир (Иоан. 3, 17.). А помазанными Пророк называет удостоившихся призвания, с верою приявших про­поведь, и сподобившихся благодати божественного Духа.

Вложил еси во главы беззаконных смерть: воздвигл еси узы даже до выи в конец. Как уверовавшим даровал Ты спасение; так до кон­ца не уверовавших предал смерти, обложив их узами ее.

(Авв.3:14) Разсекл еси во изступлении главы сильных, сотрясутся в ней: разверзут узды своя яко снедаяй нищий тай. Когда же могущество Твое соделается явным для всех людей, тогда облеченные высокою властью придут в такой страх, что, не с дерзновением, но в скрытно­сти и тайно станут выражать свое противление, так что справедливо иной уподобит их нищему, который не смеет вкушать пищу явно, но жует ее, не разверзая уст.

(Авв.3:15) И навел еси на море кони Твоя, смуща­ющая воды многи. Выше сказал Пророк, что при влиянии рек в море происходит буря. Α здесь названных реками наименовал еще конями, при вступлении которых к народам восставали волнения, но за волнениями последовала глубокая тишина. Сие и Господь сказал в священном еван­гелии: не приидох воврещи мир во вселенную, но мечь, разлучити человека на ближняго своего, сына на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою (Матф. 10, 34, 35.). Поелику согласно возлюбили нечестие; то добрым разделением разрушает худое согласие, и после достохвальнаго разногласия производит единодушие благочестия.

(Авв.3:16) Сохранихся, ιι убояся чрево мое, от гласа молитвы устен моих, и вниде трепет в кости моя, ιι во мне смятеся крепость моя.Пророк, заключив из сказанного, что постигнет неверующих Иудеев по уверовании язычников, сказал, что, движимый состраданием к единоплеменникам, пришел он в трепет и страх от предсказаний, изреченных в молитве. Однако же, говорит он, имею то утешение, что не буду самовидцем бедствия их.

Почию в день скорби моея, да взыду в люди пришельствия моего. Прежде исполнения предречений буду иметь конец жизни, и освобожусь от пресельничества жизни настоящей.

(Авв.3:17) Зане смокв не плодопринесет, и не будет рода в лозах: солжет дело маслинное, и поля не сотворят яди: оскудеша овцы от пищи, и не будет волов при яслях. Я не увижу, говорит Пророк, ни бесплодия смоковницы, ни неурожая маслины, ни виноградной лозы, ли­шенной гроздьев, ни обнаженных полей, не приносящих колосьев, ни скота, гибнущего от голо­да. В каждом из сих изречений заключается иносказание. Ибо смоковницею Пророк назвал Иерусалим. Так понимать научил нас Господь, притчею указав на бесплодную смоковницу, кото­рую садовник намеревался срубить за неплодие; но делатель сада умолял дать ей несколько вре­мени, чтобы, когда приложено будет особенное о ней попечение, или дала она плод, или была вырвана с корнем. Виноградом же Божественное Писание многократно именовало народ Божий. Не буду приводить других свидетельств; устами Исайи говорит Бог: виноград бо Господа Саваофа, дом Израилев есть, и дом Иудин новый сад возлюбленный: ждах да сотворит суд,сотвори же беззаконие, ιι не правду, но вопль (Иса. 5, 7.). А не дающей плода маслиною, не погрешив назовет иной Фарисеев и саддукеев, которые, величаясь присвояемым ими себе именем праведности, вовсе не приносили плодов ее. И что маслина берется в изображение праведных, сви­детель сему великий Давид, который взывает: аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Бога моего во век (Псал, 51, 10.). Полями бесплодными Пророк нарицает покорных сим наставникам, которым и Иеремия взывает: поновите себе поля, и не сейте на тернии (Иерем. 4, 3.). И овцами называет Пророк подчиненных, которым угрожает голодом. Ибо сказано: се послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня (Амос. 8, 11.). Сие же: не будет волов при яслях, говорит Пророк об иереях, без которых остались пусты именитые древле жерт­венники. Как волы обрабатывают землю, так иереи возделывают души людей, как некую пищу собирая с них приносимое к божественным жертвенникам, как к неким яслям. О них и блаженный Павел сказал: да не заградиши устен вола молотяща (I Кор. 9, 9. ). И еще: служащии олтарю, со олтарем делятся (Авв.3:13). Но они впадут в такие бедствия,

(Авв.3:18) Аз же о Господе возрадуюся, возвеселюся о Бозе Спасе моем. (Авв.3:19) Господь Бог мой сила моя, и учинит нозе мои яко елени: и на высокая возводит мя, еже победити ми в песни Его. Хотя я за них исполнился печали и стра­ха; но, потому что слава Бога моего сделается явною для всех человеков, радуюсь и веселюсь. Ибо подкрепит Бог естества моего немощь, и сделает, что подобно оленю буду попирать змеев и скорпионов и духов злобы, пока не взойду на высоту добродетели, и не воспою победную песнь Спасителю и Творцу.

Известно мне, что иные, всю молитву Аввакумову понимая исторически, утверждали, будто бы Пророк предрек сие о возвращении из Вавилона. Не буду противоречить, если кому угодно полагать, что прообразовательно предречено сие о возвратив­шихся из плена; потому что такое разумение со­гласно и с моим толкованием; если ветхозавет­ное подлинно есть действительное прообразование новозаветного. Но почел бы я ни с чем не сообразным, когда превозмогает действительность, и телом закрывается тень, о чем-либо другом понимать пророчество, не вполне тому соответ­ствующее. Если же кому желательно дознать в точности, пусть истолкует пророчество, и увидит, что в нем большая часть ни мало не со­ответствует прообразованиям. Впрочем, о сем пусть судят, кому как угодно. А я умоляю чи­тателей извлекать пользу из толкуемого, и при помощи божественной силы совершать течение, и возжелать победных венцев, податель которых – Владыка Христос. Ему подобает всякая слава во веки веков! Аминь.

* * *

1

У блаж. Феодорита вместо: είς πεδία (на поле) читается: είς παιδείαν .

2

По обыкновенному чтению: воздвижеся солнце.


Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс