Глава 13
После сего Пророк получает повеление купить (Иер.:1) «чресленик» льняный, и опоясав им чресла, скрыть его потом при реке Евфрат; каковое повеление и исполнил немедленно. Но по прошествии многих дней снова повелено ему принести чресленик"". И Пророк еще сделал, как повелел ему Господь, и взяв «чресленик» в руки, нашел его согнявшим, вовсе негодным для употребления. Потом слышит, что говорит ему Владыка:
Иер.13:9. Тако согнити сотворю гордыню Иудину, и гордыню Иерусалимлю, многую гордыню сию людей сих
лукавых, (Иер.:10) «иже не хотят послушати словес Моих, ходящих в прямоте сердца своего» лукаваго, «и шедших в след богов чуждих», «да служат им, и да покланяются им: и будут» «якоже чресленик той, иже ни к чему потребен;» Сим означает Бог пребывание в Вавилоне; потому что Евфрат разсекает город сей на две части. А при Евфрате в «разселине каменне?» повелев ему было скрыть чресленик. «Разселиною ж»е каменною назван у Пророка Вавилон. И там пребыва народ Иудейский, был «ни к чему потребен», и назывался уже народом Божиим, не управлялся сам собою, не совершал богослужения по закону, но был также непотребен, как и этот согнивший чресленик. В последующих словах объясняется потребность чресленика.
Иер.13:11. Зане якоже придержится чресленик к
«чреслам мужа, тако прелипих Мне дом Израилев, и весь дом» Иудин, глаголет «Господь: да будут Мне люди имениты, и в хвалу и в славу и» не «послушаша Мене». Сими словами выразил Бог безмерность благости, показал, в каком союзе был Он с Иудеями, как хотел соделать их славными и всюду известными, но сами они беззаконием своим навлекли на себя укоризны. Так изобразив пророчество не словом, но вещию, сном предсказывает будущия события под иным образом.
Иер.13:12. Тако
глаголет «Господь Бог Израилев всяк мех исполнится вина: и будет», «аще рекут к тебе, еда ведяще не увемы, яко всяк мех исполнится вина?» (Иер.:13) «И речеши к ним сия глаголет Господь: се Аз исполню всех обитателей земли сея, и царей сидящих от колена Давидова на престоле его», потом продолжает и «Пророки и священники», и всех людей «пиянством». И объясняя, какое это "пиянство", присовокупил:""
Иер.13:14. И расточу их, мужа и брата его, и отцы их, и сыны их вкупе,
глаголет "Господь". И показывая непреложность гнева, присовокупил: «не пожелаю, не пощажу, и не умилосердюся, еже не погубити их». Поэтому «пиянством» назвал наказание; потому что, подвергшись величайшим бедствиям, уподоблялись погруженным в глубокий сон, и от безмерности страдания не могли плакать.
Иер.13:15. Слышите, и внемлите, и не возноситеся, яко Господь глаголал есть.
Положите конец дерзости и безумному высокомерию, и сказанное вам приимите, как от Самаго Бога.
Иер.13:16. Дадите Господу Богу нашему славу, прежде даже не смеркнется, и прежде даже не преткнутся нозе ваши к горам темным.
Предупредите время наказания, говорит Пророк. Сие советует и божественный Апостол: «тем же убо дóндеже время имамы, да делаем благое» (Гал. 6, 10.).
«И пождете света, и тамо сень смертная, и положени будете во мрак». Во время самаго наказания умоляя о человеколюбии, не получите просимаго.
Иер.13:17. И аще не послушаете, в тайне восплачется душа ваша от лица гордыни, и плача восплачет, и изведут очи ваши слезы, яко сотрено есть стадо Господне.
Сказанное: «в тайне восплачется» дает разуметь чрезмерность бедствий. Ибо в рабстве у врагов не осмелитесь и плакать явно, но будете делать это тайно. Повелевает же царю и князьям оплакивать превратность дел"", а также напоминает по том, что уже совершилось.
Иер.13:19. Грады южныя затворени суть, и несть отверзаяй: преведен есть Иуда, соверши преселение, совершенное
, т. е порабощение; потому что Сеннахирим поработил жителей многих городов Иудейских. Потерпели же это, говорит, Пророк, в наказание за свои прегрешения. Но и Иерусалиму повелевает обратить взор на множество врагов, идущих с севера, и присовокупляет:
Иер.13:20. Где стадо, данное тебе, овцы славы твоея?
т. е. где многочисленность жителей.
Иер.13:21. Что речеши,
«егда посетят тя?» т. е. враги. «И ты, научил еси их на тя учением в начальство» твое; потому что, когда вели с ними войну Сирияне, призывали они на помощь Ассириян, между тем как должны были взыскать Божия о них промышления.
«Объимут тя болезни яко жену родящую». Изобразил тяжесть болезни.
Иер.13:22. Аще же речеши в сердцы твоем: почто придоша ми сия? За множество беззакония твоего откровена суть задняя твоя, да обруганы будут стопы твоя
. Такое обнажение постыдно для подвергающихся оному. Поэтому, говорит Пророк, если ты обнажен, то не грех ли твои породили для тебя и эти бедствия?
Иер.13:23. Аще пременит Эфиоплянин кожу свою,
и «рысь пестроты своя, и вы можете благотворити научисшеся злу». Справедливо это слово, что привычка вторая природа. От долговременнаго навыка и все произвольное сравнялось у меня с естественным. Поэтому угрожает Бог, что расточить их, как стебли повсюду развеваемые бурею. Перечисляет же и множество грехов Иерусалима, непотребство, дерзость, служение идолам. Называет его (Иер.:27). «отчуждением блуда», и потому присовокупляет: «на горах и на селах видех мерзости твоя». Потом, как бы оплакивая, говорит:
Иер.13:27. Горе тебе Иерусалиме, яко не очистился еси последуя Мне, доколе еще!
Отважившись на многия беззакония, не захотел ты воспользоваться покаянием. Но не окажу боле долготерпения, а наложу наказание. Посему лучше было бы жить тебе по божественным законам. Но поелику людям свойственно падать, то надлежало воспользоваться врачеством покаяния, и тем умилостивить Судию, а вместе избегнуть и того, чтобы на опыте изведать угрожавшия наказания, которых да не изведаем и мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа! С Ним слава и держава Отцу со Всесвятым Духом ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.