блаженный Феодорит Кирский

Глава 13

После сего Пророк получает повеление купить (Иер.:1) «чресленик» льняный, и опоясав им чресла, скрыть его потом при реке Евфрат; каковое повеление и исполнил немедленно. Но по прошествии многих дней снова повелено ему принести чресленик"". И Пророк еще сделал, как повелел ему Господь, и взяв «чресленик» в руки, нашел его согнявшим, вовсе негодным для употребления. По­том слышит, что говорит ему Владыка:

Иер.13:9. Тако согнити сотворю гордыню Иудину, и гордыню Иерусалимлю, многую гордыню сию людей сих

лукавых, (Иер.:10) «иже не хотят послушати словес Моих, ходящих в прямоте сердца своего» лукаваго, «и шедших в след богов чуждих», «да служат им, и да покланяются им: и будут» «якоже чресленик той, иже ни к чему потребен;» Сим означает Бог пребывание в Вавилоне; потому что Евфрат разсекает город сей на две части. А при Евфрате в «разселине каменне?» повелев ему было скрыть чресленик. «Разселиною ж»е каменною назван у Пророка Вавилон. И там пребыва народ Иудейский, был «ни к чему потребен», и назывался уже народом Божиим, не управлялся сам собою, не совершал богослужения по закону, но был также непотребен, как и этот согнивший чресленик. В последующих словах объясняется потребность чресленика.

Иер.13:11. Зане якоже придержится чресленик к

«чреслам мужа, тако прелипих Мне дом Израилев, и весь дом» Иудин, глаголет «Господь: да будут Мне люди имениты, и в хвалу и в славу и» не «послушаша Мене». Сими словами выразил Бог безмерность благости, показал, в каком союзе был Он с Иудеями, как хотел соделать их славными и всюду известными, но сами они беззаконием своим навлекли на себя укоризны. Так изобразив пророчество не словом, но вещию, сном предсказывает будущия события под иным образом.

Иер.13:12. Тако

глаголет «Господь Бог Израилев всяк мех исполнится вина: и будет», «аще рекут к тебе, еда ведяще не увемы, яко всяк мех исполнится вина?» (Иер.:13) «И речеши к ним сия глаголет Господь: се Аз исполню всех обитателей земли сея, и царей сидящих от колена Давидова на престоле его», потом продолжает и «Пророки и священники», и всех людей «пиянством». И объясняя, какое это "пиянство", присовокупил:""

Иер.13:14. И расточу их, мужа и брата его, и отцы их, и сыны их вкупе,

глаголет "Господь". И по­казывая непреложность гнева, присовокупил: «не пожелаю, не пощажу, и не умилосердюся, еже не погубити их». Поэтому «пиянством» назвал наказание; потому что, подвергшись величайшим бедствиям, уподоблялись погруженным в глубокий сон, и от безмерности страдания не могли плакать.

Иер.13:15. Слышите, и внемлите, и не возноситеся, яко Господь глаголал есть.

Положите конец дер­зости и безумному высокомерию, и сказанное вам приимите, как от Самаго Бога.

Иер.13:16. Дадите Господу Богу нашему славу, преж­де даже не смеркнется, и прежде даже не преткнут­ся нозе ваши к горам темным.

Предупредите время наказания, говорит Пророк. Сие советует и божественный Апостол: «тем же убо дóндеже время имамы, да делаем благое» (Гал. 6, 10.).

«И пождете света, и тамо сень смертная, и положени будете во мрак». Во время самаго нака­зания умоляя о человеколюбии, не получите просимаго.

Иер.13:17. И аще не послушаете, в тайне восплачется душа ваша от лица гордыни, и плача восплачет, и изведут очи ваши слезы, яко сотрено есть стадо Господне.

Сказанное: «в тайне восплачется» дает разуметь чрезмерность бедствий. Ибо в рабстве у врагов не осмелитесь и плакать явно, но будете делать это тайно. Повелевает же царю и князьям оплакивать превратность дел"", а также напоминает по том, что уже совершилось.

Иер.13:19. Грады южныя затворени суть, и несть отверзаяй: преведен есть Иуда, соверши преселение, совершенное

, т. е порабощение; потому что Сеннахирим поработил жителей многих городов Иудейских. Потерпели же это, говорит, Пророк, в наказание за свои прегрешения. Но и Иерусалиму повелевает обратить взор на множество врагов, идущих с севера, и присовокупляет:

Иер.13:20. Где стадо, данное тебе, овцы славы твоея?

т. е. где многочисленность жителей.

Иер.13:21. Что речеши,

«егда посетят тя?» т. е. враги. «И ты, научил еси их на тя учением в начальство» твое; потому что, когда вели с ними войну Сирияне, призывали они на помощь Ассириян, между тем как должны были взыскать Божия о них промышления.

«Объимут тя болезни яко жену родящую». Изобразил тяжесть болезни.

Иер.13:22. Аще же речеши в сердцы твоем: почто придоша ми сия? За множество беззакония твоего откровена суть задняя твоя, да обруганы будут стопы твоя

. Такое обнажение постыдно для подвер­гающихся оному. Поэтому, говорит Пророк, если ты обнажен, то не грех ли твои породили для тебя и эти бедствия?

Иер.13:23. Аще пременит Эфиоплянин кожу свою,

и «рысь пестроты своя, и вы можете благотворити научисшеся злу». Справедливо это слово, что при­вычка вторая природа. От долговременнаго навыка и все произвольное сравнялось у меня с естественным. Поэтому угрожает Бог, что расточить их, как стебли повсюду развеваемые бурею. Перечисляет же и множество грехов Иерусалима, непо­требство, дерзость, служение идолам. Называет его (Иер.:27). «отчуждением блуда», и потому присовокуп­ляет: «на горах и на селах видех мерзости твоя». Потом, как бы оплакивая, говорит:

Иер.13:27. Горе тебе Иерусалиме, яко не очистился еси последуя Мне, доколе еще!

Отважившись на многия беззакония, не захотел ты воспользоваться покаянием. Но не окажу боле долготерпения, а на­ложу наказание. Посему лучше было бы жить тебе по божественным законам. Но поелику людям свойственно падать, то надлежало воспользоваться врачеством покаяния, и тем умилостивить Судию, а вместе избегнуть и того, чтобы на опыте изве­дать угрожавшия наказания, которых да не изведаем и мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа! С Ним слава и держава Отцу со Всесвятым Духом ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Иеремию – Глава 14 блаженный Феодорит Кирский 33,2K 

2. Толкование на пророка Иеремию – Глава 16 блаженный Феодорит Кирский 33,2K 

3. Книга пророка Иеремии – Глава 13 преподобный Ефрем Сирин 36,8K 

4. Толкование на пророка Иезекииля – Глава 30 блаженный Феодорит Кирский 32,2K 

5. Толкование на пророка Иезекииля – Глава 26 блаженный Феодорит Кирский 32,2K 

6. Книга пророка Иеремии – Глава 13 профессор Павел Александрович Юнгеров 34,1K 

7. Книга пророка Иеремии – Глава 16 преподобный Ефрем Сирин 36,8K 

8. Книга пророка Михея преподобный Ефрем Сирин 6,6K 

9. Диалоги с мусульманами епископ Феодор Карский 7,1K 

10. Письма – 210. Пострижение в рясофор – милость Божия, путь к ангельскому житию преподобный Антоний Оптинский (Путилов) 18,4K 

Комментарии для сайта Cackle