блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 23

После сего начинает обвинять их пастырей, – самых царей, как соделавшихся виновниками разсеяния овец. И им угрожает погибелью, а овцам обещает возвращение. Ибо говорит:

Иер.23:3. Соберу останки

народа «Моего от всехt земель, в няже извергох их, в селения их», и «возрастут и умножатся». Обещает же и еще большия блага.

Иер.23:4. И возставлю

им «пастырей, иже упасут их, и не убоятся ктому, ниже ужаснутся», и не погибнут, «глаголет Господь». Сие прообразовательно сбылось при Зоровавеле и Иисусе, сыне Иоседекове: но на них не все пророчество исполнилось; потому что на Иудеев восставали многие, не только соседи, но, в последствии, Македоняне, а наконец и Римляне. В пророчестве дается обетование о непрекращаемости благодати. Из сего явствует, что иное сбылось при Заровавеле и Иисусе, а иное при святых Апостолах. Ибо они одни имели дар Духа. Сие разумение подтверждает и присовокупленное.

Иер.23:5. Се дние грядут, глаголет Господь, и воз­ставлю Давиду восток праведный, и царствовати будет Царь

праведный, и «премудр будет, и сотворит суд и правду на земли». (Иер.:6). Во «днех его спасется Иуда, и Израиль пребудет в надежди:» и «сие имя, им же» наречет «его Господь», Иоседек, он во Пророках. Несмысленные Иудеи усиливаются применять сие к Заровавелю. Но надлежало им знать, что Заровавель был не царь, а народоправитель, и не назывался Иоседеком, да и значение сего именования не применимо к нему. Ибо имя сие значит: Господь правда наша, или по сирскому пе­реводу: Господи, оправдай нас; некоторое же из сих значений не приличествует Зоровавелю. Но поелику он был прообразом Владыки Христа, и возвратил во Иудею пленников из Вавилона, как и Господь привел к истине порабощенных диаволом, то не сделает ничего неприличнаго, кто про­образовательно приложит сие к Заровавелю. Притом надобно знать, что Владыка Иисус Христос у Пророков провозвещается сущим по плоти от Давида, востоком праведным, Царем праведным и Господом правды. После сего Пророк обращает речь к предвозвещающим ложное, и называет их прелюбодеями, как любодействующих и искажающих божественное слово. Называет их также виновниками лукавства в народе. Гово­рит еще, что и священники соделались сообщни­ками их в нечестии. Предсказывает и бедствия, какия постигнут их, и сравнивает их с про­роками самарийскими, которые явно назывались про­роками Вааловыми. Сии, говорит Пророк, ложно обещав народу мир, соделались причиною, что (Иер.:14) «не отвратися кийждо от пути своего лука­вого», и ради их подражали все лукавству Содома и Гоморры. По сему-то сказано:

Иер.23:15. Се Аз напитаю их

болезнию и "напою их" водою горькою, «от пророков бо иерусалимских изыде осквернение на всю землю». Сим изобразил Пророк различныя для всех бедствия. Советует же народу не принимать произносимых ими речей, и говорит от лица Божия:

Иер.23:16. От сердца бо своего глаголют, а не от уст Господних.

И обещают мир, котораго Я не обещал. (Иер.:17) «Всем иже ходят в похотех своих, и всякому ходящему в строптивстве серд­ца своего, рекоша: не приидут на вас злая». (Иер.:18) «Кто бы бысть в совете Господни, и виде, и» «слыша словеса Его? Кто внять слово Его, и слыша?» Говоря это, придают дерзости делателям лукавства, делают, что пребывают они в беззаконии, и возбраняют слушать словеса пророческия.

Иер.23:19. Се буря от Господа, и ярость исходит в сотрясение устремившися.

Сим означает непрерывныя бедствия, и показывает, что насылаются оныя от Бога, потому что Сам Он налагает на нас наказания. Потом и тем, которые будут страдать, сказует:

«Приидет на нечестивыя», (Иер.:20) «не возвратится ярость Господня, дóндеже совершить помышление сердца Своего». Что предрек, то придет в исполнение.

«В последняя дни» разумением уразумеют сие. Когда увидят самыя дела; тогда вспомнят о словах. Потом сказует, что пророчествующие ложно, самовольно, а не по Божию повелению, предлагали народу противное. Ибо говорит Бог:

Иер.23:22. И аще бы стали в совете Моем,

и слы­шали словеса Моя, научили сих людей Моих, и «отвратили бы их от пути их лукавого, и от начинаний их лукавых». Ясно воспретил Я законом всякий вид лукавства. Посему, если бы следо­вали словам Моим, то осуждали бы беззакония народа, и наставили бы на путь правый. Научает же их Бог, что нет ничего столько сокровеннаго, чего бы не знал Он. Ибо говорит:

Иер.23:23. Бог приближаяйся Аз есмь,

«и не Бог издалеча». (Иер.:24). «Аще утаится» человек "в" «сокровенных, и Аз не узрю ли его?» глаголет "Господь". Потом научает, что Бог безпределен.

«Еда небо и землю не Аз наполняю?» глаголет "Господь". Поэтому, если Я повсюду, то почему люди думают, будто бы не знаю чего либо из совер­шающегося в мире? И снова усиливает обвинение лжепророков, которые разсказывают сны, обольщают народ, и осмеливаются поступать подобно пророкам Вааловым. Потом повелевает взаимно сравнить Пророка и лжепророка, и говорит:

Иер.23:28. Пророк, иже имать сновидение, да вещает сновидение свое, а иже имать слово Мое

к нему, «да глаголет слово Мое в истине». И различие показывает иносказательно.

«Что плевы ко пшенице! рече Господь». (Иер.:29) «Еда словеса Моя не суть, якоже огнь», глаголет «Го­сподь, и якоже млат сотреющий камень!» Так притчами показал силу слова Божия. Потом открывает различие лжепророков. Ибо, говорит, одни, подобно каким-то хищникам, крадут иныя пророческия слова, и искажают их своими извращениями, другие вымышляют ложное пророчество; а иные разсказывают сновидения, которых не видали; и различным образом обольщая жалкий народ, делают, что коснеет он в лукавстве. Потом повелевает Бог Пророку:

Иер.23:33. Аще вопросят людие сии, священник или Пророк, рекуще

что «есть бремя»12 «Господне? речеши к ним: вы есте бремя» Господне, «и повергу вас», глаголет "Господь". (3l). «И Пророк и священник, иже рекут, бремя Господне, посещу местию на мужа того, и на дом его». Злочестивые назы­вали пророков иступленными, а пророчество иступлением (τό λἡμμα); посему Бог повелевает не употреблять сего названия, и непокорным угрожает наказанием. Также повелевает вопрошать их так: (Иер.:35) «что отвеща Господь! Что глагола Господь!» И не именовать уже бременем Господним. А нарушающим сие повеление угрожает, говоря:

Иер.23:39. Се Аз возму

вас, «и повергу вас, и град,его же дах вам, и отцем вашим», «от лица Моего. (Иер.:40) И дам вас в поношение вечное, и в срамоту вечную, яже никогда забвением загла­дится». Сие заповедал Господь Бог, чтобы иско­ренить суеверные обычаи, и научить, что пророки не умоисступленные люди, но служители словес Божиих. После же угроз пленением обещает и возвращение, и говорит, что будет оно славно, и по причине славы его, предано будет забвению быв­шее исшествие из Египта.

А мы, умоляю вас, последуем и пророческим и апостольским словесам, и будем покланяться Вещавшему устами тех и других, и хранить живо­творные законы Его, чтобы насладиться нам обе­тованными благами, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. С Ним слава Отцу, а вместе и Всесвятому Духу ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

* * *

12

Греческое слово τό λἡμμα, переведенное здесь словом: "бремя", в других местах переводится, или словом: «пророчество» (Hayм. 1, t. Maлах. 1, 1.), "или" словом: видение (Аввак. 1, 1.).


Комментарии для сайта Cackle