блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 49

Пророческое слово обращается потом к сынам Аммона, и Господь всяческих говорит им.

Иер.49:1. Еда не суть сынове

во Израили, "или" «на­следника несть им»? «Почто убо Мелхом прияв наследие» Галаад? И "людие" их «во градех его» живут? Десять колен владели Галаадскою страною. Поэтому, когда были они отведены в плен, Галаадом овладели Аммонитяне. Им и говорит Бог: народ ли Мой презрели вы, или Меня? Ибо Себя нарек Бог Наследником в том смысл, что Ему должно принять под Свое попечительство. А Мелхом был идол сынов Аммоновых. Ужели думаете, говорит Бог, что не суший превозможет Меня вечно Сущаго?

Иер.49:2. Сего ради ее дние грядут, глаголет Гос­подь, и оглашу

на «Равваф сынов Аммоних ратный звук. Равваф» был аравийский город; "оглашу" значит: сделаю слышным.

Я «будет в непроходная и в пагубу, и требиша его огнем сожжены будут, и восприимет Израиль власть свою, глаголет Господь». И продолжает предсказывать, что будет с Аммонитянами.

Иер.49:3. Возопий Есевоне, яко погибе

крепость твое: «возопийте дщери раввафски, препояшитеся вретищами, рыдайте, и бегайте по забралам, яко Мелхом в плен отведется, священницы и кня­зи его вкупе». Показал и безсилие идолов, пото­му что и они вместе с поклоняющимися им взяты в плен.

Иер.49:4. Что хвалишися во удолиях

Енаким? «стече удолие твое дщи безстудная». Обличает ей безстыдство и смелость по причине ея богатства. Сие дают видеть и следующия за сим слова:

«Уповающая на богатства своя, глаголющи: кто приидет на мя?» поелику обращала внимание на видимое, и не знала Бога невидимаго, то научает, Кто есть наказующий.

Иер.49:5. Се Аз наведу на

тя "страх", рече "Господь" сил, «от всех сущих окрест тебе». Отвсюду прибегут извещающие тебя о неприятельском воинстве.

«И разсеется» кийждо "от лица" его, и не «бу­дет собирающаго бежащих». Не вместе преда­дитесь все бегству, но рассеетесь от чрезмернаго страха. Предсказывает же им Пророк и возвращение, чтобы не высоко думали о себе Иудеи, будто бы одним им дана возможность возвратиться. Предсказывает также и горестныя для Идумеи события. И поелику Идумеяне величались мудростию; то говорит, что лишены будут оной.

Иер.49:7. Еда есть мудрость в Фемане? Погибе совет от разумных.

Феман был город, и в нем царствовал Елифаз; сказано: «Елифаз феманский царь» (Иов. 2, 11).

Иер.49:8. Попрано бысть место

его, «снидите в пропасть к седению живущии в Дедане: яко жестокая сотвори. И навеох на нь во время, в неже посетих его». Дедан другой город. Советует же им Бог скрываться под землю; ибо сие значат слова: «снидите в пропасть к седению». И открывает, что Сам Он налагает на них наказание, хотя в предшествовавшее вре­мя и оказывал им долготерпение.

Иер.49:9. Яко объиматели вина приидоша на тя, не оставят тебе останков.

Объимателями вино­града называет врагов, о которых говорит, что они все разграбят и расхитят. Извещает также и о времени нашествия.

«Аки татие в нощи, возложат руки своя». (Иер.:10). «Яко обнажих Исава, открых тайныя их, нe возмогут утаитися». Идумея окружена большими и высокими горами; поэтому, ископав в них пещеры, бежали в них Идумеяне при нашествии неприязненных. Но обманулись в надежде; по­тому что и там преданы были Богом всяческих.

"Погибе" семя его «рукою брата и соседа» его. Не уважил, говорит Пророк, ни родства, ни со­седства; потому что Иаков и Исав были братья, и места их жительства были сопредельны; никто другой не отделял их друг от друга.

Иер.49:11. Несть

милующаго еже «остатися сиротам твоим, да живут: Аз же сотворю жи­ти». По причин великаго твоего лукавства, гово­рит Бог, все расположены к тебе враждебно; ужели же Мне, праведному Судии, стать твоим помощником?

"И вдовицы" твои «на Мя уповаша». И сие сказано с укоризною, как видно то из последующего.

Иер.49:12. Тако бо глаголет Господь: се, имже не бе закона пити чашу, пиюще

испили: «и ты ли неповинный не будеши не повинен?» У Меня закон наказыват живущих нечестиво. А в Вавилон отведены были и Пророки, и священники, Даниил, Иезеклиль, и мужи благочестивые, Анания, Азария, Мисаил, вероятно же и другие весьма многие из упоминаемых историею. Посему, говорит Бог, они за свою добродетель не подлежали наказанию, но сделались пленниками; и ты ли на­деешься избегнуть наказания? Но не исполнится надежда твоя.

«Ния испиеши». (Иер.:13). Собою «бо кляхся, глаголет Господь, яко» в истребление, «и в поругание», и "в пустыню" не проходимую, «и в проклятие будеши:» Восор "посреде" части «его, и вси гради его будут в пустыню вечную». Под Восором разумеет, не Востру в земле Израильской, но другий город, находившийся в Идумеи.

«(Иер.:14). Слух слышах от Господа и послов во языки посла: соберитеся, и идите противу ему, и востаните на ополчение» против него. Сказано: «послов во языки посла», вместо: повелел; веро­ятно же что и Ангелы, служа Божию повелению, возбуждают врагов; потому что и божественный Давид говорит: «посла на ня гнев ярости своея, ярость и гнев и скорбь», «послание Ангелы лютыми» (Псал.77, 49). Называете же их "лютыми", не потому, что злы по природе, но пото­му, что посланы для наказания. Ибо и налагаемыя бедствия обыкли мы называть злом. Так Ангел умертвил первородных египетских, так другие Ангелы посланы были на Израиля, когда Давид сделал перечисление народу. Много же и других подобных свидетельств можно найдти в божественном Писании.

Иер.49:15. Се мала дах тя во языцех, поругаема в людех.

Идумеи – народ малоизвестный, и со­вершенно не знали бы мы их, если бы не со­общило о них сведений божественное Писание; да и оно делает их известными не всем, но внимательным только читателям.

Иер.49:10. Играние твое

дало тебе это, и «безстудие сердца твоего». Обвиняет этим идолослужение, роскошь и непотребство.

«Обиташе в разселинах каменных». Сказали уже мы прежде, какия были у них убежища.

«Похити крепость» холма высокого. Разумеет горныя вершины; а горы были весьма велики и высоки.

«Егда вознесеши яко орел гнездо свое, ommoле свергу тя, глаголет Господь». (Иер.:17). «И будет Идумеа» в пустыню непроходимую. Сказует же, что и проходящие Идумеею будут дивиться, и свистанием выражать чрезмерность запустения, и что, подобно Содому и Гоморре и другим городам, пострадавшим вместе с ними, соделаются пустыми и те города, о которых предсказано у Пророка. И слово сие не ложно; потому что и Дедан, и Феман, и Восор находятся в совершенном запустении. Говорит также Бог, что и царь вавилонский, подобно льву, устремится на Идумею, и путь его будет чрез Иордан. Повелевает во­оружиться против нее избранным воинам, и присовокупляет:

Иер.49:19. Кто подобен Мне? И кто противостанет Ми? И кто есть сей пастырь, иже сопротивится лицу Моему?

Ни цари, ни идолы их, не могут воспротивиться, когда Я повелеваю.

Иер.49:20. Сего ради слышите совет Господень, его же совеща на

Идумею, и «умышление его, еже умысли на живущих в Фемане». Потом сказует Пророк, что овцы их будут малочисленны, а страна непроходима, и отголосок их вопля бу­дет слышан до Чермнаго моря, что царь вави­лонский нападет подобно орлу, и овладеет твер­дынями, и на Идумеев нападут боязнь и мучи­тельная скорбь, так что сердце их уподобится сердцу раждающей жены.

Сим заключив предречение об Идумеи, Про­рок обращает слово к Дамаску, и говорит:

Иер.49:23. Посрамися Емаф, и Арфаф, яко слух золь слышаша. Емафом,

как говорили мы уже прежде, называет Емес; но есть другой Емаф, нынешняя Епифания. Арфаф же, говорят иные, есть так называемый ныне Рефанеи.

«Ужасошася на мори, возмутишася, упокоитися не могут. Морем» назвал Пророк много­численность войска; показал же и первое стремление жителей Дамаска; ибо о них сказал: «возмутишася». Обличает последовавшую за тем боязнь.

Иер.49:24. Расторжеся Дамаск, обратися

на «бежание, трепет объят и, болезни одержашася его яко рождающую». Открывает же и причину бедствия.

Иер.49:25. Како не остави

грады Мои? возлюбил весь Мою? Предпринял ты, говорит Бог, взять Мои города и веси. А городами и весями Своими именует города и веси израильские. Против них жители Дамаска всегда были расположены враж­дебно.

Иер.49:26. Сего ради падут юноши на стогнах твоих, и вси мужи воинстии падут в той день,

«глаголет Господь» сил. (Иер.:27). «И возжгу огнь на стене Дамаска, и пожжет стены сына Адерова. Сынь Адеров» есть имя собственное, на сирском языке Варадад; так назывался царь Дамаска, который, как дает видеть пророчество, украсил Дамаск великолепными зданиями. Им-то угрожает Пророк сожжением.

Он предсказывает также и Исмаильтянам, называемым ныне Сарацинами, угрожающая им бедствия.

Иер.49:28. К Кидару, царице двора, его же порази Навуходоносор царь вавилонский, тако

рече «Гос­подь. Кидар» был один из сынов Измаиловых, и сие открывает книга миротворения (Быт. 25, 13). Во времена же Пророка, вероятно, племя Кидарово возобладало над другими племенами; по­чему Пророк и именует его царицею. "Двором" же называет весь стан Сарацинов; потому что они, как народ кочующий, жили в кущах. Дается же повеление ополчиться против них, расхитить овец и верблюдов, разграбить и кущи. И Кедем27 был также сын Измаилов (Быт. 25, 15); его племени дается повеление скрыться под землею; ибо сие значат слова (Иер.:30): «в пропастех сядите», чтобы избежать нападения врагов.

Иер.49:31. Востани, и вниди к людем упокоеным, живущым в прохладе, глаголет Господь: иже ни дверей ниже заворов имуть, едини обита­ют.

Победа для тебя не трудна, говорит Бог; не нужно ни приступа, ни осады, ни продолжи­тельнаго времени; взять их и овладеть ими весь­ма легко. Показывает же, что наказание сие насылает Сам Он.

Иер.49:32. И развею я всяцем ветром, остриженных

по лицу их, «и от всех окрестных их приведу на ня погибель», то есть, обратятся в бегство, устремясь во все стороны, и одни посе­лятся на восток, а другие поставят кущи на западе.

Иер.49:33. И будет двор в жилище

струфам, «и пусть даже до века, не поживет тамо муж, ниже будет живяй в нем сын» земнороднаго. И события подтверждают слова сии; потому что жившие там, оставив совершенную пустыню, при­ближаются к местам обитаемым и укрепленным.

Пророк предвозвещает также, что постигнет Елам ; извещает и о времени пророчества. Ибо сказал, что было оно вскоре по воцарении Седекии.

(Иер.:35). Сие «глаголет Господь» сил: «се Аз со­крушу лук Еламль, начало силы их». Город Елам находится на конце Чермнаго моря. В древ­ности было здесь знаменитое торжище, и ныне отплывающее к Индам отсюда начинают плавание.

Иер.49:36. И

«наведу на Еламь четыре ветры от четырех стран небесных. И не будет языка», который бы не пришел туда. Царь вавилонский, овладев Египтом, на возвратном пути напал па Елам; первоначально войско его собрано было из стран северных и восточных, а потом сошлись к нему во множестве островитяне, жившие на западе; а также присоединил он к себе и Египтян, и Ливиян, и Ефиопов, которые насе­ляли южныя страны. Сие предвозвестило пророче­ское слово.

Иер.49:37. И устрашу их пред враги их, ищущи­ми души их, и наведу на ня по гневу ярости Моея, глаголет Господь:

и «послю в след их меч Мой, дóндеже сотру их. Мечем» своим назвал опять Вавилонян; потому что чрез них наказал и сей народ.

Иер.49:38. И поставлю престол Мой во Еламе,

и «иждену оттуду царя и князи, глаголет Господь». Слова: «поставлю престол Мой» значат: там буду судить, и произнесу приговор, употребив врагов исполнителями казни. Но и ныне имеет там престол; потому что и сей город обратился к благочестию; почему и в этом смысле предречете истинно.

Иер.49:39. И будет в последняя дни, возвращу плен Еламль, глаголет Господь.

Думаю, что и в сем и в других пророчествах, которыми возвещалось возвращение из плена, благий Владыка обещал освобождение, не от чувственнаго только, но и от духовнаго плена; потому что большее попечение прилагает Он о душах; для сего налагает и телесныя наказания. Поэтому пред­сказываете здесь низложение диавола, прекращение нечестия, и освобождение людей, соделавшихся пленниками греха.

Сподобившись сего освобождения, прославим По­дателя онаго, возлюбим жизнь свободную, возгнушаемся прежним рабством, чтобы с дерзновением предстать нам Владычнему престолу, по благодати и человеколюбию праведнаго Судии. С Ним Отцу со всесвятым Духом подобает сла­ва, и велелепие, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

* * *

27

По славянскому переводу вместо: сыны Кедема, читается: сыны восточные.


Комментарии для сайта Cackle