блаженный Феодорит Кирский

Глава 49

Пророческое слово обращается потом к сынам Аммона, и Господь всяческих говорит им.

Иер.49:1. Еда не суть сынове

во Израиле, «или наследника несть им»? «Почто убо Мелхом прияв наследие» Галаад? И "людие" их «во градех его» живут? Десять колен владели Галаадской страной. Поэтому, когда были они отведены в плен, Галаадом овладели Аммонитяне. Им и говорит Бог: народ ли Мой презрели вы, или Меня? Ибо Себя нарек Бог Наследником в том смысл, что Ему должно принять под Свое попечительство. А Мелхом был идол сынов Аммоновых. Ужели думаете, говорит Бог, что не сущий превозможет Меня, вечно Сущего?

Иер.49:2. Сего ради, се, дние грядут, глаголет Господь, и оглашу

на «Равваф сынов Аммоних ратный звук. Равваф» был аравийский город; "оглашу" значит: сделаю слышным.

«И будет в непроходная и в пагубу, и требища его огнем сожжены будут, и восприимет Израиль власть свою, глаголет Господь». И продолжает предсказывать, что будет с Аммонитянами.

Иер.49:3. Возопий Есевоне, яко погибе

крепость твоя: «возопийте, дщери раввафски, препояшитеся вретищами, рыдайте, и бегайте по забралам, яко Мелхом в плен отведется, священницы и князи его вкупе». Показал и бессилие идолов, потому что и они вместе с поклоняющимися им взяты в плен.

Иер.49:4. Что хвалишися во удолиях

Енаким? «стече удолие твое, дщи безстудная». Обличает ей бесстыдство и смелость по причине её богатства. Сие дают видеть и следующие за сим слова:

«Уповающая на богатства своя, глаголющи: кто приидет на мя?» поелику обращала внимание на видимое, и не знала Бога невидимого, то научает, Кто есть наказующий.

Иер.49:5. Се, Аз наведу на тя страх,

рече "Господь" сил, «от всех сущих окрест тебе». Отовсюду прибегут извещающие тебя о неприятельском воинстве.

«И разсеется» кийждо "от лица" его, и не «будет собирающаго бежащих». Не вместе предадитесь все бегству, но рассеетесь от чрезмерного страха. Предсказывает же им Пророк и возвращение, чтобы не высоко думали о себе Иудеи, будто бы одним им дана возможность возвратиться. Предсказывает также и горестные для Идумеи события. И поелику Идумеяне величались мудростью; то говорит, что лишены будут оной.

Иер.49:7. Еда есть мудрость в Фемане? Погибе совет от разумных.

Феман был город, и в нем царствовал Елифаз; сказано: «Елифаз феманский царь» (Иов.2:11).

Иер.49:8. Попрано бысть место

его, «снидите в пропасть к седению, живущии в Дедане: яко жестокая сотвори. И наведох нань во время, в неже посетих его». Дедан другой город. Советует же им Бог скрываться под землю; ибо сие значат слова: «снидите в пропасть к седению». И открывает, что Сам Он налагает на них наказание, хотя в предшествовавшее время и оказывал им долготерпение.

Иер.49:9. Яко объиматели вина приидоша на тя, не оставят тебе останков.

Объимателями винограда называет врагов, о которых говорит, что они все разграбят и расхитят. Извещает также и о времени нашествия.

«Аки татие в нощи, возложат руки своя». (Иер.49:10). «Яко обнажих Исава, открых тайныя их, нe возмогут утаитися». Идумея окружена большими и высокими горами; поэтому, ископав в них пещеры, бежали в них Идумеяне при нашествии неприязненных. Но обманулись в надежде; потому что и там преданы были Богом всяческих.

"Погибе" семя его «рукою брата и соседа» его. Не уважил, говорит Пророк, ни родства, ни соседства; потому что Иаков и Исав были братья, и места их жительства были сопредельны; никто другой не отделял их друг от друга.

Иер.49:11. Несть

милующаго еже «остатися сиротам твоим, да живут: Аз же сотворю жити». По причин великого твоего лукавства, говорит Бог, все расположены к тебе враждебно; ужели же Мне, праведному Судье, стать твоим помощником?

"И вдовицы" твои «на Мя уповаша». И сие сказано с укоризной, как видно то из последующего.

Иер.49:12. Тако бо глаголет Господь: се, имже не бе закона пити чашу, пиюще

испили: «и ты ли аки неповинный не будеши не повинен?» У Меня закон наказывает живущих нечестиво. А в Вавилон отведены были и Пророки, и священники, Даниил, Иезекииль, и мужи благочестивые, Анания, Азария, Мисаил, вероятно же и другие весьма многие из упоминаемых историей. Посему, говорит Бог, они за свою добродетель не подлежали наказанию, но сделались пленниками; и ты ли надеешься избегнуть наказания? Но не исполнится надежда твоя.

«Пия испиеши». (Иер.49:13). Собою «бо кляхся, глаголет Господь, яко» в истребление, «и в поругание», и "в пустыню" непроходимую, «и в проклятие будеши:» Восор "посреде" части «его, и вси гради его будут в пустыню вечную». Под Восором разумеет, не Востру в земле Израильской, но другой город, находившийся в Идумее.

(Иер.49:14). «Слух слышах от Господа и послов во языки посла: соберитеся, и идите противу ему, и востаните на ополчение» против него. Сказано: «послов во языки посла», вместо: повелел; вероятно же что и Ангелы, служа Божию повелению, возбуждают врагов; потому что и божественный Давид говорит: «посла на ня гнев ярости своея, ярость и гнев и скорбь, послание Ангелы лютыми» (Пс.77:49). Называет же их "лютыми", не потому, что злы по природе, но потому, что посланы для наказания. Ибо и налагаемые бедствия привыкли мы называть злом. Так Ангел умертвил первородных египетских, так другие Ангелы посланы были на Израиля, когда Давид сделал перечисление народу. Много же и других подобных свидетельств можно найти в божественном Писании.

Иер.49:15. Се, мала дах тя во языцех, поругаема в людех.

Идумеи – народ малоизвестный, и совершенно не знали бы мы их, если бы не сообщило о них сведений божественное Писание; да и оно делает их известными не всем, но внимательным только читателям.

Иер.49:16. Играние твое

дало тебе это, и «безстудие сердца твоего». Обвиняет этим идолослужение, роскошь и непотребство.

«Обиташе в разселинах каменных». Сказали уже мы прежде, какие были у них убежища.

«Похити крепость» холма высокого. Разумеет горные вершины; а горы были весьма велики и высоки.

«Егда вознесеши яко орел гнездо свое, oттoле свергу тя, глаголет Господь». (Иер.49:17). «И будет Идумеа» в пустыню непроходимую. Сказует же, что и проходящие Идумеей будут дивиться, и свистанием выражать чрезмерность запустения, и что, подобно Содому и Гоморре и другим городам, пострадавшим вместе с ними, сделаются пустыми и те города, о которых предсказано у Пророка. И слово сие не ложно; потому что и Дедан, и Феман, и Восор находятся в совершенном запустении. Говорит также Бог, что и царь вавилонский, подобно льву, устремится на Идумею, и путь его будет чрез Иордан. Повелевает вооружиться против нее избранным воинам, и присовокупляет:

Иер.49:19. Кто подобен Мне? И кто противостанет Ми? И кто есть сей пастырь, иже сопротивится лицу Моему?

Ни цари, ни идолы их, не могут воспротивиться, когда Я повелеваю.

Иер.49:20. Сего ради слышите совет Господень, его же совеща на

Идумею, и «умышление его, еже умысли на живущих в Фемане». Потом сказует Пророк, что овцы их будут малочисленны, а страна непроходима, и отголосок их вопля будет слышен до Чермного моря, что царь вавилонский нападет подобно орлу, и овладеет твердынями, и на Идумеев нападут боязнь и мучительная скорбь, так что сердце их уподобится сердцу рождающей жены.

Сим заключив предречение об Идумее, Пророк обращает слово к Дамаску, и говорит:

Иер.49:23. Посрамися Емаф, и Арфаф, яко слух зол слышаша. Емафом,

как говорили мы уже прежде, называет Емес; но есть другой Емаф, нынешняя Епифания. Арфаф же, говорят иные, есть так называемый ныне Рефанеи.

«Ужасошася на мори, возмутишася, упокоитися не могут. Морем» назвал Пророк многочисленность войска; показал же и первое стремление жителей Дамаска; ибо о них сказал: «возмутишася». Обличает последовавшую за тем боязнь.

Иер.49:24. Расторжеся Дамаск, обратися на бежание, трепет объят и, болезни одержашася его яко рождающую».

Открывает же и причину бедствия.

Иер.49:25. Како не остави

грады Мои? возлюбил весь Мою? Предпринял ты, говорит Бог, взять Мои города и веси. А городами и весями Своими именует города и веси израильские. Против них жители Дамаска всегда были расположены враждебно.

Иер.49:26. Сего ради падут юноши на стогнах твоих, и вси мужи воинстии падут в той день, глаголет Господь сил.

(Иер.49:27). «И возжгу огнь на стене Дамаска, и пожжет стены сына Адерова. Сын Адеров» есть имя собственное, на сирском языке Варадад; так назывался царь Дамаска, который, как дает видеть пророчество, украсил Дамаск великолепными зданиями. Им-то угрожает Пророк сожжением.

Он предсказывает также и Исмаильтянам, называемым ныне Сарацинами, угрожающая им бедствия.

Иер.49:28. К Кидару, царице двора, его же порази Навуходоносор царь вавилонский, тако

рече «Господь. Кидар» был один из сынов Измаиловых, и сие открывает книга миротворения (Быт.25:13). Во времена же Пророка, вероятно, племя Кидарово возобладало над другими племенами; почему Пророк и именует его царицей. "Двором" же называет весь стан Сарацинов; потому что они, как народ кочующий, жили в кущах. Дается же повеление ополчиться против них, расхитить овец и верблюдов, разграбить и кущи. И Кедем 27 был также сын Измаилов (Быт.25:15); его племени дается повеление скрыться под землей; ибо сие значат слова (Иер.49:30): «в пропастех сядите», чтобы избежать нападения врагов.

Иер.49:31. Востани, и вниди к людем упокоеным, живущым в прохладе, глаголет Господь: иже ни дверей ниже заворов имут, едини обитают.

Победа для тебя не трудна, говорит Бог; не нужно ни приступа, ни осады, ни продолжительного времени; взять их и овладеть ими весьма легко. Показывает же, что наказание сие насылает Сам Он.

Иер.49:32. И развею я всяцем ветром, остриженных

по лицу их, «и от всех окрестных их приведу на ня погибель», то есть, обратятся в бегство, устремясь во все стороны, и одни поселятся на восток, а другие поставят кущи на западе.

Иер.49:33. И будет двор в жилище

струфам, «и пусть даже до века, не поживет тамо муж, ниже будет живяй в нем сын» земнородного. И события подтверждают слова сии; потому что жившие там, оставив совершенную пустыню, приближаются к местам обитаемым и укрепленным.

Пророк предвозвещает также, что постигнет Елам ; извещает и о времени пророчества. Ибо сказал, что было оно вскоре по воцарении Седекии.

(Иер.49:35). Сие «глаголет Господь» сил: «се Аз сокрушу лук Еламль, начало силы их». Город Елам находится на конце Чермного моря. В древности было здесь знаменитое торжище, и ныне отплывающие к Индам отсюда начинают плавание.

Иер.49:36. И наведу на Елам четыре ветры от четырех стран небесных.

«И не будет языка», который бы не пришел туда. Царь вавилонский, овладев Египтом, на возвратном пути напал на Елам; первоначально войско его собрано было из стран северных и восточных, а потом сошлись к нему во множестве островитяне, жившие на западе; а также присоединил он к себе и Египтян, и Ливиян, и Ефиопов, которые населяли южные страны. Сие предвозвестило пророческое слово.

Иер.49:37. И устрашу их пред враги их, ищущими души их, и наведу на ня по гневу ярости Моея, глаголет Господь:

и «послю в след их меч Мой, дóндеже сотру их». Мечом своим назвал опять Вавилонян; потому что чрез них наказал и сей народ.

Иер.49:38. И поставлю престол Мой во Еламе, и иждену оттуду царя и князи, глаголет Господь.

Слова: «поставлю престол Мой» значат: там буду судить, и произнесу приговор, употребив врагов исполнителями казни. Но и ныне имеет там престол; потому что и сей город обратился к благочестию; почему и в этом смысле предречет истинно.

Иер.49:39. И будет в последния дни, возвращу плен Еламль, глаголет Господь.

Думаю, что и в сем и в других пророчествах, которыми возвещалось возвращение из плена, благий Владыка обещал освобождение, не от чувственного только, но и от духовного плена; потому что большее попечение прилагает Он о душах; для сего налагает и телесные наказания. Поэтому предсказывает здесь низложение диавола, прекращение нечестия, и освобождение людей, сделавшихся пленниками греха.

Сподобившись сего освобождения, прославим Подателя оного, возлюбим жизнь свободную, возгнушаемся прежним рабством, чтобы с дерзновением предстать нам Владычнему престолу, по благодати и человеколюбию праведного Судии. С Ним Отцу со всесвятым Духом подобает слава, и велелепие, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

* * *

27

По славянскому переводу вместо: сыны Кедема, читается: сыны восточные.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. — Типография В. Готье, 1859. — 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle