блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 7

После сего Пророк извещает, что повелено ему было стать во вратах Божия храма и всякому вхо­дящему предлагать пророческое слово; заключало же оно в себе совет и обетование благ.

Иер.7:3. Исправите пути ваша, и начинания ваша,

«и вселю вы на месте семь. А» также обличает пророчество ложное; ибо сказано:

Иер.7:4. Не надейтеся на себе,

или на словеса лжи­выя, «понеже весьма не упользуют вас, глаголюще: храм Господень, храм Господень, храм Го­сподень есть». Лжепророки, обманывая их, говорили: возможно ли кому превозмочь Божий храм? Пророк же внушает им, не полагаться на сии слова, а заняться с ycepдиeм исправлением жизни своей, бояться Божиих судов, прилагать попечете об имеющих в нем нужду, прекратить прежния убий­ства и служение идолам. Так поступая, говорит Бог, не сделаетесь пресельниками, но останетесь в отечественной земле; а если отважитесь на про­тивное сему, и пойдете путем всякаго беззакония, то соберете плоды, соответственные вашим начинаниям. Ибо ни во что вменяю покаяние ложное, и не терплю лживых словес; потому что вижу все, что ни делается.

Иер.7:11. И се Аз видех, глаголет Господь.

Не потерплю, чтобы Мне посвященный дом был убежищем разбойников. Потом уверяет в сказанном тем, что уже совершилось.

Иер.7:12. Сего ради идите

в дом Мой, иже «в Силоме, идеже вселих имя Мое от начала, и ви­дите, что сотворих ему лукавства ради людей Моих Израиля». Селение Силом находилось в зем­ле десяти колен, и в нашествие Ассириян она уничтожено. Посему Владыка повелевает возлагать упование, не на храм, но на жизнь согласную с законом. А поэтому присовокупляет, что и дом Божий потерпит тоже, и они понесут одно наказа­ние с своими братьями.

Иер.7:15. Отвергу вас от лица Моего, якоже отвергох братию вашу, все семя

сынов Израилевых. Да и Пророку запрещает Бог всякое о них ходатайство; ибо говорить:

Иер.7:16. Яко не услышу тя.

И показывая, что отвра­щается от них справедливо, присовокупил:

Иер.7:17. Еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных, и на путех Иерусалимских?

Иер.7:18. Сынове их собирают дрова, и отцы их зажигают огнь, и жены их месят муку,

«да сотворят опресноки воинству небесному», "и" «возлияша возлияния богом чуждим, да прогневают Мя». У кого была в доме коринка, финики и что либо другое сему подобное, тот приносил это идолам. О сем говорит Бог и устами другаго Пророка (Ос. 3, 1.).

Иер.7:19. Мене ли тии прогневляют, глаголет Го­сподь? Еда не себе самих? Да постыдятся лица их,

Сказует же, как будут постыждены; ибо угрожает гибелью не только людей, но и скота, истреблением насаждений и запустением земли; а также воспрещает и богослужение по закону.

Иер.7:21. Сия глаголет Господь сила, Бог Израилев: всесожжения ваша соберите со жертвами вашими,

и «изъядите мяса:» (Иер.:22) «яко не глаголах ко отцем вашим, и не заповедах им в день, в он же изведох их от земли Египетския, о всесожжениих и жертвах». (Иер.:23). «Но токмо слово сие заповедах им, рекий: услышите глас Мой, и буду вам в Бога», «и вы будете Мне в люди, и ходите во всех путех Моих», «в них же повелех вам, да благо будет вам». И сим показал, что по немощи Иудеев приложено к закону нечто излишнее. поелику в Египте научились при­носить жертвы идолам; то, с намерением отвра­тить их от сего (ибо устами всех Пророков отвергает сии жертвы), и вместе снисходя к их немощи, говорит: «изъядите мяса», то есть, и от­вергая жертвоприношения, не воспрещу вам вкушать мяса. Ибо в законе повелевает желающим в городах или селениях своих вкушать мяса, но не как жертвенный, а как неосвященный; воспретил же приносить жертвы вне узаконеннаго места. По­сему говорит: ядите это, «яко серну или еленя» (Втор. 12, 15.), то есть, как неприносимое на алтарь.

Потом описывает непокорность отцев их, кото­рые, когда Бог давал им этот совет,

Иер.7:24. Поидоша в похотех сердца своего лу­кавого.

Показывает же, и какие произросли от сего плоды:

«И сотворишася на задняя, а не на передняя», (Иер.:25) «от дне, в оньже изыдоша отцы их от земли Египетския, и даже до дне сего. Ибо» за беззаконие свое предаваемы были то Моавитянам, то Аммонитянам, иногда Мадианитянам, весьма часто Филистимлянам. Но Бог показывает и попечительность Свою. Ибо говорит: не переставал Я постоянно вещать им чрез Пророков, внушая, что для них лучше; а они продолжали прекословить, и стали хуже отцев. Однакоже ты, говорит Бог Пророку, в ясных словах обличи их, и скажи:

Иер.7:28. Сей язык, иже не послуша гласа Господа Бога своего, ни восприят наказания.

И вот при­чина сей непокорности: "погибе" "вера", «и отъята есть от уст их». Потом повелевает Бог Про­року плакать, принять на себя печальный вид, остричь голову; потому что народ избранный отвержен. И показывая, чтб гнев справедлив, откры­вает, наибольшее доказательство4 нечестия ; ибо говорит:

(Иер.:30). Mногие «поставиша мерзости своя в дому, в нем же призвано есть Имя Мое, да осквернят его». На сие отважился Манассия, сын Езекиин; но и после него бывшие соревновали сему нечестию. Свидетель же тому божественный Иезекииль, духом отведенный из Вавилона во Иерусалим, и изрекший, что видел в храме таковыя беззакония (Иезек. 8, 6 – 17.). Бог обвиняет их и в том, что сыновей и дочерей приносят во всесожжение демонам.

Иер.7:31. Его же,

говорит, «не повелех им, ниже помыслих в сердцы Моем». Попустив, что бы по немощи их совершались у них жертвоприношения бессловесных, соглашусь ли Я узаконить такое убийство? Говорит же (Иер.:32) о требище Тафеофы, какого-то так называемаго идола; а слово "Тафеф" в пере­воде значит сомкнутие или пожрание. Сказует же, что на сем "мест" во множестве они будут преданы смерти, повержены "в снедь" и добычу птицам и зверям; самое наименование места будет переменено, и назовется оно уже не «юдолию сына Енномля», но «юдолию закланных». Предсказывает также, что город лишится всякаго веселия.

* * *

4

Здесь чтению ὄνομα предпочтено другое: δείγμα.


Комментарии для сайта Cackle