блаженный Феодорит Кирский

Глава 6

Колену Вениаминову (а оное соединено было с коленом Иудиным) повелевает Бог (Иер.:1) «вострубить трубою», и быть готовым к ополчению; по­тому что с севера стремятся на Иерусалим враги. Называет же сей город прекрасным и роскошным3, – прекрасным, по красоте; зданий, и роскошным, по изнеженности жителей его.

Иер.6:3. Приидут пастырие и стада их, и поставят па ней кущи, и упасут кийждо рукою своею

стадо свое. «Пастырями» Пророк называет царей, ополчившихся вместе с Навуходоносором; "стадами" же – предводимыя ими войска. И сим изобразил осаду Иерусалима. Потом говорит о полуденных ополчениях, о вечерних нашествиях, о ночных нападениях на Иерусалим, и повелевает рубить его, как бесплодный лес, потому что весь он лжив (Иер.:6) «и всякое насильство в нем». A сие сходно с сказанным выше.

Иер.6:7. Якоже студену творит кладязь воду свою, тако студену творит злобу

свою. Город, по­священный Богу, и живущих беззаконно, принимая в себя, должен был обучать правдолюбие ; а теперь обвиняется он в противном, именно же, что стал учителем нечестия, и как колодезь каче­ство воды переменяет в холодность, так и он приходящих в него превращает в лукавых. Городом же называет Пророк не здания, но жи­телей.

«Heчeстие и пакости услышатся в нем над лицем его всегда». Не убоялись они и моего пре-бывания, но пред взором Моим осмеливались на всякое нечестие. Потом увещает и дает совет:

Иер.6:8. Немощию и язвою накажешися Иерусалиме

; «да не отступит душа Моя от тебе, да не со­творю тя непроходну землю необитанну». И это дает видеть неизреченное человеколюбие Владыки; ибо, угрожая Иерусалиму горестными событиями, обещает и избавление от них, если исправится. Но поелику не принимал он вразумления, то призывает обирателей винограда – врагов, повелевает им собрать всех жителей, как плод винограда,и объясняет причину.

Иер.6:10. Кому возглаголю, и засвидетельствую, и услышит? Се не обрезана ушеса их, и слышати не возмогут: се слово Господне бысть к ним в поношение, и не восприимут того. Необрезанными

называет уши, принимающая все без разбора. Та­ковы были уши Иудеев. Охотно принимая, что го­ворили им лжепророки, как приятное для них, не хотели они внимать словам Божиим, насмехались и издевались над Пророками. Потом Бог показывает безмерность Своего долготерпения.

Иер.6:11. Ярость Мою исполних, и терпех,

к не «скончах их;» то есть, решился наказать их, но снова удостоил сожаления и пощады. Однакоже угрожает подвергнуть общему наказание и юных, и старцев, и мужей, и жен; потому что все вообще возлюбили беззаконие, даже и сподобившиеся священства вместе с отважившимися предвозвещат ложное. Сказывает также, на что они отважились.

Иер.6:14. И целяху сотрение

людей с безчестием «уничижающе» Меня «и глаголюще: мир, мир». Потом вопрошает: «и где есть мир!» Недуги сии, говорит Пророк, должно было врачевать средствами более суровыми, а лжепророки раздражали их обещанием мира. Поэтому, где же исполнение слов? Вместо мира видят конечную гибель. Но показывает и чрезмерность их бесстыдства; ибо и посрамленные, как предсказавшие ложь, не приходят они в стыд. Ибо сие сказует Пророк:

Иер.6:15. Ниже аки посрамляеми постыдешася, и безчестия своего

не "познаша". Однако же, продолжает Пророк, со временем понесут наказание за все, на что отважились.

«Во время посещения своего» изнемогут, «рече Го­сподь». После сего и непокорность Иудеев открывает, и предвозвещает призвание язычников.

(Иер.:16) . Сия «глаголет Господь: станите на путех», "и видите", и «вопросите о стезях вечных:» и види­те, "кий" «есть путь благ», и «ходите по нему, и обрящете» освящение «душами вашим». Путей много; это – святые Пророки, истинно же благий путь – сам Господь наш. Ибо слышим, глаголет Он: «Аз есмь путь и истина и живот» (Иоанн 14, 6.). К сему пути ведет и каждый из путей пророческих; Его указует и законодатель Моисей, говоря: «Про­роки от братии твоея, якоже Мене», «воставит тебе Господь Бог твой», и так далее (Втор. 18, 15.). И Давид, царь и Пророк, и Исаия, и Михей, и Иезекиль, и каждый из Пророков указывают сей же путь. И как один путь ведущий в великие города, которые обыкли мы называть царевыми и царскими, к нему же идет несколько тропин из весей и сел: так един есть путь, ведущий к Отцу, – Единородный Божий Сын; блаженные же Пророки, как некия стези, приводят к сему пути возжелавших идти по оным стезям. Посему про­роческое слово повелевает Иудеям изследовать пророческие пути, и чрез них дознать путь благий, и идти им. Но Иудеи, по обычаю, прекословят и не: делают, что повелено.

«Рекоша: не пойдем», сказано у Пророка. Однакоже он предлагает им и другой совет:

Иер.6:17. Поставих над вами стражы

«слышите глас трубы. Стражами» именует опять самих. Пророков, ибо и Иезекилю говорит Бог: «стража дах тя дому Израилеву» (Иезек. 3, 17.); а "трубою" именует проповедь апостольскую. Но сие же пред­возвещали и названные стражами. Однакоже Иудеи снова прекословят, и открыто говорят: «Непослушаем». Поэтому Пророк, указав на противлени их, предсказывает благопокорность язычников.

Иер.6:18. Сего ради услышаша язы́цы,

и «пасущия стада» у них. "Пасущими" называет народных начальников, и не только удостоившихся духовной вла­сти, но и царей и князей. Ибо и они приняли боже­ственную проповд. Так поступили и божественные Апостолы, Варнава и Павел; ибо, вошедши в одну синагогу, и о многом беседовав с Иудеями, когда увидели потом неврие их, сказали: «вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отвергосте, и недостойны творите сами себе вечному животу», «се обращаемся во языки. Тако бо заповеда нам Господь: положих Тя во свет языком, еже быти тебе во спасение даже до последних земли» (Деян. 13, 46, 47.). Поэтому с предречением согласно событие. Между тем здесь пророческое слово угрожает непокорным Иудеям наказанием, соразмерным с их противлением; а также запрещает подзаконное богослужение.

Иер.6:20. Вскую Мне кадило от Савы

приносишь, и «кинамон от земли дальния? Всесожжения ваша не суть приятна, и жертвы ваша не усладиша Мя». Если и тогда, как в силе был закон, признавалось сие излишним; то напрасно безумство­вали Иуден, по отменении закона стараясь об излишествах закона, как о чем-то необходимом. Снова же Пророк предсказывает (Иер.:21) "болезнь", коею были они связаны, не только принуждаемые рабствовать, но и делаясь для всех ненавистными. После сего начинает пророчество о царе Вавилонском, и о царях с ним ополчившихся и описывает их силу, их вооружение, жестокость и зверство нрава. Сказует же и о боязни Иудссв. Ибо говорит:

Иер.6:24. Ослабеша руце наши, скорбь объят нас, болезни яко родящия.

И повелевает не выходить из городов, потому что враги обложили их. А Иерусалиму велит облечься во вретище, посыпать главу пеплом и составить плачь, как о единородном чаде. Потом Бог дает повеление Пророку, рассмотреть беззакония Иудеев. Ибо говорит:

Иер.6:27. Искусителя дах тя в людех

Моих заключенных, "и" «увеси, внегда искусити» тебе "путь их;" то есть не трудись, и не обходи многие города и веси; потому что, по причине войны, все собраны в Иерусалиме. Показывает же Бог Пророку раз­вращение их сердца.

Иер.6:28. Вси не послушнии ходящии строптиво,

как «мед, и железо, вси растлении суть;» то есть, нечисты по причине подмеси, не имеют в себе ни­чего добротнаго.

Иер.6:29. Оскуде мех от огня,

оскуде свинец, «всуе ковачь сребро кует», «лукавства бо их не истаяша. Ковачем» называет Пророк вразумляю­щее слово, "огнем" и свинцем – самое наказание ; а "мехом" – божественный приговор, по которому налагается наказание. Ибо у серебряников, когда хотят очистить серебро, в обычаи класть в него свинец, чтобы им истребить всю подмесь. Посему Владыка говорит: всякие способы употреблял Я, желая произвести в них перемену, делал им разныя вразумления; но они остаются неисцельными. Почему и присовокупляет:

Иер.6:30. Сребро отриновено нарцыте их, яко Го­сподь

Бог «отверже их». Продолжает "тоже" иносказание, И говорит: ни один способ не преодолел их лукавства. Сказует же сие, обвиняя не природу, но произволение; потому что Сам Он Творец природы, и не стал бы обвинять сотвореннаго Им. Произволения же своего виновниками были сами Иудеи.

* * *

3

Сии названия читаются в еврейском тексте; по перероду "же" седмидесяти второй стих читается так: «отнимется высота твоя дщи» "Сионя".



Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Иезекииля – Глава 12 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на пророка Иеремию – Глава XXVI святитель Иоанн Златоуст

3. Толкование на книгу святого пророка Аввакума – Глава 2 епископ Палладий (Пьянков)

4. Толкование на книгу пророка Аввакума – Глава 2 святитель Кирилл Александрийский

5. Книга пророка Иеремии – Глава 6 преподобный Ефрем Сирин

6. Книга пророка Иеремии – Глава 6 профессор Павел Александрович Юнгеров

7. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля – Книга седьмая преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

8. Толкование на книгу пророка Иеремии – Глава 6 профессор Александр Павлович Лопухин

9. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 53 архиепископ Ириней (Клементьевский)

10. Опыт изъяснения ветхозаветных книг Св. Писания. Из записок на книгу Исход епископ Иоанн (Соколов)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс