блаженный Феодорит Кирский

Глава 6

Колену Вениаминову (а оное соединено было с коленом Иудиным) повелевает Бог (Иер.6:1) «вострубить трубою», и быть готовым к ополчению; потому что с севера стремятся на Иерусалим враги. Называет же сей город прекрасным и роскошным 3, – прекрасным, по красоте; зданий, и роскошным, по изнеженности жителей его.

Иер.6:3. Приидут пастырие и стада их, и поставят на ней кущи, и упасут кийждо рукою своею

стадо свое. «Пастырями» Пророк называет царей, ополчившихся вместе с Навуходоносором; «стадами» же – предводимые ими войска. И сим изобразил осаду Иерусалима. Потом говорит о полуденных ополчениях, о вечерних нашествиях, о ночных нападениях на Иерусалим, и повелевает рубить его, как бесплодный лес, потому что весь он лжив (Иер.6:6) «и всякое насильство в нем». A сие сходно с сказанным выше.

Иер.6:7. Якоже студену творит кладязь воду свою, тако студену творит злобу

свою. Город, посвященный Богу, и живущих беззаконно, принимая в себя, должен был обучать правдолюбию; а теперь обвиняется он в противном, именно же, что стал учителем нечестия, и как колодезь качество воды переменяет в холодность, так и он приходящих в него превращает в лукавых. Городом же называет Пророк не здания, но жителей.

«Heчeстие и пакости услышатся в нем над лицем его всегда». Не убоялись они и моего пребывания, но пред взором Моим осмеливались на всякое нечестие. Потом увещает и дает совет:

Иер.6:8. Немощию и язвою накажешися, Иерусалиме; да не отступит душа Моя от Тебе, да не сотворю тя непроходну, землю необитанну.

И это дает видеть неизреченное человеколюбие Владыки; ибо, угрожая Иерусалиму горестными событиями, обещает и избавление от них, если исправится. Но поелику не принимал он вразумления, то призывает обирателей винограда – врагов, повелевает им собрать всех жителей, как плод винограда (Иер.6:9), и объясняет причину.

Иер.6:10. Кому возглаголю, и засвидетельствую, и услышит? Се, не обрезана ушеса их, и слышати не возмогут: се, слово Господне бысть к ним в поношение, и не восприимут того. Необрезанными

называет уши, принимающая все без разбора. Таковы были уши Иудеев. Охотно принимая, что говорили им лжепророки, как приятное для них, не хотели они внимать словам Божиим, насмехались и издевались над Пророками. Потом Бог показывает безмерность Своего долготерпения.

Иер.6:11. Ярость Мою исполних, и терпех, и не скончах их;

то есть, решился наказать их, но снова удостоил сожаления и пощады. Однако же угрожает подвергнуть общему наказание и юных, и старцев, и мужей, и жен; потому что все вообще возлюбили беззаконие, даже и сподобившиеся священства вместе с отважившимися предвозвещать ложное. Сказывает также, на что они отважились.

Иер.6:14. И целяху сотрение

людей с бесчестием «уничижающе» Меня «и глаголюще: мир, мир». Потом вопрошает: «и где есть мир!» Недуги сии, говорит Пророк, должно было врачевать средствами более суровыми, а лжепророки раздражали их обещанием мира. Поэтому, где же исполнение слов? Вместо мира видят конечную гибель. Но показывает и чрезмерность их бесстыдства; ибо и посрамленные, как предсказавшие ложь, не приходят они в стыд. Ибо сие сказует Пророк:

Иер.6:15. Ниже аки посрамляеми постыдешася, и безчестия своего не познаша.

Однако же, продолжает Пророк, со временем понесут наказание за все, на что отважились.

«Во время посещения своего» изнемогут, «рече Господь». После сего и непокорность Иудеев открывает, и предвозвещает призвание язычников.

(Иер.6:16). «Сия глаголет Господь: станите на путех, и видите, и вопросите о стезях вечных: и видите, кий есть путь благ, и ходите по нему, и обрящете» освящение «душами вашим». Путей много; это – святые Пророки, истинно же благий путь – сам Господь наш. Ибо слышим, глаголет Он: «Аз есмь путь и истина и живот» (Ин.14:6). К сему пути ведет и каждый из путей пророческих; Его указует и законодатель Моисей, говоря: «Пророки от братии твоея, якоже Мене, воставит тебе Господь Бог твой», и так далее (Втор.18:15). И Давид, царь и Пророк, и Исаия, и Михей, и Иезекиль, и каждый из Пророков указывают сей же путь. И как один путь ведущий в великие города, которые привыкли мы называть царевыми и царскими, к нему же идет несколько тропинок из весей и сел: так един есть путь, ведущий к Отцу, – Единородный Божий Сын; блаженные же Пророки, как некие стези, приводят к сему пути возжелавших идти по оным стезям. Посему пророческое слово повелевает Иудеям исследовать пророческие пути, и чрез них дознать путь благий, и идти им. Но Иудеи, по обычаю, прекословят и не делают, что повелено.

«Рекоша: не пойдем», сказано у Пророка. Однако же он предлагает им и другой совет:

Иер.6:17. Поставих над вами стражы: слышите глас трубы. Стражами

именует опять самих Пророков, ибо и Иезекилю говорит Бог: «стража дах тя дому Израилеву» (Иез.3:17); а «трубою» именует проповедь апостольскую. Но сие же предвозвещали и названные стражами. Однако же Иудеи снова прекословят, и открыто говорят: «Не послушаем». Поэтому Пророк, указав на противление их, предсказывает благопокорность язычников.

Иер.6:18. Сего ради услышаша язы́цы, и пасущия стада

у них. «Пасущими» называет народных начальников, и не только удостоившихся духовной власти, но и царей и князей. Ибо и они приняли божественную проповедь. Так поступили и божественные Апостолы, Варнава и Павел; ибо, вошедши в одну синагогу, и о многом беседовав с Иудеями, когда увидели потом неверие их, сказали: «вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отвергосте, и недостойны творите сами себе вечному животу, се, обращаемся во языки. Тако бо заповеда нам Господь: положих Тя во свет языком, еже быти тебе во спасение даже до последних земли» (Деян.13:46,47). Поэтому с предречением согласно событие. Между тем, здесь пророческое слово угрожает непокорным Иудеям наказанием, соразмерным с их противлением; а также запрещает подзаконное богослужение.

Иер.6:20. Вскую Мне кадило от Савы

приносишь, и «кинамон от земли дальней? Всесожжения ваша не суть приятна, и жертвы ваша не усладиша Мя». Если и тогда, как в силе был закон, признавалось сие излишним; то напрасно безумствовали Иудеи, по отмене закона стараясь об излишествах закона, как о чем-то необходимом. Снова же Пророк предсказывает (Иер.6:21) «болезнь», коею были они связаны, не только принуждаемые рабствовать, но и делаясь для всех ненавистными. После сего начинает пророчество о царе Вавилонском, и о царях с ним ополчившихся и описывает их силу, их вооружение, жестокость и зверство нрава. Сказует же и о боязни Иудеев. Ибо говорит:

Иер.6:24. Ослабеша руце наши, скорбь объят нас, болезни яко родящия.

И повелевает не выходить из городов, потому что враги обложили их. А Иерусалиму велит облечься во вретище, посыпать главу пеплом и составить плач, как о единородном чаде. Потом Бог дает повеление Пророку, рассмотреть беззакония Иудеев. Ибо говорит:

Иер.6:27. Искусителя дах тя в людех

Моих заключенных, «и» «увеси, внегда искусити» тебе «путь их;» то есть не трудись, и не обходи многие города и веси; потому что, по причине войны, все собраны в Иерусалиме. Показывает же Бог Пророку развращение их сердца.

Иер.6:28. Вси не послушнии ходящии строптиво,

как «медь, и железо, вси растлении суть;» то есть, нечисты по причине подмеси, не имеют в себе ничего добротного.

Иер.6:29. Оскуде мех от огня,

оскуде свинец, «всуе ковач сребро кует», «лукавства бо их не истаяша. Ковачем» называет Пророк вразумляющее слово, «огнем» и свинцом – самое наказание ; а «мехом» – божественный приговор, по которому налагается наказание. Ибо у серебряников, когда хотят очистить серебро, в обычае класть в него свинец, чтобы им истребить всю подмесь. Посему Владыка говорит: всякие способы употреблял Я, желая произвести в них перемену, делал им разные вразумления; но они остаются неисцельными. Почему и присовокупляет:

Иер.6:30. Сребро отриновено нарцыте их, яко Господь

Бог «отверже их». Продолжает то же иносказание, и говорит: ни один способ не преодолел их лукавства. Сказует же сие, обвиняя не природу, но произволение; потому что Сам Он Творец природы, и не стал бы обвинять сотворенного Им. Произволения же своего виновниками были сами Иудеи.

* * *

3

Сии названия читаются в еврейском тексте; по переводу же семидесяти второй стих читается так: «отнимется высота твоя дщи Сиона».


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. — Типография В. Готье, 1859. — 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle