блаженный Феодорит Кирский

Глава 21

Иез.21:1–2. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сего ради прорцы сыне человечь, и утверди лице твое на Иерусалим, и воззри на святыни их, и прорцы на землю Израилеву,

Поелику полагают они, что сказанное есть просто притча, а не истина, то ясно покажи им, что дубрава Нагев, то есть полуденная и южная, есть самый Иерусалим.

Иез.21:3. И речеши к земли Израилеве: сия глаголет Адонаи Господь: се Аз на тя, и извлеку мечь Мой из ножен его, и потреблю от Тебе неправеднаго и беззаконнаго.

Явно же, что мечом называет наказание, и ножнами, то есть влагалищем меча, именует долготерпение, по миновании которого наконец открыто насылается наказание на достойных оного. И, показывая справедливость наказания, кстати, присовокупил: «и потреблю от Тебе неправеднаго и беззаконнаго». Потом извещает, что последует в то же время и с другими народами, живущими посреди.

Иез.21:4. Понеже потреблю от Тебе неправеднаго и беззаконника, тако изыдет меч Мой из ножен своих,

Иез.21:5. и ктому не возвратится.

По причине беззаконий, какие у тебя, как бы меч из влагалища, извлекая воинство, тому же наказанию предам халдеев и живущих между тобою и халдеями, и сделаю, что все на опыте узнают, что Я имею власть над всеми, и законно подверг их сему бедствию.

Иез.21:6. И ты, сыне человечь, воздохни в сокрушении чресл твоих, и в болезнех возстени пред очима их.

Пусть за сказанным тобою последует у тебя сострадание, и стенаниями своими научи их, что изрекаемое тобою истинно.

Иез.21:7. И будет, аще рекут к тебе: чесо ради ты стенеши? и речеши о возвещении, яко грядет, и сокрушится всяко сердце, и ослабеют вся руки, и издшет всяка плоть, и всяк дух, и вся стегна осквернавятся мокротою: се грядет, и будет, глаголет Адонаи Господь.

Необходимо тебя стенящего будут спрашивать, желая дознать причину страдания. И ты отвечай вопрошающим: предвидя будущие несчастия, горестные вести и тем внушаемый всем страх, стенаю и сетую о бедствиях единоплеменных мне.

Иез.21:8. И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иез.21:9. сыне человечь, прорцы и речеши: сия глаголет Адонаи Господь: рцы, мечу, мечу, изострися, к разъярися,

Иез.21:10. яко да изсечеши сечения, изострися, яко да будеши в блещание, и готовь на разсыпание: сецы, изничтожай, отрини всякое древо.

Мечом называет опять в переносном смысле наказание, которое посредством вавилонян наложено на иудеев и на другие живущие посреди народы. И мне кажется, что Бог Сам повелевает мечу изостриться, блистать, умерщвлять и всякое древо исторгать с корнем, научая сим, что сделается сие по Его попущению, и не силою вавилонян, но Его действенностью совершится все это. Подобно сему и во Второзаконии сказанное Самим Богом: «поострю якоже молнию меч Мой, и приимет суд рука Моя, и воздам месть врагом, и ненавидящим Мя воздам. Упою стрелы Моя от крове, и меч Мой снест мяса» (Втор.32:41, 42). Ибо в сих словах «мечем и стрелами» назвал карающую силу, подвергающую достойному наказанию подлежащих ответственности. Потом присовокупляет:

Иез.21:11. И даде его уготованна, еже держати руку его: наострился меч, готов есть, еже дан быти в руце секущих.

Ибо меч сей, соделавшийся уготовленным, вручил способным наказать; означает же халдеев. Подобно сему и у Пророка Исаии сказанное Богом о царе вавилонском, или ассирийском: «еда прославится секира без секущаго ею? или вознесется пила без влекущаго ю? такожде, аще кто возмет жезл или древо» (Ис. 10:15); и еще: «горе Ассирием, жезл ярости Моея, и гнева Моего есть в руку их» (Ис. 10:5). Посему карательную силу там назвал жезлом, секирою и пилою, орудиями истребительными для растений, – а здесь наименовал мечом, изощренным и блистающим при наказании подвергающихся оному, и вручаемым вавилонянам, как исполнителям казни. Но сие же наказание назвал выше огнем, в намерении многими названиями устрашить и довести до покаяния преданных злочестию. К сему присовокупляет:

Иез.21:12. Возопий, и восплачися, сыне человечь, яко бысть в людех, сей во всех старейшинах Израилевых: обитающии близ Меня, под меч быша с людьми Моими:

Сравнится ли что с сею благостью? Наказывает правдиво, и повелевает Пророку плакать, потому что наказывает не добровольно, но вынуждаемый беззаконием народа. Повелевает же Пророку, подобно женщине, дивиться, что, не только народ, но и князья его преданы под меч, а что всего горестнее «обитающии близ Меня», как сказано, «под меч быша с людьми Моими». Ибо иереи, участвовав с народом в беззаконии, стали участвовать в наказании; их-то и назвал «обитающими близ», как живущих внутри в божественном храме, и так как им вверены священные службы.

сего ради восплещи рукама твоима,

Иез.21:13. яко оправдася. И что, аще и племя отринется? Не будет, глаголет Адонаи Господь.

Рукоплесканием вырази чрезмерность бедствия и дивись правдивости наказания, потому что оставшимся будет немалая польза от сего наказания; оно соделается для иудеев началом оправдания. Ибо, хотя ныне и отвержено сие отлученное от прочих народов племя (а сим означает весь народ иудейский); но снова восстанет оно и будет возвращено. К подтверждению же сказанного достаточно того, что говорит это Сам Владыка и Господь.

Иез.21:14. И ты, сыне человечь, прорцы, и восплещи рукама, и усугуби меч: третий меч язвеным есть: меч язвеным велик,

Третьим мечом называет ополчение на Иерусалим, в девятый год царствования Седекии, по числу же оно было четвертое; но поелику в бывшее при Иехонии не пролито крови, с матерью, с женою и с начальствующими царь добровольно вышел к Навуходоносору, и таким образом отведен пленником в Вавилон, то бывшее при Седекии справедливо называет третьим, включая в число битвы и военные нашествия, а не просто нашествия. Почему и говорит: «третий меч язвеным есть велик». Потом извещает Пророк, почему повелевается ему рукоплескать.

и ужасиши я,

Иез.21:15. яко да сокрушится сердце их, и умножатся немощнии во всех вратех их, предаются на усечение мечное:

Делай и говори то, что может устрашить их, «да сокрушится сердце их», то есть предречением бедствий да будет сокрушено упорство сердца их; к устрашение же их достаточно того, что преданы будут убиению, и все врата наполнятся убитыми. Потом в каком-то олицетворении представляет Бог попущение Свое.

благо остр быстр на сечение, благо бысть на блистание.

Иез.21:16. Проходи яко молния, острися одесную и ошуюю, аможе аще лице твое возстанет.

Меч обоюдно остр, с обеих сторон отточен, лезвие его весьма изощрено, издает блеск наподобие молнии. Потому, говорит Бог, очищай дорогу, в какую хочешь сторону, в левую или правую; Меня будешь иметь содейственником. Сие и выразил, присовокупляя:

Иез.21:17. И Аз восплещу рукою Моею к руце, и напущу ярость Мою, Аз Господь глаголахтебе.

Посему и блаженный Иеремия сказал: «вем Господи, яко несть человеку путь его, ниже пойдет человек, и исправит путь свой» (Иер. 10, 23), научая, что нечто подобное сему не бывает без содействия или попущения свыше. Бог действует, производя, что Ему подобает, а иное попускает по другому способу домостроительства, давая место свободе человеческой, и наказывая сим способом грехи.

Иез.21:18. И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иез.21:19–20. И ты, сыне человечь, учини себе пути два, еже внити мечу царя вавилонска, от страны единыя изыдут начала два уготовать руку бодущую в начале пути града, бодущую от начала пути учиниши, яко внити мечу на Раввав сынов Аммонних, и на Иуду в Иерусалиме.

Как на картине изобрази один путь, разделяющийся на два, один – идущий прямо к Иерусалиму, другой – простирающийся к Равваву сынов Аммоних. поелику Навуходоносор, отправляясь в поход из Вавилона, ополчился и на Иудею, и на аммонитян, то Бог предрекает сие чрез Пророка. Наименовал же: «Раввав сынов Аммоних», потому что есть другой город того же наименования, или Раввав Аммонов. И сей последний, то есть Аммонов, как говорят иные, есть именуемая теперь в Аравии Филаделфия, которую и доныне на туземном языке называют городом Аммоновым. К сему присовокупляет Бог:

Иез.21:21. Понеже станет царь вавилонск на старом пути, в начале обоих путей, еже волхвовати волхованием, якоже вскипети жезлу, и вопрошати ваяных, и вражити во утробех.

Заняв путь, разделяющийся на два пути, из которых один ведет в Иудею, а другой в Раввав, царь вавилонский произведет волхвование жезлом, а также рассмотрением жертвенных внутренностей, чтобы узнать, на кого ему должно прежде ополчиться. И пока совершалось это, говорит Пророк,

Иез.21:22. Бысть одесную его волшебство на Иерусалим, еже обставити острог, и еже отверсти уста с воплем, и возвысити глас со глашением трубным: яко поставити острог пред враты его, и насыпати персти, и поставити стрельницы.

Надлежит же знать, что демоны не знают ничего будущего, но, гадая только о событиях, берутся предсказывать, и иногда угадывают удачно, часто же ошибаются; и можно, не только видеть сие из самых дел, но и научиться сему из божественного Писания. Ибо, устами лжепророка Седекии предсказав Ахааву победу, погрешили против истины; Ахаав, сразившись, был не только побежден, но и убит. Но в настоящем случае, зная закон данный Израилю, видя, что израильтяне ведут себя не согласно с сими предписаниями, слыша также пророческие предречения, демоны из всего познавали Божие негодование на Израиля.

Посему и волхованиями предзнаменовали оное нечестивому царю, а именно, что должно прежде ополчиться на Иерусалим, сделать остроги и насыпи, и употребить в дело все прочие воинские снаряды. Но когда занимался сим царь вавилонский, угрожаемые осадою небрегут о сем, не на добродетель свою полагаясь, но болезнуя бесчувственностью. И извещая о сем, Бог сказал:

Иез.21:23. И той волхвуя им волхвование пред ними, усемеряя седмерицы им,

то есть в таком были они расположении, как будто бы волхвования назнаменовали им доброе; ибо сие дал разуметь словами: "пред ними", то есть как будто волхвования сделаны в их пользу, и ведут они себя, как бы празднуя седмицы седмиц; был же это один из трех самых великих праздников. Но события, говорит Бог, не будут соответствовать их мнениям. Ибо сказано: «и той воспоминаяй неправду их», да будут взяты. Ибо памятование о беззаконии их будет причиною того, что возьмут их в плен.

Иез.21:24. Того ради сия глаголет Адонаи Господь: понеже воспомянусте неправды ваша, внегда открышася нечестия ваша, яко явитися грехом вашим, во всех беззакониих ваших и во всех начинаниях ваших: понеже воспомянусте в тех, яти будете в них.

Вы стали виновниками того, что враги смелы, и демоны сказали правду; лукавство начинаний ваших и чрезмерность нечестия лишила вас Моей милости, и сделали подвластными врагам, которые, по волхвовании сделав на вас нашествие, видят, что события соответствуют волхованиям. Итак, поелику вы доставили им верность, то справедливо будете пленены и преданы наказанию. После сего у Пророка обращается речь к князьям, к царю, к иереям, и говорится:

Иез.21:25. И ты сквернаве, беззаконниче, старейшина Израилев, егоже грядет день во время неправды конец.

Иез.21:26. Сия глаголет Адонаи Господь: сними кидар, и отложи венец, сей не таков будет,

С тебя, иерей, за беззаконие снимается священнический кидар; а ты, царь, тем, что жил в злочестии, лишил себя венца. Поэтому та и другая власть пусть сложит с себя знамения свои, ибо осада сия не похожа на прежние, царство ваше кончилось. Объясняя причину, продолжает Пророк:

смирил еси высокое, и вознесл смиренное неправдою,

употребив в содействие неправду, унизил высокое по добродетели, а низкое по неправде превознес словами, нарушив справедливость. Посему говорит Бог:

Иез.21:27. Неправду, неправду положу его,

Посему-то накажу за сию неправду. Потом присовокупляет:

и той не таков будет: дóндеже приидет, Ему же достоит, и предам Ему.

Хотя осада сия тяжелее прежних, однако же не угашу совершенно искру царского рода, «дондеже приидет, Емуже достоит», Кому прилично царствовать, Ему и передам царство. Сие говорит и блаженный Павел: «дондеже приидет семя, емуже обетовася: вчинен Аггелы рукою Ходатая» (Гал. 3, 19). И патриарх Иаков, благословляя Иуду, сказал: «не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидет», Кому положено: «и Той чаяние языков» (Быт. 49, 10). Посему и здесь дает разуметь царство Владыки Христа, сказав: «и Той не таков будет, дóндеже приидет, Емуже достоит, и предам Ему». Ибо Иерусалим, хотя потерпел осаду и разорение от Навуходоносора, однако же не такие, какие потерпел от римлян после спасительного креста. После первого взятия, по прошествии седмидесяти лет, город вновь был построен и пришел в прежнее благосостояние, но после спасительного креста подвергся он крайнему запустению. Сами иудеи не смеют приступать к пределам его, возбраняемые законом. Посему и сказал Бог: «и Той не таков будет», то есть каков будущий, ибо сохраню род, «дондеже приидет, Емуже достоит, и предам Ему», то есть когда явится Тот, к Кому относятся обетования, тогда, предав Ему царство, их предам конечной гибели. После сего обращает пророчество на Аммонитян, потому что по враждебному расположению к иудеям радовались они их бедствиям.

Иез.21:28. И ты, сыне человечь, прорцы, и речеши: сия глаголет Адонаи Господь к сыном Аммоним, и ко укоризне их. И речеши: мечу, мечу извлеченый на сечение, извлеченый на скончание, двигайся, яко да блистаеши.

Иез.21:29. В видении твоем суетном, и внегда вражбити тебе ложная.

Не меч волхвовал, волхвовали действующие мечом. Волхвование же и видение назвал Бог ложными, как чуждые истине. Ибо, хотя и правду тогда предзнаменовал диавол, но, поелику божественные пророки прежде предвозвестили Божий приговор, что от них услышал, то и выдал за свое предвещание. И преданные лукавству губительные демоны Навуходоносору посредством волхований сообщили то, что заимствовали у пророков, а иудеям чрез лжепророков возвещали противное тому, обещая им мир и бегство врагов, чтобы за неповиновение и прекословие Богу лишившись обычного Божия о них промышления, в наказание преданы были врагам, а вследствие сего и прорицания их оказались истинными. Так Бог, заповедав мечу возложиться на выи живших беззаконно и противозаконно, поелику настал их предел и конец, повелевает, говоря:

Иез.21:30. Возвратися в ножны твоя, и не стани на месте сем, в немже родился еси, на земли твоей имам тя судити.

А вас, вавилоняне, которых называю мечом, говорит Бог, как исполнивших, что Я повелел, не здесь, но на собственной вашей земле, накажу за нечестие.

Иез.21:31. И излию на тя гнев Мой, во огни гнева Моего дуну на тя

Сим выразил, как все легко для Божия могущества, ибо, как не трудно дунуть, так нет труда и весьма удобно предать тебя наказаниям всякого рода.

и предам тя в руце мужей варвар творящих пагубу..

Иез.21:32. Огню будеши яд, кровь твоя будет посреде земли твоея: не будет твоея памяти, занеже Аз Господь глаголах.

Сим дает разуметь восстание на Вавилон мидян и персов, которые, осаждая городские ограды, придвинули всякого рода осадные орудия, и ночью в праздник, вторгнувшись в укрепления, овладели целым городом и большую часть его сожгли, дома же и все улицы наполнили кровью.



Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Иеремию – Глава 40 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу Святого пророка Амоса – Глава 7 епископ Палладий (Пьянков)

3. Толкование на книгу пророка Аввакума – Глава 2 святитель Кирилл Александрийский

4. Толкование на пророка Иеремию – Глава XL святитель Иоанн Златоуст

5. Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля – Три книги толкований на пророка Осию к Паммахию. преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

6. Толкование на книгу пророка Варуха – Глава 1 профессор Александр Павлович Лопухин

7. Книга пророка Иезекииля – Глава 21 профессор Павел Александрович Юнгеров

8. Книга пророка Иеремии – Глава 34 преподобный Ефрем Сирин

9. Беседы на пророка Иезекииля – Книга вторая святитель Григорий Великий (Двоеслов)

10. Толкование на послание к Филимону – Введение святитель Феофан Затворник

Комментарии для сайта Cackle