блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иезекииля

Глава 21

Иез.21:1. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сего ради прорцы сыне человечь, и утверди лице твое на Иерусалим, и воззри на святыни их, и прорцы на землю Израилеву.

Поелику полагают они, что сказанное есть просто притча, а не истина; то ясно покажи им, что дубрава Нагев, то есть полуденная и южная, есть самый Иерусалим.

Иез.21:3. И речеши к земли Израилеве: сияглаголет Адонаи Господь: се Аз на тя, и извлеку мечь Мой из ножен его, и потреблю от Тебе неправеднаго и беззаконнаго.

Явно же, что мечем называет наказание, и ножнами, то есть влагалищем меча, именует долготерпение, по миновании которого наконец открыто насылается наказание на достойных оного. И показывая справедливость наказания, кстати, присовокупил: и потреблю от Тебе неправеднаго и беззаконнаго. Потом извещает, что последует в тоже время и с другими народами, живущими посреди.

Иез.21:4. Понеже потреблю от Тебе неправеднаго и беззаконника, тако изыдет меч Мой из ножен своих,

Иез.21:5. и ктому не возвратится.

По причине беззаконий, какие у тебя, как бы меч из влагалища, извлекая воинство, тому же наказанию предам Халдеев и живущих между тобою и Халдеями, и сделаю, что все на опыте узнают, что Я имею власть над всеми, и законно подверг их сему бедствию.

Иез.21:6. И ты, сыне человечь, воздохни в сокрушении чресл твоих, и в болезнех возстени пред очима их

. Пусть за сказанным тобою последует у тебя сострадание, и стенаниями своими научи их, что изрекаемое тобою истинно.

Иез.21:7. И будет, аще рекут к тебе: чесо ради ты стенеши? и речеши, о возвещении, яко грядет, и сокрушится всяко сердце, и ослабеют вся руки, и издшет всяка плоть, и всяк дух, и вся стегна осквернавятся мокротою: се грядет, и будет, глаголет Адонаи Господь.

Необходимо тебя стенящаго будут спрашивать, желая дознать причину страдания. И ты отвечай вопрошающим: предвидя будущие несчастия, горестные вести и тем внушаемый всем страх, стенаю и сетую о бедствиях единоплеменных мне.

Иез.21:8. И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иез.21:9. сыне человечь, прорцы, и речеши: сия глаголет Адонаи Господь: рцы, мечу, мечу, изострися, к разъярися,

Иез.21:10. яко да изсечеши сечения, изострися, яко да будеши в блещание, и готовь на разсыпание: сецы, изничтожай, отрини всякое древо.

Мечём называет опять в переносном смысле наказание, которое посредством Вавилонян наложено на Иудеев и на другие живущие посреди народы. И мне кажется, что Бог Сам повелевает мечу изостриться, блистать, умерщвлять и всякое древо исторгать с корнем, научая сим, что сделается сие по Его попущению, и не силою Вавилонян, но Его действенностью совершится все это. Подобно сему и во Второзаконии сказанное Самим Богом: поострю якоже молнию меч Мой, и приимет суд рука Моя, и воздам месть врагом, и ненавидящим Мя воздам. Упою стрелы Моя от крове, и меч Мой снест мяса (Второз. 32, 41. 42). Ибо в сих словах мечем и стрелами назвал карающую силу, подвергающую достойному наказанию подлежащих ответственности. Потом присовокупляет:

Иез.21:11. И даде его уготованна, еже держати

руку его: наострился меч, готов есть, еже дан быти в руце секущих. Ибо меч сей, соделавшийся уготовленным, вручил способным наказать; означает же Халдеев. Подобно сему и у Пророка Исаии сказанное Богом о царе вавилонском, или ассирийском: еда прославится секира без секу щаго ею? или вознесется пила без влекущаго ю? такожде, аще кто возмет жезл или древо (Иса. 10, 15); и еще: горе Ассирием, жезл ярости Моея, и гнева Моего есть в руку их (5). Посему карательную силу там назвал жезлом, секирою и пилою, орудиями истребительными для растений,–

а здесь наименовал мечем, изощренным и блистающим при наказании подвергающихся оному, и вручаемым Вавилонянам, как исполнителям казни. Но сие же наказание назвал выше огнем, в намерении многими названиями устрашить и довести до покаяния преданных злочестию. К сему присовокупляет:

Иез.21:12. Возопий, и восплачися, сыне человечь, яко бысть в людех, сей во всех старейшинах Израилевых: обитающии близ Меня, под меч быша с людьми Моими.

Сравнится ли что с сею благостью? Наказывает правдиво, и повелевает Пророку плакать; потому что наказывает не добровольно, но вынуждаемый беззаконием народа. Повелевает же Пророку, подобно женщине, дивиться, что, не только народ, но и князья его преданы под меч, а что всего горестнее обитающии близ Меня, как сказано, под меч быша с людьми Моими. Ибо иереи, участвовав с народом в беззаконии, стали участвовать в наказании; их-то и назвал обитающими близ, как живущих внутри в божественном храме, и так как им вверены священные службы.

Сего ради восплещи рукама твоима. (13). Яко оправдася: и что, аще и племя отринется? не будет, глаголет Адонаи Господь. Рукоплесканием вырази чрезмерность бедствия, и дивись правдивости наказания; потому что оставшимся будет не малая польза от сего наказания; оно соделается для Иудеев началом оправдания. Ибо, хотя ныне и отвержено сие отлученное от прочих народов племя (а сим означает весь народ Иудейский); но снова восстанет оно и будет возвращено. К подтверждению же сказанного достаточно того, что говорит это Сам Владыка и Господь.

Иез.21:14. И ты, сыне человечь, прорцы, и восплещи рукама, и усугуби меч: третий меч язвеным есть: меч язвеным велик.

Третьим мечем называет ополчение на Иерусалим, в девятый год царствования Седекии, по числу же оно было четвертое; но поелику в бывшее при Иехонии не пролито крови, с матерью, с женою и с начальствующими царь добровольно вышел к Навуходоносору, и таким образом отведен пленником в Вавилон; то бывшее при Седекии справедливо называет третьим, включая в число битвы и военные нашествия, а не просто нашествия. Почему и говорит: третий меч язвеным есть велик. Потом извещает Пророк, почему повелевается ему рукоплескать.

И ужасиши я, (15). яко да сокрушится сердце их, и умножатся немощнии во всех вратех их, предаются на усечение мечное. Делай и говори то, что может устрашить их, да сокрушится сердце их, то есть, предречением бедствий да будет сокрушено упорство сердца их; к устрашение же их достаточно того, что преданы будут убиению, и все врата наполнятся убитыми. Потом в каком-то олицетворении представляет Бог попущение Свое.

Благо остр быстр на сечение, благо бысть на блистание. (16). Проходи яко молния, острися одесную и ошуюю, аможе аще лице твое возстанет. Меч обоюдно остр, с обеих сторон отточен, лезвие его весьма изощрено, издает блеск наподобие молнии. Потому, говорит Бог, очищай дорогу, в какую хочешь сторону, в левую или правую; Меня будешь иметь содейственником. Сие и выразил, присовокупляя:

Иез.21:17. И Аз восплещу рукою Моею к руце, и напущу ярость Мою, Аз Господь глаголах

тебе. Посему и блаженный Иеремия сказал: вем Господи, яко несть человеку путь его, ниже пойдет человек, и исправит путь свой (Иер. 10, 23), научая, что нечто подобное сему не бывает без содействия, или попущения, свыше. Бот действует, производя, что Ему подобает, а иное попускает по другому способу домостроительства, в давая место свободе человеческой, и наказывая сим способом грехи.

Иез.21:18. И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иез.21:19. И ты, сыне человечь, учини себе пути два, еже внити мечу царя вавилонска, от страны единыя изыдут начала два

уготовать руку бодущую в начале пути града, бодущую от начала пути учиниши, (20). яко внити мечу на Раввав сынов Аммонних, и на Иуду в Иерусалиме. Как на картине изобрази один путь, разделяющийся на два, один идущий прямо к Иерусалиму, другой простирающийся к Равваву сынов Аммоних. поелику Навуходоносор, отправляясь в поход из Вавилона, ополчился и на Иудею, и на Аммонитян; то Бог предрекает сие чрез Пророка. Наименовал же: Раввав сынов Аммоних, потому что есть другой город того же наименования, или Раввав Аммонов. И сей последний, то есть Аммонов, как говорят иные, есть именуемая теперь в Аравии Филаделфия, которую и доныне на туземном языке называют городом Аммоновым. К сему присовокупляет Бог:

Иез.21:21. Понеже станет царь вавилонск на старом пути, в начале обоих путей, еже волхвовати волхованием

, якоже вскипети жезлу, и вопрошати ваяных, и вражити во утробех. Заняв путь, разделяющийся на два пути, из которых один ведет в Иудею, а другой в Раввав, царь вавилонский произведет волхвование жезлом, а также рассмотрением жертвенных внутренностей, чтобы узнать, на кого ему должно прежде ополчиться. И пока совершалось это, говорит Пророк,

Иез.21:22. Бысть одесную его волшебство на Иерусалим, еже обставити острог, и еже отверсти уста с воплем, и возвысити глас со глашением трубным: яко поставити острог пред враты его, и насыпати персти, и поставити стрельницы.

Надлежит же знать, что демоны не знают ничего будущего; но, гадая только о событиях, берутся предсказывать, и иногда угадывают удачно, часто же ошибаются; и можно, не только видеть сие из самых дел, но и научиться сему из божественного Писания. Ибо, устами лжепророка Седекии предсказав Ахааву победу, погрешили против истины; Ахаав, сразившись, был не только побежден, но и убит. Но в настоящем случае, зная закон данный Израилю, видя, что Израильтяне ведут себя не согласно с сими предписаниями, слыша также пророческие предречения, демоны из всего познавали Божие негодование на Израиля.

Посему и волхованиями предзнаменовали оное нечестивому царю, а именно, что должно прежде ополчиться на Иерусалим, сделать остроги и насыпи, и употребить в дело все прочие воинские снаряды. Но когда занимался сим царь вавилонский, угрожаемые осадою небрегут о сем, не на добродетель свою полагаясь, но болезнуя бесчувственностью. И извещая о сем, Бог сказал:

Иез.21:23. И той волхвуя им волхвование пред ними, усемеряя седмерицы

им, то есть, в таком были они расположении, как будто бы волхвования назнаменовали им доброе; ибо сие дал разуметь словами: пред ними, то есть, как будто волхвования сделаны в их пользу, и ведут они себя, как бы празднуя седмицы седмиц; был же это один из трех самых великих праздников. Но события, говорит Бог, не будут соответствовать их мнениям. Ибо сказано:

И той воспоминаяй неправду их, да будут взяты. Ибо памятование о беззаконии их будет причиною того, что возьмут их в плен.

Иез.21:24. Того ради сия глаголет Адонаи Господь: понеже воспомянусте неправды ваша, внегда открышася нечестия ваша, яко явитися грехом вашим, во всех беззакониих ваших и во всех начинаниях ваших: понеже воспомянусте в тех, яти будете

в них. Вы стали виновниками того, что враги смелы, и демоны сказали правду; лукавство начинаний ваших и чрезмерность нечестия лишила вас Моей милости, и сделали подвластными врагам, которые, по волхвовании сделав на вас нашествие, видят, что события соответствуют волхованиям. Итак, поелику вы доставили им верность, то справедливо будете пленены и преданы наказанию. После сего у Пророка обращается речь к князьям, к царю, к иереям, и говорится:

Иез.21:25. И ты сквернаве, беззаконниче, старейшина Израилев, егоже грядет день во время неправды конец.

Иез.21:26. Сия глаголет

Адонаи Господь: сними кидар, и отложи венец, сей не таков будет. С тебя, иерей, за беззаконие снимается священнический кидар; а ты, царь, тем, что жиль в злочестии, лишил себя венца. Поэтому та и другая власть пусть сложит с себя знамения свои; ибо осада сия не похожа на прежние, царство ваше кончилось. Объясняя причину, продолжает Пророк:

Смирил ecu высокое, и вознесл смиренное неправдою, употребив в содвйствие неправду, унизил высокое по добродетели, а низкое по неправде превознес словами, нарушив справедливость. Посему говорит Бог:

Иез.21:27. Неправду, неправду положу его.

Посему-то накажу за сию неправду. Потом присовокупляет:

И той не таков будет: дóндеже приидет, Ему же достоит, и предам Ему. Хотя осада сия тяжелее прежних; однако же не угашу совершенно искру царского рода, дондеже приидет, Емуже достоит, Кому прилично царствовать, Ему и передам царство. Сие говорит и блаженный Павел: дондеже приидет семя, емуже обетовася: вчинен Аггелы рукою Ходатая (Гал. 3, 19). И патриарх Иаков, благословляя Иуду, сказал: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидет, Кому отложено: и Той чаяние языков (Быт. 49, 10). Посему и здесь дает разуметь царство Владыки Христа, сказав: и Той не таков будет, дóндеже приидет, Емуже достоит, и предам Ему. Ибо Иерусалим, хотя потерпел осаду и разорение от Навуходоносора, однако же не такие, какие потерпел от Римлян после спасительного креста. После первого взятия, по прошествии седмидесяти лет, город вновь был построен и пришел в прежнее благосостояние; но после спасительного креста подвергся он крайнему запустению. Сами Иудеи не смеют приступать к пределам его, возбраняемые законом. Посему и сказал Бог: и Той не таков будет, то есть, каков будущий; ибо сохраню род, дондеже np иидет, Емуже достоит, и предам Ему, то есть, когда явится Тот, к Кому относятся обетования, тогда, предав Ему царство, их предам конечной гибели. После сего обращает пророчество на Аммонитян; потому что по враждебному расположению к Иудеям радовались они их бедствиям.

Иез.21:28. И ты, сыне человечь, прорцы, и речеши: сия глаголет Адонаи Господь к сыном Аммоним, и ко укоризне их, и речеши: мечу, мечу извлеченый на сечение, извлечений на скончание, двигайся, яко да блистаеши.

Иез.21:29. В видении твоем суетном, и внегда вражбити тебе ложная.

Не меч волхвовал, волхвовали действующие мечем. Волхвование же и видение назвал Бог ложными, как чуждые истине. Ибо, хотя и правду тогда предзнаменовал диавол, но, поелику божественные Пророки прежде предвозвестили Божий приговор, что от них услышал, то и выдал за свое предвещание. И преданные лукавству губительные демоны Навуходоносору посредством волхований сообщили то, что заимствовали у Пророков, а Иудеям чрез лжепророков возвещали противное тому, обещая им мир и бегство врагов, чтобы, за неповиновение и прекословие Богу лишившись обычного Божия о них промышления, в наказание преданы были врагам, а в следствие сего и прорицания их оказались истинными. Так Бог, заповедав мечу возложиться на выи живших беззаконно и противозаконно, поелику настал их предел и конец, повелевает, говоря:

Иез.21:30. Возвратися в ножны твоя, и не стани на месте сем, в немже родился ecu , на земли твоей имам тя судити.

А вас, Вавилоняне, которых называю мечем, говорит Бог, как исполнивших, что Я повелел, не здесь, но на собственной вашей земле, накажу за нечестие.

Иез.21:31. И излию на тя гнев Мой, во огни гнева Моего дуну на тя.

Сим выразил, как все легко для Божия могущества; ибо, как не трудно дунуть, так нет труда и весьма удобно предать тебя наказаниям всякого рода.

И предам тя в руце мужей варвар творящих пагубу. (32). Огню будеши яд, кровь твоя будет посреде земли твоея: не будет твоея памяти, занеже Аз Господь глаголах. Сим дает разуметь восстание на Вавилон Мидян и Персов, которые, осаждая городские ограды, придвинули всякого рода осадные орудия, и ночью в праздник вторгнувшись в укрепления, овладели целым городом и, большую часть его сожгли, дома же и все улицы наполнили кровью.


Комментарии для сайта Cackle