блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иезекииля

Глава 22

Иез.22:1. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: аще судити будеши граду кровей, и яви ему вся беззакония его, (3) и речеши: сия глаголет Адонаи Господь. Бог снова обратил речь к Иерусалиму, и повелел Пророку, подобно судии, обличать его в беззаконных продерзостях. Называет же Иерусалим градом кровей за многие несправедливо учиненные убийства. Почему снова дает ему те же наименования, и взывает, говоря:

О граде, проливаяй кровь среде себе, еже приити времени его, и творяй кумиры на себе, еже осквернитися самому, то есть напасти сии навлек ты на себя, город, водясь помыслами, приводя их в исполнение, оскверняясь ими и наполняясь несправедливо пролитыми кровями. Временем же Пророк назвал бдствие.

Иез.22:4. В крови их, юже излиял ecu , согрешил ecu , и

в помышлениях твоих, яже творил, осквернился ecu , и сократил ecu дни твоя, и привед время лет твоих. Ибо соделанное беззаконие сокращает часто срок, назначаемый Божественным долготерпением. Это, как можно видеть, было и при Ное. Ибо, дав сто двадцатилетний срок на покаяние жившим тогда людям и усмотрев возрастающее нечестие, Бог сократил этот срок, и в сотый год наказал потопом. Сие же дал разуметь и здесь, сказав: и сократил ecu дни твоя, и привед время лет твоих. Потом описывает плоды преступления. Сего ради дах тя на укоризну языком, и на поругание всем странам (5) близ тебе, и далече от Тебе сущим. Посему-то, говорит Бог, соделаю тебя посмешищем для жителей соседних городов и смежных стран, и для обитающих в странах отдаленных.

И поругаются тебе: и возопиют на тя, о нечистый, пресловутый и мног в беззакониих твоих. Радуясь твоим злоключениям, назовут тебя нечистым, преступным, знаменитым в лукавстве. Потом исчисляет виды пороков.

Иез.22:6. Се старейшины дому Израилева, кийждо к своим ужикам смесишася в тебе, яко да пролиют кровь.

С князей начинает обвинение: потому что князьям последуют и подчиненные. Когда больна голова, необходимо и телу стать причастным немощи. Посему говорит Бог, что не щадили и сродников, но, нарушая права родства, совершали несправедливые убийства.

Даже (7) отцу и матери злословяху в тебе. A сие принадлежало к числу запрещенного законом.

И к пришельцу обращахуся неправдами в тебе. И это запретил закон, говоря так: и пришельца не озлобите: пришельцы бо бесте в земли Египетстей (Исх. 22, 21), то есть, из того, что потерпели сами, научитесь человеколюбию. Но вы небоязненно преступили и этот закон, а потом и другой:

Сироту и вдовицу преобидеху в тебе. А благой Бог узаконяет совершенно противное сему. Ибо сказано: судите сиру, и оправдите вдовицу (Иса. 1, 17); и в законе говорится: не обирай в другой раз виноградника твоего; пришельцу, и сиру, и вдове да будут (Втор. 24, 21). А у тебя, не только не ссужали им никакого добра, но еще обращались с ними худо, и отваживались на преступления еще более тяжкие.

Иез.22:8. И святая Моя уничижаху, и субботы Моя оскверняху в тебе,

то есть, попирали законы Мои, беззаконною работою оскверняли день, посвященный на отдохновение от дел. А что и сего злочестивее,

Иез.22:9. Мужи разбойницы беша в тебе, яко да пролиют кровь, на горах ядяху в тебе.

Ибо в числе обитателей своих имеешь живущих беззаконно, человекоубийц и кровопийц, кланяющихся демонам на горах, роскошествующих в идольских капищах.

И скверны творяху в тебе. Потом говорит о сем во всей подробности.

Иез.22:10. Стыд отчий открыша в тебе, и в нечистоте седящую обругаша в тебе,

то есть, имели общение с мачехами; ибо сие и назвал Пророк открытием стыда отчего; так именовалось сие в законе, где сказано: срамоты жены отца твоего да не открывши: срамота отца твоего есть (Лев. 18, 8). Будучи весьма похотливы и крайне неумеренны, не воздерживались вы от жен, страдавших течением крови, что, не только противозаконно, но и крайне нечисто. Потом продолжает обвинять в похотливости.

Иез.22:11. Кийждо на жену подруга своего беззаконноваша, и кийждо невестку свою оскверняше в нечестии.

А это высшая степень преступления. Ибо не одно и тоже – иметь общение с чужою женою, и злоумышлять на чистоту ложа собственного своего сына; но сколько прелюбодеяние хуже блуда, столько общение с невесткою злочестивее прелюбодеяния.

И кийждо сестру свою дщерь отца своего обругаваше в тебе. И здесь ясно показал чрезмерность преступления, представив в пример мужа и жену, рожденных от одного отца. После сего переходит к обвинению в любостяжательности.

Иез.22:12. Дары взимаху в тебе, яко да пролиют кровь,

то есть, не переставали, продавая справедливость, и за деньги отдавать на yбиение невинных.

Лихву и избыток взимаху в тебе. Если поставлялось сие на последнем месте, не как самое тяжкое преступление; то все же включалось в один ряд со сказанным прежде, и тем достаточно научало и убеждало предающихся сему пороку, избегать жадности этого рода, как сопряженной с делами весьма злочестивыми и преступными; потому что лихоимцы причислялись к человекоубийцам, идолослужителям, похотникам и людям самым непотребным. Так Пророк, описав роды пороков, извещает наконец и о будущем наказании.

И скончал ecu скончание злобы твоея, яже в насилииш, Мене же забыл ecu , глаголет Адонаи Господь. (13). Се убо ударю рукою Моею о руку на та, яже совершил ecu , и яже сотворил ecu , и на крови твоя бывшия посреде тебе. (14). Аще устоит сердце твое, и аще преодолеют руце твои во днех, в няже Аз творю в тебе? Сказует о Себе Бог, что в изъявлении гнева, как Владыка и Судия, ударит руками. поелику, говорит Он, забыл ты Меня, и не захотел привести себе на память, ни благодеяний, ни законов Моих; то наведу на тебя такие бедствия, что руки ослабеют у тебя, и сердце, исполненное всякого смущения, отчается в спасении. Потом показывает не лживость сказанного.

Аз Господь глаголах, и сотворю, то есть, достоинство Сказавшего подтверждает сказанное. Дознав, кто изрек это, достаточно вам увериться в сказанном.

Иез.22:15. И разсыплю тя во языцех, и разсею тя в странах.

Потом показывается и происшедшая от сего польза.

И оскудеет нечистота твоя из тебе, (16). и владети буду тобою пред очима языков, яко Аз Господь. Когда сделаетесь пленниками и переселенцами, тогда опыт научит вас уцеломудриться, и перестав предаваться прежнему беззаконию, дознаете, что Я – Бог и Господь ваш, и будете называться Моим наследием, а чрез вас и те народы, у которых будете в преселении, дознают Мое достоинство и Мою силу.

Иез.22:17. И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иез.22:18. сыне человечь, се быша Мне дом Израилев смешани вси с медию, и железом, и с оловом чистым, и с свинцем, среде пещи сребро смешено суть.

Народ сей, говорит Бог Пророку, уподобился нечистому серебру, в котором большая примесь меди, железа, олова и свинца. Сие сказал Бог и устами Пророка Иеремии: сребро отриновено нарцыте их, яко Господь отверже их (Иер. 6, 30). А исчисленными выше веществами изобразил все возможные виды зла. И сие опять можно дознать от Пророка Иеремии; потому что он, обвиняя в сем Иудеев, сказал: оскуде мех от огня, истле олово, всуе ковач сребро кует, лукавства бо их не истаяша (29). Почему и присовокупил: сребро отриновено нарцыте их , яко Господь отверже их. Мехом же назвал он Божию действенность, а огнем – то вразумляющее и очистительное слово, то действительное наказание; но тем и другим действует божественная сила. А также ковачем наименовал пророческое учение, и свинцом – наказание; потому что свинец влагается в расплавляемое серебро, чтобы уничтожить находящуюся в нем подмесь, и наказание налагается на достойных, чтобы соделались они чистыми от греха. И здесь угрожает Бог, что сделает это.

Иез.22:19. Сего ради рцы, c ия глаголет Адонаи Господь понеже бысте вси в смешение едино,сего ради се Аз прииму вас в средину Иерусалима.

Иез.22:20. Яко же приемлется сребро, и медь, и железо, и свинец, и олово чистое в средину пещи, еже дунути на ня огню, да слиются, тако прииму вас во гневе Моем, и в ярости Моей,и соберу,

и ввергну, и слию вас. (21). И дуну на вы во огни гнева Моего, и слияни будете среде его. (22). Яко же сливается сребро среде пещи, тако слиетеся посреде его, и познаете, яко Аз Господь излиях ярость Мою на вас. поелику, говорит Бог, приняли вы в себя примись порока, и уподобившись недобротному серебру, по причине всякого рода лукавства оказались нечистыми; то Иерусалим сделаю для вас плавильнею, и как уголья брошу в него врагов; Мою же действенность и изволение Мое приведу в движение подобно неким мехам, и вместе слию вас, чтобы болезнующих неизлечимо истребить, подобно инородным веществам, а приемлющих врачевание соделать как бы очищенным каким серебром.

Иез.22:23. И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иез.22:24. Сыне человечь, рцы ему: ты ecu земля не одождимая, ниже дождь бысть на тя в день

гнева. поелику в следствие войны оставался невозделанным, не принимал ни дождя, ни плуга, и хотя дождь учения преподавал ему Бог чрез святых Пророков, но они не принимали, но отвергали оный, и подобно какому либо камню не давали входа орошающему дождю; то справедливо назвал Иерусалим землею неодождимою. Потом снова обвиняет князей.

Иез.22:25. Его же старейшины среде его, яко львы рыкающе, восхищающе восхищения, души, изъядающе насилием, богатство и честь приемлюще.: и вдовицы твоя умножишася посреде тебе.

Поелику мужья были умерщвлены; то явно, что нашло себе место вдовство. После сего обвинительную речь обращает Бог к иереям.

Иез.22:26. И жерцы его отвергошася закона Моего.

А это – самое великое беззаконие: кому надлежало руководствовать других, те сами продолжают слепотствовать.

И оскверниша святая Моя, то есть, противозаконно совершали священнослужения. Потом показывает, в чем преступали закон.

Между святым и сквернавым не разлучаху, и между нечистым и чистым не разделяху, то есть, не различали и не научали, что святое и божественное, и что сквернавое и человеческое. Ибо сквернавым называет здесь не что либо нечистое, но состоящее в общем употреблении и отлученное от божественного. Чистым же и нечистым называет отделенное по закону, и также запрещенное по закону, не в снедях только и жертвах, но и в одеждах, и в ином случающемся по воле и против воли, каковы: излияние семени, месячное очищение, прикосновения к проказе, прикосновения к мертвецу, ко всякой мертвечине и звероядине, и все прочее, что запрещает закон. К сему присовокупляет Бог:

И от суббот Моих покрываху очи свои, и оскверняху Мя посреде себе. Ибо видя, что явно оскверняется день субботний, и противозаконные работы совершаются в день покоя, не хотели обличить отваживавшихся на нарушение закона, но, как бы смежая глаза, казались не видящими того, что непрестанно видели. Возвращаясь снова к князьям, Бог говорит:

Иез.22:27. Князи его среде его, яко волцы восхищающе похищения, еже пролияти кровь, и погубити души: яко да лихоимством лихоимствуют,

то есть, прияв власть, несправедливые убийства обратили в средство к прибытку; и кому надлежало быть защитниками обижаемых, те сами присоединились к обидчикам. После сего обращается Бог к Пророкам, говоря:

Иез.22:28. И пророцы его помазующии их.

Сие говорил Бог и выше, давая знать, что худо построенную народом стену еще хуже помазуют лжепророки (Иез. 13, 10), то есть, так называемые пророки подкрепляют, что худо делается князьями, употребляя льстивые слова, и научившись услуживать властям. Потом объявляет об угрожающем им наказании.

Падут видящии суетная, волхвующии ложная, глаголюще: c ия глаголет Адонаи Господь, а Господь не глагола. Ибо, подражая истинным Пророкам, ложные свои прорицания приписывали лицу Божию, и Источнику истины присвоили ложь. Говорили же сие,

Иез.22:29. Людей земли утесняюще неправдою, и восхищающе восхищения, нища и убога насилствующе, и с пришельцем не живуще судом,

то есть, говорили ложь и прорицали в угодность князьям, желая приобрести право обижать бедных, ложь обращая в средство к прибытку.

Иез.22:30. И исках от них мужа живуща право, и стояща

в проломе ограды пред лицем Моим во время земли, еже бы не до конца погубити его, и не обретох. Тоже объявляет Бог и устами Иеремии, говоря: обыдите пути Иерусалимския, и воззрите и поищите на стогнах его; аще обрящете едина творящаго суд, и ищуща веры, и милосерд буду ему (Иер. 5, 1). Посему и здесь говорит, что между князьями, иереями и всеми прочими искал единого, по крайней мере, мужа, который бы мог стоять в проломе ограды, то есть, в состоянии был правдивостью удержать угрожающие наказания, и мое заградить и застенить произведенный беззаконием пролом и проход наказанию, и не обретох. Посему говорит:

Иез.22:31. И излиях нань ярость Мою во огни гнева Моего, еже скончати я.

И показывая справедливость наказания, присовокупил:

Пути их на главы их дах, глаголет Адонаи Господь. Ибо худо и беззаконно совершившие путь обрели и конец, соответственный пути своему. Из сего можно дознать, не только преизбыток благости Божьей, но и нечестие Иудеев. Ибо Содому обещал Бог, что, если найдет в нем пять праведников, то сохранит весь город не потерпевшим наказания; а здесь искал одного, и не обрел. Почему, предав его неприязненным, соделал, что он разорен.

Посему и нам, зная, что милость Божия сопряжена с судом; ибо сказано: милость и суд воспою тебе Господи (Псал. 100, 1), надлежит не оставаться долее в греховных начинаниях, не пренебрегать Божиим долготерпением и не собирать себе гнева в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его (Рим. 2, 5. 6). Богу слава во веки веков! Аминь.


Комментарии для сайта Cackle