блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иезекииля

Глава 40

Иез.40:1. И бысть в двадесять пятое лето пленения нашего, первого месяца, в десятый день месяца, в четвертое на десять лето по пленении града. И отсюда явствует, что Пророк отведен в плен с царем Иехониею, после которого царствовал Седекия одиннадцать лет без нескольких месяцев; ибо в одиннадцатый год царствования Седекии взят город. Посему Пророк справедливо сказал, что четырнадцатый год по взятии города был двадцать пятым годом их плена.

В той день бысть на мне рука Господня, и веде мя тамо, (2) в видении Божии веде мя на землю Израилеву, и постави мя на горе высоце зело, на ней же яко же сограждение града прямо. Бог всяческих, предвозвестив им возвращение из плена, и показав силу Свою воскресением сухих оных костей, предрекает и воссоздание города и храма; и не слова только произносит, но показует Пророку и город и храм в видении, силою божественного Духа просветив зрение ума его. Но чтобы, толкуя все в подробности, не утомить читателей сея книги длинными речами, мы намерены вкратце сделать некоторый перечень того, что духовно показано богомудрому Пророку. Посему сказует он: в видении Божии, то есть в духовном, а не в чувственном, представлении отведен был дух его в землю Израилеву, на высокой же некоей горе увидел здание, и стоящего мужа, имевшего вид человеческий, но цветом был он как самая светлая и чистая медь, держал в руках (3) трость и вервь зиждущих, и повелевал мне смотреть, что будет показывать, и слушать, что скажет. Ибо для того, как говорил он, и пришел я, чтобы показать и научить, а ты сообщил это дому Израилеву. Потом, измеряя тростью, показывает мне, говорит Пророк, все размеры здания, и сперва меру врат так называемых порогов, наддверий и косяков. Ибо эламом в единственном числе называет косяк, а во множественном эламоф, и также фес – порог и наддверие, и во множественном феим тоже самое. Ибо такое толкование сих слов нашел я у сирского переводчика. Сказует же Пророк, что видел, не внешние только, но и внутрение врата, а также между ними дворы, и из них внутренние; потому что одни назначены были одним иереям, а другие доступны всем Израильтянам. Хотя храм Божий имел кругом себя одну весьма длинную и высокую ограду, но за нею внутри все открытое место разделено было другими стенами, и иное отделено было для всего народа, а внутреннее и ближайшее к самому храму освящено для одних иереев. Посему сказует, что во внутреннем дворе видел (17) тридесять преграждений и междустолпий. Преграждения сирский переводчик наименовал храминами, и они были отделены для иереев, как дает о сем знать сам Пророк. Богомудрому же Исаии говорит Бог: иди в кущу (преграждение) к Сомману книжнику (Иса. 22, 15). Говорит еще Пророк, что по сто локтей отделено в широту внешним дворам, одному обращенному на север, другому на полдень, и столько же обращенному к восходящему солнцу; длина же каждого из внутренних, дворов была в двадцать пять локтей, а широта в пятьдесят. Сказует же, что врата одни с другими были сходны во всем, и в мере, и в резных изображениях фиников. А карнизы или выпуклости по обеим сторонам дверей называет: (34) аилеф, и говорит, что на них вырезаны были изображения фиников. Сказует также, что видел (33) поставленные по ту и другую сторону врат трапезы, на которых возложенные жертвы закалали священники, иные для всесожжения, а иные в приношение за грех и неведение. А по близости, как сказал Пророк, был (38) сток, принимавший в себя кровь жертв и передававший ее в некое совершенно отделенное место. Сверху над трапезами, говорит он, были (43) покровы, защищавшие их от приражений дождя и солнца. После сего описывает, что видел две храмины, из которых одна обращена на север, другая на полдень, обе же устроены во внутренних дворах; и обращенная на полдень отделена была иереям, стерегущим Божий храм, а обращенная на север – иереям, стерегущим внешний жертвенник; но те и другие иереи, говорит Пророк, ведут род от Садока; потому что Бог всяческих древле по приговору, произнесенному на первосвященника Илия, род Авиафаров устранил от священнослужения. Сказует еще Пророк, что (47) внутренний двор, обращенный к восходящему солнцу, от притвора Божия храма до врат имел сто локтей, и широта его была во столько же локтей, и прямо храму требник. Притвор храма в длину имел двадцать локтей, и в ширину четырнадцать: равно и дверь его была шириною в четырнадцать локтей; с той и другой стороны ея были вереи, или косяки, до самого угла, каждый в три локтя. Ибо таким образом восполняется мера двадцати локтей, четырнадцатью локтями, которые занимала дверь, и с каждой стороны косяками, которые названы у Пророка боками и занимали остальные шесть локтей, три локтя с одной стороны, и три с другой.


Комментарии для сайта Cackle