блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иоиля

Глава 1

Иоил.1:1. Слово Господне, еже бысть ко Иоилю сыну Вафуилову.

Поелику, как вероятно, многие имели тоже название; то Пророк присовокупил и имя отца. Научает же, что произносимые им слова – не порождение человеческих помыслов, но что, вдохновенный Господом всяческих, и провидит, и предсказывает он будущее.

Иоил.1:2. Слышите сия старцы, и внушите вси живущии на земли: аще быша сицевая во днех ваших, или

во днех отец ваших? Вы, говорит Пророк, жившие долгое время, приобретшие, как вероятно, во многом опытность, неоднократно слышавшие повествуемое отцами и дедами, когда услышите слова пророчества сего, рассудите сами в себе, бывало ли что подобное прежде, или при вас, или при отцах ваших; и все, обитающие в земле обетованной, со тщанием внимайте тому, что будет сказано. Потом присовокупляет: дознав опытом, не предавайте сего забвению, но передавайте сказание о сем незнающим детям, и им накажите сообщить сие детям своим, пусть последующее за ними поколение от них займет повествование о сем. Подобно сему говорит и блаженный Давид: яко да познает род ин, сынове родящиися, и возстанут и поведят я сыновом своим (Псал. 77, 6.), показывая и причину тому: да положат на Бога упование свое (7). Посему из сказанного явствует, что одна благодать Божественного Духа вдохновляла святых Пророков. Так старцев и всех прочих возбудив к слушанию изрекаемого, Пророк изображает за сим все множество бедствий, и говорит: сперва нападут (4) гусеницы, и неповрежденное ими истребят прузи, а что спасется от них, поедят мшицы; напоследок же нападут сиплеве1 и ничего не оставят неповрежденным. Иные разумели сие сказанным в переносном смысл о царе ассирийском и вавилонском, гусеницею именуя Феглафелассара, пругами – Салманассара, а мшицами называли Сеннахирима, и сиплевами – Навуходоносора, который, ополчившись напоследок, в конец опустошил всю Иудею, и избежавших смерти отвел пленниками. А я, хотя и сие признаю справедливым, однако же думаю, что пророчество, понимаемое и буквально, исполнилось действительно; потому что и блаженный Амос упоминает о пругах и мшицах (Ам. 7, 1.), о раждежении и златенице, о смоковницах, маслинах и виноградниках, поврежденных гусеницами (4, 9.), сверх этого о засухе и бездождии; ибо говорит: часть едина надождится, и часть, на нюже не надождю, изсохнет (7). О сем же ясно упомянул и божественный Иеремия. Посему сказанное принимать должно не в переносном только смысле, когда священные Пророки согласно показали нам, что предреченное исполнилось и исторически. Чтобы в точности дознать Израильтянам, что в наказание за беззаконие и злочестие предаются они врагам, на них нападающим, справедливо подвергаемы были и наказаниям ниспосылаемым с неба, вразумляемые сим, что тем и другим наказывает их забытый ими Бог. Посему предрекши скорбное, Пророк предлагает увещание и совет.

Иоил.1:5. Утрезвитеся пиянии от вина своего, и плачитеся: рыдайте вси пиющии вино до пиянства.

Невоздержность и неумеренность в наслаждении, говорит Пророк, замените плачевною песнею, потому что худо не то, если пьешь вино, но вредно то, если пьешь неумеренно. Сказав же: от вина своего, подразумевает Пророк и другое упоение, назвав сим решительную преклонность к худому и беззаконие всякого вида. А вам, говорит Пророк, надлежит плакать и рыдать; потому что вы вовсе лишены будете того, что может доставлять веселие. Потом описывает, что сделают пруги, или царь ассирийский, потому что подразумевает то и другое, и говорит:

Иоил.1:6. Язык

взыдет на землю Мою бесчисленный и отличающийся крепостью и силою; землею же Своею называет землю Израилеву; потому что и Израиля называет Своим народом.

Зубы его зубы львовы, и членовныя его якоже львичища. Одно и тоже выразил различно, желая устрашить множеством именований; ибо одного и того же называет львом и львичищем. Если же кому угодно разуметь под сим и разное нечто; то не повредит сие смыслу, потому что и за одними пругами следуют другие мелкие, как бы некие львичища, и враги вместе с воинственными и доблестными приводят и менее сильных. Описывает же Пророк, что будет от них, указывая на поврежденные виноградники, на побелевшие лозы, на оставшиеся без листьев смоковницы, что обыкновенно бывает от нападения пругов. А что сказует о сем, не как о бывшем, но как о будущем, свидетельствует о том продолжение речи. Ибо у Пророка сказано:

Иоил.1:8. Восплачися ко Мне паче невесты препоясанныя во вретище по мужи своем девственнем.

Не сказал Пророк: плакал, но: восплачися, показывая, что по испытании бедствий предадутся сетованию, проливая слезы, как бывает с невестою, которая в юном еще возрасте, и видит жениха своего умершим.

Иоил.1:9. Извержеся жертва и излияние из дому Господня.

Божественному писанию свойственно о будущем говорить, как о прошедшем, и не только от перевода слов с одного языка на другой происходит сие, но употребляется и для усиления речи. Это столько истинно, говорят Пророки, что видим сие как совершившееся, и пересказываем о сем, как о бывшем. И о том, что по предречению Пророка должно совершиться, именно опять как о прошедшем, повелевает он плакать жрецам; потому что оскудели жертвенники и возлияния по недостатку необходимого; оскудела и земля по неурожаю плодов земных. В стыде, говорит, остались и земледельцы, много трудившиеся над возделыванием земли, но не собравшие никаких плодов. Сие, как видим, бывает и ныне. Ибо при неплодии земли в стыде обыкновенно бывают земледельцы, не доставляя обычных доходов землевладельцам, и по недостатку необходимого будучи принуждены жить подаянием. Представляя же бедствие в обширнейшем виде, чтобы недугующих бесчувственностью возбудить к покаянию, Пророк повелевает плакать и самым (11) селам; потому что оскудели ячмень и пшеница, засохли виноградники, одним словом, и маслины, и смоковницы и другие плодовые деревья не дают никакого плода; так как не осталось в них никакой влаги. Должно же знать, что Пророк повелевает плакать земле и селам не потому, что они разумны, напротив того старается он посредством неодушевленного возбудить одаренных разумом. Показывая сие, и присовокупил он:

Иоил.1:12. Яко посрамиша радость сынове человечи.

Причиною сего неплодия беззаконие людей; по причине оного прекратилось веселие, и вселилось уныние. Поэтому, говорит Пророк, и вы, жрецы, примите на себя плачевный вид, и не только при жертвеннике рыдайте, но, и готовясь ко сну, постилайте под себя вретище; ибо таков недостаток в необходимом, что не приносятся и обычные жертвы.

Иоил.1:14. Освятите пост, проповедите цельбу, соберите старейшины,

лучше же сказать, не их только, но и вся живущыя на земли в дом Бога вашего. А собравшись, воскликните, говоря:

Иоил.1:15. Увы мне, увы мне в день!

Из сказанного ясно научаемся, что пост есть предохранительное врачество для болезнующих душою, и может уврачевывать греховные страсти. Почему Пророк с постом соединил и цельбу: освятите, говорит, пост, проповедите цельбу. Слово: освятите употребил вместо: отделите; отделите, говорит, себя на это, свято и чисто проходите пост; постясь же взывайте: увы мне, увы мне в день! то есть, увы мне ! по причине ожидаемого дня бедствий.

Иоил.1:16. Яко близ есть день Господень, и яко беда от беды приидет. Яко пред очима вашима пищи взяшася, и от дому Бога вашего веселие и радость.

Увидите непрерывные бедствия, одно к другому присовокупляемые. Ибо сие выразил Пророк словами: беда от беды.

Иоил.1:17. Вскочиша юницы у яслей своих

заплесневели житницы, покрытые слоями пыли. Юницы, сказано, вскочиша; не от сытости же делают это, но, томясь голодом; распростерлись по земле и ногами бьют в землю. О житницах же говорит, что останутся в плесени, потому что давно не принимали в себя пшеницы.

И точила раскопашася, как излишние, и все прочее, что только было предназначено для таковых потреб, как излишнее, оставлено в небрежении; потому что нечего было туда положить. И стада волов мычат, издавая жалобный голос; потому что не получают обычной пищи. Одно с волами делают и стада овец. Но когда будет это, я, говорит Пророк,

Иоил.1:19. К Тебе Господи возопию, яко огнь потреби красная пустыни, и пламень пожже вся древа польская.

От Тебя только можно надеяться прекращения облежащих бедствий. А под огнем разуметь можно врагов, подобно огню опустошивших всю страну, а также могут быть разумеемы и прузи, и сиплеве, и другие бедствия того же рода; потому что ими не менее, как и врагами, истребляются земные плоды. Красными же пустыни Пророк называет места, прежде прекрасные, но теперь запустевшие от постигших бед. Ибо несколько ниже говорит: якоже рай сладости земля пред лицем его, и якоже созади его поле пагубы (2, 3.). Но когда мы недостойны, говорит Пророк, сподобиться Твоего человеколюбия, да не лишатся какой-либо пощады мычащие и блеющие животные.

Иоил.1:20. Яко изсхоша источницы воднии.

Сказал же Пророк о скотах: воззреша к Тебе, не как о разумных, но, желая преклонить сим Владыку на милость, выразился так о мычании скотов по недостатку корма.

* * *

1

Здесь под словами: прузи и мшицы разуметь должно саранчу в двух видах, с крыльями и без крыльев, а под словом: сиплеве болезнь растений, известную под именем ржа.


Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс