блаженный Феодорит Кирский

Глава 1

Ос.1:1. Слово Господне, еже бысть ко Осии, сыну Веириину, во днех Озии и Иоафама, и Ахаза, и Иезекии царей Иудиных, и во дни Иеровоама сына Иоасова, царя Израилева.

Сим Осия ясно показал нам, что был он поставлен Пророком для тех и других; потому что упомянул не только о царях иуденских, но и о Иеровоаме, который был сын Иоаса, внук Иоахаза и правнук Ииуя, и которого по Божию мановению помазал богомудрый Елиссей, чтобы воздать за Навуфея и наказать мерзкую Иезавель. А таким образом, означив время и царей, в правление которых поставлен был, Пророк продолжает:

Ос.1:2. Начало словесе Господня ко Осии,

то есть, прежде сего Владыка ничего не повелевал мне, но как скоро начал слово Свое ко мне, дал повеление взять «жену блужения» и родить «чада блужения». Присовокупляет же и причину: «Понеже блудящи соблудит земля от Господа». К сему присоединяет, что не мало не колеблясь исполнил повеленное; сказывает же и имя блудницы, и кем она рождена, и как он вступил в союз с нею, и какой был плод союза, и какое имя рожденному дано самим Повелевшим вступить в сей брак.

Ос.1:4. И рече Господь: прозови имя ему Иезраель.

А я крайне дивлюсь тем, которые осмелились говорить, будто бы слова сии не были исполнены на деле, и хотя Бог всяческих повелел, но Пророк не принял повеления; и слова произнесены, но в действие не приведены. Предприемлющим утверждать это надлежит принять во внимание, что Бог часто повелевал многое сему подобное. Так Исаии велел снять вретище с чресл, ходить нагим и без обуви, и в таком виде пророчествовать, а Иеремии повелевал то деревянные, то железные клади возлагать на выю, и Иезекиилю дал повеление лежать сто пятьдесят дней на левом и сорок на правом боку, есть хлеб «в лайне мотыл человечих» (Иез.4:12), взять «сосуды пленнически» (Иез.12:3), прокопать стену, написать изображение бегущих, и тем предвозвестить бегство Седекии. Много и иного подобного найдем в божественном Писании; и кто не знает цели, тот назовет сие недостойным добродетели Пророков; знающее же Божие человеколюбие, ведущие, что Бог направляет все ко спасению людей, в этом наипаче находят для себя повод к божественному песнословию, и удивляются богомудрым Пророкам, которые готовы во всем повиноваться Владыке. А Бог всяческих когда, обращая речь к людям страждущим бесчувственностью, не убеждал их словами, изображал им будущее, чем-либо на самом деле совершающимся, чтобы необычайностью видимого привлечь внимание сих ожесточенных. Ибо видевшие Исаию ходящего нагим, без сомнения, стекались на необыкновенное зрелище, желая узнать повод к такому поступку. И те, которые видели все то, что делал Иезекииль, доискивались причины тому, что делалось. Так Господь всяческих и блаженного Осию располагает к тому, чтобы взял непотребную жену, и сим поступком как изобличил нечестие народа, так показал Божие долготерпение. Если же Бог всяческих сам терпел беседу с непотребною и прелюбодейцею, и Источник святыни не осквернился от этой гнусной и мерзкой; то и Пророк не заимствовал скверны от оной распутной жены; потому что согласился на этот союз не порочному раболепствуя вожделению, но исполняя данное Богом повеление. Надлежит же знать, что и хорошее и худое признается таким по цели. Ибо сим и брак различается от прелюбодеяния; хотя в самом сожитии никакой нет разности, указуется же сия разность целью и законом, и одно и тоже признается в одном случае законным, а в другом беззаконным. Можно найти, что и в убийстве берется в рассмотрение тоже самое; предает смерти убийца, предает смерти и судья; но один законно, а другой беззаконно; дело одно и тоже, но разнится по цели. И чтобы яснее дознать сие из Божественного Писания, рассмотрим сие так: совершил убийство Каин, но по зависти, и прибегнув к обману; совершил убийство Финеес, но по ревности, став за благочестие и возгнушавшись нечестием; дело – одно и то же, но цель прямо противоположна. Так хищение есть один из поступков осуждаемых законом; но Иаков похитил благословение, и не только избег осуждения, но даже похваляется за сие во всех родах. Постился великий Илия; постились и побившие камнями Навуфея; но один любомудрствуя, а другие слагая клевету. Помиловал Саул Агага, и лишился царства; потому что милость сия была беззаконна. Самуил заклал Агага, и исполнил Божий закон. Много и иного можно находить не в Божественном только Писании, но и в ежедневных у нас событиях. Посему и чудный Осия, не похоти поработившись, но повинуясь Божию мановению, взял блудницу, и этот союз был честнее всякого брака; не потому только, что совершен по Божию мановению, но и по тому, что прообразовал Бога и то, как Святый и во святых почивающий наименовал Себя женихом непотребного народа израильского. Посему, когда у Пророка родился сын, Бог повелевает ему наречь рожденного Иезраелем.

Зане еще мало, и отмщу кровь Иезраелеву на дому Ииуя, и упокою царство дому Израилева.

Ос.1:5–6. И будет в день той, сокрушу лук Исраилев во удоле Иезраелеве.

Смысл же слов сих таков: Иезраелем называлось селение, в котором Навуфей претерпел неправедное побиение; а Ииуй разумеется тот, который по распоряжению Божию стал отмстителем за Навуфея, и которому Бог в награду за то, что сделал он с Иезавелью, обещал продлить царство до четвертого рода. Посему, так как произошедшие от него предали забвению Божии благодеяния, и стали подражать злочестию царствовавших прежде них, Бог угрожает положить конец и сему царству, и «сокрушить лук Израилев», то есть истребить силу «во удоле Иезраилеве». Не без намерения же упомянул о сем месте, но приводит сим на память тогдашнему царю Божие благодеяние, и вразумляет его, как прадеда его Ииуя употребил для наказания убивших Навуфея, так и их подвергнет наказанию за неблагодарность к Нему. К сему присовокупляет пророк, что родилась у него еще дочь, и дано ей имя Богом всяческих. Ибо говорит, что Бог повелел назвать ее: «непомилована» давая сим разуметь, что Израиля не сподобить более своего человеколюбия.

Ос.1:7. Сыны же Иудины, – сказано, – помилую и спасу я о Господе Бозе их: и не спасу их луком, ни мечем, ни бранию, ни коньми, ниже конниками.

Сим ясно выразил бывшее с Сеннахиримом; потому что тогда не в сражении побеждены Ассирияне, но ангельскою силою истреблено сто восемьдесят пять тысяч. К сему прибавляет Пророк, что, когда родился у него еще сын, Бог повелел назвать его: «не людие Мои», и объясняет тому причину.

Ос.1:9. Зане вы не людие Мои, и Аз несмь Бог ваш.

И чтобы не подумал кто, будто бы оставляет их по малочисленности и незначительности, кстати присовокупляет:

Ос.1:10. И будет число сынов Исраилевых аки песок морский, иже не измерится, ни изочтется.

Но не множество угодно Богу: «идеже два или тpиe собрани во имя Его, ту посреде их» (Мф.18:20). Так Ноя предпочел всем в совокупности человекам, так предпочел Авраама и Моисея; потомков же их, превосшедших всякое число, за нечестие называет: «не людие Мои». Впрочем, как человеколюбивый, вскоре отменил произнесенный приговор. Ибо сказано:

И будешь на месте на немже речеся им, не людие Мои вы, сии тамо прозовутся сынове Бога живаго.

Ос.1:11. И соберутся сынове Иудины и сынове Израилевы вкупе, и поставят себе власть едину, и изыдут из земли, яко велик день Иезраелев.

Сим провозвестил призвание из Вавилона и то, что по возвращении оттуда не будет уже у них отдельных царей, но, соединившись и составляя один народ, будут иметь у себя одного правителя: и это пришло в исполнение при Зоровавеле. А днем Иезраелевым назвал то бедственное состояние, в какое привели Израильтян Ассирияне в юдоли Иезраелевой. поелику, говорит Бог, налагаю на них тяжкое наказание; то сподоблю их и великого спасения, и, освободив от рабства, возвращу в отечество.


Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс