блаженный Феодорит Кирский

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Изъяснение псалма 107-го.

Пс.107:1.   Песнь. Псалом Давида.

«Песнь псалом Давиду». И сей также псалом, и возвращение Иудеев предвозвещает, и предрекает спасение язычников; великую же имеет он близость с псалмами пятьдесят шестым и пятьдесят девятым.

Пс.107:2.   Готово сердце мое, Боже, [готово сердце мое]; буду петь и воспевать во славе моей.

«Готово сердце мое Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей». Говорили мы уже прежде, что "славою" своею Пророк называет пророчественную благодать. Пользуясь сладкопением пророчества, говорит он, сказую Тебе Владыке, что широко сердце мое и готово к принятию Божественной Твоей благодати.

Пс.107:3.   Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.

Пс.107:4.   Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен.

«Востани слава моя, востани псалтирю и гусли: востану рано». «Исповемся Тебе в людех Господи, пою Тебе во языцех». Псалтирем и гуслями Пророк называет себя: потому что благодать Духа, как музыкальным орудием, изглашала им пророческое сладкопение. Посему, возбудив себя к песнопению Владыки, снова начинает речь, и дает обещание, что будет сие рано; потому что не он один вознесет тогда песнь, но с тьмами язычников и народов будет возглашать Божественную песнь. Словом же "рано" указывает на вочеловечение Бога и Спасителя нашего; потому что с вочеловечением Его возсиял свет истины, и в целой вселенной устами всех людей воспевает блаженный Давид, и песнословит Божии благодеяния.

Пс.107:5.   Ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя.

«Яко велия верху небес милость Твоя, и до облак истина Твоя». Величие милости Твоей превышает своды небес; повсюду проникли лучи Твоей истины. А говорили уже мы, что «облаками» Давид называет Пророков, Апостолов и сподобившихся благодати учительства; потому что ими, как некиими облаками, приносится людям духовное орошение; от них научились мы истинным догматам.

Пс.107:6.   Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя.

«Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя». Сие сказал и блаженный Аввакум: «покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв. 3, 3). Сие изрек и блаженный Давид в осьмом псалме: «Господи Господь наш яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес» (Псал. 8, 2). Посему «вознесися» значит: яви Себя превознесенным, превысшим всех, и вся земля да познает славу Твою.

Пс.107:7.   Дабы избавились возлюбленные Твои: спаси десницею Твоею и услышь меня.

«Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею, и услыши мя». Покажет же всем людям силу Твою спасение сподобившихся Твоего усвоения. Посему приими моление мое, и простри десницу Твою. «Десницею» же Пророк называет благую действенность.

Пс.107:8.   Бог сказал во святилище Своем: восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю.

«Бог возглагола во Святем Своем», то есть, благодатию всесвятаго Духа.

«Вознесуся и разделю Сикиму, и удоль селений размерю». Чего просил Пророк, то и последовало. По елику сказал: «вознесися на небеса Боже»; то Владыко ответствует, говоря: «вознесуся»; потом показывает и способ: «разделю Сикиму»; а это – город по преимуществу данный Иосифу. Но и "удоль" бывшую пустыню, на которой были кущи пастухов, по прежнему наполню обитателями, сделаю, что разделена будет возвратившимся.

Пс.107:9.   Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем – крепость главы Моей, Иуда – скипетр Мой.

«Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем заступление главы Моея: Иуда Царь Мой». Не Манассия только, но и страну его, Себе присвою. Ибо Галаад есть название места, а Манассий – наименование колена. Но и Ефрему возвращу прежнее могущество; сделаю также, что Иуда будет царствовать над всеми коленами; потому что, по возвращении из плена, колена оставались не разделенными, Зоровавель же правил теми и другими. А в собственном и подлинном смысле Владыка Христос, от Иуды происшедший по плоти, царствует над всею тварию.

Пс.107:10.   Моав – умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой, над землею Филистимскою восклицать буду».

«Моав коноб упования Моего: на Идумею наложу сапог Мой: Мне иноплеменницы покоришася». Народу Моему дам такую силу, что возобладает над иноплеменниками, примет в подданство Моавитян и Идумеев. Но подробнее объяснили мы сие в псалме пятьдесят девятом.

Пс.107:11.   Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?

Пс.107:12.   Не Ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими?

«Кто введет мя во град ограждения? или кто наставит мя до Идумеи?» «Не Ты ли Боже отринувый нас?» Пророк, при предречении сих благ исполнившись услаждения, желает увидеть и раззоренный город согражденным, и Идумеев порабощенными Иудеям. Но сего, говорит, не в силах даровать никто другой, кроме Тебя единаго, Который ныне отверг нас, и повелел нам быть в рабстве.

«И не изыдеши Боже в силах наших? » А Симмах перевел так: и не предшествовал Ты, Боже, в воинствах наших; потому что никогда не были мы побеждаемы, как скоро Ты был вождем, и предводительствовал дружиною.

Пс.107:13.   Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.

«Даждь нам помощь от скорби: и суетно спасение человеческо». Посему прекрати горести, и подай помощь Твою; потому что ни откуда более не возможно получить сего; всякое человеческое вспомоществование, без Твоего содействия, суетно и безполезно.

Пс.107:14.   С Богом мы окажем силу: Он низложит врагов наших.

О «Бозе сотворим силу: и Той уничижит враги наша». Посему-то призываем Твой промысл; при Твоем только промышлении о нас возможем преодолеть неприязненных нам.



Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского

Комментарии для сайта Cackle