блаженный Феодорит Кирский

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Изьяснение 144 Изьяснение 145 Изьяснение 146

Изъяснение псалма 145-го.

«Аллилуия». В иных списках приложено: «Аггея и Захарии» . Но сего не нашел я ни в еврейском тексте, ни у других переводчиков, ни у Седмидесяти в екзаплах. Повелевает же и сей псалом песнословить Бога всяческих; сие дает видеть и надписание; потому что «Аллилуия» , как говорили мы неоднократно, толкуется: хвалите Бога.

Пс.145:1.   Хвали, душа моя, Господа.

«Хвали душе моя Господа» . Благодать Духа всем нам повелевает возбуждать себя самих к славословию Божию.

Пс.145:2.   Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.

«Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь» . В псалме шестом сказал Пророк: «яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе» (Псал. 6, 6)? Посему научаемся песнословить Бога во время жизни, пока не приимем конца жизни настоящей.

Пс.145:3.   Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.

«Не надейтеся на князи» . Добрый совет; потому что князи не всегда господствуют, но власть их временна, и не все князи чтут справедливость. А если бы и то и другое было; то надобно иметь в виду бренность естества. Ибо Пророк и присовокупляет следующее:

«На сыны человеческия, в нихже несть спасения» . Смотри на природу, и не полагайся на власть; потому что «человек суете уподобися» (Псал. 143, 4); и: «человек яко трава дние его» (Псал. 102, 15).

Пс.145:4.   Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его.

«Изыдет дух его и возвратится в землю его» . Духом Пророк называет здесь душу. Когда отходит душа, тело возвращается к тому, что сродно ему, по Божественному определению: «яко земля еси, и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19).

«В той день погибнут вся помышления его». По разлучении души с телом, и по разрешении тела в прах, суетным оказывается мечтание помыслов. Сему Господь научил нас и притчею. Ибо представив, что богатый, у котораго «угобзися нива» , замышляет разорить житницы и построить большия, присовокупил: «безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут» (Лук. 12:16, 20)? И прочие люди, одни мечтают о начальствовании и властвовании, другие о приобретении полей и постройке домов, иные представляют в уме победы на войне, другие устрояют гибель врагам. Но внезапно приходит смерть, и мечтание помыслов остается неисполненным. Так Пророк, показав суетность надежды на людей, доказывает пользу упования на Бога.

Пс.145:5.   Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его.

«Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего» . Пророк не без причины наименовал Богом Иаковлевым, но, напоминая нам, каким промышлением пользовался Иаков, понадеявшись на Бога, сколько и каких плодов пожал от сей надежды, убеждает и нас надеяться на Бога Иаковлева, и именует его Господом и Богом, а тем и другим возвещает Его могущество. Потом учит, из создания тварей познавать Его благость и могущество.

Пс.145:6.   Сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность.

Пс.145:7.   Творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников.

Пс.145:8.   Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.

Пс.145:9.   Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.

«Сотворшаго небо и землю, море, и вся яже в них» . Кратко объял Пророк словом всю видимую и невидимую тварь. Упомянул не только о небе, земле и море, но и о всем, что́ в них; а на небе Ангелы, и естество невидимых, и солнце, и луна, и множество звезд; на земле и в море люди и роды безсловесных. Таково могущество Творца всяческих, говорит Пророк. Посему смотри, какая разность между князьями, подлежащими тлению, и Создателем всяческих. Так показав, что Бог – Создатель всяческих, показывает, что Он и промышляет о всем, что́ сотворил.

«Хранящаго истину в век» : «Творящаго суд обидимым: дающаго пищу алчущим» . Ибо не лжив Обетовавший, любит истину, исполняет обещания, защищает обидимых, судит правдиво, всем алчущим подает потребную для них пищу. После сего Пророк предсказывает и благодеяния, оказанныя воплощением Спасителя.

«Господь решит окованныя:» «Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя» . Сие предрек Бог всяческих и устами Пророка Исаии. Ибо, сказав: «дах тя во свет языков» , присовокупил: «отверсти очи слепых, извести от уз связанныя, и из дому темницы седящия во тме» (Ис. 42, 6–7). И в другом месте сказал от лица Владыки Христа: «Дух Господень на Мне; Его же ради помаза Мя, благовестити нищым посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, слепым прозрение» (Ис. 61, 1). И еще в другом месте: тогда «услышат глусии словеса книги, и иже во тме, и иже во мгле, очи слепых узрят» (Ис. 29, 18).

«Господь любит праведники» : «Господь хранит пришельцы» . Господь всяческих каждому дает соответственное; и любящих Его праведников вознаграждает тем же, и воздает им отеческою и благосердою любовию. А тех, которые избегли отеческаго нечестия, и приходят к Нему с верою, удостоивает всякаго охранения и промышления. Ибо «пришельцами» Пророк называет чуждых. Так и блаженный Павел сказал, что были мы некогда «без Христа, отчуждени жития Израилева, и чужди от завет обетования, упования не имуще: но бывшии иногда далече» , стали «близ» (Ефес 2, 12–13).

«Сира и вдову приимет: и путь грешных погубит». Пророк от промысла общаго обращает речь к частным случаям, и говорит, что Правитель всяческих никого не оставляет без попечения о нем, но удостоивает всякаго радения, даже лишенных человеческаго о них призора, и разоряет устроенныя против них козни.

Пс.145:10.   Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.

«Воцарится Господь во век, Бог твой Сионе в род и род» ; потому что вечную державу и непрестающее царство имеет Тот, Кто признается твоим только Богом, Сион.


Изьяснение 144 Изьяснение 145 Изьяснение 146


Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского