епископ Палладий (Пьянков)

Псалом 1

Псалом Давиду18. Хотя сего надписания нет в Еврейском тексте, нет и в некоторых (напр. Римском) изданиях LХХ-ти, однако св. Отцы и толковники приписывают сей псалом Давиду. «Давид, – говорит св. Афанасий, – полагает (здесь) начало пророчеству о Христе; посему прежде ублажает уповающих на Него». «Весьма прилично, – говорит блаж. Феодорит, – великий Давид собственному своему писанию предпоставил ублажение, подражая в том Сыну своему и вместе Владыке, разумею Спасителя Христа, Который учение Свое начал ублажениями» (Матф. 5:3).

1. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста и на седалищи губителей не седе. «Что значит основание в доме, – говорит св. Василий В., – подводная часть в корабле и сердце в теле животного, такую же силу, кажется мне, имеет и это краткое предисловие в отношении к целому составу псалмов». Блажен. Псалмопевец начинает речь свою о блаженстве. Это потому, что, «с продолжением слова, он намерен увещевать ко многому такому, что трудно и исполнено бесчисленных подвигов и усилий, потому подвижникам благочестия предварительно указывает на блаженный конец, чтобы мы, в чаянии уготованных нам благ, беспечально переносили скорби настоящей жизни» (Вас. В.). Блажен муж. Псалмопевец, упомянув о муже, умолчал о жене; потому что, при единстве естества, считал достаточным, для обозначения целого, указать на преимуществующее в роде». Иже не иде. «Не сказал, – продолжает св. Василий В., – не ходит; но иже не иде. Кто еще в живых, того нельзя назвать блаженным, по неизвестности окончания жизни; но кто исполнил возложенные на него обязанности и заключил жизнь неукоризненным концом, того безопасно можно назвать блаженным» (Вас. В.). На совет нечестивых. «Советом нечестивых, – говорит св. Афан., – можно назвать собрание и сходбище людей лукавых». По св. Вас. В., совет нечестивых – нечестивые помыслы, с которых начинается нечестивое дело. На пути грешных не ста, т.е. не остановился, не утвердился, «не закоснел, но благим разумом востек в жизнь благочестивую» (Вас. В.). И на седалище губителей19 не седе. «Седалище губителей, – говорит св. Афан., – есть учение лукавых». По св. Васил. В. – под седалищем разумеется «продолжительное пребывание во зле, а под губителями разумеются те, которые стараются собственный порок передать всем, и усиливаются многих сделать себе подобными, чтобы избежать поношения, когда пороки будут общими». «Не просто же Давид, – говорит бл. Феод., – упомянул сперва о пути, потом о стоянии, и наконец о седении, а напротив того в точности зная, что помысл, будет ли он худой или добрый, сперва приходит в движение, а потом устанавливается, и после сего принимает некое непоколебимое постоянство». И так блажен, кто не разделяет мыслей и чувств нечестивых и соблюдает чистоту помыслов, а если и увлечен в зло, не стоит в нем, не закосневает; блажен, кто не участвует в собраниях губителей веры и нравственности. «Псалмопевец, – говорит св. Вас. В., – называет блаженным не преуспевающего в добродетели, но не соделавшего греха – потому, что начинает с низшего, меньшего, и потому, что начало к усвоению доброго есть удаление от злого» (Псал. 36:27).

2. Но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь. С Еврейск: «но прилепляется к закону Господа и о законе Его помышляет день и нощь». Другое условие для достижения блаженства. Не достаточно уклоняться от зла, гнушаться пороком, нужно любить закон Божий, изучать его постоянно, усваивать и по нему располагать свою жизнь. Это и значит – иметь волю, а не один разум, в законе Господнем (Бл. Феод.).

3. И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое. Кто постоянно упражняется в законе Божием, тот, как дерево при потоках вод, орошается благодатными водами, потому что близок к Источнику воды живой Спасителю Христу (Ин. 7:37, 4:14; Ис. 41:18), и от Него устами веры пиет духовные, благодатные соки и жизнь, а потому проявляет добрую деятельность, цветет жизнию и плод свой даст в свое время, т.е. благовременно. И лист его не отпадет. С Евр: «не вянет». «Под плодом дерева, – говорит св. Афан., – разумей веру, а под листьями его – исполнение заповедей. Поучающийся в законе уподоблен дереву при водах, всегда изобилующему благовременными плодами. Ибо подвижники добродетели хотя плоды своих трудов принесут в будущем, однако же и здесь, как бы некиими листьями, осеняются благою надеждою и тяжесть трудов прикрывают душевным услаждением... Таковый вся, елика аще творит успеет; потому что дело, совершаемое по Богу, не может быть бесполезно» (св. Афан.); потому что любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8:28).

4. Не тако нечестивии, не тако. Усугубление отрицания показывает совершенную противоположность состояния нечестивых сравнительно с состоянием людей благочестивых. Но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Т.е. тогда как подвижники добродетели, орошаемые благодатными водами, укрепляемые Божественною силою, стоят твердо, приносят плоды, нечестивые, напротив, не имея в себе ничего твердого и постоянного, развлекаемые страстями, увлекаемые неприязненными духами, прилично уподобляются праху, который удобно туда и сюда носится противными ветрами (Бл. Феод.).

5. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд. С Евр: «не устоят нечестивые на суде». Не устоят, не оправдаются, погибнут, а «не устоят потому, – говорит св. Афан., – что подобны земному праху, не утверждены на Христе, Который есть опора верующих; услышав глас сей: идите от Мене проклятии в огнь вечный, не постоят, но падут... Ибо сказано: на суд, а не на допрос»; – или «воскреснут не на суд, – говорит бл. Феод., – а на осуждение; потому что не имеют нужды в обличении, и нечестие их явно, ожидают же одного наказания». Ниже грешницы в совет праведных. С Евр: «и грешники в собрании праведных» – т.е. не устоят; – не будут в собрании праведных, – «поставлены будут вдали от сонма праведных» (Бл. Феод., св. Афан.).

6. Яко весть Господь путь праведных. «Сказано, – говорит св. Афан., – весть, вместо: чтит, т.е. любит, почитает, награждает одних праведных». Или: «праведный Судия и до суда все знает, и не имеет нужды ни в доказательствах, ни в обличениях». Бл. Феод. Путь нечестивых погибнет, т.е. дела, замыслы, козни нечестивых погибнут – и они сами – в геенне огненной.

* * *

18

Псалом Давиду. Это надписание взято из Комплютенского издания LХХ-ти, а отселе и в Славянскую Псалтирь.

19

Губителей, в Еврейск. лецим от лец – derisor насмешник; в Греч. λοιμῶν (от λοιμὸς – язва, зараза) – заражающих.



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалмы епископ Палладий (Пьянков)

2. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 1-го. блаженный Феодорит Кирский

3. Толковая Псалтирь – Псалом 1 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

4. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 1 архиепископ Ириней (Клементьевский)

5. Толкование на Псалтирь – Псалом 1 профессор Александр Павлович Лопухин

6. Толкование на псалмы святитель Афанасий Великий

7. Толкование на 59 псалом преподобный Максим Исповедник

8. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 1 протоиерей Григорий Разумовский

9. Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви протоиерей Сергий Терновский

10. Руководственное пособие к пониманию Псалтири – Первая книга Псалтири. Псалмы 1–40 епископ Ириней (Орда)

Комментарии для сайта Cackle