блаженный Феодорит Кирский

Изъяснение псалма 54-го.

Пс.54:1. Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида.

«В конец, в песнех разума, Давиду14".

Псалом сей изрек блаженный Давид, гонимый Саулом, находясь в изгнании, и принужденный жить в пустыне. Предвещает же вместе Пророк злоумышление иудеев против Спасителя, и в себе самом преднаписует Владычния страдания. Ибо и сам он был гоним облагодетельствованным Саулом, терпел предательство от людей близких ему, и провидел духовными очами, что сие же самое претерпит Владыка, будет предан и распят теми, которым делал Он добро. Посему-то и надписание отсылает читателя :"в конец" и повелевает разумно внимать сказанному в псалме, потому что заключает в себе прикровенный пророчественный смысл, и по истечении времен придет в исполнение. Сверх того, псалом сей включается в число песней, содержа в себе предначертание Владычних страданий, ибо справедливо всегда песнословить Изволившаго пострадать сие ради спасения человеческаго. Но никто, взирая на уничижительность речений, да не почтет их недостойными вочеловечения Христа Спасителя, а пусть примет во внимание, что Приявший желчь, и оцет, и гвозди, и терния, и заплевание, и заушения, и всякое поругание, а напоследок Претерпевший смерть не отрекся и от уничижительности слов. Ибо с делами должны быть сообразны и слова. Вот собственныя Его изречения: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29); и еще: "заповедь приял Я, что реку и что возглаголю» (Ин.12:49); «и о Себе ничесоже творю» (Ин.8:28); и: «Боже мой, Боже мой, Вскую мя еси оставил?» (Мф.27, 46). Сие же и подобное сему изрек Он по человечеству, показуя человеческое Свое естество и снисходя к немощи иудеев. Здесь божественный Давид, как описывает оказанную ему самому несправедливость, так преднаписует и ту, которую окажут Владыке, – описывает, хвалясь общением в Его страданиях и едва не взывая вместе с Павлом: «аз язвы Господа Иисуса на теле моем ношу» (Гал. 6:17).

Пс.54:2. Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего.

Пс.54:3. Внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь.

Пс.54:4. От голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.

«Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего»:

«Вонми ми и услыши мя». Пророк приносит различныя моления, прося, чтобы все они были приняты. Ибо говорит: не презри меня умоляющаго, но вонми благоволительно и подай мне помощь.

«Возскорбех печалию моею, и смятохся»

«от гласа вражия и от стужения грешнича». Терпя укоризны и нападения от врагов, поступающих со мною несправедливо, и размышляя о разных их кознях, исполняюсь, говорит Пророк, великой скорби. Ибо печалию (ἀδολεσχία) Божественное Писание называет непрестанное размышление. Симмах перевел сие так: «упал я духом, беседуя сам с собою, и смутился от вражия гласа, от беспокойства, причиненнаго нечестивым». Ибо одного и того же Пророк называет и врагом и нечестивым, как облагодетельствованнаго и уготовляющаго смерть благодетелю.

«Яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми». Симмах выразил сие яснее: «впали против меня в нечестие и с гневом воспротивились мне», потому что с лукавым ко мне расположением устрояют мне смерть.

Пс.54:5. Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня.

Пс.54:6. Страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.

«Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя»:

«Страх и трепет прииде на мя, и покры мя тма». Видя сию неприязненность их и устрояемыя ими козни, прихожу в ужас и боязнь, и ожидаю смерти. И ни мало не удивительно, если Давид, спасаясь бегством и преследуемый множеством врагов, убоялся смерти, как человек, притом живший под законом и только издали усматривающий евангельское совершенство. Ибо и Сам Владыка Христос, Который многократно предрекал и предзнаменовал священным Апостолам Свое страдание, и строго запретил божественному Петру, пререкавшему, что будет сие (Мф. 16:22–23), пред самым временем страдания воскликнул: «ныне душа моя возмутися» (Ин.12:27); и Божеское естество попустило естеству человеческому быть в таком томлении, что источало оно капли кроваваго пота, подкрепляемо было Ангелом и препобедило страх. Ибо и в этом надлежало показать естество, подвергающееся страданию.

Пс.54:7. И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы.

Пс.54:8. Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне.

«И рех: кто даст ми криле яко голубине? и полещу, и почию».

«Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни». Так поступил блаженный Давид: ибо спасался бегством от Саула, и опять увидев неприязненность иноплеменников в Гефе, скрылся в пустыню, как повествует первая книга Царств. И Владыка Христос многократно удалялся то в гору, то в пустыню, уклоняясь от ненависти иудеев. Достойно же удивления, что великий Давид желал иметь крылья голубиныя, а не другой какой птицы. Из сего явствует, что желал он духовной благодати, нисшедшей в виде голубине.

Пс.54:9. «Поспешил бы укрыться от вихря, от бури».

«Чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури». Потопляемый столькими волнами и подвергаясь приражениям как бы некиих ветров и вихрей, ожидаю, говорит Пророк, Божией помощи и утешаюсь надеждою на Божие содействие.

Пс.54:10. Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе.

Пс.54:11. Днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его.

Пс.54:12. Посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его.

«Потопи, Господи, и раздели языки их». поелику у них согласие на зло, то разрушь, Владыка, единомыслие их.

«Яко видех беззаконие и пререкание во граде».

«Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и неправда».

«И не оскуде от стогн его лихва и лесть». Думаю, что изречения сии не относятся к блаженному Давиду; потому что в это время Иерусалимом не владели еще иудеи, и никакой другой город не был признаваем царственным. Кажется же, что Пророк вместе и предсказывает пререкание и противление Иерусалима закону, и перечисляет все виды его пороков: беззаконие, неправду, лихву и лесть, из любви к которым не приняли иудеи законов Спасителя. Надлежит же заметить, что не только в совершенстве новаго завета, но и в жизни подзаконной осуждается лихоимство и причисляется к беззаконию, неправде и лести.

Пс.54:13. Ибо не враг поносит меня, – это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, – от него я укрылся бы.

«Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо; и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрылбыхся от него». Но что бывает от неприязненных, то почитаю терпимым и сносным, потому что делается это врагами и неприятелями. Притом от брани открытой можно иногда спастись бегством.

Пс.54:14. Но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой.

Пс.54:15. С которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.

«Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой»,

«иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением». Но всего прискорбнее кажется мне, если человек коротко знакомый, единомысленный, разделяющий со мною трапезу и тех же вкушающий брашен, бывший моим сообщником в делах божеских и человеческих, поступает неприязненно и как враг. А в сих словах пророчественная благодать ясно изобразила нам предателя Иуду, котораго Царь Христос поставил владыкою, по сказанному: «поставиши я князи по всей земли» (Пс.44:17), и который был причастником Его трапезы и таинственных словес, но соделался орудием злоумышляющих. Вместо слов: «владыко мой», Симмах сказал: «коротко мне знакомый». Сие же никак не относится к блаженному Давиду, потому что его, гонимаго Саулом, не предавал ни один из близких к нему; ни Доик, ни Зифеи не были короткими его друзьями. С евангельским же сказанием согласно сие пророчество; сказано: «ядый со Мною хлеб, воздвиже на Мя пяту свою» (Ин.13:18). Так Пророк, предсказав предательство, предрекает и внезапную смерть предателя.

Пс.54:16. Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.

«Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи». Такой конец жизни имел предатель: потому что, положив петлю себе на шею, потерпел скорую смерть. В таковыя бедствия впали и иудеи после креста, быв вовлечены в войну с римлянами, потому что преселились из жизни не по естественному закону, но поражаемые вражеским оружием. Потом Пророк показывает справедливость наказания.

«Яко лукавство в жилищах их, посреде их». Жилищем же называет настоящую жизнь, в которой пребываем временно, а не на всегда поселяемся.

Пс.54:17. Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня.

Пс.54:18. Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой.

Пс.54:19. Избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня.

«Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя».

«Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой».

«Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною». Видя непрестанную мою молитву, приносимую мною день и ночь, говорит Давид, Бог избавит меня от врагов, и дарует мне мир. Слова: «во мнозе бяху со мною» означают, что враги многочисленны. Так перевел и Симмах: «ибо весьма многие были против меня».

Пс.54:20. Услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога.

«Услышит Бог, и смирит я Сый прежде век». Вняв моему прошению, Вечный Бог злоумышляющих на меня сделает безсильными.

«Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога». Симмах перевел сие так: «ибо не переменятся, и не убоятся Бога», то есть, видя нераскаянный их нрав, Бог ввергнет их в упомянутыя выше бедствия.

Пс.54:21. Простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой.

«Простре руку свою на воздаяние». Три толковника перевели сие так: «простер руку свою на тех, которые были с ним в мире». Ибо Саул гнал не врага, но благодетеля, человека, ему знакомаго и близкаго. Также Иуда предал не врага, но Спасителя и Подателя благ. Посему сказанное: «простре руку свою на воздаяние» значит: простерши руку, чтобы сделать воздаяние, не принес ничего добраго, но все было исполнено лукавства. То же значит и присовокупленное:

«Оскверниша завет его». Когда закон Божий повелевает любить ближняго, как себя самаго (Мф. 22:39), они благодетеля преследовали, как врага.

Пс.54:22. Уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.

«Разделишася от гнева лица его, и приближишася сердца их». Поработившись гневу, одно говорили, а другое замышляли. Ибо так перевел Симмах: «мягче коровьяго масла уста их, но враждебно сердце каждаго из них». С сим согласно и присовокупленное:

«Умякнуша словеса их паче елея, и та суть стрелы». Таковы же были и слова Сауловы, и слова Иудины. Ибо Саул говорил Давиду: «ты ли это, чадо Давиде?» (1Цар.24:17). И Иуда сказал: «еда аз есмь, Равви? и облобыза Его» (Мф. 26:25, 49). И слова уподобляются мягкостию елею и коровьему маслу, а замыслы подобны самым острым стрелам и копьям, потому что слово: "стрелы" Акила перевел: «копья». Так божественный Давид, описав, что было с ним, и присовокупив к сему злоумышления против Владыки, предлагает совет всем людям, повелевая иметь упование на Бога.

Пс.54:23. Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.

«Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает», то есть, Бога имей своим правителем, и браздодержцем, от Его промышления поставь в зависимости все свое, в таком случае пребудешь неподвижным и непоколебимым. Ибо Пророк говорит:

«Не даст в век молвы праведнику». Ибо если попустит когда впасть в искушение, то подаст скорую помощь. Сие же совершенно сходно с апостольским изречением: «верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести» (1Кор.10:13).

Пс.54:24. Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, [Господи,] уповаю.

«Ты же Боже низведеши их в студенец истления». Ибо отваживающихся злоумышлять против праведника предаст Бог непрекращающемуся мучению. Студенцем истления назвал Пророк неизбежное наказание. Как упадшему в колодезь, полный тины и грязи, невозможно избежать погибели, так и тому, кого наказует Бог, негде уже искать спасения.

«Мужие кровей и льсти не преполовят дней своих». Ибо на тех, которые решились жить убийством и обманом, Бог насылает скорую смерть, не попуская им прожить узаконенное время. «Аз же, Господи, уповаю на Тя». Ибо зная Твое могущество и правдивый Твой суд, от Тебя ожидаю помощи.

* * *

14

По славянскому переводу читается: "Асафу".



Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского

Комментарии для сайта Cackle