блаженный Феодорит Кирский

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Изъяснение псалма 55-го.

Пс.55:1. Начальнику хора. О голубице, безмолвствующей в удалении. Писание Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе.

«В конец, о людех от святых удаленных, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе». И надписание показывает, что смысл псалма есть двоякий, соответствующий как самому Давиду, так и народу, соделавшемуся пленным и принужденному жить в земле чуждой, потому что страдания сходны. И те служили Вавилонянам, людям иноплеменным: и Давид, бежав от Саула, жил вместе с иноплеменниками. Должно же знать, что Давид дважды приходил в Геф: в первый раз, будучи почтен за врага, потом подвергшись опасности и притворившись изступленным, был отпущен и спасся бегством; и в другой раз, приобретя доверие жителей Гефа, пребывал у них, наслаждаясь миром. Настоящий псалом написан Давидом, когда в первый раз подвергался он в Гефе опасности.

Пс.55:2. Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня.

Пс.55:3. Враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня, о, Всевышний!

«Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми».

«Попраша мя врази мои весь день». Различными врагами изгоняемый, боримый, и как бы попираемый, и непрестанно терпя это, ожидаю Твоего человеколюбия, Владыка. Слова: "весь день" Симмах перевел: «всякий день», т.е. непрерывно, непрестанно.

«Яко мнози борющии мя с высоты». Не убоялся я, говорит Пророк, благоденствия людей, понадеявшись на которое предприняли они против нас брань. Ибо «высотою» дня назвал он благоуспешность в настоящей жизни, временную, однодневную, непрочную, и не далеко простирающуюся. Потом учит, почему не надобно бояться надмевающихся благоденствием.

Пс.55:4. Когда я в страхе, на Тебя я уповаю.

«В день не убоюся: аз же уповаю на Тя». Не убоялся я, говорит Пророк, благоуспешности временной, имея Твою помощь. Симмах же перевел сие так: «в какой бы день ни убояться мне, на Тебя уповаю», то есть, страху противопоставляю твердую на Тебя надежду.

Пс.55:5. В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?

«О Бозе похвалю словеса моя: на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть?». И когда говорю, украшаю речь свою памятованием о Боге. И когда нападают на меня, твердо надеюсь на Твою попечительность, пренебрегаю нападающих.

Пс.55:6. Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне – на зло.

«Весь день словес моих гнушахуся: на мя вся помышления их на зло». Всякий помысл их, говорит Пророк, устремлен на злоумышление против меня, отвращаются они от слов моих как от лживых, и отвергают приносимое оправдание.

Пс.55:7. Собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою.

«Вселятся и скрыют: тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою». Симмах яснее перевел сие: «собирались тайно, и наблюдали следы мои, ожидая души моей». Сими же словами изобразил Пророк их подстережения, сети и козни.

Пс.55:8. Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою? Во гневе низложи, Боже, народы.

«Ни о чесомже отринеши я». Тебе не трудно, говорит Пророк, и крайне удобно их отразить, низложить и предать смерти. Сказал: «ни о чесомже» вместо: не трудно, легко.

«Гневом люди низведеши, Боже». Ибо подвергнешь наказанию не их одних, но и всех, вознамерившихся жить беззаконно.

Пс.55:9. У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, – не в книге ли они Твоей?

«Живот мой возвестих Тебе». Явно для Тебя все, что у меня, дела, слова, помышления. Так перевел и Симмах: «внутреннее мое изчислено пред Тобою».

«Положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем». Склонился Ты на слезы мои, говорит Пророк, и исполнил обетования. Ибо давая закон обещал внимать воздыханиям обиженных; сказано в законе: "иже воздохнет ко Мне, услышу его, милостив бо есмь» (Исх. 22, 27).

Пс.55:10. Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе, из этого я узнаю, что Бог за меня.

«Да возвратятся врази мои вспять». Как скоро приимешь Ты молитву мою, враги побегут, и прекратится их смелость.

«В оньже аще день призову Тя: се, познах, яко Бог мой еси Ты». Получая просимое мною, самыми делами уверяюсь, как велико попечение Твое о мне.

Пс.55:11. В Боге восхвалю я слово Его, в Господе восхвалю слово Его.

Пс.55:12. На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?

«О Бозе похвалю глагол: о Господе похвалю слово».

«На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек?» Не призвав Тебя, не решусь и речи начать, но произнесу ли краткое слово, или поведу длинную речь, украшу их Твоим именем, и, твердо надеясь на Тебя, буду пренебрегать человеческия козни.

Пс.55:13. На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы.

«Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея». С признательностию, говорит Пророк, исполню обеты мои Тебе, ибо молитвами (ἐυχαὶ) называет обещания Богу. Так и в другом месте сказано: «воздам Тебе молитвы моя, яже изрекосте устне мои, и глаголаша уста моя в скорби моей» (Пс.65:13–14). Потом показывает, по какому случаю и какия даны обещания.

Пс.55:14. Ибо Ты избавил душу мою от смерти, [очи мои от слез,] да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых.

«Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых». Воспользовавшись столькими благодеяниями и преодолев различныя козни, позабочусь о служении Тебе, и изберу такую жизнь, которая и Тебе будет угодна, и мне доставит вечную жизнь и оный свет, какой обещан живущим согласно с законом. Сие же, как сказал я, удобоприменимо и к блаженному Давиду, и к пленникам в Вавилоне. А применимо и к нам, которые терпим много козней от людей и от демонов, но при Божием о нас промышлении избегаем вреда, от них происходящаго.



Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского

Комментарии для сайта Cackle