Библиотеке требуются волонтёры

Источник

3-е

Св. священномуч. Дионисия Ареопагита

«Сия есть победа, победившая мир, вера наша», – говорит Апостол Иоанн. И действительно, не только люди простые сердцем, не просвещённые научными по знаниями, каковыми были первые, восприявшие истину из уст Самого Божественного Учителя – рыбари, будущие Апостолы и просветители вселенной, но, как видно из дальнейшей истории христианской Церкви, и самые высокие умы просвещённейших язычников побеждены были превосходством истины Христовой перед всякой человеческой мудростьй и неотразимой силой бесповоротно поступали в ряды уверовавших в Богочеловека, и смертью своей запечатлевали веру свою в единую победоносную истину.

К числу первых из таковых принадлежит воспоминаемый сегодня Церковью св. Дионисий Ареопагит.

Дионисий, Афинянин знатного рода, в молодых годах изучил Еллинскую мудрость и превзошёл всех сверстников своих в знании философии; желая усовершенствоваться и в других науках, особенно по части астрономии, успехами в которой славился в то время Египет, Дионисий посетил и эту страну, и здесь – в городе Илиополе трудился над расширением своих познаний и наукой о светилах небесных.

В это время именно происходила на Востоке борьба и восстание тьмы против озарившего её Света. Не вынесла тьма того, что должно было её сокрушить, и восстала в лице закоренелых и безнадёжных завистников и лицемеров, чтобы погубить Того, Кто принёс в мир слово правды и добра: Иисус Христос был осуждён на крестную смерть.

Когда совершилась эта казнь Бога людьми, когда Христос на кресте произнёс своё последнее слово: «совершилось» и испустил дух, то во всём мире солнце затмилось и тьма покрывала всю землю в продолжении нескольких часов...

Это было совершенно необычайное явление.

В это время, наблюдая его, как человек науки, Дионисий был поражён, и светлый ум его, проникая дальше пределов человеческой науки, вдохновенно сознал происходившее вдали необычайное событие, разрушившее прежний и создавшее новый мир. – «Или мир кончается, или Сам Бог, Создатель его, страждет» ... сказал Дионисий окружающим его.

И не утаилось от него раскрытие Божественной Тайны, завеса которой приподнялась в эту минуту перед его духовным взором...

Прошло несколько лет. И вот, Господь направил его путь в Афины в то время, когда сам чудно-просвещённый Апостол Павел изливал Христов свет среди этого города, и, «став среди ареопага (верховного судилища просвещённейших людей своего времени – язычников Афинян), обратился к ним с такими словами: «Афиняне! по всему вижу, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая то, что вы чтите, я нашёл и жертвенник, на котором написано: неведомому Богу. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.

Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живёт, и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.

От одной крови Он произвёл весь род человеческий, для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли; хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живём, и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род.

Итак мы, будучи род Божий, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого.

Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться. Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределённого Им мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мёртвых».

Услышав о воскресении мёртвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. И так Павел вышел из среды их.

Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит» (бывший одним из членов ареопага). (Деян.17:22–34).

Итак, один из многих уверовал, Дионисий и, утверждённый в вере чудом исцеления слепого, совершённым Павлом в Афинах, принял крещение со всем домом своим. Но его душа не удовлетворилась одним принятием веры: он искал деятельного применения её... Оставив семейство своё, Дионисий последовал за св. Апостолом Павлом и три года сопутствовал ему во время его путешествия с целью проповедования Христова учения, потом был поставлен от Апостола Павла первым епископом в Афинах. Здесь он много содействовал распространению верующих; здесь же узнал о мученической смерти своего учителя, Апостола Павла. Наконец и сам скончался, после мучений, от меча – в Афинах, будучи 90 лет от роду, в 96 году, во время гонения на христиан от Домициана.

Св. Дионисию Ареопагиту приписывают сочинения об именах Божиих, о небесной и церковной иерархии, о таинственном Богословии, и также описание наружного вида Богородицы, Которую он удостоился видеть через три года по своём обращении и быть вместе с другими Апостолами при погребении её.

Св. Церковь молитвенно взывает к св. священномученику Дионисию: – «Небесная врата прошед духом, яко ученик до третияго небесе достигшего Апостола, Дионисие, неизреченных обогатился еси всяким разумом, и озарил еси во тьме неведения седящыя, – темже зовем: радуйся, отче всемирный!»

Св. священномуч. Дионисия, еп. Парижского, и с ним пресвитера Рустика и диакона Елевферия

На основании исследований западных агиологов следует отличать св. Дионисия, еп. Парижского, от св. Дионисия Ареопагита, которых смешивают иные писатели49. Св. Дионисий, воспоминаемый также сегодня, жил в III веке и был одним из ревностнейших служителей Христовых, который обходил Галлию, бывшую тогда под властью Римлян, для распространения в ней христианского учения и, действуя успешно с помощью сопровождавших его пресвитера Рустика и диакона Елевферия, основал церковь в незначительном тогда городке Париже. Дальнейшие успехи проповеди св. Дионисия были остановлены наступившим тогда новым гонением на христиан (по одним известиям – при Валериане в 253–260, по другим – при Максимиане Геркулии в 286–292 г.)50.

Во время этого гонения Дионисий, Рустик и Елевферий, как распространители гонимого учения, были схвачены по повелению правителя Галлии – Сисиния и вынуждаемы поклониться языческим богам.

– Это ты, старик, тот зловредный Дионисий, который хулит наших богов, отвращает народ от служения им и действует наперекор царскому повелению? – спросил правитель, когда привели к нему проповедника – старца Дионисия.

– «Хотя, как ты сам видишь, телом и состарился я, – отвечал ему Дионисий, – но вера моя процветает вечной юностью и проповедь моя неистощимо порождает новых детей Христу». И затем, на дальнейшие вопросы Сисиния отвечал ему исповеданием истин, возвещённых Христом. Рустик и Елевферий также твёрдо исповедали Пресвятую Троицу. – Не успев принудить их к отречению от Христа, правитель повелел предать их жестоким истязаниям. Страдая под ударами на раскалённой железной решётке, мученики воспевали псалмы. Заключённые после того в темницу, они готовились к смерти и укрепляли других христиан, приходивших к ним в темницу. Когда же они были осуждены на усечение мечом, то Дионисий, воззвав к Богу: «Боже мой! Боже мой! создавший и научивший меня вечной Твоей премудрости, пребывший со мной везде, где я был, благодарю Тебя за всё, что Ты совершил для меня во славу имени Твоего святого, и за то, что посетил мою утруждённую старость, жаждущую предстать перед Тобой, и призываешь меня; прими же меня и друзей моих!» спокойно преклонил под меч свою голову. После того были казнены и подвижники Дионисия – Рустик и Елевферий. Тела мучеников были погребены христианами на окрестной горе и прославлены многими чудесами. Св. Дионисий, как один из просветивших Францию (бывшую Галлию), почитается покровителем этой страны.

* * *

Преподобного Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского. Родом Египтянин, подвизался в пустыне Хузивской (между Иерусалимом и Иерихоном); в 518 г. сделан был епископом Кесарии Палестинской, славился учительностью и добродетелями, но лет через семь отказался от престола и возвратился в свой пустынный монастырь, где и скончался около 532 года.

Святого Исихия Безмолвника

Исихий Безмолвник подвизался на Афонской горе. Выздоровев от тяжёлой болезни, он затворился в кельи и безмолвствовал 12 лет, не выходя из неё. Его дивное безмолвие образовало на Афоне скит Безмолвников – Исихастов, которые Боголюбивым братством своим представляли некогда целую школу умной молитвы или сокровенного делания. Скончался в VI веке.

* * *

49

«Полн. Месяцесл. Вост.» архим. Сергия. T. II, ч. 2, стр. 317.

50

Там же.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Октябрь. – 369, IV с.

Комментарии для сайта Cackle