Источник

Период третий. Жизнь Аврама до его призывания

Аврам родился на сто тридцатом году жизни Фарры, который заключил второе десятичное число Патриархов. Он вступил в супружество с Сарою, которую Златоуст согласно с евреями принимает за одно лицо с Есхою, дочерью старшего брата его Аррана67; а Иероним и арабские писатели почитают дочерью самого Фарры, только рожденною не от одной матери с Аврамом68. Местопребывание сей фамилии в сие время было Ур69. Он принадлежал к Халдее и Месопотамии, которых пределы между собою смешиваются.

Состояние Церкви в сии времена

В сие время Церковь и вера находились, по – видимому, в крайней опасности. Правда, нельзя с полною доверенностью положиться на тех, которые повествуют, что еще Серух ввел идолопоклонство между Патриархами70; что Фарра занимался деланием идолов; будто Аврам не иначе, как из рассматривания природы познал единого Бога71; и что он брошен был Невродом в огонь, которому не хотел покланяться, но спасен от него чудесным образом72. Но сколь недостоверны сии предания, столько напротив достоверно свидетельство Иисуса Навина, который именно Фарру причисляет к идолопоклонникам73. С другой стороны решимость сего Патриарха оставить свое отечество, которой не представляется другой причины, кроме веры; и остатки чистого богопознания и добродетели, долго сохранившиеся в той даже части его потомства, которая ближе была к заблуждению, доказывают, что он не был подобен прочим идолопоклонникам, и что небесный свет еще боролся в нем с тьмою, которую распространял господствующий дух времени. Таким образом, сокрывавшаяся среди язычества Церковь почти теряла из виду то племя, в котором заключалась надежда обетованного ей семени; а сие племя лишалось защиты своей матери. Тогда – то надлежало Самому Богу, так сказать, воспитать отца верующих: Аврам имел столько веры, чтоб удостоиться откровений и избрания для сей высокой цели; и видел столько соблазнов и опасностей, что для подкрепления его часто нужно было видимое присутствие Божие, и многократное повторение обетований.

Откровение Бога Авраму первое

Первое откровение Авраму, описанное Моисеем, дано было в Уре. Бог повелел ему оставить отечество свое, обещал многочисленное потомство, возвеличение имени его и благословение в нем всех народов. Следствием сего было путешествие Аврама вместе с отцом своим и племянником Лотом. Оно прервано было на некоторое время, вероятно болезнью Фарры, который и скончался в Харране. Аврам немедленно собрал имение свое, и вышел с Лотом в землю Ханаанскую имея 75 лет от рождения.

Второе

Он находился близ Сихема, когда Бог вторично явился ему, и объявил, что сия самая земля будет принадлежать его потомству. Первая собственность, которую тогда утвердил Аврам на сей земле, был жертвенник. После сего, перейдя ее во всю длину её к полудню, по причине глада, он был в Египте, где хитрость таить свое супружество, употребленная им для своей безопасности, подвергла опасности его супругу, а двор Фараонов наказаниям.

Третий

По возвращении из Египта, когда Аврам, для предотвращения раздоров между рабами, предложил Лоту избрать себе особую землю для обитания, и миролюбиво разлучился с ним, отпустив его к востоку, Бог в третий раз явился ему при Вефиле, и, подтвердив, что вся сия земля дана будет его семени, показал тем, что Лот не имеет участия в сем обетовании. Впрочем, сие разделение не ослабило любви, которая соединяла сих двух странников. Аврам доказал сие со своей стороны, когда Лот с жителями Содома и нескольких других городов взят был в плен царем Еламским и его союзниками. С тремястами домочадцами и с помощью некоторых соседей, он отважился преследовать победителей; разбил их, и возвратил своего племянника и с ним вместе прочих пленных. Сия победа приобрела ему не только благодарность избавленных, но и уважение других соседей, каков был Мельхиседек, Царь Салимский, принесший ему хлеб и вино. Еще более он украсил торжество свое благочестием, когда, уважая в Мельхиседеке качество Священника Божия, принял от него благословение, и дал ему десятину из военной добычи; и бескорыстием, когда с клятвою отрекся от участия в плодах своей победы.

Четвертое

В четвертый раз Бог беседует с Аврамом в ночном видении, долготерпеливо внемлет его нетерпеливой жалобе на бесчадие, и с новою силою уверения обещает ему потомство многочисленное, как звезды. Аврам верует, и просит знамения, по которому бы мог узнать, когда приблизится время, предопределенное для исполнения сего обетования. Тогда Бог, в подтверждение своих обетований, вступает с ним в завет с торжественными обрядами, свойственными сим временам: и в продолжение сих обрядов Аврам не без страха узнает будущую судьбу своего потомства, которое в течении четырех сот лет должно странствовать, и претерпеть многие несчастия, прежде, нежели наследует землю от реки Египетской до Евфрата. Вскоре после сего Аврам получил сына, но сына по плоти, от рабыни. Рождение Измаила от Агари могло бы казаться предосудительным для его веры, если бы сего не должно было относить к убеждениям Сары. Можно думать, что она по причине своего неплодства не относила к себе обетований данных Авраму; и что за сие – то маловерие Бог наказал ее огорчениями, претерпленными ею от Агари и ее сына.

Пятое

В пятом явлении Своем Бог уверяет Аврама, что важнейшие обетования завета относятся к нему и Саре вместе. Для сего, чрез легкое изменение их прежних имен, дает им знаменование сих обетований. Аврам переименовывается Авраамом, то есть, высоким отцом множества народов; Сара – Саррою, то есть, госпожою множества. И когда Авраам, в простоте сердца, с тайным смехом воображает предвещаемое чадородие такой четы, коей одна половина до сотого года жизни своей имела не более одного сына, а другая до девяностого пребыла бесплодною, то Бог, довершая уверения Свои, от сего смеха преднарекает будущему сыну его имя Исаака. К сему и его потомству относит вечный завет Свой, и многознаменательное обетование – быть ему в Бога; между тем, как Измаилу, по просьбе Авраама, обещает только рождение двенадцати народов или племен. В то же время Бог назначает видимою и потомственною печатию Своего завета Обрезание, которому сперва немедленно должен был подвергнуться Авраам и весь мужеский пол его дома, а после каждый новорожденный от его семени, под опасением потребления от рода своего.

Шестое

Вскоре за сим последовало шестое Богоявление, в котором Авраам принял и угостил, как странников, трех мужей, но в тоже время узнал в них Господа, сопровождаемого двумя Ангелами. Он снова, в услышание Сарры, возвестил скоро имеющее последовать рождение от неё сына; и, отходя, открыл Аврааму суд Свой на нечестивые грады. Праведник предстательствовал за нечестивых именем праведных. Бог, не обещая переменить суд Свой, оправдывал его, сказав наконец, что пощадил бы целый город виновный для десяти в нем праведников. В следующий день огонь и сера упали с неба на Содом, Гоморру, Адаму и Севоим, в показание огня вечнаго74, как замечает Апостол. Одно небольшое семейство Лота, который с опасностью для своего семейства оказал гостеприимство пришедшим в Содом Ангелам, благовременно исхищено ими от общей гибели; но и оно не совершенно воспользовалось сим благодеянием, потому что жена Лота, по пристрастию к своему жилищу и оставленным в нем стяжаниям, вопреки запрещению Божию, оглянувшись на оное, погибла необычайною смертью. И сам он малодушием, с каковым удалился из сохраненного Богом для него Сигора, и склонностью к пьянству, подал случай к тому преступлению, на которое две его дочери отважились, вообразив себя оставленными всем миром за свою бедность и несчастье своего града. Между тем Авраам, после разделения своего с Лотом, живший близ Хеврона, конечно не без смятения видел казнь Содома. Он тотчас удалился в Герары. Здесь продолжаемая им прежняя осторожность скрывать его с Саррою супружество, вводит его в новое искушение; но Промысл обращает оное к славе сей четы. Наконец, исполняется сто лет Аврааму, и рождается сын обетования.

Седьмое

По прошествии нескольких лет, когда недостойные поступки Исмаила с юным Исааком75 возбудили негодование Сары, и она требовала изгнания Агари вместе с ее сыном, Бог в седьмый раз открыл волю Свою Аврааму, подтвердив требование супруги его. Вследствие сего рабыня, как и сын её, оставляет дом Авраама; и, обнадеженная покровительством Божиим, поселяется в пустыне Фаран. Авраам, восстановив спокойствие в своем семействе, ограждает внешнюю безопасность свою союзом с Авимелехом, Царем Герарским, который заключен у кладезя клятвенного. На сем месте Авраам насаждает дубраву и призывает Бога.

Восьмое

Но все предшествующия испытания Авраама были только приготовлением к одному великому, божественному искушению, коему он должен был, наконец, подвергнуться. Исаак уже возрос, как вдруг Бог потребовал его Себе на жертву. Авраам беспрекословно повинуется. По трехдневном путешествии, он приходит в землю Мориа, на гору, показанную ему Богом, которая после была местом храма Соломонова; созидает жертвенник; возлагает на него сына своего; и, как изъясняет Св. Златоуст, если не ножом, то намерением своим уже закалает его, не поколебавшись ни отеческою любовью, ни самыми обещаниями Божиими, как Бог возвращает ему онаго, и осыпает его благословениями. Сие явление в повествовании Моисея представляется заключением всех откровений, данных Аврааму, и в самом деле в нем открываются, как со стороны Авраама крепчайшая вера, так со стороны Бога высочайшие таинства, без сомнения не напрасно совокупленные. В сие – то время видел Авраам день76 Искупителя, и заслужил наименование Отца верующих.

Остальная жизнь Авраама

Старость Авраама еще исполнена была крепостию, которую благословение Божие поддерживало в нем для умнжения его племени. После того как Сарра скончалась в Хевроне, и погребена им в купленной для сего пещере, он вступил в новое супружество с Хеттурою, и имел от нея шесть сынов. Он дал каждому из них, равно как и Исмаилу, участки из своих стяжаний, сохранив полное наследие Исааку, коему принадлежали обетования Божие. Скончался стасемидесятипяти лет, и погребен в одном месте с Саррою, основав себе отечество по смерти там, где был пришельцем в продолжение жизни.

Авраам перед кончиною послал раба своего на свою родину в Месопотамию, чтобы тот взял оттуда жену Исааку.

Через сие посольство Исаак получил Ревекку, дочь Вафуила, внука Нахора, брата Авраамова. Он великодушно перенес двадцатилетнее неплодство её, которым Бог искушал его веру в обетование; и, наконец, разрешил оное силою молитвы. Ему исполнилось шестьдесят лет от рождения, когда Ревекка родила Исава и Иакова.

По смерти Авраама Исаак сражался с новыми искушениями; но не без особенной помощи небесной. Он преследуем был голодом: Бог Сам назначил для него убежищем Герары. Он страшился нечестия жителей герарских, но успокоен правотою царя их. Его богатство возбудило в них зависть и вражду, которая, неоднократно принуждала его бегством искать безопасности: Бог утешил и ободрил его снова Своим явлением и обетованием. Наконец, его кротость и Божие к нему благоволение убедили царя Герарского снова просить его дружбы. Неизвестно, был ли сей Авимелех прежний союзник Авраама, или один из его преемников, названный у Моисея общим именем; но то сомнительно, что сей союз Исааков заключен был на месте союза Аврамова, от чего сие место в другой раз получило имя кладезя клятвеннаго, или Вирсавии.

Около статридцатьседьмого года жизни своей Исаак начал приготовляться к смерти. К сему расположила его слабость зрения, и, может быть, еще смерть старшего брата его, который умер в таких летах. Почему он благословил детей своих. В сем случае обнаружил он с одной стороны – пристрастие свое к старшему сыну, и чрезмерное уважение к преимуществу первородства, но с другой – самое тонкое наблюдение путей Провидения, и глубокое прозрение и отдаленную будущность, так что нельзя довольно удивляться сей совместности немощей поврежденной природы с высокими силами Благодати. Впрочем, жизнь его еще продолжалась до ставосьмидесяти лет.

Свойство и жребий Исава и Иакова

Близнецы Исааковы ничего не имели общего после утробы своей матери. Еще прежде их рождения Ревекка ощутила их вражду необыкновенными движениями во чреве своем, и была извещена от Бога, что сие означает происхождение от нее двух соперничающих народов, из коих младший будет иметь преимущество пред старшим. То же предвещание ознаменовалось в их рождении, когда младший как бы упреждал старшего, придерживаясь его пяты, что и было причиною имени Иакова. Время показало, что кротость составляла характер Иакова. Напротив, дикий нрав Исава изображался в его диком виде и в страсти к звероловству. Продав своему брату первенство свое за снедь, он обнаружил низкую алчность к удовольствиям чувств и грубое невнимание к Божиим обетованиям и духовному наследию, которые присваивались достойному первородства. Столь же беспорядочным склонностям и своевольству должно приписать его двоякое супружество с дщерями Ханаанскими, которое было источником огорчений для его родителей. Правда, не смотря на сие, он уловил некоторое благоволение Исаака, доставляя ему любимые снеди от лова своего: но так угодно было правосудию Божию, чтобы сие – то мнимое преимущество и сделалось средством его унижения. Когда отец, желая благословить его как первенца, потребовал от него лова, тогда Ревекка, будучи более внимательна к достоинству справедливости и предопределению Иакова в отсутствие брата его, хитростью предвосхитила ему сие благословение. Оно заключало в себе обилие благ земных, власть над народами и самим братом, и, наконец, то, чего обыкновенный человек не смел бы пожелать обыкновенному человеку: благословение на благословляющих и проклятие на проклинающих Иакова. Исаак скоро узнал свою ошибку, но, несмотря на просьбы и слезы Исава, признал неотъемлемым все, что дал брату его; а ему обещал острый меч, и, некогда, свержение братнего ига. Так из двух ветвей от корня Авраамова, одна утверждена процветать в дому Божием и приносить плод жизни; а другая уже отсечена как дикая.

Путешествие Иакова в Месопотамию

Вскоре по благословении от Исаака, Иаков, по совету родителей, предпринял путешествие в Месопотамию, как для того, чтобы укрыться от ярости брата, который в отчаянии своем искал его жизни, так и для того, чтобы вступить в супружество в племени материнском. На пути в ночи, которую он проводил близ Лузы, Бог показал ему во сне, в знамении лестницу, соединяющую землю с небесами, тайну77 благодатного Своего смотрения, и изъяснил видение, подтвердив ему обетования данные Аврааму, и обнадежив Своим покровительством и безопасностью во время странствования. В память сего Богоявления Иаков поставил на сем месте каменный столп, и наименовал оное Вефилем, или домом Божиим. По прибытии в Месопотамию, он семь лет работал у Лавана, брата Ревекки, чтобы получить в супружество младшую дочь его Рахиль; но, будучи обманут, и вместо её получив старшую, решился иметь обеих, дав обещание служить тестю своему еще семь лет. В продолжение сего времени Лия рождает ему Рувима, Симеона, Левию, Иуду, Иссахара, Завулона, и Дину; а Рахиль – Иосифа. Их ревность иметь многочисленное потомство принуждает его принять от каждой из них рабыню в наложницы. От сих рождается ему Дан, Неффалим, Гад и Асир. По прошествии второго семилетия, Иаков остается еще на шесть лет, по убеждению Лавана, под видом получения награды; богатеет, возбуждает зависть в доме Лавана; удаляется тайно, преследуется им, но примирясь, продолжает путь свой в землю Ханаанскую, и видит полк Ангелов, явившийся ему в знамение безопасности. Не перейдя еще Иордана, отправляет посольство и дары к брату своему; и узнав, что он идет навстречу, приходит в страх. В сие время Сын Божий является ему в образе человека; имеет с ним таинственную борьбу от полуночи до утра; сокрушает ему бедро, но оставляет ему благословение, победу и имя Израиля, то есть, Богоборца; и тем предвещает, что он преодолеет все препятствия в достижении своего высокого предопределения, хотя не без уязвления плоти. Ободренный Иаков, после искреннего свидания с Исавом, спокойно вступает в землю Ханаанскую.

Жизнь Иакова в Палестине

Около тридцати трех лет78 провел Иаков в земле Ханаанской как отец семейства. В сие время Исав, видя уже исполняющееся на нем благословение отца своего, покорился своей судьбе; и, заключив все имение свое в избранной им еще прежде стране Сеир, совсем оставил землю обетованную79. Однако сие не сделало Иакова спокойным её владетелем. Он жил в шалаше, и не имел постоянного местопребывания. Сперва он расположился близ Сихема, на земле, купленной у прежних жителей. Бесчестие, нанесенное Дине и жестокое мщение Симеона и Левия за сестру свою, сделали сие место ненавистным и опасным. Бог, утешая Иакова, воззвал его в Вефиль, где снова явился ему, и возобновил Свои прежние обетования. Проходя потом далее к югу, Иаков получил в Вифлееме другого сына от Рахили – Вениамина, но в то же время лишился его матери. От времени до времени возмущали покой его другие семейные огорчения, как – то: кровосмешение Рувима, пороки Ира и Онана, сынов Иуды, наказанные от Бога преждевременною их смертью, и, наконец, кровосмешение самого Иуды едва извиняемое неведением его и законным намерением Фамари. Но ничто так не тронуло Иакова так, как внезапное лишение Иосифа.

Приключения Иосифа

Иосиф, при всей невинности своей, подпал под общую ненависть своих братьев. Причины её заключались в искренности, с которою он обнаруживал их недостойные поступки перед отцом своим, в отличительной любви, которую пред всеми оказывал ему Иаков, и в двух простодушно рассказанных сновидениях, которые возвещали его будущее величие. Во время посещения своих братьев на пастбище, он был задержан ими, приговорен к смерти, но, спасен будучи ходатайством Рувима, продан измаильтянам, а сими Потифару, царедворцу Египетскому. Верность и благоразумие Иосифа приобрели ему благоволение и доверенность господина его; но он потерял свое счастье, сохраняя свое целомудрие от бесстыдной госпожи, и, преодолев льстивое искушение, подвергся страшному наказанию, которое, впрочем, также победил великодушием и верою. Изъяснивши в заключении темничном сновидения двух, впавших в немилость царедворцев, и верно предсказав одному из них смерть, а другому возвращение прежней должности, он представлен был Фараону для изъяснения его сновидения; а предрекши ему семилетний голод после семи лет изобилия, и подав мудрые советы для облегчения сего бедствия, получил столь же блистательную за свои добродетели награду, сколь трудные прошел испытания. Он возведен в первое по царе достоинство, и облечен величайшею властью с торжественными знамениями, которые были: перстень с руки царя, багряница, золотая цепь, вторая царская колесница, всенародное провозглашение и новое имя Цафнаф – панеах, означающее, по наиболее принятому объяснению, тайноведца. К сему присоединено было важное супружество с дочерью жреца Илиопольскаго, от которой вскоре родились Манассия и Ефрем. Приведя в исполнение распоряжения вдохнутые предведением, Иосиф сделался с одной стороны спасителем Египта и подпорою Фараона, а с другой получил случай увидеть снова весь свой род, и также облагодетельствовать его. По наступлении голода, братья его пришли в Египет, чтобы купить хлеба. Тогда он искусно смешал притворную жестокость с истинною благотворительностью, дабы узнать их расположение, и возбудить в них раскаяние в прежних преступлениях, и отпустил их, не будучи узнан. Но во второе прибытие их, открылся им со всею братскою нежностью, и пригласил через них отца своего переселиться в Египет со всем семейством.

Переселение в Египет

Нужда обезопасить себя от продолжающегося голода, и еще более желание увидеть оплаканного сына, расположило Иакова предпринять трудный и далекий путь. Но прежде он принес у кладезя клятвенного жертву, в намерении (как показывает последствие) узнать волю Божию. Бог открыл ему в видении, что предпринимаемое переселение не воспрепятствует исполнению показанного ему прежде предопределения о его потомстве. Посему он продолжал путь свой в Египет со всем семейством и имением и поселился в испрошенной у Фараона земле Гесем, которая лежала в восточной части нижнего Египта, и изобиловала пажитями. Иаков был ста тридцати лет, когда предстал Фараону. В семействе его считалось около сего времена до семидесяти человек таких, которые в продолжение времени сделались главами многочисленных племен.

Кончина Иакова и Иосифа

Проведя в Египте семнадцать лет, Иаков приблизился к смерти; посему призвав Иосифа, в знак веры своей в обетование, завещал ему погрести себя вместе с Авраамом и Исааком; и также подарил ему землю приобретенную им близь Сихема. Он усыновил потом себе двух сынов Иосифа; и, благословляя их, предпочел Ефрема, не смотря на представление Иосифа о первородстве Манассии. Собрав, наконец, всех сынов своих, предсказал им участь их потомства и в нем самой Церкви. В сем случае Иуда превознесен более всех братьев своих: ибо ему сказано, что его колено получит скипетр, и будет производить блюстителей законов дотоле, как придет Начальник мира, которому покорятся языки. Окончив пророчество, Израиль скончался, и погребен великолепно в назначенном им месте. Иосиф жил после сего пятьдесят четыре года; видел потомство свое до третьего рода, и, умирая, также завещал израильтянам вынести останки, свои в землю обетованную, во время общего исшествия из Египта, в котором уверяла его вера.

Состояние Евреев в Египте

Состояние Евреев в Египте, по смерти Иосифа, представляет по большой части печальные виды. В нем потеряли они ограду своей безопасности. Поражение сынов Ефрема от Гефян, которое случилось еще при жизни отца их, но которого дальнейшие подробности неизвестны, было, по – видимому, преддверием общих бедствий80. Удивительное, по обетованию Божию, умножение народа Еврейского было случаем к его угнетению; поскольку Фараоны, опасаясь, чтобы он, усилясь не отложился от них, старались его изнурять и уменьшать число его; существенная же причина сего несчастья скрывалась во внутреннем повреждении сего народа заимствованными от Египтян суевериями и нечестием81, которым возбуждено было правосудие Божие открыть источник наказания в самом благословении. Гонение производимо было постепенно через тяжкие и непрерывные работы82, которые бы не давали Евреям времени подумать о себе, и которые в жарком климате могли производить смертоносные болезни; через тайное приказание повивальным бабкам убивать мужеского пола младенцев Еврейских; через явное повеление бросать таковых в реку, данное всем Египтянам. Однако действие благословения Божия продолжалось, несмотря на противные обстоятельства; благочестивые еврейки не исполняли воли царя противной закону природы, и Бог подкрепил их в сем расположении видимыми знаками Своего благоволения; семя Иакова умножилось среди угнетения; удары сокрушавшие солому очищали зерно, вместе с желанием избавления возрастал дух веры и надежды на Бога83, и таким образом приспело время освобождения, предсказанное Аврааму.

Летоисчисление

В продолжение сего периода есть расстояние времени, которое ясно не определяется в Бытописании Моисеевом, а именно – от смерти Иосифа до рождения Моисея. Итак, полное летосчисление оного можно получить не иначе, как если правильно изъяснится время странствования Евреев, которое в откровении Авраама изображается круглым числом 400, а в других местах Св. Писания полагается точно в 430 лет, Ни одно из сих чисел не означает пребывания в Египте: потому что Апостол Павел измеряет последним из них расстояние от завета и обетования Авраамова до закона Моисеева84. Оба соглашаются с сим указанием, и между собою, если назначить пределами 430 лет призвание Авраама, и исход из Египта85 так, что переселение в Египет должно будет находиться точно в средине сего времени; а началом 400 лет положить рождение Исаака, которое последовало чрез 25 лет после первого призвания86. Дополнив сие счисление летами, протекшими до сего призвания от рождения Авраама, находим продолжение всего периода, который составляет 505 лет.

Церковь вне рода Авраамова

Хотя в сии времена истинная Церковь преимущественно сохранялась в поколении Авраама, Исаака и Иакова, так что Бог исключительно называет Себя их Богом, однако, история сохранила нам примеры и таких людей, которые вне сего племени были членами оной, как бы в предзнаменование будущего возвращения к ней язычников. Между несколькими современниками Авраама, в которых можно примечать остатки истинного Богопознания, отличается Мелхиседек, коего вере дал свое свидетельство сам отец верующих. Те, которые думают видеть в нем Сына Божия, или Святого Духа явившегося Аврааму, как и те, которые принимают его за Еноха, Сима, Хама, Фалега, опровергаются или свидетельством или молчанием Св. Писания87. Впрочем, история его состоит из вопросов: происходит ли он от Хама, или был один из потомков Сима, переселившийся из Халдеи в землю Ханаанскую? Город царства его был ли Иерусалим, как думает Иосиф, или другой Селим, полагаемый Иеронимом близ Сихема88? В отличие ли только от язычников назван он священником Бoгa вышнего, или имел сие особенное звание у своих подданных? Невозможность удовлетворить в сем случае любопытству должно признать делом Промысла, который утаил подробности, чтобы совершеннее в сем муже представить черты священства Иисуса Христа, раскрытые, наконец, в послании к Евреям.

Другой подобно знаменитый муж есть Иов. В историческом его существовании можно увериться как из подробностей находящихся в книге, которая повествует о нем, так из других Св. писателей, которые представляют его примером добродетели89. Молчание в сем повествовании о славных чудесах Моисея, религия и нравы патриархальные90, и самая жизнь Иова, продолжавшаяся более 200 лет, показывают, что он жил прежде исхода из Египта. Отечественная его страна, Авситидийская, без сомнения, получила название свое от Окса, первенца Нахорова, и находилась в северной части Аравии каменистой близ Евфрата и Месопотамии. Но сему род его, также как и его друзей можно производить или от того же Нахора, или от сынов Хеттуры, которые обитали в сих же странах. Высота его духа открывается как вообще в разительных его приключениях и беседах, так особенно в ясном и сильном исповедании Искупителя91.

Религия сих времен и ее источники

Истинная Религия сих Времен, равно как предыдущих, основывалась на вере в обетованное семя. Апостол не оставляет в сем никакого сомнения, когда излагает обетование Авраама о Христе92, и приписывает сему Патриарху правду веры93. Почитание Бога в Троице, по замечанию некоторых, открывается в благословении детей Иосифовых, где Иаков призывает Бога Промыслителя, Избавителя, Освятителя94. Истины сии были изучаемы потомками от предков, повторяемы частыми откровениями, опытно познаваемы видениями, в которых Сын Божий принимал образ человека. Сверх сего многие тайны благодатного смотрения в сии времена, представлены были в различных прообразованиях: так бессеменное рождение Иисуса Христа изображалось в неплодстве Сарры и Ревекки; соединение в Нем Божественного и человеческого естества – в Иаковлевом видении лествицы: Его страдания, понесенные от Своего рода, но после сделавшиеся источником благословения – в приключениях Иосифа; Его крестная смерть и воскресение – в жертвоприношении Исаака; Его вечное священство – в Мелхиседеке; различные состояния закона и благодати в различной участи Измаила и Исаака; благодать данная язычникам, но потерянная Иудеями, – в благословении Иакова и Исава; состояние воинствующей Церкви – в странствовании Евреев, и проч. проишествия, которые еще и ныне представляются только знаменательными и поучительными, не долженствовали быть бесполезны для тех, пред которыми и с которыми оные происходили: оные имели на себе печать видимого действия Промысла, а из сего можно заключить, что они служили для Патриархов училищем спасительной веры.

Богослужение и обряды

Внешнее Богослужение Авраама и его потомков сохраняло древнюю простоту, и, главным образом, состояло в жертвоприношениях. Кроме первоначальной жертвы всесожжения, которая служила исповеданием веры в Искупителя, они употребляли, по – видимому, жертвы спасения, которые приносимы были в знак веселия и благодарности, и отличались пиром, учреждавшимся из остатков приношения. Таковою считать можно жертву, принесенную Иаковом по примирении с Лаваном95. Странническая жизнь Патриархов не позволяла избрать одно место для Богослужения, а еще менее украсить оное. Время и место жертвоприношения часто определялось явлением, или другим благодеянием Божиим; впрочем, ознаменованное таким образом место, и созданный однажды алтарь и после посещаемы были с особенным благоговением, и предпочтительно избираемы для нового священнодействия96. Право священнодействовать Иудейское предание исключительно присваивает первородным, но история показывает, что им также пользовался каждый глава семейства или фамилии: поскольку тот мог делать приношения, кто имел собственность97. Торжественные же собрания и общественные молитвы при таковых действиях, без сомнения не были делом необыкновенным, хотя подробно и не описаны98.

Видимое вступление в общество верующих, со времен Исаака, совершалось через обрезание. Как таинство, оно знаменовало: в предшествующем ему состоянии – нечистоту и порчу природы человеческой; в его предмете и времени99 – исправление повреждения через Мессию, имевшего родиться без мужа; в самом образе действия – внутреннее обрезание, или умерщвление плотского и рождение духовного человека100. Те, которые ищут начала обрезания в Египте, противоречат свидетельству не только Моисея, но и самого Иисуса Христа101. Напротив очень естественно, что Исмаил, Хеттура, Исав передали сей обряд происшедшим от них народам, а от сих, или самих Евреев, могли заимствовать оный Египтяне и другие народы102.

Патриархи имели также некоторые другие обряды, которые после отчасти распространились подражанием потомства, а отчасти перешли даже в законы.

1. Обряд очищения. Состоял в омовении тела и перемене одежды, чем означалась чистота духа и самоотвержение. Иаков на пути из Сихема в Вефиль употребил сей обряд, как приготовление к действию Богослужения103.

2. Посвящение камней. Совершалось чрез возлияние на них елея. Обыкновение сие весьма древнее и у язычников; но имя βαιτύλια, которым называли сии камни Финикияне, кажется, доказывает, что и самый обряд заимствован ими от Иакова, который двукратно совершил его в Вефили104.

3. Обеты. Иаков положил обет по первом данном ему откровении. Без сомнения, это не был договор с Богом о Его благодеяниях, но смиренное изъявление готовности принимать их и благодарности105.

4. Десятины. Давались в знак подчинения и благодарности, так что их приношение был как бы некоторый выкуп права пользоваться остальным. Происхождение обыкновения сего теряется в древности; ибо десятина Авраамова, по признанию Иудеев, была не новая. Иаков отнес сие царское преимущество к Царю царей, посвятив Ему обетом десятину всего своего имения, которую принес, вероятно, в жертвоприношении106.

8. Клятвы произносимы были во имя Божие с поднятием руки107, а часто с положением её под стегно108 того, кому клянутся. Первым из сих обрядов, конечно, изображалось призывание Бога в свидетели; последний большая часть Иудеев относят к обрезанию; но Августин и некоторые Христианские Учители к обетованному семени, то есть Мессии. Особенный обряд клятвы показан был Богом Аврааму при вступлении с ним в завет: он состоял в прохождении между двумя половинами рассеченного животного; и употреблялся после в важных случаях между самыми язычниками.

6. Рукоположение. В первый раз представляется в благословении детей Иосифовых Иаковом, и притом в виде крестообразном109. Через него ясно изображается сообщение даров благодати, так как простертие рук обыкновенно предшествует даянию.

7. Обряд брака. О сем известно только, что при нем употреблялись дары и вино; и что он заключался властью отца семейства в присутствии свидетелей110.

8. Обряды погребения. Отправлялись с особенным вниманием. К ним относить можно закрытие глаз умершего ближайшим из родственников111, семидневный плачь112, и общее во всех печальных случаях обыкновение – раздирать одежду и возлагать на себя вретище113. Но бальзамирование тела Иакова и семидесятидневный о нем плачь Египтян, принадлежали к обычаям сего последнего народа114.

Нравы и особенности супружества

Нравы Патриархов, по большой части, следовали чистоте их веры и простоте природы. Но всеместные обыкновения и пороки времен иногда или затмевали в глазах их свет закона естественного, или поставляли их в необходимость несколько уклоняться от него. Примером сему служат их супружества. Осторожность, с которою они удалялись от племен идолопоклоннических, была причиною того, что оные нередко заключались в самом ближнем родстве. Многоженство и употребление наложниц представлялось невинным, с одной стороны, по привычке видеть оные между соседями; с другой – по некоторой неосмотрительной ревности к благословению многочадия. Поэтому Сам Бог, по – видимому, покрывал их наружные погрешности их сердечными добродетелями, и обращал оные к святейшим целям Своего Провидения. К таковым же, конечно, целям долженствовало клониться право родства, по силе которого брат обязывался восставить семя умершему бездетно брату от его супруги. История Иуды и его детей показывает, что он почитал сию обязанность священною, при всех огорчениях от неё претерпенных115.

Правление

Патриархальное правление было не иное что, как власть, которую имели отцы семейств и главы племен над своею Фамилиею. Она основывалась на природной зависимости детей от отца; но получала, кажется, особенную силу от благословения, которое они могли получить или потерять, и в важности которого были уверены. Посему подчиненные члены Фамилии пользовались такою же властью над своими детьми, какою над ними имел общий глава. В случаях, соединенных с опасностью или посрамлением целой Фамилии, они употребляли иногда право войны и мира, и право жизни и смерти. Опыт первого особенно показал Авраам; а действие второго видно в осуждении Фамари от Иуды116. Но как таковые поступки были больше следствием общих обычаев, нежели самодержавной воли; и так как Патриархи и потомство их, находясь в чужой земле, более или менее зависели от местных обладателей117, то правление их нельзя почитать монархическим.

Просвещение

Нет сомнения, что Патриархи с познанием Божественных истин соединяли достаточное по своему времени познание натуры. Опыт сего знания находят в сделанной Иаковом искусственной перемене цвета в стадах своих118. Несмотря на это, мнения о методическом их просвещении и о науках, ими усовершенствованных или изобретенных, сомнительны119. Из множества книг, им приписанных, достойны примечания: יעיךה Иецира, или книга творения, которую некоторые даже ученые Иудеи почитают творением Авраама, а некоторые критики120 произведением Раввина Акибы; и Завещание двенадцати Патриархов, которое может почитаться одною из Апокрифических книг Ветхого Завета. Догадкою отнесения к временам Патриархов является книга Иова. Наставление детей в мудрости и добродетели, и вообще распространение в народах света истины121, конечно, было важным предметом благочестивых мужей, но следов училищ122, которых ищут в сей истории, в ней не видно.

Распространение ложного богопочитания

Между тем как царство света озарялось новыми откровениями, князь тьмы с сугубыми усилиями распространял свое владычество. От времени до времени сами дети Церкви делались нарушителями ее спокойствия; и более или менее отделялись от единства ее. Примером сему служат Исмаил, Исав и их потомки. Ложное богослужение отчасти заразило фамилию старшего брата Авраама; и следственно угрожало племени сего последнего. Лаван почитал идолов, когда Иаков жил в его доме.

Сей древнейший род идолов назывался Терафим123. Из соображения мест Св. Писания, в которых находится сие имя, можно заключить, что то были изображения человеческие124, сделанные из металла или другого вещества125, иногда в уменьшительном виде126. Вероятно, что оных было по два127, что они представляли некоторых знаменитых предков; но из памятников любви, мало по малу превратились в предмет благоговения, и сделались сперва домашними божествами128. В последующие времена идолы сии были вопрошаемы, и давали ответы129, но суеверие Лавана, кажется, не простиралось так далеко.

Рахиль, может быть, не по суеверию похитила идолы отца своего: ибо она показала к ним очень невеликое уважение130. Впрочем, известно, что Иаков и после сего довольно долго терпел в своем доме употребление идолов и мнимо священных серег, которые носили, как предохранительное от зла средство131.

К числу распространителей языческого богопочитания в сии времена, по мнению некоторых, должны быть отнесены: Секта Сабеев, в которой сам Авраам, если верить Маймониду132 был воспитан; Меркурий Трисмегист, который, по свидетельству Диодора133, установил в Египте почитание богов и их священнодействия; Зороастр Халдейский или Бактрианский, которого Иустин134 почитает изобретателем магии. Но поскольку, имя Сабеев известно стало не прежде века Магометова, и религия их есть смешение древнего и нового учения135, и из пяти Меркуриев136 и трех или двух Зороастров137, о первых, тем более, все сведения почерпаются либо из сочинений ложно им приписанных138, либо из писателей поздних времен, и не имеют достоверности, то трудно решить, простирается ли действие сих призраков древности на веру древних, или только на легковерие новейших.

Современность народов вне Церкви

Предания о народах или уже процветавших, или вновь возникших в сем периоде времени, вообще исполнены сомнений и неизвестности. В отношении к Церкви они составляли как бы различные области, по которым распространялось царство тьмы, и в которых редко показывался свет веры. Известнейшие из оных суть:

1. Вавилоняне. После Неврода один только царь их, о котором упоминает Моисей, есть Амрафел, современник Авраама139. Он находился в числе союзников, между которыми первенствовал Кедорлаомер, царь Еламский; из чего видно, что вопреки басням Ктезия, царство Вавилонское в сие время не было обширно.

2. Ассирияне. О сем народе еще менее известно. Время силы его еще не пришло. Начало владычества его должно будет отнести ко временам Судей, если продолжение положить с Геродотом140 в 520 лет.

3. Египтяне. Их царство было в сии времена сильнейшее и наиболее цветущее. Цари нижнего Египта имели общее имя Фараона, которое, по мнению некоторых141, означает «свободный». Прославление Иосифа полагают при Мефрамутозе, гонение евреев при Рамезесе Миамуне, исход при сыне его Аменофисе, который у Манефона оканчивает семнадцатую династию; но другие с окончанием сего периода соединяют начало сей династии. Египтянам не без основания приписывают знание медицины142 химии143, и некоторых других наук144 еще до времен Моисея. Что принадлежит до их религии, сколько бы ни старались некоторые оправдать и возвысить ее символическими изъяснениями, но запрещения, которые Бог дал израильтянам против их заблуждений145, их отвращение от пастухов, которые убивают животных146, а насмешки над ними самых язычников147 ясно показывают, что они грубым образом обоживали не только людей и светила небесные, но и бессловесных животных и самые ничтожые вещи.

4. Хананеи и финикияне. Последние суть отрасль первых, а иногда и смешиваются с ними. Имя финикиян произошло или от изобилия фиников в их стране, или от славного поколения сынов Енаковых148, отличавшихся необыкновенным ростом и крепостью тела. Сильны также между соседями были Филистимляне, переселенцы Египетские, которые оставили свое имя Палестине. Вообще небольшие народы ханаанские ничем так неизвестны, как суевериями и развращением, которое, наконец, привлекло на них наказание от Бога.

5. Народы Аравийские. Имя Аравии не без причины производят от смешения. После потомков Хуса и Иектана, брата Фалекова, в ней поселились моавиты и аммониты, потомки Лота; исмаильтяне, разделившиеся на двенадцать колен, по числу сынов Исмаила, из коих знаменитейшие суть: Наваиов, Кидар, Дума и Феман; мадианиты, и некоторые другие племена, произошедшие от Хеттуры; Идумеи от Исава, между которыми отличалось поколение внука его Амалика. Идумеи управлялись сперва старейшинами, а потом имели восемь царей149, и может быть, несколько подвластных своему народу владельцев150 прежде, нежели составилось царство Израильское.

6. Греки. Инаха, первого царя Аргосского, некоторые почитают современником Авраама или Исаака, и производят его из Финикии151. Вскоре за сим Огиг царствует в Аттике и Беотии. Преселение Кекропса, которым начинается эра Афин, полагают около времени рождения Моисеева. Царство Критское почитается древнейшим; но начало его еще менее достоверно. Религия греков, по видимому, чище была до Кекропса, нежели после него152. В древнем имени Иеус, от которого произошло более новое Зевс, можно примечать следы покланяемого имени Иеговы.

7. Фригийцы. Сей народ может спорить о древности с египтянами, но первый памятник сей древности есть соединенное с постыдными баснями богослужение Цибеле.

История сего периода вне Св. Писания

История Патриархов и евреев, содержащаяся в сем периоде, имеет многие о себе свидетельства вне Св. Писания, хотя впрочем и не имеет в них нужды для своей достоверности. Иосиф153, говоря о Аврааме, приводит Бероза, Гекатея, Николая Дамасскаго; а Евсевий154 Евполема, Артапана и Мелена. За ними следует Юстин в своей Истории. О несчастии Содома упоминают Страбон155, Тацит156, Диодор157 и Плиний158. Хотя некоторые из них погрешают иногда в подробностях, как Николай, который говорит, что Авраам царствовал в Дамаске; но тем не менее предполагается истина главных проишествий. В некоторых баснях, особливо греческих, также находят следы Патриархальной Истории, как то посещение Богом Авраама – в посещении Филемона и Бавкиды Юпитером159; наказание жены Лотовой – в превращении Ниобы; жертвоприношение Исаака – в жертвоприношении Ифигении предпринятом от Агамемнона отца её, но остановленном посредством гласа с неба. Вообще приношение людей в жертву с вероятностью производят от безрассудного подражания примеру Авраама. Мнение о боготворении Иосифа, под именем Сераписа, не столь вероятно, потому что сие не согласно со скорым его в Египте забвением, о котором свидетельствует Моисей160. Наконец, история Царей-пастырей161 в Египте, которую Иосиф162 выписал из Манефона, но которой нет у Геродота и Диодора, по признанию Гроция и некоторых других, есть не иное что, как история Евреев, обезображенная отчасти невежеством и отчасти пристрастием163.

* * *

69

Быт. XI, 28, по тексту Еврейскому.

70

Enseb. Chron.

71

Иос. Фл. Древ. 1, 9.

72

Сия повесть находится в Берешит – бора. Может быть, к вымышлению её подало случай имя Ура, которое означает Огонь или Свет.

73

Иис. XXIV, 2.

74

Иуды ст. 7.

78

Ключ к сему счислению находится в летах жизни Иосифа, который был шести лет во время возвращения в землю Ханаанскую.

79

Быт. XXX, 25; XXXI, 41; а тридцати девяти во время переселения в Египет. Там же XLI, 46, 53; ХLѴ40;, 6. См. там же XXXII, 3 и ХХХVI, 6.

80

1 Парал. VII, 21, 22. Приметить должно, что исчисленные в сем месте роды не все суть последовательные. См. Числ. XXVI, 39; по Еврейскому тексту: 35.

82

Сии работы состояли в делании кирпичей, строении городов, и возделывании земли. Иосиф в кн. II, гл 5, прибавляет строение пирамид.

85

Так разуметь должно слова Исх. XII, 40. Правда, сие место не столь ясно в еврейском тексте, как в греческом и самаритянском; ибо в оном читается только странствование сынов Израилевых, которые пребывали в Египте, было 450 лет. Но не опровергая сего чтения, приметим только, 1) что в Св. Писании часто предки с потомками соединяются в одно понятие, см. Быт XII, 2, 3. 2) что число лет не относится здесь к пребыванию в Египте, но к странствованию вообще. Посему можно смысл сего места распространить на самого Иакова, и даже Исаака и Авраама, который пришел на землю обетования как на чужую. Евр. XI, 9.

86

Пять лет, которые здесь превышают число 400, ничего не значат против сего круглого числа, назначенного Быт. в XV, 13. В подтверждение сего счисления можно приметить в сем месте различие состояния переселенчества или странствования, от состояния порабощения и угнетения. Последнее было в Египте, а первое в земле Ханаанской. Четвертый род (угнетение), в Быт. ХV, с. 13. некоторые считают от вступления в Египет, а другие разумеют через сие исполнение оных же 400 лет.

87

Он не есть Сын Божий, ибо уподоблен Сыну Божию. Евр. VII, 3. не есть Бог, ибо священник; а всякий священник приемлется от человека, Евр. V, 1, через плотское, то есть, рождение.

88

Быт. ХХХIII, 18.

89

Иезек. XIV, 14; Иак. 5, 11. Спрашивают: для чего Иосиф не упоминает о нем? – Ответ: он пишет Историю своего народа. Но Павел не говорит о нем, когда исчисляет мужей знаменитых верою в Ветхом завете. А для чего не относить к нему выражение: возмогоша от немощи? Евр. XI, 34.

90

Сюда принадлежат также частые откровения: Иов. ХХХѴ40;III, 1; XLII, 7 и упоминаемый в гл. XXXI, самый древний род идолопоклонства.

93

Рим. ИV, 13.

94

Быт, XLYIII, 15, 16.

95

Быт. XXXI, 54. Сей род жертвы, прежде нежели утвержден законом, был уже, по видимому, известен Иофору, тестю Моисея. Исход. ХѴ40;III, 12, Евреям, Исх. XXXII, 6, и самым язычникам, Исх. XXXIV, 15.

96

Славнейшие из таковых мест были Вефиль и Кладезь клятвенный. Некоторые думают, что в сии времена были уже и храмы. Лукиан говорит о храме Девкалиона (I. De Dea Syr.), которого почитают обыкновенно за Ноя. Юлий Фирмин (Dе егг. proph. rel.) упоминает о храмах созданных Египтянами в честь Иосифа. Но сии писатели могли обмануться, положась на баснословные предания, или судя о древних по обычаям своего времени. Упоминаемые Моисеем капища, деревянные рукотворения, Лев. XXVI, 30, стражбы, Числ XXX, 52, артелей Ханаанских, не означают храмов, как то думает Спенцер (de leg. Наbгаеог. 1, 3), но возвышенные алтари, статуи, поставленные на отрытом месте, изваяния.

97

Священство первородных доказывают: 1) одеждою Исава, Бытия XXVII, 1, употребленною при благословении Иакова, которую почитают священническою, 2) названием сквернителя, βίϐηλος, данным Исаву за пренебрежение первородства; Евр. ХII, 16. 3) освящением первенцев по исходе из Египта, Исх. ХIII, 2, коих место заняли после Левиты; 4) жертвоприношением жрецов, Исх. ХIХ, 22, и юношей израильских Исх. XXIV, 5, прежде посвящения Аарона. Но 1) мнение об одежде Исава не имеет никакого основания в повествовании Моисея; 2) Исав мог быть назван βίϐηλος, хотя в проданном им первенстве и не заключалось священства; 3) первенцы освящены Богом, по мнению некоторых, не как жрецы, а как жертва: и заступившие место их Левиты были не священники, но их служители; наконец 4) жрецы-юноши могли быть отличнейшие только в народе мужи. Наше мнение подтверждается жертвоприношением Авеля, Иакова в Месопотамии, Моисея пред посвящением Аарона; также и тем, что и под законом каждый отец семейства отправлял должность жреца во время Пасхи. См. phil. Jnd. lib. de vita Mosis.

98

Богослужение Иакова при Вефиле, судя по приготовлениям всей фамилии, и по другим обстоятельствам, долженствовало быть весьма торжественно. Быт. ХХХV, о молитве, см. Быт. ХII, и, XXV, 21.

99

Обрезанию назначено время известное, дабы не подать повода к небрежению, не слишком близкое по рождении, когда можно бы было сомневаться в жизненности младенца; не слишком отдаленное, чтоб родители скоро имели утешение видеть его в завете; именно восьмой день, потому как думают некоторые, что восстановление человека через восстание Искупителя имело совершиться в следующий за седьмым день.

102

Хотя Геродот и Диодор Сицилийский и производят обрезание от Египтян; но они могли в сем обмануться по незнанию истории Еврейской. Напротив того, Иосиф и Евсевий (in praep. Eus.) приводят языческого же писателя Феодора, который в сем случае говорит согласно с Моисеем. Заметить должно, что обрезание Египтян относят только к жрецам, (Eus. Рг. Eu. L. IV. Or. in Ер. ad Rom. L. II.) Почему и Пифагор при посвящении в их таинства обрезался (СI. Alex, strom. L. I.); и что временем оного полагают у них, так как и у измаильтян, тринадцатый год возраста (Иосиф. древн. кн, V). Самые сии отличия обрезания Египетского можно изъяснить из обрезания Еврейского, но не наоборот. В обрядах сего последнего, употреблявшихся в последующие времена, для нынешних обычаев, достойно внимания то, что обрезание совершалось на руках восприемника, и в тоже время младенцу давалось имя.

104

Там же XXVIII, 18; и XXXV, 14.

105

Там же XXVIII, 20.

107

Там же XIV, 22.

108

Тат же XXIV, 2.

109

Там же ХLVIII, 13, 14.

110

См. Быт. XXIV и ХХIХ.

111

Там же XLVI, 4.

112

.Там же L, 10. См. Сир. XXII, 11.

113

Быт. же XXXVII, 29, 34.

114

Там же L, 3.

115

Быт. ХХХVIII.

116

Там же ХХХIII, 24.

117

Быт. ХХIII, ХХVI, и проч.

118

Там же XXX, 37 – 39.

119

Против Онирокритики приписанной Иосифу, см. Быт. XLI, 16. Упражнение его в Магии доказывают из Быт. XLIV, 5; но сие можно разуметь о простой догадке, основанной на благоразумии.

120

Dionys. Woss. in not. Maymonid. L. de idololatria.

121

В сем разуме принимать можно имя Пророка, данное Аврааму, Быт. XX, 7.

122

Чтобы дать видеть неосновательность сей догадки, довольно указать на ее доказательства. Быт. XII, 5; и XVIII, 19.

127

Суд. XVII, что не одно, то показывает самое имя множественное.

132

In More neuoch р. III, с. 29.

133

L, I, с. 2.

134

Hist, L, I. с. 1.

135

Vid. Spenc. de Leg. Ebr. ril. lib. II. el Hoff. hist. orient.

136

Cic. de ual. Deor, L, III.

137

Arnob. coni. gen. L, I.

138

Вместо двадцати или тридцати тысяч книг Меркурия, как считает Иамвлих, мы имеем только Пимандра и Асклепия; два небольших сочинения, которые почитают произведением первых веков Христианства. С остатками Египетской философии в них смешано учение Платоническое и Христианское; и находится даже имя όμοȣσιος .. Прововещания Зороастровы не более уважаются См. Alb, Fab. Bib, Graee. L. I. с. 7, 36.

140

L, 1. с. 95.

141

Кирх. Эдип. к. VШ.

146

Б. XLVI, 34. Египтяне и сами имели стада, Б. XLVH, 16; но они, конечно, не убивали животных, ибо сие убийство осуждалось египтянами Исх. VIII, 26.

147

Cum poеtarum autem errore coniungere licet portаta Magurum aegupotiorumque in eodem generedemetium Ctc de nat. Dcor,

148

ענק בני См. Числ. ХIII, 23, 34.

151

Имя Инаха, повидимому, произошло от Енака; а отселе и боги и цари названы ἂναχτες.

152

Евсевий говорит, что он первый, заклав вола призвал Юпитера, что кажется, означает изменение древнего богослужения.

153

Древ. кн. I.

154

Praepar. Euang. L, IX.

155

Lib. XVI, Geogr.

156

Hist. L, V.

157

Lib. XIX.

158

Hist. nat. L, V.

159

Ovid. Metamorph.

161

Вот черты сходства их с Евреями: 1) имя Царей – пастырей, или, по другому изъяснению, иноплеменных пастырей; 2) пришествие от востока, 3) незнатный род; 4) власть над Египтом без войны; 5) подати наложенные на египтян; 6) удаление из Египта после тщетных усилий Египетского царя покорить их; 7) прибытие во Иудею и создание Иерусалима. Но вот и не сходство: Цари – пастыри 1) угнетали народ, жгли города и разрушали храмы; 2) укрепили город Аварис, и поставили в нем 240 000 войска; 3) жили в Египте 511 лет. Кто хочет из сего смешения извлечь чистую истину, тому нужно заметить, что египтянам, вообще, не выгодно было быть искренними в рассуждеиии евреев; от чего также произошла басня об отвратительной проказе, за которую будто бы они выгнаны были из Египта; и что подобное неблагорасположение особенно видно было в Манефоне, тогда как Птоломей Филаделф покровительствовал Еврейскому народу.

162

Contra Арр. L, I.

163

См. Budd. Hist. Ес. V, Т. per. I, s. III.


Источник: Начертание церковной истории, от библейских времен до XVIII века, : в пользу юношества, обучающегося в духовных училищах / Филарет (В.М. Дроздов) – Изд. 10. Москва: Синодальная Типография, 1857. – 498 с.

Комментарии для сайта Cackle