Источник

Сущность общества

§ 71. Что такое гражданское общество?

Гражданское общество, в философическом значении слова, есть первоначальное, на самой природе человеческой основанное, соединение рода человеческого, для осуществления и совершеннейшего развития физической и духовной цели жизни. Итак гражданское общество нельзя представить без собственности физических владений, без единства происхождения и языка, без единства религии и нравов. Общество, рассматриваемое по своему происхождению, т. е. исторически, есть произведение или природы, или образованности; итак общества бывают или природные или образованные. Природные общества суть или кочующие орды, номады, без собственной земли; или общества земледельческие, которые обладают собственною землею. Общество образованное ограничивает произвол граждан и устрояет жизнь народов на основании вечных идей истины, добра, изящества. Оно происходит прямо из идеи человечества и не утверждается ни на каком договоре. Оно существует по необходимости, также точно, как нравственное и законное отношение у народов.

§ 72. В чем состоит истинная цель общества?

Истинная цель гражданственности есть всеобщее благо соединившихся поколений, в физическом и нравственном отношении. Бремя и вечность должны соединить жизнь гражданства в одну жизнь. Всеобщее благо требует внешней безопасности лиц и собственности, постепенного усовершения нации посредством религии и добродетели, посредством наук и художеств. Таким образом общество соединяет все, допускаемые разумом, цели; но не может держаться одной какой-либо цели исключительно. Тот односторонним образом заключает о цели общества, кто доказывает, что гражданственное соединение не имеет никакой другой цели, кроме внешней безопасности лиц и собственности, или временного благосостояния всех и каждого.

§ 75. Верховная власть в обществе

Гражданское общество не может быть без верховной власти, которая необходимо должна действовать к осуществлению цели общежития. Верховная власть имеет титул величества и принадлежит единственно государю, или верховному лицу общества. Но так как власть происходит от Бога, то владычество в государстве основывается на вечных законах Божественного мироправления.

Посему государь существенно самостоятелен, или независим; неограничен никаким человеческим законом, а только Божеским; – дает отчет одному Богу и совести, а не народу; есть особа священная и неприкосновенная.

§ 74. О правах государя

Права государя по отношению к цели государства, называются правами величества. Они суть или коренные, или производные. К коренным правам принадлежит власть законодательная, судебная и исполнительная.

§ 75. Власть законодательная

Истинное законодательство должно проистекать из сущности природы человеческой, т. е. оно должно брать во внимание религию, нравы, характер и степень образованности общества. Народы, как и неделимые люди, имеют свою собственную индивидуальность, которая обнаруживается в народном языке и образе жизни. Истинное законодательство должно быть вернейшим изображением правды Божественной, как первоначала всякой справедливости. Что пользы в законе без нравственности? Законодательство, которое не обращает внимания на высшую, духовную жизнь граждан, не заключает в себе истины и блага для народа.

§ 76. Объем законодательной власти

Познание права не может быть без закона; потому что закон определяет то, что бывает по праву в частных случаях. Итак законодательство расходится на следующие отрасли: оно должно а) заботиться о потребностях государства, каково законодательство финансов; b) отдалять нарушение общественного благоденствия, как законодательство полицейское; с) заниматься решением спорных случаев права, как законодательство гражданское; d) предписывать наказания за преступления, как законодательство уголовное.

§ 77. Законодательство финансовое

Законодательство финансов определяет, что должен принести каждый гражданин из своего имения для того, чтобы суммою таковых приношений удовлетворить физическим и духовным потребностям государства. Право сбора происходит из природы и сущности гражданского соединения. Но выполнение этого права основывается на законе соразмерного разделения податей, которые должны быть определены по количеству недвижимого имения, значительности промысла, или другого какого-либо имущества.

§ 78. Наложение и употребление податей

Справедливость требует: 1) чтобы подати были определяемы не произвольно, но по необходимости, и 2) они должны быть направлены не к другой какой цели, а только к общему благу; далее 3) сбор податей не может превышать состояния частных лиц. К уплате законной подати обязываются не только туземцы, или соотечественники, во и самые иностранцы, если они имеют в обществе владения, – или занимаются каким-нибудь промыслом.

§ 79. Предмет сбора

Податью могут быть обложены 1) все лица, которые могут приобретать, сами по себе не занимаясь исполнением общественных обязанностей; 2) недвижимое имение; 3) привоз и вывоз отечественных и иностранных товаров и т. п. Подати приемлются или деньгами, или вещами, смотря по обстоятельствам.

§ 80. Законодательство полицейское

Бывают такие препятствия, которые нарушают физическое и духовное благо народа и потому противоположны цели государства. Отдалять такие препятствия, истреблять зло и содействовать добру – есть предмет власти полицейской. Обязанности ее состоят в том, чтобы а) постановлениями охранить лица и собственность от явных и тайных нападений; b) по возможности пещись о жизни и здоровье сограждан; c) способствовать торговле, отвращая недостаток, дороговизну и порчу необходимых потребностей жизни; d) силою уничтожать общественные соблазны и вообще такие поступки, которые противны религии и нравственности.

§ 81. Законодательство гражданское

Цель гражданского законодательства состоит в том, чтобы обнять во всех возможных отношениях жизнь общественную с внешней стороны ее деятельности, и определить гражданскими законами права частных лиц касательно их внешней и внутренней собственности. Без закона нельзя узнать, что в известном частном случае делается по праву, а что несправедливо: законодательство гражданское есть ни что иное, как разобщенная идея права.

§ 82. Законодательство уголовное

Цель его та, чтобы угрозою и определением наказания прекращать в обществе преступления; посему оно называется законодательством наказательным, а закон, который предписывает и определяет наказание, законом наказания. Угрожение наказанием направлено против развратной воли, в коей находится зародыш всякого преступления. А как необузданная воля обнаруживается чрез внешнее, видимое действие: то предписание наказания относится к внешним действиям, если они были следствием развратной воли.

§ 83. Что такое преступление?

Преступление есть каждое противозаконное действие, которым с злым намерением нарушаются коренные права государства и его членов совершенно, или отчасти. Преступление может быть направлено или против религии и внешних обрядов церкви, или против существования государства, или против лиц и собственности граждан. Вменение преступления требует свободной решимости, происходящей из развратной воли и выполнения сей воли в состоянии полного присутствия ума.

§ 84. Кому принадлежит право наказывать?

Право наказывать есть коренное существенное право величества; оно исходит из природы и сущности гражданского устройства и может принадлежать в государстве одному только верховному повелителю, или кому он прикажет.

§ 85. Цель наказания

Высшая и конечная цель всякого наказания есть уважение к праву и справедливости; след. наказание имеет цель свою в самом себе, и не может быть почитаемо средством к какой-нибудь другой цели.

§ 86. Начало наказательного законодательства

Законодательство наказательное основывается на начале воздаяния. А это начало требует, чтобы воздавалось равным за равное; наказание есть уравновешение преступления с правосудием и восстановление нарушенного порядка. Полное воздаяние хотя не всегда возможно и необходимо, но оно может иметь место тогда, когда преступление вполне раскрыто, когда общество имеет все возможные меры к правому уравнению наказания с преступлением.

§ 87. Обнародование законов

Обнародование есть такое действие, которым законодатель всенародно объявляет свою волю, устно или на бумаге. Закон положительный не может быть соблюдаем, если не будет известен; след. внешняя сила государственных законов зависит от всеобщей их известности.

§ 88. Обязательность обнародываемого закона

Обязательность закона начинается в одну минуту с его обнародыванием, и продолжается до уничтожения его. Поскольку гражданские законы существуют не сами для себя, но издаются как средство к распространению всеобщего блага, то их не должно переменять или уничтожать: они могут быть токмо приостановляемы по требованиям времени, обстоятельств и духа народа.

§ 89. Изъяснение законов

Толковать или изъяснять закон значит открывать истинный смысл сомнительного закона, согласно с целью законодателя. Истинный смысл темного и полуясного закона может быть определен или учеными законоведцами, или самым законодателем. В первом случае изъяснение называется ученым; во втором подлинным. Ученое толкование начинает с идеи права и доходит до основания закона: подлинное изъяснение напротив основывается на власти законодателя. Посему право подлинного толкования общественных законов принадлежит только одному верховному повелителю.

§ 90. Привилегии

Привилегии суть особенные права для некоторых лиц на такие преимущества, которых не имеют другие. Верховному повелителю, как законодателю принадлежит право давать привилегии, т. е. позволять сии исключения из общего порядка; они имеют целью упрочить общее благо. Все привилегии суть или личные, или вещественные. Первые называются личными потому, что они не дают никакого права наследственного, но исключительно относятся только к лицам, их получившим; вещественными напротив называются те, кои непосредственно относятся к вещам и вместе с вещами могут переходить в наследство.

§ 91. Судейская сила

Сила суда в обществе должна: 1) останавливать беспорядки, происходящие от самовластного упрямства и правильно разрешать сомнительные случаи между частными лицами; 2) она должна противиться злой воле и назначать преступлению определенное законом наказание. Эта сила сосредоточивается в общественной судебной палате, которая имеет назначение восстановлять нарушенный порядок.

§ 92. Право верховного лица относительно высшей судебной власти

Верховное лице, или правитель, как судия общества, должен 1) управлять ходом дел, чтобы ограничить произвол низших судей, или чтобы точнее определить смысл закона судящего, и свойство поступка судимого; 2) он должен иметь право, при исследовании уголовного дела употреблять средства принудительные, для того, чтобы заставить обвиненного сознаваться в доводах правильно уже показанных.

§ 93. Уместность смертной казни

Смертная казнь есть необходимая мера для сохранения политического бытия общества. Она может назваться уместною тогда, когда преступление направлено против благосостояния общества или граждан: 1) каждый член общества имеет право защищать свою жизнь от нападения убийцы и умертвить несправедливо напавшего; след. и общество должно иметь право наказывать смертью за дела, учиненные для нанесения смерти; 2) за величайшее преступление должно быть и наказание величайшее. Но как покушение на жизнь общества, или его членов есть преступление величайшее, то ему прилично и наказание величайшее; 3) если самый убийца совершает свое гнусное дело основываясь на мнимом праве удовлетворять своим страстям и злобе; то не справедливее ли по истинному праву воздавать равным за равное? 4) сохранение жизни убийц поощряет их к новым убийствам граждан невинных и на истребление самого общества; 5) пример всех времен и всех народов доказывает уместность сей казни. Впрочем она должна совершаться со всевозможною осторожностью и благоразумнейшим разбором.

§ 94. Власть исполнительная

В обществе должна быть такая верховная власть, которая приводит в исполнение законы и судебные приговоры. Эта верховная власть действующая внутри и вне общества называется властию исполнительною.

§ 95. Исполнительная власть внутри государства

Из природы и свойств исполнительной власти внутри государства проистекают: а) право должностей, так как исполнительная власть государя может выполнить свои определения только посредством подчиненных; b) право награждать за исполнение общественных должностей почестями и достоинствами; с) право смотреть за всем, что относится к поддержанию или увеличению общественного благоденствия. Это право касается не только до назначения чиновников к исправлению общественных должностей, но и до всех тайных обществ государства, которые правитель может уничтожить; d) право милования т. е. власть уменьшать, или совершенно прощать виновным заслуженное наказание.

§ 96. Исполнительная власть вне государства

В понятии этой власти существенно и необходимо заключается право объявлять войну и заключать мир, право оружия или власть окружать себя вооруженным войском, как во время войны так и во время мира, право заключать договоры и союзы с иностранными державами.

§ 97. Гражданство

Языческое:

Гражданство языческое, в древнем мире, есть царство совершенно земное; оно не терпит подле себя церкви; потому что ничего не почитает выше себя.

Гражданство языческое позволяет невольничество, или рабство, лишает невольников всех прав человечества, дает над ними неограниченную волю свободным гражданам.

Правительство языческое дозволяет все роды занятий и способов к тому, чтобы отдельно только самому для себя умножить свою собственность, готово жертвовать эгоизму всем настоящим и будущим.

В языческом гражданстве супружество не имеет никакой связи с религиею. Брачный союз самовластно без правительственного посредничества, также может быть расторгнут, как он и совершен.

Христианское: Гражданство христианское, хотя есть царство земное, но признающее над собою царство Божие, или церковь, уважающее первоначальные, независящие от власти государственной, права церковного общества.

Гражданство христианское, по человечеству, не признает различия между невольниками и свободными. Оно хочет связать любовью всех членов общества и требует, на одной любви основанных, отношений между господами и слугами.

Правительство христианское ставит собственность общественную выше, нежели собственность личную; оно признает владения наследственные в фамилиях и владетелей почитает только пользующимися своим имуществом. Любовь христианская обращает внимание не только на настоящее, но и на последующие поколения.

Гражданство христианское ценит и уважает святость супружества и не дозволяет никакого брачного союза, нарушающего чистоту семейственной жизни: равным образом не терпит развода без приговора правительского и при том церковного.

И так общество христианское в своем теснейшем соединении с церковию, есть досточтимое заведение для облагорожения и одухотворения рода человеческого, покровительствующее и споспешествующее религии, добродетели, праву; справедливости, наукам, искусствам; – вообще всему, что священно для человечества.

§ 98. Самостоятельность церкви и гражданства

Церковь есть жизнь и душа гражданства; она должна направлять сердца подданных к тому, чтобы повиноваться с чистым расположением, законам Божеским и человеческим. Одно правительство с своими наружными обязательствами, внешними побуждениями и наказаниями, без церкви, не имеет важной силы, если оно не действует на совесть членов общества. Правительство и церковь не надобно почитать как два общества совершенно чуждые или противоположные; но как два самостоятельные и в своем объеме существенно независимые, необходимые заведения для счастия рода человеческого во времени и вечности. Церковь не может подлежать власти правительства в делах духовных, правительство не может зависеть от церкви в вещах светских; и церковь и общество имеют, на их природе основанную самостоятельность и независимость в употреблении своих первоначальных благонамеренных прав в отдельности принадлежащих.


Источник: Философия правды / [Соч.] Архим. Гавриила, богословск. и филос. наук при Имп. Казан. ун-те преп., Казан. Успен. Зилантова второклас. монастыря настоятеля и ордена св. Анны 2 степени кавалера. - Казань : Унив. тип., 1843. - 64 с.

Комментарии для сайта Cackle