Георгий Константинович Властов

Глава девятая

Исцеление слепорожденного.

Ин.9:1. И мимоидый виде человека слепа от рождества.

Св. Иоанн Златоуст955 связует это исцеление с окончанием спора главы восьмой, когда Иудеи берутся за каменья и Господь проходит посреди их. При этом Златоуст указует на милосердие Господа, который исцеляет слепорожденного немедленно после того, как Его хотели убить. Может быть, что таково и было это событие, но надо помнить, что в таком случае и события главы восьмой должны были происходить в субботу. Мы напомним читателю, что в последний великий день празднества кущей Господь возгласил в храме (Ин. 7:37–38): «Кто жаждет иди ко мне и пей»; и в этот день посланы были за ним служители, не осмелившиеся взять Его. Затем Господь удаляется на гору Елеонскую и утром опять приходит в храм (Ин. 8:1–2). Здесь происходит ожесточенный спор фарисеев, кончающийся тем, что они берут каменья. Посему, если вслед за спором Господь исцеляет слепорожденного именно в субботу (Ин. 9:14), то тогда надо разуметь, что последний великий день праздника кущей приходился в пятницу, а и спор, и исцеление слепорожденного на следующий день в субботу.

Может быть нет особой надобности связывать события восьмой главы с событиями девятой. Западные комментаторы видят в последней главе отдельный эпизод, имевший место в одну из суббот после окончания праздника кущей956. И мы склоняемся к этой мысли. В числе многих чудес Господних957 Богослов избирает по повелению Духа Божия одно, в котором ясно очерчивается последовательное развитие злобы Иудеев, все более и более усиливающееся их ослепление, и те пути, коими Господь взыскивал овец Своих и приготовлял духовное развитие человека, освобождение его от уз фарисейства и свободу церкви Христовой.

В печальной повести развития злобы Иудеев это новый фазис ее. Ничего не упоминается уже о буйстве их и о намерении убить Господа каменьями; книжники и фарисеи опять окружают себя в отношении слепорожденного призраком законности (ст. 13–14) и говорят с Господом, спрашивая Его: «неужели и мы слепы?» (ст. 41) Стало быть надо полагать, что между последним взрывом бешенства и той субботой, в которую произошло исцеление слепого, протекло некоторое время, ясно не определенное, и весьма трудно допустить, чтобы это имело место немедленно после попытки убийства.

Ин.9:2. И вопросиша его ученицы его, глаголюще: равви, кто согреши, сей ли, или родителя его, яко слеп родися;

Ученики Господа проникнуты еще Иудейским учением, что земные бедствия суть непременно наказания: они еще не возвысились до высоты христианского понимания земных бедствий, кои суть благодеяния Божии, возвращающие грешника или неверующего на путь добра и истины958. Впрочем и в Ветхом Завете великая книга Иова ставила уже вопрос, предложенный учениками в том смысле, что бедствия праведного суть испытания Божии, за коими следует просветление праведного и награда его. Но здесь было нечто большее книги Иова. Сам Господь Слово указует ученикам, что мимоходящие временные бедствия суть иногда средство, «да явятся дела Божия» (см. след. стих).

Здесь мы обратим внимание на то, что Иудейская теория наказаний за грехи земными несчастиями основывается преимущественно на кн. Исход 20:5. «Не покланяйся им (кумирам) и не служи им, ибо я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого (рода) ненавидящих Меня».

По этому поводу один писатель959 говорит: «Ненавидящих Меня, – это весьма многозначительное выражение. Не за всякий грех караются дети преступников закона, а за грех ненавидения Господа-благодетеля. Самое ненавидение служит наказанием в роде преступного ненавистника. И действительно в неверующем семействе неверие продолжается в течение трех или четырех поколений и служит, – кроме других несчастий, нападающих всегда на эту семью, – самым тяжелым наказанием всему этому роду, ибо без внутренней Господней помощи кто из нас может нести бремя земной жизни? Самоубийство и безумие обыкновенные явления в таких семействах».

Посему то во Второзаконии 24:16, где говорится о преступлениях и наказаниях общих, Господь повелевал, чтобы отцы не были наказываемы смертию за детей и дети не были бы наказываемы за отцов: «каждый должек быть наказываем смертию за свое преступление».

Из этого, как из книги Иова, мы видим, что представление Иудеев о непременной связи слепоты человека, видимого ими, с грехами родителей его или его самого не было согласно с истинным смыслом указаний книг Ветхого Завета. В следующем стихе Господь указует ученикам одну сторону сих явлений, совершающихся по велению Божией премудрости и Божиего милосердия.

Но мы хотим указать на особенность вопроса учеников, раскрывающую может быть одно из господствовавших тогда среди раввинических школ воззрений.

Когда ученики спрашивают Господа о грехе самого слепорожденного, то естественно, что они предполагают совершение им греха до рождения. Отсылаем к указаниям Епископа Михаила960 по поводу некоторых талмудических мнений о грехе до рождения или о наказании за будущий грех.

Ин.9:3. Отвеща Иисус: ни сей согреши, ни родителя его, но да явятся дела Божия на нем:

Господь не говорит, что слепорожденный или родители его безгрешны, Господь отвечает на вопрос учеников и в данном случае отрицает связь ими предполагаемую между слепотою и греховностью слепорожденного и родителей его961. Господь раскрывает ученикам, что земные кажущиеся бедствия связуются не с одними земными событиями, а, будучи несчастиями мимолетными, как самая жизнь земная, они являются по повелению Божию и для высших духовных и нравственных целей. Здесь рождение слепого в известном семействе произошло по Божию велению, «да явятся дела Божия на нем». Этот слепорожденный мальчик, на которого Иудейские предрассудки смотрели как на доказательство виновности его родителей и гнева Божия, сделался однако одним из орудий Божиих для распространения света истины Господом, ибо явленные на нем дела Божии послужили к утверждению в вере многих сердец, а сам он сподобился узреть Господа и услышать обращенные к нему слова благодати и любви. С сим вопросом о болезнях и бедствиях, посещающих человечество, связуется и вопрос о страдании детей, столь часто подымаемый теми, которые хотят отыскать прямую связь между причиною и фактом, как Иудеи в вопросе слепорожденного. Слова Господа, в настоящем стихе сказанные, раскрывают нам, что Богу угодно, дабы мы в самых страданиях наших;– или близких нам, – видели перст Божий, ведущий нас ко благу. Господь Иисус много возлюбил детей, Он приближал их к Себе, благословлял их962, исцелял963, и воскрешал964 ради скорби родителей, указывал наконец, что дети ближе всех к царствию Божию965. Но Господу угодно, чтобы мы твердо верили, что ни одно из страданий, переносимых детьми, – сими избранными среди людей Господу принадлежащих, – не есть дело слепого случая. Мы верим, и всякий, кто с некоторым вниманием созерцал жизнь, видел и сознавал, что страдания и смерть безгрешного дитяти составляют минуту нравственного переворота в жизни родителей и близких к нему. Это одно из тех великих искушений, тип которых есть искушение Иова, при которых человек или остается верным Творцу Своему, или впадает в грех отчаяния, доколе Господня рука новым испытанием не воздвигнет его, если только человек не воспротивляется намеренно и упорно Богу злой волей и атеизмом. Кто с другой стороны не видал, как холодный эгоист спасаем был от леденящего сосредоточения в самом себе и от гордости своей, любовию к ребенку; как болезнь этого ребенка заставляла его забывать свое я и делала из него нежную мать, возрождая его к новой жизни и вызывая в душе его – для собственного его счастия – святую любовь, этот божественный пламень, возжигаемый на земле, но возносящийся к небу.

Нет, мало знают жизнь те, которые осмеливаются в страданиях детей видеть отсутствие Божия промысла. В этих случаях всегда упускается из виду время, – этот важнейший фактор, – и следовательно то, что скоропреходящия страдания не могут быть сравниваемы с вечною радостною жизнию, – и что часто болезнию и смертью ребенка достигаются две цели: радостное вечное существование души, бывшей в теле ребенка, и подготовление к радостной вечной жизни той души, которая скорбит и страдает о ребенке. Не сомневаться, а верить необходимо в вечную любовь Божию, и мы многое поймем в «притчах», окружающих нас966.

Возвращаясь к слепорожденному, мы должны указать, что всегда Господь с исцелением соединял прощение грехов967, и если особенно об этом не упомянуто при повествовании о слепорожденном, то только потому, что в этом сказании есть важнейшее событие, которое заключало в себе прощение грехов, ибо сказано: «верующий в Господа не судится»968, а Господь вызвал исповедание веры слепорожденного, исцеленного Им и соделал его Своим.

Ин.9:4. Мне подобает делати дела пославшаго мя, Дóндеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати:

Ин.9:5. Егда в мире есмь, свет есмь миру.

Нощию называет Господь грядущее вскоре за сим потемнение ума Иудеев и убийство ими совершенное: «грядет князь мира сего», и «теперь ваше время и власть тьмы», – глаголал Господь перед страданием969... Но за этою кратковременною нощию восстает опять светлый непрестающий день Воскресения Христова, сошествия Святого Духа и эпоха христианства: «не оставлю вас сиры»970; «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века»971, – сказал Господь. Тьма есть отсутствие света, а Господь есть свет миру, и доколе Господь с нами, мы прибываем в свете и погружаемся во тьму лишь собственной злой волей. И эта злая воля охватила жителей Иерусалима и погрузила их во мрак, и о сей нощи глаголал Господь. Нощь настала и нравственная и материальная, когда Божественный Страдалец испустил дух на Кресте, и сия нощь продолжалась три дня972. Сердца учеников повергнуты были в отчаяние, среди народа были вопли горя973; солнце померкло, завеса храма раздралась974, и среди членов синедриона возникло чувство страха, заставившее их поставить стражу у гроба Господня975. В виду этой грядущей ночи Господь предупреждает слушающих, что недолго Ему оставаться с людьми; что Он, – Свет мира, Богом посланный и единый с Ним, являющий дела Божии на земле, – только краткое время будет жить жизнию человеческою на земле, и в это светлое время творить дела, прославляющие Бога во Христе во спасение человекам. Сии были дни откровения, сии были дни, уготовлявшие спасение, сии были дни явления Бога: вся последующая жизнь человечества озарялась и озаряется сим днем, в он же Господь творил дела Свои.

День, озаряемый Христом, продолжается по слову Его: «врата адовы не одолеют церкви Его», – но должны мы прибавить, – и в продолжение сего светлого дня являются в нашем обществе темные тени ночи. Это явления не только греховных поступков, присущих слабости человеческой, но, – что гораздо важнее, – отрицание будущего для души человеческой и отвержение Христа с самовозвеличением, совершенно подобным самообожанию Иудеев, произведшему ту нощь, о которой глаголал Господь: «егда никтоже может делати». Для каждого христианина, как для общества христианского, соединение его с Христом есть время плодотворных дел. Любовь ко Христу воздерживает от зла и заставляет творить дела Божии. Лишь только человек или общество отпадает от Христа, – настает ночь; дела их бесплодны или приносят зло, ибо в них нет плодотворного начала любви, освящаемого благодатию Божиею. Счастливы те, кои уразумевают сие и возвращаются к Тому, Который сказал:"Аз свет есмь миру».

Ин.9:6. Сия рек, плюну на землю, и сотвори брение от плюновения, и помаза очи брением слепому,

Ин.9:7. И рече ему: иди, умыйся в купели Силоамсте, еже сказается послан. Иде убо и умыся, и прииде видя.

Господь и в некоторых других случаях исцелял слюною уст Своих как косноязычного (Мк. 7:32–34) и слепого (Мк. 8:22–25). Во многих случаях976 он исцелял прокаженных и слепых и больных и воскрешал мертвых, простирая святую руку Свою. Но мы знаем, что Он исцелял расслабленных977 и воскрешал мертвых978 единым словом Своим. Посему там, где Господу угодно было употребить действия особенные, может быть символические, там мы должны думать были особенные причины, не всегда нам открытые, почему Господь, так исцелял. Но в настоящем случае исцеления слепорожденного мы можем усмотреть ту причину, по которой Господь сделал брение и послал слепого умыться в купальне: Господь намеренно Сам нарушил обязательный для раввинистов субботний покой и заставил слепого нарушить его, чтобы с исцелением связать поучение и указать людям истинное значение сего дня, который дан Богом для успокоения от дел житейских, а не для того бесцельного и бессодержательного покоя, которого требовали школы Иудейские; потому-то и сказал Господь: «достоит в субботы добро творити»979. Дела Божии суть истинный покой духа человеческого в творящий их исполняет закон субботний, ибо покой и мир души человека – в Господе.

Но Иудеями до такой степени овладела обрядность, совершенно отрешенная от духа Закона Божия, что ее в некотором смысле можно сравнить с обрядностью идолопоклонников, которые придавали и придают значение самому обряду, под которым не скрывается никакого разумного значения. Господь пришел, как Он Сам сказал, «не нарушить закон, а исполнить»980 и нарушением раввинистской субботы Он восстановлял закон Божий. Когда Он приказал слепорожденному после наложения брения на глава его идти в купель Силоамскую в умыться в субботу, Он требовал веры, и сие было поставлено человеку как испытание души его. Испытание сие былонужно не для Господа, а для человека, который должен был волею своею решить – подчиниться ли тому или другому взгляду, избрав сознательно между учителями Израиля и Господом руководителя своего981. Человек слепорожденный избрал Господа, поверил Ему, нарушил заведомо по вере своей закон раввинистов и в награду получил зрение, т. е. на нем явились дела Божии, над ним произошел акт творчества, как он сам сознает (ниже ст. 32).

Слепорожденный по повелению Господа Иисуса идет на источник Силоам, вытекающий у подошвы горы Мориа982. Слово Силоам983, означающее посланный, высланный вперед, имело всегда и в пророчествах таинственное значение: так у Исайи пророка (8:6–7) воды Силоама, воды тихие Божии, противопоставляются влияниям языческим, уподобляемым рекам бурным, разрушительным. Посему источник, струящийся в ущелье между двух священных гор Сиона и Мории984, всегда чтился как источник священный. С точки зрения христианской в названии послан видели как бы преобразование будущей миссии Апостолов. Господь Сам уподоблялся живоносной струе из скалы985, утоляющей жажду Израиля в пустыне; воды Силоамские суть по сему уподоблению посланные от Источника жизни Апостолы проповедники, несущие от живоносного Источника успокоение и радость и просветление очей материальных и душевных. В водах сих, освященных Духом Святым получали прозрение и свет миллионы людей, привлекаемые к живоносному источнику, Христу, проповедью Апостолов.

Ин.9:8. Соседи же и иже бяху видели его прежде, яко слеп бе, глаголаху: не сей ли есть седяй и просяй;

Ин.9:9. Овии глаголаху, яко сей есть: инии же глаголаху, яко подобен ему есть. Он же глаголаше, яко аз есмь.

Ин.9:10. Глаголаху же ему: како ти отверзостеся очи;

Ин.9:11. Отвеща он и рече: человек нарицаемый Иисус, брение сотвори и помаза очи мои и рече ми: иди в купель Силоамлю и умыйся. Шед же и умывся, прозрех.

Ин.9:12. Реша убо ему: где (ποῦ) той есть; Глагола: не вем.

13.Ведоша же его к фарисеем, иже бе иногда слеп.

Мы в двенадцатом стихе вносим в текст поправку, делаемую самим синодальным изданием, и которая единственно правильное выражение мысли оригинала. Когда соседи и знавшие прежде слепого начали расспрашивать его, как он получил зрение, то он назвал Господа по имени, а потому вопрос мог касаться лишь местонахождения Господа и не мог быть формулирован местоимением кто?986

По всей вероятности расспросы и последующие обстоятельства происходят на другой день после исцеления; это явствует из двух обстоятельств: слепого ведут к фарисеям и ставят перед сонмищем (ст. 14), что не могло в обыкновенном порядке вещей иметь место в субботу, и из стихов 7 и 12 мы видим, что прозревший или не воротился в Господу, или же вернее не нашел Его, если приходил благодарить Его, ибо на вопрос – где Он? прозревший отвечает «не вем», из чего следует заключить, что в субботу, в день прозрения он не видел Господа, ибо иначе конечно узнал бы Его в храме, когда Господь Сам сыскал его (ст. 35).

Все повествование о том, как слепорожденный сидел и просил милостыню, как расспрашивали его соседи, как повели его к фарисеям, и ответы прозревшего перед сонмищем явно записаны очевидцем событий, получившим все эти сведения частию из уст исцеленного, частию видевшим и слышавшим все лично. Этот очевидец событий был конечно евангелист Иоанн, по всей вероятности сам беседовавший с прозревшим после того, как Господь нашел его в храме и он поклонился Господу и исповедал Его быти Христа (38 ст.).

Надо прибавить, что прозревшего соседи ведут по всей вероятности не в верховное судилище, санхедрин, а в синагогу, которая независимо от значения религиозного собрания была облечена и некоторою судебною властью по нарушению религиозных обрядов и постановлений. Ниже эта же синагога постановляет об изгнании прозревшего , т. е. об отлучении его987.

Ин.9:14. Бе же суббота, егда сотвори брение Иисус и отверзе ему очи.

Ин.9:15. Паки же вопрошаху его и фарисее, како прозре. Он же рече им: брение положи мне на очи, и умыхся, и вижу.

Ин.9:16. Глаголаху убо от фарисей нецыи: несть сей от Бога человек, яко субботу не хранит. Овии глаголаху: како может человек грешен сицева знамения творити; И распря бе в них.

Когда толпа соседей повела с шумом прозревшего слепца к синагоге, то едва ли она имела в виду формулировать обвинение о нарушении слепцом и исцелившим его субботы. Толпа эта, как всегда, не имела никакого мнения и в необыкновенных случаях шла к своим руководителям, чтобы они подсказали ей взгляд на известное событие. В данном случае Евангелист сам поясняет для понимания следующего повествования, что была суббота, когда Господь даровал зрение слепому. Но когда слепой был поставлен перед фарисеями, то сии последние немедленно сообразили, что в этом событии может быть найден или предлог к обвинению Господа Иисуса в нарушении субботы, или, как увидим ниже (ст. 18), средство скрыть самое чудо, предположив, что человек, приведенный перед синагогу, не тот, который был всем известен, как слепой.

Прежде всего фарисеи ищут законного повода к обвинению Господа и снимают показание с прозревшего, надеясь в словах его найти нужные им доказательства. Но прозревший отвечает им кратко и как увидим ниже с полною разумностью приводит их самих в смущение, смело доказывая им, что дело, содеянное над ним, есть дело Божие.

Но и по первому его ответу в среде фарисеев происходит разделение. Более честные души, не ослепленные злобою, заявляют, что грешный человек не мог бы творить таковых чудес, и что поэтому они склоняются признать Чудотворца за человека святого, посланного от Бога. Но допущение таких мыслей не соответствовало видам партии непримиримых, ибо они очень хорошо понимали, что следующий за тем шаг был бы по необходимости признание Господа Иисуса Христом. Посему эта часть озлобленных фарисеев опирается на несоблюдение субботнего покоя и доказывает, что «несть сей от Бога человек, яко субботу не хранит». «И распря бе в них».

Но Господь Сам всегда указывал: «Мните ли, яко мир приидох дати на землю? Ни, глаголю вам, но разделение»988. И Симеон Богоприимец, движимый Духом Божиим сказал о младенце Иисусе: «Се лежит сей на падение и на восстание многих во Израиле и в знамение пререкаемо»989.

Ин.9:17. Глаголаху убо слепцу паки: ты что глаголеши о нем, яко отверзе очи твои; Он же рече, яко пророк есть.

Убеждения прозревшего тверды и непоколебимы: он ни разу не уклоняется от прямого ответа о величии Целителя; он еще Его не знает (ст. 36), но сердце его исполнено благодарности за исцеление и он очевидно не хочет, чтобы кто либо отзывался о Нем дурно (ст. 25 и 31). Выставляя на вид свое прозрение, он прямо заявляет, что Целитель может быть только от Бога (ст. 30–33). Мы к сожалению не находим в преданиях ничего о дальнейшей судьбе прозревшего , но едва ли можно сомневаться в том, что человек с такою твердою волею, разумностию и теплым сердцем, призванный к вере самим Господом (35–38), соделался сосудом избранным христианской общины.

Ин.9:18. Не яша убо веры Иудее о нем, яко слеп бе и прозре, Дóндеже возгласиша родителя того прозревшего

Ин.9:19. И вопросиша я, глаголюше: сей ли есть сын ваш, его же вы глаголете, яко слеп родися? Како убо ныне видит?

Мы видим, что фарисеи прибегают к другому приему, чтобы ослабить в народе действие, произведенное чудом. Они делают вид, что подозревают обман, и что человек, представленный им и вполне обладающий зрением не тот, который всем был известен как слепорожденный. Для этого они прибегают к бюрократической уловке собирания справок, в сущности ненужных, но в которых могут случайно найтись данные для постройки обвинения в обмане. Может быть фарисеи, или лучше сказать «Иудеи», т. е. фарисеи в соединении с саддукеями, – имеют тайную надежду, что испуганные призывом родители, боясь быть отлученными от синагоги990, откажутся от сына, или по крайней мере выразят сомнение, – действительно ли это их сын, – и тогда легко будет распространить в народе молву, что знаменитое чудо есть только предумышленный обман, основанный на сходстве слепорожденного со зрячим человеком, приведенным пред синагогу. Намеренное устрашение родителей явно выступает в словах вопроса Иудеев: как же видит сын ваш, о котором вы говорите, что он родился слеп? Сын ли ваш стоящий здесь перед вами?

Ин.9:20. Отвещаста же им родителя его и реста: вемы яко сей есть сын наш и яко слеп родися:

Ин.9:21. Како же ныне видит, не вемы, или кто отверзе ему очи, мы не вемы: сам возраст имать, самого вопросите, сам о себе да глаголет.

Ин.9:22. Сия рекоста родителя его, яко боястася Жидов: уже бо бяху сложилися Жидове, да, аще кто его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет:

Ин.9:23. Сего ради родителя его рекоста, яко возраст имать, самого вопросите.

Родители слепорожденного не отрекаются от сына, как по-видимому надеялись Иудеи, и не колеблясь, признают его своим, но не входят ни в какия объяснения по поводу чуда, чтобы не подвергнуться изгнанию из синагоги и отлучению от общества, центром которого была синагога. Евангелист прямо указывает на соглашение, последовавшее в среде Иудеев, чтобы отлучать от «сонмища», т. е. от синагоги и всякого общественного собрания с прекращением всяких сношений с отлученным991, – всякого, кто «исповесть Христа», т. е. заявит даже в форме вопроса – не Христос ли Иисус? Соглашение о котором говорит Евангелист, произошло несомненно между двумя враждующими одна с другой партиями книжников (т. е. ученых) Иудейского мира, т. е. между фарисеями и саддукеями. Мы не раз уже говорили о них; здесь же прибавим только, что не смотря на резкий антогонизм мнений этих двух партий в религиозных и философских вопросах, они, т. е. эти партии, хотя из разных видов, но обе поддерживали всею силою своею обрядность среди народа, как средство управлять им деспотически, и по-видимому всегда действовали дружно в тех случаях, когда нужно было установить и подержать принцип власти ученых над «презренным народом», как они называли его (ср. Иоанна 7:49).

Возраст, о котором говорят родители слепорожденного, вероятно определялся теми годами жизни, при наступлении которых дозволялось и даже требовалось вступать в брак. Это было по указанию Талмуда 20 лет992. Мы нигде не встречали в Библии ограничения права показывать перед судом лиц молодых, менее 30-ти лет; это последнее мнение основывается кажется на главе 4-ой Числ, в которой постановлено, чтобы на службу Господню в Скинии брали левитов от тридцати до пятидесяти лет. Но мы заметим, что люди младшие и старшие оставлялись дома для своих хозяйственных работ. Посему мы не считаем возможным сказать, что слепорожденному было не менее тридцати лет когда он был приведен пред собрание993. И Иоанн Златоуст поясняет, что родители, говоря о возрасте их сына имеют в виду только сказать: Он не дитя, не малолетний, и может сам о себе свидетельствовать994.

Ин.9:24. Возгласиша же вторицею человека, иже бе слеп, и реша ему: даждь славу Богу: мы вемы, яко человек сей грешен есть.

Трудно представить себе такую гордость и самонадеянность, всегда впрочем присущую Иудейским учителям995. Мы вемы! говорят они. Какие бы чудеса ни творил Господь, – довольно для вас невежд, что мы вам говорим, что Он человек грешный. Мы только, – и никто другой, – можем быть судьями в делах между Богом и человеком.

Но грозная речь их не смущает человека, начинающего верить и чувствовать свободу Божию.

Ин.9:25. Отвеща убо он и рече: аще грешен есть, не вем: едино вем, яко слеп бех, ныне же вижу.

В прозревшем телесно начинает созревать вера и мысленные очи его просветляются: он начинает понимать, что уважаемые доселе народом и им авторитеты оказываются лживыми и погрешимыми. Со слабо скрываемой в начале иронией он отклоняет право свое судить о греховности Исцелившего его, но твердо устанавливает тот факт, который более всего не нравится Иудеям: но это я знаю, говорит он, что прежде я был слеп, а теперь вижу. Я знаю, что Он, Целитель, даровал мне зрение, и сильно подозреваю, что вы лжете. Таков в сущности смысл слов прозревшего .

Ин.9:26. Реша же ему паки: что сотвори тебе? Како отверзе очи твои?

Ин.9:27. Отвеща им: рекох вам уже и не слышасте: что паки хощете слышати? Еда и вы ученицы его хощете быти?

Требование повторения рассказа о том, как слепорожденный прозрел, делается очевидно с целью подметить новую черту в рассказе, могущую быть разработанною в обвинение, или же поймать рассказчика в каком-нибудь изменении первого показания чтобы, найти предлог к обвинению его, а может быть и самого Господа Иисуса в обмане996.

Прозревший по-видимому намеренно и решительно разрывает связь свою с синагогой, усматривая во влиятельных членах ее неправду и зло. Он дает им понять, что он очень хорошо сознает, к чему клонятся их вопросы, и иронически спрашивает их, не хотят ли и они сделаться учениками Господа Иисуса? Злоба фарисеев на Господа не была ни для кого тайною в Иерусалиме, весь народ знал уже997, что Господа хотят убить их начальники, а посему вопрос прозревшего есть злейшая ирония и даже насмешка над Иудеями, брошенная в лицо им. Вместе с сим в этом вопросе; «еда и вы» – слышится намерение самого прозревшего привязаться к Господу Иисусу и сделаться учеником своего благодетеля. По всей вероятности он и соделался им, когда Господь по милосердию отыскал его Сам (ниже ст. 35).

Ин.9:28. Они же укориша его и реша ему: ты ученик еси того: мы же Моисеовы есмы ученицы:

Ин.9:29. Мы вемы, яко Моисеови глагола Бог, сего же не вемы, откуду есть.

Фарисеи и саддукеи очевидно приведены в смущение предыдущим и последующим (30–31) ответами умного и честного человека, стоящего перед ними. Они прибегают к обыкновенному оружию злобных людей, чувствующих себя слабейшими, к укоризне и самохвальству. Они укоряют прозревшего в том, что он ученик человека неизвестного, которого они не знают откуда Он, они же суть ученики Моисеевы, которому глаголал Бог. Но еще ранее того Господь глаголал им: «Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа. Аще ли того писаниям не веруете, како моим глаголом веру имате?»998 Господь, прозревая черноту сердца этих людей, читал в нем неверие даже и в тот авторитет, которым они любили прикрывать свое полное непонимание духа Божия в законе, им данном. Следующий ответ слепорожденного заключает в себе еще злейшую для них укоризну, и в нем видна та же мысль, что они не понимают ни закона Божия ни велений Его и что они ложные пастыри, если не понимают источника власти Целителя.

Ин.9:30. Отвеща человек и рече им: о сем бо дивно есть, яко вы не весте откуду есть, и отверзе очи мои:

Ин.9:31. Вемы же, яко грешники Бог не послушает, но аще кто богочтец есть и волю его творит, того послушает:

Ин.9:32. От века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену.

Ин.9:33. Аще не бы был сей от Бога, не могл бы творити ничесоже.

Убеждения прозревшего сложились вполне; он с неумолимою логикою доказывает своим учителям, что они лживы или непонятливы. В благодарности своей к исцелившему его, которого он еще не видал очами своими, – ибо после прозрения он не видел Господа, – он однако глубоко обдумал все вопросы, соприкасавшиеся с его прозрением и с Тем, кто имел власть совершить его. Это подготовление своею доброю волею души своей к восприятию благодати было вознаграждено милосердым явлением ему Господа, который благоволил отыскать его и открыться ему, вероятно – как сосуду избранному.

Стоя перед фарисеями синагоги, прозревший упрекает их не только в незнании того, откуда почерпает силу Свою Целитель, – но он упрекает их в намеренном нежелании признать Его пришедшим от Бога999. Весьма основательно затем указывая фарисеям на невозможность грешнику творить чудеса, – в числе которых такое чудо, о подобном коему не слыхано от века, и которое равносильно творению, – прозревший приходит к заключению, против которого ничего не могут возразить Иудеи: что творящий сии чудеса от Бога пришел. Другого ответа на это кроме ругательств и изгнания говорившего Иудеи придумать не могли.

Ин.9:34. Отвещаша и реша ему: во гресех ты родился еси весь, и ты ли ны учиши? И изгнаша его вон.

Мы выше видели (ст. 2–3) верование Иудеев в то, что Богом посылаемые несчастия суть непременно последствия грехов страждущего или родителей его, – и мы видели также, что Господь не раз разъяснял ученикам ложность этой теории1000. Фарисеи, озлобленные правдивыми ответами прозревшего, бросают ему в глаза этот упрек в греховности и весьма характеристично прибавляют «ты ли ны учиши?» Здесь слышится взрыв оскорбленного самолюбия и притом чувствующего свое поражение. Ничто не могло так оскорбить учителей народа, как подрывание их непогрешимого авторитета дельными словами прозревшего, уличавшего их в тупости и лживости. Естественно, что они изгоняют из своего присутствия – и по всей вероятности навсегда отлучают от синагоги человека, осмелившегося не поверить их решению, произнесенному с высоты их педагогического величия.

Ин.9:35. Услыша Иисус, яко изгнаша его вон, и обрет его, рече ему: ты веруеши ли в Сына Божия?

«Услыша Иисус» говорится по человечеству1001 о воплощенном Сыне Божием: Господу угодно, чтобы до Него как человека, дошла весть об изгнании прозревшего путем народной молвы; еще быть может Господу угодно, чтобы прозревший испытан был этим народным оскорбительным для изгнанного из синагоги говором. После сего Господь Иисус «обрет его».

Иоанн Златоуст1002 прекрасно указывает, что Господь шел с намерением встретить и найти прозревшего и вознаградить его за понесенное им бесчестие великою славою от Самого Владыки мира и великим счастием быть принятым в число учеников воплощенного Бога. Велико милосердие Спасителя, идущего искать всякую добрую и честную душу и идущего на встречу каждого исповедующего Его быти Сына Божия.

Когда Господь обрел уже прозревшего, уже подготовленного к восприятию откровения собственною внутреннею душевною работою, – то Он предлагает ему вопрос, не совсем еще прозревшему понятный: «верует ли он в Сына Божия?». Господь знает конечно, что вопрошаемый не уясняет еще себе этого вопроса, но Господь будит в нем мысль, имеющую подготовить его к откровению, и притом Господь Сердцеведец читает в его сердце, что он готов воспринять с верою это откровение. За этим нужно было только указать ему, на кого должен он возложить все свое упование, и Господь делает сие указание.

Ин.9:36. Отвеща он и рече: и кто есть, Господи, да верую в него?

Ин.9:37. Рече же ему Иисус: и видел еси его, и глаголяй с тобою, той есть.

Ин.9:38. Он же рече: верую Господи. И поклонися ему.

По всей вероятности в 36-м стихе прозревший, называя Господом нашедшего его, еще не знает, что это Тот, кто отверз ему очи1003, и может быть только поражен голосом Господа, который он должен был помнить с чуткостью слепых. Посему он не удивляется вопросу, а уже как бы подготовленный к нему, «с душой любящей и усильно ищущей»1004 вопрошает: «и кто есть Господи, да верую в Него?» Он заранее исповедует готовность свою веровать в Сына Божия, который, как он правильно по-видимому разумел, и был Исцеливший его.

Когда Господь в кротких, милостивых и смиренных словах открывается прозревшему, – то душевные очи последняго немедленно раскрываются. Без малейшего колебания он говорит: «верую Господи», и поклонися Ему: «поклонися», признавая в Господе Сына Божия и признавая над собою Его владычество.

Самое греческое олово προσκονεῖεν, поклонися, употребляется св. Иоанном Богословом не в смысле простого поклона уважения или благодарности, а в смысле поклонения Богу, потому и латинский Текст переводит эти слова «и поклонися Ему» словами: «et adoravit eum». Так и в Ин. 4говорится: «Отцы наши покланялись, (προσεκύνησαν) на этой горе», разумея поклонение Богу Вседержителю. Прозревший, произнеся исповедание веры, действием своим обозначает, что он поклоняется Господу Иисусу как Богу1005.

Ин.9:39. И рече Иисус: на суд аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут:

Господь произносит эти слова вслед за исповеданием веры прозревшего, указывая тем, что прозрение слепого есть тип развития нового человека в христианском обществе. Слепой не только прозрел очами земными, но ему открылись еще не ведомые ему тайны; вместе с сим он изгнан из древнего общества и находит успокоение у Господа Иисуса. Люди, принадлежавшие к древнему строю жизни и считавшие себя «путеводителями слепых», светом для находящихся во тьме, наставниками невежд1006, оказываются сами слепыми и не могущими видеть того великого мирового события, которое совершалось пред очами их, и которое предсказано было теми священными книгами, которые они изучали.

Господь и эту слепоту не ставит еще им в грех1007, но указывает им на грех их гордости и самонадеянности. Господь дает благодать смиренным, а гордым указывает на тщету их горделивого знания, которое оказывается слепотою, ибо все знание от Бога, а Иудеи Его не признали и «имея очи видети не видели»1008. А смиренные узрели Господа душевными очами, и таким образом видящие ослепли, а слепые прозрели.

«Славлю Тебя Отче Господи неба и земли, – молился Господь, – что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам»1009.

Ин.9:40. И слышаша от фарисей сия сущии с ним и реша ему: еда и мы слепи есмы?

Ин.9:41. Рече им Иисус: аще бысте слепи были, не бысте имели греха: ныне же глаголете, яко видим, грех убо ваш пребывает.

Самый вопрос фарисеев о слепоте своей, – вопрос иронического самодовольства, – доказывает, как высоко они о себе думали. Вы видите, говорит Господь, что и отверзаю, очи слепым, сознающим свою слепоту; но для тех, которые говорят, что они все видят, все знают, что им не нужно Учителя, – свет не воссияет и они останутся в слепоте своей. Доселе мрак, в котором они пребывают, не ставится им в грех, но увидев свет великий, они отрицают его, не идут к свету, потому что дела их злы, и возненавидели Господа; посему они не имеют извинения в грехе своем1010. Это возненавидение Господа и словес благодати, исходящих из уст Его, эта борьба ничтожного смертного против Бога и Слова Его, – все это было в сущности хулою на Духа Святого1011.

* * *

955

Бес. 56 на Иоанна; ч 2 стр. 112 изд 1862.

956

В этом смысле и Епископ Михаил стр. 320 Иоанна Богослова.

957

Ин. 21:26; «Многое и другое сотворил Иисус».

958

Очень часто здоровье удерживает атеиста во тьме, замечал еще Бэкон.

959

Священная Летопись т. 2, Исход 20:5; примечание 5.

960

Ев. от Иоанна стр. 922 ссылки на Талмуд о грехе ребенка во чреве или по действию предопределения.

961

Сравни еще слова Господа о погибших падением башни Силоамской и о убитых Пилатом Галилеянах, Лк. 13:1–5.

964

Лк. 7(сына вдовы в Наине); Мф. 9(дочь Иаира).

966

Мк. 4и 13: «внешним все бывает в притчах» … «Как же вам уразуметь все притчи?».

972

Вечер пятницы, субботу и с вечера субботы до разсвета дня недельнего. Ин. 19:30–20:1; Мф. 27:50–28:1 и др.

978

Лк. 7юношу в Наине; Ин. 11Лазаря в Вифании.

979

Мф. 12:12. Господь сказал это по поводу исцеления Им словом Своим сухорукого в синагоге.

981

См. ниже как человек, избрав руководителя, твердо держится своего мнения перед фарисеями.

982

Ср. у Епископа Михаила на Иоанна стр. 326–327.

983

Или Шилоам; Шелах или Сала – высланный, брошенный, было имя сына Арфаксада (по тексту 70 внука его), с которого начинается (в Быт. 11и след.) сказание о роде, исключительно избранному (Ср. в Св. летоп.). Ср. по сему слову толкование Василия вел. на главу 8-ю Исайи 5–8 (в изд. 1872 ч. 2, стр. 287–288).

984

Гора Мориа удержала имя свое от слова Авраама Мори Иаг «усмотрение Иеговы» (Ср. в Св. Летописи о жертвоприношении Исаака в главе 22 кн. Бытия прим. 4, 8 и 14). Храм Иерусалимский был построен на горе Мориа по 2Пар. 3:1; а Сионом называется теперь более западная из двух гор, в лощине меж которыми находился источник Силоамский, называемый ныне Биркет ель Амра или Биркет Силоам.

985

Ср выше на Ин. 7:37–38.

986

Так и св. Иоанн Златоуст читает: «где той есть?» и полагает, что если бы толпа знала, где Господь, то и Его захотела бы привести перед фарисеев (На Иоанна ч. 2, стр. 128).

987

Ст. 34 сей главы по сравнению со стихом 22 сей же главы и ниже Ин. 12:42.

989

Лк. 2:34. Посление два слова переводятся: «в предмет пререканий».

990

Ср. ниже ст. 22.

991

Еписк. Михаил, стр. 336 Ев. от Иоанна.

992

В тракт. Киддушин fol. 29 col. 2 сказано: «начиная от двадцати лет, человек, пребывая не женатым, пребывает в состоянии незаконном», и в другом месте: «Иудей, не имеющий жены, не есть челокев, ибо сказано: (в Быт. 5:2) Бог сотворил мужчину и женщину... и нарек им имя человек»; (Выписки эти взяты из Hershon’s Genesis with a Talmndical Comment. Lond. 1883, pp. 123, 124, №№ 27 и 39).

993

Так Епископ Михаил стр. 335.

994

Бес. 58 на Иоан. ч. 2 стр. 138. Так и Феофилакт на это место Иоанна.

995

В этом смысле поучительно чтение Талмуда, чтобы видеть, до чего может дойти гордость книжников Иудейских.

996

Мы видим, что приемы судебных лжесофистов всегда и везде одинаковы.

999

Точно так фарисеи не хотели признать посланным от Бога Иоанна Крестителя по своим житейским соображениям. Ср. слова Господа в Мф. 21:24–27 и парал. Мк. 11:31; Лк. 20:5.

1000

Кроме Ин. 9:2–3, по другому случаю Лк. 13:1–5.

1001

См. о Сыне человеческом в конце 1-й главы.

1002

Бес. 59 на Иоанна Богосл.; в изд. 1862 ч. 2, стр. 150.

1003

Иоанн Злат. бес. 59 стр. 151–152 говорит по поводу этого места: «Слепой еще не знает Того, кого столько защищал... ибо он еще не видел Его».

1004

Иоан. Злат. loco cit. стр. 151.

1005

Златоуста 1. cit стр. 152 и Феофилакт in loco.

1007

Ст. 41.


Источник: Опыт изучения Евангелия св. Иоанна Богослова : в двух томах / Георгия Властова. - Санкт-Петербург : И. Л. Тузов, 1887. / Т. 1. - 460 с.

Комментарии для сайта Cackle