епископ Гермоген (Добронравин)

Босния

Местность страны

Босния, получившая свое название от реки Босны, а прежде называвшаяся иногда Рамою от реки Рамы в южных её пределах 212, в древности занята была Бревнами и Авториатами 213. К ней принадлежали земли между реками Савой, Дриной, Неретвой и Врьбасом214. Ныне Босния– северозападная область европейской Турции, составляющая особый эялет, или большую провинцию под управлением паши, разделенную на 6 округов: сараевский, травнинский, баня-лукский, бихачский, зворникский и ново-пазарский, которые подразделены на 42 нахии (уезда). Занимая пространство около 800 кв. миль, она лежит между Австрией), Сербиею, нишским и призренским пашалыками или Старою Сербиею и Герцеговипою 215. В ней живут большею частию босняки– отрасль сербского племени, также сербы, кроаты, морлаки, черногорцы, турки, греки, армяне, евреи и цыгане216. Жителей считается до 950,000. Из них 650,000 – христиане, остальные магометане 217. Христиане живут большею частию в селах и на севере Боснии, магометане– в городах и на юге 218. Главный город– Босна-Сарай 219.

Историческая судьба Боснии

Никогда Босния не была вполне самостоятельным государством, а всегда зависела то от Сербии, то от Венгрии, то наконец от Турции, и называлась то жупою, то байством, то королевством.

Называясь сербскою жупою, Босния управлялась своими жупанами, только под верховною властию сербского государя, и ничем не отличалась от прочих сербских областей; населена была одним сербским племенем, имела одни и теже нравы, обычаи, законы, предания, как и сербы 220. С 1120 г. она стала называться байством, и правители её – банами 221. Райский жупан Бела Урош уступил ее, как приданое за своею дочерью, зятю своему угорскому королю Беле II 222, и с тех пор она хотя управлялась своими банами, но считалась областью венгерского королевства, так что как Бела II, так потом и Гейза назывались королями Далмации, Кроации и Рамы или Боснии. Это продолжалось до Немани. При Немани боснийский бан Кулин (1168 – 1204 г.) 223, лучший из боснийских банов, о котором память доселе сохраняется в Боснии 224, признал верховную власть не Венгрии, а великого жупана сербского, но вскоре опять подчинился (1197 г.) первой 225. После Кулина управляли Босниею Стефан, Матфей и Нинослав 226.– Нинослав, называвшийся сиих Возпае, был ревностный богемил; оттого венгерский король Бела IV, по предложению папы Гонория III, отнял от него власть над Боснией» и отдал (1245 г.) ее жаркому приверженцу римско-католического исповедания венгерцу Котроыану, который стал называться Стефаном, а впоследствии (около 1254 г.) зятю своему, князю галицкому и воеводе Славонии, Ростиславу Михаиловичу, а Ростислав отдал (1262 г.) Боснию сыну своему Михаилу. За тем Босния переходила из рук в руки то к братьям венгерского короля Стефана Беле и Ладиславу III, то к матери их Елисавете (она называлась (Иисизза Возпае), то к сербскому королю Милутину (1275 – 1320), который получил ее в приданое за женою своею, дочерью венгерского короля Стефана V 227. Но так как Милутин отказался от письменного предложения (1288 г.) папы Николая IV принять римско-католическую веру,– то Босния, по настоянию папы, была отнята от Милутина и передана во власть бребирскому графу Павлу Шубичу, католику, который и управлял ею около 13 лет (1292– 1305 г.). Милутин удержал за собою только часть Боснии, но сын Шубича, Младен, отнял (1318 г.) и эту часть, и еще при жизни отца назывался вторым боснийским банном. Но Младен был слишком жесток,– и потому Карл Роберт отнял (1322 г.) у него власть над Босниею, и отдал ее Стефану Котромановичу, внуку бывшего правителя Боснии Котромана 228. По смерти (1353 г.) Стефана сделался баном племянник его Тврьтко (1354 – 1391 г.). Он при сербском короле Уроше V захватил в свои руки Травунию, Канавле, Драчевичу, Зету, завоевал часть Далмации и объявил себя королем Стефаном, с титулом: «Стефан Тврьтко, милостию Божиею краль Србаем, Босне и Примории».– Он думал было завладеть и всею Сербиею; но смерть прекратила его думы. Преемником его был родственник его Стефан Дабшпа Мирославичь (1391 – 1396 г.), носивший титул: «Стефан Дабиша, милостию Божиею краль Срьбьлем, Босна и Примориа». – Он признал верховную власть Венгрии и потерял далматския завоевания Тврьтко 229.– По смерти его приняла (1397 г.) управление Босниею жена его, Елена. Но в тоже время объявил свое право на престол побочный сын Стефана Тврьтко– Тврьтко Тврьтковичь. Однако бояре и народ не признали его своим государем, а избрали сына одного богатого травунского владельца Стефана Остои Кристича (1397– 1404 г.) 230. Между тем в это смутное время явился новый кандидат на занятие боснийского престола: венгерский король Сигизмунд, который, в договоре с Дабишею, признан был (1394 г.) верховным повелителем Боснии и завоевал (1398 г.) северную часть её,– поставил баном над завоеванною частью тамошнего воеводу, властолюбивого хорвата Гервою. Таким образом явилось два правителя Боснии– Остоя и Гервоя. Первый из них называл себя королем Сербии, Боснии, Приморья, Хлума, западных стран, Дольних краев и пр., но вследствие разных неурядиц бежал (1403 г.) из Боснии, и королем Боснии опять объявлен был, но не на долго, Тврьтко Тврьтковичь. Сигизмунд взял его в плен, и назначил баном тестя своего Германа. Но Остоя, при помощи Турции, успел опять захватить (1409 г.) в свои руки Боснию, и впоследствии (1419 г.) разделил королевскую власть с сыном своим Стефаном Остоичем. По смерти Остои опять стал владеть Босниею Тврьтко Тврьтковичь, с титулом короля. Ему наследовал побочный сын его Фома или Томашь Остоичь пристичь, назвав себя Стефаном. Он принял римско-католическое вероисповедание, и признан был (1446 г.) папою за законного сына и наследника Остои. Когда же был убит (1459 г.), при соучастии брата своего Радивоя, бана Яйца, и незаконного сына своего Стефана,– то Босниею стал управлять этот самый отцеубийца, Стефан Ффмичь, или, как звали его тогда, Стефан Томашевичь (1461– 1463 г.). Магомет II Фетхи (завоеватель) наложил на него дань в 25,000 червонцев, но так как Стефан не мог уплатить наложенной дани, – то султанское войско вошло в Боснию и в течении 8 дней овладело всеми крепостями Боснии. Магомет расстрелял (1463 г.) Стефапа. и казнил смертию всех главнейших сановников боснийских. Так пало (1463 г.) боснийское королевство 231.

По завоевании Боснии султаном, ею стали управлять чиновники от турецкого правительства, и большею частию янычар, или потурченных боснийских христиан. Они носили разные названия: визирь (губернатор), беги (древние знатные роды), капетаны, баши. Босняки должны были платить Турции подать, которая с течением времени все больше и больше увеличивалась. Ныне 232 Босниею управляет генерал-губернатор, а суд принадлежит муллам и кадиям. В 1851 г. Омер паша уничтожил все права туземной аристократии, и Босния стала провинциею, лишенною всяких политических прав 233.

Состояние христианства

Босняки вместе с сербами приняли христианство в IX веке при греческом императоре Василии Македонянине, от православного греческого духовенства. Но православие в Боснии несравненно больше испытало бедствий, чем в Сербии. Оно терпело от римских католиков, от богомилов и от мусульман.

Римские католики очень рано начали свою пропаганду в Боснии. Еще в 1141 г. Дубровничане (католики) поставили в Боснии своего епископа, подчиненного архиепископу Дубровника. С появлением в Боснии ереси богомилов, католическая пропаганда еще более стала усиливать свои действия. Боснийский король Кулин (1168– 1204 г.), обличенный в ереси богомильской, чтобы оправдаться пред папою, принял католичество и папа прислал (1203 г.) в Боснию легата Иоанна де Каземарио для утверждения короля в католическом вероисповедании. В то же время и боснийские монахи, заподозренные в ереси, принуждены были не только прервать всякое общепие с еретиками, но и подчиниться уставам римской церкви 234. Папские легаты Аконций и Гугрин неустанно проповедывали в Боснии. Пмь подражали легаты Марин и Киприан, присланные (1288 г.) сюда папою Николаем иУ Венгерский король Бела IV, по предложению папы Гонория III, послал (1245 г.) сильное войско против бана Нинослава, и, разбив его, отдал управление Босниею ревностному католику Котроману. Папа Николай IV отнял Боснию от православного короля Милутина, отдал ее во власть католику Павлу Шубину, и учредил инквизицию. Папа Григорий XI увеличил (1371г.) в Боснии число францисканских монастырей. Вследствие предписания папского (1446 г.) Венгрия, Венеция и Дубровник оказывали помощь и материальную поддержку боснийским католическим проповедникам 235. Благодаря такой усиленной деятельности римской пропаганды, многие православные босняки изменяли вере отцов и принимали католицизм. Римско-католическую веру исповедывали правители Боснии: Дабиша, Шубичь, Стефан Томашь, Стефан Томашевичь 236. Успеху католической пропаганды много содействовали три обстоятельства: 1) Босния, по отделении её от Сербии, всегда была в тесной связи с католическою Венгриею, 2) турецкия угрозы и насилия часто заставляли босняков ждать себе помощи и защиты от папы или сильных католических государей, 3) римско-католическое духовенство могло иметь большее влияние на босняков, чем православное как потому, что оно, получая воспитание в заграничных учебных заведениях, было более образовано, так и потому, что по фирману Магомета II оно имело много земли и было свободно от всяких податей, следовательно имело достаточные средства к жизни и было в содержании обеспечено 237. И теперь иезуиты и францисканы, наводняя Боснию и Герцеговину, постоянно возбуждают вражду между православными и совращенными из православия в католичество, и проповедуют среди невежественной боснийской черни, что у православного «ни-каква вера», что православный в тысячу раз хуже турок и пр., хотя такая грубая проповедь их, обольщая одних, вооружает против них других до того, что православные босняки иногда имеют больше расположения к своим врагам, туркам, чем к мнимым благожелателям их, католикам 238.

В Боснии считают от 123,000 до 135,000 босняков- католиков 239. Они населяют большею частию города: Яйце, Скопле, Фойницу, Тешан, Левно, Травник и Дервент. Меньше всего их в ново-пазарском округе. В 1855 г. у них считалось 8 монастырей, 13 училищ, 54 прихода и 92 священника 240.

Богомильство проникло в Боснию из Болгарии. Число еретиков здесь постепенно увеличивалось оттого, что они сюда бежали из Сербии при Симеоне и Стефане Неманичах, а также от преследований папы Иннокентия III. Кулин и Нинослав, державшиеся богомильства, охотно принимали их к себе. Вмешательство и угрозы папы и венгерского короля заставили Кулина отказаться от ереси. Но при Нинославе богомильство снова усилилось в Боснии. Правда, убеждения католиков (1221 г.) и оружие венгерского короля Белы IV (1224 г.) так подействовали на Нинослава, что он два раза отказывался от ереси и даже отдал сына своего в заложники, как ручательство искренности своего отречения; но отречение было только на словах: он умер еретиком. Богомильства держались многие правители Боснии– Стефан Тврьтко, Младен, Стефан Котроманичь, Стефан Остоя, Тврьтко Трвьтковичь и другие 241. Богомильства держались даже боснийские иерархи и иноки. Из иерархов вт. этом отношении известны: Даниил (у 1204 г.), Мирослав (1307 г.), Радингост (1320 г.), Радослав (1366 г.). Радомир (1404 г.), Милоэ (1446 г.). Епископ «босанской церкви» не только на языке пародном, но и официально назывался Дед босанский, или господин Дед босанской церкви, или наставник и свершитель босанской церкви и избирался из иноков. Как у ересеначальников – богомилов Василия и Петра было 12 апостолов, так и при босанском Деде был собор из 12 братий, которые назывались поглавитыми, сведоками и вредителями босанской веры. Боснийские иноки заподозрены были в богомильстве, потому что они, как богомилы, называли себя исключительно христианами, мало употребляли во время богослужения церковные книги, монахи и монахини жили вместе, подобно древним мессалианам, выдававшим себя за бесстрастных. Легат Иоанн требовал (1203 г.), чтобы они отреклись от богомильства и других ересей.– В других сословиях также господствовало богомильство. В XV веке были целые города в Боснии, например Сребриница, населенные исключительно богомилами. Панския буллы и послания, донесения легатов, известия венгерских королей и боснийских банов утверждали, будто в XIV и XV веках во всей Боснии не было ни церквей христианских, нм священников, ни богослужения, будто везде там была только богомильская ересь. Как ни преувеличены подобные известия,– все же из них видно, что богомильство слишком широко распространилось в Боснии 242. Особенно много было еретиков в средине страны. Распространению богомильства содействовало как то, что богомилы по наружности были как будто истинные аскеты, и, отвергая обрядовую практику православной и латинской церкви, в тоже время имели свой многосложный культ, который у них совершался будто бы по образцу древней, апостольской церкви, так и то, что Босния прервала связь с прочими сербскими землями, и правители её были в сильной вражде с сербскими государями,– и так как сербские государи поддерживали православие, то враждебные им боснийские правители, как бы на перекор им, то покровительствовали богомилам, то делались католиками. Православие сохранялось преимущественно в простом народе, и большею частию на окраинах города 243. По взятии Боснии Турциею католическое духовенство жестоко преследовало богомилов, и более 40,000 их бежало в Герцеговину, другие же, особенно боснийские аристократы, приняли католицизм или потурчились. Теперь- между босняками не сохранилось и памяти о прежней «босанской вере», или богомильстве 244.

Много испытали горя православные в Боснии и от мусульманства. Только что покорена была (1463 г.) Босния, и– Магомет II собрал в крепость Яйце до 10,000 боснийских властелей и помещиков и предложил им либо принять магометанство, либо потерпеть казнь. Многие тогда же, для сохранения жизни и имущества, потурчились, иные бежали в Далмацию, другие были казнены, так что православие сохранилось почти только между простолюдинами. Тот же Магомет взял до 30,000 христианских юношей, способных к военной службе, и, причислив их к янычарам, увез с собою в Стамбул 245. Таким образом первые потурчились в Боснии тамошние аристократы: за то им были предоставлены прежния права и внутреннее самоуправление под наблюдением представителя султана, визиря, а простой народ православный получил одно только право,– право обработывать землю с условием отдавать туркам десятую часть со всего, что принесет земля, и платить харачь, как военную повинность. За право пользоваться землею босняки платили натурою до 1850 г. За тем турецкое иго год от году все больше и больше тяготело над православными босняками. В XVI в. турки, на пути в Австрию, безнаказанно разрушали церкви, монастыри, села и города; оттого целые области (Посавина, Подринье, Крайня) опустели: народ бежал за Дунай или в Далмацию, либо скрылся в горах. В другой раз турки, потерпев (1683 г.) поражение под Веною, обратили гнев свой на несчастных босняков: опять настало разрушение церквей, монастырей, жилищ, – и несчастные босняки опять должны были искать себе спасения в бегстве. По заключении мира (1739 г.) между Турциею и императором Карлом VI, босняки стали возвращаться к родным очагам и селиться на оставленных ими местах с согласия бегов и капетанбв, захвативших себе эти земли; но здесь снова пришлось им испытать горе: их безнаказанно грабили, били, убивали, вешали, сажали на кол. Прежние боснийские православные храмы были почти все разрушены, а постройка новых храмов им была воспрещена. Уцелели храмы только там, где турок было мало, например, в северной Боснии; в средней же части Боснии (санджаках сараевском и Травнике) на 80,000 православных босняков был до 1851 г. один только православный храм, именно в Сараеве. Оттого священники поставлены были в необходимость совершать богослужение в шатрах, или под деревом, и здесь приобщать православных 246. Между тем подати все больше и больше увеличивались. Прежде за право пользоваться землею босняк отдавал десятую часть со всего, что даст земля, а с 1849 г. он должен был отдавать треть жатвы, да половину сенокоса. В 1852 г. около 16,000 боснийских христиан бежало в Австрию и Сербию: им не по силам было платить налог, или терпеть мучения за недоимки. Прежний харачь разросся в подати разных названий, каковы: 1, вергия и порез (поземельная подать), 2, аскерия или войнина– вместо рекрутской повинности, 3, десятина (10-я часть произведений земли), 4, казания (плата за добывание вина из слив), 5, жировица (плата за содержание скота). И эти сборы собираются за несколько лет вперед. Кроме того боснийские христиане, уплачивая рекрутскую повинность, обязаны в случае войны Турции подставлять подводы и кормить войско и лошадей на свой счет 247.

Такое тяжелое положение босняков вызвало в 1859 г. восстание; но оно не имело никакого успеха 248. Босняки >и теперь беспрестанно терпят от турок 249. Турки и теперь, как и прежде, не редко захватывают девиц или детей, чтобы удовлетворить своей плотской страсти, или обратить их в магометанство. И если ласки и подарки не действуют,– то употребляют разные пытки и мучения; так, на-пример они раздевают жертву до нага, привязывают лицом к солнцу, намазывают тело от ног до головы медом или кислым молоком, чтобы жалили мухи 250. Не так давно (1859 г.) они убили на церковном пороге учителя православной школы в селе Обудовце, тело убитого бросили в грязное место, поставили пред ним свечу, раскрыли книгу, и, стреляя в тело из ружей, приговаривали: «читай-ко. теперь». И это осталось безнаказанным 251. Об этих бесчеловечных насилиях и мучениях постоянно делаются объявления не только в листках «Сербского Дневника», издаваемого в Новом Саде 252, но иногда и в русских повременных изданиях. Вот одно из таких известий. «Небольшой урожай идет в чужия руки, а не в наш дом. У нас отнимают силою домашний скот; словом, все наше не нам пранадлежит. Мы не можем быть хозяевами и владетелями никакой вещи. Но что больше всего раздирает нашу душу,– это то, что насилу ют даже нашу честь и нашу веру. Вся наша жизнь– постоянное мученичество: мы страдаем от колыбели до гроба». За тем, перечислив явные убийства, совершенные турками в одном округе в 1862 году, и указав на убийство 24 человек в день сошествия св. Духа, босняк продолжает: «Сколько убито христиан по другим местам, и счета нет. Кроме убийств, сколько еще было раненых, искалеченных, ограбленных!.. Сколько домов разорено и сожжено!» 253. «Скоро, скоро не станет больше Боснии, раздается из Боснии другая весть Погибаем! Россия! Не ужели и ты не поможешь нам, утопающим в своей крови и слезах»?254 – Посмотрите на наше жалкое положение, слышится третья весть,– в котором мы находимся уже 400 лет. Где наши грады? От них остались одни только названия или одни безмолвные развалины. Где бывшия около этих городов гробницы наших предков, павших от меча турецких кровопийц? Кости погибших за веру и отечество рассеяны по всем четырем странам света. Прекрасные поля и луга, виноградники и сады обращены в пустыни, дорога заросла травою, торговля уничтожена, церкви и монастыри разорены, школы закрыты; последний луч просвещения исчез... У нас нет ни дома, ни очага: ибо среди жестокой зимы турок выгоняет нас и наши семейства из бедной хижины, и мы гибнем от холода! Земля, которую мы с таким трудом обработываем, не принадлежит нам, хоть прежде и принадлежала нашим предкам. Копейку, которую с кровавым потом приобретаем, отнимают у нас». – Картина безотрадная!.. Если в течении более 400 лет продолжаются в Боснии убийства, мучения, грабежи: то что удивительного, если многие босняки, не только православные, но и католики, решались и решаются принять ислам, чтобы купить себе покой и свободу 255? Удивительно то, как босняки, особенно простой народ, доселе могли остаться верными вере отцев и сохранить язык и обычаи, завещанные им священною их древностию.

Храмы

Прежде Босния была усеяна православными храмами. Теперь во всей средней Боснии от Сараева до нового-Па- зара нет ни одной православной церкви. Нет церквей даже во многих городах 256. Прежния церкви почти все разрушены турками, за исключением тех мест, где народонаселение турецкое малочисленно. Если же турки иногда и разрешали боснякам возобновлять на свои средства старые, или разрушенные ими, церкви, то босняки, находясь в крайней бедности и не получая ни откуда пособия, при всем сердечном желании не могли воспользоваться данным им разрешением, тем более, что возобновление церквей стоило и стоит там очень дорого 257. Теперь на все православное население Боснии, состоящее из 400:– 500 тысяч душ, не более 50 церквей. И из них на половину походят на деревянные избы или сараи. В самой столице Боснии, Сарае или Сараеве, где считается до 5,000 православных, один только православный храм, и то темный, тесный, и глубоко врытый в землю, где служба совершается каждый день. Вь других же церквах редко и служба совершается, за неимением священников. В некоторых храмах богослужение отправляют только от 4 др 6 раз в год монахи, приглашаемые из окрестных монастырей. И эти пригла-шаемые должны привозить с собой и богослужебные книги: иначе вынуждены бывают служить или по старым, изорванным рукописям XVI и XVII в., или по старо-печатным сербским книгам, какия найдутся у прихожан 258.

Духовенство

До второй половины XIV века Босния не имела своёго православного епископа: священников рукополагал для ней рашский епископ. Но со второй половины XIV века она имела уже своих иерархов. Это были митрополиты: Милешевский, которого кафедра была в милешевом монастыре, Зворнтский (кафедра закрыта была в XVII веке) и боснийский или босно-сараевский (со второй половины XVI века).– До 1777 года митрополиты Боснии состояли под ведением сербского, а потом– и доселе константинопольского патриарха.– Православных в Боснии считается от 400 до 500 тысяч. Все они состоят в духовной зависимости трех митрополитов. Сараевскому митрополиту, которого титул «митрополит Босна-сарайский и экзарх всей Далмации», принадлежат санджаки: сараевский, травнинский, банялукский и бихачский, одна треть зворникского и одна треть ново-пазарского санджака. Митрополиту зворникскому, который называется экзархом Далмации, принадлежат нахии зворникского округа; тузлинская, зворникская, белинская, брческая, и грида- шецкая. Митрополиту Старой Сербии, который живет в ИИризрене и титулуется «Владыка Свято-рамский, призренский и скендерийский (т. е. скутарский) и экзарх верхней Мисии, принадлежит санджак ново-пазарский, кроме Вышеграда и Новой Вароши.– Как греки-фанариоты, они очень равнодушно относятся к бедственному положению своей паствы, и больше всего заботятся только о мириях и парусиях (доходы от мирских священников и народа). Некоторые же из них с корыстолюбием соединяли еще жестокость. Таков особенно был боснийский митрополит Амвросий, бежавший из Боснии к белокриницким раскольникам. Он подвергал священников жестоким побоям, отлучал от церкви или сажал в темницы не приносивших ему довольно пенязей259. Содержание боснийских архиереев достаточное: они получают определенную плату за рукоположение, за разрешение браков, за освящение и визитации церквей и пр. 260.

Низшее духовенство состоит из белых священников, которые называются попами, и из монахов.

Православное боснийское духовенство крайне пеобразовано, так что не редко люди, едва умеющие читать, прямо от сохи или плуга посвящаются во священники, и большею частию из мещан или крестьян, потому что высшее сословие боснийское либо бежало из Боснии, либо потурчилось. Но не смотря на то они, проводя жизнь безукоризненную и исправно отправляя службу, пользуются уважением своей паствы, хотя по недостатку образования и не могут иметь на нее достаточно благотворного влияния 261. Паства же их, при некоторых дурных качествах 262, сохраняет еще много добрых нравственных качеств, напр. преданность церкви и вере, добродушие, гостеприимство, почтительность к старшим 263, но крайне суеверна 264.

Монашество некогда процветало в Боснии. По течению р. Лима от её истока в Гусине (в северной Албании) до впадения в Дрину не далеко от Вышеграда было до 70 монастырей. Но теперь от них сохранились кое-где только развалины, либо одни названия, наприм.: Николяц, Куманица, Мила, Давидовича, Бродарово. Монастыри владели значительным, недвижимым имуществом, и сохраняли древнее право убежища, которое еще в XV в. уважали как правители Боснии, так и народ. Сами монашествующие имели большое влияние на политический быт Боснии: они давали советы боснийским правителям, они были свидетелями и поручителями при договорах и обязательствах банов, королей и разных сановников, они имели доступ ко двору, как духовники, советники, поверенные. Впоследствии они, заподозрен- ные в богомильстве, потеряли значение, и либо принимали католическое вероисповедание, по настоятельным убеждениям римских патеров, либо, не изменяя вере, оставляли монастыри и скрывались где нибудь в горах и пещерах 265. Ныне в Боснии женских монастырей вовсе нет, а мужских считается только 5: Банъский, Озрен, Папрача, Гомионица и Моштаница. Из них только Баньский (Баня– нахия), построенный, по преданию, сербским королем Урошем I ( 1270 г.) и недавно (1855 г.) возобновленный, имеет довольно просторную церковь с малым железным крестом, и в нем каждый день совершается служба, а прочие монастыри похожи на избы, и в них совершается богослужение очень редко, за малочисленностию монахов, которых в Гомионице два, а в Моштанице– три 266.

Состояние просвещения

Босняки под игом турецким лишились всякой возможности получить какое либо образование. Грамотность ограничивалась лишь одним духовенством, и преимущественно монахами уединенных монастырей, где они занимались изучением и перепискою того, что уцелело от древности. Оттого одни монахи и считались учителями веры и благочестия. До 1850 г. в Боснии не было ни одного православного училища, да и католическия училища были в самом жалком положении. Теперь в Сараеве подле церкви есть православная школа, где обучают детей по найму наставники, вызываемые из Венгрии или Сербии, а священники боснийские, не смотря на свое невежество, желают дать хоть какое нибудь образование пастве своей, и для того на свои скудные, трудовые лепты заводят кое где начальные народные школы267.– Из духовных лиц боснийский епископ Иоанн Томко Марнавичь написал (XVII в.) несколько сочинений на латинском языке и перевел догматику Беллярмина на далматское наречие 268.

* * *

212

Ист. серб. яз. Майкова. 1857 г. стр. 171.

213

Гильф. т. 1. стр. 8.

214

Майк. 171.

215

Гпльф. «Босния, Герцеговина и Ст. Сербия» 1859 г. стр. 401 и 403.

216

Слов. П.июшара т. VI.

217

Хрпст. Чт. 1870 г. янв. 86. По словам Гпльферд. по переписи в 1851 и 1852 г. христиан считалось от 400 до 500 тысячи. Гпльф. 106.– Пные насчитывают более 1,500,000 жителей, в числе которых православных до 580,000, католиков 175,000, и мусульман до 400,000. Дух. Бес. 1872 г. № 29.

218

Гильф. 406.

219

Сараи– турецкое слово– значит: дворец. Сборн. Гильф. 69.

220

Шафар. Слав, древн. т. II, кн. 1. 1849 г. стр. 424.– Первое известие о боснийском жупане встречается около 1080 г.– Там же.

221

Бан– от персидского слова Баян; слово это, вероятно, заимствовано было босвяками еще в XI веке от хорватов, а хорватами от персов. Шпфар. Слав. Древн. т. II. кн. 1. стр. 124.

222

Бела Урош не сам управлял Босниею, а предоставил управление внуку своему Ладиславу. Там же.

223

Предшественники Кулина были в XII в. Славогост и потом Борпчь. Голуб. 564.

224

Хрпст. Чт. 1870 г. аир. 656.

225

Майк. И71.

226

Голуб. 563.

227

Майк. 173.

228

Там же 174. Голуб. 564.

229

Майк. 177.

230

Е. Голубинский называет Остоя братом Стефана Тврьтко. стр. 565.

231

Майк. 175. 177. 179– 187. Правосл. Обозр. 1870 г., март. 629, и аир. 630. Гильф. т. П. стр. 177.

232

Относится к 1870 годам.

233

Гпльф. 411. 549. 550. т. II. стр. 174– 179.

234

Голуб. 567. Хрпст. Чт. 1870 г. аир. 569. 658.

235

Правосл. Собес. 1866 г. авг. 291. Правосл. Обозр. 1870 г. март. 155. Макуш. 9.

236

Гильф. 201. Голуб. 575.

237

Гильф. 451.

238

В 1863 г. католики хотели построить церковь в Дувне (в Герцеговине) па земле, принадлежащей сербу; но серб не хотел им продать ее, п, опасаясь, что они отнимут у него сплою, предложил туркам купить ее для мечети. Правосл. Об. 1870 г. аир. 642.

239

Хрпст. Чт. 1870 г. янв. 86. Голуб. 569. В 1855 г. считалось католиков в Яйце 7,688 д. обоего пола, в Скопле 8,746, в Фоп- нпце 8,840, в Тешане 8,886, в Левно 9.519. в Травнике 10,656, в Дервенте 12,285.

240

Гпльф. 103– 405. 408. Макуш. 11.

241

Голуб. 575. Хрпст. Чт. 1870 г. апр. 679. Пып. 107

242

Христ. Чт. 1870 г. апр. 649– 651; 655– 657; 662– 668.

243

Майк. 123. 172.

244

Христ. Чт. 1870 г. апр. 682. Прав. об. 1870 г. апр. 631. Майк. 124. Пып. 107.

245

Гильф... Босния... 37. т. II. стр. 174– 179, 43. Рапчь. Ист. слав, народ, ч. III. стр. 263.

246

Гильф. 419. 420. 437. Макуш. 63. Тр. киев. акад. 1863 г. июльская кн. стр. 237.

247

Гильф. 441.– Христ. Чт. 1861 г. авг. 361. Харачь в последнее время равнялся 75 коп.; но с 1856 г. оно удвоен; войнина (2 р.) берется с каждого православного босняка; казания равняется одному червонцу с котла, в котором приготовляется вино из слив; жировица– 6 к. с головы, но теперь она дороже. Гильф. 414. 443.

248

Стран. 1860 г. март. кн. хрон. 81– 83.

249

Христ. Чт. 1861 г. авг. 361. Гильф. т. II. стр. 179; 444; 445; 447– 450.

250

Гильф. 419; 478.

251

Гильф. т. II. стр. 14.

252

Гильф. 423

253

День. 1863 г. № 42. Письмо из Рагузы.

254

П этот вопль, без сомнения, был вопль души истерзанной подаьляющпм горем. Ибо вот что по словам босняков сделали турки к Боснии в короткий срок, в течении 10 дней. «Они заперли в темницы 4,267 самых добрых и благочестивых христиан. Мы считаем только тех, которых знаем; а сколько полонено во всей Боснии,– един Бог ведает. Отняли у христиан все, что только можно было взять, и все, чем можно питаться человеку, так что народ ест древесную кору и умирает толпами. Несчастные малые дъти десятками скитаются по городам и селам, прося милостыни, а турки их хватают, мучат, продают в рабство, силою совращают в магометанство, и делают все, что только могут выдумать, чтоб истребить православие. Женщин и девиц убивают топорами по дорогам, по улицам, у колодцев, всюду, где только встретятся. В Градове зарезали священника, только что вышедшего из церкви после совершения литургии. В двух приходах умерло до 84 малых детей голодною смертию, а несколько несчастных матерей сами удавились, чтоб не видеть терзании и мук умирающих от голода малюток своих. Всякое утро турки выносят пз темницы по 5, по 6 трупов христиан, убитых ими, и бросают их без погребения, как скотов»... Вот что заставило несчастных босняков написать в Россию письмо от 14 марта 1860 г. за подписью 38 сельских старшин, и взывать к ней с тугою сердца: «Россия! Неужели и ты не поможешь нам?»... И Россия помогла несчастным: она послала им деньги и хлеб. (Церк. лет. 1860 г. июнь; стр. 349 – 350). По словам Стаки Скендеровой паша Шерифошичь в течении полутора года казнпл смертию 77 христиан, совершенно невинных, а тем за которыми была какая нибудь вина, и счету нет; мучил христиан различными способами, чтобы выжать от них последния деньги, папр. заковывал их в колодки, и приказывал держать их в воде, и в тоже время бить их палками и кнутом и проч. Пчела. Щербины. 1869 г. стр. 455– 461.

255

Правосл. обозр. 1870 г. апр. 631; 632. Гильф. т. II стр. 15; 192– 194; 419.

256

Гильф. 71; 73, 82; 103; 108; 111; 121, 295, 357; 387; 394.

257

Наприм. Сараевцы задумали возобновить (1658 г.) церковь после пожара, и должны были уплатить за работу и материал 42,000 аспр, да на подарки турецким властям 64,700 аспр. Гильф. 71.

258

Гильф. 16; 17; 410.

259

Голуб. 371 – 572. Гильф. Сборн. 1859 г. стр. 207. •– Его же Босния 73. 409. Тр. киев. акад. 1863 г. июль, 869. Рус. Бес. 1860 г. И., 16. Харьк. Вести. 1863 г. 327– 330. Прав. об. 1860 г. апр. 640.– В недавнее время (1872 г.) сараевский митрополит Дионисий до того простер своп неумеренные вымогательства при поставлении духовных лпц и при разных других случаях, что возбудил против себя общий ропот в духовенстве и народе, и, вследствие неоднократных жалоб, потребован был на суд в Константинополь; но патриарх признал его по суду оправданным ь и возвратил на прежнюю кафедру. Хрпст. Чт. 1862 г. август, кн. Иностр, обозр. 689.

260

За рукоположение свящепвпка дается боснийскому владыке 25 червонцев; каждый год от каждого священника доставляется мприя по 3 гроша п по 4 пары, каждый год от кая; да го священника дается за освящение воды 50 грошей, за освящение церкви 5,000 грошей, за разрешение браков 4 цванцингера; при объезде епархии архиерей записывает парусии (поминовения): полная порусия стоит 100, а половинная 50 грошей и пр. Гильф. 650.

261

Гильф. 14; 157; 159. Прав. об. 1869 г. май. Пзв. и зам. 171. – Нет во всем свете пи одной страны, пишут из Боснии, где духовенство находилось бы на такой низкой степени умственного развития, и в таком бедном материальном положении, в каком находится духовенство Боснии. Христ. Чт. 1872 г. авг. кн. Иностр, обозр. 688.

262

Босняк тяжел, не поворотлив, довольно упрям, а иногда робок; речь его сбивчива, часто бестолкова, или лжива. Гильф. 167.

263

Гильф. 468– 469. В Боснии особенно выдается почтительность женщин к мущппам: жена и дочери стоят пред хозяином дома, целуют руку у каждого гостя. Они, в видах сохранения нравственной чистоты, в гостях обедают отдельно от мущин. Гильф. 75– 76.

264

Гильф. 458. При благочестивом вообще настроении босняков, девицы и молодые женщины редки посещают церковь, именно только в большие праздники и в дни говения, потому что частое посещение

храма считается не приличным для девиц и молодых женщин. Гильф. 546.

265

Прав. об. 1870 г. аир. 636. Хрпст. Чт. 1870 г. аир. 669– 672. Гильф. 314; 546.

266

Гильф. 115; 389.

267

Пып. Юо. Гильф. 72; 82; 427; Хр. Чт. 1870 г. апр. 662.

268

Энцикл. слов. Толля ч. II, стр. 286. Девица Стака Скендерова написала летопись Боснии за 1825– 1856 г., но не точную (Гильф. 557 – 548). Стака Скендерова, дочь небогатого торговца, с детства получила сильную охоту к книжному учению, и не только в детстве носила мужское платье, как часто одеваются в Боснии христианския и мусульманския малолетния девушки, но и в зрелом возрасте не снимала ятой одежды, что служило знаком отречения её от замужества, а вместе с тем доставляло ей не зазорный доступ в общество мущин Безукоризпеппое её поведение и всегдашняя готовность помогать христианам, так как она уже не раз успешно заступалась пред турками за своих единоверцев, приобрели ей большое уважение среди православных босняьов. Сердечное желание её– основать в Сараеве девичье училище для православного населения Боснии ныне исполнилось,– и Стака сама занимается с детьми. Гпльф- Пчела. 1869 г. 454. Пятницкий готовит к изданию «Сборник древностей и типов славян Европ. Турции: Боснии и Герцеговины», ко-торый выйдет в 5 выпусках и будет стоить 25 р. Прав. об. 1869 г. Май. Изв. и зам. 174.


Источник: Санкт-Петербург 1899 г. Отъ С.-Петербургскаго Духовнаго Цензурнаго Комитета печатать дозволяется. С.-Петербургъ, 15 Марта 1899 года. Цензоръ Іеромонахъ Иннокентій.

Комментарии для сайта Cackle