епископ Гермоген (Добронравин)

Герцеговина

Местность страны

Герцеговина, иначе санджак Герсек, есть славянская область в западной части европейской Турции, лежащая между Далмациею (к западу), Черногориею (к югу) и Боснией) (к северу и востоку). Она разделена на 3 санджака: восточный – фочанский, северный– мостарский, и южный – требинъский, которые в свою очередь разделены на 15 нахий или кадилуков (округов) 269. Все пространство Герцеговины заключает до 420 кв. миль. Главный город с 18,000 жителей– Мостар, у подошвы горы Вележа. Все население Герцеговины полагают около 300,000. – Герцеговинцы по происхождению сербы, и говорят сербским наречием с некоторыми местными видоизменениями 270.

Историческая судьба Герцеговины

Одна часть нынешней Герцеговины прежде называлась Рамою, другая Захлумьем, и каждая из них управлялась своими князьями. В начале X века ими завладела Византия, а в XII веке (около 1152 – 55 г.) боснийские байы. Это продолжалось до сербского государя Стефана Немани: Неманя соединил в одно целое все разрозненные сербския области, и тогда Захлумье и Рама вошли в состав сербского государства, и управлялись жупанами под верховною властию сербского государя. Стефан Неманя отдал Захлумье в удел младшему сыну своему Растько, который впоследствии постригся в монашество с именем Саввы ,и был первым сербским архиепископом. Оттого оно стало называться воеводством св. Саввы. По удалении же Стефана в монастырь и по вступлении на сербский пре-стол старшего сына его Стефана Первовенчанного (1195– 1224), младший сын его Вулкан (или Бук) сделался независимым правителем Рамы и Захлумья. В ХП веке они переходили то к венграм, то к сербам. В XIV веке боснийский бан Стефан Котроманичь отнял (1333 г.) Захлумье от сербов, а спустя 20 лет после того венгерский король Людовик, женатый на дочери Котроманича, отнял Захлумье от преемника Котроманича, Стефана Твартько и отдал своей жене. Но по смерти его (1383 г.) Твартько, возвратил себе Захлумье и отдал, с именем воеводства, в удельное владение боснийским боярам из фамилии Храничей. Эти воеводы управляли Захлумьем в продолжение 100 лет (1383– 1483 г.), именно Влатко Храничь, сын Влатко, Сандал Храничь (+1433 г.), племянник Сандала, Стефан Косача или Козаричь (1434– 1466 г.), и наконец сыновья Косача– Владислав и Влатко. Из них Стефан Косача, отказавшись от подчинения боснийскому королю, признал ленную зависимость от немецкого короля Фридриха Ш, и за то получил (ок. 1448 г.) от него титул герцога. С тех пор он стал титуловаться: «Степань Херцег одь светого Саве господарь Хумски, и приморьски, велики воевода русага (области) босньского, князь Дриньски и више (т. е. и пр.)», а Захлумье стало называться Герцеговиною. Он построил близ Требинье крепость Клобук, и здесь основал свою столицу, которая потом перенесена была в город Благой, а наконец в Мостар. Когда султан завладел (1463 г.) Босниею,– Стефан также признал себя данником Турции. По смерти его, Два сына его Владислав и Влатко разделили между собою отцовския владения, и при их жизни Герцеговина обращена была (1483 г.) в турецкую провинцию. После покорения Герцеговины турками, ею управляли сперва герцеговинские аристократы, потом назначаемые Портою турецкие чиновники, или паши 271.

Находясь под властию своих князей, Герцеговина воевала успешно и торговала счастливо с богатым Дубровником. Но Турция захватила ее в свои руки,– и все в ней переменилось. Вместо правды и закона появилось своеволие корыстолюбивых и развратных пашей, которые, презирая несчастную райю, не щадили никого и ничего: города пустели, торговля и промышленность упали; монастыри и церкви превращались в груды развалин, и– многие герцеговинцы бежали в далматское приморье. Особенно тяжело было правление Али-паши, тяжело и для Герцеговины и для Боснии. Босния не вытерпела турецких насилий, и в 1832 – 34 годах подняла поголовное восстание. Но Герцеговина, не принимая участия в восстании, терпеливо переносила страдания, и за то Али-паша обещал именем султана православным герцеговинцам облегчить их участь и даже сравнять их в правах с турками. Но от обещания до исполнения еще слишком далеко. Когда боснийское восстание было подавлено, и несчастные босняки должны были покориться своей горькой участи,– тот же Али-паша сделался страшным бичем и для герцеговинских христиан. Они обратились было за помощию к черногорскому владыке Петру, но Петр, при всем желании облегчить тяжелую их участь, ничего не мог сделать для них. Когда в 1850 г. сераскиром сделана была народная перепись, и за тем губернатором назначен был в Мостаре албанец,– у герцеговинцев отобрано было оружие, и подати увеличены были в 10 раз. Оттого в декабре 1857 г. в пограничных с Черногориею округах вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Бочевича, а потом, по смерти его, Луки Вукашевича. Герцеговинцы могли выставить не более 4,000 войска, и не смотря на такую малочисленность, имели некоторый успех, но вмешалось австрийское правительство,– и дело их было проиграно 272.

Бедственное состояние христианства

Начало христианства в Герцеговине положено было тогда же и теми же лицами, когда и кем положено было вообще в Сербии. И когда Герцеговина была в связи с Сербиею,– в ней преобладало православие; когда же она была под властию католических государей,– в ней усиливалось католическое вероисповедание; а когда она была под властию Боснии,– в ней появилось патаренство или богомильство. Стефан Храничь и Стефан Косача были богомилы. После покорения Герцеговины Турциею, богомилы приняли магометанскую веру 273.– Римские католики не мало употребляли средств для совращения православных, и особенно пропаганда их сильна была в то время, когда Герцеговина была под властью Венгрии. Но и в наше время она не прекращает своей деятельности. «Верьте больше всего на свете в отца папу, проповедывал не так давно католический священник сербам герцеговипским, и в своего фратера (священника). Я Бога всякий раз вижу, и, если бы я захотел, сейчас же сошел бы сюда Иисус Христос; но этого я не сделаю, потому что вы грешны. Православному сербу ни в чем не верьте, и его религию считайте худшею религиею в мире. Если можете, тайно, чтоб никто не видал, делайте ему всякое зло: крадите у него, не говорите ему никогда правды, раже убивайте его, чтоб эта нечистая религия, которая не верит в святого отца папу, искоренилась, и всего этого, когда бы вы сделали, довольно для спасения вашей души...» 274. Вот голос проповедника истины и любви с церковной каеедры!...

В настоящее время Герцеговину населяют православные, римские католики и магометане. Насчитывают христиан и магометан очень различно 275. Но вообще приблизительно полагают христиан не менее 150,000 человек, из коих До 100,000 исповедуют православную веру, а остальные– римско-католическую 276. Католики живут большею частию На северо-западе 277, а православные в той части Герцеговины, которая примыкает к Черногории; в городах же и селах средней Герцеговины христиане живут смешанно с магометанами 278.

Много православные терпели и терпят от турок. Довольно вспомнить, что турецкие гаремы наполняемы были христианскими мальчиками, и что даже в 30 годах множество ясен и девиц терпели бесчестие 279. Довольно вспомнить, что Али-паша Стольчанин в свое управление Герцеговиною (1834– 1850 г.) умертвил до 1,000 православных!, сербов: сажал на кол, рубил головы, расстреливал. Умерших!. или убитых не дозволял хоронить по нескольку дней, и за право погребения требовал платы от христиан: отнимал имущества, грабил домы и церкви, заключал в тюрьмы православное духовенство и пр. 280. И вообще до последнего времени турки делали безнаказанно всевозможные притеснения христианам 281. Только в недавнее время, благодаря заступничеству России, настала для православных в Герцеговине некоторая безопасность от турецких насилий 282. Герцеговинцы, находясь среди неверных, как среди огня, могли бы ожидать себе помощи от своих святителей. К сожалению, этой помощи они не видали. С 1775 г. герцеговинскую кафедру стали занимать греки-фанариоты. Чуждые своей пастве по происхождению, они нисколько не заботились об интересах сербской народности и почти ни мало не сочувствовали воплям народа в его тяжком положении. Таковы были герцеговинские архипастыри – Анфим, Анания, Иеремия, Иосиф, Прокопий, Григорий. «Дайте мне, говорил Анеим паше, дайте мне людей, которые бы были способны казнить монахов Житомышля самою позорною смертию», и от его преследований монахи должны были удалиться на Аоон. Таков же был и Иеремия (1802– 1815 г.). Они смотрели слишком холодно на то, что Али-паша Стольчанин грабил и убивал православных. В 40 годах в Мостаре хотели одну сербянку Ристу Райковичь силою заставить принять магометанство, потому что она будто бы дала обещание одному турку выдти за него замуж. Но один из турок сталь защищать ее, и православные мостаряне, ободренные его защитою, просили своего митрополита вступиться за нее. Владыка сказал кадию: не делайте насилия этой влахине; но

если она захотела перейти к вам по доброй воле, – пусть идет!.. Вот защита архипастыря! В 50 годах сами турки хотели свергнуть» Али-пашу Стольчанина за его жестокость; и уже написано было письмо с приложением печатей монастырей и подписью кнезов и поглаварей, и отправлено в Константинополь к патриарху, чтобы он ходатайствовал пред султаном об удалении пати из Герцеговины; но митрополит герцеговинский отказался подписать это письмо и приложить свою печать. И когда патриарх спросил его почему он не подписал и не приложил печати,– он отвечал, что все, написанное об Али-паше, ложь, и что он человек не жестокий, а правдивый283. При такой жалкой обстановке христианство в Герцеговине естественно, далеко не в блестящем положении.

Храмы и монастыри

Храмов в Герцеговине довольно, и монастырей не мало; но многие из них лежат в развалинах 284, а существующие почти ничем не отличаются от обыкновенных изб. В самой столице, Мостаре, где– кафедра митрополита, долго не было православной церкви. Только в 1835 г. дозволено было построить здесь церковь, которая и освящена была герцеговинским митрополитом Иосифом. Но турецкое правительство предписало построить ее так, чтобы из стен, окружающих церковный двор, не было видно крыши храма, и потому храм должен быть глубоко врыт в землю. Туда опускаются по лестнице ступеней в 20. Окна в нем малы, икон почти нет; везде видна теснота и бедность; богослужение совершают монахи 285. Нечего и говорить о других храмах. Все они вообще очень бедны. Иконостасы в них– простая деревянная перегородка, на которой вместо св. икон виднеются бумажные изображения свящ. предметов и лиц грубой работы. Престолом служит каменная доска на столбиках, без одежды. Служебные сосуды либо из олова, либо из дерева, очень редко из серебра. Священные одежды из простого холста. Богослужебных книг слишком мало: вместо них употребляются, в дело старые, истрепанные рукописи; печатные же богослужебные книги нередко переносятся из одного храма в другой даже в один и тот же день, чтоб можно было по ним совершить богослужение в 2 – 3 храмах в разные часы одного и того же дня 286. В северной же части Герцеговины, где густое население турок, православных храмов совсем нет. И не смотря на такую бедную обстановку храмов, турки нередко делают на них нападения, чтоб можно было там хоть чем нибудь воспользоваться 287. Впрочем теперь православные, с дозволения турецкого правительства, могута строить, и строят храмы 288, и не так давно (1864 г.) даже сам султан Абдул-Азис дал пособие на постройку храмов и дозволил повесить в мостарском храме колокол, посланный туда из России 289.

Из монастырей одни (числом до 10 или 12) существуют и доселе, другие же в развалинах или запустении. Но почти все они бедны, и так малолюдны, что ни в одном монастыре нет более 6 иноков. Из существующих теперь монастырей известны: 1Дужи– у Требинья, 2, Завала на Поповом поле, 3, Житомысличи в Дубравах, 4, Добри-чево в Заряче, 5 Косиерово или Косеровох в смежности с Черногорией, разграбленный турками в 1861 г. 6, Пива,

Малинско, 8, Бело в Дробняках, 9, Доволе, на берегу р. Тары, построенный в 1545 г. 10, Троицкий в Плевлях в Таслиджи.– Из них более достаточны сравнительно с другими монастырями три: Житомысличи, Пива и Троицкий. Житомысличи– в 4 верстах от Мостара. Церковь в нем низка и тяжела; она была построена (1585 г.) герцеговинцем Милославом Милорадавичем, который подарил монастырю много своих поместьев и земли; но эти дары отняты турками. Служба здесь совершается ежедневно. Пива– с довольно большею и красивою, но без купола церковью, построенною в 1604– 1606 годах. Троицкий в Таслиджи имеет школу и много рукописей, но не древнее XIV века. Из прочих монастырей более замечателен Дулси подле Требинья290. Он был некогда как бы подворьем монастыря Тврдошь, который, по преданию, построен был еще Константином великим и царицею Еленою, и, обновленный (1270 г.) сербским государем Милутином, служил местопребыванием требинских митрополитов. (Теперь этот монастырь в развалинах). В этом подворье– Дужи была в то время только одна малая церковь с 6-ю келлиями, покрытыми соломою. Там жил один только монах с монастырскими пастухами. Когда венецианский дож выгнал турок из Которского залива,– они бежали в Требинье, и здесь наносили столько обид и огорчений инокам Тврдоша, что они (а их было до 80 человек, кроме послушников) должны были вместе с своим митрополитом Савватием бежать в Кастельново, где, с дозволения венецианских властей, построили (1695 г.) монастырь– Савину. Но некоторые из иноков из Тврдоша перешли в Дужи. Тврдошь был взорван турками на воздух, а убогий монастырь Дужи был возобновлен (1748 г.) старцами и постепенно начал приобретать известность. Из настоятелей его игумен Арсений Вуговичь (с 1744 г.) приобрел для монастыря несколько десятин земли и распространил здания; Паисий Иокановичь ввел лучший порядок в монашеской жизни, Феодосий Негуличь улучшил пение и много потерпел от турок; Евстафий Дучичь (с 1849 г.) обнес монастырь, вместо прежнего плетня, каменною стеною и прикупил земли, которая султанским фирманом и утверждена была за монастырем. Жизнь Дужских ипоков так была строга, и вместе с тем поучительна и назидательна, что сербские патриархи избирали из среды их кандидатов на герцеговинскую кафедру. Так Афанасий посвятил (1751 г.) Дужского иеромонаха Авксентия Паликучу в митрополита «Захлимской и Херцеговичской епархии». Авксентий жил и умер (1763 г.) в Мостаре. Преемник его Стефан Милу- типовичь, по прозвапию Мрконьичь, также был из Дужских иеромонахов, но жил не в Мостаре, а в Дужи, где и скончался (1778 г.).– В 1858 г. турки напали на Дужи, 11 все в нем разграбили, истребили виноградники, хлебные магазины, и проч., так что настоятель Евстафий Дучичь вынужден был с монахами бежать в Зубцы. Теперь купола, построенные из белого камня. В ней нет икон, кроме местных; но богослужение совершается 291.

Кроме того много в Герцеговине монастырей лежит в развалинах или запустении: Тврдош, упомянутый выше, Петровский, близ деревни Црначь, с христианским кладбищем, Георгиевский «Бравеник близ деревни Граб, Милешнев, близ деревни Милешев Дол, Пустыня, основанный, по преданию, Стефаном Первовенчанным в деревне Карошевина; монастыри в деревнях Крушеве, Кола- шине, Ближкове, Соколяце, разрушенный в 1797 г., св. Луки в Никшочах и пр. Из запустевших монастырей более замечателен Милешев, построенный сыном первовенчанного Стефана, сербским государем Владиславом (1234– 1240 г.). Здесь положены были моши св. Саввы, архиепископа сербского; но в 1595 г. Синап паша взял отсюда св. мощи и сжег их на Врагарском поле под Белградом. С этих пор монастырь постепенно начал приходить в упадок; в 1735 г. был разорен турками, а в 1782 г. пострадал от пожара. Монахи оставили его,– но его развалины и доселе– святыня для сербов. Церковь в нем без креста; иконы перепорчены турецкими ножами и пулями 292.

Иерархия и духовенство

До св. Саввы, архиепископа сербского, православные захолмцы, как и босняки, не имели собственного епископа, а обращались с своими духовными нуждами к рашскому епископу. При св. Савве Захолмие принадлежало к Сербии, и потому Савва учредил для захолмцев епархию холмскую. Кафедра холмская была сперва в городе Стоне или Стагно (ныне в южной австрийской Далмации), потом, с конца XVI века (1596 г.), в требиньском Успенском монастыре Тврдош, и наконец отсюда перенесена (около 1751 – 63 г.) в Мостар. Когда Захолмие стало называться Герцеговиною,– митрополиты начали именоваться захолмскими и герцеговинскими, а по сербски «херцеговачки». Кроме этой постоянной кафедры были еще временные, недолго существовавшия, таковы: милелиевская, учрежденная при Стефане Косаче, и закрытая ранее 2-й половины XVI в., и петровская и полу-герцеговинская митрополия, учрежденная в XVII в. и закрытая в том же веке 293. Ныне православное духовенство Герцеговины состоит в ведении одного митрополита, который носил титул: «митрополит Ерсекийский (герцеговинский) и экзарх верхней Мисии». До 1775 г. он подчинен был сербскому патриарху, который и назначал на герцеговинскую кафедру сербов и герцеговинцев; последний митрополит из герцеговинцев был Стефан Мрконьичь (+ 1778 г.). С 1775 г, митрополит герцеговинский состоит в зависимости от константинопольского патриарха, который назначает на каеедру герцеговинскую греков. Содержание герцеговинского владыки довольно скудное; ежегодный доход его не превышает 1500 р.; а между тем при вступлении на кафедру он должен уплатить за султанский берат (утвердительную грамату), сделать подарок паше, муфтию, кадиям и другим турецким чиновникам, и оттого он обыкновенно входит в большие долги.– Священники получают образование не столько в школах, сколько в монастырях, где они, как послушники, изучают богослужебные книги, церковный устав и пение, и, не смотря на скудное образование, пользуются любовию и уважением паствы, как потому, что строго и усердно исполняют правила церкви, так и потому, что живут одною жизнию с народом: вместе с ним работают, вместе с ним носят национальную одежду, кинжалы, пистолеты, ружья. Но содержание их, по бедности прихожан, очень скудное, и из скудных средств они должны еще делать взносы на содержание митрополита и уплачивать подати. Оттого некоторые священники от крайней бедности бывают вынуждены пасти стада или отправлять земледельческия работы у богатых турок. Диаконов нет ни в приходских, ни в монастырских церквах294.

Далеко не такая жалкая обстановка римско-католического духовенства. Пользуясь покровительством пашей и римско- католических государей, оно безопасно от насилий турецких.– Из двух епископов один живет в Сеонице, что в Дубно, другой в Дубровиче. Оба получают жалованье от казны (до 1.000 червонцев), и от прихожан разные продукты, как-то: хлеб, мясо, яйца, сено, дрова и пр. Священники римско-католические большею частию туземцы, получающие образование за границею на счет доходов римско- католических церквей. Все они достаточно обеспечены 295.

Состояние просвещения

Не высок, крайне не высок уровень просвещения в Герцеговине. До 50-х годов там было всего только три школы, где учили православных детей такие наставники, которые и сами едва умели читать и писать, именно в Мостаре, Фоче и Таслидже 296. В 1854 г. основано в Мостаре вместо прежней бедной школы православное училище, разделенное на 4 класса. Здесь удовлетворительно преподается чтение, письмо, катихизис, арифметика, грамматика, история Сербии и церковное пение. За тем, кроме 8 низших мужских и 1 низшей женской школы, нет ни одного среднего учебного заведения 297. Было предположено устроить в Житомысличе православную семинарию; но неизвестно, приведено ли это в исполнение.– Из известных в литературе герцеговинцев можно указать на архимандрита Иоанникия Памучину и иеромонаха Прокопия Покорило. Иоанникий, самоучка, в совершенстве изучивший греческий и сербский языки, помещал свои статьи в Сербо-Далматинском магазине 298, а Прокопий написал «Летопись Герцеговины», напечатанную в переводе во II части Русской Беседы за 1858 г., и «Разсказы из Герцеговинского быта».

* * *

269

Эти округи: 1, Требиньский, 2, Шума, 3, ТретиЦа, 4, Површ, 5, Зубцы, 6, Драчевица, 7, Крушевича, 8, Кореничи, 9, Заряча, 10, Любомир, 11, Требиховы, 12. Загора, 13, Любиньс, 14, Бобапе, п 15, Попово.

270

Задув, и адриат. слав. Макушева стр 6, 101, 102. Гпльф. т. II. стр. 232.

271

Голуб. 576 – 580. Гильф. стр. 22, 43, 60; т. II, стр. 22, 59, 178. Прав, обозр. 1870 г. апр. 629 Стран. 1860 г. март. хрон. 84.

272

Макуш. 102– 107.

273

Голуб. 581; 586.

274

«Сербско-Далматинский Магазин за лето 1851, у Загребу, го- дипа 6», стр. 42.

275

По словам одних из 254,000 герцеговинцев 112,000 исповедуют православную веру, 33,000– католическую, 107,000 магометанскую (Хр. Чт. 1870 г. янв. 86), по словам других из 290,000 герцеговинцев 180,000 православных, 50,000 католиков, и только 60,000 магометан (Макуш. 101); по словам третьих одного муж. пола 55,000 православных, 25,000 католиков и 36,000 магометан (Страп. 1860 г. март. хрон. 84),– по словам четвертых 145,000 православных, 44,000 католиков и 55,000 мусульман (Дух. Бес. 1872 г. № 26).

276

Гильф. 678. 680– 692.

277

Гпльф. 678. В Мостаре они живут Аъ особом квартале; за городом у них для епископа дом и часовня, а другая часовня в доме австрийского консульства. Сборн. Гильф. 44.

278

Прав. об. 1870 г. апр. 832. Макуш. 101. Более густое население православных в округах: требиньском (294 прав, дома), Попове (250), Шуме (292), Зубцах (185); самое малое– в Загоре (35 домов) и Третице (32). В г. Мостаре 500 православных домов, да в окрестностях, принадлежащих к мостарскоп церкви до 266 пр. домов. Сборн. Гпльф. 19, 20, 44.

279

Гильф. стр. 512, 520; 530; 535.

280

Макуш. 103; 104. Прав. об. 1870 г. аир. 63Р.

281

Напр. 23 марта 1861 г. онп разграбили монастырь Косерево в южной части Герцеговины. Стран. 1861 г. май хрон. 128. О насилиях турок см. в Стран. 1862 г. дек. хрон. 505.

282

Стран. 1865 г. февр. хрон. 58.

283

Прав. об. 1870 г. апр. 637 – 640. Далмат. Магаз. 1848 г. стр. 178.

284

В 1850 годах считалось 59 храмов, в которых совершалась служба, и 67 в развалинах. Сборн. Гпльф. 679– 694.

285

Гпльф. 44. Стран. 1860 г. март. кн. хрон. 84– 86.

286

Гпльф. 17. Дух. хрпст. 1862– 63 г. июнь, стр. 857

287

Стран. 1861 г. майск. кн. хрон. 128; 1852 г. дек. хрон. 505. Церкви села Дражино Доле крест, пконы, книги, ризница и утварь хранятся в избах поселян, и приносятся в церковь только в день, назначенный для богослужения, из опасения, чтобы туркп пх не унесли. Гильф. Сборн. 1859 г., стр. 16.

288

) Стран. 1860 г. март. кн. хрон. 84– 86.

289

Султан пожертвовал на постройку храма 50,000 грошей пли 2.500 р. Дух. Вести. 1864 г. июль 487.

290

Требпнье– древний город, упоминаемый в X веке, теперь служит главным оплотом ислама в восточной Герцеговине. Гильф. 26. 27.

291

0 монастырях см.. Гильф. стр. 10; 11, 14; 16, 327 – 328; б5о, 663 – 666; 672– 673.

292

Гильф. 681; 688– 689; 591– 622. 309; 311; 313.

293

Голуб. 581 –584.

294

Гильф. 44; 318. Дух. христ. 1862– 63 г. июль, 154– 856; Стран. 1860 г. март. кн. хрон. 89.

П1) Каждый домохозяин, имеющий 100 овец, дает своему священнику 3 овцы, имеющий 500 дает 10 и т. д.; каждое семейство дает ему ежегодно 2– 3 ф. масла, 2 курицы, 2 цыпленка, овчину с баранов, хлеб и пр. Кроме того священник получает определенное возпаграждепие за требоисправлепие: за исповедь 21/з коп. и 5 яиц, за крещение 20 к. или чулки, за брак 1 р. 20 к., за погребение от 75 к. до 1 р., за литургию заупокойную от 10 до 12 р., и пр. Дух. хр. 1862– 63 г. июль. 839– 848.

295
296

Прав. об. 1870 г. апр. 639.

297

Стран. 1865 г. фсвр. хрон. 59. Гильф- 17; 48.

298

Гильф. 46.


Источник: Санкт-Петербург 1899 г. Отъ С.-Петербургскаго Духовнаго Цензурнаго Комитета печатать дозволяется. С.-Петербургъ, 15 Марта 1899 года. Цензоръ Іеромонахъ Иннокентій.

Комментарии для сайта Cackle