Источник

Часть 3, Глава 2Часть 3, Глава 4

О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего

Б. О любви к ближним

1. Тесная связь между любовию к ближним и любовию к Богу

Авва Дорофей прекрасным сравнением уясняет учение апостола любви о том, что мы приходим к познанию Бога главным образом путем любви к ближним. «Представьте себе, говорит он, круг на земле. Предположите, что круг этот есть мир, самая средина круга – Бог; а прямые линии, идущие от окружности в центру, суть пути, т. е. жизни людей... Итак, на сколько святые входят внутрь круга – к средине его, желая приблизиться к Богу, настолько но мере вхождения они становятся ближе и к Богу и друг к другу, и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и в Богу. Так рассуждай и об удалении: сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся и с Богом». («Твор. аввы Дорофея», стр. 91 – 92).

2. Библейские тексты о любви к ближнему

Любовь к ближнему заповедана Богом: не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. XIX, 18): – А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его, Иисуса Христа, и любили друг друга (1Иоан. III, 23), – Заповедь новую даю вам, (говорит И. Христос), да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Иоан. ХIII, 34).

Любовь к ближнему есть одна из двух больших заповедей: вторая не подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. (Марк. XII, 31).

Любовь к ближнему есть сокращение закона: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. XXII, 40). – (Ибо) заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не крал, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого, и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя (Рим. ХIII, 9).

Наша любовь к ближнему должна быт подобна любви к нам И. Христа: сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Иоан. XV, 12). – А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовию вашею к нам; так изобилуйте и сею добродетелию. Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви. Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал радb вас, дабы вы обогатились (2Кор. VIII, 7 – 9). – И живите в любви, как и Христос возлюбил нас, и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф. V, 2) . – Любовь позвали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и ны должны полагать души свои за братьев (1 Иоан. Ш, 16).

подобна любви Божией к людям: а Я говорю вам: любите врагов наших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас, и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. V, 44, 45).

равна нашей любви к самим себе: и любить Его (т. е. Бога) всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв (Марк, XII, 33). – Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Гал. V, 14). – Если вы исполняете закон царский по писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, хорошо делаете (Иак. II, 8).

искренна: любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру (Рим. XII, 9).

проявляется в добрых делах: если брат и сестра наги, и не имеют дневного пропитании, а кто-нибудь из вас скажет ин: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: что пользы? (Иак. II, 15, 16).

усердная: более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов (1Петр. IV, 8).

Мы должны любить наших братьев во Христе: будьте братолюбивы друг к другу с нежностию; в почтительности друг друга предупреждайте (Рим. XII, 10). – И любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь. (1Кор. XVI, 24) – Е свободе призваны вы, братия; только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти: но любовию служите друг другу (Гал. V, 13). Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Бокие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны (І Сол. II, 8). – Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите (1Петр. II, 17). – Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий родившего, любит и рожденного от Него (1 Иак. V, 1).

наше семейство: мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил церковь, и предал Себя за нее (Еф. V, 25). (Ты же говори, пишет св. ап. Павел в Титу), чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей (Тит. II, 4).

предстоятелей церкви: и почитать их преимущественном любовию за делом; будьте в мире между собою (1Сол. V, 13).

наших сограждан: я желал бы сам быть отлученных от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, т. е. израильтян, которым принадлежат усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования (Рим. IX; 3, 4).

чужих: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец наш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле египетской. Я Господь Бог ваш (Лев. XIX, 34).

всех людей: и так, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гад. VI, 10). – А вас Господь да исполнит и преисполнит любовию друг к другу и во всем, какою мы исполнены к вам (1Сол. III, 12).

Любовь к ближнему должна простираться даже на наших врагов: если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою (Притч. XXV, 21). – Не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение (1Петр. III, 9).

Любить только своих братьев и своих благодетелей значит поступать так же, как поступают и грешники: (ибо) если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Мф. V, 46, 47).

Любовь к ближнему есть новая заповедь данная Христом: заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Иоан. ХIII, 34).

Любовь к ближнему должна доказываться тем, чтобы мы помогали бедным: если брат твой обеднеет, и прийдет в упадок у тебя: то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтобы он жил с тобою (Лев. XXV, 35). – Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в доы; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Исх. ХVIII, 7). – Ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и мы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли по Мне (Мо. XXV, 35, 36). – А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое: как пребывает в том любовь Божия (1Иоан. III, 17)?

призирали сирот и вдов чистое и непорочное благочестие вред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира (Иак. I, 27).

оказывали всем услуги: если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею; то не оставляй его; развьючь вместе с ним (Исх. XXIII, 4, 6). Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф. V, 41, 42).

делали добро всем: итак доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. VI, 10). – Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем (1Сол. V, 15).

поддврживали слабых; мы, сильные, должны сносить немощи бессильных, и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию (Рим. ХV, 1, 2). Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем (1Сол. V, 14).

несли бремя других; носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. VI, 2).

не соблазняли слабых: если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер (Рим. XIV, 15).

прикрывали недостатки других: ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи (Притч. X, 12). – Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов (1 Петр. ІV, 8).

с кротостью обличали согрешающих против нас: если же согрешит против тебя брат твой; пойди, и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего (Мф. ХVIII, 15). – Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев (1Тим. V, 1).

прощали обиды: и если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, прости ему (Лук. XVII, 4). – (Но) будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (ЕФ. IV, 32).

молились за других: молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак. I, 16).

жертвовали собою за других: я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, не смотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами (2Кор. XII, 15). – (Так) мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны (1Сол. 11, 8). – Любовь позвали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои ва братьев (1Иоан. III, 16).

3. Мысли о любви к ближним

I. «Как печь без огня не может быть теплою: так и человек, чуждый Бога, не имеющий в себе Бога, не может иметь любви к ближним». (Иаков, архиеп. нижегор.).

II. «В круге радиусы связуются в центре, и чем они ближе к нему, тем ближе друг к другу: по мере удаления от центра, они делаются более и более далекими и разобщенными между собою. Так и люди, чем дальше от Бога, тем дальше друг от Друга». («Дух. цв.», т. I, стр. 184).

III. ,,Кто искренно любит Бога, тот не может не любить ближнего». (Филарет, архиеп. черниг.).

IV. «Если мы будем пит из сосуда, наполненного водою и поставленного в водохранилище, то сколько бы ни пили, сосуд не оскудеет; но если вынем его из водохранилища и станем утолять жажду, то вода постепенно станет убывать, и наконец сосуд опустеет: никогда не иссякнет в нас и любовь к ближнему, если не будем отделять ее от неиcсякаемого Источника любви и совершенства». («Дух. цв.», т. I, стр. 135).

V. «Люби Бога в Нем Самом и во всех тех, которые носят на себе образ Его». (Филар., архиеп. черниг.).

VI. «Если ближний и недостоин любви твоей, по твоему мнению, то достоин Бог, Которого он есть раб и Которого образ на себе носит; достоин Христос, Который кровь Свою за него излиял». (Св. Тихон задон.).

VII. «Видя груду золотоносной земли, незнающий презрит ее, а знающий не презрит, ради крупиц золота, в ней заключенных: подобно сеvу, смотря на человека, представляющего неприятный вид необразованности, грубости, беcпорядка, порока, невнимательный презрит его, а внимательный пожалеет, но не презрит, потому что и в сей неблагообразной глыбе есть золото – существо человека, и особенно его душа». (Филарет, м. моск.).

VІІІ. «Не то может унизить тебя, если окажешь любовь и почтение к ближнему твоему, хотя бы стоящему и на гораздо низшей тебя ступени ума, звания, состояния и нравственности, но то, если не окажешь». («Дух. цв.», т. I, стр. 136).

IX. «Учись в терпении переносить чужие недостатки и слабости, какие бы ни были, потому что и у тебя есть много такого, что другие переносить должны». (Фома кемп.).

X. «Не делай и не желай другому того, чего себе не желаешь. Больно тебе, когда смеются над тобою: не насмехайся же над другим».

«Тяжело тебе, когда никто не хочет разделять с тобою горя твоего: спеши же делить горе ближнего твоего». (Филар., архиеп. черниг.).

XI. «Хочешь, чтобы тебя любили человеки? Люби человеков. Хочешь, чтобы тебе делали добро все без изъятия? Делай и ты добро всем без изъятия. Приятно было бы тебе, если бы с тобою все обращались кротко и смиренно? Будь сам кротов и смирен пред всеми». (Филар. м. моск.).

XII. «Если хотим, чтобы нам верили, будем жить хорошо; и если хотим, чтобы нас любили, будем любить». (Св. Исид. пелус.).

XIII. «Как магнит привлекает железо: так наша искренняя любовь привлекает к нам любовь ближних» (Иаков, архиеп. нижег.).

XIV. «Истинную любовь имеет тот, кто и друга любит в Боге, и врага любит ради Бога». (Св. Григ. Двоесл.).

XV. «Не имейте ненависти ни к кому из человеков – и Бог возлюбит вас». (Св. Епифаний кипрский).

XVI. «Эгоизм – первое звено длинной цепи всяких пороков. Если любовь есть пламень, то самолюбие есть самосожжение». («Духов. цветн.», т. I, стр. 149).

XVIÏ «Наша дружба пусть принадлежит людям добрым; наше уважение – благочестивым; наша ближайшая и первейшая забота – родным; наша любовь – всем; наша помощь – нуждающимся». (Прот. I. Толмачев).

XVIII. «Сострадание в несчастии человека есть тоже длн сердца, что роса для растений». («Дух. цв.»).

XIX. Любы, сказано, не радуется о неправде, радуется же о истине (1Кор. 13, 6). Нам приходится часто видеть неправедные, греховные дела человеческие, или слышать о них, и мы имеем грешный обычай: радоваться таким делам и выражать без стыда радость свою безумным смехом. Худо, не похристиански, нелюбовно, богопротивно мы делаем. Это значит, что мы не имеем в сердце христианской любви к ближнему: ибо любовь не радуется о неправде, радуется же о истине (1Кор. 13, 6). Перестанем вперед так делать, да не осудимся вместе с делающими неправду. (Иоанн Сергиев (кронштадтокий), см. его кн. «Моя жизнь во Христе», ч. I, стр. 159 – 160).

XX. Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей, и чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостию Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия. Благ Господ всяческим (Пс. 144, 9). Не бей их, если они, неразумные, что-либо и напроказят, или и пострадает от них какая-либо из твоей собственности. Блажен, иже и скоты милует. (Оттуда-же).

XXI. «Любовь, говорит Лествичник, по качеству своему есть уподобление Богу, сколько возможно оное смертным». (Слов. 30, 7).

XXII. «Любовь покоит и приятно расширяет сердце, оживотворяет его; а ненависть мучительно стесняет и тревожит его. Кто ненавидит других, тот мучит и тиранит сам себя, – тот глупее всех глупцов». (Из кн.: «Моя жизнь во Христе» Т. 1 (кроншт.) I. Сергиева, изд. 1. 1891 г. стр. 82).

ХХIII. "Помни, что Господь в каждом христианине. Когда приходит в тебе ближний, имей к нему всегда великое уважение, ибо в нем Господь, Который чрез него часто выражает волю Свою. Бог есть действуяй в нас, и еже хотети, и еже деяти о благоволении (по благой воле Божией) (Фил. 2 – 13) . Не жалей для брата ничего как для Господа, тек более, что ты не знаешь, в ком Господь приходит посетить тебя; во всем будь нелицеприятен, для всех добр, искренен, радушен. Помни, что и чрез неверных Господь иногда говорит, или располагает их сердца к нам, нам это случилось в Египте с темничным отражем, коего сердце Господь расположил к Иосифу» (Быт. 39 – 21)26. (Оттуда-же, стр. 108).

4. О побуждениях к делам человеколюбия*

«Углубите мысль вашу, говорит святитель Филарет, митр. москов., в слово Судии мира; понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. Если вы творите добро несчастному, потому что видите в нем жалкое существо, то вы делаете дело естественного сочувствия; если благотворите бедствующему, потому что видите в нем соестественного вам человека и сознаете обязанность творить ближнему то, чего желали бы вы себе в подобных обстоятельствах, то вы делаете дело, свободно и нравственно доброе. Но чтобы ваше благотворнтельное дело было духовно доброе, достойное Христа, вы должны видет в бедствующем меньшего брата Его, который по сему язычеству достоин духовной любви и духовного увахения, кто бы он ни был по своему внешнему положению. При таком воззрении сердце христианина конечно скажет ему: поскольку благости Христа Бога обязан ты бытием, жизнию, достоинством человека, откровением благодати и прощения грехов, благами временными, надеждою благ вечных, и поскольку за бесчисленные благодеяния ты ничего не можешь принести ничего не требующему, то какое для тебя счастие, что твою благодарность и любовь ко Христу можешь ознаменовать на том, которого Он называет Своим меньшим братом! поскольку для тебя Христос от превыспреннего небесного престола нисшел на землю и даже до ада; провел на земле тягостную человеческую жизнь, пострадал и умер; ты ли не снидешь к меньшому брату Его, в какую бы глубину бедствия и уничижения ни был он повержен? Не усладительно ли для тебя будет, не только твоим избытком наполнить его лишение, но и понести самому лишение для него, и пострадал самому, чтобы облегчить его страдания?

Что такие духовные расположения, преимущественно пред вещественностию дел, возвышают ценность христианских благотворений, что по таким расположениям и чаша студеной воды становится достойною небесного воздаяния, что таких расположений требует от благотворящих Судия мира, сие можно усмотреть между прочим из того, что Он определяет небесную награду за посещение больных, отделяя их от страждущих лишением вещественных потребностей, от алчущих и нагих. Если таким образом мы обязаны посетить больного, нетребующего от вас вещественной помощи, а только тяготимого бессилием, болью, скукою болезненного бедствия, то что же можете вы принести в одру его, как разве христианскую любовь, сердечное сострадание, искреннее слово утешения Христова?»27 (Из «беседы Филарета, митр. москов. пред обетом некоторых сердобольных вдов и при напутствия избран. для попечения о больн. и ранен. воинах», т. 3, стр. 336 – 37).

5. Примеры любви святых к ближним

Спаситель сказал; о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Иоан. 13, 35). А где можно видеть больше учеников Христовых, как не среди святых подвижников и пустынников? Посмотрите, например, на пустыни Египта и Палестины во дни оны, когда обитали там в тесных келлиях, смазанных из глины, либо иссеченных в скалах, великие Антонии, Феодосии, Пахомии, Иларионы, Макарии и проч. святые мужи, облаченные – кто в кожаные одежды, кто в льняные хитоны, кто в пальмовые листья... Посмотрите, с какою верою спешили в эти дикие пустыни сотни, целые тысячи пришельцев из мира – кто за советом, кто за назиданием, кто за исцелением, и с какою необычайною любовию эти пустыннолюбивые старцы удовлетворяли нуждам пришельцев... Нужды нет, что на плечах некоторых из них лежало уже более столетия: они с быстротою юноши спешили на помощь нуждавшимся, – нужды нет, что они так горячо любили молитву, что нередко восходящее солнце заставало их еще на молитве, которую они начали утром накануне: как скоро среди самой молитвы слышали они просьбу, – немедленно оставляли молитву и спешили на помощь.

I. Взгляните, например, на преподобного Агафона: вы изумитесь необычайной любви его к ближним. Он до того любил людей, что, если кто, войдя в убогую его келлию, останавливал внимание на какой-либо его вещи, Агафон умолял его взять ее себе, и не отпускал до тех пор, пока тот не исполнял его просьбы. Он до того любил людей, что иногда говаривал: «о, если бы я мог отдать прокаженному свое тело здоровое, а себе взять его тело больное!» («Достопам. сказ. о подв. св. и блаж. отц.», стр. 32).

II. Посмотрите на преподобного Серапиона Синдонита: этот старец, услышав об одном человеке, что он благочестив, но держится манихейской ереси, оставил любимую пустыню, нанялся к этому человеку в работники и служил ему до тех пор, пока не убедил его оставить манихейство. («Чет. Мин.» 16 мая).

III. Припомните дружеское, братское обращение между собою св. пустынножителей. Вот, например, преподобный Антоний спрашивает одного ученика своего: «сын мой, что это ты все молчишь при мне?» – «Отец мой, отвечает ученик, мне довольно и смотреть на тебя». Сколько любви в этих немногих словах! Вот тот же Антоний, узнав по откровению, что в фиваидской пустыне спасается старец Павел, спешит, не смотря на глубокую старость свою, к вертепу затворника, и здесь, простершись на земле, со слезами просит у затворника дозволения взглянуть на лице его. Дверь затвора отворилась. С какою любовию два пустынные старца, никогда невидавшиеся, обнимают друг друга, с каким усердием один передает подробности своей жизни, с каким глубоким вниманием другой слушает его речи! С каким потом радушием хозяин пещеры уделяет гостю хлеб, принесенный ему вороном! Умилительное зрелище! «Горе мне, бедному грешнику, недостойному носить имя пустынника! Я видел Илию, я видел Иоанна в пустыне, ах! я видел Павда в раю», сказал Антоний ученикам своим по возвращении своем. («Чет. – Мин.» 15 января).

IV. Вот старцы Педузий и Псаак покаэывают великрму Илариону приют почившего уже Антония. «Вот здесь, говорят они, он пел псалмы, а там молился, туть работал, а вот на том месте отдыхал; вот виноградное деревцо его саженья, и беседка, которую он сам устроил: этот пруд, что увлаживает сад, стоил ему больших трудов; а этот заступец, которым он вспахивал землю, служил ему много лет». Увидев все это, Иларион лег на малое ложе знаменитого пустынника и приложил к нему уста свои. («Дух. бесед.» № 42, стр. 144). Как много опять любви и в этих словах старцев и в этом поступке Илариона! Скажете: все это – старина, древность?..

V. О прелюдобном Исидоре, пресвитере скитском, повествуют, что он, видя брата слабого, иди нерадивого, или малодушного, иди буйного, изгоняемого за эти пороки от старцев, всегда приглашал его к себе, и с помощию то терпения, то дружелюбных замечаний наставлял его на путь спасения. Как редко столь ангельское усердие и столь благословенное искусство! (Уч. бл. т. II).

VI. Один инок из числа сирийских пустынников принес однажды преподобному Макарию гроздь винограду. Макарий, который жил до духу христианской любви, которая не ищет своего, отнес виноград другому брату, бывшему тогда больным. Больной чрезвычайно обрадовался этому знаку любви святого мужа и благодарил за то Господа. Но, помышляя более всего о благе ближнего, чем о своем собственном, не вкусил винограда, а отослал его к другому брату. Этот сделал тоже и переслал к четвертому. Таким образом гроздь обошел все келлии братий, – переходя из рук в руки, возвратился наконец опять к тому, кто первый подучил его в дар, к препод. Макарию. Священная радость объяла душу праведника, когда он увидел между братиею любовь и воздержание, живо выражавшие слова божественнного апостола: «не оставайтесь должными никому ничем кроме взаимной любви, ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. ХIII. 8). (Из «Воскр. чт.»).

VII. Святые Павфл и Иулиания были родные брать и сестра, жившие в Финикийском городе Птоломаиде, в царствование императора Аврелиана, жестокого мучителя христиан. Когда этот император прибыл в Птоломаиду и среди встречавшего его народа приметил св. Павла, знаменовавшего себя крестным знамением, с молитвою, да будет пришествие царево во благое, тогда христоненавистный царь приказал тотчас взять под стражу юного христианина. На другой день, приведенный на суд, св. Павел дерзновенно исповедал пред царем свою веру во Христа и за то пред всем народом подвергнут был жестоким истязаниям. Во время этих истязаний вдруг посреди мучителей является юная девица, обнимает окровавленного Павла и целует его раны. Это была Иулиания, родная сестра Павла, мужественно представшая царю с прошением о пощаде невинного ее брата: так сильна была ее братская любовь, что юная девица не убоялась смерти и восхотела лучше пострадать вместе с братом, нежели быть посторонней зрительницею его мучений! Действительно, брат и сестра, подвергнутые продолжительным и жестоким мучениям, взаимно себя поддерживали и ободряли, так что ничто не могло сокрушить их твердости в вере и исповедании Христа. Наконец святые страстотерпцы были усечены мечем и так стяжали себе славный венец мученический28. («Ч.-М.» 4-го ноября).

VIII. Но не слыхали ли вы о саровском пустыннике, отце Серафиме? Он скончался в 1833 году, следовательно жил в наши времена. Посмотрите, какую дивную любовь являл этот старец: каждый день от ранней обедни до 8 часов вечера, в белом балахончике, в епитрахили, поручах и полумантии он принимал к себе посетителей, которых до 5,000 человек иногда приходило к нему в день! Всех он встречал и провожал с ласкою и радостию. Всех любил называть: батюшка мой, матушка моя, радость моя. Всех благословлял, всех поучал, назидал, утешал, исцелял, многих исповедовал; многих заставлял лобызать медное распятие, висевшее у него на груди, или св. икону, стоявшую у него на столе; иным давал антидору, либо св. воды, либо сухариков в благословение», другим начертывал на челе крест маслом из лампады; некоторых обнимать и целовал с приветствием: Христос воскресе! (Оказание о жизни и подвигах о. Серафима затворника Саровской пустыни, сн. кн. «Минуты пастырского досуга» еп. Гермогена т. 11. стр. 19 – 24).

6. Библейские примеры любви к ближним

Иосиф: и поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату, и плакал там (Быт. ХLIII, 30). И целовал всех братьев своих, и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его (Быт. ХLV, 15).

Ионафан: когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу (1 цар. ХVIII, 1). И снова Ионафан клялся Давиду своею любовью к нему; ибо любил его, как свою душу (1цар. XX, 17).

Авдий: и когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах и питал их хлебом и водою (3цар. XVIII. 4).

Первые христиане: у множества (же) уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян. IV, 82).

Лидия: когда (же) крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой, и живите у меня, и убедила нас (Деян. XVI, 15).

Прискилла и Акилла: приветствуйте Прискиллу и Акиллу, сотрудников моих (т. е. ап. Павла) во Христе Иисусе, (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников) и домашнюю их церковь (Рим. ХVІ, 3, 4).

Павел: от великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам (2Кор. II, 4). Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовию И. Хр. (Филип. 1, 8).

Онисифор: да даст Господ милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня, и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня, и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты (св. ап. Тимофей) лучше знаешь (2Тим. I, 16 – 18).

Филимон: (ибо) мы имеех великую радость и утешение в любви твоей; потому что тобою, брат, успокоены сердца святых (Филип. ст. 7).

7. Главнейшая добродетель христианина по отношению к ближним

Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов достиг глубокой старости и потерял силы от великих трудов своих. Он не мог уже ходить в собрание верных, и его приносили туда ученики на руках своих. До последних сил он считал своей священною обязанностию поучать христиан. Наконец и говорить ему стало трудно. Тогда он произносил только: «дети мой, любите друг друга». Удивляясь тому, что он повторяет все одно и то же слово, ученики спросили его, почему он делает это. «Это заповедь Спасителя», отвечал Иоанн, она «есть сокращенное содержание всего закона»29. («Чет.-Мин.»).

8. Мудрость христианской любви

Однажды в свиту несколько старцев вкушали вместе пищу. В числе их был и авва Иоанн Колов. Некоторый пресвитер, муж великой святости, встал, чтобы подать трапезовавшим по чаше воды. Но из уважения к пресвитеру никто не согласился принять от него, кроме Иоанна Колова. Старцы удивились, и сказали ему: «как ты, меньший всех, осмелился принять уважение от пресвитера?» Он отвечал: «когда я встаю подавать чашу, то радуюсь, если все примут ее, как получающий большую мзду: по этой же причине теперь и я принял чашу, желая доставить ближнему мзду, – при том как бы он не огорчился, если б никто не принял от него»? (См.» Отечн.», еп. Игнатия, стр. 291).

9. Благочестивый спор любви

Однажды три брата (инока) отправились, на жнитво и нанялись выжать пространство определенной меры. Один из них с первого дня почувствовал себя больным и возвратился в свою келлию. Два остались жать. Один из них сказал другому: «брат! ты видишь, что третий брат наш впал в болезнь: воодушевись ревностию – воодушевлюсь и я ею: в надежде на Бога, за молитвы брата нашего, вдвоем сделаем дело, за которое взялись трое: выжнем участок.» Когда таким образом они выжали все пространство, которое обязались выжать, и пришли получать плату за труд свой: то пригласили заболевшего брата, сказав ему: «приди брат, получи плату за труд твой». Он отвечал им: – какую плату получать мне, когда я не жал? Они сказали на это: «твоими молитвами совершена жатва: и так приди, получи плату». Из этого у них родился спор. Заболевший и неработавший брат говорил: «не возьму денег, потому что и не работал!» Они не хотели успокоиться, если он не возьмет своей части. Не согласившись все трое пошли судиться к некоторому великому старцу.

Первый брат говорил старцу: «мы пошли втроем жат поле некоторого владельца за плату; когда пришли на место жатвы, я в самый в первый день сделался болен и возвратился в келлию мою, не будучи в состоянии даже в течение одного дня принять участие в работе; ныне они принуждают меня, говоря: брат, приди, получи плату на работу, которой я не работал». Другие два брата говорили: «точно, мы пошли жать, и взялись выжать пространство, которое нам отмерили, – но если б мы жали и все трое, то лишь с великим трудом могли бы выжать такой участок; за молитвы же этого брата, мы двое выжали его скорее, нежели могли бы выжать трое, почему и сказали ему: приди, получи следующую тебе плату, а он не хочет сделать этого». Старец, услышав такой спор, удивился, и сказал одному из своих монахов: «ударь в било, чтоб братия, находящиеся по келлиям, сошлись все сюда». Когда они пришли, старец сказал им: «придите, братия, услышьте сегодня праведный суд». Потом пересказал им все, слышанное от братий, пришедших судиться, и присудил первому брату взять следующую ему плату и употребить ее по своему усмотрению. И вышел этот брат печальным: он плакал, как будто совершено было над ним неправосудие. (Сост. по «Отечнику», еп. Игнатия, стр. 522).

10. Любовь к ближним выше поста

Авва Кассиан рассказывал: «некогда пришли мы, я и св. Герман, в Египет к одному старцу; и когда он принял нас с любовию, мы спросили его; почему вы, принимая чужестранных братий, нарушаете правило поста, соблюдаемое у нас, в Палестине? Старец отвечал; пост всегда со мною, а с нами и не могу быть всегда. Пост хотя полезен и необходим, однакож он в вашей воле, а исполнение дел любви неотложно требуется законом Божиим. В лице вашем принимая Самого Христа, я должен служить вам со всем усердием; а упущение против правила поста ногу вознаградить, когда отпущу вас: ибо не могут сынове брачнии, Дóндеже жених с ними есть, поститися. Егда же отнимется от них жених, тогда по праву постятся» (Мар. 2, 19. 20; Мф. 9, 15). (Извл. из кн. «Дост. сказ. о подв. св. и блаж. отц.», стр. 176).

11. Нарушение заповеди человеческой ради исполнения заповеди Божией

Храня строжайший пост, преподобный Моисей радушно угощал посетителей своих. Однажды положено было в ските, где жил Моисей, поститься целую неделю, то есть вкушать только сухой хлеб. В это время в Моисею пришли братья из Египта. Он, чтобы угостить их, приготовил варево, которое и вкусил с ними, считая это делом братской христианской любви. Некоторые братья, видя, что дым выходил из его келлий, донесли настоятелю, что Моисей преступил заповедь. «Когда он в субботу придет в собрание братьев, то обличу его», ответил настоятель. Когда же Моисей вошел в церковь, то настоятель сказал ему: «отец Моисей! ты нарушил заповедь человеческую30, но исполнил заповедь Божию».(Ч.-М. авг.).

12. Случай из жизни препод. Маркиана, объясняющий ту истину, что любовь к ближнему не должна ограничиваться естественным чувством родства

Однажды к преп. Маркиану пришла из его отеческого дома родная сестра с своим сыном, который был начальником в городе Кире, и принесла ему в изобилии необходимого для жизни. Сестру он не допустил видеться с собою, племянника не принял, потому что то было во время, определенное у него для свидания. Когда же они просили его принять, что было принесено, он спросил: «чрез сколько монастырей вы прошли и сколько кому уделили из этого?» И на ответ племянника, что они ничего нигде не дали, он сказал: «отойдите же с тем, что принесли. Мы ни в чем этом не нуждаемся, да если бы и нуждались, не приняли бы, потому что вы захотели облогодетельствовать нас этим по чувству естественного родства, а не по усердию к священному долгу. Если бы вы уважали не одно только родство, то не нам одним отдали бы то, что несли». Сказав это, он отослал племянника с сестрою, приказав, чтобы ничего даже самого малого не было принято из приношений их. Живя таким образом выше естества, Маркиан переселился в жизнь небесную31. Из кн:» История боголюбцев», блаж. Феодорита, еп. киррского; стр. 57 – 58).

13. О том, как мы должны беречь честь и покой ближнего

В давнее время и далеко от нас б один монастырь зашло два поклонника – монаха. Поклонившись святыне, они под вечер собрались в путь. Но так как им надо было проходить чрез пустыню и они не знали дороги и следующее место, куда они хотели идти, то им дали монаха проводника. Скоро по выходе их в дорогу наступила ночь, и ночь столь темная, что проводник сбился с дороги, и странники начали блуждать по пустыне. Шли, шли они, но дороги все не находили и к месту своему не приходили. Проводник, очевидно, был виноват, и ему, надо полагать, было стыдно или неловко. Как же отнеслись к нему странники? Укорили его за это? Или по крайней мере высказали недовольство свое на него? О, нет! Они не только не укорили и не сказали ни одного неприятного слова, но даже притворились, будто они не замечают, что проводник их сбился с дороги. Именно: один из странников притворился нездоровым и начал просить спутников расположиться в пустыне на ночлег и оставаться там до утра. Другой странник с охотою согласился на это (хотя догадывался, что спутник его только притворяется нездоровым ради проводника), и братии оставалась на месте до утра, пока не наступил день. С наступлением же дня проводник скоро отыскал дорогу, и все вместе благополучно прибыли туда, куда шли.

Вот как тихо, как спокойно должны обращаться мы с нашими ближними! (Сост. по «Учил. благ.).

14. Христианин не должен удаляться от общественных обязанностей

Преподоб. Феодор, из обители св. Саввы, против своей воли, был поставлен во епископа для едесской церкви. Проливая слезы о своей безмолвной келлии и простясь с любезною ему братиею, Феодор с некоторыми из знаменитых едесских граждан отправился в путь. Но когда достигли реки Евфрата и для ночлега поставили кущи свои, св. пустыннолюбец, рассетовавшись наедине о священном граде и святой братии своего монастыря, который находился вблизи Иерусалина, запел псалом царя Давида: «на реках вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона». Потом облился слезами и задумал бежать... Но внезапно был объят некиим дреманием и услышал таинственный голос: «страшись участи раба ленивого, талант Господен в землю сокрывшего; тяжко тот согрешает, кто, имея силы, не хочет носит ига Христова». После этого св. Феодор воспрянул – несколько помыслив, сказал: «да будет воля Господня!» Он отложил сетование и охотно пошел далее – к священной обязанности. (Сост. по «Учил. благоч.», т. ІІ, изд. 14, стр. 397).

15. Сила слова, исходящего из любвеобильного сердца

Однажды преподобный Макарий, идя в нитрийскую гору в сопровождении ученика своего, повелел ему идти несколько впереди себя. Ученик, ушедши на некоторое расстояние вперед, повстречался с идольским жрецом, который куда-то очень спешил, неся большой отрубок дерева. Ученик воскликнул ему: «куда бежишь, демон?» Жрец, рассердившись, прибил его жестоко, я оставив его едва дышавшим, снова поспешно продолжал путь свой. Прошедши немного, он встретился с блаженным Макарием, который еще издали приветствовал его так: «здравствуй, трудолюбец, здравствуй!» Жрец удивившись, отвечал; «что нашел ты во мне доброго, чтоб приветствовать мена?» Старец сказал: «сделал я тебе приветствие потому, что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то». Жрец на это отвечал: «от приветствия твоего я пришел в умиление, и понял, что ты – великий служитель Бога, напротив того, другой, не знаю какой, инок, повстречавшись со мной, обругал меня, за то я и прибил его». С этими словами он пал к ногам Макария, обнял их и воскликнул: «не оставлю тебя, доколе не сделаешь меня монахом!» Они пошли вместе. Дошедши до того места, где лежал избитый инок, они подняли его и отнесли на руках в церковь, потому что он не мог идти. Братия горы, увидев что жрец идольский идет вместе с блаженным Макарием, очень удивились этому. Жрец принял христианство, а потом и монашество. Наставленные примером его, многие из идолопоклонников обратились к христианству.

По этому случаю сказал авва Макарий: «слово гордое и злое направляет ко злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей». («Отечн.», еп. Игнат., стр. 308).

16. Подвиг самоотвержение

Несколько лет тому назад один английский корабль тонул недалеко от берегов Франции, увлекая с собою в бездны океана более 200 человеческих существ. Но на этом корабле среди этой ужасной обстановки и при шуме бури слышался голос молитвы; Божественное слово раздавалось со всею торжественностью. В последнюю минуту, когда отвязывали от корабля единственную лодку, видели дивное зрелище: погибающие уступали ее другим, жизнь которых считали более полезною, – когда лодка удалилась, видели на палубе корабля32, который уже погружался в волны, жену миссионера, которая сняла с себя плащ и бросила отъезжающим на лодке для того, чтобы он мог предохранить от холода одного из тех, которые должны были ее пережить... Этот трогательный и высокий подвиг любви христианской не умрет погребенный под волнами океана, покрывающими тела этих несчастных, – нет, он для нас останется вечно живым: он войдет в эту чудную историю, где вписываются все самопожертвования, которые вызвал на земле дух Христа, – он сольется с этой непрестанной борьбой, которую христианская любовь ведет с себялюбием, – он будет служить гораздо больше, чем наши слова, торжеству истины. (Из «Избр. бесед» Е. Берсье).

17. Любовь плотская и любовь духовная

(Из твор. св. И. Златоустого.) «Люблю я всех святых, говорит св. И. Златоуст, особенно же блаженного Павла, сосуд избранный, трубу небесную, друга Жениха-Христа. Я сказал это и объяснил любовь, какую инею к нему, для того, чтобы сделать и вас участниками в этой любви. Любящие плотскою любовию справедливо стыдятся признаться в ней, так как посрамили бы и себя самих и причинили бы вред слушателям; а любящие духовною любовию пусть никогда не перестают исповедать ее, потому что этим добрым исповеданием они доставляют пользу и себе и слушателям. Та любовь предосудительная, а эта похвальна; та есть гнусная страсть души, а эта радость, веселие и лучшее украшение души; та производит беспокойство в уме любящих, а эта уничтожает и существующее беспокойство и водворяет в любящих великий мир; от той не бывает никакой пользы, но еще великая трата имущества и некоторая безрассудная расточительность, извращение жизни, всецелое расстройство домов, а от этой – великое богатство добрых дел, великое изобилие добродетелей.

Притом любящие благообразные тела и увлекающиеся красивыми лицами, если сами не хороши и безобразны, от пристрастия к тому не приобретают ничего для устранения собственного безобразия, во еще оказываются более не хорошими и безобразными, а при этой любви совершенно напротив: любящий святую, благообразную, чистую и прекрасную душу, хотя бы сам был не хорош и безобразен, хотя бы был хуже всех людей, от постоянной любви к святым, скоро сделается таким же, каков любимый им. Подлинно, и это дело человеколюбия Божия, что тела безобразного и уродливого всевозможно исправить, а душу нехорошую и безобразную можно сделать чистою и прекрасною. От благообразия тела не может быть никакой пользы, а от красоты души может произойти столько благ, сколько свойственно приобретать тому, кого любит Бог. Об этой красоте и Давид, воспевая в псалмах, говорит: слыши, дщи, и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего и возжелает царь доброты твоея (Пс. 44, 11, 12), разумея здесь красоту душевную, которая приобретается добродетелию и благочестием». («Твор. св. Иоанна Злат.» Толк. на 2 посл. к кор. 11. См. «Домашн. бес.» 1863 г., ноября 9, выпуск 45, стр. 363 – 364).

18. Служение ближним есть обязанность христианина

Св. Алипий, диакон адрианопольской церкви, за свое благочестие, благоразумие и кротость нрава, пользовался необыкновенною любовию и доверием епископа, духовенства и адрианопольских граждан, и ему, не смотря на молодость лет его, поручено было управление церковным имуществом, – с каковою должностию соединено было и попечение о бедных. Но не смотря на все это, сердце Алипия стремилось к безмолвному уединению. Следуя этому внутреннему влечению, он выпросил благословение у своей матери, и тайно ушел из Адрианополя, чтобы скрыться в одной из отдаленных пустынь. Епископ, узнавши об удалении его, чрезвычайно опечалился, и все духовные, равно как и граждане, скорбели о том, что лишились такого человека, который добродетельным и равноангельским житием своим служил украшением церкви Божией, и приносил ей большую пользу, располагая примером своим и других к благочестивой, богоугодной жизни. Долго искали его, и наконец нашли, и убедили, или, правильнее сказать, заставили возвратиться в отечество к прежней общеполезной службе его. Возвратившись против своей воли, он долго и сильно скорбел о том, что желание его не исполнилось; но наконец Господь утешил и успокоил его. В сновидении явился ему ангел Божий и сказал: «не скорби, Алипий, что ты возвращен с желанного тебе пути; знай, что место святое там, где человек живет свято и богоугодно». – Утешенный этим видением, Алипий перестал скорбеть, и с сугубою ревностию и усердием продолжал трудиться в своем звании на пользу ближних. (Из кн. «Примеры благочестия из житий св.», протопресв. В. Бажанова, стр. 4 – 5).

19. Библейские изречения об обязанности в отношении к ближним

I. Верные должны любить, а) ближнего, как себя самого: не мстя и не имей злобы, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь, Бог ваш (Лев. 19, 18). – Если вы исполняете закон царский по писанию: возлюбя ближнего твоего, как себя самого, – то хорошо делаете (Иак. 2, 8).

б) своих братьев: постоянно любите Друг друга от чистого сердца (1Петр. 1, 22). Более всего имейте усердную любовь друг к другу ( – 4, 8). – Будь – те братолюбивы друг к другу с нежностию (Римл. 12, 10). – О братолюбии нет нужды писать к вам, ибо вы сами научены Богом любить друг друга. (1Сол. 4, 9). – Братолюбие между вами да пребывает (Евр. 13, 1).

в) своих врагов: Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обидящих вас и гонящих вас (Матф. 6, 44; Лук. 6, 27, 28).

г) всех людей: доколе есть время, будем делать добро всем (Гал. 6, 10). Да исполнит Господь вас и преисполнят любовию друг к другу и ко всем (I Сол. 3, 13). – Напоминай никого не злословить, и оказывать вскяую кротость во всем человекам (Тит. 3, 2).

2. Исполнять обязанности семейные: жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. (Чтобы старицы вразумляли молодых) любить мужей, любить детей. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил церковь (Ефес. 5, 22, 25. Тит. 2, 1, 4). – Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 1 – 4).

3. Оказывать честь и покорность учрежденным властям: всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13, 1). – Напоминай повиноваться и покоряться начальству и властям (Тит. 3, 1). – Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа; царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро (1Петр. 2, 13 – 14).

4. Быть справедливыми ко всем: соблюдение правосудия – радость для праведника и страх для делающего зло (Притч. 21, 16). – Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду (Ис. 56,1) . – Производите суд справедливый; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте (Зах. 7, 9, 10). – Не судите по наружности, но судите судом праведным (Иоан. 7, 24). – Отдавайте всякому должное. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви (Римл. 13, 7, 8).

5. Делать другим то, чего себе желают: во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Матф, 7, 12; Лук. 6, 31).

6. Быть милосердыми, сострадательными: будьте милосерды, как Отец ваш милосерд (Лук. 6, 36). – Облекитесь, как избранные Божии, в милосердие, благость (Кол. 3, 12). – Будьте все сострадательны, милосерды (1Петр. 3, 8). Добрый человек милует и взаймы дает (Пс. 111, 5). – Так говорят Господь Саваоф; оказывайте милость и сострадание каждый в брату своему (Зах. 7, 9).

7. Быть благотворительными, милостивыми но всем: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему, и нищему твоему на земле твоей (Втор. 15, 11). Добрый человек расточил, раздал нищим; правда его пребывает во вехи (Пс. 111, 9). – Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Матф. 5, 42). – Продавайте имения ваши и давайте милостыню (Лук. 12, 33). – Блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20, 35). – Богатых увещевай, чтобы они благодетельствовали, были щедры (Тим. 6, 18).

8. Прощать обиды: прощайте и прощены будете (Лук. 6, 37). – Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4, 32).

9. Воздавать добром за зло: благотворите ненавидящим вас (Матф. 5, 44). Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Римл. 12, 17, 21). Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем (1Сол. 5, 15).

10. Оказывать гостеприимство: ревнуйте о странноприимстве (Рим. 12, 13). – Страннолюбия не забывайте, ибо чрез него некоторые не зная оказали гостеприимство ангелам (Евр. 13, 2). – Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота (1Петр. 4, 9).

11. Посещать скорбящих и утешить печальных: чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях (Иак. 1, 27). – Я жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих (Иов, 20, 25). – Утешайте друг друга (1Сол. 4, 18).

12. Помогать бедным: если я видел кого погибавшим без одежды и бедного без покрова, – не благословляли ли меня чресла его, и не был ли он согрет шерстью овец моих? (Иов. 31, 19. 20). – Добродетельная жена длань свою открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся (Притч. 31, 20). Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом (Ис. 58, 7). – У кого две одежды, дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же (Лук. 3, 11).

13. Быть терпеливыми: терпением вашим спасайте души ваши (Лук, 21, 19) . – Будьте долготерпеливы ко всем (Кол., 5, 14).

14. Поддерживать других: мы, сильные, должны сносить немощи бессильных (Римл. 15, 1). – Носите бремена друг друга (Гал. 6, 2).

15. Быть кроткими: кротость ваша да будет известна всем человекам (Фил. 4, 5). – Рабу Господа не должно ссориться, во с кротоотию наставлять противников (2Тим. 2, 24 – 25). Напоминай оказывать всякую кротость ко всем человекам (Тит. 3, 1). – Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быт искушенным (Гал. 6, 1).

16. Избегать злословия: не ходи переносчиком в народе твоем. Я Господь, Бог ваш (Лев. 19, 16). Всякое раздражение и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Ефес. 4, 3). – Напоминай никого не злословить (Тит. 3, 2). – Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата своего, тот злословит закон (Иак. 4, 11).

17. Избегать споров и тяжб: кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Матф. 5, 40). – Ничего не делайте по любопрению (Фил. 2, 3). 18. Стараться иметь мир со всеми! мир имейте между собою (Марк. 8, 51). Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Римл. 12, 12).

19. Стараться иметь совет безукоризненную в отношении ко всем: Павел сказал: мужи братия! и всею доброю совестию жил пред Богом до сего дня (Деян. 23, 1). – Подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми ( – 24, 17). – Имейте добрую совесть (1Петр. 3, 16).

20. Убеждать друг друга в любви: увещевайте друг друга и назидайте один другого (1Сол. 5, 11). – Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам (Еф. 10, 24).

21. Быть примером для других в поведением: будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1Тим. 4, 12). Во всем показывай в себе образец добрых дел, чтобы противник быль посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого (Тит. 2, 7. 18). – Возлюбленные! прошу вас провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения (1Петр. 2, 11 – 12).

20. Виды христианской любви к ближним

Все виды и действия любви к ближним можно совместить в справедливости, милосердии и дружелюбии.

* * *

26

Духовно-ослепленный, извративший закон любви (легенда). Один престарелый раввин, желая избежать мирских соблазнов и точнее следовать заповедям закона, удалился от света, поселившись в жалкой лачужке, вдали от всякого человеческого жилья. Там, умерщвляя плоть свою покаянными постами, он все время проводил в чтении книг Талмуда и в размышлениях о том, как лучше выполнить все заповеди, изложенные в сих священных книгах, для достижения вечного блаженства. Однажды, среди подобных размышлений, ему показалось, что Всевидящее Око гневно взглянуло на него. Это видение наполнило его душу горестью и страхом. Наступил день Пасхи... Кротко сияло весеннее солнце, как бы приветствуя начало столь великого дня. Раввин украсил стол пасхальным хлебом и ждал гостя. Долго ожидал раввин, но... увы! никто не приходил. Стоя на пороге своей лачужки и ударяя себя в грудь, льет слезы раввин. Он отправляется на все окольные дороги, чтоб пригласить и себе первого встречного сына Израилева и тем исполнять главную заповедь Талмуда, положенную на день сей. Наконец, после долгого ожидания, он встречает еле передвигающего ноги дряхлого нищего. Приближается к нему раввин, поздравляет его с днем Пасхи, напечатлевает на челе его поцелуй и ведет его в дом свой. Он моет ноги убогому старику, ставит пред ним лучшее вино и уступает ему для отдыха постель свою. Когда, подкрепленный сытным ужином и спокойным отдыхом, взялся за посох старец, собираясь в дальнейший путь – раввин задержал его, говоря: – Дорогой гость, тебя послало мне Небо, останься у меня и на второй день и вторую ночь! И согласился путник. Среди ночи встает раввин, тихо подкрадывается в спящему гостю и суковатой палкой наносит ему много тяжких ударов. Обливаясь кровью взывает старец: – Что я сделал тебе, равви, что ты бьешь меня? Тогда падает пред ним на колени раввин и умоляет простить его. Он осматривает раны старца, усердно лечит их и без устали проводит дни и ночи у его изголовья. Выздоровел нищий и снова собрался в путь и опять, заклиная его, просит раввин остаться еще этот день, и эту ночь, под его кровом. И остается путник. Ночью, вооруженный топором, раввин подкрадывается к спящему. Шорох будит старца. Он вырывает из рук раввина топор и говорит ему: – Я мог бы убить тебя, как ты со мной хотел поступить, но не делаю этого, ибо вижу, что ты сумасшедший. – Пощади мою жизнь и еще раз прости меня, – целуя ноги убогого, молит раввин, – а я скажу, почему я так поступал с тобой. – Ты знаешь, что для достижения вечного блаженства нужно в совершенстве исполнить три главные заповеди Талмуда. Вот они: «Будь гостеприимен; врачуй негодующих и хорони усопших». Когда ты вступил в мое жилище – я старался быть как можно гостеприимней; но больных я не имел и ранил тебя, чтобы иметь возможность ухаживать за тобой; и усопших я не имел и хотел убить тебя, но... о горе мне, несчастному! Я уже достигал исполнения и третьей главной заповеди Талмуда, и ты не допустил совершиться этому. Я умру, не выполнив сей заветной заповеди...

27

Тогда предстал пред раввином ангел смерти и рек: – О, горе вам, ослепленным и безумствующим, ибо своим толкованием слова Божия вы попрали истины Сотворившего вся!... (Журн. «Воскресенье»).

28

Примеры из современ. жизни рус. народа положивших душу свою за други своя. а) Газете «Новости», 1892 г. в № 216, сообщают из Тюмени о христианской кончине священника Иоанна Тихомирова: удручающее впечатление произвела там смерть досточтимого пастыря отца Иоанна Тихомирова, священника Зареченской Георгиевской церкви, у которого приступы холерных припадков обнаружились во время богослужения. По всему вероятию, отец Иоанн заразился при напутствии холерных больных, которых он, вообще, охотно и усердно посещал. – «Вы бы поберегли себя, батюшка», иногда говорили ему. – Беречься? А разве, напутствуя умирающих, я не берегу душу! – отвечал он. Отец Иоанн Тихомиров, в своих речах, всегда советовал прихожанам что надо в начале болезни, а не в последний уже час, прибегать в религии, чтобы приготовить дух в борьбе со смертию. – «Человек с твердым духом, – говорил он, всегда выше своих несчастий». б) Газета «Каспий» сообщает о смерти в Баку одной из тех личностей, память о которых не должна умирать: 17 июня в холерном отделении скончалась, после непродолжительных 12 часовых страданий, сестра милосердия Н. В. Навойтник, покойной было еще только 36 л. Полная самой чистой христианской любви, готовая каждый час на самопожертвование, она стала просить, чтоб ей позволили ухаживать за холерными больными. Ей было отказано. Она вторично, еще более решительно заявила свое желание, и только тогда оно было исполнено. О этой минуты начинается ряд поистине геройских подвигов этой самоотверженной женщины. Ей приходилось быть и врачом, и фельдшером, и сиделкой. Своими слабыми руками она переносила больных, кормила их, растирала, обращалась в каждому больному с улыбкой любви и словами утешения. Умирающим она закрывала глаза и, стоя на коленях у изголовья их, молилась за них. Надломленный организм ее не вынес: она заразилась холерой, и 17 июня ее не стало. Рассказывают, что больные, узнав об ее смерти, плакали. Эти слезы – лучшее надгробное слово умевший так много и сильно любить, женщине. Тихо, без громких фраз, без славы, совершала она свой тяжелый путь, отдаваясь всем сердцем своим великому делу любви. Как жалки и ничтожны кажутся все наши дела, личные заботы и страхи пред этим подвигом милосердия! Вечная память этим благородным жертвам христианского долга! Дай Бог, чтобы земля русская не оскудела такими людьми, и чтобы их умели ценить и понимать при жизни, а не в могиле. Они исполнили завет Христа о любви до смерти, они жизнь свою отдали для жизни других. И что может быть выше и святее этой любви? Поистине, больши сея любовь никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. 15 гл., 13 ст.).

29

Мы все между собою братья и родные. «Так как мы все происходим от одного человека, то мы – кровные родственники. Так как мы все от одного Бога получили дыхание и жизнь, то что мы, как не братья, братья в высшей степени, потому что имеем одну душу? Не должны ли вы по этому горячо любить друг друга и оказывать взаимную помощь в нужде»? (Лактанций, сн. кн. «Православное собеседовательное Богословие», прот. Иоанна Толмачева, т. II. Спб. 1869 г. стр. 176).

30

Здесь речь идет очевидно не о посте церковном, обязательном для всех, а о посте произвольном, частном, имевшем место в данном монастыре. Вот почему нарушение этого поста препод. Моисееи названо нарушением заповеди человеческой. Г. Д-ко.

31

Последствия неразумной любви к детям. Одна женщина имела у себя единственного сына, который, по чувству особенного сердечного влечения, удалился на Олимп, и там от преподобного Дионисия афонского принял пострижение, а потом, желая видеть свою мать, с благословения своего духовного наставника, явился к ней. Образ иноческий, который принял юноша от руки преподобного, сильно смутил несчастную. В порыве сердечного негодования на поступок сына, она схватила с него камилавку и, попирая ее ногами, требовала, чтоб сын ее, по-прежнему, оделся в мирские одежды. Бедный сын повиновался. Чрез несколько дней после этого пришел в то селение святой Дионисий: в числе прочих подошла в нему и та жена, и приблизилась поцеловать руку его. – «Не приближайся ко мне, несчастная, дерзновенно поправшая ангельский образ: надеясь иметь сына помощником в старости своей», строго сказал ей старец, «ты увидишь, что завтра умрет он злою смертию; наслаждайся же следствиями твоего безрассудства и дерзости!» – И действительно, на другой день сын ее оборвался с высокого дерева и, по предсказанию преподобного, испустил дух. («Аф. пат.» часть 2; стр. 51).

32

Корабль «Лондон» погиб в Бискайском заливе 10 января 1866 года.


Источник: Уроки и примеры христианской любви : опыт катехиз. хрестоматии / Сост. прот. Григорий Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXXVIII, 740, с.

Комментарии для сайта Cackle