Источник

Часть 3, Глава 7Часть 3, Глава 9

О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего

Первая заповедь закона Божия

Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене

1. Библейские изречения о первой заповеди

1. Аз есмь Господ Бог твой: вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой советь состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю (Исаии ХLVИ, 9 – 10). – Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый, и Я последний; и кроме Меня нет Бога. (Исаии ХLIV, 6). – Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. (1Кор. VIII, 6). – Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и пославного Тобою Иисуса Христа. (Иоан. XVII, 3).

II. «Да не будут Тебе бози инии, разве Мене».

Грубое идолопоклонство как тягчайший грех: не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не покланяйся им и не служи мм; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. XX, 4 – 5). – Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся, и Ему одному служи. (Второв. 6, 13). (Матф. ІV, 10).

III. Мы должны бояться Бога,

а) сущность страха Божия: да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной. Ибо Он сказал, – и сделалось; Он, повелел, – и явилось. (Псал. ХХХII, 8 – 9). Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельcтвует духу нашему, что мы дети Божии (Римл. VШ, 15 – 16). – Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной (Псал. XXXII, 8). – Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека. Ибо всякое дело Бог приведет в суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо (Екклез. ХІІ, 13 – 14). – Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его (Псал. СХLVІ, 11).

б) Благотворные следствия страха Божия: ибо если ты будешь поступать по истине, в делах твоих будет успех, как у всех поступающих по правде (Товит. IV, 6). – Нет больше меня в доме сем (говорит Иосиф жене Пентефрия), и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло, и согрешу пред Богом (Быт. XXXIX, 9). – Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога, и творит волю Его, того слушает (Иоан. IX, 31). – Близок Господь ко всем призывающии Его по истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит, и спасает их (Псал. СХLIV, 18 – 19). – Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его (Псал. СII, 13). – Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его, и избавляет их. (Псал. ХХХIII, 8). – Наблюдай за непорочным и смотри на праведного; ибо будущность такого человека есть мир (Псал. XXXVI, 37). Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих; блажен ты, и благо тебе! (Псал. СХХVII, 1 – 2).

IV. Мы должны любить Бога. а) Сущность любви к Богу: в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет, страх; потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви (1Иоан. IV, 18). – Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего (Псал. XXXVI, 4) – Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои (Притч. XXIII, 26). – Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всеми силами твоими (Втор. VI, 4 – 6).

б) Мы обязаны любить Бога: будем любить Его, потому что он прежде возлюбил нас (1Иоан. IV, 19). – Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. III, 16). – Любовь Божия в нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него (1Иоан. IV, 9). – Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы вам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его (1Иоан. III, 1).

в) Мы любовь свою к Богу доказываем тогда, когда исполняем ЕГО заповеди и любим ближнего: ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповедя Его не тяжки (1Иоан. V, 3). – Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Иоан. XIV, 16). – Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы приидем в Нему, и обитель у Него сотворим (Иоан. XIV, 23). – Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит; тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1Иоан. IV, 20 – 21).

г) Благотворные следствия любви к Богу: знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Римл. VIII, 28). – Но как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (Ис. 64, 4). (1Кор. II, 9). Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии разве Мене.

2. Объяснение первой заповеди*

а) Познание Бога. Вот до чего дошел падший человек, что уже не знает своего Творца и Господа! Позна вол стяжавшего его, и осел ясли господина своего, Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша (Исаия 1, 3), говорил Бог о народе Своем чрез пророка Исаию. Надлежало Самому Богу всенародно объявить о Себе, что Он есть истинный Бог, сказав: Аз есмь Господь Бог твой. Поразительное ослепление! Смотреть на тварь и не видеть Творца. Знать и почитать все за Бога, кроме Самого Бога. Таковы были люди. Таковы есть и ныне.

А что сказать нам о себе? Похвалимся ли мы знанием Бога? Едва ли, братие. Но простительно ли нам не знать Бога, своего небесного Отца и своего Спасителя Господа Иисуса Христа? Не знать закона Божия и веры христианской?

Да как же, спросите, приобретать нам познание о Боге? Есть училища: пусть дети учатся там закону Божию. Есть книги. Возьмите христианский катехизис, – тут все учение о Боге увидите, как в зеркале. Возьмите евангелие, возьмите целую Библию. Это слово Самого Бога. Возьмите другие душеполезные книги, наприм. писания св. отцов и учителей церковных, жития святых и проч. Читайте эти книги, а кто не умеет читать, тот слушай читающего: – вот и будете приобретать познания о Боге. Когда бываете в церкви, слушайте, что читают и поют и чему поучают пастыри. Вот опять приобретение познания о Боге. А и дома, особенно в праздники, почему не заняться разговорами о Боге, о церкви, и о самом празднике? Чрез это и домашние мало по малу станут просвещаться познанием Бога и веры христианской. Видите, сколько способов для нашего богопознания! И если бы мы употребляли эти способы (а употреблять их непременно нужно), то хорошо бы знали Бога, были бы благоговейнее и жили благочестивее и добродетельнее.

б) Почитание Бога. От богопознания зависит и богопочтение, которое по всей истине подобает Богу и которого требует Сам Бог: да не будут говорит, тебе бози инии разве Мене. Если бы люди знали истинного Бога, то бы и чтили Его. А то что они делали? Забыли Бога, оставили Его, измыслили себе других ложных богов и воздали им честь, подобающую единому истинному Богу. Вот поэтому Господь Бог и дал заповедь народу израильскому не только знать Его единаго, но и воздавать Божескую честь Ему единому.

Можно подумать, что заповедь почитать единого истинного Бога не относится к нам. Мы, как христиане, и без того знаем и почитаем единого истинного Бога и у нас нет богов, как было у язычников. Нет, братие. Н мы можем оставлять единого истинного Бога, и честь и силу, принадлежащую единому истинному Богу, относить к другим. Как кто? Мы не думаем, чтобы между христианами нашелся такой безумный, который бы стал отвергать бытие Божие, который бы сказал: несть Бог (Пс. 13, 1). Сохрани Бог всех нас от такого нечестия! Но ежели мы не видим Бога в природе, ежели происходящее в мире и с нами относим только к своим вторым причинам, или, еще хуже, в случаю, ежели всего для себя ожидаем от себя и от своих сил и действий: не отнимаем ли тогда чести и славы у Бога, Который, как учит слово Божие к вера христианская, о всем промышляет, всем располагает и всем управляет? Ежели мы опять верим гаданиям и ворожбе, или суеверно разбираем дни, встречи и другие замечания и им приписываем значение и силу: не отнимаем ли тогда чести и силы у Бога, хранителя и покровителя нашего? Ежели мы любим отца и мать, или детей, или муж жену, а жена мужа паче Бога, ежели мы прилепляемся в земному и мирскому паче Творца: не отнимаем ли мы тогда чести у Бога, Которого должны любить паче всего? Ежели мы возлагаем надежду не на Бога, а на людей, хотя бы они были велики и сильны, или стараемся угождать другим с нарушением долга и совести: не оскорбляем ли тогда Бога, на Которого единого должны всегда уповать, и Которому единому служит? Ежели мы по лености или рассеянности пренебрегаем и домашнею и церковною молитвою: не оскорбляем ли тогда Бога, Которому всегда и от всех подобает слава, честь и поклонение? Если бы кто из страха человеческого, или для мирских выгод, или по своему заблуждению, отступил от веры христианской, или от православной церкви, я уклонился в какую-нибудь ересь или раскол: не оскорбил ли бы таковый единого истинного Бога, Которого должен чтить и призывать во истине и Которому должен быть верным до смерти? Видите ли, братие, что можно и христианам оставлять Бога и честь, принадлежащую единому Богу, переносить на другие предметы, отнимая оную у Бога.

в) Как мы можем исполнять первую заповедь Божию? Что должны делать для засвидетельствования нашего почтения Богу? Должны веровать в Бога, веровать так, как учить нас православная церковь, отнюдь не вдаваясь ни в какие человеческие мудрования и не увлекаясь голосом учителей не призванных и не освященных; должны ходить пред Богом, т. е. представлять себя в присутствии Божием, держать себя благоговейно и благочинно, как бы пред лицом Самого Бога; потому что Бог действительно всегда с нами и видит не только дела, но и помышления наши; должны бояться Бога, не как рабы, а как дети, опасаясь прогневлят Его худыми делами; должны надеяться на Бога, Который, как всемогущий и всеблагий, не оставит ни в каком случае нас без Своей помощи; должны любить Бога всею душою и всем сердцем, как нашего Творца, Промыслителя и Спасителя: должны повиноваться Богу, исполняя Его Божественный закон и во всем предавая себя в Его святую волею; должны в молитвах призывать Бога, прославлять Его, благодарить Его и покланяться Ему; должны служить Богу, как высочайшему Существу, и для сего ходить в храм Божий, участвовать в церковном богослужении, возжигать свещи и воскурять фимиам пред св. изображениями Бога и Его святых; должны всегда и во всем показыват себя истинными и православными христианами, хотя бы довелось за это переносить презрение и порицание, хотя бы даже надлежало претерпеть мучение и смерть. Таково должно быть от нас почтение Богу! И такая слава, честь и поклонение подобает единому в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу.

Да не будут тебе бози инии разве Мене, сказал Господь.

г) Первой заповеди не противоречит почитание св. ангелов и угодников Божиих. Не подумал бы кто из нас, братие, что мы не одного Бога почитаем и не одному Богу служим, потому что чтим и Божию Матерь, и ангелов, и святых угодников, и также покланяемся им.

Нет, не также. Слышите, как мы взываем в молитвах к Господу Богу: Господи, помилуй, спаси нас, Господи! А так ли молимся святым? Совсем нет, К Матери Господа нашего Иисуса Христа мы не всегда взываем: Пресвятая Богородице, спаси нас, а так: Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных! К св. ангелам обращаемся с такою молитвою: Святии архангели и ангели, молите Бога о нас! И святых угодников молим так, – например: святителю, отче Николае, моли Бога о нас! Мы чтим святых, как только угодников и слуг Божиих, и просим их молитв и ходатайства за нас, у кого? у единого Бога, Который есть Творец и Спаситель всех, и их и нас грешных. (Оост. по кн.: «Катехизич. поуч.» прот. В. Нордова, изд. V, стр. 126 – 8).


Источник: Уроки и примеры христианской любви : опыт катехиз. хрестоматии / Сост. прот. Григорий Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXXVIII, 740, с.

Комментарии для сайта Cackle