профессор Григорий Александрович Воскресенский

Православные славяне в Австро-Венгрии

Содержание

Предисловие

I. Карловецкая митрополия Краткие сведения о переселениях сербов из Старой Сербии, Боснии и Герцеговины в пределы Австро-Венгрии и учреждении здесь автокефальной православной славянской церкви Географическо-статистические данные Семь епархий карловецкой митрополии Монастыри Сербские народно-церковные фонды Высшие и средние школы Сербские великие гимназии Учительские школы Высшие женские школы Церковно-административное устройство православной карловецкой митрополии Народно-церковные конгрессы за последние двадцать лет Высочайший указ от 11 июля 1912 года об отмене некоторых автономных учреждений II. Буковинско-Далматинская митрополия Общие сведения о Буковине и Далмации Три епархии буковинско-далматинской митрополии Статистические данные Монастыри Православный богословский факультет черновецкого университета Средние и низшие школы Православное богословское училище в Задре Средние и низшие школы. Фонды Церковно-административное устройство буковинско-далматинской митрополии Юридическое положение православной церкви в Буковине и Далмации по основным государственным законам австрийской империи Печальная действительность. Притеснения и преследования православного русского населения Буковины со стороны австрийского правительства Взаимная рознь русских и румын, и, как следствие её, хозяйничанье в стране немцев, евреев и поляков Борьба двух русских партий – украйнофильской и старорусской Проект разделения православной архиепархии в Буковине на две епархии – русскую и румынскую Борьба старорусской партии с румынами и украйнофилами за свои национальные и церковные права. Студенческие общества в Черновцах и в Вене Римско-католическая пропаганда в Буковине и Далмации III. Босно-герцеговинские митрополии Общие сведения о Боснии и Герцеговине. Географическое положение страны Статистические данные о современном состоянии Боснии и Герцеговины: численность населения, распределение жителей по вероисповеданиям и по роду занятий, рост колонизации, административное устройство Экономическое положение Боснии и Герцеговины до австрийской оккупации и со времени оккупации до настоящего времени. Аграрный вопрос Школы Православно-сербская периодическая печать Состав православной босно-герцеговинской церкви Монастыри Бедственное положение православного сербского населения и православной церкви в Боснии и Герцеговине со времени оккупации их Австрией Патриархальный строй православной сербской церкви в Боснии и Герцеговине до оккупации их Австрией. Перемены, происшедшие в устройстве босно-герцеговинской церкви со времени оккупации. Конкордат 1880 г. между константинопольской патриархией и Австрией Влияние конкордата 1880 г. на внутреннюю автономную жизнь православно-сербской церкви и школы. Образовавшаяся рознь между митрополитами с одной стороны и народом и низшим духовенством с другой Оппозиционное движение народных представителей Боснии и Герцеговины против Каллаевой политики по отношению к босно-герцеговинской православной церкви. Четыре меморандума о притеснениях оккупационных властей, поданные народными представителями австрийскому императору (1896 – 1902 г.г.). Бесплодность жалоб и протестов. Две депутации от босно-герцеговинских православных общин к константинопольским патриархам Константину V и Иоакиму III. Коллективные письма православного сербского духовенства с просьбой о защите, отправленные чрез народных представителей к босно-герцеговинским митрополитам Мирные переговоры народных представителей с митрополитами по вопросам церковно-школьного устройства. Одобрение нового устава константинопольской патриархией и высочайшее утверждение в 1905 г. Указ императора Франца Иосифа I. Краткий обзор содержания нового устава Некоторое оживление и улучшение церковно-общественной жизни в Боснии и Герцеговине с 1905 года. Объединение православного босно-герцеговинского духовенства в одну организацию („свештеничко удружење»). Неудавшаяся попытка организации всего православного сербского населения Боснии и Герцеговины. Ограничение автономии босно-герцеговинской православной церкви Римско-католическая пропаганда  

 
Предисловие

Автор настоящей книжки с 1893 по 1909 г. вел на страницах „Богословского Вестника» хронику церковной жизни православных славян на Балкан­ском полуострове и в Австро-Венгрии, именно – в Болгарии, Сербии, Старой Сербии и Македонии, Черно­гории, карловецкой митрополии, Буковине, Далмации, Боснии и Герцеговине. Задумав дать краткий систе­матический обзор церковно-общественной жизни православных славян в Австро-Венгрии, автор прежде всего просмотрел, проверил и привел в систематический порядок прежде написанное им о православных славянах в Австро-Венгрии. Но за­тем пришлось ему привнести в настоящую книжку не мало и совсем нового материала в дополнение к написанному раньше и чтобы довести обзор церковно­-общественной жизни православных славян в Австро-Венгрии до 1913 года (хроника этой жизни на стра­ницах „Богословского Вестника» для Боснии и Гер­цеговины кончалась на 1909 г., для Буковины и Дал­мации на 1908 г. и для карловецкой митрополии на 1907 г.).

В конце книжки прилагается карта православ­ных славянских епархий в Австро-Венгрии. В виду трудностей точного разграничения всех этих епархий, мы предпочли нанести на карту только глав­ные кафедральные епископские города и места, равно центры протопресвитериатов (благочиний), отмечая соответствующими знаками. Обозначаем особым зна­ком и православные монастыри. А в виду еще более непреодолимых трудностей при отграничении право­славного населения от смешанного с ним иновер­ного в тех или других местах, мы старались показать на карте только большую или меньшую плот­ность православного населения более густыми или ред­кими штрихами: так это отмечено во всех епархиях карловецкой митрополии, в босно-герцеговинских ми­трополиях и в Далмации. Что же касается православ­ной Буковины, то там православные русские и румыны составляют подавляющее большинство населения, и для ничтожного процента живущих там других на­родностей и других вер не представлялось особенной нужды в наглядных показаниях вероисповедных местных взаимоотношений.

Считаю приятным долгом выразить глубокую благодарность Совету и Издательской Комиссии Сла­вянского Благотворительного Общества, давшего сред­ства на издание, и в частности – члену Совета и Председателю Издательской Комиссии проф. И. С. Пальмову, любезно принявшему на себя наблюдение за печатанием настоящей книжки.

Гр. Воскресенский.

27 апреля 1913 г.

Сергиев Посад, Моск. Губ.


Источник: Проф. Г.А. Воскресенский. Православные славяне в Австро-Венгрии. I. Карловецкая митрополия. II. Буковинско-далматинская митрополия. III. Босно-герцеговинские митрополии. С прил. карты правосл. славян. епархий в Австро-Венгрии. Изд. Спб. Славян. благотвор. о-ва. Спб. 1914. С. VIII+206. [Рец. / [Б. Будилович]. - Санкт-Петербург] : тип. Имп. Акад. наук, [1915]. - 37 с.

Вам может быть интересно:

1. Амфилохий, епископ Угличский профессор Григорий Александрович Воскресенский

2. Посещение Московской Духовной Академии примасом Англии архиепископом Йоркским (15 апреля 1897 г.) профессор Василий Александрович Соколов

3. Какой смысл и значение имеет причтение святейшего патриарха Ермогена к лику святых протоиерей Иоанн Соловьёв

4. Блаженнопочивший сербский митрополит Михаил профессор Иван Саввич Пальмов

5. Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба: неизданный памятник литературы XII века Хрисанф Мефодиевич Лопарев

6. Кафедральный во имя Христа Спасителя собор в Москве протопресвитер Владимир Марков

7. О говении протоиерей Григорий Дебольский

8. О памятнике в Москве императору Александру III Сергей Алексеевич Белокуров

9. Отзыв о сочинении Г.А. Воскресенского: Древнеславянский Апостол... Иван Евсеевич Евсеев

10. О разводе в России Михаил Егорович Красножен

Комментарии для сайта Cackle