Азбука веры Православная библиотека епископ Иеремия Отшельник (Соловьев)

епископ Иеремия Отшельник (Соловьев)

Нравственно-аскетические труды

епископ Иеремия Отшельник (Соловьев)
епископ Иеремия Отшельник (Соловьев) (21.04.1799–18.12.1884)

Епископ Нижегородский и Арзамасский. Подвижник, аскет, духовный писатель, храмостроитель, благотворитель.

Биография

В миру Иродион Иоаннович (в схиме Иоанн); родился 10.04. 1799 г. в селе Георгиевское Ливенского уезда Орловской губернии в семье пономаря. С благодарностью вспоминал семью, особенно деда и мать, Марию Феоктистовну, наставление которой: «Молись, молись, всегда молись, молись втайне, молись ночью, молись перед всяким уроком своим и всяким делом» - помнил всю жизнь. В течение жизни И. хранил узелок, который мать дала ему в благословение перед поступлением в духовные школы. В узелке были икона, кисейное полотенце и монеты для раздачи милостыни нищим (Виноградов. 1886. С. 2, 4). Окончил Севское ДУ, в 1810 г. поступил сразу в 4-й класс Севской (Орловской) ДС. 21 нояб. 1814 г. Орловским еп. Досифеем (Ильиным) был посвящен во чтеца. В годы учебы познакомился с И. А. Борисовым (впосл. свт. Иннокентий, архиеп. Херсонский), дружба с которым оказала значительное влияние на буд. епископа. Обратил на себя внимание ректоров-архимандритов Владимира и св. Гавриила (Городкова). По окончании Севской ДС 25 сент. 1819 г. состоял учителем греч. языка и одновременно инспектором Севского ДУ, ректором которого в тот период был иером. Иаков (Вечерков). Орловский епископ Гавриил (Розанов) предложил Соловьёву священническую вакансию в Покровской ц. г. Болхова и благословил на брак. Но, побывав в Болхове и познакомившись с невестой, Соловьёв отказался от служения на приходе и вернул еп. Гавриилу «брачный билет». По преданию, посетил вместе со свящ. И. З. Вуколовым Елец, где старец прот. Иоанн Жданов предсказал Соловьёву служение в епископском сане. По благословению еп. Гавриила в марте 1822 г. пришел в Свенский Новопечерский Успенский монастырь, где исполнял различные послушания, порой самую «черную» работу, с сент. того же года служил пономарем.

В сент. 1824 г. по распоряжению Комиссии духовных училищ Соловьёв был направлен в СПбДА для продолжения образования за казенный счет. Значительное содействие в этом оказал инспектор СПбДС Иннокентий (Борисов), убедивший послушника оставить монастырь и продолжить образование. 21 нояб. 1824 г. Ревельским еп. Григорием (Постниковым) в академической церкви Соловьёв был пострижен в монашество, 25 дек. того же года в Казанском соборе рукоположен во диакона, 14 авг. 1827 г. архиеп. Рязанским Филаретом (Амфитеатровым) в Рождественской ц. Псковского подворья на Васильевском острове рукоположен во иерея. Некоторое время служил на Псковском подворье учителем певчих архиеп. Рязанского Филарета, с 1827 г. законоучитель и настоятель Александро-Невской ц. 2-го Кадетского корпуса С.-Петербурга. В 1828 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры, в 1829 г. Комиссией духовных училищ назначен бакалавром СПбДА по богословскому классу.

 В 1830 г. состоялось назначение архим. Иннокентия (Борисова) ректором КДА. Знавший о крепкой дружбе И. и архим. Иннокентия С.-Петербургский митр. Серафим (Глаголевский) предложил Комиссии духовных училищ назначить И. инспектором КДА. Это произошло 4 сент., а 5 окт. того же года в Александро-Невской лавре Ревельским еп. Никанором (Клементьевским) И. был возведен в сан архимандрита. С 1834 г. ректор Киевской Духовной семинарии, член консистории и настоятель киевского Выдубицкого Всеволожа во имя арх. Михаила монастыря. В 1832 г. обозревал Орловскую и Воронежскую семинарии и училища, в 1837 г. по поручению Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) - монастыри Киевской епархии, в 1838-1840 гг.- Волынскую, Херсонскую и Кишинёвскую семинарии. С 1837 г. председатель Комитета по устроению Киево-Софийского ДУ, с 1838 г. настоятель киевского Братского монастыря, с 1839 г. ректор КДА. Внутренняя жизнь Киевских духовных школ, взаимоотношения И., архим. Иннокентия и журналиста В. И. Аскоченского описал Н. С. Лесков в очерке «Печерские антики».

 8 марта 1841 г. И. был утвержден, 3 апр. наречен, 6 апр. того же года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. Хиротонию в Великой ц. Киево-Печерской лавры совершили митр. Киевский Филарет, еп. Вологодский Иннокентий (Борисов) и бывш. еп. Смоленский Иосиф (Величковский). Став ближайшим помощником митр. Филарета (Амфитеатрова), пользовался уважением и монашествующих и профессуры. Совершил постриг, рукоположил во иерея св. Феофана Затворника, рукоположил в сан иерея буд. митр. Московского Макария (Булгакова).

 Согласно запискам И., однажды в сонном видении ему открылось, что надлежит «зажечь свечку» в темном храме - возглавить новую епархию (Предуказания свыше // ДБ. 1866. № 43. С. 295). 2 янв. 1843 г. по рекомендации митр. Киевского Филарета И. возглавил новооткрытую Кавказскую и Черноморскую епархию. Выехав из Киева 19 марта, И. посетил Мгарский в честь Преображения Господня муж. мон-рь, где поклонился мощам особо чтимого им К-польского свт. Афанасия III Пателлария. По прибытии 10 апр. в Ставрополь первые 2 года проживал в доме купца И. Волобуева, где устроил домовую ц. в честь Воздвижения Креста Господня. Впосл. купец передал под архиерейское подворье свою усадьбу на Кузнечной ул. (ныне ул. Г. Голенева).

 Основное внимание И. уделял христ. просвещению, что было невозможно без подготовленного к миссионерской деятельности духовенства. В 1844 г. выступил с инициативой преобразования Екатеринодарского ДУ в уездное училище, которое состоялось лишь в 1858 г., при еп. Кавказском свт. Игнатии (Брянчанинове). Уже в кон. 1843 г. И. направил в Синод предложения об учреждении на Кавказе ДС. 13 нояб. 1846 г. она открылась в Ставрополе, причем архиерей тайно пожертвовал на выплату стипендий семинаристам ок. 10 тыс. р. серебром. По указанию И. торжественное открытие семинарии было приурочено ко дню памяти свт. Иоанна Златоуста. В сент. 1846 г. митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) направил И. письмо, в котором горячо поддержал его просветительские начинания. В 1847 г. в память о своих родителях, Иоанне и Марии, в 3 верстах от Ставрополя устроил Иоанно-Мариинскую жен. общину (см. Ставропольский Иоанно-Мариинский жен. мон-рь). Проявляя заботу о нуждающихся клириках, И. при поддержке купца Гониловского построил обширный 2-этажный каменный дом для общежития беднейших детей кавк. духовенства. По инициативе И. был возведен новый кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери (1845) в Ставрополе, отремонтирован старый Троицкий собор, построено 12 храмов.

     В 1845 г. начальник Кавказской обл. ген.-лейтенант В. И. Гурко в письме обер-прокурору Синода называл И. «пастырем, достойным всякой похвалы. При строгом образе жизни он соединяет в себе истинную кротость, любовь к ближнему, глубокую набожность и пламенное усердие к вере. В его управлении почти не слышно жалоб, которые доходили прежде до областного начальства на лиц духовного ведомства». Однако когда епископ решил искоренить раскол в вост. части Кавказской епархии, возник конфликт с гребенскими (терскими) казаками-старообрядцами, с атаманом Кавказского линейного войска С. С. Николаевым. Гр. М. С. Воронцов доложил имп. Николаю I о том, что преосвященный притесняет гребенских линейных казаков, запрещает им разрешенные с 1836 г. богослужения по их обряду, прибегая к помощи полиции. Тогда указом Синода от 19 июля 1845 г. духовенство ок. 100 линейных казачьих станиц было отделено от Кавказской епархии и подчинено обер-священнику Кавказского отдельного корпуса Михайловскому. Центром церковного управления стал Тифлис (ныне Тбилиси). После этого «разделения» число приходов, оставшихся в Кавказской епархии, стало незначительным (охватывало лишь Черноморию и часть Ставрополья), а раскольнические настроения в отделившихся станицах лишь усилились. В нач. 1849 г. И. послал кавк. наместнику Воронцову докладную записку, в которой просил содействия в возвращении линейных казачьих станиц в ведомство Кавказской епархии, перечислив вредные последствия отделения церквей для духовной жизни края. Но усилия архиерея не увенчались успехом. И. крайне болезненно воспринял эту ситуацию и в 1848-1849 гг. неоднократно обращался в Синод с прошением об увольнении на покой в Киево-Печерскую лавру.

   20 ноября 1849 г. И. возглавил Полтавскую епархию. Архиерей тяготился назначением на обширную епархию, признавался, что увидел во сне «печальное предзнаменование» - черный архиерейский жезл (Предуказания свыше // ДБ. 1866. № 43. С. 296). Недолгое служение на этой кафедре И. называл «Крестом Полтавским», конфликтовал с привыкшим к роскоши, «превознесенным и разукрашенным отличиями» полтавским духовенством. Современники отмечали, что И. «недолюбливал праздных посетителей», в общении с подчиненными был «прост, открыт, иногда резок и горяч... не скупился на выговоры и обличения» (Виноградов. 1886. С. 50-51). «Пасху провел не без грусти, как будто на чужбине», - записал И. весной 1850 г. в своем дневнике (Там же. С. 44). «От всего сердца разделяю с Вами скорби Ваши среди трудностей новой Вашей паствы»,- поддерживал И. в письме от 28 марта 1850 г. митр. Киевский Филарет. В апр. того же года И. переселился из роскошного 3-этажного Полтавского архиерейского дома в небольшую келью Мгарского Преображенского монастыря, о котором проявлял особую заботу, направлял на благоустройство обители пожертвования. 28 июля 1850 г. И. вновь подал в Синод прошение об увольнении на покой. Однако в дневниковой записи 24 дек. И. отметил, что увидел во сне «новый жезл архиерейский» (Там же. С. 47).

   2 января 1851 г. И. был назначен на Нижегородскую кафедру, что воспринял как исполнение обетования - «мне действительно вручен новый жезл правления паствой Нижегородской». 11 янв. И. выехал из Полтавской епархии, 14 февр. того же года прибыл в Н. Новгород. Вступил в конфликт с губ. властью. До назначения И. на Нижегородскую кафедру доходы, имущество и даже порядок богослужений городского Спасского Староярмарочного собора (1824) контролировались непосредственно губернатором. В 1851-1852 гг. И. добивался полного подчинения Староярмарочного собора епархиальному начальству.

  И. проявил себя ревностным архипастырем, храмостроителем и попечителем о нуждающихся. Почти все жалованье анонимно передавал в Нижегородское епархиальное попечительство о бедных духовного звания; капитал попечительства возрос с 22 тыс. р. в 1851 г. до 85 тыс. р. в 1858 г. Регулярно посещал Нижегородские духовные школы, учредил в семинарии 4 стипендии. По инициативе И. была основана церковь при Нижегородской муж. губ. гимназии, построено неск. храмов, в т. ч. Троицкий на Ст. Сенной и Трехсвятительский на Н. Сенной площадях, а также Георгиевский в Высоковской роще, принадлежавшей архиерейскому дому. 28 авг. 1851 г. в нижнем помещении кафедрального Преображенского собора И. освятил главный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. 26 февр. 1852 г. освятил придел того же храма во имя святых Космы и Дамиана, 26 окт. 1853 г.- придел во имя вмч. Димитрия Солунского.

 Владыка не раз сознавался в «неодолимом стремлении к уединенной жизни». 3 мая 1857 г. направил в Синод очередное прошение об увольнении от «епархиального бремени». Указом Синода от 17[11] июня того же года епископ Иеремия был уволен на покой в нижегородский Печерский монастырь с пожизненной пенсией в 1 тыс. р. В 1860 г. от иеросхим. Мардария принял схиму с именем Иоанн в память об отце. 15 февр. 1864 г. И. был назначен настоятелем Нового монастыря при Алтайской духовной миссии, но не смог выехать туда по старости. Притеснения со стороны управлявшего монастырем Балахнинского еп. Поликарпа (Гонорского) вынудили И. в 1877 г. удалиться в городецкий в честь Феодоровской иконы Божией Матери мон-рь. В 1879 г. И. поселился в нижегородском в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ре. Отличался скромностью в повседневной жизни, продолжал помогать Кавказской, Орловской, Полтавской, Нижегородской семинариям, другим учебным заведениям, сиротствующему духовенству. Так, епархиальному жен. училищу пожертвовал 5966 р. в билетах и 272 р. наличными, «в пользу бедных духовного звания» - 804 р. в билетах, губ. муж. гимназии «на стипендию» - более 1,3 тыс. р. (Титов. 1887. С. 45). За 4 дня до кончины передал напрестольные крест и Евангелие в московский храм Христа Спасителя.

  Ежедневно служил в примыкавшей к келье домовой церкви. По словам современника И., «двери его убогой келлии, в два окна, украшенной только большим живописным портретом Киевского святителя Филарета да изображением преподобного Серафима Саровского, отверзались только для Нижегородских преосвященных, изредка - для настоятеля монастыря, часто - для духовника иеромонаха и редко-редко - для некоторых других благочестивых лиц» (Алексий (Воскресенский). 1915).

 За 10 дней до кончины принял Нижегородского еп. Макария (Миролюбова), 3 дек. 1884 г. после исповеди и причащения скончался со словами: «Пора мне домой».             

 9 дек. был погребен в правом приделе Алексиевской ц. Благовещенского монастыря. В 20-х гг. XX в. храм был закрыт, переоборудован под планетарий; после восстановления церкви в нояб. 2007 г. останки И. были подняты, помещены на хранение в братский корпус монастыря, впоследствии перезахоронены в Алексиевской ц. на прежнем месте. Панихидная память И. совершается в Нижегородской епархии 6/19 дек.

  Всю жизнь И. тщательно изучал творения свт. Тихона Задонского, свт. Ростовского Димитрия (Савича (Туптало)), которые использовал в сочинениях «Изложение христианского учения...» (1869), «Врачевство духовное...» (1897), «Иноческий катихизис» и др. Написанные в основном в форме диалога старца и новоначального, они посвящены главным этапам духовной жизни, покаянию, смирению, возрастанию в вере. Переписывался со многими выдающимися архиереями XIX в., в т. ч. со святителями Филаретом (Дроздовым), Иннокентием (Борисовым), Феофаном Затворником, Гавриилом (Городковым), митр. Филаретом (Амфитеатровым) и др. Многочисленные рукописи Иеремии: 24 молитвы, Слова, толкования на новозаветные тексты, личная корреспонденция и др. (всего ок. 60) - хранились в нижегородском Благовещенском монастыре, в Орловской, Кавказской и Нижегородской семинариях, ставропольском Иоанно-Мариинском монастыре, а также у родственников. Некоторые из них изданы.

 Награжден орденами св. Анны 2-й (1836) и 1-й (1845) степени, св. Владимира 2-й степени (1848).    

 

Сочинения:

  • Иноческие письма // Душеполезный собеседник. — 1889, с. 309—312; публиковались в этом журнале за годы: 1894—1900,1910—1914.
  • Сокровища сельских духовных уроков (в извлечении).
  • Слово на день свт. Николая. К., 1832;
  • Слово на Новый год, сказанное в Киево-Софийском соборе. К., 1833;
  • Изложение христ. учения правосл. католич. Церкви в письмах, извлечениях из творений св. отцов и учителей Церкви, преимущественно свт. Тихона Задонского. СПб., 1869;
  • Пребывание арм. католикоса Нарзеса в Ставрополе, в 1845 г. // Кавказские ЕВ. 1885. № 18. С. 720-725;
  • Воспоминания о высокопреосвященном Иннокентии [Борисове], архиеп. Херсонском //Виноградов И. З., прот. Преосв. Иеремия, еп. Нижегородский, и воспоминания его о преосвященнейшем Иннокентии [Борисове], архиеп. Херсонском и Таврическом. Н. Новг., 1886. Прил. С. 1-26;
  • Письма к архиеп. Херсонскому Иннокентию [Борисову] // Барсов Н. И. Материалы для биографии Иннокентия [Борисова], архиеп. Херсонского и Таврического. СПб., 1888. 2 вып.;
  • Моление ко св. вмч. и целителю Пантелеимону. М., 1889;
  • Поучения, говоренные к нижегородской пастве, с присовокуплением келейных записок, 1851-1853 гг. Н. Новг., 1890;
  • Св. Иоанн Креститель: (Изъяснительные письма) // ПрибЦВед. 1890. № 33. С. 1077-1082;
  • Врачевство духовное, от мира собираемое, или Духовный лечебник. М., 1897;
  • Народная сокровищница духовная. Орел, 1902;
  • Основы духовной жизни в вопросах и ответах или «иноческий катехизис» / Иеремия (Соловьев), епископ. М.: Изд-во Моск. патриархии: Благо, 1998. 158 с.
  • «Господи, дай мне очи видеть Тебя!»: Основы духовной жизни в вопросах и ответах. Ставрополь, 2008.