Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


блаженный Иероним Стридонский

Толкование на Евангелие по Матфею10

Глава 3 Глава 4 Глава 5

Глава IV

Мф.4:1. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню.

   Несомненно, что возведен Духом Святым, ибо далее следуют слова: «Для искушения от дьявола». Он отводится не против Своего желания или увлекается не так, как пленник, но добровольно, имея силу сопротивляться этому.

Мф.4:2-3. И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий.

   В этом числе сорок56, — в течение которых Моисей постился на горе Синай (Исх.24:18) и Илия — возле горы Хорив (3Цар.19:8), нам показывается таинство. А телу [Спасителя] предоставляется возможность испытать голод, чтобы таким образом дать повод дьяволу к искушению.

Мф.4:3. [окончание]:  Скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

   Испытывающему голод говорится нечто подходящее. Но ты, дьявол, становишься в двойное противоречие. Если по Его могуществу камни могут сделаться хлебами, то напрасно ты искушаешь Того, Кто57 настолько могущественен. А если Он этого сделать не может, то напрасно ты подозреваешь в Нем Сына Божия [говоря]: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами».

Мф.4:4. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

   Свидетельство взято из книги Второзакония (Втор.8:3). А отвечает Господь так потому, что Он имел в виду одержать победу над дьяволом не могуществом Своим, а Своим смирением. Вместе с тем необходимо58 заметить, что если бы Господь не начал поститься, то у дьявола59 не было бы случая к искушению, согласно тому, что написано: «Сын мой приступая к служению пред Господом, стой в правде и в страхе, и приготовь душу свою к испытанию» (Сир.2:1-2)60. Но и самый ответ Спасителя показывает, что человеком был Тот, Который подвергался искушению: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Итак, кто не питается словом Божиим, тот не живет.

Мф.4:5. [начало]:  Потом берет Его диавол в святый город.

   Это взятие, о котором говорится, не есть следствие слабости Господа, а следствие самонадеянности врага, который желание Господа принимает за проявление61 крайней нужды. Из этого же места является понятным, что значит написанное в другом месте: «Вошли во святый град, и явились многим» (Мф.27:53).

Мф.4:6. [продолжение 5-го и 6-й]:  И поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему

   Это для того, чтобы испытать тщеславием Того, Кого62 он испытал голодом.

Если Ты Сын Божий...

   Во всех искушениях дьявол начинает так, чтобы узнать: Божий ли Он Сын; но Господь так скромно отвечает ему, что он остается в сомнении.

Бросься вниз; ибо написано...

   Слово дьявола, который [или: которое] всегда желает, чтобы все падали, говорит: «Бросься вниз» — это слово может убеждать [нас], но не может [нас] низвергнуть.

Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

    Это мы читаем в Девяностом псалме (Пс.90:11-12)63. Но там содержится пророчество не о Христе, а вообще о святом муже. Итак, дьявол неправильно (male) изъясняет Священное Писание. Несомненно, если бы он подлинно знал, что это написано о Спасителе, то должен был бы присоединить и то, что далее говорится в том же псалме и против него: «На аспида» [небольшая ядовитая змея] «и василиска» [змея большая] «наступишь» [без вреда]; «попирать будешь льва и дракона» [большой змей]: О помощи ангелов дьявол говорит Ему как бы немощному, а о своем уничижении как хитрец он умалчивает.

Мф.4:7. Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего».

   Лживые стрелы дьявола он сокрушает с помощью истинных щитов Писания. И нужно заметить64 , что необходимые свидетельства Он взял только из Второзакония, чтобы показать таинства Нового Закона [secundae legis ­­ Второго Закона].

Мф.4:8. [и начало 9-го]:  Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему.

   Слава мира, которая уйдет65 вместе с миром, показывается на горе и в высокомерии. Господь же нисходит к смирению и на равнины, чтобы победить дьявола смирением. Затем дьявол спешит повести Его к горам, для того чтобы и прочие низвергались через то же, через что он сам низвергся, согласно тому, что говорит апостол: «Чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1Тим.3:6).

Мф.4:9. [окончание]:  Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

   Дьявол с гордостью и высокомерием говорит так по своему хвастовству, а не потому, что имеет власть во всем мире, или [или: так что] может дать все царства, так как мы знаем, что и весьма многие святые мужи поставлены от Бога царями. Он говорит: «Если, пав, поклонишься мне». Следовательно, кто намерен поклониться дьяволу, тот прежде этого падает.
    h5 Мф.4:10. Тогда сказал ему Иисус: Иди [или: «Следуй за Мною»] «Сатана. Ибо написано66
   Сатана и апостол Петр осуждаются не в одном и том же смысле [не одинаковым приговором], как полагают многие. В самом деле, Петру говорится: «Следуй за Мною, Сатана» (Мк.8:33)67, т. е. ты, противящийся Моей воле, следуй Мне; а этот слышит: «Иди, Сатана», но не говорится ему «Иди за Мною», что дает нам возможность понимать так: Иди в огонь вечный, который уготован тебе и ангелам твоим.
    «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». Дьявол, говорящий Спасителю: «Если, пав, поклонишься Мне», в ответ себе от Него слышит, что он сам должен больше поклоняться Ему, своему Господу и Богу.

Мф.4:11. Тогда оставляет Его диавол, — и се, Ангелы приступили и служили Ему.

   Искушение предшествовало затем, чтобы последовала победа. Ангелы служат для того, чтобы удостоверить достоинство Победителя.

Мф.4:15-16. Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

   Эти люди прежде других услышали проповедующего Господа, так что там, где израильтяне испытали первое ассирийское пленение68, раздалось и первое благовестие Искупителя.

Мф.4:17-18. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы

Мф.4:19. [начало]: И говорит им.

   После предания [суду] Иоанна [Предтечи], Он Сам непосредственно начинает проповедовать, т. е. по прекращении действия закона собственно69 и начинается Евангелие. Если же Спаситель проповедует то же, что раньше проповедовал Иоанн Креститель, то этим Он показывает, что Он есть Сын Того же Бога, пророком Которого был тот.

Мф.4:19. [окончание], Мф.4:20.  Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

   Это были первые призванные к тому, чтобы последовать за Господом: рыбари и некнижные посылаются на проповедь, чтобы мы не подумали, будто вера верующих происходит не от силы Божией, а от красноречивого и последовательного изложения учения (eloquentia atque doctrina).

Мф.4:24. [окончание], Мф.4:25.  И лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

   Не настоящих лунатиков, а тех, которые считались лунатиками по причине козней демонов, которые, пользуясь переменами времени луны, имели желание бесславить творение, чтобы увеличить хулы на Творца.

10   У пер.: Евангелие Матфея — ред.
56   У пер.: четыредесятницы — ред.
57   У пер.: Который — ред.
58   У пер.: должно — ред.
59   У пер.: дьяволу — ред.
60   По новому Синодальному русскому переводу: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения» — ред.
61   У пер.: следствие — ред.
62   У пер.: Которого — ред.
63   У пер.: девятидесятом — ред.
64   У пер.: должно приметить — ред.
65   У пер.: имеет отойти — ред.
66   По новому Синодальному русскому переводу: «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано».
67   По новому Синодальному русскому переводу: «Отойди от Меня, сатана»
68   У пер.: для израильтян был первый плен от ассирийцев — ред.
69   У пер.: непосредственно — ред.

Глава 3 Глава 4 Глава 5

Помощь в распознавании текстов