святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

ХРИСТИАНСКОЕ НРАВОУЧЕНИЕ, ИЛИ БОГОСЛОВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОЕ ПОДЛЕЖАТЕЛЬНОЕ

Части богословия деятельного

Поскольку в поврежденном состоянии рода человеческого облечению во внутреннего человека должно предшествовать совлечение человека внешнего, то само собой разумеется, что в нравоучении прежде всего необходимо обратить внимание на человека внешнего, без сокровенного сердца человека, и именно раскрыть: его природу и силы, посредством которых ниспадает он во глубину зол, его бессилие поставить себя в состояние духовное и, наконец, постепенное ниспадение в глубину зол.

Затем, раскрыв природу человека внутреннего, нужно рассмотреть бессилие по отношению к нему плоти и его духовную силу, и постепенное возрастание в жизни духовной в меру совершенного возраста Христова. Поэтому христианское нравоучение можно разделить на следующие части: 1. Природа человека внешнего, без сокровенного сердца человека. 2. Сила над ним плоти. 3. Бессилие его духовное. 4. Возрасты его, или постепенное ниспадение во глубину зол. 5. Зачатие и рождение сокровенного сердца человека. 6. Внутренняя его природа и качества. 7. Сила его духовная. 8. Бессилие по отношению к нему плоти. 9. Постепенное его возрастание. 10. Средства, способствующие его зачатию, рождению, сохранению и совершенствованию.


Часть I. О природе человека внешнего

Чтобы раскрыть природу и свойства человека внешнего, без сокровенного сердца человека, нужно дать общее понятие о нем, раскрытое в Св. Писании, показать начало его поврежденности, ее распространение и обнаружение во всех отношениях.

Изображения в Св. Писании человека внешнего, без сокровенного сердца человека

Человек внешний, без сокровенного сердца человека, в Св. Писании описывается следующими понятиями. По началу и происхождению своему: «семенем змия»22, «образом перстного» (1Кор. 15:49), «человеком ветхим» (Еф. 4:21–22). По действиям: «грехом, живущим в человеке»23, «законом греховным, находящимся в членах»24.

По виду: «внешним человеком» (2Кор. 4:16), «человеком душевным» (1Кор. 2:14), «плотию и кровию»25, «земными членами» (Кол. 3:5), «телом греховным» (Кол. 2:11).

По результату: «мертвым по преступлениям и грехам» (Еф. 2:1, 4–5).

Начало поврежденности внешнего человека

В этих изображениях нравственной поврежденности показано и самое ее начало. Что древний змий присоветовал и дал, то прародитель человеков принял устами и сердцем и, как прирожденную болезнь, сообщил всему человеческому роду26, так что каждый человек и зачинается, и рождается уже во грехе27. Таким образом, корень греха лежит в самом внутреннем основании человеческой природы.

Распространение поврежденности

Эта поврежденность от первого человека переходит и ко всем прочим. Нет человека, рожденного естественным образом, который был бы чист от этой скверны28. Начинаясь с первой минуты его бытия и действуя в нем в каждое мгновение его жизни29, она перейдет с ним и в самую вечность30, если он не возвратит своей чистоты и непорочности.

Обнаружение поврежденности

а) Во всех частях состава человеческого

Всеобщая поврежденность, пронизывая весь состав человека, свойственным ей образом обнаруживается и в каждой части сего состава, признают ли существенными частями его тело и дух31, или тело и душу32, или, наконец, тело, душу и дух33.

б) Во всех способностях

Таким же образом действия поврежденности открываются и во всех особенных силах, или способностях человека, т.е. и в способностях его высших, каковы разум, совесть и воля, и в низших, как-то: в чувствовании, воображении и пожелании, и, наконец, в способностях, или силах его телесных, которые различаются в зависимости от пола, возраста и состояния.

Повреждение разума

а) Повреждение естественного разума усматривается из того, что Св. Писание называет его не только помраченным34, но и самой тьмой35. В понятиях своих он ограничивается предметами плотскими, или чувственными36, и познает их не иначе, как только плотским образом, а предметов духовных и божественных или вовсе не понимает37, или если и понимает, то так же, как предметы чувственные, – чувственно38. Цель его познаний также плотская – любознательность39 и насыщение плоти (См. Кол. 2:23).

б) В суждениях своих – всегда погрешительных и ложных40 – он уклоняется от истины41, соблазняется ею42, не терпит ее ни в самом себе, ни в других43, противоборствует ей44. Отсюда происходит то, что он или беспрестанно колеблется45, или слишком полагается на мнения других46, или чрезмерно уважает мнения собственные, или питает в себе какие-либо другие предрассудки.

В умствованиях, которые он составляет на основании столь превратных понятий и неверных суждений, Св. Писание находит одну только суету47, побуждение к вожделениям плотским (Еф. 2:3) и отлучение от Бога (Прем. 1:3).

Повреждение ума

О таком же ослеплении и невежестве в предметах духовных и божественных Слово Божие говорит и по отношению к естественному уму48. Людей, которые руководствуются им, оно называет безумными (Рим. 1:22), несмысленными (Тит. 3:3), противниками истины откровенной49, не знающими и отвергающими не только Иисуса Христа50, но и Самого Бога Отца51. Так называемые начала его, или всеобщие истины, служащие основанием нравственности, – поскольку они заимствуются или от мира сего, или от разума, противящегося истине, или от похотей плотских, управляющих человеком естественным, – Св. Писание именует или стихиями мира (Кол. 2:8), или превозношением, восстающим против познания Божия (2Кор. 10:4–5), или произволом плоти. Впрочем, хотя бы эти начала и были следствием или остатком божественной истины, написанной в сердцах человеческих, но человек естественный, управляемый страстями, не только не пользуется, но и не может воспользоваться ими должным образом52. В навыках и проявлениях естественного ума, по Св. Писанию, нет ничего чистого и совершенного. Ибо знание его есть знание лжеименное или вовсе ничтожное53; мудрость его – земная, душевная, бесовская (Иак. 3:15); благоразумие – вражда против Бога и смерть для людей, имеющих его (Рим. 8:5–7). Плоды же этой познавательной деятельности – скептицизм54, индифферентизм55, натурализм, ереси56 и т.п.

Повреждение совести

Совесть, этот внутренний законодатель, свидетель и судия наших поступков, так же, как и ум человека естественного, в Св. Писании называется поврежденной57, потому что она не исполняет своих обязанностей, т.е. как бы вовсе не внушает человеку того, что надобно делать; не свидетельствует о том, что сделано; не производит своего суда о том, что надлежит исполнить. В этом отношении Св. Писание называет ее превратным умом (Рим. 1:28) и ожесточением сердца (Еф. 4:18), а людей, ее имеющих, – бесчувственными58 и сожженными в совести своей (1Тим. 4:1–2). Иногда же она исполняет тройственную свою обязанность, но исполняет неверно либо в отношении к своей обязанности законодателя, либо в отношении к своей обязанности свидетеля, либо в отношении к своей обязанности судии.

Повреждение воли

За повреждением разума и совести необходимо следует повреждение воли. В человеке естественном она называется волею плоти59, волею диавола60 и законом греховным (Рим. 8:2). То, что способность эта действительно повреждена в естественном человеке, видно из следующих обстоятельств:

а) Главное начало, которое движет волею человека необновленного и побуждает ее к деятельности, это уже не бесконечное стремление к бесконечному благу, т.е. любовь к Богу, как то было в неповрежденном состоянии61, но любовь к самому себе. В том, что это действительно так, нет никакого сомнения отчасти потому, что развращение воли наших прародителей не в ином чем состояло, как в уклонении любви их от Бога и обращении на самих себя62, отчасти потому, что и потомки, наследовавшие повреждение прародителей, не ищут уже Бога63, но во всем ищут самих себя64; наконец, потому, что для восстановления в первобытное состояние необходимо самоотвержение65 и обращение к Богу66.

б) Предметы, которыми возбуждается и к которым прилепляется любовь человека естественного, т.е. сам человек и все мирское, не привлекают ее к Богу, но уклоняют от Него. Все эти предметы, заключающиеся в слове «мiр», св. Иоанн именует похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской (1Ин. 2:16). Тем самым он указывает на три источника, из которых происходят все порочные склонности воли, т.е. сластолюбие, корыстолюбие и гордость, или честолюбие. Главное же начало, в котором сосредоточиваются все эти истоки, есть самолюбие. Ибо излишняя любовь к своему телу и заботливость о нем есть сластолюбие, чрезмерная любовь к чувствам своим или сердцу есть корыстолюбие, любовь к душе или уму есть гордость.

в) Свобода воли в человеке естественном не есть свобода, но рабство; это объясняется и свойством греха, обладающего им67, об этом говорит и Св. Писание, которое свободу, как божественное качество в человеке, производит от Бога68, а рабство греху, как свойство, противное Богу, производит из природы греха69. Главная цель и конец всей деятельности воли человеческой есть соединение с любимым предметом и успокоение в таком соединении. Но воля человека естественного при всех усилиях своих никогда не достигает сего конца; потому что она уклоняется от Бога, в Котором сосредоточивается истинное ее блаженство и покой70, и прилепляется к предметам, в которых одна только суета и томление духа (Еккл. 1:14).

Повреждение чувств

Внутреннее повреждение человека естественного от высших его способностей переходит и к низшим, и открывается в чувствах как внутренних, так и внешних. Ибо чувства внутренние, или духовные заключены так, что они не видят, не слышат71, не вкушают72, не осязают предметов духовных73. Чувства внешние, или телесные, сделались орудием разнообразных похотей; как бы дверями, через которые смерть входит в человека74 и через которые исходит из него и все погубляет75.

Повреждение воображения

Низшая способность души, которая принимает, содержит в себе и передает уму образы вещей – воображение – в человеке естественном повреждена совершенно. Ее повреждение усматривается не только в самом предмете, виде и цели образов, которые действительно определяются самолюбием76, но и:

а) В принятии образов – ибо воображение столь ветрено и непостоянно, что беспрестанно творит новые образы или возобновляет прежние, а посему помышления духовные смешивает с плотскими, добрые и благочестивые – со злыми и нечестивыми, гнусные и отвратительные – с честными и прекрасными, и потому оно уподобляется решету, в котором сатана через различные помышления кружит душу человека77 и двери, через которую диавол проходит внутрь сердца для исторжения божественного семени78. Посредством этой способности души возрожденные искушаются, неосторожные – прельщаются, а прельщенные – задерживаются в узах зла.

б) В сопряжении образов – ибо силой воображения при возвращении одного понятия в ум возвращаются и другие, имеющие с ним некоторое сходство или противоположные ему. Посему часто бывает так, что воображение передает мысли такие образы, которые ее или невольно развлекают, или побуждают ко греху, или терзают за грех, уже сделанный, и т.п.

в) В творении образов – ибо по свойству поврежденной воли оно ежедневно творит образы злые79, или ложные, или настолько живые и обширные, что они наполняют всего человека и правят им, не допуская управления высшего; или настолько сильные и твердые, что ни истребить, ни сокрушить их невозможно. Отсюда – басни язычников (2Пет. 1:16), мудрование философов (Кол. 2:8; 2Тим. 3:13), заблуждения (2Фес. 2:11), фанатизм80 и тому подобное. Во владычестве воображения, простирающемся и на разум, который оно удерживает на поверхности вещей, и на волю, которую завлекает в большую глубину зол, и на чувства, которые поражает и приводит в замешательство своими сильными волнениями или обращает их на предметы, усиливающие и распространяющие это владычество.

Повреждение остроумия и памяти

Воображение весьма тесно соединено с остроумием и памятью; и потому в повреждении их не может быть никакого сомнения. Впрочем, повреждение остроумия открывается:

а) в его тупости, которая приметна во многих людях, и особенно в отношении к предметам духовным81;

б) в самой его остроте, которая удобнее разрушает, нежели созидает, удачнее злословит, нежели хвалит, и снисходительнее для нечестивых, нежели для благочестивых82;

в) в его владычестве, которое оно распространяет, подобно воображению, на разум, волю и чувства83.

Повреждение памяти равным образом усматривается:

а) и в ее тупости и слабости, ибо она или не вмещает того, что ей предлагается, или не сохраняет того, что уже принято разумом;

б) и в ее остроте и плодовитости, ибо она или удерживает то, что нужно бросить, или бросает то, что нужно удержать, или открывает то, о чем нужно молчать, или умалчивает о том, что нужно открыть; потому она более исполнена гнусного, нежели честного, способна к предметам телесным, нежели духовным и умственным, исправна в наблюдении за другими, нежели за собою;

в) в ее владычестве, которое она удерживает в особенности над разумом, ибо она не позволяет ему углубляться и удерживает его, как пленника, на обширном поле своих предметов.

Повреждение пожелания

Повреждение чувственного пожелания, которое есть низшая сила души, движимая посредством тела, чувств и воображения и устремляющаяся к предметам, им свойственным, можно видеть: в его природе, которая сделалась скотской84; в его подчиненном положении, потому что оно следует не влечению воли и разума, но влечению чувств и тела и таким образом со дня на день устремляется к худшему; в его действии и в том, что в нем преобладает, вследствие чего свое чрево делает своим богом (Флп. 3:19).

Повреждение страстей

Страсти – сильные движения чувственного пожелания, объемлющие и потрясающие всю душу, равным образом представляют доказательства глубокого повреждения человеческой души. Ибо они по самой природе своей – сильные, беспорядочные движения, сопровождающиеся помрачением разума, смятением воли, возмущением чувств, потрясением тела и производящие все то зло, которое замечается в мыслях, словах и действиях человека, обращенных на самого себя, на других и на целые общества85.

Повреждение тела

И тело, как орудие и вместилище страстей, носит на себе печать глубокого растления. Это растление замечается:

а) в природе тела: зачинаемое в беззакониях, рождаемое во грехах (Пс. 50:7), порабощенное неправде и беззаконию (Рим. 6:19), оно питает в себе грехи86 и влечет к ним87 и потому носит в себе семена всякого рода болезней и есть не иное что, как тело смерти88;

б) в темпераменте, ибо каждый темперамент более или менее оказывает свое воздействие во вред разуму и воле человека. Темперамент сангвинический располагает к сладострастию, меланхолический – к корыстолюбию, холерический – к гордости, флегматический – к лености или бездействию;

в) в возрастах тела: в детях оно обнаруживается через небрежность и рассеянность, в юношах – через сластолюбие, в зрелости – через честолюбие, в старости – через сребролюбие;

г) в полах: в мужчинах видим более суровости и упорства, а в женщинах – более ветрености и непостоянства, и т.п.;

д) наконец, внешние отношения людей между собой по причине всеобщего повреждения являются или семенем пороков (обычаи века сего, обращение с людьми порочными), или пищею пороков (честь, роскошь, зрелища), или плодами пороков (небрежное воспитание детей, худое ко всем расположение и т.п.).

* * *

22

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15).

23

«Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 20).

24

«В членах моих вижу закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 23).

25

«И сказал Господь Бог: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть"" (Быт. 6, 3). Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 6). Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах"" (Мф. 16,17).

26

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5,12).

27

«Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс.50, 7).

28

«Кто родится чистым от нечистого? Ни один (Иов. 14, 4). Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 6).

29

«Адаму же сказал Бог: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей, терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою, в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, ид которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься"" (Быт. 3, 17–19).

30

«Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6, 8).

31

«Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господи, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском» (1Кор.7, 34).

32

«Очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1Пет. 1, 22).

33

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5, 23).

34

«Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф.4,17–18).

35

«Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5, 8–9).

36

«Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном» (Рим. 8, 5). Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16,23).

37

«Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного» (Лк. 18, 34). Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» (1Ин. 3, 6).

38

«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3,6).

39

«Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл.7, 29).

40

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец, и отец лжи» (Ин. 8, 44).

41

«Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5, 20).

42

«Он для неверующих камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются» (1Пет. 2, 7–8).

43

«Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2Тим. 3, 12).

44

«Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере» (2Тим. 3, 8).

45

«Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4, 14).

46

«Так древние иудеи слишком полагались на мнения книжников и фарисеев, почитая себя невеждами, а их – знатоками закона, образцом для своей веры и подражания. Фарисеи упрекали воинов, не посмевших взять Иисуса: Неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин.7, 44–49).

47

«Как они, познав Бога, не прославили Его и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим. 1, 21).

48

«Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2Кор. 4, 3–4).

49

«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1,18).

50

«Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись» (Деян.3,13).

51

«Вы были в то время без Христа, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (Еф.2,12).

52

«Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы. Но... они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим. 1,19–22).

53

«Кто не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины» (1Тим.6,3–5). «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1Тим. 6, 20–21).

54

«Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой; да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа; человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак.1, 6–8).

55

«Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Апок.3, 15–16).

56

«Когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения» (1Кор.11,18). Были и лжепророки, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель; и многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении; и из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами» (2Пет. 2,1–3)

57

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит.1, 15).

58

«Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4,19).

59

«Мы жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов» (Еф.2, 3).

60

«С кротостью наставляй противников, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим. 2, 25–26).

61

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6, 4–5).

62

«Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 5).

63

«Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс.13, 3).

64

«Но они не послушали и не приклонили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицом» (Иер.7, 24). Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп.3,19).

65

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10, 37). Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16, 24).

66

«Я не воспротивился небесному видению, но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деян.26, 19–20).

67

«Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его, и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6, 12). Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2Пет. 2, 19).

68

«Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36). Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3,17).

69

«Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34). Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6,16).

70

«Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп.4, 7). Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф.2, 14).

71

«Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем» (Ин. 12, 40). Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис.6, 10). «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, сказал: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Но они, закричав громким голосом, затыкает уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями» (Деян.7, 55–58).

72

«Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение, ибо вы вкусили, что благ Господь» (1Пет. 2,2–3).

73

«Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17, 27).

74

«Ибо смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей» (Иер. 9, 21).

75

«Исходящее из уст – из сердца исходит – cue оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15,18–19). «Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их; уста их полны злословия и горечи; ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их» (Рим. 3, 13–16).

76

«Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15, 19).

77

«И сказал Господь: «Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу"" (Лк. 22, 31).

78

«Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их» (Мк.4,15).

79

«И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6, 5).

80

«Сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми» (2Тим. 3, 8–9).

81

«О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки» (Лк. 24, 25).

82

«Но весь народ стал кричать: «Смерть Ему! А отпусти нам Варавву». Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство» (Лк. 23, 18–19). «Раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский!», и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове» (Мф.27, 28–30).

83

«Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис.6,10).

84

«Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Они получат возмездие за беззаконие» (2Пет.2, 12).

85

«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак.4, 1)

86

«Все подвижники воздерживаются от всего... И потому я... усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор. 9, 25–27).

87

«В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7, 23).

88

«Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7, 24).


Вам может быть интересно:

1. Богословие деятельное святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

2. Опыт православного догматического богословия. Том III святитель Сильвестр (Малеванский)

3. Введение в православное богословие – ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. О ПРЕДМЕТЕ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ митрополит Макарий (Булгаков)

4. Богословие обличительное. Том III архимандрит Иннокентий (Новгородов)

5. Лекции cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

Комментарии для сайта Cackle