Источник

Апрель

9 апреля 1868 г.

9 апреля 1868 г. Благодарю Всемилостивого Спасителя моего, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься неосужденно Божественных и Животворящих Его Таин, умиротворившего и укрепившего меня духовно и телесно. Радоница. Поминаний было 140 списков. 1-й класс – то есть 1-ю перемену, в VI классе прослужил. На 2-й – в V классе читал слово на Святую Пасху митрополита Григория36 и Католическую мессу.

Мног мир исполняющим закон Твой, Господи! Благо работать Тебе, Господи! А удовлетворять стремлениям греховного сердца нашего – пагубно. Беспокойство, страх, огонь, теснота, бесчестие лица, ожидание суда грозного.

Если бы свой повенчал, то более от души бы пожелал добра молодым. Так говорила мне одна женщина родственница, увидев, что брак шурина венчал не я, а посторонний священник. Да, я должен всякого венчать, как своего родного, как желал бы, чтобы венчали меня.

Я так много тебе одолжен, ты так много для меня сделал, что я не могу ни в чем отказать тебе, не могу обидеться, оскорбляться на тебя, хотя бы ты и жестоко поступал со мною. Так говорят облагодетельствованные благодетелю. Кто же у нас больший благодетель, как не Господь Иисус Христос, создавший, искупивший, промышлявший непрестанно о нас? И откажемся ли мы исполнять Его святые заповеди, в исполнении которых состоит долг наш, наша благодарность к Нему? И так как Он никаких даров от нас не требует, яко Бог, все содержащий, и вместо Него повелел нам отдавать долги любви и благодарности братьям нашим, например бедным, которые Его члены, – то не пощадим нашего достояния для бедных, будем уделять ежедневно лепты для них и этой добродетели милостыни будем держаться до гроба, да милостива обрящем Господа в день Суда.

Суете работаем усердно, много и долго, а Господу Богу – мало, холодно, лениво и торопливо. Службы совершаем поспешно, а на вечеринках, в театрах, клубах и пр. готовы ночи просиживать.

Высунул голову из вагона и глаз засорил – не зевай, в сторону не смотри, особенно там, где сильное стремление ветра и пыли. На воде безопасно. Так и в духовном отношении: не зевай, когда служишь Богу, не развлекайся сторонними мыслями, иначе мысленный ветер – злой дух, засорит мысленное око, – к Богу единому зри.

Ваша внешняя жизнь – торговля, собирание и счеты барышей, копление денег, имущества вообще, нерадение о милостыне, хождение на балы, в театр, клуб, на вечера, на которых вы усердно играете в карты или занимаетесь сплетнями, пересудами и разными сказками, – это языческая жизнь, и живущие так или подобным образом – враги Божии. А Господь Бог ваш, Создатель и Спаситель и Судия, требует от вас внутренней жизни по уху, а не по плоти, вашей веры и жизни по вере, и, конечно, не Ему, а вам самим необходимо нужна эта жизнь, ибо Бог ни в ком и ни в чем не нуждается, Он требует исполнения Своих заповедей именно для нас. Итак, от вас требуется внутренняя жизнь христианская: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись [Гал. 3, 27], – требуется от вас кротость и незлобие, семейное и общественное благочестие, или домашняя и общественная молитва; бесстрастие к земному и горнее мудрствование, любовь и милосердие к ближнему, в особенности милостыня; рвение исполнять волю Отца Небесного с презрением своей греховной воли, своих земных и злых наклонностей, терпение Христово, любовь ко врагам и молитва за них; забота о спасении человеков, погибающих во грехах, спящих духовною смертию; мужество в перенесении искушений и скорбей, богомыслие, упражнение в чтении книг душеспасительных, в особенности Евангелия, христианские беседы, например о Боге, о сотворении мира, человека, о назначении человека, предопределении, о Спасителе человеков, о спасении душ, о воскресении мертвых, о Страшном Суде, о вечном огне, о вечном блаженстве; поощрение друг друга к добрым делам, – вот что от вас требуется Богом, вашим Творцом, вашим Спасителем, вашим Судиею, вашим вечным или Отцем, или Мстителем. Что вы на это скажите? Откажитесь ли вы жить по воле Бога вашего? Но Его воля есть непреложный закон для всех нас, и отрекаться от исполнения его – значит обрекать себя на вечную погибель, на вечное Его мщение. Обратитесь, подобные мне грехами, и оставьте путь погибели.

Земная жизнь – постоянная борьба и война со страстями и с противными силами злых духов.

Господи! Ты видишь мои расположения и стремления сердечные, мою бурю греховную. Я постоянно во грехах. Спаси мя и не осуди меня по делам моим.

Все в мире добро зело [Быт. 1, 31], но мы своими грехами осквернили и обезобразили многое в мире Божием и изменили прекрасный образ природы, ибо из-за нас небо как бы медное и земля как бы железная, из-за нас небо пасмурно, из-за нас моровые поветрия, из-за нас болезни и ужасный образ смерти; наши грехи безобразят образ лица нашего, созданного по образу и подобию Божию, и тогда, когда мы, по-видимому, живем – влачим жизнь здешнюю.

Владыко Господи! Ты даровал мне сегодня устное свидетельство о благоплодности, при предстоятельстве моем в храме, общественной молитвы и частной в доме. Благодарю Тебя за сие – это свидетельство сердец служит для меня ободрением и подкреплением в деле внутренней молитвы. Чудесное спасение вольного штурмана Иванова от явной погибели вследствие соборной молитвы в доме при моем предстоятельстве. Господи, не мне, а имени Твоему слава [Пс. 113, 9].

Молиться Богу надо умом и вместе сокрушенным, теплым сердцем и стремлением воли к исправлению и совершению всякой добродетели.

Как домкратом37 притягивает молитва служителя алтаря, когда он усердно молится о людях. (Домкрат – выражение одного моряка Иванова). Но за то выдерживается предварительно сильная борьба с противными силами, усиливающимися рассеять молитву.

Какой ты христианин, когда, бывая в церкви и слыша Евангельские заповеди Господа Иисуса Христа, например заповедь: давайте милостыню [Лк. 12, 33], или: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем [Мф. 11, 29], – по выходе из церкви поступаешь противно этим заповедям и, видя бедного, не подаешь ему ни копейки, а если он будет просить у тебя настойчиво, злишься на него и толкаешь его, забывая, что его настойчивость происходит не от наглости его, а от вопиющей его нужды, или, лучше, – крайняя нужда заставляет его быть наглым и неотвязчивым? Какой ты христианин, когда не имеешь чувства сострадания к ближнему, который есть член Христов и твой член, когда ты предан земным и вещественным пожеланиям, когда ты любостяжателен, сребролюбив, горд, зол, чужд истинной веры, упования и любви христианской, когда ты не научился обуздывать свои страсти? Христианин, или Христов ученик, последователь, сын, должен иметь и носить в себе дух Христов. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его [Рим. 8, 9]. О, как это ужасно! Ужасно потому, что мало между нами имеющих дух Христов, – все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу [Флп. 2, 21], всякий связуется житейскими похотями и сластями, а не горних благ ищет, не о горнем помышляет, а о земном и вещественном, и от такого мудрствования проистекают все страсти, превращающие жизнь нашу.

Отчего ты не подаешь с любовию и с радостию и с щедротами милостыни бедным? Ты видишь, что они как голодные и не имеющие пастыря овцы; их надо согреть приветом, ласкою и охотно подавать каждый день: Господь воздаст за них, да и без воздаяния долг, чувство и природа побуждают к тому.

Диаволу смерть как хочется заставить умолкнуть священника, чтобы он не молился, чтобы не упоминал некоторых или всех святых, не произносил молитв или в целом своем составе, или некоторых выражений и слов, и для этого старается развлечь его мечтаниями, смущением и прочими призраками. Очевидно, что в противодействие его козням надо выговаривать твердо, от души всякое слово в молитвах, всякое имя святого и нелепому смущению не поддаваться.

Раздавая бедным тленные блага, помни, что Господь уготовал исполняющим заповеди Его блага нетленные, вечные, и не скорби и не раздражайся, раздавая, но храни в сердце любовь и милость. Помни еще, что Господь пречасто питает тебя Плотию и Кровию Своею, и в этой Плоти и Крови ты имеешь уже живот вечный.

В храме или вообще в Церкви Христовой, или собрании верующих во Христа, не то что в мире: в мире лицеприятие – в Церкви этого не должно быть: тут и богатый и бедный, и знатный и простолюдин равны; крайне берегись лицеприятия, когда, например, просят тебя совершать требы богатый или бедный, простой или знатный; будь ко всем одинаков: при одних не робей или не потворствуй, не стыдись и при других не будь нерадив, продерзок38.

Божественная важность молитв церковных: надо с крайним вниманием и благоговением и искренностию читать их.

Презирай суету человеческую и открыто смотри на всех со властию – как пастырь, иерей и судия.

Собор нищих питаешь, одеваешь – тебя Господь удостоит быть в Соборе Ангелов, праотцев, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, иерархов, преподобных и всех святых! Разве мала эта награда? Разве жизнь вечная не стоит твоих милостынь? Ог продаждь имение твое и все раздай нищим с радостию [Лк. 12, 33].

Христиане суть сад, насажденный Отцем Небесным. И всякий сад, который не Отец Мой Небесный насадил, искоренится [Мф. 15, 13].

Для человека бремя – излишняя пища и питье и излишнее имение: ему надо больше делиться с другими тем и другим, подавать милостыню; а он, между тем, ест и пьет, большею частию неумеренно, собирает имение к имению, к бедным бывает немилосерд, несострадателен и оттого терпит явные наказания Божии, естественные и особенные, чрезвычайные, испытывает болезни, скорби, неудачи, не обретает мира в костех своих от лица грех своих [Пс. 37, 4]. Вот и я, грешный, принадлежу к числу таких людей. Есть избытки у меня, а делюсь неохотно со многими нуждающимися, приходящими ко мне часто, считая их прихотью, ленью их попрошайство, а не нуждою вопиющею.

Люди бедствуют в настоящей жизни двояко – одни более духовно, другие более телесно: богатые, ученые, знатные бедствуют более духовно, именно: гордостию, завистию, злобою, хитростию, притворством, лицемерием, роскошью, блудной жизнью, неверием; бедные, необразованные, простые бедствуют невежеством как в вере, так и во всем, невоздержанием, особенно пьянством, леностию, грубостию, недостатками во всем. И священнику, как пастырю словесных овец, надо обращать внимание на все эти пороки и обличать и искоренять их словом и молитвою, да и сам себя он должен наипаче исправлять от всех слабостей и недостатков, чтоб быть светом для людей [Мф. 5, 14] и солию, ибо если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? [Мф. 5, 13]. Он должен быть непрестанно превыше своих прихожан в своих помыслах, чувствах, стремлениях, в словах и делах, должен возноситься духом горе, представлять чаще общее воскресение, общий Страшный Суд, разделение праведных и грешных и введение одних в вечное Царство и отослание других в вечный огонь; он должен есть мало хлеба и пить только воду, мало спать и развлекаться, и вообще быть на страже своего спасения и других, вверенных ему, не связываться житейскими похотями и сластями: сребролюбием, сластями, желанием дорогих одежд, удовольствий земных; он должен парить, подобно орлу, превыше земной сферы, ибо отечество христиан – небо. Помимо всей твари да востекает мыслию и стремлением души к Творцу всего, создавшему нас по образу и подобию Своему и искупившему нас Кровию Своею. Господи! Воззри на достояние Твое, и упаси я, и возми [рус.: вознеси] я до века [Пс. 27, 9].

О, какое неизреченное благо даровано мне Господом в Божественных и Животворящих Тайнах! Они отъемлют грехи мои и с ними смерть духовную и телесную, отъемлют смущение, тесноту, уныние, срамоту, бессилие души и тела для всего доброго, мрак душевный, малодушие, уничижение, страх и вносят в существо мое жизнь, святыню, дерзновение, простор и свободу, мир, веселие, величие, силу, свет. Слава Животворным Твоим воистину Тайнам.

Кофе не пей; мяса не ешь; чаю как можно меньше пей. Соленую жидкую черную икру употребляй в сырую погоду. Против золотухи (гнилости).

Иногда человек бывает весь раздражительность, весь зло. Это болезненное состояние его духа и отчасти тела, болезненное сотрясение нервов. Надо немедленно в это время обратиться к молитве и молить Бога или Пречистую Богородицу исцелить душевную болезнь – и буря злобы исчезнет, и водворится благость и мир.

Враг бесплотный непрестанно клевещет нам на ближних, особенно родственников, знакомых, сослуживцев, соседей, возбуждает и воспламеняет в сердцах наших вражду к ним из-за самых пустых вещей или причин, которые он всегда преувеличивает или ложно представляет уму и сердцу нашему; и вот мы часто из-за пустяков, из-за собственных мечтаний сердимся друг на друга, не говорим друг с другом, не глядим друг на друга, мятемся, мучим себя и других. Нужно снисхождение к ближним, доброе мнение о них, боязнь мыслить зло о них, терпение вещей, неприятных для нашей плоти или для наших привычек.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать повенчать брак спокойно, непреткновенно. 12 апреля в воскресенье.

Остерегайся козней врага бесплотного, особенно во время употребления пищи, ибо в это время он имеет обыкновение уязвлять нас презрением и злою горечью на ближнего, идущего с нами на нашей трапезе, даже на самых близких, клевеща на них, что они неумеренно едят и пьют, или не умеют есть-пить, или с жадностию едят-пьют, тогда как сами мы действительно таковы и не хотим сознаться в этом. Покрывай любовию и действительные недостатки ближнего, да и твои Господь покроет Своим милосердием.

Сколько у нас празднословия, осуждения в ежедневных наших беседах! Забываем мы, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда [Мф. 12, 36].

Как укореняется во мне навык есть мясо, рыбу, лакомства, но и как грубеет сердце, охлаждается, каменеет в любви к ближним, даже к домашним, не говоря о любви к Богу. Когда я перестану ради своего душевного блага есть мясо?.. О я, Исав!

На брата и сослуживца взирай, как на Самого Бога, ибо он – образ Божий и носит сан Христов. Забудь все его грехи и немощи, происходящие от коварства вражия, на свои грехи взирай, сколь их много и как они велики, – и смиряйся, свои бесчисленные немощи помни.

Благодарю Господа, внявшего мольбе моей в полночный час и утром и даровавшего мне несомнительность, дерзновение и силу изглаголать по именам царский дом и прочесть неспешно и спокойно заамвонную молитву, при собрании многих военных лиц, во время соборного служения. Слава Тебе, Пресвятая Троице!

Истинный христианин никогда не забывает, что он в этом мире пленник диавола, и воздыхает непрестанно о духовной свободе, даруемой Сыном Божиим всем верующим в Него, употребляющим усилие освободиться от рабства грехам; истинный христианин живет осторожно, пользуясь умеренно всеми земными вещами, не проводит время в празднословии и праздных играх, не лихоимствует, не завидует, – постоянно молится, кается в грехах своих.

Степанов, чиновник думский, утопился из-за того, что в карты проиграл рублей 90. Ужас до чего доводит игра! Картежникам надо внушать, чтобы не пристращались к игре.

Крест Господень о чем напоминает мне? О безмерной любви ко мне Господа Бога и о долженствующем с моей стороны соответствии любви к Нему и к ближнему, о том, чтобы я так же полагал жизнь мою за ближних, чтобы был милосерд, делился своим достоянием охотно с неимущими, просвещал невежд, вразумлял бесчинствующих и заблуждающих, утешал печальных, возвещал небоязненно правду богатым и знатным мира и всем вообще, пекся день и ночь о спасении ближних, отвращая от пристрастий мирских и от всех страстей – любостяжания, зависти, гордости, вражды, лености, нерадения, неверия, легкомыслия, вольномыслия, – вообще, жил не для себя, а для ближних. Вот о чем он напоминает мне, и если я буду носить на персях Распятого в виде сияющем, я особенно должен буду носить Его в сердце и полагать душу свою за други своя.

Братия мои, убивающие безрассудно время бесценное в картежных играх и пр., что вас ожидает после проведенного столь легкомысленно времени? Какая вечность?

Благодарю Владычицу Богородицу, яко молитву мою, принесенную Ей по случаю бессонницы, скоро услышала и спокойствие сердечное даровала мне и скорый и легкий сон (Нескверная, Неблазненная... Простри длани... Не ввери мя...)

Благодарю Господа, яко в высокоторжественный день 17 апреля даровал мне бодро и твердо изглаголать царственных особ и заамвонную молитву.

19-го апреля 1868.

19-го апреля 1868. Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не посрамил еси молитвы веры недостойного раба Твоего, служителя Твоего, иерея Твоего, молившегося Тебе о изгнании духов нечистых из раба Твоего Петра, за пристрастие к вину преданного Тобою коварству сих злых и нечистых демонов, и еще за нераскаянное житие, ибо не был он не один год на исповеди и у причастия. Благодарю Тебя, ибо демоны от призывания имени Твоего великого и славного и страшного, яко дым, исчезли, и раб Твой Петр вкушает небесный мир в сердце своем.

Говорят: неважное дело есть скоромное в пост, не в пище пост; неважное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную, дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и пр. Но из-за чего сердце наше отвращается от Бога – Источника Жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как Евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов; из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам – не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к лихачам, к деньгам и пр. Возможно ли работать Богу и мамоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и Велиару? – Невозможно. Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть? Не из-за яди ли единой? Присмотритесь хорошенько, вникайте, из-за чего мы нерадим о спасении души своей, столь дорого стоившем Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную, – не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным? Из-за чего грубеет наше сердце, из-за чего мы делаемся плотию, а не духом, извращая свою нравственную природу, – не из-за пристрастия ли к пище и питию и прочим земным благам? Как же после этого говорить, что есть скоромное в пост неважно. Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непокорность Богу и удаление от Него.

Лукавый изыскивает разные предлоги к вражде и пользуется ими. Из-за пристрастия к временному диавол всегда поселяет между нами вражду.

Грех или виновник его, диавол, непрестанно коварствует в нашем сердце. Когда мы идем и когда сидим, когда бодрствуем и спим, когда говорим и когда молчим, когда читаем или поем, особенно если не сердечно, когда едим и пием, дома и в гостях, наедине или с людьми; то он клевещет на ближнего, особенно знакомого и соседа, начальника или сотоварища или подчиненного, внушая к нему нерасположение и вражду, то прельщает взор и чувственность красотою лица и вожделением, то внушает злобу или зависть, то раздражает тебя против ближнего, подстрекая теснотою, огнем и насилием, то расслабляет леностию, холодностию, отвращением от дела, возложенного на нас званием и обществом. Надо непрестанно внимать себе и бороться, воевать с грехом.

Благо постную пищу употреблять в известные дни: она легка, освобождая внутренности от излишнего тука, испарений, способствует ясности ума и чистоте сердца, не гнетет ко сну, дает возможность заниматься и после обеда умственной работой или молитвой, чтением слова Божия. Скоромная же пища тяжела, затуманивает голову и сердце, возбуждает похоти, клонит ко сну. Водка тоже.

Как я люблю общество и ищу по душе людей, с коими бы поговорить, так и сестра моя Анна нуждается в обществе девическом, и ей надо в этом удовлетворять по временам. Хранить взаимную любовь даруй, научи, утверди, ибо сие дороже всего, всех сокровищ мира, и благодать Твоя да будет всегда в сердце моем.

Горняя мудрствуй, то есть умудряйся любить ближнего, как себя, а Бога всем сердцем и всей душой и всею мыслию (во всех мыслях имей Бога); ни из-за чего земного не раздражайся, не питай вражды к ближнему; оказывай милосердие, раздавай имение свое бедным, имея имение лучшее и пребывающее на небесах; не имей пристрастия ни к чему земному, вменяй все за уметы39, с апостолом [Флп. 3, 8], за сор, за дым.

Все мы братья, все члены Христовы между собою, все грешны, немощны и нуждаемся во взаимном снисхождении. Помни, что злоба, раздражение, гордость и всякий грех – от диавола.

Господи! Благодарю Тя, яко по молитве моей возмущения страстей в мир претворяеши, якоже на море апостолам сильный ветр в тишину претворил еси [Мф. 8, 24 – 26].

Господи! Даруй мне всегда предавать себя и ближних моих со всеми их неправдами относительно меня Тебе, Христу Богу, и никогда не иметь злобы, рвения, вражды друг на друга, и всегда в Тебе мир имети. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному [1Пет. 2, 23].

Брат Константин приходит к нам как в свой дом, и садится за стол как свой человек, без приглашения, и имеет, конечно, некоторое право: он привык с юности быть между своими, есть-пить с ними. А ты за то не сердись на него и имей сердечную доброту.

Не возмущайся духом и тогда, когда и горы прелагаются в сердца морская [рус.: хотя бы... и горы двинулись в сердце морей] [Пс. 45, 3]. А ты возмущаешься и яришься на брата за то, что он в церковном саду вырубил здоровые березы.

Того домогайся всемерно, да не будет в тебе закваски греховной, но да будешь весь селение единого Духа. Отвергайся себя, своего ветхого человека, своих плотских страстей, мыслей, чувств, намерений, дел: самолюбия, гордости, ярости, зависти, лености, непокорства.

Древесной тени тебе жалко, – покойся в тени крыл Господних; древесного благоухания, приносящего здравие телу, жалко, – но ты храни в сердце благоухание любви к Богу и ближнему и не огорчайся на лишающих благоухания древес.

Зло, делаемое мыслию, чувством, намерением, есть прежде всего зло для того самого, кто его имеет, потому надо сожалеть злых людей: они самые несчастнейшие люди.

Если мы воины, то воюем ли мужественно? Враг усыпляет христиан, исторгает веру из сердца, подрывает уважение к ней. Вземлет слово от сердца ах [Лк. 8, 12]. Примечайте за собой.

Чрез непроизношение одного молитвенного слова диавол производит уязвление и возмущение в душе, потому надо выговаривать каждое слово непременно.

21 апреля 1868.

21 апреля 1868. Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко даровал еси мне нынешний день благодать совершить громогласно, в силе сердца, бодро Божественную литургию и молебствие Божией Матери после ранней литургии, и имена царствующего дома выговорить твердо. С начала богослужения враг Божий и человеческий раздражал и смущал, будто терниями пронзая все тело, потом, после усердной молитвы, мало-помалу оставил. На молебне запнул на Евангелии от Матфея о десяти девах на словах: дадите нам от елеа вашего [Мф. 25, 8] – не давая выговаривать; я начал снова и прочитал всё. Был мужествен во все время! День воскресный.

21 апреля.

21 апреля. Господи! Благодарю Тя, яко сподобил еси мя совершити благополучно брак рабов твоих Иоанна (Серебренникова) и Марии (Краюшкиной) при многочисленном собрании народа. Сначала начал робко, а потом смело; преткнулся от бесовского смущения на словах: и ходатайством водоношения обручити Ревекку

открывый, и еще на молитве пред венчанием: Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении сподобивый в Кане Галилейстей, и не знаю почему сомнение вражие нашло, что не могу выговорить во спасительном Твоем смотрении. Потом несколько раз прочитал эту молитву про себя. Не лучше ли однажды, но хорошо выговорить? Некоторые люди – из ленивых, говорили, что долго я венчаю и что многие уходят из церкви, – Шахов, молодые вертопрахи Мурашовы (дети Александра Мурашова). Всех не настроишь на один лад. И раздражаться нечего. Пред венчанием было большое смущение – искушение от врага. Жених несколько раз благодарил за доброе венчание.

Пред брачным обедом Господь помог прочитать молитву Господню – Отче наш – громогласно, неспешно, несмутно, до конца, хотя враг претил, да умолчу. С Тобою, Господи, везде благо мне, везде я буду победителем. Только приложи мне упование к упованию.

Не угождай людям, которые хотят, чтобы служба шла спешно: служи медленно, с чувством и не взирай на ропот, перенося его с чувством самостоятельности.

Владычице Богородица так же слышит молящихся в сердце и устами, как и Господь Бог, ибо един Дух есть с Ним. То же и святые Ангелы и святые человеки.

Когда ты ходишь пасмурный, угрюмый, враждуя за что-либо на живущих с тобою, тогда в тебе бывает действо диавольское; сознай, что это так, и отринь его от сердца и возлюби всякого, как себя. Чаще всего враг говорит в сердце на брата: он или она праздно проводит дни, а между тем ест и пьет, – не верь ему, это только предлог к вражде на ближнего, в самом же деле он тебя самого давно связал пристрастием к земным вещам, самолюбием крайним, гордостию, завистию, злобою, скупостию, и ты – горший всех грешник, ты – первый тунеядец, ибо не делаешь заповедей Господа твоего. Или встречаются нищие, ежедневно просящие у тебя милостыни, враг подущает тебя смотреть на них свысока, сурово говорить в сердцах, грубо, укорять, внушает, что они тунеядцы, не хотят работать. Противься ему и не презирай ни одного из малых сих, смотри на них и говори с ними ласково, с участием во всякое время, являй к ним любовь искреннюю и уважение неподдельное, как к членам Христовым; если они со слабостями, вспомни о своих слабостях и снисходи им.

Когда сидишь за столом за обедом или за чаем с посторонними или домашними, имей всегда доброту сердца, беседуя ласково с сидящими, и отвергни угрюмость и болезненно-греховное стеснение сердца, не попуская сердцу жалеть чего-либо созданному по образу и по подобию Божию; радуйся о идущих и пиющих во славу Божию, как радуется Господь, видя дары благости и щедрот Своих не праздными, но служащими к питанию и наслаждению Его разумных и неразумных тварей; не уподобляйся злому демону, внушающему употреблять дары Божии только тебе одному и не давать ближнему. Это самолюбие, эта злоба, зависть, скупость – от диавола.

Согреших пред Богом и пред братом моим отцом Матфеем, сказав ему во время всенощного богослужения, зачем он вырубил деревья в своем саду? Надо было мне молчать, особенно в церкви, а я, подстрекаемый земным своим пристрастием и врагом человеческим, как я это чувствовал, не совсем скромно заметил ему об этом, и расстроил, взволновал и себя и его. Помилуй его и меня, Господи, и отпусти ему – не весть бо, что творит.

Горьки плоды страстей: от них происходит злоба, зависть, гордыня; когда мы едим, пьем сладко, мы считаем это каким-то приобретением, – на самом же деле сластоядение и винопитие есть величайшая потеря для души, равно как собирание денег с пристрастием, богатое одеяние, богатое жилище и пр. Мы считаем приобретением, а для души это есть великая потеря. Это подтверждает и опыт, и Евангелие (см. притчу о богатом и Лазаре [Лк. 16, 19 – 31] и др.). Откуда у вас вражды и

распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? [Иак. 4, 1].

Беда от пристрастия к сластям: как станет ближний брать наши сласти, и жаль делается, и сердце сжимается, и ближний не мил становится, и лицо делается сумрачно и печально, и речь с языка нейдет, словно тебя кто в душе свяжет. Вот какое дьявольское отродье жадность к сластям! Таково вообще пристрастие к земным вещам! Как оно унижает человека!

Какое уважение у жадного к ближнему – алчущему и жаждущему, и нагому, и не имеющему крова? Никакого: он уважает лакомства, напитки, они – душа его, божество его! О, как унижает человека алчность! Она делает из него зверя, самого демона! А таков я, окаянный, бываю часто. О, какая мудрая и вместе простая наука жизни. Мудрая и простая, говорю, потому что заключается только в одном изречении: люби ближнего твоего, как самого себя [Мф. 19, 19]; простая потому, что требует во всем поведении простоты сердца: если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло [Мф. 6, 22]. Под телом разумеется вся жизнь, все поведение. Например, любишь сам сладкий кусок, приятное питье, не жалеешь себе его – не жалей никогда и ближнему, кто бы он ни был, ибо Бог равно для всех дал дары Свои. Любовь к ближнему оказывается в малых вещах: в охотном разделении с ним лакомого куска, приятного напитка, в охотном подаянии милостыни, в одеянии наготующего, в посещении болящего, заключенного, в утешении печального, в ответах на письма ближних, в плаче с плачущими, в радовании с радующимися [Рим. 12, 15], в провожании имеющего в том надобность и пр. Блажен, кто все это и подобное делает всегда простосердечно и охотно. Но, увы, наше простосердечие подавляется и уничтожается нашими пристрастиями к временным вещам: к пище, одеянию, деньгам, блестящим вещам и пр.

Кто избавит меня от сего тела смерти? [Рим. 7, 24]. Кто умертвит во мне плотское мудрование? Кто покажет

мя превыше мирского слияния? Кто от земной к небесной любви возвысит? Кто усыпит во мне земное и вещественное мудрование?

Постом смирять необходимо души наши, простою пищею, скупою и суровою, простою и грубою одеждою, простым, но не пространным жилищем, малым сном, продолжительным бдением молитвенным, охотным служением всякому, памятованием о смерти, о Суде Страшном и муках вечных, частым прочитыванием Евангелия, размышлением о уничижении Сына Божия нашего ради спасения, о Его страдании и смерти за нас, о даровании нам воскресения и нетления и обожения, о новом небе и новой земле, где старая земля и все прежнее земное не будет иметь ни малейшего места, ибо все тленное, стихийное потребится.

Пресыщенные телесно, мы пресыщены и духовно: много знаем и читаем, а очень мало исполняем.

Человек жадный, скупой для других, обыкновенно сам ест много и пресыщается и объедается, а чрез то впадает сам в большие напасти, главное же – подвергается гневу Божию, ибо аще кто Божий храм, храм тела своего, растлит, растлит сего Бог [1Кор. 3, 17]; и еще сказано: найдет на вы внезапу день той [Лк. 21, 34].

Военные командиры, обучающие солдат правильной тактике, вперяют все свое внимание на солдат во время их учения и сами внимают себе и не обращают внимания на постороннюю толпу, как будто её и не было, делая распоряжения воинам твердым голосом. Так должны держать себя священнослужители во время общественной молитвы, ибо богослужение есть христианское ученье, а храм – небесная школа; они должны совершенно вперить ум и сердце свое в совершаемое ими богослужение или Таинство, произнося твердым голосом все молитвы и возгласы и ходя твердою ногою, и не обращать мирского, пристрастного внимания на предстоящих – кто стоит в церкви, не быть человекоутодливым, не иметь рабской боязни, но совершать свое дело

внимательно, искренно, мужественно, твердо, без малейшего развлечения сторонними предметами. Ибо, совершая таким образом богослужение, мы прославляем Бога и людям приносим большую пользу духовную – и они научаются так же, как и мы, веровать в Бога и прославлять Его.

С великим благоговением надо выговаривать не только имя Божие, но имя Божией Матери, имена Архангелов и воинов, патриархов, пророков, царей, апостолов, евангелистов, мучеников, преподобных и всех святых, ибо они – благоухания Богу, святыня Божия.

Благодарю Господа за примирение отца Матфея со мною и за добрые его мысли, за доброе расположение, ибо верую, что это было плодом молитвы моей, как он прежде был зол и непримирим!

Господи! даруй мне благодать не связываться житейскими похотями и сластями и считать всякого ближнего, со мною живущего и ядущего, за член Твой, и пищу и питье считать Твоими дарами всем людям (которые даром получаем от Твоей благости), а не моею собственностию, и никому ничего не жалеть. Даруй мне всегда иметь Тебя в сердце и ближнего считать, как свое сердце [Флм. 1, 12].

Грех есть смерть души и тела, извращение Божьего премудрого, прекрасного порядка в беспорядок, лишение благоухающей святыни и снабдение отвратительною мерзостию.

Премного согрешил сегодня (25 апреля, четверг) пред Господом, подавши милостыню нищим с досадою и неудовольствием, как псам. Как, члены Христовы я так презираю, Самого Христа в лице нищих? О, чего я достоин? Что если все это возмерится мне, по Писанию: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить [Мф. 7,2]. Одни и те же лица, скажем, ежедневно просящие у тебя милостыню, надоели. А ты разве не один и тот же, просящий непрестанно милостыни у Бога, и разве ты надоел Богу? Нет: увеселяется тем, что ты ежедневно и не однажды обращаешься к Нему с молитвою, подает щедро, скоро. – Ты подражай Богу.

Ты, о иерей, ежедневно должен восходить от силы в силу, преуспевать более и более в вере, уповании, любви, в удалении от дольнего, в стремлении к горнему, в умерщвлении плотского мудрования, в оживлении и усовершенствовании духовного. Между тем ты работаешь ежедневно столько времени одним и тем же страстям, в грехах иждиваешь время, данное тебе Богом для твоего исправления, преспеяния в добродетелях и спасения души своей и душ человеческих.

25 апреля.

25 апреля. Благодарю Тебя, Многомилостиве Господи! за услышание молитвы покаяния моего, когда я шел на купеческую стенку на судно лоцманов и на пароход «Лев» служить молебен по случаю открытия плавания, и, простив прегрешение сердца моего (жадность к пище и питью, жаление брату, пресыщение), даровал еси мне мир, дерзновение и силу от сердца помолиться с людьми Твоими. Всю дорогу я молился внутренно, а раньше дома молился, да помилуешь. Тесно и скорбно было у меня на душе.

Воровство нищего в церковном доме есть попущение Божие для искушения нашего милостыноподаяния: искренна ли и постоянна она или нет. Что же оказалось? Все восстали на нищих, все завопили о них: воры, мошенники, дармоеды! И я, подававший прежде много, – теперь неохотно подаю им многое: опротивели, надоели. А разве виноваты все нищие? Разве из-за одного можно лишать всех? Разве не тот же Христос приемлет чрез нищих нашу милостыню?

Смотри на приходящего собрата как на члена Христова и не дерзай за нахальство его ненавидеть и презирать его, предоставляя всякий суд Богу, и молись за обидевшего тебя, питая к нему в сердце любовь братскую. Смотри и сам на себя, как ты недугуешь чревоугодием, как чрево твое владеет тобою и во чреве диавол; как ради чрева, ради яств и пития ты питаешь ненависть к брату и тяжко согрешаешь пред Богом, нарушая весь закон Его в один миг, ибо весь закон во едином словеси: возлюби ближнего твоего, как самого себя [Мф. 22, 39], – значит, нарушение всего закона в ненависти сердца. Пусть ест и пьет, только бы с собой не брал, ведь он – свой; если другим милостыню подаешь – кольми паче своему оказывай милость.

По заповеди Спасителя того и возлюби, кого ты ненавидишь [Мф. 5, 44; Лк. 6, 27 – 28, 35], возлюби ради Христа и ради того, что он по образу Божию, что он член Его, хотя бы он и недостоин был любви и исполнен многих зол; благодари Господа и за то, что тебе приходится накормить и напоить и тех, кого бы ты не хотел, и что чрез это распинается воля твоя. Ибо какая награда тебе за то, что ты и в добрых делах исполняешь только свою волю? Ты исполняешь по своему соображению и расчету. Исполняй волю Божию, исполняй то, чего не хочет твой ветхий человек, чему сильно противится, – например, подай милостыню тому, кому бы и не хотел, накорми и напой охотно у себя дома того, кого бы и не хотелось по каким-либо расчетам (именно брата Константина), хотя бы он над тобою смеялся и тебя презирал, ибо и Господь питал Иуду предателя, хотя бы он, имея средства, никогда не воздавал тебе за твое добро, ибо любовь христианская не ищет воздаяния за свое пожертвование, не ищет своего [1Кор. 13, 5], с радостию полагает душу за други своя [Ин. 15, 13]. Побеждай себя.

Господи! благодарю Тя, яко даровал еси мне горячую молитву во время всенощной на 28 апреля (воскресенье, Неделя о самаряныне), яко отъял еси грехи моя, даровал еси мир, спокойствие, пространство, умиление, отраду. Но прости мне мое падение внутреннее в дому моем, то есть озлобление на брата, и примири мя с ним искренно, твердо, невозвратно. Аще в чем обидит мя, отъяв нечто из земных сластей, даруй мне претерпети и благодушно сносить лишение сластей, к которым пристрастен, которые должен презирать и распинать в себе, расточать охотно приходящим. Научи, утверди, Господи! Благодарю Тебя за посылаемые уроки (приходы брата есть-пить).

Господи! Помилуй мя, яко оскорбих Твою благостыню, Твои щедроты ненавистию моею и скупостию моею; своим пристрастием к земным благам огорчих Духа Твоего Святого, равно как злобою моею.

О, как противно, ненавистно Господу это пристрастие наше, жадность наша к земным сластям, производящая совершенное забвение небесных, духовных сладостей, уготованных любящим Бога и друг друга, и отревающая от любви к Богу и ближнему! А мы постоянно прилепляемся к земным сластям и из-за них ненавидим брата своего, когда он без нашего желания употребляет их!

Не вознаградит ли нас сторицею Господь за взаимную любовь и здесь, и наипаче в будущем веке [Мк. 10, 30]? И оскудевали ли мы когда, питая братию? Сколько лет прожили на свете, оскудевали ли когда, питая ближних? Никогда. О, маловеры!

Как мучит нас пристрастие к временному! А все не вразумляемся бросить это пристрастие. Какой стыд лицу, какая геенна на земле от этих пристрастий, какое омрачение, тупость – а все за то же принимаемся!

Все земное то же, что нуль (0), ничто; всякое же благо, и бесконечное благо для нас – Господь. Это помнить надо постоянно и не прельщаться ничем земным, а любить Бога да ближнего – Его образ, и помнить тесную связь между Богом и человеком.

Мудрость диавола состоит в том, чтобы прельщать нас земным и пригвождать к земному, а христианская мудрость должна состоять в том, чтобы презирать все земное и ценить небесное, прилепляться к небесным благам. Так, Божия Матерь и все святые и на земле были выше всего земного, выше пристрастия всех благ – они не занимали их, не прельщали.

Негодный я воистину, как посмотрю на себя беспристрастно, ибо многим бессмысленным страстям подвержен долгое время. Еще благость Божия хранит меня в житии, чтобы я исправился. Все я тот же, тем же страстям подвержен, что и в юности: сластолюбию, самолюбию, жадности, скупости, злобе, зависти, пресыщению, сребролюбию, лихоимству.

Кто виноват вчера был в смехе сестры? Она или ты? Ты подал повод тем, что надулся на брата: зачем приходит без спросу есть-пить? Смешному трудно не смеяться – таково существо смешного.

Страдая так много душой от пристрастия к пище и питью, возбуждаемою врагом-искусителем, всякий раз вспомним об искушении сатаною Господа нашего Иисуса Христа в пустыни, когда Он взалкал: скажи, чтобы камни сии сделались хлебами [Мф. 4, 3]. О, если бы мы умели побеждать врага, как Господь наш и наставник Иисус Христос! О, если бы мы презирали многоразличные яства и напитки и надеялись на Бога и любили Его паче всего и ближнего, как себя, не жалея ему никакой сладости, как и себе! А теперь сласти – наши боги, мы полагаем в них всю свою жизнь, к ним обращаем свою любовь, а не к Богу. Да научимся же у Подвигоположника Христа Бога, да читаем чаще об искушении Его в пустыни! Да следим за всею жизнию Его и да подражаем ей. Я дал вам пример [Ин. 13, 15], говорит Он.

Сущность христианства – вера, надежда, любовь, смирение, кротость, мир, долготерпение, милосердие, воздержание, чистота, простота, послушание, самоотвержение.

Сатана делает в нас свое дело систематически, умно, непрестанно, энергически. Что же мы дремлем?

Брат мой Константин кротко переносит мое неприязненное с ним обращение. Спаси его, Господи! Прости моя прегрешения противу него.

Благодарю Господа, укрепившего меня совершить литургию и причаститься Божественных Таин не в суд и осуждение. Горе мне оставаться долго без Святых Таин

(дней пять или шесть), без них делаюсь жилищем свиней умных40, ослабеваю духом и телом, делаюсь нездоров. С ними – оживаю, укрепляюсь, юнею. Благо работать Господу – служить службы дневные и совершать Таинства: Крещение, Брак, Елеоосвящение, напутствие больных; душа очищается.

Благодарю Господа, даровавшего благодать совершить непреткновенно Таинство Брака (воскресенье, 28 апреля).

Скупо подаешь милостыню нищим: на блуд что ли деньги бережешь, чтоб лакомиться, пышно одеваться?

Отчего я забываю свое обещание: не есть мяса и черного хлеба за вечерним чаем? О, человек, худший животного, преданный жадности! Не видишь разве, что ты не можешь спать ночью оттого, что пред сном наелся черного хлеба и мяса? Вовсе надо оставить мясо, ибо от него делается сильная эрекция. С своим чревоугодием ты не можешь ни писем писать, ни проповедей составлять, да смотри, и совсем заглушишь в себе благодать Божию, если не перестанешь чревоугодничать. Тем ли должен заниматься иерей, долженствующий на земле жить небесно, – ибо он и здесь еще удостоен ангельского служения.

Чем долее мы живем в этом мире, тем меньшее количество пищи нам нужно, особенно священнослужителям, – зачем же мы насилуем свою природу, употребляя излишнее?

Даждь мне, Господи, иметь самоотвержение нищих ради.

Господи! великий грех сделал я нынешний день пред Тобою: рассмеялся и не мог престать от смеха из-за смеха юродивого и дьячка моего во время вечерни (понедельник, 29 апреля), – а все по причине чревоугодия и пресыщения, ибо пред вечернею наелся щей с черным хлебом, напился чаю, поел несколько мяса, евши несколько часа за два с половиною. Враг удобно одолел мое сердце и расслабил его чрез чревоугодие. Это я чувствовал. Если бы я вооружил себя постом, я укрепился бы против беса смеха и сохранил бы благоговение в святом храме пред лицем Божиим, Божией Матери, святых Ангелов и святых. Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Если ярится сердце твое на приходящих в гости и поесть и попить чаю или на нищих, просящих милостыни, знай, что это ярится чрево твое, или демон чревоугодия и сластолюбия, и пойми, что надо делать. Презирати плоть, преходит бо, прилежати же о душе, вещи бессмертней. Презри чрево и уважь бессмертную душу, ходящую в оболочке плоти и обреченную в этом мире на разные телесные лишения, ради смирения, испытания, очищения, ради упражнения в терпении.

Трепещущаго словес Моих [Ис. 66, 2]. Каких словес? – Бог, Господь, Саваоф, Иисус, или Отец, Сын, Дух Святой, Троице Святая! Господи Боже наш! – Также и слова всех молитв церковных и наипаче Священного Писания.

Согрешил пред Богом нынешний день: сказал нищему с сердцем: убирайся прочь! (Просил на рубашку, а я дал только 2 коп.) Так ли ученику и служителю Иисуса Христа следует поступать? Где кротость, где милосердие? Где служение братии?

Алтарь – небо, ибо тут престол Божий, с которого глаголет Сын Божий; он же и Голгофа, ибо за престолом стоит крест с Распятым Господом, и самый престол можно назвать Голгофою, ибо на нем всегда возлежит Животворящий Крест. Место, занимаемое Церковью, есть земное селение, или двор овчий, потому что в нем предстоят словесные овцы. Иконостас – подобие неба.

Христианский взгляд на театр и на актеров. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их [1Ин. 4, 5].

Отчего церковное богослужение посещается весьма немногими? Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения [слав.: духа лестча\ [ 1Ин. 4,6]. Значит, в театре и в актерах действует дух лестчий.

Что такое большая часть драмы? – действие страстей. А кто виновник страстей? – Диавол. Кто же в драме действительной жизни и, само собою разумеется, в драме театральной главное действующее лицо? – Диавол. Вам смешно. – Но это верно. Неумолимая логика фактов подтверждает это. Итак, любители театра несут и досуги свои, и деньги свои, души и тела свои в жертву сатане.

Зачем мы служим твари паче Творца или даже одной твари – человекам, плоти, чреву, пище-питью, сребру и злату, иногда сами из себя, для себя и для других делаем идол, убирая свое грешное, смердящее тело с крайнею прихотливостию; зачем исключительное внимание обращаем на одежду и не печемся о душе, о нетленном ее одеянии?

Увы! я доселе не имею простоты сердечной. При виде добрых гостей за моим столом и своих братьев, я должен был бы взирать на всех как на сочленов, как на чад Божиих, и на ястие и питие как на пажить Божию – не мою, а я смотрю на них как на чужих, а на ястие и питие как на мою собственность! Мне надо бы было спрягаться душею с гостями посредством сердечной любви, а я спрягаюсь с яствами. Окаянен я человек! Мне бы надо спокойно, с радостию иждивать и расточать свое имение на нужды ближних, а я смущаюсь, скорблю, огорчаюсь и озлобляюсь, когда вижу у себя частых гостей за трапезою или нищих, часто подходящих просить милостыни. В этом видно пристрастие к земным стяжаниям, к земной жизни и отсутствие духа Христова, духа любви ко всем. Окаянен я человек!

Плоть наша сыта и пресыщена, одета, согрета, а все беснуется, когда видит, что ближние берут ее земные блага, когда гости часто ходят есть-пить, когда нищие часто подходят за милостынею и просят на пищу, одежду, за постой или ночлег на квартире! Слепая, окаянная, злая плоть!

Сам, приходя к кому-нибудь в гости, желаю, чтоб меня угощали охотно, щедро, лучшим из съестного, – сам же угощаю часто неохотно, скупо, подавая худшее, а лучшее оставляю себе. О, лукавство! О, злоба!

Господи! укрепи меня искать небесных сокровищ, а не земных! Видимое тленно, временно, а невидимое, небесное – нетленно, вечно.

Святая Церковь ежедневно молит Господа о помиловании и даровании различных благ людям и тем исповедует Его как Судию и Спасителя, как Творца и Промыслителя вопреки миру, прелюбодейному и грешному, который забывает, что есть Бог – Спаситель и Судия, Творец и Промыслитель, и думает, что мы случайно рождены и живем.

Серебренников стоял спокойно во храме во время брака, хотя он не чаял этого раньше, сам он считает это за нечто необыкновенное. Сообразить это с спокойным предстоянием верующих христиан в храме во время богослужения в том случае, когда предстоятель усердно молится. Священник – единоборец за всех, на него ополчаются сопротивные силы, ему бывает часто очень тяжко, но зато, если он вынесет эту борьбу, он доставляет душевное спокойствие и благодать Божию весьма многим, находящимся в храме.

За кого мы предстательствуем у престола величествия Божия? – За себя и за вас, братия. Почитайте же нас преимущественно с любовью за дело наше [ 1Фес. 5, 13], молитесь сами за нас.

Блаженны алчущие и жаждущие правды [Мф. 5, 6]. Блаженны, которые чувствуют духовный глад и духовную жажду, имеют алчбу и жажду благодати Божией. Как жгут нас страсти! Как томит глад греховный! Истаевает душа от грехов. О, с какою алчбою и жаждою благочестивые вкушают Тело Христово и пьют Кровь Его!

Когда служу в храме или пред народом вне его, враг смущает меня, борет мечтательным страхом; когда сажусь за стол или сижу за столом с посторонними – борет меня смущением, страхом, мнительностию, жалением снедей (от искренней молитвы пред столом все это исчезает). Когда встречаются нищие, часто просящие милостыни, опять смущает ожесточением на них и жалением денег. Непрестанная злоба! Чем избавиться? Простосердечною подачею требующим или беспристрастием к земным стяжаниям и искреннею ко всякому любовию, как к образу и подобию Божию и к членам Христовым и своим сочленам.

Тело человека – величественный храм, устроенный премудрым, святейшим, всемогущим, высочайшим Художником – Богом; храм, в котором живет бессмертная, по образу и подобию Божию сотворенная душа человеческая, которая должна проходить с ним свое земное поприще, совершить свой приготовительный курс и, приготовясь, поступить в небесное гражданство.

Видел странника Никиту-веригоносца, на голом полу спящего. Просил у меня благословения читать с очками: ничего, говорит, не вижу. Это я отношу к себе: имею я очи – и не вижу, читаю – и не исполняю, сердечные очи мои помрачены. Надо испросить просвещенные очеса сердца. Псалтиря маленького спрашивал, хотя у него есть он. Это опять урок мне: читать чаще Псалтирь (1 мая 1868 года). К себе приглашал я его, но он сказал, что дом у нас очень большой.

Всякую минуту, мгновение мне надо быть с Богом соединену верою, богомыслием, упованием, любовию. И как сладостно быть всегда в Боге! Как часто испытывал я блаженство богослужения! Для того, чтобы иметь общение с Богом, надо изнурять плоть свою – это гнездо страстей многих и различных: надо реже мыться в бане, меньше есть-пить, меньше спать, чаще стоять на молитве, читать Евангелие, Псалтирь, писания святых отец, вообще иметь непрестанное духовное трезвение. После бани и сна особенно тесноты увеличиваются во мне, искушения постигают меня. Употребление лакомой пищи и даже не лакомой, но в неумеренном количестве увеличивает духовные напасти. Сегодня (1 мая) я подвергался во время обедни большой опасности от невидимых злых духов – они теснили меня внутренно, смущали, не давали свободно выговаривать слов; на возгласе – Яко Ты ecu воскресение раба Твоего Михаила, запнулся, на великом входе сбился с толку при перечисление имен царствующей фамилии, а пред самым входом был сильно раздражен злыми духами; призывал Святого Духа смутно, не мог выговаривать молитв как должно; благословил довольно хорошо Дары, потом пошло довольно хорошо; во время причащения смутил лукавый – озлобил на диакона и сторожа; потом кончил хорошо. По употреблении Святых Даров совершенно успокоился, ожил, возрадовался. Слава Тайнам Твоим Святым! Эта беда случилась после бани, после заплетения волос. В бане как будто совлекаемся благодати Божией.

Постную пищу надо мне есть.

В Воздвижении Креста Господня, когда празднуется обретение погребенного и лежавшего в земле три века Креста Господня, сказать слово о обретении и воздвижении Господом погребенного страстями в земле образа Своего, то есть души человеческой.

Горняя мудрствуй, то есть люби врагов и тех, которые причиняют неприятное твоей плоти, распинают твои страсти, например скупость и жаление сладких снедей и питья, против желания твоего приходя к тебе есть-пить, злобу и зависть твою, пробуждающиеся в сердце твоем относительно таких людей. Принуждай себя любить искренно и таких людей. Ни единого движения злобы, зависти, скупости, жадности да не будет в сердце твоем ни к какому человеку: все Божии и всё Божие.

* * *

36

Григорий (Постников; 1784 – 1860), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. В 1814 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, в которой одним из его наставников был святитель Филарет (Дроздов), оказавший на него большое влияние. С 1819 года – ректор и ординарный профессор Санкт- Петербургской Академии; поддерживал в Академии строгий порядок, усовершенствовал учебные программы, улучшил материальное положение студентов; преподавал богословские науки, Священное Писание, участвовал в переводе Священного Писания на русский язык. Лекции его расходились в печатном и рукописном виде по многим духовным учебным заведениям. Трудами митрополита Григория было положено начало официальной духовной журналистике в России: в 1821 году он основал один из первых в стране духовных журналов – «Христианское чтение», в 1855 году в Казани начал выходить журнал «Православный собеседник», в 1857 году был основан журнал «Духовная беседа», предназначенный для мирян. В 1822 году был хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1825 году был назначен на Калужскую кафедру, где начал активно заниматься миссионерской деятельностью среди старообрядцев. В 1832 году возглавлял торжество обретения мощей святителя Митрофана Воронежского. В 1848 году назначен архиепископом Казанским и Свияжским. Особое внимание уделял миссионерской деятельности, заботился об укреплении единоверчества, возглавил комитет для перевода богослужебных книг на татарский язык. По его настоянию были открыты миссионерские отделения при Духовных Академиях и семинариях в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Киеве. Владыка Григорий был крупным специалистом по истории старообрядчества. Его книга «Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь» (1854) при жизни святителя была издана четыре раза. В 1856 году возведен в сан митрополита и переведен на Санкт-Петербургскую кафедру, с этого времени состоял первоприсутствующим членом Синода. Митрополит Григорий был неутомимым проповедником, он проповедал за каждым богослужением, обращаясь к слушателям с простым, кратким, но емким наставлением. Митрополит Григорий состоял членом Санкт-Петербургской академии наук (с 1821 года), почетным членом по отделению русского языка и словесности (с 1841 года) и общего собрания академии наук (с 1856 года). Вел строгий аскетический образ жизни, отличался щедрой благотворительностью. Погребен в Свято-Духовской церкви Александро-Невской Лавры.

37

Домкрат – механизм для подъема тяжестей на небольшую высоту.

38

Продерзок (церк.-слав.) – непочтителен, дерзок, нагл.

39

Уметы (церк.-слав.) – помет, сор.

40

То есть злых духов, демонов.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 13 : 1867-1868. - 2008. - 275 с. ISBN 978-5-902112-61-7

Комментарии для сайта Cackle